Адреса
/
Топографические ориентиры/Чудское оз.
Археология подводная | |
Рубрики | |
АРХЕОЛОГИЯ ПОДВОДНАЯ. На терр. Лен. обл. выявлены находящиеся под водой древние стоянки человека, гавани и порты, гидротехн. и фортификационные сооружения, суда. В нач. ХХ в. рыбаки обнаружили у истоков р. Нарова в Чудском оз. первую археол. подводную находку – ладью, груженную кам. ядрами. Ее отд. части и ядра были подняты на поверхность зимой, через прорубь во льду. Отчет о находке опубл. В.Н. Глазов. В кон. 1930-х в Ленинграде, в ходе работ Экспедиции подводных работ особого назначения, А. п. оформилась как отд. науч. направление, к-рое возглавил проф. Р.А. Орбели. В 1957-59 на Чудском оз. проводились подводные иссл. – в поисках места «Ледового побоища» (1242). В кон. 1980-х в Финском зал. работала подводно-археол. экспедиция под руководством К.К. Шилика, определившая перспективные зоны поиска затонувших судов. Остатки судов исследовались любителями и археологами в Нарвском зал., в р-не Кронштадта и Ладожском оз. В результате изменения уровня воды в реках и озерах под водой оказались свайные поселения эпохи неолита и бронзы IV–II тыс. до н.э. В 1983 в ниж. течении р. Нарова, в 5 км от устья, была изучена затопленная неолитическая стоянка Венкуль. В 1990-91 проводились подводные иссл. у о. Валаам в Ладожском оз. На глубине до 10 м обнаружены семь судов XIX – нач. XX вв., плавучий причал, остатки рыборазводных сооружений, принадлежавших монастырю. Особо ценные результаты дало изучение дна Выборгского зал. В ходе Выборгского сражения 22 июня 1790 погибло ок. 30 швед. судов. Осн. часть их затонула у мыса Крестовый. Поиск затонувших судов был начат в 1990 Выборгской экспедицией Ин-та истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) под рук. В.А. Тюленева. Затем поиск продолжили совм. экспедиции археологов и аквалангистов России, Италии, Швеции, об-во «Память Балтики». Ныне работы ведутся экспедицией ИИМК РАН под рук. П.Е. Сорокина. В ходе погружений обнаружены четыре судна, включая линейный корабль «Хедвига Элизабет Шарлотта» и фрегат «Земира». На дне Выборгского зал. найдены также броненосец «Гангут», затонувший в 1897, и корабль, груженный кам. блоками. Детали кораблей, оборудование и личные вещи, поднятые с мор. дна, экспонировались на выставках в Петропавловской крепости и Выборгском музее. Лит.: Глазов В.Н. Ладья с каменными ядрами, затонувшая в Чудском озере. СПб., 1911; Орбели Р.А. Исследования и изыскания. М.; Л. 1947; Эфендиев Э.Ф., Петренко В.П., Тимофеев В.И. Неолитическое местонахождение Венкуль в низовьях р. Наровы // Нарва, Ивангород, Принаровье. Взаимодействие культур. История и археология. Нарва, 1989. С. 4-7; Изучение памятников морской археологии. Вып. 2. СПб., 1995; Вып. 4. СПб., 2000; Выборг и морская археология. СПб., 1997; Сорокин П.Е. Археология моря. Подводное историко-культурное наследие Северо-западной России // Культурное наследие Российского государства. Вып. III. СПб., 2002. С. 165-176. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Водский язык | |
Рубрики | |
Водский язык относится к прибалтийско-финской группе уральской семьи языков. По одной из классификаций прибалтийско-финских языков водский язык, вместе с эстонским и ливским образуют южную подгруппу. Водский язык представлен несколькими местными диалектами, которые обычно делят на западные и восточные. Среди западных можно выделить диалект д. Кроколье, близкий к нему диалект деревень Лужицы (Luutsa) и Пески (Liivcyla), диалекты деревень в окрестностях д Маттия (Mati), диалекты деревень в окрестностях д. Котлы (Kattila) и диалекты находящиеся к югу от Котлов. К восточно-водским относятся диалекты нескольких деревень в районе Копорья (Kabrio), включая д. Ицепино (Icapaiva) и д. Подмошье (Mahu). Различие между западно-водскими и восточно-водскими диалектами небольшое. К водскому языку традиционно относят еще два диалекта, имеющие существенные отличия от перечисленных выше. Это диалект кревингов, потомков водских военнопленных, переселенных в район г. Бауски ливонскими рыцарями в сер. 15 в., а также диалект д. Куровицы (Kukkuzi), возникший в результате "ижоризации" местного водского языка. Водский субстрат заметен не только в Куровицком диалекте, но и в других ижорских диалектах Нижней Луги. Наиболее сильное водское влияние заметно в диалектах д. Орлы (Kotko), д. Манновка (Mannakka), д. Извоз (Teesuu), д. Кейкино (Haavikko) и Дальней Поляны. В несколько меньшей степени водское влияние заметно в деревнях по р. Росона. По данным Пауля Аристэ водское влияние отмечается и в некоторых северо-восточных диалектах Эстонии, например в диалекте д. Вайвере, и в некоторых эстонских диалектах на берегу Чудского озера. Водское влияние заметно и в ряде финских диалектов Западной Ингерманландии, например на Курголовском п-ве, в районе д. Дубровка (Suakyla), а также в лютеранских приходах деревень Котлы и Novoselkka. Некоторые исследователи также упоминают о существовании некоего прибалтийско-финского языка в районе Гдова, Добручинская волость. Первая грамматика водского языка появилась еще в 19 веке (Альквист). В начале 20 века Дмитрий Цветков из д. Краколье написал первую водскую грамматику на родном языке. В 30-е гг., во время создания письменностей на миноритарных языках для водского языка не было создано отдельной письменности и обучение в школах проводилось на ижорском языке. Сталинские репрессии а также Вторая Мировая война нанесли огромный ущерб водскому народу. В послевоенное время далеко не всем вожанам удалось вернуться в свои родные деревни. В школах в послевоенное время преподавание велось только на русском языке, а употребление водского языка не поощрялось даже в личном общении. Результатом этого стало резкое сокращение территории распространения водского языка к концу 20 века. Тем не менее с начала 90-х гг. начинается движение за возрождение водского языка и в 1994 году начинают функционировать курсы водского языка в Санкт-Петербурге. С наступлением 21 века деятельность этих курсов активизируется. В это же время впервые начинается преподавание водского языка в средней школе д. Краколье. В настоящее время ведется работа над созданием различного рода учебных пособий по водскому языку. Автор: Мехмет Муслимов Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Гипотезы происхождения карел | |
Рубрики | |
Проблема происхождения карел долгое время оставалась дискуссионной. По одной из гипотез карелы составляли большую часть населения легендарной Биармии, занимавшей окрестности Белого моря. После распада этого государства карелы двинулись в западном и южном направлении, к Онежскому и Ладожскому озерам и Финскому заливу. В начале XX в. в финляндской литературе получают распространение теории западного происхождения карел, по которым карелы – прямые потомки западнофинского племени хяме (емъ русских источников), предположительно занимавшего в I тысячелетии н.э. земли Карельского перешейка. Однако некоторые финляндские археологи того времени (A. M. Тальгрен, А. Европеус, К. А. Нордман) считали идею западного происхождения карел необоснованной. Так, К. А. Нордман полагал, что карелы сформировались в результате смешения восточных и западных элементов и что их культура уже в I тысячелетии н.э. отличалась от западнофинской. Нордман отверг также распространенное у финляндских исследователей представление, будто походы викингов были причиной подъема и расцвета карельской культуры того времени. Он убедительно показал, что именно их прекращение способствовало подъему Корельской земли в XII–XVI вв. и признавал прогрессивным влияние Новгорода на карел. Гипотеза о заселении Карельского перешейка с востока сформулирована в 1930-е годы известным советским археологом В. И. Равдоникасом на основании археологических материалов из курганов Олонецкого перешейка. Он придерживался распространенной точки зрения о карелах, как довольно поздно сформировавшемся этническом образовании. Равдоникас полагал, что племя корела до конца XI в. жило в восточном Приладожье, а затем в конце XI-XII в. заселило и северо-западное Приладожье. Однако современные археологические материалы не подтверждают этого предположения. Сегодня доказано, что население, оставившее курганы на Олонецком перешейке, не могло принимать участия в формировании племени корела. В середине XX в. крупнейшим российским финно-угроведом Д. В. Бубрихом была разработана концепция происхождения карел, базирующаяся на лингвистическом материале. По его мнению, до возникновения Древнерусского государства на Карельском перешейке кочевали лишь редкие саамские родо-племенные группы. Корела же начала формироваться в период образования Древнерусского государства. Откуда она пришла, Д. В. Бубрих не дал убедительного ответа. Он полагал, что это население частью пришло с запада, из земель еми, частью из мест, близких к Чудскому озеру и Новгороду; допускал также участи в сложении корелы и древней веси. В последние годы в отечественной и зарубежной литературе рассматривают древних карел как особый этнос, возникший на базе местного, западнофинского и пришедшего из юго-восточного Приладожья населения. Однако некоторые ученые, в частности - финляндский историк X. Киркинен, считают, что совокупность археологических, лингвистических и исторических данных говорит против западного участия "емского" элемента в составе корелы. Киркинен считает, что племя корела формировалось одновременно с Новгородским государством в результате смешения чудских, прибалтийско-финских, вепсских, а может быть, и варяжских компонентов. При этом предполагает, что корела сложились только в XI-XII вв. Отечественные исследователи, напротив, считают, что формирование корелы произошло уже в первой половине I тысячелетия н.э. Данные топонимики помогают уточнить территорию расселения карел и пути их миграции в далеком прошлом. В северо-западном Приладожье древними оказываются саамские топонимы, а основной пласт составляют карельские. По отношению к ним топонимы славянского происхождения более поздние, хотя довольно часты в ландшафте Карельского перешейка. Относительно территории расселения корелы в XII-XIV вв. у исследователей в настоящее время нет принципиальных разногласий. Историки, археологи, лингвисты и фольклористы считают, что это были Карельский перешеек и северо-западное побережье Ладожского озера, а г. Корела являлся племенным центром. Населению земли южной Саво и Приладожской Карелии были свойственны многие общие черты культуры. Однако некоторая удаленность ее от карельского центра, влияние западных соседей, политические акции (Ореховецкий мирный договор 1323 г.) привели к нарушению восточных связей. Постепенно местное население стало отличаться по культуре от населения Карельского перешейка. Библиография: КОЧКУРКИНА С. Прибалтийско-финские народы России // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://www.vottovaara.ru/karelia/etnos/karel/gipoteza.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
История води | |
Рубрики | |
Самые ранние археологические находки, которые можно отнести к предкам водского народа, восходят к IV-V1I вв. и. э. Вместе с ижорцами водь являлась коренным населением территории Ингерманландии. Их земли лежали вдоль важнейших торговых путей с востока на запад на юго-восточном побережье Финского залива. Переселенческий поток восточнославянских племен (кривичей и словен) в VI-VIII вв. достиг земель между озёрами Пейпус (Чудским) и Ильмень, а в Х в. постепенно распространился и на другие области Ингерманландии. В древнерусских летописях название различных прибалтийско-финских народов впервые встречается в связи с рассказом об основании Новгорода (859 г.) в форме "чудь" - этноним, в котором наряду с другими следует видеть, вероятно, и водский народ. Под 1069 г. водский народ первый раз упоминается отдельно под именем "водь", когда водская рать в союзе с полоцким князем напала на Новгород, но потерпела поражение. Начиная с XI в. водь попадает в зону влияния Новгорода, и их зависимость от феодальной Новгородской республики в последующие столетия возрастает всё больше. Населённые водью земли стали северной частью Новгородского княжества. С середины XII в. водь уже сражается вместе с новгородцами с племенем Ямь (Емь по-фински h(me), а в XIII в. - против шведских и немецких рыцарей-крестоносцев причём земли води часто разоряют чужие войска, а сотни и тысячи жизней её жителей уносят различные эпидемии. С 1270 г. водь и ижора несли воинскую повинность в новгородских дружинах. В Новгороде военная и политическая власть находилась в руках восточных славян, хотя, по сведениям одного письменного источника, на новгородском вече говорили главным образом "по-чудски". Таким образом, водь играла достаточно важную роль в жизни новгородского города-государства. В XIII в. населённые водью территории простирались от реки Нарвы до реки Ижоры и от Финского залива до города Гдова. Интерес к водским территориям проснулся и у католической церкви. Папа Александр III в своей булле конца XII в. упоминает язычников Водской земли (pagani Watlandiane). Несмотря на то, что водь приняла православие, папа римский в 1255 г. назначает на карельских и водских землях своего епископа. Водской землей живо интересовался и немецкий рыцарский орден, его войска часто вторгались туда. В 1440-е гг. они увели с собой захваченных водских пленников, которых затем поселили в Курляндии. К середине XIX в. называемые местным латышским населением "кревепсши" (русскими) потомки водских пленников были полностью ассимилированы. В 1478 г. Московское великое княжество присоединило к себе Новгород, разделив его земли на пять административных единиц, одна из которых стала называться "Водской (Вотской) пятиной". В 1484 и 1488 гг. большое количество води было силой вывезено в среднерусские земли, а на их место переселили русских. Вероятной причиной насильственного выселения была необходимость обеспечения безопасности пограничных областей Русского государства. Этой же цели служило также обращение в православие, распространению которого на водских землях уделялось особое внимание, ибо оно служило опорой власти и верным залогом русской гегемонии. Несмотря на это, в середине XVI в. два новгородских епископа жалуются, что водь по-прежнему держится своих языческих верований. Позже на этих территориях усилилась миссионерская деятельность русской церкви. На внедрение православия указывает тот факт, что в среде коренного населения вошли в обиход русские имена, дававшиеся при крещении. С 1617г. на протяжении почти целого столетия Водская земля была частью Швеции. Из-за насильственного обращения в протестантство и налогового бремени многие из водского народа бежали в Россию, а на их место поселили финнов из Юго-Восточной Финляндии, исповедовавших евангелистскую веру. В годы Северной войны (1700-1721 гг.) этот край вновь сменил хозяев, после тяжёлых битв русский царь Пётр Великий основал на его землях город Санкт-Петербург (1703 г.), а большое количество води выслали в Казань. В новую столицу и её окрестности прибыло много русских жителей, что привело к значительному усилению уже начавшейся ранее ассимиляции води. Фавориты царя получили земельные угодья и поместья в Ингерманландии, и повинности сельского населения ещё более возросли. К середине XIX в. стало ещё слабее самосознание води как народа, последним бастионом которого являлся водский язык. К этому времени почти половина води знала русский язык, ибо почти полностью находилась под воздействием русской культуры, его усилению способствовало и православие. Хотя у води имелся свой самобытный фольклор, материальная культура и обычаи, всё больше распространялись русские песни и русский уклад, русский быт. Во второй половине XIX в. численность карел, ижорцев и вепсов существенно выросла, в то время как количество води уменьшилось до одной пятой от прежнего количества. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. 4. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Нарова р. | |
Рубрики | |
НАРОВА (Нарва, устар. эст. – Алуксе), река. Дл. 77 км. Пл. водосбора 56,2 тыс. кв. км. Объем водостока 399 куб. м/с. Вытекает из Чудского оз., впадает в Нарвский зал. Балтийского моря. По Н. проходит граница между РФ и Эстонией. В Лен. обл. протекает по терр. Сланцевского и Кингисеппского р-нов. Россонь (фактически протока с переменным направлением течения) соединяет Н. с р. Лугой. Наиболее кр. притоки Н. в Лен. обл. – Втроя, в Эстонии – Городенка, Поруни. На Н. находятся Омутские пороги (в верх. течении выс. падения воды ок. 5 м), в ниж. течении находились водопады Кренгольмский (выс. падения воды 4-6 м) и Йоальский (выс. падения воды 6-7,5 м). Энергия водопадов использовалась на ф-ках гг. Нарва и Ивангород (наиболее кр. поселения на берегах Н.). Ниже Нарвских водопадов до моста Дружбы (автомоб. мост, соединяющий Нарву и Ивангород) Н. протекает в каньоне глубиной более 20 м. В 1955 построена Нарвская ГЭС (принадлежит Эстонии). В результате образовалось Нарвское водохранилище (в него впадает также быв. приток Н. – р. Плюсса), фактически исчезли водопады (возобновляются при открытии плотины ГЭС для спуска избыточной воды). Н. судоходна на протяжении 14,9 км; ниже ГЭС, до устья, также судоходно Нарвское водохранилище. Лит.: Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996. С. 31; Нарова. – http://prinarovie.narod.ru/prinnarova.htm А.А .Трипольская, А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Сланцевский район | |
Рубрики | |
СЛАНЦЕВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2,2 тыс. кв. км. Нас. – 47,9 тыс. чел. В состав С. р. входят г. Сланцы (адм. центр), 155 сел. населенных пунктов. Граничит с Кингисеппским, Волосовским, Лужским р-нами Лен. обл., Гдовским р-ном Псковской обл., с Эстонией (по р. Нарва). Имеет выход к Чудскому оз. Образован в 1941 (в 1963-65 входил в состав Кингисеппского р-на). Через С. р. проходит ж.-д. магистраль СПб. – Гдов (построена в 1940). Шоссейные дороги связывают р-н с СПб., Псковом, Лугой, Гдовом, Новгородом, Ивангородом. С. р. расположен на низменной равнине в междуречье рр. Нарвы и Луги. По терр. района протекает р. Плюсса. Район богат сырьевыми ресурсами: здесь находится единственное в России месторождение горючих сланцев, ведется добыча известняка, торфа, сапропели; развиваются лесозаготовки. Пром. предприятия сосредоточены в г. Сланцы. Основными с.-х. предприятиями являются АОЗТ «Осьминское» (дер. Овсище, мясо-молочное животноводство), АОЗТ «Родина» (дер. Выскатка, картофелеводство). На терр. С. р. обнаружены славянские курганно-жальничные могильники XI–XIV вв. В урочище Ольгин Крест (ныне нежилая местность на берегу р. Нарва южнее дер. Степановщина) находился кам. крест, установленный, по преданию, в Х в. кн. киевской Ольгой. Позднее крест был вделан в стену ц. Свят. Николая Чудотворца (разрушена в 1944). До нач. XVI в. терр. совр. С. р. была разделена между владениями Пскова (Гдовский у.) и Вел. Новгорода (Сомерский погост Шелонской пятины). В период Смутного времени эти земли были оккупированы шведами; по условиям Столбовского мира 1617 – в составе России. В кон. XVIII – нач. XX вв. терр. совр. С. р. входила в состав Ямбургского и Гдовского у. С.-Петерб. губ. В XVIII–XIX в. возникли усадьбы, из к-рых известны Кошелевичи, Сижно, Малафьевка. В годы ВОВ р-н был оккупирован, пос. Сланцы и все пром. предприятия полностью уничтожены, однако уже к 1949 шахты были восстановлены. Удаленность от кр. гор. центров способствовала лучшей, чем в соседних р-нах обл., сохранности нар. традиций и фольклора. С 1999 проводится фестиваль нар. творчества «Плюсский венок» с участием песенных коллективов и хранителей ремесленных традиций из Лен. обл. и Гдовского р-на Псковской обл. Работают Сланцевская библиотека центральная районная, Новосельский дом рус. нар. творчества (дер. Новоселье). Выходит районная газ. «Знамя труда». Правосл. приходы действуют в Сланцах, дер. Б. Поля, Заручье, Козья Гора (Поречский Покровский мон.), Ложголово (Георгия Победоносца Великомученика ц.), Сижно, пос. Старополье (Рождества Христова ц.). Самой древней сохр. постройкой можно считать ц. Архангела Михаила в дер. Сижно (XVII в.). Пам. культовой архитектуры является здание ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Пенино. В 1990 возвращена общине ц. Архангела Михаила в дер. Зажупанье (службы не проводятся из-за аварийного состояния здания). В дер. Б. Поля с 1990 действует ц. Казанской иконы Божией Матери, в 2005 при спецшколе закрытого типа для трудных подростков освящена ц. Св. Благоверного вел. кн. Александра Невского (приписная к ц. Прп. Серафима Саровского в г. Сланцы). При поддержке Комитета по физ. культуре, спорту, туризму и молодежной политике Лен. обл. и администрации р-на разрабатывается программа развития туризма, проводятся семинары «Туристские ресурсы Сланцевского района». Лит.: Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района Ленинградской области / Сост. А. Мехнецов, Е. Мельник. Л., 1985; МО «Сланцевский район». – http://www.slanmo.ru/; Сланцевский историко-краеведческий музей. – http://townslantsy.narod.ru/museum.html А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |