Адреса
/
Исторические топонимы/Олонецкая губерния/Лодейнопольский уезд
Гончарное дело | |
Рубрики | |
ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО. До нач. XX в. Г. д. в России было связано с нар. бытом и распространено практически повсеместно. Гончарные центры возникали обычно близ торг. путей, на базе месторождений качественной гончарной (горшечной) или огнеупорной глины. Сохранялись осн. технол. приемы изготовления и традиционные формы хоз. посуды, выработанные еще в древности. Т. н. «крест. керамика» (горшки, кувшины, миски, бутыли, рукомойники, подойники-«носаки», бочонки, подставки для цветов, кружки, масляники, чайники, латки), как правило, изготавливалась на гончарном круге из красной или серой глины. На терр. совр. Лен. обл. зафиксированы многочисл. центры гончарного произ-ва. В Лодейнопольском у. Олонецкой губ. широкую изв. получила оятская керамика. Гончарный промысел охватывал круг деревень, расположенных в ср. течении р. Оять и на р. Сясь. Здесь изготавливали разнообразную столовую посуду. В Явосемском гончарном центре на рр. Явосьме и Паше (совр. Тихвинский р-н) посуда изготавливалась на ручных гончарных кругах, употреблялся старинный способ обработки поверхности – обварка (сосуд опускали в отвар из льняных головок). Изделия отличались вытянутым овальным туловом, высокой придонной частью и тяжеловесным круглым венчиком-валиком. Как правило, они не были украшены (иногда наносили 2-3 углубленные бороздки под венчиком и на горле сосудов). В Выскатской вол. Гдовского у. наряду с изготовлением гончарной посуды занимались изготовлением кирпича. В Лисинской вол. Царскосельского у. в рус. и фин. деревнях, а также в г. Гатчина и пос. Тайцы помимо гончарных изделий изготавливали игрушки и свистульки. В Тарантаевской вол. Тихвинского у. гончары-карелы занимались изготовлением молочных и печных горшков. В Стремленской вол. Ямбургского у. в ижорских и рус. деревнях в нач. ХХ в. Г. д. занималось 60 чел. Гончарным промыслом занимались также в Перечицкой и Павской вол. Лужского у., в Копорской и Вовашевской вол. Петергофского у. и др. местах. В каждом центре гончарного произ-ва сложилась своя школа, специфические особенности решения форм сосудов и их орнаментики. Керамическая посуда чаще всего удовлетворяла потребности местного нас., она продавалась в своей округе на рынках и ярмарках, развозилась по деревням. Часть продукции попадала в СПб. Близость столицы способствовала ориентации промыслов на вкусы и потребности горожан. Крест. керамика была достаточно популярна в деревенском быту до 1950-х. Помимо сел. гончарных промыслов, в С.-Петерб. губ. простую и поливную посуду из местных глин выпускали гончарные з-ды. Значительные коллекции крест. гончарной керамики имеются в фондах Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея, Лодейнопольского историко-краеведческого музея и ряде др. Лит.: Горб Д.А. Гончарные промыслы Ленинградской области // Промыслы и ремесла народов СССР: Сб. науч. тр. ГМЭ. Л., 1986; Кузнецова И.А. О двух малоизвестных центрах традиционной глиняной игрушки Ленинградской области // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства: Сб. науч. тр. Л., 1991. Д.А. Горб | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Епархия Олонецкая и Каргопольская | |
Рубрики | |
ЕПАРХИЯ ОЛОНЕЦКАЯ И КАРГОПОЛЬСКАЯ. Православные мон. и храмы Олонецкого края (терр. совр. Карелии, частично Вологодской и Лен. обл.) первоначально относились к епархии Новгородской. Важнейшим этапом становления Е. О. и К. явилось основание мон. прп. Александра Свирского (совр. Лодейнопольский р-н) и обителей его учеников: Корнилиево-Паданского (совр. Подпорожский р-н), Важеозерского Преображенского, Афанасиевского Сяндебского, Адрианова Андрусовского и ряда др. (все – на терр. Республики Карелия). Предшественницей Е. О. и К. можно считать епархию Корельскую, затем – Корельское викариатство. По его упразднении, в июле 1764 было учреждено Олонецкое и Каргопольское викариатство, к-рое существовало до 1787. Часть карельских приходов находилась в его ведении, др. подчинялась СПб. епарх. управлению. Олонецкие и Каргопольские еп. проживали в Александро-Свирском Свято-Троицком мон., там же был адм. центр епархии, духовное уч-ще. C закрытием кафедры церкви и мон. были причислены вначале к Архангельско-Холмогорской, а затем снова к Новгородской епархии. Самостоятельная епархия Олонецкая и Петрозаводская образована в 1828 указом имп. Николая I. До 1920-х к ней относилась часть терр. совр. Лен. обл. (быв. Лодейнопольский, частично Олонецкий и Петрозаводский у. Олонецкой губ.). Первым епископом с местом пребывания в Петрозаводске был назначен Новгородский викарий, преосв. Игнатий (1828-42, с 1835 – архиеп.). При нем было сооружено до 40 ц., число сел. уч-щ превысило 160. При архиеп. Венедикте (1842-50) организованы дет. школы грамоты, при еп. Аркадии (1851-69) – жен. епарх. уч-ще. В 1829 в Петрозаводске открылась Олонецкая духовная семинария. Важным направлением деятельности олонецких архипастырей являлось противостояние старообрядчеству, а с кон. XIX в. – проповеди лютеранства среди карел. В епархии действовали Александро-Свирское братство, Миссионерско-церк. братство апп. Петра и Павла (с 1880), Правосл. Карельское братство св. Георгия (с 1907). С 1898 издавались «Олонецкие епарх. ведомости». На 1910 в епархии насчитывалось 594 ц., 17 мон. и 1724 часовни. 98,3% жит. Олонецкой губ. были православными. В период репрессий после рев-ции 1917 практически все духовенство было уничтожено, подавляющее большинство храмов закрыто. В годы ВОВ ряд церквей на терр., занятых фин. войсками, были вновь открыты (например, в с. Важины). До 1947 и с 1949 Е.О. управлялась митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым), впоследствии – Ленинградскими и Ладожскими митрополитами. С 1962 в Карелии действовали всего четыре храма: два в Петрозаводске и по одному в Сортавале и Олонце; на терр. Лен. обл. – одна ц. в с. Важины. Самостоятельный статус епархия вновь получила 19 июля 1990, первым управляющим стал еп. Мануил. Кафедральный собор с 2000 – Св. Кн. Александра Невского (Петрозаводск). Лит.: Православие в Карелии. Петрозаводск, 1987; Олонецкая епархия. Страницы истории. Петрозаводск, 2001; Сорокин Владимир, прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. А.В. Берташ | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Жилище, постройки вепсов конца XIX — начала XX вв. | |
Рубрики | |
В конце XIX — начале XX вв. у вепсов прочно утвердились еще две разновидности жилых построек, усложненного плана: «брус» и пятистенок (висипяйне пертъ), в которых, кроме избы, выделяется чистая горница. Из материалов Ленинградской Этнологической экспедиции 1926 г., исследовавшей территорию заселения вепсов в Лодейнопольском уезде, следует, что наиболее полно были обследованы жилище и одежда чухарей. В этой области работала 3. П. Малиновская, остальные же сотрудники в помощь ей принимали участие при обмерах построек и собирании иллюстрационного и статистического материала. Богатый материал был найден в поселенных книгах волостных исполкомов и сельсоветов, где, наряду со сведениями о количестве дворов и жителей, удалось собрать данные о количестве построек в каждом хозяйстве, о давности сооружения той или иной постройки, материале и площади жилых и хозяйственных построек, количестве членов семьи, количестве скота, размерах усадебной площади и т. п. Подобные сведения дают представления о жилищной норме, приходящейся на каждого члена семьи в богатых и бедных хозяйствах, о степени обеспеченности населения хозяйственными постройками, выясняют процент общего владения последними и целый ряд других вопросов. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
История изучения вепсов | |
Рубрики | |
Вепсы, в числе западно-финских народов России, являлись почти единственным народом, совершенно не изученным до второй половины 20-х гг. ХХ в. В виду этого в 1926 г. в план исследовательских работ этнографического отдела Русского Музея и Академии истории материальной культуры была включена работа по изучению вепсов. Для работы были выбраны наиболее глухие районы Лодейнопольского уезда, а в 1927 г. работа была перенесена в верховье р. Ояти. Этнографическая работа, в виду отсутствия лингвиста-этнографа, велась преимущественно в области материальной культуры. Первые упоминания о веси находим у готского историка середины VI в. Иордана, жившего в северной Италии. В своем труде «О происхождении и деяниях гетов» он называет в списке народов, якобы покоренных готским королем Германарихом в середине IV в., северное племя «васинабронки» (Vаsinаbrоnkаs). Комментатор Иордана Е. Ч. Скржинская перевела термин «васинабронки», представив его, как «весь в местности Абронкас» (vаs in Аbrоnkаs). Польский историк X. Ловмяньский и академик Б. А. Рыбаков считали, что в термине «Абронкас» следует видеть искаженное название «Биармия» или «Пермь». Исходя из этого Б. А. Рыбаков полагал, что сочетание «васинабронки» следует переводить как «весь из Биармии». Более подробные сведения о веси дал германский хронист второй половины XI в. Адам Бременский. Его труд «Деяния епископов Гамбургской церкви», написанный в 1073–1076 гг., состоит из четырех книг, последняя из которых посвящена географии Севера. На основе данных, полученных, вероятно, от скандинавских мореплавателей, он пишет о северном племени вицци (Wizzi). Первым исследователем, отождествившим племя вицци или вису арабских источников с населением Белозерья, был академик Х. Д. Френ (1782–1851). Так же и финский этнолог И. Маннинен, считал, что слово «албаны» (аlbаni), означающее в переводе с латыни «белое», указывает на Белое озеро. Еще одному средневековому хронисту Саксону Грамматику принадлежит труд «Деяния датчан» («Gеstа Dаnоrаm»), созданный на рубеже ХII–ХIII вв. Он представляет компиляцию мифологических, фольклорных, поэтических и реальных сведений. В первой книге этого сочинения дан географический обзор Дании, Прибалтики, Скандинавии и сопредельных территорий, причем реальные факты перемежаются с вымыслом. Саксон Грамматик упоминает в нем народ «висины» (visinnus`), который историки идентифицируют с весью. Множество упоминаний о веси содержится в сочинениях восточных авторов. Наибольший интерес представляют сведения о веси в сочинениях Ахмеда ибн Фадлана и Абу Хамида ал-Гарнати, которые сами побывали в Булгаре на Волге. Секретарь посольства багдадского халифа в государстве Булгар Ахмед ибн Фадлан совершил путешествие по Волге в 921—922 гг. В своих записках он трижды упомянул о веси, называя ее со слов царя булгар «вису». Неоднократно упоминает о веси и древнейшая дошедшая до нас русская летопись «Повесть временных лет». Ее первая редакция была составлена около 1110–1113 гг. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Впервые Нестор упомянул весь в самом начале своей летописи, среди народов, живущих «в земле Иафета, сына Ноя»: «В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, емь, угра...». В летописи есть и первое датированное упоминание о веси. Под 862 годом значится: «Сказали (варягам) руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». В Воскресенской летописи XVI в., в сообщении о принятии Русью христианства говорится о том, что князь Владимир крестил «и мерьску и кривическу весь, рекше Белозерскую». Здесь, очевидно, имеются в виду группы веси в областях, сопредельных с территорией расселения кривичей и мери. Письменные источники VI – начала XIII в. позволяют сделать вывод, что весь в то время была могучим племенем, хорошо известным во многих странах Западной Европы, мусульманского Востока и, естественно, Руси. В IХ–ХI вв. весь принимала активное участие в политической и военной жизни Руси. В эпоху раннего средневековья весь приняла участие в формировании карельской народности, а также частично растворилась среди славянского населения. Упоминания о ней исчезают из письменных источников. В начале XIX в. существовало даже мнение, что весь вообще уже исчезла из числа народов России. Так, Н. М. Карамзин писал в примечаниях к первому тому своей «Истории Государства Российского»: «Весь, Меря, Мурома, наконец обратились в Славян». Вновь стало известно о вепсах благодаря академику А. Шёгрену. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Колмогоров Александр Иванович (1870-1922), ученый | |
Рубрики | |
КОЛМОГОРОВ Александр Иванович (1875–1922), археолог, этнограф, антрополог, действительный чл. Об-ва любителей естествознания, археологии и этнографии (1906), магистр географии и этнографии (1908), проф. (1918). Окончил естественное отд. физ.-матем. ф-та Моск. ун-та (1904), ученик акад. Д.Н. Анучина. С 1908 штатный преподаватель кафедры географии и антропологии, с 1919 – кафедры антропологии МГУ. Преподавал также в Набилковском коммерческом и Николаевском жен. коммерческом уч-щах. В 1905-16 проводил комплексное изучение вепсов (чухарей) и рус. населения на терр. Тихвинского у. Новгородской губ. и Лодейнопольского у. Олонецкой губ. (совр. восточные р-ны Лен. обл.). Исследовал гидрографию, ландшафт, пути сообщения вепсской этнической терр., провел археол. раскопки. В результате собрал большой объем сведений по антропологии, этнографии, фольклору, языку и демографии вепсов. Незначительная часть материалов были опубл. в науч. периодических изд. («Землеведение», «Русский Антропологический журнал») и сб. В 1906 за иссл. награжден серебр. медалью Об-ва любителей естествознания, археологии и этнографии. К 1918 К. подготовил науч. иссл. «Вепсы, опыт монографии народности», к-рое не было издано; монография в дальнейшем утрачена. Лит.: Анучин Д.Н. Памяти А.И. Колмогорова // Русский антропологический журнал. Т. 12, кн. 3-4. С. 77-78; Равдоникас В.И. Чухари // Тихвинский край. Краеведческий сборник по Тихвинскому уезду. Тихвин, 1926. С. 242-243. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
подробнее… | |
Олонецкая губерния | |
Рубрики | |
ОЛОНЕЦКАЯ ГУБЕРНИЯ, адм.-терр. единица на сев.-зап. России в кон. XVIII – нач. XX вв. В 1773 была создана Олонецкая провинция (область), центром к-рой становится г. Олонец. В 1776 провинция приписывается к вновь созданному Новгородскому наместничеству. В 1782 центр провинции переносится в г. Петрозаводск. В 1784 образовано Олонецкое наместничество на правах губернии. Первоначально оно состояло из шести уездов: Петрозаводского, Олонецкого, Каргопольского, Вытегорского, Повенецкого и Кемского. В 1785 образовалось еще два у.: Лодейнопольский и Пудожский. В 1796 Олонецкое наместничество ликвидировано, а его терр. разделена между Архангельской и Новгородской губ. В 1801 организована О. г. с семью уездами: Петрозаводским, Олонецким, Повенецким, Пудожским, Вытегорским, Каргопольским и Лодейнопольским. На западе губерния граничила с Вел. княжеством Финляндским, на севере и востоке – с Архангельской губ., на юго-востоке – с Вологодской, на юге – с Новгородской, на юго-западе – с С.-Петерб. губ. Ее терр. составляла ок. 127,8 тыс. кв. км, население (по данным переписи 1897) – 364 тыс. чел. В 1920 из О. г. были выделены терр. с карельским населением, на к-рых была создана Карельская трудовая коммуна (в 1923 преобразована в Карельскую АССР). В кон. 1922 О. г. упразднена, часть ее вошла в состав Петроградской (Ленинградской) губ. В XIX – нач. ХХ вв. на терр. совр. Лен. обл. находились земли Лодейнопольского, Олонецкого и Петрозаводского уездов О. г. Лит.: Памятные книжки Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1857–1915; Обзор Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1874–1914; Петров К.М. Краткое описание Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1881. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки |
|
|
|
подробнее… | |
Уезды | |
Рубрики | |
УЕЗДЫ, адм.-терр. единицы на Руси с XIII в., объединявшие неск. волостей и управлявшиеся наместниками. В XV–XVI вв. в ходе образования единого Русского гос-ва стали осн. звеном терр. устройства. С начала XVII в. У. возглавлялись воеводами. Реформой 1708 У. были выведены из системы адм. деления и восстановлены только в 1727, при этом более высокой ступенью, вслед за губернией, стала провинция. По реформе 1775 провинции ликвидировались, но создавались наместничества и губ., делившиеся на У. Во главе уездной администрации находился исправник. После ряда изменений кон. XVIII – нач. XIX вв. устанавливается вплоть до нач. ХХ в. стабильное адм.-терр. деление, согласно к-рому У. стали составными частями губерний или областей. В 1864 проведена земская реформа, согласно к-рой создавались органы местн. самоуправления: уездное земское собрание и уездная земская управа. После 1917 У., изменив систему управления, сохр. в качестве среднего звена адм.-терр. деления. Были ликвидированы первой сов. реформой адм.-терр. деления в 1923-29 и заменены округами и районами. В Новгородских землях уездная система сосуществовала с пятинной организацией до нач. XVIII в. В кон. XV – XVI вв. в пределах совр. Лен. обл. находились земли восьми У.: Новгородского, Ивангородского, Ямского, Корельского, Копорского, Ореховского и Ладожского. В результате территориальных утрат и разорения нач. XVII в. здесь остались только Новгородский и Ладожский у. В XIX – нач. ХХ вв. на терр. совр. Лен. обл. находились земли С.-Петерб., Гдовского, Лужского, Новоладожского, Петергофского, Царскосельского, Шлиссельбургского и Ямбургского у. С.-Петерб. губ., Выборгского и Кексгольмского у. Выборгской губ., Новгородского, Тихвинского и Устюженского у. Новгородской губ., Лодейнопольского, Олонецкого и Петрозаводского у. Олонецкой губ. Лит.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
подробнее… |