Адреса / Топографические ориентиры/Явосьма р.
Гончарное дело
Рубрики
ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО. До нач. XX в. Г. д. в России было связано с нар. бытом и распространено практически повсеместно. Гончарные центры возникали обычно близ торг. путей, на базе месторождений качественной гончарной (горшечной) или огнеупорной глины. Сохранялись осн. технол. приемы изготовления и традиционные формы хоз. посуды, выработанные еще в древности. Т. н. «крест. керамика» (горшки, кувшины, миски, бутыли, рукомойники, подойники-«носаки», бочонки, подставки для цветов, кружки, масляники, чайники, латки), как правило, изготавливалась на гончарном круге из красной или серой глины. На терр. совр. Лен. обл. зафиксированы многочисл. центры гончарного произ-ва. В Лодейнопольском у. Олонецкой губ. широкую изв. получила оятская керамика. Гончарный промысел охватывал круг деревень, расположенных в ср. течении р. Оять и на р. Сясь. Здесь изготавливали разнообразную столовую посуду. В Явосемском гончарном центре на рр. Явосьме и Паше (совр. Тихвинский р-н) посуда изготавливалась на ручных гончарных кругах, употреблялся старинный способ обработки поверхности – обварка (сосуд опускали в отвар из льняных головок). Изделия отличались вытянутым овальным туловом, высокой придонной частью и тяжеловесным круглым венчиком-валиком. Как правило, они не были украшены (иногда наносили 2-3 углубленные бороздки под венчиком и на горле сосудов). В Выскатской вол. Гдовского у. наряду с изготовлением гончарной посуды занимались изготовлением кирпича. В Лисинской вол. Царскосельского у. в рус. и фин. деревнях, а также в г. Гатчина и пос. Тайцы помимо гончарных изделий изготавливали игрушки и свистульки. В Тарантаевской вол. Тихвинского у. гончары-карелы занимались изготовлением молочных и печных горшков. В Стремленской вол. Ямбургского у. в ижорских и рус. деревнях в нач. ХХ в. Г. д. занималось 60 чел. Гончарным промыслом занимались также в Перечицкой и Павской вол. Лужского у., в Копорской и Вовашевской вол. Петергофского у. и др. местах. В каждом центре гончарного произ-ва сложилась своя школа, специфические особенности решения форм сосудов и их орнаментики. Керамическая посуда чаще всего удовлетворяла потребности местного нас., она продавалась в своей округе на рынках и ярмарках, развозилась по деревням. Часть продукции попадала в СПб. Близость столицы способствовала ориентации промыслов на вкусы и потребности горожан. Крест. керамика была достаточно популярна в деревенском быту до 1950-х. Помимо сел. гончарных промыслов, в С.-Петерб. губ. простую и поливную посуду из местных глин выпускали гончарные з-ды. Значительные коллекции крест. гончарной керамики имеются в фондах Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея, Лодейнопольского историко-краеведческого музея и ряде др. Лит.: Горб Д.А. Гончарные промыслы Ленинградской области // Промыслы и ремесла народов СССР: Сб. науч. тр. ГМЭ. Л., 1986; Кузнецова И.А. О двух малоизвестных центрах традиционной глиняной игрушки Ленинградской области // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства: Сб. науч. тр. Л., 1991. Д.А. Горб
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Паша, р.
Рубрики
ПАША, река, левый приток р. Свирь. Дл. 242 км. Ср. расход воды в устье 69,2 куб. м/с, пл. водосбора 6650 кв. км. Вытекает из Пашозера на востоке Лен. обл. и пересекает терр. Тихвинского и Волховского р-нов. Первоначальное направление течения с северо-востока на юго-запад. Ок. дер. Новое Село Тихвинского р-на делает поворот и направляется на север, в р-не дер. Бор Волховского р-на отклоняется на северо-запад, впадает в Свирь у пос. Свирица. Наиболее кр. притоки: Большая Пяльица, Черная, Верхняя Палуйца, Шуйга, Пить, Явосьма, Капша, Пинега, Сапа, Пинега, Сукса, Шижня, Кондега, Рыбежка, Кумбито, Бабья. Назв. реки происходит, вероятно, от прибалт.-фин. «паксу» – толстый, густой. По берегам П. и ее притоков концентрируются группы курганов приладожской культуры кон. I – нач. II тыс. н.э. В басс. П. расположены кр. поселения Пашозеро, Шугозеро, Горка, Коськово, Часовенское, Рыбежно, Паша, Свирица. Ряд из них известен по письменным источникам с XIV-XVI вв. Верховья Капши, правого притока П., – коренная терр. обитания капшинской группы вепсов. Эти земли, а также истоки П. входят в природный парк «Вепсский лес». Лит.: Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 66-68, 136-138; Кондратьева Е.В. Пашский Перевоз – Свирица – Загубье – Сторожно // Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 114-134; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории географических названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981. С. 61-63; «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м., б. г. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Промыслы и ремесла традиционные
Рубрики
ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ТРАДИЦИОННЫЕ, выделились из домашних занятий и ремесел, к-рые были направлены на изготовление предметов крест. быта для собственных нужд. Своеобразие традиционных промыслов Лен. обл. связано с особенностями ист., соц.-экон. и этногр. развития населения. Длительные контакты рус. и финноязычных народов сыграли важную роль в формировании быт. иск-ва края. Нельзя исключить и влияние на творчество мастеров древних центров худож. ремесла – Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Тихвина, а позже СПб. Одним из важнейших занятий народов, населяющих терр. совр. Лен. обл., было ткачество. Встречались практически все изв. в ткачестве техн. приемы: двухремезное, многоремезное, двууточное, браное тканье. Повсеместное распространение имело двухремезное тканье, применяемое для изготовления тонких белых холстов и «пестряди» – клетчатой или полосатой ткани. Большого опыта требовала многоремезная техника тканья с рельефным узором, особенно распространенная в Новоладожском у. Браное ткачество с красно-белыми узорами было развито в Лужском и Лодейнопольском у. Здесь же встречаются и закладные ткани. Интересной разновидностью крест. ткачества являлось изготовление тканных поясов. Их ткали из разноцветных шерстяных нитей на ткацких станах и нестандартных орудиях: дощечках, бердечках и на ниту. Красочностью и нарядностью выделялись вепсские и карельские пояса. С 1930-х широкое распространение получило тканье половиков с хл.-бум. основой и утком из цветных тряпичных лент. Вышивка – традиционный вид нар. творчества. Это иск-во было развито в дер. Лужского, Новоладожского, Лодейнопольского, Тихвинского, Устюженского у. Еще в 1920-е многие местные вышивальщицы владели старинными декорат. швами и узорами, к-рые передавались из поколения в поколение. Широко применялся двухсторонний шов-«роспись», иногда в сочетании с гладью-«атласником» и «набором». Часто в вышивке использовали такие приемы как «крест», «тамбур», а также различные варианты «строчки». Рус. мастерицы Лужского и Новоладожского у. вышивали тамбуром пышные растительные узоры, используя нити, окрашенные яркими анилиновыми красителями. Узоры с геометрическим орнаментом, выполненные