Адреса
/
Ленинградская обл/Кингисеппский р-н/Преображенка п
Вепсское общество национально-культурное | |
Рубрики | |
ВЕПССКОЕ ОБЩЕСТВО НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ (СПб., Пушкинская ул., 15), С.-Петерб. общественная организация. Создана в 2000, официально зарегистрирована в 2004. Цели Об-ва – сохр., изучение и развитие вепсского яз. и нац. культуры. Осн. задачи: «поиск и объединение вепсов Санкт-Петербурга, их информирование о национальной культурной жизни, в первую очередь, о деятельности Общества вепсской культуры в Петрозаводске; по возможности, распространение газеты «Kodima»; помощь вепсским студентам в Санкт-Петербурге; работа по развитию и совершенствованию вепсской письменности, изучению вепсского языка; установление контактов с национально-культурными общественными организациями родственных народов, развитие всестороннего сотрудничества с ними». В составе Об-ва действуют отдел науки и образования, студенческий сектор. Об-во осуществляет также образовательные, культурные и информационные программы, связанные с вепсским нас. Лен. обл., и работает в тесной связи с Выборгским вепсским об-вом. Чл. Об-ва являются ученые, студенты, представители сферы культуры, иск-ва и образования. Ген. дир. – И.В. Бродский, президент – В.П. Трифоев. Лит.: Сайт Санкт-Петербургского вепсского общества. – http://kodima.narod.ru С.Б. Егоров | |
Авторы | |
подробнее… | |
Вопросы исследования карел | |
Рубрики | |
Изучение карельского народа, его культуры и языка осуществлялось представителями русской и финляндской науки. Начало изучению карел, как и других народов России, было положено русской наукой еще в XVIII в. Большая часть описаний относится приблизительно к одному отрезку времени — второй половине XIX–началу XX в., причем особенно много их приходится на 1880–1910 гг. Главную ценность всех этих описаний в настоящее время представляет их фактографическая основа. Во второй половине XVIII в. в России по инициативе Академии наук был начат организованный сбор сведений для «географического описания Российского государства» и для нового «Российского атласа». Анкеты Академии наук, подкрепленные соответствующими правительственными указами, рассылались на места, и в том числе в Карелию. В результате были собраны многочисленные статистические, экономические, географические, исторические, этнографические и тому подобные сведения, составлены описания всей Карелии и многих отдельных погостов. Большую работу по заполнению присланной в Петрозаводск в 1784 г. анкеты, известной под названием «Топографические запросы», проделал тогдашний олонецкий губернатор Г. Р. Державин. Именно ему принадлежит первое в истории описание Никольского свадебного ритуала. С учреждением в середине XIX в. Русского географического общества начался новый этап в развитии русской этнографии. Этнографические материалы, собранные в архиве РГО (ныне – архив ВГО), были в свое время проаннотированы Д. К. Зелениным. С развитием этнографической науки в России заметно возрос на местах интерес к народным обычаям и обрядам, к общественному и семейному быту крестьянства. Огромный вклад в исследование истории средневековой Карелии внес Петер Теодор Швиндт (1851-1917), выдающийся финский археолог, историк, этногроф и музейный деятель, крупнейший специалист по древнекарельской культуре. Как ученый-археолог Теодор Швиндт занимает первое место по объему раскопок на Карельском перешейке и по количеству описанных находок. В 1877 г. Обществом финских древностей было принято решение назначить Швиндту стипендию для проведения на территории Старой крепости в Кексгольме (Корела, сейчас – г. Приозерск Ленинградской области) раскопок, которые продолжались с небольшими перерывами в течение 7 лет. В 1884 г. Швиндт представил