Ефимовский, г.п.
|
Рубрики
|
|
ЕФИМОВСКИЙ, городской поселок в Бокситогорском р-не. Нас. – 3,9 тыс. чел. Расположен при рр. Валченка, Быстрая и Соминка. В нач. ХХ в. – пристанционный пос. на жел. дороге СПб. – Вологда. Назв. получил по близлежащей дер. Ефимово. С 1927 – центр созданного в Лен. обл. Ефимовского р-на (существовал до 1965), в 1964 – рабочий пос. Находясь на ж.-д. магистрали, Е. занимает выгодное трансп. положение, имеется также выход на автомоб. трассу Новая Ладога – Ярославль. До сер. 1960-х здесь функционировал судоходный путь (см. Тихвинская водная система). В течение ХХ в. пос. развивался как трансп., адм., культурный, с.-х. и пром. центр края. В процессе развития и застройки включил в свой состав ближайшие населенные пункты: пос. Быстрорецкий, Ярославский шлюз, дер. Машнево и Нос. До 1960-х застройка велась дерев. зданиями, в том числе двухэтажными. В 1970-е – 1990-е в центральной части Е. построен жил. микрорайон с многоэтажн. крупнопанельн. домами и объектами соц.-культурного назначения. В Е. имеются районный дом культуры, муз. школа, б-ка. Установлен обелиск в честь земляков, погибших в годы ВОВ. В юж. части пос. находится действующий кам. храм Св. Пророка Илии (1908). В 5 км к северу от Е., на юж. берегу Тихвинского кан., на месте сгоревшего путевого дворца расположен кам. монумент с металлич. крестом «В память посещения Императора Петра Великого между 1712 и 1716 годами».
Лит.: Калинин М.А., Федяев А.И. Бокситогорск – Пикалёво. Л., 1983; Базарова М.И. История земли Бокситогорской с древнейших времен до наших дней. Ефимовский, 2003.
С.Б. Егоров
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Тихвинская водная система
|
Рубрики
|
|
ТИХВИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА, трансп. магистраль на северо-западе Европ. части России. Соединяла басс. Балтийского м. и Волги в XIX–XX вв. Начиналась у г. Рыбинск на Волге (позднее у Рыбинского водохранилища), проходила по рр. Молога, Чагодоща, Горюнь, Соминка, Валчина, Тихвинскому кан., далее по рр. Тихвинка, Сясь, Ладожскому кан., Неве и заканчивалась в СПб. Общая протяженность составляла 924 км. Изыскательские работы по сооружению водного пути, призванного обеспечить грузооборот СПб. с Поволжьем, велись в нач. XVIII в., но стр-во осуществилось только в нач. XIX в. В 1811 Т. в. с. вступила в эксплуатацию, но ее реконструкция продолжалась. Использовалась в осн. для грузоперевозок, в меньшей степени – для пасс. сообщения. Трасса Т. в. с. в пределах совр. Лен. обл. проходила через Бокситогорский, Тихвинский, Волховский и Кировский р-ны. Наиб. значительными пристанями являлись Новая Ладога, Колчаново, Сясьские Рядки, Тихвин, Сомино. Сооружение Мариинской водной системы и жел. дорог привело к утрате значения Т. в. с.; в 1956 она была официально закрыта, хотя местные перевозки продолжались до 1965. В наст. время в Тихвинском и Бокситогорском р-нах сохр. остатки гидротехн. сооружений (шлюзы, плотины), являющиеся ист.-культ. памятниками. На месте водораздела (в 6 км к северу от г. п. Ефимовский) в 1862 установлен пам. Петру I, к-рый бывал здесь между 1712 и 1716.
Лит.: Бучацкий Л.Х. Тихвинская система: Технические и экономические данные и материалы для проекта улучшения водного пути. СПб., 1893; Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 66; Калинин М.А., Федяев А.И. Бокситогорск – Пикалёво. Л., 1983. С. 56-58; Виноградова Л.В. Когда сияли купола. Тихвин, 1997; В.Б.Сапунов, Г.Д.Морозова, С.В.Морозов. Тихвинская водная система – история и современное состояние. – http://www.medline.ru/public/art/tom3/art2.phtml
С.Б. Егоров
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|