двухсторонним швом цветной шерстью, украшали детали одежды ижор и води. В Новоладожском у. местные портные шили к праздникам и свадьбам «щегольские» дубленые полушубки, правую полу и воротник к-рых украшали узорным шитьем. «Стародавний», «досюльный» двусторонний шов применялся для вышивки обрядовых полотенец у русских и вепсов. Орнамент вышивки представлял собой геометризованные мотивы, образующие бордюры, или сложные сюжетные композиции, изображающие фигуры людей, животных, птиц, а также растительные узоры. В сюжетных вышивках нередко встречаются также геральдические птицы, напр., двуглавый орел. У южных вепсов встречались многоцветные узоры, выполненные «строчкой по сетке». Новоладожские мастерицы украшали головные уборы жемчужным шитьем («низание», «саженье»). Такие предметы являлись семейной ценностью и нередко передавались по наследству по жен. линии. Применение жемчуга было закономерным, т. к. он добывался в сев. реках басс. Ладожского и Онежского оз. Полотенца, подзоры простыней, домотканые скатерти обычно обшивались кружевом, плетенным на коклюшках или связанных крючком, реже – на спицах. Коклюшечное кружево изготовляли крестьянки Никольской вол. Шлиссельбургского у., Мозинской, Покровской, Дудергофской и Тосненской вол. Царскосельского у. Широкой изв. пользовались кружевницы Новоладожского у., к-рые плели на коклюшках в осн. предметы большого размера: покрывала, накидки, пелерины, косынки и пр. (см. Захожское кружево). Произ-во кубовой набойки (старинной техники крашения тканей) с крупно- или мелкоузорными геометрическими и растительными орнаментами сохранялось еще в 1930-е в вепсских и рус. деревнях Тихвинского р-на. Резьбой и росписью по дереву украшались избы, предметы домашней обстановки и утварь (см. Фасадная резьба). В любом крест. х-ве встречались изделия, плетенные из корней ели или сосны, а также изделия из щепы, прутьев и берестяная «серебр.» посуда, выполненная диагональным или прямым плетением. К пам. нар. иск-ва относятся прялки. Делали их в каждой семье для собственных нужд. Наиболее искусные мастера изготовляли прялки и на заказ. Прялки из Новоладожского у. расходились по неск. уездам. Широко бытовали цельные «корневые» прялки, вырубавшиеся из дерева с корнями. В каждой местности складывались свои формы прялок и приемы их украшений (см. Волховская школа росписи). Изготавливалась разнообразная глиняная утварь. В селениях по ср. течению рр. Оять, Явосьма, Паша находились центры гончарного произ-ва. Занятие гончарным промыслом было зафиксировано в отд. волостях Ямбургского, Лужского, Царскосельского уездов (см. Гончарное дело; Оятская керамика). Одним из старинных центров металлообработки являлся г. Тихвин. Выполненные здесь накладные или врезные замки с фигурно кованными личинами, а также ключи и светцы, украшенные ажурным орнаментом, отличаются разнообразием и изяществом. Кустарное произв-во гармоней было развито в кон. XIX – нач. ХХ вв. в с. Большое Заборовье (ныне Тихвинский р-н), в г. Тихвин и др. С XIX в. на терр. обл. получили развитие кустарные промыслы – мелкотоварное произ-во изделий, ориентированое на рынок. Оно стало дополнительным хоз. занятием крест. нас. и осн. занятием значительной части гор. жит. В большинстве своем кустари сохраняли традиционные инструменты и техн.-технол. приемы обработки природных материалов (дерева, глины, волокнистых веществ, кожи, металла). В осн. эти изделия были рассчитаны на небогатого гор. потребителя. Приспосабливаясь к его вкусу, мастера совершенствовали технику изготовления, форму и отделку изделий. Помимо своего осн. назначения, эти предметы обладали худож. ценностью и отражали эстетические представления и вкусы их создателей. На терр. совр. Лен. обл. кустарные промыслы существовали повсеместно, но в структуре хоз. занятий нас. занимали разл. место. Процесс индустриализации привел к постепенному исчезновению мн. промыслов, в т. ч. направленных на произ-во с.