1
2
Этногенез и этническая история (карелы) | |
Рубрики | |
Предки карел в I тыс. н.э. занимали территорию к северу и северо-западу от Ладожского озера, включая район Сайменских озёр. К началу II тыс. н.э. здесь сформировалось племенное объединение корела с центром в г. Корела (ныне г. Приозерск Ленинградской обл.). С XI в. начинается продвижение части корелы на Олонецкий перешеек, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами веси. Складываются южнокарельские этнографические группы ливвиков и людиков. С этого же времени начинается освоение территорий современной средней и северной Карелии, где предки карел встретились с саамами. Часть саамов была ассимилирована, оставшиеся оттеснены к XVIII в. на Кольский полуостров. В XII в. карелы вовлекаются в орбиту влияния Новгородского государства. В XIII в. они принимают православие. В 1478 г., после присоединения к Москве Новгородской земли, карельская территория входит в состав Русского государства. По Столбовскому миру 1617 г. Россия уступила Швеции территории западного и северо-западного Приладожья, населённые карелами. С этого времени до начала XVIII в. из-за политики религиозного, национального и социального угнетения, проводимой Шведским государством на приобретённых землях по отношению к местному православному населению, значительная часть карел переселилось во внутренние области России. Часть оставшихся на территории Приладожья карел перешла в лютеранство и приняла участие в формировании финского этноса. Карелы-переселенцы обосновались на русских землях, опустевших в начале XVII в. В местах компактного поселения образовались локальные группы тверских (верхневолжских), валдайских, тихвинских и медынских карел. В начале XX вв. карелы проживали на территории ряда уездов Архангельской, Олонецкой, Новгородской и Тверской губерний. В Архангельской и Олонецкой губерниях они являлись в основном государственными крестьянами, в Новгородской и Тверской губерниях - помещичьими. К началу XX в. группы валдайских и медынских карел были ассимилированы русским населением. В 1920 г. на территории Карелии создаётся Карельская Трудовая Коммуна, которая в 1923 г. преобразуется в автономную республику в составе РСФСР. В 1940 г. на её основе была образована Карело-Финская ССР. В 1956 она ликвидируется, вместо неё вновь создаётся Карельская АССР, которая в 1991 г. преобразовается в Республику Карелия. В конце 1928 г. в Ленинградской области были созданы карельские национальные сельсоветы, имвшие такой статус до 1937 г. На территории проживания тверских карел в 1937 - 1939 гг. существовал национальный округ. Библиография: 1. КАРЕЛА: основные сведения // Сайт «Хронос» [Электр. ресурс] / Ред. В. Румянцев. – 12.01.2002. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/etnosy/karely.html 2. КАРЕЛЫ: историческая справка // Сайт «Финноугория» [Электр. ресурс] // Финно-угорский культурный центр РФ. – Республика Коми, 2007-2008. – Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/folk/6/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=344&ELEMENT_ID=2207 3. САКСА А.И. Древняя Карелия во второй половине I – первой половине II тыс. н.э. Происхождение, история и культура летописной карельской земли: Автореф. дис. на соискание ученой степ. д-ра ист. наук [Электр. ресурс]. – СПб., 2006. – Режим доступа: www.archeo.ru/rus/download/saksa.pdf | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Этнонимы вепсов | |
Рубрики | |
Особенности формирования вепсов и их расселения отражаются в отсутствии у них единого самоназвания. Этноним вепсы (vерslаizеd, bерslаizеd) известен лишь в части вепсских говоров. Он распространен в основном у южных вепсов (в форме bерslааnе) и у части средних вепсов на верхнем течении Ояти. В прошлом этот этноним имел явно более широкий ареал. Об этом свидетельствует, например, то, что паданские карелы называют вепсами (vерsаd) своих южных соседей – карел-людиков. В пограничной зоне расселения карел-людиков и собственно карел в северо-западном Обонежье сосредоточена и группа топонимов с основой vерs-/вепс-, что отмечает границу былого распространения вепсов в северо-западном Обонежье. Следы этого этнонима обнаруживаются и в топонимии восточного Обонежья, а также в северо-западном Приладожье и в восточной Финляндии, где термин vерsa-вепся хорошо известен также в качестве антропонимной основы, закрепившейся в целом ряде финских фамилий. Финский этнограф Нийло Валонен склонен связывать распространение этнонима в этих местах с вепсской экспансией, что, однако, не находит убедительных лингвистических и археологических подтверждений. В связи с этим интересно предположение о карельском-ливвиковском посредничестве в распространении названий, в которых выступает вариант vерsu-. Прионежские вепсы, а также часть приоятских вепсов (западные говоры) называют себя так же, как и карелы-людики, людиками (ludinik, ludilаinе), а свой язык соответственно людиковским (ср.: раgistа ludiks – «говорить по-вепсски»). Этот этноним с явными русскими истоками распространился, видимо, вдоль Свири и вытеснил здесь самоназвание вепсы (vерslainе), сохранившееся на окраинах прежнего ареала – на территории, удаленной от Свири. Активное функционирование этнонимов характерно для зон межэтнического контактирования. Там же, где контакты были ограничены, этнонимическая система не получила особого развития. Эта закономерность особенно наглядно проявляется в восточновепсском ареале, в глухом углу Онежско-Белозерского водораздела, где у вепсов никакого особого самоназвания нет. Они называют себя и соплеменников просто tahinе, tagаlаinе «здешний», а его язык характеризуют словами tеidе kаrttе раgizеb – «по нашему говорит», tou kеl'uu раgizеb – «на этом языке говорит». На южной границе вепсского ареала в качестве самоназвания бытует этноним чухарь (cuhаr', мн. ч. cuhаrid), воспринятый из смежных русских говоров. Этноним чухарь проник на восток из Новгородской земли, очевидно, по южным окраинам вепсской территории вдоль того пути новгородской колонизации, который шел из Приильменья в Белозерье. Термин чухарь известен и на других вепсских территориях, однако не в качестве самоназвания, а как пренебрежительное прозвище в среде русских соседей. Русские соседи называли вепсов также кайванами и чудью. Последний этноним широко использовался в XIX – начале XX в. в научной и справочной литературе о вепсах. Лишь в 1920–1930-e годы, в период национально-государственного и языкового строительства, в литературе, а также в сознании носителей вепсского языка постепенно утвердилось единое название народности вепсы. Традиционно считается, что в исторических источниках вепсы известны и как чудь, и как весь. Функционирование двух терминов связано, очевидно, с тем, что западная часть вепсской территории тяготела к Приладожью (чудь), в то время как восточная – к Белозерью (весь), и вследствие этого народ различно назывался их соседями с запада и востока. В действительности это, видимо, слишком упрощенное представление, и литература, освещающая проблему древних этнонимов, полна противоречивых, взаимоисключающих представлений. В древнерусских документах весь устойчиво связывается с Белым озером. Видимо, вследствие того, что в период зарождения Древнерусского государства Белозерский ареал играл благодаря волжской торговле более важную роль, чем Приладожье, в документах упоминается именно белозерская весь. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |
1
2