Адреса / Исторические топонимы/Санкт-Петербургская губерния/Лужский уезд
Вениамин (Казанский) (1873-1922), митрополит, Священномученик, церковный деятель
Рубрики
ВЕНИАМИН (Казанский Василий Павлович; 1873–1922), митрополит, священномученик. Родился в семье священника. В 1887 окончил Каргопольское духовное уч-ще, в 1893 – Олонецкую духовную семинарию и в 1897 – СПб. ДА, канд. богословия. Активно участвовал в деятельности Об-ва распространения религ.-нравственного просвещения. В 1895 принял монашество, иеродиакон, с 1896 – иеромонах. Преподаватель Рижской духовной семинарии (1897), инспектор Холмской семинарии (1898), С.-Петерб. семинарии (1899; с 1905 – ректор), ректор Самарской семинарии (с 1902), архимандрит. С 24 янв. 1910 еп. Гдовский, четвертый викарий С.-Петерб. епархии. Часто проповедовал на фабричных окраинах столицы и в приходах своего викариатства, первым из архиереев совершал ранние литургии с общенародным пением. Пред. Епарх. училищного совета (1910-17) и Епарх. братства Пресв. Богородицы, заведовал делами церк. школ епархии. Часто возглавлял многотысячные ходы трезвенников, в т. ч. в Лужском у. С 1914 – первый викарий С.-Петерб. епархии, 6 марта 1917 вступил во временное управление епархией, 24 мая избран архиеп. петрогр. кафедры. 13-14 авг. 1917 возведен в сан митр. Петроградского и Гдовского. С 25 сент. 1918 – член Св. Синода. Боролся с закрытием домовых церквей и монастырей епархии. 1 июня 1922 арестован и привлечен к суду по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей», 5 июля приговорен Петрогр. губревтрибуналом к высшей мере наказания. 13 авг. расстрелян и похоронен на Ржевском арт. полигоне (Всеволожский р-н). Реабилитирован 31 окт. 1990, в 1992 причислен к лику святых на Архиерейском соборе. Лит: «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М., 1991; Бовкало А.А., Галкин А.К. Священномученик митрополит Вениамин // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1993. № 11. С. 65-71; Коняев Н. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский (документальное повествование). СПб., 1997. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Гончарное дело
Рубрики
ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО. До нач. XX в. Г. д. в России было связано с нар. бытом и распространено практически повсеместно. Гончарные центры возникали обычно близ торг. путей, на базе месторождений качественной гончарной (горшечной) или огнеупорной глины. Сохранялись осн. технол. приемы изготовления и традиционные формы хоз. посуды, выработанные еще в древности. Т. н. «крест. керамика» (горшки, кувшины, миски, бутыли, рукомойники, подойники-«носаки», бочонки, подставки для цветов, кружки, масляники, чайники, латки), как правило, изготавливалась на гончарном круге из красной или серой глины. На терр. совр. Лен. обл. зафиксированы многочисл. центры гончарного произ-ва. В Лодейнопольском у. Олонецкой губ. широкую изв. получила оятская керамика. Гончарный промысел охватывал круг деревень, расположенных в ср. течении р. Оять и на р. Сясь. Здесь изготавливали разнообразную столовую посуду. В Явосемском гончарном центре на рр. Явосьме и Паше (совр. Тихвинский р-н) посуда изготавливалась на ручных гончарных кругах, употреблялся старинный способ обработки поверхности – обварка (сосуд опускали в отвар из льняных головок). Изделия отличались вытянутым овальным туловом, высокой придонной частью и тяжеловесным круглым венчиком-валиком. Как правило, они не были украшены (иногда наносили 2-3 углубленные бороздки под венчиком и на горле сосудов). В Выскатской вол. Гдовского у. наряду с изготовлением гончарной посуды занимались изготовлением кирпича. В Лисинской вол. Царскосельского у. в рус. и фин. деревнях, а также в г. Гатчина и пос. Тайцы помимо гончарных изделий изготавливали игрушки и свистульки. В Тарантаевской вол. Тихвинского у. гончары-карелы занимались изготовлением молочных и печных горшков. В Стремленской вол. Ямбургского у. в ижорских и рус. деревнях в нач. ХХ в. Г. д. занималось 60 чел. Гончарным промыслом занимались также в Перечицкой и Павской вол. Лужского у., в Копорской и Вовашевской вол. Петергофского у. и др. местах. В каждом центре гончарного произ-ва сложилась своя школа, специфические особенности решения форм сосудов и их орнаментики. Керамическая посуда чаще всего удовлетворяла потребности местного нас., она продавалась в своей округе на рынках и ярмарках, развозилась по деревням. Часть продукции попадала в СПб. Близость столицы способствовала ориентации промыслов на вкусы и потребности горожан. Крест. керамика была достаточно популярна в деревенском быту до 1950-х. Помимо сел. гончарных промыслов, в С.-Петерб. губ. простую и поливную посуду из местных глин выпускали гончарные з-ды. Значительные коллекции крест. гончарной керамики имеются в фондах Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея, Лодейнопольского историко-краеведческого музея и ряде др. Лит.: Горб Д.А. Гончарные промыслы Ленинградской области // Промыслы и ремесла народов СССР: Сб. науч. тр. ГМЭ. Л., 1986; Кузнецова И.А. О двух малоизвестных центрах традиционной глиняной игрушки Ленинградской области // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства: Сб. науч. тр. Л., 1991. Д.А. Горб
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Епархия Новгородская
Рубрики
ЕПАРХИЯ НОВГОРОДСКАЯ. Одна из старейших епархий на Руси (существует с 992), была и самой обширной – в нее входили пять адм. р-нов (пятин), а также псковские, прионежские, карельские земли, р-н Двины. Пятины включали в себя более древние адм.-терр. единицы – погосты, возникшие еще при св. кн. Ольге. Их границы соответствовали церк. приходам. В состав Н. Е. входила вся терр. нынешней С.-Петерб. епархии. Первоначально епископов назначал Киевский митр.; в 1157–1478, в отличие от др. епархий, еп. и приходское духовенство избирало вече. Первым (с 1120-х) сан архиеп. Новгородского и Псковского получил свят. Иоанн. Новгородские владыки (в 1589–1721 титуловались митр. Великоновгородскими и Великолуцкими) осуществляли адм. и гос.-полит. функции. Из храмов первым (в 992) был построен кафедральный храм Св. Софии в Новгороде (в наши дни – старейший рус. храм в РФ). К сер. XII в. в Ладоге насчитывалось не менее семи кам. храмов. В XIV–XV вв. новгородский архиерейский дом стал крупнейшим землевладельцем, угодья владык и новгородских мон. (Антониева, Отенского, Хутынского и др.) располагались в т. ч. в пределах совр. С.-Петерб. еп. При Иване III, покорившем Вел. Новгород, и особенно во время правления Ивана Грозного Н. Е. испытывала определенный упадок. В XVII в. по Столбовскому миру сев.-зап. часть Н. Е. отошла к шведам, но в ходе Сев. войны (1700-21) возвращена России. Возрождение церк. жизни началось при митр. Новгородском Иове (ск. 1716). С учреждением в 1721 Св. Синода С.-Петерб. провинция была выделена из Н. Е. в особую синодальную обл. До 1764 в Н. Е. входила терр. Карельского перешейка, до 1781 – Новая Ладога (с уездом). С 1775 до 1892 (с перерывами в 1799–1800, 1818, 1848) управление Н. Е. осуществлялось петерб. архиереями. В 1910 в Н. Е. насчитывалось 954 ц., 24 муж. и 17 жен. монастырей. С 1927 Новгородская губ. вошла в состав Лен. обл. При установлении совр. границ областей и образовании Новгородской обл. (1944) к Лен. обл. частично или полностью отошли терр. быв. Новгородского, Тихвинского и Устюженского у. Новгородской губ. (совр. Тихвинского, Бокситогорского, Киришского, Тосненского, Лодейнопольского, Волховского р-нов); к Новгородской обл. – юго-вост. часть быв. Лужского у. В 1943-59 и 1967-90 Ленингр. и Н. Е. находились под общим управлением. Н. Е. воссоздана 20 июля 1990, ее возглавляет архиеп. Великого Новгорода и Старорусский Лев (Церпицкий). Действуют четыре мон. и 118 ц. Лит.: Хорошев А.С. Церковь в политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980; Новгородская епархия: История и современность // София. 1997. № 4; Флоря Б.Н., Щапов Я.Н. Епархиальное управление и епископат Русской Православной Церкви. X–XVII вв. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 230-238; Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 г. (включительно). Т. 1-3. М., 2002–2004. А.В. Берташ