-х. орудий, средств передвижения, столярного промысла и пр. Отд. промыслы сохранялись до наших дней. Наибольший их расцвет связан с образованием в 1968 Лен. обл. производственного объединения нар. худож. промыслов, деятельность к-рого была направлена на возрождение, сохр. и развитие традиционных промыслов. После распада объединения в нач. 1990-х произошло угасание работы его центров. В настоящее время мастеров поддерживает Ассоциация нар. худож. промыслов и ремесел, общественная орг-ция «Палата ремесел» и Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Лит.: Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей: Путеводитель-каталог: Этнографические коллекции и предметы религиозного назначения. СПб., 2001; Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С. 57-60. Д.А. Горб
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Русские
Рубрики
РУССКИЕ, этническая общность, основное население РФ. В составе Р. выделяется ряд субэтносов и этногр. групп (напр., казаки и поморы). Рус. яз. принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи. В РФ, по данным переписи нас. 2002, 115,9 млн русских (79,8% от общей числ. нас.). В Лен. обл. Р. также являются крупнейшим народом – 1,5 млн чел. (89,6 % нас. обл.). Верующие Р. в осн. правосл., имеются приверженцы старообрядчества. В последние два десятилетия среди части рус. нас. распространились разл. направления протестантизма и религ. сектантство. В Лен. обл. сформировались локальные группы Р., имеющие нек-рые особенности в культуре, быту и верованиях. Предки Р. – вост. славяне – появились на терр. совр. Лен. обл. в середине I тыс. н. э. Постепенно они ассимилировали или вытеснили с прежних территорий прибалт.-фин. население (предков саамов, карел, вепсов, ижоры, води). К нач. II тыс. н. э. осн. р-нами расселения восточнославянского нас. стали терр. Ижорского плато, Верхнее Полужье и Поволховье. Здесь на базе новгородских словен и кривичей сложилась группа древнерус. населения, позднее обособившаяся как обл. группа новгородцев. Она стала составной частью рус. этноса в кон. XV – XVI вв. Наиболее значительный приток рус. населения из др. регионов России на терр., расположенную в окрестностях СПб., происходил в первой пол. XVIII в., а также во второй пол. ХХ в. Хозяйство Р., проживавших на терр. совр. Лен. обл. на рубеже XIX–ХХ вв., основывалось на сочетании неск. отраслей. Важнейшими были земледелие и животноводство. На Ладожском и Онежском оз., на Финском зал. занимались рыболовством. На востоке, где имелись значительные лесные массивы, – охотой, собирательством и заготовкой леса. Среди промыслов наибольшую изв. получили гончарное произ-во с центрами на рр. Оять и Явосьма, киришский (захожский) промысел по изготовлению кружев на коклюшках (см. Захожское кружево). Домашние ремесла (ткачество, вышивка, произ-во изделий из дерева, плетение) обеспечивали внутр. потребности крест. хозяйств. Сел. поселения Р. первоначально формировались под воздействием природно-геогр. факторов: они располагались в осн. по берегам водоемов с учетом ландшафта. В XVIII – нач. XX вв. поселения постепенно приобретают регулярную планировку. Традиционная усадьба включала, кроме разнообразных хоз. построек, срубную избу сев.-среднерус. или западнорус. типа, на западе обл. встречались кирпичные дома. В осн. традиционной жен. одежды был сарафанный комплекс. В нач. ХХ в. появились гор. элементы: кофта, юбка. Муж. костюм состоял из рубахи-косоворотки, пояса и штанов. Обувью служили берестяные лапти, кожаные сапоги, валенки. Пищевой рацион основывался на крупах и мучных изделиях в сочетании с молочными, мясными и рыбными блюдами, продуктами собирательства (грибы, ягоды). Из напитков наиболее распространеными были квас и пиво. Основой соц. орг-ции являлась сел. община, состоящая из домохозяйств одного или неск. населенных пунктов. Среди коренного рус. населения до наст. времени сохр. вера в порчу, в колдовство, в домового и лесного хозяев. Лит.: Русские. М., 1999; Егоров С.Б. Озеряне – этнолокальная группа русских (Исследования 2002 г. в Бокситогорском районе Ленинградской области) // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2002 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. Материалы VII Региональной научной конференции молодых ученых. СПб., 2002. С. 7-14; Егоров С.Б. Локальные группы населения востока Ленинградской области // Университетские Петербургские чтения. СПб., 2003. С. 477-483; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России (Южные окрестности Петербурга – Приладожье – Центральные районы Псковщины). СПб., 2004. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Топонимия Ленинградской области
Рубрики
ТОПОНИМИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Под Т. понимается совокупность топонимов – собственных имен геогр. объектов. Выделяют неск. видов топонимов: гидроним – наим. водного объекта, ойконим – поселения, ороним – элемента рельефа, хороним – территории, урбаноним (урбоним) – внутригородского объекта, дромоним – пути сообщения, агрооним – земельного участка, дримоним – лесного участка и др. Существует и более дробная классификация топонимов в зависимости от характера объекта. Совокупность топонимов, расположенных на определенной терр., образуют топонимическую среду. Изучением топонимов, выявлением закономерностей их возникновения, развития и функционирования занимается топонимика. Т. несет важную культурно-ист. информацию и служит одним из источников, используемых в истории, этнографии и лингвистике. В Т. отражаются природные реалии, особенности освоения этой терр., мировосприятие и мировоззрение людей, этнокультурные и этноязыковые контакты и идеология. Топонимы Лен. обл. имеют разл. возраст и происходят из яз. как ныне существующих, так и исчезнувших. Наиболее древние топонимы сохраняются в назв. значительных геогр. объектов, чаще всего достаточно крупных водоемов. Нек-рые из них к наст. времени нельзя этимологизировать, то есть выявить их происхождение. К числу таких топонимов на терр. Лен. обл. относятся, например, назв. рек Шокша, Нарва, Сясь, Явосьма, Рагуша, Оредеж. Вероятно, они являются одними из древнейших в регионе. В местных названиях сохр. этнонимы, изв. по летописям и др. ср.-век. источникам: варяги (Варегово), колбяги (Колбежицы), чудь (Чудская Рудница) и др. Наибольшую роль в формировании топонимической системы обл. сыграли языки прибалт.-фин. и славянского населения. В наст. время сохраняется ряд терр., на к-рых преобладает прибалт.-фин. Т. Это юж. часть Карельского перешейка и восток–северо-восток Лен. обл., хотя их можно встретить практически во всех р-нах. Менее распространены геогр. назв. балтского происхождения. Они встречаются в юж. р-нах области (Тосна, Бебро, Ретомля, Ситомля). На Карельском перешейке, входившем неск. столетий в состав Швед. королевства, сохр. швед. топонимы, напр., Выборг. С XVIII в. появляются поселения с нем. назв. (Мариенгоф, Мариенбург, Шлиссельбург), в XIX–XX вв. – с эстонскими (Узигонты, Эдази, Мыза). Ряд топонимов отражает существовавшие прежде этнические границы. К примеру, это противостоящие друг другу гидронимы Ижора и Славянка, ойконимы Русское и Чухарское Пятино, разл. назв. с основой «чуд-»: Чудская, Чудское, Чудцы, Чудская Гора, Чудской Бор. Большинство сел. поселений прибалт.