Адреса / Топографические ориентиры/Капша р.
Археологические памятники: общие сведения
Рубрики
Многие исследователи предками вепсов считают племя весь. Русские летописи упоминают о ней в событиях, записанных под 859 и 862 гг., когда группа северных племен вначале сообща выступила против варягов, а затем призвала их. В «Повести временных лет» весь упоминается под 882 г. в связи с походом князя Олега на Смоленск, Любеч и Киев. В этом походе, закончившемся вокняжением Олега в Киеве, участвовали варяги, чудь, словене, меря, весь, кривичи. Отсутствие в дальнейшем упоминаний о веси, возможно, связано с тем, что она могла выступать на страницах русских летописей под собирательным именем чудь. Русские источники местожительством веси называли Белое озеро: «А на Беле озере седять весь». Между тем освоение вепсами Межозерья началось, судя по языковым данным, с южного Присвирья (реки Оять, Паша с притоком— р. Капшой, Свирь), а заселение восточной периферии вепсского ареала (Верхневолжский бассейн) —с берегов р. Ояти и ее притоков. Прибалтийско-финский пласт в топонимии рек Сясь и Тихвинка выражен неотчетливо, возможно, потому, что малочисленное прибалтийско-финское население здесь быстро обрусело, а прибалтийско-финская топонимия подверглась нивелирующему воздействию русского языка. Восстановлению событий далекого прошлого древних вепсов способствуют не только богатые материалы приладожских курганов, но и памятники соседних территорий и прежде всего Ладоги и ее округи. В IX—XI вв. Ладога представляла собой мощную крепость государственного значения, цветущий торговый и ремесленный центр. В сфере ее интересов оказалось и Приладожье. Именно с Ладогой у населения Приладожья в первую очередь установились экономические, политические и культурные взаимоотношения, благодаря которым в Приладожье появились некоторые ювелирные изделия, посуда, оружие, передовая технология кузнечного ремесла. Связи с Ладогой обусловили не только внешние, но и серьезные внутренние изменения в жизни оятского населения, в результате которых происходило разрушение родоплеменных устоев и консолидация населения, приведшая со временем к образованию народности.
Тематические группировки
подробнее…
Корбеничи, дер.
Рубрики
КОРБЕНИЧИ, деревня в Тихвинском р-не. Нас. – 44 чел. Расположена на сев.-зап. берегу Капшозера, в 2 км от истока р. Капша. По понтонному мосту через озеро имеется выход на автомоб. дорогу до Тихвина. Коренное нас. – вепсы, к-рые называют деревню Корбал. Возможно, наим. связано с вепсским «корьб» – «глухой лес». Предположительно, поселение возникло не позднее сер. II тыс. н. э. Совр. деревня имеет уличную планировку и состоит из одноэтажных домов, к-рые протянулись вдоль берега Капшозера. В К. имеются клуб, б-ка, часовня (2000). До 1989 существовала дерев. ц. Св. Александра Невского (1889). Рядом с К. вокруг местного кладб. сохр. старинная кам. ограда. Лит.: «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м, б. г. С. 20. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
подробнее…
Курганы
Рубрики
Юго-Восточное Приладожье и район Прионежья (реки Сясь, Тихвинка, Капша, Паша, Воронежка, Оять, Свирь, Олонка, Тулокса, Видлица и северное побережье Онежского озера) в X – XIII вв. были территорией сосредоточения курганов – погребальных памятников, оставленных прибалтийско-финским населением, по мнению большинства исследователей, предками современных вепсов, до сих пор живущих на р. Ояти. Очень важным для доказательства принадлежности оятских курганов летописной веси является исследование гидронимии р. Ояти. Самыми древними оказались саамские названия водных объектов, за ними по времени идут вепсские гидронимы и, наконец, русские, которые появляются примерно в XI–XII вв., но их немного. Курганы р. Ояти X–XIII вв. полнее, чем памятники других районов Юго-Восточного Приладожья и Прионежья, характеризуют культуру древних вепсов. Курганы – небольшие округлые насыпи высотой 0,6–3 м, диаметром 5–12 м (иногда и больше) – содержат захоронения умерших. По представлениям той поры, умирая, люди меняли только жилище и в загробном мире продолжали ту же жизнь, что и на земле, поэтому умершего сопровождали те же вещи, которыми он пользовался при жизни. Женщина погребалась в праздничной одежде, украшенной бронзовыми и серебряными ювелирными изделиями, мужчина – с оружием. Внутреннее устройство кургана с очагом, сопровождавшимся бытовым инвентарем, напоминало жилище. К середине 1980-х на р. Ояти раскопано 247 курганов, содержащих богатый инвентарь.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Паша, р.
Рубрики
ПАША, река, левый приток р. Свирь. Дл. 242 км. Ср. расход воды в устье 69,2 куб. м/с, пл. водосбора 6650 кв. км. Вытекает из Пашозера на востоке Лен. обл. и пересекает терр. Тихвинского и Волховского р-нов. Первоначальное направление течения с северо-востока на юго-запад. Ок. дер. Новое Село Тихвинского р-на делает поворот и направляется на север, в р-не дер. Бор Волховского р-на отклоняется на северо-запад, впадает в Свирь у пос. Свирица. Наиболее кр. притоки: Большая Пяльица, Черная, Верхняя Палуйца, Шуйга, Пить, Явосьма, Капша, Пинега, Сапа, Пинега, Сукса, Шижня, Кондега, Рыбежка, Кумбито, Бабья. Назв. реки происходит, вероятно, от прибалт.-фин. «паксу» – толстый, густой. По берегам П. и ее притоков концентрируются группы курганов приладожской культуры кон. I – нач. II тыс. н.э. В басс. П. расположены кр. поселения Пашозеро, Шугозеро, Горка, Коськово, Часовенское, Рыбежно, Паша, Свирица. Ряд из них известен по письменным источникам с XIV-XVI вв. Верховья Капши, правого притока П., – коренная терр. обитания капшинской группы вепсов. Эти земли, а также истоки П. входят в природный парк «Вепсский лес». Лит.: Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 66-68, 136-138; Кондратьева Е.В. Пашский Перевоз – Свирица – Загубье – Сторожно // Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 114-134; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории географических названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981. С. 61-63; «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м., б. г. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ремесла, промыслы. Общая статья
Рубрики
В ХIХ – начале ХХ в. у вепсов, как и у других народов лесной полосы Европейского Севера, существовал комплексный тип хозяйства. Наряду с земледелием и тесно связанным с ним животноводством – основными направлениями хозяйственной деятельности вепсов – существовал и ряд подсобных занятий: рыболовство, охота, собирательство, а также домашние и отхожие промыслы (лесные разработки, сплав леса, камнетесный промысел и др.). Комплексное хозяйство было характерно для вепсов уже в древности - во второй половине I – начале II тыс. н.э., однако тогда соотношение в нем присваивающих и производящих видов деятельности было другим. Так, у веси, проживающей по р. Суда, основу системы хозяйства составляла охота в сочетании с животноводством и рыболовством. Роль земледелия была ограниченной. Высокого уровня достигли металлургическое производство, ювелирное и костерезное дело. В Юго-Восточном Приладожье IX–XIII вв., судя по археологическим материалам, основными занятиями обитающих здесь древневепсских групп являлись земледелие и животноводство. Важную роль в хозяйстве играли также рыболовство, охота, собирательство, различные ремесла и промыслы. Большое значение в жизни вепсов занимали кустарные промыслы. Доходы от них шли на уплату государственных налогов, мирских сборов, а также на покупку хлеба и другого продовольствия. Кустарные промыслы делились на домашние и отхожие. Домашние промыслы были сосредоточены в пределах своей семьи или деревни. Отхожие - представляли собой временную сезонную работу крестьян за пределами своей деревни. В прошлом у вепсов существовали исторически сложившиеся районы традиционных промыслов. В вепсских деревнях по среднему течению Ояти (центр – д. Надпорожье) был распространен гончарный промысел, которым, что примечательно, в основном занимались мужчины в зимнее время. Изделия оятских гончаров (горшки, кринки, миски и пр., а также свистульки, вылепленные от руки детьми) находили сбыт в северных губерниях России. Промысел просуществовал до 30–х годов ХХ в. В настоящее время его традиции пытаются возродить в гончарном цехе в п. Алеховщина на Ояти. Известным центром бондарного ремесла считалось Тукшозеро. Некоторые тукшозерские бондари, помимо работы у себя дома, в летнее время уходили на заработки в присвирские деревни Креснозеро, Оренжу, Гонговичи и др., где крестьяне занимались скупкой соленых грибов для отправки в города. Выделкою седел занимались в д. Берег (Ярославичи), откуда седла расходились по всей вепсской территории. Оятские вепсы с. Ладва были стекольщиками. Катовальный промысел был распространен среди оятских (с. Озера), исаевских (ныне обрусевших) и шимозерских вепсов. Известны фамилии некоторых изготовителей валяной обуви из Шимозерья: Я. М. Гаврилов, Г. В. Мишкин (Сюрьга), С. Е. Климов (Линжозеро), С. Г. Павшуков (Полозеро). В зимнее время Олонецкая и Новгородская губернии становились местом заработков вепсских катовалов. Каждый хозяин, на которого работал катовал, обязан был, помимо оплаты заказа, обеспечить его ночлегом и питанием на это время, а также необходимым сырьем. Средние вепсы деревень Бахарево и Пелдуши занимались таким доходным делом, как закупка племенного скота для Петербурга. Район закупки был довольно обширный: Ладва, Озера, Шимозеро, деревни Вытегорщины. В конце XIX в. среди вепсов, проживающих вблизи сплавных рек Свири, Ояти, Капши, Паши, широкое развитие получили заготовка и сплав леса. Этими промыслами крестьяне занимались в свободное от полевых работ время - зимой и ранней весной. Жители с. Залесье в вепсском Прионежье были знаменитыми печниками. Вепсы Шокши и Рыбреки прославились своим каменнотесным мастерством: они изготавливали надгробные плиты, памятники, каменные тумбы, жернова, обтесывали камень для фундаментов домов и ступеней.
Тематические группировки
  •  
подробнее…