Адреса / Сопредельные территории/Псковская область/Гдов г.
Водский язык
Рубрики
Водский язык относится к прибалтийско-финской группе уральской семьи языков. По одной из классификаций прибалтийско-финских языков водский язык, вместе с эстонским и ливским образуют южную подгруппу. Водский язык представлен несколькими местными диалектами, которые обычно делят на западные и восточные. Среди западных можно выделить диалект д. Кроколье, близкий к нему диалект деревень Лужицы (Luutsa) и Пески (Liivcyla), диалекты деревень в окрестностях д Маттия (Mati), диалекты деревень в окрестностях д. Котлы (Kattila) и диалекты находящиеся к югу от Котлов. К восточно-водским относятся диалекты нескольких деревень в районе Копорья (Kabrio), включая д. Ицепино (Icapaiva) и д. Подмошье (Mahu). Различие между западно-водскими и восточно-водскими диалектами небольшое. К водскому языку традиционно относят еще два диалекта, имеющие существенные отличия от перечисленных выше. Это диалект кревингов, потомков водских военнопленных, переселенных в район г. Бауски ливонскими рыцарями в сер. 15 в., а также диалект д. Куровицы (Kukkuzi), возникший в результате "ижоризации" местного водского языка. Водский субстрат заметен не только в Куровицком диалекте, но и в других ижорских диалектах Нижней Луги. Наиболее сильное водское влияние заметно в диалектах д. Орлы (Kotko), д. Манновка (Mannakka), д. Извоз (Teesuu), д. Кейкино (Haavikko) и Дальней Поляны. В несколько меньшей степени водское влияние заметно в деревнях по р. Росона. По данным Пауля Аристэ водское влияние отмечается и в некоторых северо-восточных диалектах Эстонии, например в диалекте д. Вайвере, и в некоторых эстонских диалектах на берегу Чудского озера. Водское влияние заметно и в ряде финских диалектов Западной Ингерманландии, например на Курголовском п-ве, в районе д. Дубровка (Suakyla), а также в лютеранских приходах деревень Котлы и Novoselkka. Некоторые исследователи также упоминают о существовании некоего прибалтийско-финского языка в районе Гдова, Добручинская волость. Первая грамматика водского языка появилась еще в 19 веке (Альквист). В начале 20 века Дмитрий Цветков из д. Краколье написал первую водскую грамматику на родном языке. В 30-е гг., во время создания письменностей на миноритарных языках для водского языка не было создано отдельной письменности и обучение в школах проводилось на ижорском языке. Сталинские репрессии а также Вторая Мировая война нанесли огромный ущерб водскому народу. В послевоенное время далеко не всем вожанам удалось вернуться в свои родные деревни. В школах в послевоенное время преподавание велось только на русском языке, а употребление водского языка не поощрялось даже в личном общении. Результатом этого стало резкое сокращение территории распространения водского языка к концу 20 века. Тем не менее с начала 90-х гг. начинается движение за возрождение водского языка и в 1994 году начинают функционировать курсы водского языка в Санкт-Петербурге. С наступлением 21 века деятельность этих курсов активизируется. В это же время впервые начинается преподавание водского языка в средней школе д. Краколье. В настоящее время ведется работа над созданием различного рода учебных пособий по водскому языку. Автор: Мехмет Муслимов Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ Сородичи по языку. – Будапешт, 2000.
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Водь
Рубрики
Водь (устар. – чудь, самоназв. – вадьялайн), этническая общность, потомки древнего нас. Северо-Запада России. Водский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи, близок к эстонскому. В. обособилась от эстонских племен в I тыс. н. э.; впервые упоминается в рус. летописях под 1069, входила в состав владений Вел. Новгорода (см. Водская земля). С XII в. началось распространение православия; при этом до XX в. сохр. пережитки языческих верований (наподобие ижорских; см. Ижора). На основе археол. находок выделяют три группы В.: северо-западную (Ниж. Полужье); северо-восточную (окрестности Копорья), южную (окрестности г. Гдов; ассимилирована славянами к XIII в.). По переписи 1926 В. насчитывалось ок. 700 чел. (по данным исследователей – более 6 тыс.) на Ниж. Луге и в р-не дер. Котлы и с. Копорье (ныне – Кингисеппский и запад Ломоносовского р-на). В 1980-е В. официально признана исчезнувшим народом. По переписи 2002 в РФ – 73 чел. В. (в т. ч. в Лен. обл. – 12 чел., в СПб. – 12 чел.). По оценкам исследователей, совр. числ. В. в Лен. обл. – неск. десятков чел. (в осн. представители ст. поколения в дер. Краколье и Лужицы Кингисеппского р-на). Традиционные занятия: земледелие, животноводство, рыболовство. Древнее жилище В. (как и у эстонцев) т. н. «жилая рига» – помещение, используемое одновременно для жилья и сушки снопов. Под рус. влиянием распространилась изба восточнославянского типа с духовой печью. В XIX в. различался костюм девушек (глухой белый сарафан без рукавов, круглая шапочка «пяясиэ», украшенная бисером, раковинами каури, оловянными бляшками) и замужних женщин (синий сарафан, головной убор конической формы из полотна на жесткой основе – «пайкас»; до рождения ребенка – белый, после – красный). Волосы замужней женщине в XVIII в. брили; до кон. XIX в. – коротко стригли. В XIX в. распространились рус. сарафаны и головные уборы типа сороки и повойника. Муж. одежда уже в XVIII в. не имела специфических черт. Сохр. и записан фольклор В. (сказки, песни, плачи, поговорки, загадки); широко был известен струнный муз. инструмент канныл (см. Кантеле). Предметы культуры В. представлены в экспозиции Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Лужицы существует частный т. н. Водский нар. музей (создатель – Т.В. Ефимова). С 2000 в июле проводится праздник деревни с участием фольклорных коллективов Кингисеппского р-на. Лит.: Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992. С. 71-88; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 555-591; Rank G. Vatjalaiset. Helsinki, 1960; Ariste P. Vadja rahvakalender. Tallinn, 1969. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Епархия Санкт-Петербургская
Рубрики
ЕПАРХИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ, терр.-адм. часть РПЦ. Учреждена 1 сент. 1742 по указу имп. Елизаветы Петровны, ранее терр. входила в состав Новгородской епархии и Синодальной обл. В 1742-45 первым правящим архиереем стал еп. С.-Петербургский и Шлиссельбургский Никодим (Сребницкий). В 1764 Е. была отнесена к 1 классу, к ней отошли Эстляндия и «рус. Финляндия», в 1780-1781 – Луга, Гдов и Новая Ладога с уездами. С 1770 столичный архиерей титуловался С.-Петербургским и Ревельским, с 1775 стал первенствующим членом Синода с титулом Новгородский и С.-Петербургский (с 1783 – в сане митр., Новгородская епархия управлялась вместе с Е. до 1892). При первом митр. Гаврииле (Петрове) стала центром церк. жизни страны. Передел границ губерний в 1797 коснулся епархий, и в Е. вошли СПб., Эстляндская и Выбоpгская губ., в к-рых насчитывалось 23 гоpода и 324 церкви. В 1865 Эстляндия отошла к Рижской епархии, и к титулу правящих архиереев было добавлено «Финляндский», в 1892 Финляндия выделена в самостоятельную епархию, одновременно с Новгородской. С 1892 границы Е. совпадали с С.-Петерб. губ., она именовалась С.