-фин. народов (вепсов, карелов) Лен. обл. наряду с официальным рус. наименованием сохр. традиционное назв., напр., вепсские деревни: Радогощь – Арскахть, Боброзеро – Майгарь, Пелдуши – Пецойл. В результате этноязыкового контактирования путем буквального перевода возникли топонимы-кальки, напр., вепсские Питькярвь – Долгозеро, Пихьярвь – Святозеро. При частичном переводе возникают полукальки, напр., Чурручей, Вонозеро. Неясные для совр. жителей топонимы объясняются ими с точки зрения нар. этимологии в топонимических преданиях. Многочисленны топонимы, характеризующие природные особенности региона: физико-геогр. свойства объектов (Сухое, Велье, Гористое, Крутой Ручей, Узмень, Подпорожье), их цвет (Забелье, Черенка, Череменец), ориентацию на местности, рельеф, почвенные условия (Клин, Жилая и Пустая Глина, Остров, Песочное), растительность (Дубняги, Липово, Лиственка, Крапивно, Папоротно, Замошье) и животный мир (Рыбежка, Вороний Остров, Орлы, Кургино (от прибалт.-фин. «кург» – журавль), Медвежье). Мифологические представления жит. региона отразились в таких топонимах как Арбонье («арбуй» – языческий служитель культа у прибалт.-фин. народов), Бесовка, Волосово, Радогощь. С.-х. деятельность прослеживается в назв. Ополье, Теребежка, Ляды, Лужки, Полянка, Нивы, Новинка; о промыслах нас. свидетельствуют наим. Иссад, Мельница, Лодейное Поле, о путях сообщения говорят топонимы Воложба, Волочна, Валченка, Буяны, Большой Двор, Великий Двор, Харчевни, Ям-Тесово; соц. отношения отразились в назв. Канзы (от прибалт.-фин. «канз» – семья), Смерди, Княщина. На места древних поселений указывают топонимы Городище, Городок, Погостище, Селище, Усадище, Весь. Многие назв. образованы от личных имен и фам., как языческих, так и христианских, как славянских, так и прибалт.-фин. (Кавголово, Дорогощи, Соловьёво). Значительные изменения в топонимической системе Лен. обл. произошли в сов. период. Они касались, прежде всего, ойконимов. Новые назв. возникали как в результате переименования прежде существовавших поселений, так и при возникновении новых. Нередко они несли идеологическую направленность, иногда существовали ограниченное время. В честь деятелей рев. движения назывались не только улицы, но и кр. поселения: Володарская, Кировск, Троцк (назв. г. Гатчина в 1923-29), Ленинское, Ильичёво, имени Свердлова, Кингисепп, Рахья. При Сов. власти появились такие назв. как Красный Броневик, Красный Бор, Новый Быт, Новый Свет, Коммунар. Пром. стр-во и создание крупных с.-х. предприятий способствовало возникновению топонимов Сланцы, Бокситогорск, Сясьстрой, Сельхозтехника, Мехбаза. Поселения с неблагозвучными назв. переименовывались в более эстетичные. Так, на терр. Бокситогорского р-на расположенные рядом дер. Кобылья Гора и Кобелёво получили новые наим., соответственно, Красная Речка и Сосновый Бор. Особенно большие изменения затронули сев. часть Карельского перешейка, к-рая после Сов.-финл. войны 1939-40 перешла от Финляндии к Сов. Союзу. Подавляющая часть топонимов прибалт.-фин. происхождения исчезла с новых карт. На их месте появились назв. с сов. символикой (Советский, Красный Остров, Первомайское, Коммунары), с фам. сов. воинов, принимавших участие в боях на этой терр. (Высоцк, Житково, Кирилловское), а также получившие нейтральные наименования (Рощино, Сосново, Светогорск, Приозерск, Каменногорск, Плодовое, Приветнинское). В постсоветский период началось возвращение ряда прежних назв. ранее переименованным поселениям Лен. обл. (Петрокрепость – Шлиссельбург, Красный Броневик – Антониево-Дымский мон.). Лит.: Кисловский С.В. «Знаете ли вы?»: Словарь геогр. названий Ленинградской области. Л., 1968; 2-е изд. Л., 1974; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории геогр. названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981; Агеева Р.А. Гидронимия русского Северо-Запада как источник культурно-исторической информации. М., 1989; Муллонен И.И. Очерки вепсской топонимии. СПб., 1994; Балашов Е.А. Метаморфозы топонимики Карельского перешейка: Краткое иссл. по этимологии геогр. названий. СПб., 2002; Муллонен И.И. Топонимия Присвирья: Проблемы этноязыкового контактирования. Петрозаводск, 2002; Потанина М.А. Загадки топонимики. Кириши, 2003. С.Б. Егоров
Авторы
подробнее…