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Корповские пещеры
Рубрики
КОРПОВСКИЕ ПЕЩЕРЫ, природный объект в Лужском р-не. Находятся на окраине Лужской возвышенности южнее г. Луга на крутом берегу р. Обла, недалеко от Обловского оз. Назв. получили от находившейся неподалеку дер. Корпово Лужского у. Имеют частично искусств. происхождение. Начало К. п. было положено образованием грота под действием грунтовых вод. Затем в этом месте велась добыча кварцевого песка для стекольной пром-сти. В период ВОВ пещеры служили убежищем для партизан. В наши дни – популярное туристское место. Лит.: Туристский путеводитель по Ленинградской области. СПб., 2003. С. 266-268. А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Кудрявцев Николай Галактионович (1856-1941), архитектор
Рубрики
КУДРЯВЦЕВ Николай Галактионович (1856–1941), архитектор. Окончил С.-Петерб. строительное уч-ще (1877). Служил при Техн.-строительном к-те Мин-ва внутр. дел (1877-96). Домовладелец, гласный С.-Петерб. гор. думы (с 1887). Строил доходные дома и производственные здания в СПб., дачи в Петергофе и Териоках (ныне Зеленогорск). Автор ц. Св. Ап. Иоанна Богослова (1914-16; не сохр.) и здания церк.-приходской школы в Череменецком Иоанно-Богословском мон. (1903, не сохр.), Казанской иконы Божией Матери собора в г. Луга. Владел имением Вёдрово (Кудрявцево) в Лужском у. С.-Петерб. губ. (ныне пос. Жемчужный Лужского р-на). Построил в Вёдрово ц. Пресв. Троицы (1907-09). Лит.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. ХХ вв.: Справочник / Под общ. ред. Б.М. Кирикова. СПб., 1996. С.183; Луга: Альбом / Гл. ред. Т.Б. Иванова. СПб., 2005. С.19-20; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006; Цыганков В.А. Жемчужное. Имение Кудрявцевых. – http://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n28/18.shtml А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Лужский историко-краеведческий музей
Рубрики
ЛУЖСКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (г. Луга, ул. Красной Артиллерии, 11а). Осн. в 1976. Размещается в быв. купеческом доме, пам. дерев. архитектуры XIX в. В музейных фондах св. 11 тыс. ед. хр. В постоянной экспозиции (открыта в 1983) представлены материалы, рассказывающие об истории деревень Лужского у., об обороне Лужского рубежа в 1941, о партизанском движении в крае в годы Вел. Отеч. войны. Экспонируются личные вещи маршала артиллерии Г.Ф. Одинцова. На стационарной выставке «Пром-сть и сел. х-во в городе и районе» представлены образцы местной продукции. В выставочном зале музея регулярно устраиваются выставки лужских художников и нар. умельцев. Ср. кол-во посетителей в год – 8,5 тыс. чел. Лит.: Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Справочник. СПб., 2002; Лужский краевед. музей. – http://oblmuseums.spb.ru/rus/museums/10/info.html А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Николая Святителя костел (г. Луга)
Рубрики
НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ КОСТЕЛ (г. Луга, ул. Урицкого, 44). В 1894-95 католики Лужского у. (460 чел.) дважды подавали прошение о постройке дерев. каплицы на участке, пожертвованном купцом Л.И. Бульоном. В 1898 начато стр-во кирпичного здания ц. с колокольней в готическом стиле (проект арх.-худ. И.И. Дитриха). Освящена 20 июня 1904 митр. Г.И. Шембеком. С 1910 Луга и уезд образовали самостоятельный католич. приход. Числ. общины, преимущественно польской, быстро возрастала; к 1915 насчитывалось 3 тыс. чел. Ц. закрывалась с дек. 1922 по июнь 1923, окончательно закрыта 8 дек. 1937; здание передано под гор. физкультурный клуб. Настоятель о. Иоанн Ворслав и члены приходского совета в 1937 расстреляны. Ц. действовала в период нем. оккупации – с осени 1941 до 1944. Вновь передана верующим в 1995. Вторично освящена 9 нояб. 1996 архиеп. Тадеушем Кондрусевичем. Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А. К. Римско-католическая церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998. С. 35, 114-115, 220. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Промыслы и ремесла традиционные
Рубрики
ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ТРАДИЦИОННЫЕ, выделились из домашних занятий и ремесел, к-рые были направлены на изготовление предметов крест. быта для собственных нужд. Своеобразие традиционных промыслов Лен. обл. связано с особенностями ист., соц.-экон. и этногр. развития населения. Длительные контакты рус. и финноязычных народов сыграли важную роль в формировании быт. иск-ва края. Нельзя исключить и влияние на творчество мастеров древних центров худож. ремесла – Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Тихвина, а позже СПб. Одним из важнейших занятий народов, населяющих терр. совр. Лен. обл., было ткачество. Встречались практически все изв. в ткачестве техн. приемы: двухремезное, многоремезное, двууточное, браное тканье. Повсеместное распространение имело двухремезное тканье, применяемое для изготовления тонких белых холстов и «пестряди» – клетчатой или полосатой ткани. Большого опыта требовала многоремезная техника тканья с рельефным узором, особенно распространенная в Новоладожском у. Браное ткачество с красно-белыми узорами было развито в Лужском и Лодейнопольском у. Здесь же встречаются и закладные ткани. Интересной разновидностью крест. ткачества являлось изготовление тканных поясов. Их ткали из разноцветных шерстяных нитей на ткацких станах и нестандартных орудиях: дощечках, бердечках и на ниту. Красочностью и нарядностью выделялись вепсские и карельские пояса. С 1930-х широкое распространение получило тканье половиков с хл.-бум. основой и утком из цветных тряпичных лент. Вышивка – традиционный вид нар. творчества. Это иск-во было развито в дер. Лужского, Новоладожского, Лодейнопольского, Тихвинского, Устюженского у. Еще в 1920-е многие местные вышивальщицы владели старинными декорат. швами и узорами, к-рые передавались из поколения в поколение. Широко применялся двухсторонний шов-«роспись», иногда в сочетании с гладью-«атласником» и «набором». Часто в вышивке использовали такие приемы как «крест», «тамбур», а также различные варианты «строчки». Рус. мастерицы Лужского и Новоладожского у. вышивали тамбуром пышные растительные узоры, используя нити, окрашенные яркими анилиновыми красителями. Узоры с геометрическим орнаментом, выполненные двухсторонним швом цветной шерстью, украшали детали одежды ижор и води. В Новоладожском у. местные портные шили к праздникам и свадьбам «щегольские» дубленые полушубки, правую полу и воротник к-рых украшали узорным шитьем. «Стародавний», «досюльный» двусторонний шов применялся для вышивки обрядовых полотенец у русских и вепсов. Орнамент вышивки представлял собой геометризованные мотивы, образующие бордюры, или сложные сюжетные композиции, изображающие фигуры людей, животных, птиц, а также растительные узоры. В сюжетных вышивках нередко встречаются также геральдические птицы, напр., двуглавый орел. У южных вепсов встречались многоцветные узоры, выполненные «строчкой по сетке». Новоладожские мастерицы украшали головные уборы жемчужным шитьем («низание», «саженье»). Такие предметы являлись семейной ценностью и нередко передавались по наследству по жен. линии. Применение жемчуга было закономерным, т. к. он добывался в сев. реках басс. Ладожского и Онежского оз. Полотенца, подзоры простыней, домотканые скатерти обычно обшивались кружевом, плетенным на коклюшках или связанных крючком, реже – на спицах. Коклюшечное кружево изготовляли крестьянки Никольской вол. Шлиссельбургского у., Мозинской, Покровской, Дудергофской и Тосненской вол. Царскосельского у. Широкой изв. пользовались кружевницы Новоладожского у., к-рые плели на коклюшках в осн. предметы большого размера: покрывала, накидки, пелерины, косынки и пр. (см. Захожское кружево). Произ-во кубовой набойки (старинной техники крашения тканей) с крупно- или мелкоузорными геометрическими и растительными орнаментами сохранялось еще в 1930-е в вепсских и рус. деревнях Тихвинского р-на. Резьбой и росписью по дереву украшались избы, предметы домашней обстановки и утварь (см. Фасадная резьба). В любом крест. х-ве встречались изделия, плетенные из корней ели или сосны, а также изделия из щепы, прутьев и берестяная «серебр.» посуда, выполненная диагональным или прямым плетением. К пам. нар. иск-ва относятся прялки. Делали их в каждой семье для собственных нужд. Наиболее искусные мастера изготовляли прялки и на заказ. Прялки из Новоладожского у. расходились по неск. уездам. Широко бытовали цельные «корневые» прялки, вырубавшиеся из дерева с корнями. В каждой местности складывались свои формы прялок и приемы их украшений (см. Волховская школа росписи). Изготавливалась разнообразная глиняная утварь. В селениях по ср. течению рр. Оять, Явосьма, Паша находились центры гончарного произ-ва. Занятие гончарным промыслом было зафиксировано в отд. волостях Ямбургского, Лужского, Царскосельского уездов (см. Гончарное дело; Оятская керамика). Одним из старинных центров металлообработки являлся г. Тихвин. Выполненные здесь накладные или врезные замки с фигурно кованными личинами, а также ключи и светцы, украшенные ажурным орнаментом, отличаются разнообразием и изяществом. Кустарное произв-во гармоней было развито в кон. XIX – нач. ХХ вв. в с. Большое Заборовье (ныне Тихвинский р-н), в г. Тихвин и др. С XIX в. на терр. обл. получили развитие кустарные промыслы – мелкотоварное произ-во изделий, ориентированое на рынок. Оно стало дополнительным хоз. занятием крест. нас. и осн. занятием значительной части гор. жит. В большинстве своем кустари сохраняли традиционные инструменты и техн.-технол. приемы обработки природных материалов (дерева, глины, волокнистых веществ, кожи, металла). В осн. эти изделия были рассчитаны на небогатого гор. потребителя. Приспосабливаясь к его вкусу, мастера совершенствовали технику изготовления, форму и отделку изделий. Помимо своего осн. назначения, эти предметы обладали худож. ценностью и отражали эстетические представления и вкусы их создателей. На терр. совр. Лен. обл. кустарные промыслы существовали повсеместно, но в структуре хоз. занятий нас. занимали разл. место. Процесс индустриализации привел к постепенному исчезновению мн. промыслов, в т. ч. направленных на произ-во с.-х. орудий, средств передвижения, столярного промысла и пр. Отд. промыслы сохранялись до наших дней. Наибольший их расцвет связан с образованием в 1968 Лен. обл. производственного объединения нар. худож. промыслов, деятельность к-рого была направлена на возрождение, сохр. и развитие традиционных промыслов. После распада объединения в нач. 1990-х произошло угасание работы его центров. В настоящее время мастеров поддерживает Ассоциация нар. худож. промыслов и ремесел, общественная орг-ция «Палата ремесел» и Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Лит.: Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей: Путеводитель-каталог: Этнографические коллекции и предметы религиозного назначения. СПб., 2001; Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С. 57-60. Д.А. Горб
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Санкт-Петербургская губерния
Рубрики
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ, историческая адм.-терр. единица в составе России. Образована в 1708 указом Петра I о разделе России на восемь губ. Включала терр. совр. Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской обл., частично –Архангельской, Вологодской, Ярославской обл. и Республики Карелия (пл. 482,5 тыс. кв. км). До 1710 также именовалась Ингерманландской. В ходе реформы 1727 терр. СПб. губ. значительно уменьшилась: была создана Новгородская губ., часть Ярославской и Углицкая провинции переданы Московской губ., Нарвская провинция – Эстляндии. В 1744 из СПб. г. выделена Выборгская губ. В сер. XVIII в. СПб. губ. состояла из четырех дистриктов (уездов): Петерб., Шлиссельбургского, Копорского, Ямбургского. В 1780, в период губ. реформы Екатерины II, реорганизована в губернию с семью уездами: С.-Петербургский, Шлиссельбургский, Софийский, Рождественский, Ораниенбаумский, Ямбургский, Нарвский. В 1802 упразднены Рождественский и Нарвский у., прибавлены Гдовский, Лужский, Новоладожский. В 1808 после включения г. София в состав г. Царское Село Софийский у. переименован в Царскосельский. В 1812 Сестрорецк передан Выборгской губ., в 1864 возвращен в СПб. губ. В 1848 Ораниенбаумский у. преобразован в Петергофский в связи с переносом центра в г. Петергоф. Уезды делились на волости. В состав СПб. губ. входили два портовых города – Кронштадт и Нарва. В 1897 население СПб. губ. (не считая СПб.) – 840,7 тыс. чел. (городское – всего 8%). Пл. – 53,8 тыс. кв. км. На терр. губернии проживали русские, ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, немцы. Близость к столице обусловила развитие промыслов, в т. ч. дачного (см. Дачная архитектура, Дачники). В СПб. губ. возникли многочисл. дворянские усадьбы. В 1870 СПб. выделен из состава СПб. губ. в отд. градоначальство (объединены вновь в 1920). В 1914 переименована в Петроградскую губ., в 1924 – в Ленинградскую. В 1918 входила в состав Союза коммун Северной области. В 1922 в губ. включены Вытегорский и Лодейнопольский у. упраздненной Олонецкой губ. В 1927 вошла в состав новообразованной Лен. обл. Территория СПб. губ. занимала зап. часть совр. Лен. обл. Юж. половина быв. Гдовского у. СПб. губ. с г. Гдов входит в состав Псковской обл. Лит.: Пушкарев И. Описание С.-Петербургской губернии. СПб.,1842; Жуковский (полк.). Военно-статистическое обозрение С.-Петербургской губернии. СПб., 1851; Россия. Полное географическое описание нашего Отечества / Под ред. В.П.Семенова. СПб., 1900. Т.3: Озерная область; Кащенко С.Г. Реформа 19 февраля 1861 г. в С.-Петербургской губернии. Л., 1990. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Уезды
Рубрики
УЕЗДЫ, адм.-терр. единицы на Руси с XIII в., объединявшие неск. волостей и управлявшиеся наместниками. В XV–XVI вв. в ходе образования единого Русского гос-ва стали осн. звеном терр. устройства. С начала XVII в. У. возглавлялись воеводами. Реформой 1708 У. были выведены из системы адм. деления и восстановлены только в 1727, при этом более высокой ступенью, вслед за губернией, стала провинция. По реформе 1775 провинции ликвидировались, но создавались наместничества и губ., делившиеся на У. Во главе уездной администрации находился исправник. После ряда изменений кон. XVIII – нач. XIX вв. устанавливается вплоть до нач. ХХ в. стабильное адм.-терр. деление, согласно к-рому У. стали составными частями губерний или областей. В 1864 проведена земская реформа, согласно к-рой создавались органы местн. самоуправления: уездное земское собрание и уездная земская управа. После 1917 У., изменив систему управления, сохр. в качестве среднего звена адм.-терр. деления. Были ликвидированы первой сов. реформой адм.-терр. деления в 1923-29 и заменены округами и районами. В Новгородских землях уездная система сосуществовала с пятинной организацией до нач. XVIII в. В кон. XV – XVI вв. в пределах совр. Лен. обл. находились земли восьми У.: Новгородского, Ивангородского, Ямского, Корельского, Копорского, Ореховского и Ладожского. В результате территориальных утрат и разорения нач. XVII в. здесь остались только Новгородский и Ладожский у. В XIX – нач. ХХ вв. на терр. совр. Лен. обл. находились земли С.-Петерб., Гдовского, Лужского, Новоладожского, Петергофского, Царскосельского, Шлиссельбургского и Ямбургского у. С.-Петерб. губ., Выборгского и Кексгольмского у. Выборгской губ., Новгородского, Тихвинского и Устюженского у. Новгородской губ., Лодейнопольского, Олонецкого и Петрозаводского у. Олонецкой губ. Лит.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С.Б. Егоров
Авторы
подробнее…
Фольклор
Рубрики
ФОЛЬКЛОР народов Лен. обл. (см. Этнические общности Ленинградской области) представляет многослойное полиэтническое наследие, к-рое явилось результатом богатой истории региона. Одним из первых в 1824-29 изучением вепсов занимался А.М. Шёгрен, описавший их компактное проживание, быт, занятия, язык и фольклор. Вепсов, финнов-ингерманландцев, ижору и водь изучал Э. Лённрот, Д. Европеус и др. фин. ученые. Фин. лит. об-вом в 1908-48 осуществлено издание «Древних рун финского народа» (всего 33 тома), в к-ром собраны аутентичные изустные записи традиционных эпических и лирических песен и заклинаний этих народов, в т. ч. собранные на терр. лен. обл. Во второй пол. ХХ в. изучением фольклора продолжали заниматься ученые Карелии и Эстонии. В 1960–1980-е записаны песни калевальского стиха у ижор Сойкинского и Курголовского п-овов. Петрозаводские фольклористы издали два сб. «Народные песни Ингерманландии» (1974) и антологию «Ингерманландская эпическая поэзия» (1990). Исследование по муз. культуре финнов-ингерманландцев опубл. в 1995 И.П. Григорьева, рук. фольклорного ансамбля «Рёнтюшки» (дер. Рапполово Всеволожского р-на). По вепсскому фольклору наиболее значительны публ. «Образцы вепсской речи» (1969), «Вепсские народные сказки» (1996). Русский фольклор на терр. Лен. обл. стали изучать только в кон. XIX в. В 1889 вышел сборник К.П. Галлера с текстами нар. песен Лужского у. и нотными записями; в 1916 в журн. «Живая старина» опубликованы материалы свадебных обрядов и песен Лужского у., собранные крестьянином И. Максимовым. Активная собирательская работа по рус. фольклору начинается во второй пол. ХХ в. В 1960-х фольклорные экспедиции в разл. р-нах обл. проводят С.-Петерб. консерватория, С.-Петерб. ин-т (ун-т) культуры и иск-в (СПбГУКИ), Рос. ин-т истории иск-в и Обл. дом нар. творчества; опубл. ряд муз.-песенных сб. Значительный вклад в иссл. фольклора Лен. обл., в т. ч. и сов. периода, внес В.С. Бахтин. В 1995 при СПбГУКИ создан Тихвинский фольклорный архив (ТФА), занимающийся изучением фольклора и этнографии быв. Тихвинского у. В его основу положены материалы многочисл. фольклорных эспедиций, проведенных в сев. р-нах Новгородской и сев.-вост. р-нах Лен. обл. Экспедиции Ленинградского областного учебно-методического центра культуры и искусства (ЛОУМЦКиИ) систематически собирают традиционные муз.-песенные материалы, этногр. описания праздников и обрядов. Фонотека ЛОУМЦКиИ является одной из крупнейших коллекций фольклорных записей Лен. обл. Лит.: Русские народные песни, записанные в Ленинградской области. 1931–1949 гг. Л.; М., 1950; Рубцов Ф.А. Народные песни Ленинградской области. М., 1958; Бахтин В.С. 1000 частушек Ленинградской области. Л., 1969; Он же. Песни Ленинградской области. Л., 1978; Он же. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области. Л., 1982; Лапин В.А. Русские свадебные песни у вепсов // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973; Он же. Вепсы и русские в музыкально-фольклорных традициях Северо-Запада // Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Народные песни Ингерманландии. Л., 1974; Мальми В. Народные танцы Карелии и Ингерманландии // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллин, 1980; Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района. Л., 1985; Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области. Вып. 1-2. Л., 1987–1989; Фольклорные традиции Тихвинской земли: Тезисы науч.-практической конференции. Л., 1989; Ингерманландская эпическая поэзия: Антология. Петрозаводск, 1990; Григорьева И.П. Музыкальная культура ингерманландских финнов второй пол. XIX и ХХ столетий. СПб, 1995; Лобанов М.А. Лесные кличи: Вокальные мелодии-сигналы на Северо-Западе России. СПб., 1997; Тихвинский фольклорный архив: Иссл. и материалы. Вып 1. СПб., 2000; Атрощенко Н.О., Румянцева А.Е. Обзор фонотеки фольклорных материалов ЛОУМЦКиИ // Область культуры. 2005. № 11. С. 26-42; Сланцевские старожилы // Область культуры. 2007. № 2. В.А. Лапин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…