-Петербургская (с 1914 – Петроградская) и Ладожская. До 1917 Е. управляли архиеп. Феодосий (Янковский; 1745-50), Сильвестр (Кулябка; 1750-61); Вениамин (Пуцек-Григорович; 1761-62), Гавриил (Кременецкий; 1762-70), митрополиты Гавриил (Петров; 1770-99), Амвросий (Подобедов; 1799–1818), Михаил (Десницкий; 1818- 21), Серафим (Глаголевский; 1821-43), Антоний (Рафальский; 1843-48), Никанор (Клементьевский; 1848-56), Григорий (Постников; 1856-60), Исидор (Никольский; 1860-92), Палладий (Раев; 1892-98), Антоний (Вадковский; 1898–1912), св. Владимир (Богоявленский; 1912-15); Питирим (Окнов; 1915-17). В составе Е. существовали викариатства: Ревельское (1817-65), Выборгское (1859-92), Ладожское (1865-92, 1917), Нарвское (1887–1917), Гдовское (1892–1917), Ямбургское (с 1897), Кронштадтское (1907-17). Под непосредственным начальством митрополита находилась Духовная консистория. Через нее в Е. производились управление и церк. суд. В первой пол. XIX в. в нек-рых городах Е. имелись духовные правления. После 1840 их сменили благочиннические округа, в состав к-рых входило 10-30 приходов. К кон. XIX в. в Новоладожском у. было четыре, С.-Петерб., Гдовском, Лужском и Царскосельском – по три, Ямбургском – два округа. Существовали также единоверческий и эстонский благочиннический округа, благочиния монастырей Е. В 1721 при Александро-Невском мон. была открыта Славянская школа (с 1788 – Гл. семинария, с 1797 – Александро-Невская академия, с 1809 – СПб. Духовная академия). Церк.-приходские школы и школы грамоты находились в ведении епарх. Братства во имя Пресв. Богородицы. К епарх. учреждениям относились также С.-Петерб. Духовно-цензурный комитет, Комитет Правосл. миссионерского об-ва, свечной з-д, эмеритальная (пенсионная) касса, попечительства. В 1869-85 вышли в свет десять вып. «Историко-статистических сведений о С.-Петерб. епархии». С 1895 издавался журн. «С.-Петерб. духовный вестник», с 1902 – «Известия по С.-Петерб. епархии». К 1917 в Е. имелось 790 ц. при 1700 священниках, 16 мон. и 1629 монашествующих. После рев-ций 1917 начались гонения, закрытие мон., церквей и духовных школ. С кон. 1920-х усилились репрессии, в 1932-33 ликвидированы последние мон. – Воскресенский (Макарьева пустынь) и Александро-Невская лавра. К июню 1941 в Е. действовала 21 ц., в том числе восемь в Ленинграде. Во время ВОВ Е. занималась патриотической деятельностью, внесла в Фонд обороны 17423 тыс. руб. На оккупированной терр. Е. под эгидой Псковской Духовной миссии действовало 117 ц., к-рые принадлежали Балтийскому экзархату Зарубежной РПЦ (большую часть из них закрыли в 1944-45). В 1946 вновь открылись Духовные академия и семинария. Число приходов Е. в 1949 достигло 57, в том числе 16 в Ленинграде. В результате новых гонений (1958-64) в Е. в 1965 осталось 47 ц. и 120 священнослужителей. В сов. период Е. управляли митр. Петроградский и Гдовский св. Вениамин (Казанский; 1917-22), митр. Ленинградские: Иосиф (Петровых; 1926-27), св. Серафим (Чичагов; 1928-33), Алексий (Симанский; 1933-45), Григорий (Чуков; 1945-55), Елевферий (Воронцов; 1955-59), Питирим (Свиридов; 1959-60), Гурий (Егоров; 1960-61), Пимен (Извеков; 1961-63), Никодим (Ротов; 1963-78), Антоний (Мельников; 1978-86). Возрождение Е. началось в 1988 при митр. Ленинградском и Новгородском Алексие II (Ридигер; 1986-90), ныне Патриархе Московском и всея Руси. В 1990-95 Е. управлял митр. Иоанн (Снычев). С 1995 Е. возглавляет митр. СПб. и Ладожский Владимир (Котляров). Границы Е. с 1990 совпадают с границами Лен. обл. На 2005 в Е. имелось 12 мон. (9 в области), 442 прихода и приписных храма (в том числе в Лен. обл. – 224). Богослужения совершаются в 338 ц. и 139 часовнях 509 священниками и 139 диаконами. С 1999 кафедральный храм Е. – Казанский собор. В Духовных академии и семинарии в 2005 обучалось 540 студентов; ректор – архиеп. Тихвинский Константин (Горянов). Приходы Е. входят в 20 благочиний и подчиняются С.-Петерб. епарх. управлению, к-рое возглавляет правящий архиерей. При нем действует Епарх. совет и семь отделов: издательский, миссионерский, по религ. образованию и катехизации, по благотворительности, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по противодействию наркомании и алкоголизму, по связям с ГУИН, архит.-худож., а также комиссии – по канонизации и ревизионная. В 1998 организован сайт С.-Петерб. митрополии. С 2000 ежедневное вещание осуществляет епарх. радио «Град Петров». В Е. работают больница Св. блаж. Ксении Петербургской, богадельни при храме Св. Андрея Критского и др., дет. приют «Дом милосердия», Братство Св. Анастасии Узорешительницы, ночлежные дома, благотворительные столовые. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994; Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат (1917–1945). СПб., 1995; Справочник по С.-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. СПб., 2001; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006; Санкт-Петербургская митрополия. – http://www.mitropolia-spb.ru А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
История води
Рубрики
Самые ранние археологические находки, которые можно отнести к предкам водского народа, восходят к IV-V1I вв. и. э. Вместе с ижорцами водь являлась коренным населением территории Ингерманландии. Их земли лежали вдоль важнейших торговых путей с востока на запад на юго-восточном побережье Финского залива. Переселенческий поток восточнославянских племен (кривичей и словен) в VI-VIII вв. достиг земель между озёрами Пейпус (Чудским) и Ильмень, а в Х в. постепенно распространился и на другие области Ингерманландии. В древнерусских летописях название различных прибалтийско-финских народов впервые встречается в связи с рассказом об основании Новгорода (859 г.) в форме "чудь" - этноним, в котором наряду с другими следует видеть, вероятно, и водский народ. Под 1069 г. водский народ первый раз упоминается отдельно под именем "водь", когда водская рать в союзе с полоцким князем напала на Новгород, но потерпела поражение. Начиная с XI в. водь попадает в зону влияния Новгорода, и их зависимость от феодальной Новгородской республики в последующие столетия возрастает всё больше. Населённые водью земли стали северной частью Новгородского княжества. С середины XII в. водь уже сражается вместе с новгородцами с племенем Ямь (Емь по-фински h(me), а в XIII в. - против шведских и немецких рыцарей-крестоносцев причём земли води часто разоряют чужие войска, а сотни и тысячи жизней её жителей уносят различные эпидемии. С 1270 г. водь и ижора несли воинскую повинность в новгородских дружинах. В Новгороде военная и политическая власть находилась в руках восточных славян, хотя, по сведениям одного письменного источника, на новгородском вече говорили главным образом "по-чудски". Таким образом, водь играла достаточно важную роль в жизни новгородского города-государства. В XIII в. населённые водью территории простирались от реки Нарвы до реки Ижоры и от Финского залива до города Гдова. Интерес к водским территориям проснулся и у католической церкви. Папа Александр III в своей булле конца XII в. упоминает язычников Водской земли (pagani Watlandiane). Несмотря на то, что водь приняла православие, папа римский в 1255 г. назначает на карельских и водских землях своего епископа. Водской землей живо интересовался и немецкий рыцарский орден, его войска часто вторгались туда. В 1440-е гг. они увели с собой захваченных водских пленников, которых затем поселили в Курляндии. К середине XIX в. называемые местным латышским населением "кревепсши" (русскими) потомки водских пленников были полностью ассимилированы. В 1478 г. Московское великое княжество присоединило к себе Новгород, разделив его земли на пять административных единиц, одна из которых стала называться "Водской (Вотской) пятиной". В 1484 и 1488 гг. большое количество води было силой вывезено в среднерусские земли, а на их место переселили русских. Вероятной причиной насильственного выселения была необходимость обеспечения безопасности пограничных областей Русского государства. Этой же цели служило также обращение в православие, распространению