обстоятельный отчет, в котором содержалось подробнейшее описание находок каменного и железного веков. Первые раскопки в Кексгольме состоялись в 1885 г., а в 1891 – 1892 гг. Швиндт работал здесь вместе с археологом Альфредом Хакманом (1864 – 1942). Они исследовали ту часть территории крепости, где располагался холм. В его нижней части были найдены предметы, принадлежавшие к языческому периоду. Результаты изучения в 1880-х гг. могильников на территории родного уезда легли в основу диссертации Швиндта, первое издание которой называлось так: "Сведения о железном веке в Карелии на основании находок в уезде Кякисалми" (Хельсинки, 1892). Здесь же были подробно описаны и находки на территории крепости Корела–Кякисалми, подтверждавшие возможность существования тут древнего карельского поселения. Новый этап развития археологии карел начался в 60-70 годы XX века, – были проведены раскопки поселений и подробно исследованы древний Тиверский городок, крепость Корела и Ладожская крепость учеными А. П. Кирпичниковым, С. И. Кочкуркиной и др., были найдены некоторые новые места поселений. Наряду с археологическими материалами, источниками исследования карел для ученых являются также и средневековые письменные памятники: древнерусские летописи и берестяные грамоты, скандинавские саги, папские буллы, сочинения по истории Северных стран. Выявление территории расселения прибалтийско-финских племен, их этническая история и социально-экономическое развитие, культура, национальные особенности являются первоочередной задачей современной археологии Северо-Запада. В последние 30 лет последовательно и результативно изучаются археологические памятники летописной карелы. С конца 1980-х гг. работы на Карельском перешейке и в Приладожской Карелии носили характер международных исследований. Современные ученые-археологи С. И. Кочкуркина, А. Н. Кирпичников, А. И. Сакса (Россия) и П. Уйно, Ю.-П. Таавитсайнен (Финляндия) получили новые интересные данные по истории карел. Библиография: МУЗЕЙ «Крепость Корела»: [Исследования на территории крепости] // Информ. сайт г. Приозерск Ленингр. обл. [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/6/muz/006.shtml ЖУКОВСКАЯ Е. Вклад Теодора Швиндта в изучение истории карел // Информ. сайт г. Приозерск Ленингр. обл. [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http: //www.priozersk.ru/1/text/0004.shtml | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Гончарные изделия | |
Рубрики | |
В изготовлении глиняной посуды жители р. Ояти прошли несколько этапов и в конце концов достигли определенного совершенства. Если в X в. она делалась вручную из грубого с примесью зерен кварца теста, то в середине XI в. появляются сосуды, изготовленные на гончарном круге. Они представляют собой типичные древнерусские горшки. Некоторые из них, видимо были привезены с Ладоги и из Новгорода. С юга нашей страны попал к жителям Ояти кувшин оранжевого цвета из глиняного теста высокого качества. Традиции изготовления глиняной посуды надолго сохранились у древних вепсов. Некогда существовали центры гончарного производства в Соцком погосте на р. Ояти и в Андоме. Когда А. М. Линевский в 1950 г. показывал жителям р. Ояти добытые из курганов горшки, то они признавали их за андомские. Еще в 30-х годах ХХ столетия гончарство было развито в населенных пунктах среднего течения р. Ояти, откуда поступали изделия в Ленинград, Петрозаводск, Белозерье, Тихвин. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии | |
Рубрики | |
ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ (ЕЛЦ Ингрии). Формирование началось после передачи Россией Швеции в 1617 по Столбовскому мирному договору южн. побережья Финского зал. и Карельского перешейка (Ингерманландия, Ижорская земля). В 1655 в Ингрии было 58 приходов, 36 ц. и 42 пастора. Приходы подчинялись Нарвской консистории. После возвращения в нач. XVIII в. земель России церк. управление с 1721 перешло к Св. Синоду. После того, как Финляндия вошла в состав России (1809), в СПб. консистории с 1820 была создана должность рук. ЕЛЦ Ингрии. Им стал еп. Сакари Сюгнеус. С 1870-х развитие получили фин. воскресные школы (в 1910-е – св. 570 школ, 16 тыс. учащихся); в губернии возникла сеть фин. б-к, частью при церквях (в кон. XIX в. – 22). В 1863–1919 в Малых Колпанах действовала Колпанская учительско-кистерская семинария. К 1914 в Ингрии существовало 29 сел. и 4 гор. прихода (крупнейшие: Св. Марии в СПб. – 16,5 тыс. прихожан, Славянка – 12 тыс., Токсово – 10,8 тыс. и Скворицы–Ропша – 9,7 тыс). В 1917 в 25 осн. приходах Ингрии числилось 141330 прихожан; здесь служили 30 пасторов и адъюнктов. В 1919 образован Комитет фин.-ингерманландских общин, в 1921 – Финская консистория (Высший Церк. Совет; предс. в 1923-37 С.-Я. Лауриккала). В 1929-30 начались закрытие церквей и репрессии священнослужителей. В 1935-39 закрыто 25 ц. (последняя – ц. прихода Хаапакангас близ пос. Юкки). В 1930-е репрессировано 40-60 тыс. ингерманландцев, в 1941-42 депортировано ок. 45 тыс. Вновь община финнов возникла в Петрозаводске в 1964, зарегистрирована в 1970; в 1975 нелегально создана община в Колтушах, в 1977 открыта ц. в г. Пушкине. В 1990 создано Ингерманландское пропство в юрисдикции Эстонского архиеп. В 1993 зарегистрирована ЕЛЦ Ингрии. Ее возглавляет епископ, при к-ром действуют Церк. совет и Церк. правление. В нач. 1990-х включала 16 приходов (в т. ч. в Лен. обл. – 11), в 2003 – 72. Число зарегистрированных членов– 15 тыс. Епископальная ц. (с 2002) – кирха Св. Марии в СПб. В дер. Колбино (Всеволожский р-н) находится Теологический институт. Лит.: Князева Е.Е., Соколова Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв.: Ист. справочник. Ч. 1. СПб., 2001; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004; Haltsonen S. Inkerin suomalaisten historia. Helsinki, 1969; Luther G. Herdaminke for Ingermanland. Helsingfors, 2000. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Исследователи курганов | |
Рубрики | |
Интерес к курганам возник давно. В XVIII в. вскрытие курганов носило хищнический характер, в результате почти все нераскопанные памятники в большей или меньшей степени повреждены. Научные интересы к курганам проявились у Д. Европеуса и Е. В. Барсова. В 70-е гг. XIX в. финляндский ученый Д. Европеус совершил ряд научных поездок по рекам Приладожья и раскопал немало курганов. К сожалению, сам он не обработал материалы раскопок, позднее за него это сделал другой финляндский исследователь (вещи хранятся в Национальном музее в Хельсинки). Е. В. Барсов в период своей службы в Петрозаводске вел активную краеведческую работу по археологии, истории, этнографии и фольклору Олонецкого края. Добытые им археологические материалы хранились в Петрозаводском краеведческом музее, но во время войны были утрачены. В 1878–1884 гг. значительные исследования в Приладожье проводил Н. Е. Бранденбург. Его образованность, точность и тщательность, присущие людям военной науки, самым положительным образом сказались на качестве работ. Раскопки курганов проведены им на высоком для того времени методическом уровне. Большая часть материалов хранится в Государственном Историческом музее в Москве и меньшая – в Эрмитаже. В 20–40-е годы ХХ столетия изучением курганов Приладожского региона занимался известный ленинградский ученый В. И. Равдоникас. Большая заслуга в исследовании оятских памятников принадлежит А. М. Линевскому – археологу, этнографу, историку, известному карельскому писателю. За 1947–1949 гг. под его руководством раскопано 174 кургана. Богатейшие их материалы находятся в фондах Института языка, литературы и истории Карельского филиала РАН. Предметы материальной культуры, добытые при раскопках курганов, являются главным источником при изучении древней истории вепсов X–XIII вв. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
История возникновения вепсской письменности | |
Рубрики | |
Вепсский язык является новописьменным языком. Но это не значит, что он никогда не фиксировался на письме. Одним из первых письменных памятников являются заговоры старинной рукописи (предположительно вторая половина XVI века), обнаруженной российским языковедом В. И. Срезневским в Заонежье. Его консультировал известный финский языковед Э. А. Сетяля, и они пришли к выводу, что нерусские записи, сделанные кириллицей, являются вепсскими. Позднее специалист по людиковскому диалекту карельского языка А. П. Баранцев после тщательного анализа текстов пришел к выводу, что эти нерусские тексты являются сплавом двух близкородственных языков южной Карелии – вепсского языка и людиковского диалекта карельского языка. Позднее А. П. Баранцев в делах канцелярии олонецкого губернатора обнаружил еще один, более поздний, памятник (середина XIX века). Это был рукописный словарь небольшого объема, составленный вытегорским исправником Ларионовым, который назвал свою работу «Лексиконом корельского языка». Детальный анализ показал, что в нем представлен куштозерский говор вепсского языка. Куштозерского говора теперь нет, поэтому данный материал весьма ценен для исторической диалектологии. Кроме того, он является свидетельством желания чиновников понять вепсскую речь, которая в первой половине XIX века была, очевидно, достаточно распространена и требовала неких знаний в ее области. Эти памятники были, по сути дела, записаны транскрипцией, которая использовала кириллицу, и здесь невозможно говорить о каких-либо зачатках орфографии. Впоследствии появилось достаточно много разного рода образцов речи, как отдельно изданных, так и использованных в научных трудах, которые при передаче вепсской речи транскрипцией использовали латиницу. Прежде всего, это труды финляндских ученых второй половины XIX века, Э. Леннрота (1853), А. Алквиста (1861), Х. Базилиера (1890), а также Й. Синнеи (1881), Х. Уйфальви (1875) и мн. др. Именно в них содержатся первые письменные образцы вепсской речи, записанные транскрипцией, с которой и начинается зарождаться орфография. Сама же письменная традиция уже с использованием некоторых правил орфографии возникла в 1930-е годы – в годы так называемой культурной революции. В основу литературного языка был положен средневепсский диалект, говор с. Пелуши. Группа разработчиков во главе с вепсом Н. И. Богдановым составляла учебные пособия, в основном, с использованием пелушского, а также некоторых других средневепсских говоров (шимозерских, пондальских, войлахотских). В первый период функционирования вепсской письменности было создано определенное количество новых терминов, которых недоставало языку вепсов: kand «падеж», kandluz «склонение, спряжение», openduzkirj «учебник», vajehnik «словарь», uks’lugu «единственное число», ailugu «множественное число», aikerdoita «умножать» и т.д. Наиболее удачные из терминов того периода используются и в настоящее время, в период возрождения вепсской письменности. В 1930-е годы было создано около 30 разного типа учебников. В основном они были переводными, и в них присутствовало много заимствований, поскольку другие говоры вепсского языка слабо принимались во внимание. Однако письменность была вскоре запрещена, некоторые учебники даже подверглись сожжению, а правила правописания в тот короткий период так и не успели закрепиться, так же как и не успела возникнуть вепсская литература. Вепсская письменность была возрождена в 1989 г. К названному периоду были уже детально известны особенности всех вепсских диалектов. В фонограммархиве Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН в Петрозаводске хранятся многие сотни часов магнитофонных записей. Изданы образцы вепсской речи в России и в Финляндии, а также большой диалектный словарь вепсского языка М. Зайцевой и М. Муллонен. Проведенная работа послужила серьезной базой для разработки правил орфографии новописьменного языка. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Карельский государственный краеведческий музей | |
Рубрики | |
Карельский государственный краеведческий музей основан в 1871 г. и является одним из старейших музейных учреждений Северо-Запада России. Музейное собрание (160 тыс. предметов) представляет природу, археологию, историю края и города Петрозаводска, традиционную культуру русских, карел, вепсов. Экспозиции музея: "На пороге древнего мироздания" (экспозиционное исследование первобытной духовной культуры на примере петроглифов - памятников наскального искусства), "Калеватар" (интерпретация всемирно известной поэмы "Калевала", созданной на основе эпических песен карел), "Полет на высоте 300 лет" (выставка-путешествие в историю Петрозаводска), "Животный мир Карелии". Адрес музея: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Ленина, 1 E-mail: kgkm@karelia.ru http://kgkm.karelia.ru Тел.: (8142) 78 27 02 Библиография: КАРЕЛЬСКИЙ государственный краеведческий музей [Электр. ресурс]. – Петрозаводск, 1998-2006. - Режим доступа: http://kgkm.karelia.ru/ | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ладожское озеро | |
Рубрики | |
ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО. Расположено на территориях Лен. обл. и Республики Карелия. В ср. века наз. Нево (прибалт.-фин. nevo – «моховое болото»). Совр. назв. происходит от ср.-век. скандинавского Альдога (от прибалт.-фин. Alodejogi – «Нижняя река», так именовалась р. Ладожка; либо от фин. aalto – «волна»). Пл. – 18,1 тыс. кв. км (в т. ч. пл. о-вов 456,6 кв. км). Крупнейшее оз. в Европе (16-е место среди озер мира). Макс. длина – 219 км, макс. ширина – 125 км. Наиб. глубина – 225 м (сев. о-ва Валаам), средняя – ок. 50 м. Басс. Л. о. (пл. водосбора – 258 тыс. кв. км) состоит из четырех вторичных басс.: частный басс. Л. о. (28,4 тыс. кв. км), Онежско-Свирский (83,2 тыс. кв. км), Ильмень-Волховский (80,2 тыс. кв. км), Саймо-Вуоксинский (66,7 тыс. кв. км). Крупнейшие реки, впадающие в Л.о. – Волхов, Свирь, Вуокса. Из оз. вытекает только р. Нева, соединяющая его с Финским зал. Балтийского моря. На Л. о. ок. 660 о-ов (из них более 500 расположены у сев.-зап. берега). Крупнейшие из них: Риеккалансари (55,3 кв. км), Мантинсари (39,4 кв. км), Кильпола (32,1 кв. км), Тулонсари (30,3 кв. км), Валаам (27,8 кв. км). Сев. берега оз. высокие, скалистые, изрезаны шхерами, юж. – низкие, заболоченные. В Л. о. обитает ок. 60 видов рыб, промысловое значение имеют лосось, палия, сиг (наиб. известен сиг-лудога), ряпушка, корюшка, рипус, судак, лещ, окунь. В раннее Средневековье через Л. о. проходил «Путь из варяг в греки». Судох-ву препятствовали частые штормы и наличие в юж. части оз. многочисл. песчаных и каменистых кос и мелей, а также скопления валунов на дне. Для обеспечения судох-ва в XVIII–XIX вв. вдоль юж. берега были построены Ладожские каналы. Свободное судох-во стало возможным на Л.о . лишь во второй пол. ХХ в. после появления судов класса «река–море». На побережье Л. о. (в пределах Лен. обл.) находятся гг. Приозерск, Шлиссельбург, Новая Ладога; в Карелии – Лахденпохья, Сортавала, Олонец. Науч. изучение оз. началось в XVIII в. (см. Н.Я. Озерецковский). В 1858-67 и 1873 на Л. о. работала экспедиция А.П. Андреева, организованная Гидрогр. деп-том Мор. мин-ва. В 1897-99 и 1901-03 исслед. на Л. о. проводил Ю.М. Шокальский. В 1951-56 оз. обследовала Балтийская гидрогр. экспедиция. С 1956 мониторинг проводится Ин-том озероведения РАН, с 1992 – также Ин-том водных проблем Севера РАН (Петрозаводск). В 1980-е начинают проводиться мероприятия по улучшению экологической обстановки Л. о. В 1984 принято постановление Совета Министров СССР «О доп. мерах по обеспечению охраны и рационального использования водных и др. природных ресурсов бассейна озер Ладожского, Онежского, Ильмень». С 1990-х в связи с сокращением хоз. активности в период экон. кризиса произошло улучшение экологической обстановки: в 1997 в пределах водосбора Л. о. сброс сточных вод составил 411 млн. куб. м, что на 24% меньше, чем в 1992. Популярным туристским местом являются Ладожские шхеры в сев. части Л. о. Осуществляются экскурсионные и паломнические поездки на о-ва Валаам, Коневец. Лит.: Калесник С.В. Ладожское озеро. Л., 1968; Горелова Э.М., Кириллова В.А., Распопов И.М. Ладога. Л., 1974; Ладожское озеро. Мониторинг, исследование современного состояния и проблемы управлением Ладожским озером и другими большими озерами. Петрозаводск, 2000; Ладожское озеро – прошлое, настоящее, будущее. СПб., 2002; Сайт «Ладожское озеро». – http://www.laatokka.info А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Олонецкая губерния | |
Рубрики | |
ОЛОНЕЦКАЯ ГУБЕРНИЯ, адм.-терр. единица на сев.-зап. России в кон. XVIII – нач. XX вв. В 1773 была создана Олонецкая провинция (область), центром к-рой становится г. Олонец. В 1776 провинция приписывается к вновь созданному Новгородскому наместничеству. В 1782 центр провинции переносится в г. Петрозаводск. В 1784 образовано Олонецкое наместничество на правах губернии. Первоначально оно состояло из шести уездов: Петрозаводского, Олонецкого, Каргопольского, Вытегорского, Повенецкого и Кемского. В 1785 образовалось еще два у.: Лодейнопольский и Пудожский. В 1796 Олонецкое наместничество ликвидировано, а его терр. разделена между Архангельской и Новгородской губ. В 1801 организована О. г. с семью уездами: Петрозаводским, Олонецким, Повенецким, Пудожским, Вытегорским, Каргопольским и Лодейнопольским. На западе губерния граничила с Вел. княжеством Финляндским, на севере и востоке – с Архангельской губ., на юго-востоке – с Вологодской, на юге – с Новгородской, на юго-западе – с С.-Петерб. губ. Ее терр. составляла ок. 127,8 тыс. кв. км, население (по данным переписи 1897) – 364 тыс. чел. В 1920 из О. г. были выделены терр. с карельским населением, на к-рых была создана Карельская трудовая коммуна (в 1923 преобразована в Карельскую АССР). В кон. 1922 О. г. упразднена, часть ее вошла в состав Петроградской (Ленинградской) губ. В XIX – нач. ХХ вв. на терр. совр. Лен. обл. находились земли Лодейнопольского, Олонецкого и Петрозаводского уездов О. г. Лит.: Памятные книжки Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1857–1915; Обзор Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1874–1914; Петров К.М. Краткое описание Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1881. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки |
|
|
|
подробнее… | |
Экипажно-колесный промысел | |
Рубрики | |
В южной Карелии широкое распространение получил экипажно-колесный промысел. «Телеги и тарантасы лучших фасонов наблюдаются в окрестностях Олонца… В Олонецком уезде проглядывает фасон телег, кабриолетов и саней финских». Готовую продукцию мастера продавали в Олонце, Петрозаводске, Лодейном Поле и на Александро-Свирской ярмарке. В Петрозаводском уезде и Сямозерской волости производились сани и дровни, которые продавались на месте или сбывались в Петрозаводске. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этнографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |