Адреса / Исторические топонимы/Оятский район
Алёховщина, с.
Рубрики
АЛЁХОВЩИНА, село в Лодейнопольском р-не. Нас. – 1882 чел. Расположено на берегах р. Оять. Находится на пересечении автомоб. дорог на Лодейное Поле, Тихвин, Доможирово, и Ярославичи. Назв. образовано от личного имени. Возникновение села относится к нач. II тыс. н. э. и связано со славянским освоением региона. В окрестностях известны археол. пам. рубежа I–II тыс. н.э. – курганы приладожской культуры. С 1927 по 1958 – адм. центр Оятского р-на области, позднее – центр одноименного сельсовета, затем – волости. В состав А. после 1917 вошли соседние населенные пункты Сторожево и Стрелка. Село с XVIII в. славилось производством местной керамики, в наши дни эти традиции продолжает ОАО «Оятская керамика». В А. находится дерев. ц. Михаила Архангела (1730). На кладб. установлен обелиск в честь сов. воинов, погибших в годы ВОВ. В А. имеется дом культуры, б-ка, музей керамики и совр. гончарного произ-ва. При ср. школе с 2003 существует Центр возрождения ремесел: здесь работают кружок лепки вепсской игрушки и музей предметов быта, где выставлены образцы изделий нар. творчества вепсского края. В 2 км к западу от А. на р. Вилиги (Софьин омут) с 2001 ежегодно в июне проводится фестиваль авторской песни «Владимирские зори». Лит.: Зайцев П.М. Лодейное Поле: Ист.-краевед. очерк. Л., 1964. С. 6; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 361; Иваненко Т.В. Чтоб не канула в вечность… // Россия, Русь! Храни себя, храни. СПб., 2004. С. 60-63; Ассоциация Агро. – agro.avtlg.ru/News/07_2003.htm С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лодейнопольский район
Рубрики
ЛОДЕЙНОПОЛЬСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. расположен к востоку от Ладожского оз. в басс. р. Свирь. Граничит на северо-западе и севере с Олонецким р-ном Республики Карелия, на северо-востоке и востоке – с Подпорожским р-ном, на юге – с Тихвинским р-ном, на юго-западе – с Волховским р-ном Лен. обл. Образован в 1927 из части быв. Лодейнопольского у. Ленингр. губ. В 1958 его терр. увеличилась за счет присоединения ликвидированного Оятского р-на. Нас. – 35,0 тыс. чел. Терр. – 4911 кв. км. На терр. Л. р. расположены 181 сел. населенных пункта, составляющих три сел. и два гор. поселения – Свирьстройское и Лодейнопольское. Кроме рус. населения, преимущественно в юж. части р-на проживают вепсы, на севере – группа карелов-ливвиков. Через терр. Л. р. пролегает жел. дорога Волховстрой – Мурманск. Параллельно ж.-д. магистрали проходит федеральная трасса «Кола» (СПб. – Мурманск), также развита сеть межрайонных и внутрирайонных автомоб. дорог. На р. Свирь, входящей в Волго-Балтийскую судоходную систему, расположено неск. пристаней. Археол. пам., существующие на терр. Л. р., свидетельствуют о его заселении не позднее эпохи неолита. Многочисл. курганные могильники по берегам р. Оять показывают систему расселения местного прибалт.-фин. населения в X – нач. XIII вв. К XV в. относится осн. Александро-Свирского Свято-Троицкого мон. Ряд поселений известен по док-там XVI в. В нач. XVIII в. на Свири была основана Лодейнопольская судоверфь. В 1915 по этим землям прошла ж.-д. магистраль СПб. – Петрозаводск. В 1933 построена Нижнесвирская ГЭС. В 1941-44 по терр. района проходила линия фронта. В послевоен. период осн. направлениями развития стали трансп. обслуживание, лесная и деревообрабатывающая пром-сть. В р-не работают Лодейнопольский историко-краеведческий музей, мемориал «Свирская победа», 24 б-ки, в т. ч. Лодейнопольская библиотека центральная городская, Лодейнопольская библиотека центральная детская, 25 домов культуры и клубов, две муз. школы, Передвижной центр культуры, Дом театра и кино, Дом нар. творчества, Дет. центр эстетического развития, камерный ансамбль «Классика», муниц. драм. театр-студия «Апрель», Лодейнопольский народный театр комедии. 14 худож. коллективов носят звание народных и образцовых. Проводятся фестиваль дет. творчества «Рождественская звезда» и фестивали провинциальных драм. театров малых городов «Искусство без границ», регулярно проходит праздник вепсской культуры «Энарьне ма» («Вонозерская земля»). Традиции местного гончарного промысла в с. Алёховщина продолжает ООО «Оятская керамика», здесь создан Центр возрождения ремесел. В районе имеется 136 пам. истории и культуры. Среди них дерев. храмы: ц. Архангела Михаила XVIII в. в с. Алёховщина, Николая Чудотворца Святителя ц. в дер. Доможирово, ансамбли мон.: Введено-Оятского (Введено-Островского) , Тервеничского Покровского и Александро-Свирского Свято-Троицкого. На терр. Л. р. жили и работали худ. В.Д. Поленов и С.Н. Зенков. На западе р-на, в Приладожье, расположен Нижнесвирский природный заповедник. Выходит районная газ. «Лодейное Поле», работают радио «Лодья», телестудия «Телесвирь». См. также: Лодейнопольского района герб и флаг. Лит.: Зайцев П.М. Лодейное Поле: Ист.-краевед. очерк. Л., 1964. С. 6; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 361; Васильев П. Сто лет Межозерья: Ист. очерк о терр. Присвирья и Приоятья. Кириши, 2000; Двас Г.В. Присвирье: 75-летию Ленинградской области посвящается. СПб., 2002; Лодейнопольский край в истории России. СПб., 2002; МО «Лодейнопольский район». – http://www.spb-business.ru/show.php?directory=100025 С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Одежда (вепсы)
Рубрики
Древние вепсы шили одежду из шерстяных, льняных и конопляных тканей. Шерстяная была двух видов: грубая из ниток неравномерной толщины и тонкое кустарное сукно. Сырьем служила шерсть груборунной овцы местной породы, которая большую часть года содержалась на подножном корме. Ткани, сотканные на ткацком стане, имели полотняное или саржевое плетение. Пояса, тесьма, ленты изготовлялись нестаночным методом. Их плели на вилочке, ткали на дощечках. Шелковые ткани попадали к древним вепсам из среднеазиатских стран в результате многоэтапных торговых контактов. Сохранился фрагмент ткани «занданачи», получившей название от бухарского селения Зандана. Высокий технический и художественный уровень тканей обеспечил им мировую известность. Еще два фрагмента шелковых тканей являются остатками воротников, вышитых золотыми нитями. Воротники сделаны из плотного, безузорного шелка фиолетового цвета полотняного переплетения, видимо, византийского происхождения. Один украшен бисеринками, другой – двумя рядами стеклянных голубых бусинок (он застегивался сзади на бронзовую пуговку). На воротниках – золотая вышивка шириной 3 см. Орнамент состоит из повторяющихся, плотно примыкающих друг к другу полуциркульных арочек, в которых помещены крылатые грифоны и изображения «древа жизни». Вышивка выполнена способом на проем или в прокол серебряными, позолоченными нитями, спряденными на шелковую или льняную нитку. Вышивальщицы, чтобы не повредить дорогой шелк, вначале делали в шелке отверстия с помощью тонких костяных проколок, а потом уже через них пропускали иглу с металлической нитью. В результате такой работы на изнанке получались короткие стежки, а на лицевой – длинные. Таким образом, создавалась блестящая поверхность вышивки. Золотное шитье было известно в X–XII вв. не только на Руси, оно получило распространение и в странах Западной Европы, и в Византии. Оятская вышивка, хотя и не отличается по технике исполнения от других подобных изделий, но оригинальна рисунком: такие грифоны ранее на вышивках не встречались. Видимо, воротники сделаны оятскими мастерицами, которые попытались в рисунке выразить художественные вкусы и идеи своего времени. Элементы орнамента «древо жизни» и грифоны – это символы плодородия и добра в древнерусском прикладном искусстве. При изготовлении тканей из растительных волокон встречались известные трудности, связанные с получением соответствующего сырья. Почвенный покров бассейна р. Ояти характеризуется средне- и легкосуглинистыми почвами. Их естественного плодородия не хватало для получения хорошего урожая. Значительные площади заняты торфяно-подзолистыми почвами, нуждающимися к тому же и в осушении, однако древние вепсы занимались и земледелием, хотя это требовало от них огромной затраты сил.
Тематические группировки
подробнее…
Оятская керамика
Рубрики
ОЯТСКАЯ КЕРАМИКА. В рус. и вепсских деревнях на р. Оять (совр. Лодейнопольский р-н) издавна существовало гончарное дело. Этому способствало наличие залежей высококачественной красной глины. Особое развитие гончарный промысел получил в XVIII в. Оятские гончары в осн. изготавливали разнообразную столовую посуду, а также лепную глиняную игрушку. Длительное совм. проживание вепсов и русских сказалось на формировании стилевого единства оятской керамики – характерны приземистые формы сосудов и штампованный орнамент. Помимо штампов, применяли также рельефную роспись рожком, а также белую и черную ангобную роспись (жидко разведенной глиной). Изредка употреблялась зеленая краска (медный купорос). В нач. XX в. только мастеровыми Сотского погоста Шапшинской вол. Лодейнопольского у. вырабатывалось для продажи более 400 тыс. гончарных сосудов. В 1928 в Оятском р-не насчитывалось 194 крест. «горшечных» (бревенчатые постройки, в к-рых проходили формовка и обжиг керамических изделий). В 1969 в с. Алёховщина Лодейнопольского р-на был создан керамический цех (впоследствии – ООО «Оятская керамика»). К работе были привлечены опытные гончары – А.В. Лукичев, А.З. Бойцов, Г.М. Романов, А.А. Смирнов, к-рые помогли возродить традиции О. к. В 1990-е в селе восстановлена дерев. ц. Михаила Архангела XVII в., ее внутреннее убранство оформлено керамическими изделиями местного произ-ва. Предприятие уничтожено пожаром в 2004, в наст. время идет подготовка к стр-ву новой керамической ф-ки. В селе работает Центр возрождения ремесел, в т. ч. гончарного дела (рук. Л. Иванова). Лит.: Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С.57-60; Косменко А.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Керамика. – http://www.vepsia.ru/tr_culture/iskustvo.php#niz; Оятская керамика. – http://oyatskaya.813.ru/; Храмы, соборы, церкви, часовни. –http://www.lenobl.ru/culture/heritage/cultus/temple?notpl=1 В.И. Киселев
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…