которого на водских землях уделялось особое внимание, ибо оно служило опорой власти и верным залогом русской гегемонии. Несмотря на это, в середине XVI в. два новгородских епископа жалуются, что водь по-прежнему держится своих языческих верований. Позже на этих территориях усилилась миссионерская деятельность русской церкви. На внедрение православия указывает тот факт, что в среде коренного населения вошли в обиход русские имена, дававшиеся при крещении. С 1617г. на протяжении почти целого столетия Водская земля была частью Швеции. Из-за насильственного обращения в протестантство и налогового бремени многие из водского народа бежали в Россию, а на их место поселили финнов из Юго-Восточной Финляндии, исповедовавших евангелистскую веру. В годы Северной войны (1700-1721 гг.) этот край вновь сменил хозяев, после тяжёлых битв русский царь Пётр Великий основал на его землях город Санкт-Петербург (1703 г.), а большое количество води выслали в Казань. В новую столицу и её окрестности прибыло много русских жителей, что привело к значительному усилению уже начавшейся ранее ассимиляции води. Фавориты царя получили земельные угодья и поместья в Ингерманландии, и повинности сельского населения ещё более возросли. К середине XIX в. стало ещё слабее самосознание води как народа, последним бастионом которого являлся водский язык. К этому времени почти половина води знала русский язык, ибо почти полностью находилась под воздействием русской культуры, его усилению способствовало и православие. Хотя у води имелся свой самобытный фольклор, материальная культура и обычаи, всё больше распространялись русские песни и русский уклад, русский быт. Во второй половине XIX в. численность карел, ижорцев и вепсов существенно выросла, в то время как количество води уменьшилось до одной пятой от прежнего количества. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. 4. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm
Тематические группировки
подробнее…
Санкт-Петербургская губерния
Рубрики
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ, историческая адм.-терр. единица в составе России. Образована в 1708 указом Петра I о разделе России на восемь губ. Включала терр. совр. Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской обл., частично –Архангельской, Вологодской, Ярославской обл. и Республики Карелия (пл. 482,5 тыс. кв. км). До 1710 также именовалась Ингерманландской. В ходе реформы 1727 терр. СПб. губ. значительно уменьшилась: была создана Новгородская губ., часть Ярославской и Углицкая провинции переданы Московской губ., Нарвская провинция – Эстляндии. В 1744 из СПб. г. выделена Выборгская губ. В сер. XVIII в. СПб. губ. состояла из четырех дистриктов (уездов): Петерб., Шлиссельбургского, Копорского, Ямбургского. В 1780, в период губ. реформы Екатерины II, реорганизована в губернию с семью уездами: С.-Петербургский, Шлиссельбургский, Софийский, Рождественский, Ораниенбаумский, Ямбургский, Нарвский. В 1802 упразднены Рождественский и Нарвский у., прибавлены Гдовский, Лужский, Новоладожский. В 1808 после включения г. София в состав г. Царское Село Софийский у. переименован в Царскосельский. В 1812 Сестрорецк передан Выборгской губ., в 1864 возвращен в СПб. губ. В 1848 Ораниенбаумский у. преобразован в Петергофский в связи с переносом центра в г. Петергоф. Уезды делились на волости. В состав СПб. губ. входили два портовых города – Кронштадт и Нарва. В 1897 население СПб. губ. (не считая СПб.) – 840,7 тыс. чел. (городское – всего 8%). Пл. – 53,8 тыс. кв. км. На терр. губернии проживали русские, ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, немцы. Близость к столице обусловила развитие промыслов, в т. ч. дачного (см. Дачная архитектура, Дачники). В СПб. губ. возникли многочисл. дворянские усадьбы. В 1870 СПб. выделен из состава СПб. губ. в отд. градоначальство (объединены вновь в 1920). В 1914 переименована в Петроградскую губ., в 1924 – в Ленинградскую. В 1918 входила в состав Союза коммун Северной области. В 1922 в губ. включены Вытегорский и Лодейнопольский у. упраздненной Олонецкой губ. В 1927 вошла в состав новообразованной Лен. обл. Территория СПб. губ. занимала зап. часть совр. Лен. обл. Юж. половина быв. Гдовского у. СПб. губ. с г. Гдов входит в состав Псковской обл. Лит.: Пушкарев И. Описание С.-Петербургской губернии. СПб.,1842; Жуковский (полк.). Военно-статистическое обозрение С.-Петербургской губернии. СПб., 1851; Россия. Полное географическое описание нашего Отечества / Под ред. В.П.Семенова. СПб., 1900. Т.3: Озерная область; Кащенко С.Г. Реформа 19 февраля 1861 г. в С.-Петербургской губернии. Л., 1990. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Сланцевский район
Рубрики
СЛАНЦЕВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2,2 тыс. кв. км. Нас. – 47,9 тыс. чел. В состав С. р. входят г. Сланцы (адм. центр), 155 сел. населенных пунктов. Граничит с Кингисеппским, Волосовским, Лужским р-нами Лен. обл., Гдовским р-ном Псковской обл., с Эстонией (по р. Нарва). Имеет выход к Чудскому оз. Образован в 1941 (в 1963-65 входил в состав Кингисеппского р-на). Через С. р. проходит ж.-д. магистраль СПб. – Гдов (построена в 1940). Шоссейные дороги связывают р-н с СПб., Псковом, Лугой, Гдовом, Новгородом, Ивангородом. С. р. расположен на низменной равнине в междуречье рр. Нарвы и Луги. По терр. района протекает р. Плюсса. Район богат сырьевыми ресурсами: здесь находится единственное в России месторождение горючих сланцев, ведется добыча известняка, торфа, сапропели; развиваются лесозаготовки. Пром. предприятия сосредоточены в г. Сланцы. Основными с.-х. предприятиями являются АОЗТ «Осьминское» (дер. Овсище, мясо-молочное животноводство), АОЗТ «Родина» (дер. Выскатка, картофелеводство). На терр. С. р. обнаружены славянские курганно-жальничные могильники XI–XIV вв. В урочище Ольгин Крест (ныне нежилая местность на берегу р. Нарва южнее дер. Степановщина) находился кам. крест, установленный, по преданию, в Х в. кн. киевской Ольгой. Позднее крест был вделан в стену ц. Свят. Николая Чудотворца (разрушена в 1944). До нач. XVI в. терр. совр. С. р. была разделена между владениями Пскова (Гдовский у.) и Вел. Новгорода (Сомерский погост Шелонской пятины). В период Смутного времени эти земли были оккупированы шведами; по условиям Столбовского мира 1617 – в составе России. В кон. XVIII – нач. XX вв. терр. совр. С. р. входила в состав Ямбургского и Гдовского у. С.-Петерб. губ. В XVIII–XIX в. возникли усадьбы, из к-рых известны Кошелевичи, Сижно, Малафьевка. В годы ВОВ р-н был оккупирован, пос. Сланцы и все пром. предприятия полностью уничтожены, однако уже к 1949 шахты были восстановлены. Удаленность от кр. гор. центров способствовала лучшей, чем в соседних р-нах обл., сохранности нар. традиций и фольклора. С 1999 проводится фестиваль нар. творчества «Плюсский венок» с участием песенных коллективов и хранителей ремесленных традиций из Лен. обл. и Гдовского р-на Псковской обл. Работают Сланцевская библиотека центральная районная, Новосельский дом рус. нар. творчества (дер. Новоселье). Выходит районная газ. «Знамя труда». Правосл. приходы действуют в Сланцах, дер. Б. Поля, Заручье, Козья Гора (Поречский Покровский мон.), Ложголово (Георгия Победоносца Великомученика ц.), Сижно, пос. Старополье (Рождества Христова ц.). Самой древней сохр. постройкой можно считать ц. Архангела Михаила в дер. Сижно (XVII в.). Пам. культовой архитектуры является здание ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Пенино. В 1990 возвращена общине ц. Архангела Михаила в дер. Зажупанье (службы не проводятся из-за аварийного состояния здания). В дер. Б. Поля с 1990 действует ц. Казанской иконы Божией Матери, в 2005 при спецшколе закрытого типа для трудных подростков освящена ц. Св. Благоверного вел. кн. Александра Невского (приписная к ц. Прп. Серафима Саровского в г. Сланцы). При поддержке Комитета по физ. культуре, спорту, туризму и молодежной политике Лен. обл. и администрации р-на разрабатывается программа развития туризма, проводятся семинары «Туристские ресурсы Сланцевского района». Лит.: Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района Ленинградской области / Сост. А. Мехнецов, Е. Мельник. Л., 1985; МО «Сланцевский район». – http://www.slanmo.ru/; Сланцевский историко-краеведческий музей. – http://townslantsy.narod.ru/museum.html А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Типографское и издательское дело
Рубрики
ТИПОГРАФСКОЕ И ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО, в С.-Петерб. губ. развива-лось сравнительно слабо, что было обусловлено близостью к СПб. – крупней-шему полиграф. и издательскому центру. В 1904 существовало по одной типо-графии в Луге, Гатчине, Тихвине и во входивших тогда в состав губ. Гдове и Нарве. В 1910 имелось 3 типографии в Луге, 1 – в Гатчине, 2 – в Тихвине (в тот период в составе Новгородской губ.), позднее появилась типография в Шлиссельбурге. Это были мелкие предприятия, печатавшие в осн. т. н. акцидентную продукцию (бланки, этикетки, объявления и пр.) и лишь изредка – брошюры и кн. небольшого объема и тиража. Губ. типография, как и ред. газ. «С.-Петерб. губ. ведомости», находилась в СПб. Книжных изд-в в С.-Петерб. губ. не было. В качестве издающих орг-ций выступали местные земства, мед., образователь-ные и др. учреждения, выпускавшие отчеты, журн. и пр., но печатали их в осн. в СПб. В 1918 полиграф. дело в стране было полностью национализировано. В 1923 в Ленинграде было создано кооперативное изд-во «Кирья» («Книга»), к-рое выпускало литературу на прибалт.-фин. языках для финноязычного нас. области (в 1937 ликвидировано). После создания Лен. обл., в 1930-е в ходе орг-ции сети районных газет создавались и районные типографии, для к-рых из типографий Ленинграда передавалось неиспользуемое оборудование, направлялись специалисты и квалифицированные рабочие. В период ВОВ многие типографские здания были разрушены. В 1950е – 1960-е в обл. шло планомерное стр-во новых типографий (в Волхове, Кингисеппе, Киришах, Луге, Мге, Соснове, Рощине), оснащение их новым оборудованием. Созданная в этот период сеть типографий и сейчас составляет осн. полиграфии Лен. обл. В районных изд-вах, кроме районных газет, выпускались пропагандистские и популярные брошюры на местном материале. Осн. часть книжной продукции выходила в Лениздате, обслуживавшем город и область. В процессе реформ гос.-парт. аппарата назва-ние и компетенция органа, ведавшего полиграфией и изд-вами, менялись: Объединение по делам газет и полиграфии Лен. обл. (Леноблиздат), с 1941 – Управление изд-в и полиграф. пром-сти (Леноблполиграфиздат), с 1950 –Управление по делам полиграф. пром-сти и торговле при Леноблисполкоме, с 1953 – Отдел изд-в и полиграф. пром-сти Управления культуры Леноблиспол-кома, с 1964 – Управление по печати Ленгорсиполкома (в его ведении находились типографии Ленинграда и обл.). В 1991 были образованы Комитеты по печати и СМИ раздельно города и области; в наст. время это Комитет по информационной политике и телекоммуникациям Лен. обл. На 2005 в Лен. обл. зарегистрировано 36 типографий, в т. ч. 10 гос. предприятий. По одной типографии имеется в Бокситогорске (ГП «Бокситогорская типография»), Волхове (МУА «Волховская типография»), Киришах ( МУП «Издательский дом «Кириши»»), Кингисеппе (ГП «Кингисеппская типография»), Кировске (типография входит в МУП ИД «Ладога»), Лодейном Поле (ОАО «Лодейнопольская типография»), Луге (ГП «Лужская типография», входит в объединение ППП № 1), Подпорожье (МИПК «Свирские огни»), Сланцах (ГП «Сланцевская типография», вхо-дит в ППП № 1), Шлиссельбурге, а также в пос. Сосново и Воейково; в Выборге работают 3 типографии (ГП «Выборгская типография», ОАО «Карелия Принт», ООО «Ред. газ. «Выборгские ведомости»»), в Гатчине – 5 (ГП «Гатчинская типография», «Дон Боско», ОАО «Северо-западный печатный двор», ООО «Профи-Центр», «Латона»). Кр. коммерческих книжных изд-в на терр. Лен. обл. нет. Издательские дома – «Крепкий орешек» (Шлиссельбург), «Невская заря» (Всеволожск), «Ладога» (Кировск), «Кириши» – печатают в осн. периодические изд. и рекламную продукцию. Частные изд-ва, как правило, существуют неск. лет и выпускают не больше десятка назв. книг: «Прана» (Тосно), «Справедливость» (Волхов), «Фантакт» и «Анкор» (Выборг) и др. В качестве издающих орг-ций выступают и типографии (напр., Волховская). Изд-ва и ред.-изд. отделы существуют при вузах, ряд орг-ций и учреждений издают кн. и брошюры для собственных нужд и на продажу, отд. книги издают их авторы. Лит.: Николаев В.И. Путь длиною в 125 лет: Из истории Гатчинской типогра-фии: 1876–2001. Гатчина, 2001; Положение о Комитете по информационной политике и телекоммуникациям Лен. обл. – http://www.lenobl.ru/gov/committee/it/problem?notpl=1 О.Н. Ансберг
Авторы
подробнее…
Этническая история. Территория расселения (водь)
Рубрики
Водь - древнейшее известное нам население северо–запада Ленинградской области. Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к I тыс. н. э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Со второй половины I тыс. н.э. начинаются контакты води и славян. В русских летописях водь впервые упоминается под 1069 г. Исследователи выделяют три группы води: северо-западную, к которой принадлежит сохранившееся водское население; ассимилированные северо-восточную (расселялась в окрестностях Копорья) и южную (окрестности г. Гдова, Псковская обл.). Исторические сведения о води очень скудны. Поскольку водь жила на окраинах новгородских владений, летописи обходят ее историю молчанием, отмечая только наиболее значительные события – бедствия, войны. По ним можно представить лишь некоторые стороны жизни средневековых вожан. Особенно часто водь упоминается при описании военных столкновений, затрагивающих интересы Древнего Новгорода. Территория, названная в летописях Водской землей, была основной частью владений Новгорода на северо-западе. В 1478 году, когда Новгород был покорен Иваном III и все новгородские владения разделены на пятины, одна из пятин стала называться Водской, хотя ее границы выходили далеко за пределы древней Водской земли, захватывая даже Карелию. Так территория расселения води вошла в состав Русского централизованного государства. Водь являлась особой волостью Новгородского государства. Однако эта волость не была волостью – колонией, а представляла собой одну из частей самого государства. Она выполняла чрезвычайно важные обязанности, обусловленные географическим положением, являясь форпостом борьбы Новгорода за независимость. Водские земли находились на границе новгородских земель и Тевтонского ордена и были ареной вооруженных столкновений. В середине XV века немецкие рыцари угнали большую группу води на территорию Латвии в район г. Бауска, где вплоть до середины XIX века сохранялась группа их потомков, известная под этнонимом кревинги. В 1617 году, когда по Столбовскому миру северо-западная часть русских земель временно отошла к Швеции, название «Водская земля» было забыто, а эта территория получила название «Ингерманландия». Часть води была ассимилирована финнами. К этому времени относятся шведские описи деревень и уникальные, большей частью не опубликованные, официальные документы из ингерманландского архива в Швеции. В 1943 г. водь как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращению в СССР в 1944–1945 гг. и до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение в местах прежнего проживания. На рубеже XIX–XX вв. водь населяла западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский р-н) – окрестности д. Котлы и нижнее течение реки Луги. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги. Использованные источники: 1. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100–148; 110–111. 3. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 71–74. 4. Народы мира : ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М. : Сов. энциклопедия. – 1988. – С. 125–126. 5. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86.
Тематические группировки
подробнее…