Адреса / Исторические топонимы/Поселок д
Вокзалы железнодорожные
Рубрики
ВОКЗАЛЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ. Для разработки проектов станционных вокзалов на первой крупной жел. дороге в России между СПб. и Москвой был образован к-т в составе арх. К.А. Тона, Р.А. Желязевича, Н.Е. Ефимова, А.П. Брюллова. Официальное открытие магистрали, получившей в 1855 назв. Николаевской, состоялось 1 нояб. 1851. К открытию было построено 34 ст. с вокзалами по типовым проектам четырех классов. Крупные ст. I и II классов располагались на расстоянии 73-84 версты, между ними, на расстоянии 18-37 верст, строились ст. III и IV классов. Вокзалы I и II классов (арх. Р.А. Желязевич, инж. М.С. Волков, И.Ф. Кениг и др.) отличаются размерами (длина, соответственно, 115 и 86,7 м). Они построены по т. н. островной системе: здания обнесены крытыми галереями, под к-рыми находятся перроны. Галереи изготовлены из стандартных чугунных колонн и ферм. Ближайшая к СПб. ст. I класса – М. Вишера (в Новгородской обл.). На терр. Лен. обл. сохр. вокзал II класса на ст. Любань. В комплекс входит круглое в плане здание паровозного депо с мастерскими, перекрытое большим куполом. Недалеко от вокзала в 1867 сооружена ц. Петра и Павла Апостолов, в к-рой похоронен строитель дороги П.П. Мельников. Следующая по времени стр-ва жел. дорога СПб. – Варшава открыта 15 дек. 1862. В 1872 в Гатчину подошла соединительная ветка от Петергофской ж. д. (открыта в 1857). На этом направлении сохр. дерев. станционные павильоны на платформах Дудергоф (Можайская) и Мариенбург. Вокзал «Гатчина-Балтийская» не сохр. На его месте – новая постройка павильонного типа (1958, арх. Л.В. Доброницкая). Вокзал в Луге (1951) и вокзал «Гатчина-Варшавская» (1947) построены по проекту арх. Д.П. Бурышкина. Гатчинский вокзал украсил скульпт. фриз, посвященный освобождению города (скульп. Я.А. Троупянский). В 1950-е построены вокзальные здания в духе «сталинского классицизма» на ст. Волховстрой и Петрокрепость. Их подчеркнуто торжественный облик, эмблематика воен. и трудовой славы в оформлении напоминали о недавней Победе. Вокзал на ст. Ладожское озеро (1974), сооруженный в форме стилизованного надолба, включен в мем. комплекс с паровозом блокадного времени. На открытой 1 февр. 1870 линии Финляндской ж. д. станционные здания первоначально были дерев. Их перестройка в камне происходила в 1898–1917 по проектам арх. Б. Гранхольма в духе «сев. модерна». Вокзал в г. Выборг (1913, арх. Э. Сааринен и Г. Гезелиус), разрушенный в годы Второй мировой войны, принадлежал к значительным произв. фин. архитектуры. Новое здание вокзала (1953; арх. А.В. Васильев, Д.С. Гольдгор и др.) включило фрагменты старого сооружения, но по стилю принадлежит к сов. архитектуре классицистического направления. К 150-летию Октябрьской ж. д., отмечавшемуся в 2001, проведены комплексный ремонт и благоустройство станционных сооружений. Реконструкция вокзала в г. Тихвин (построен в 1900) была проведена в 2004 в связи с подготовкой к торжествам, связанным с возвращением в город чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери. Лит.: Богданов И.А. Вокзалы Санкт-Петербурга. СПб., 2004. С.107-108, 139-140, 182-184. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Дорога жизни», памятники
Рубрики
«ДОРОГА ЖИЗНИ», ПАМЯТНИКИ. Единственная воен.-стратегическая трансп. магистраль, проходившая через Ладожское оз. и связывавшая в сент. 1941 – марте 1943 блокадный Ленинград со страной (официальное назв. – Военно-транспортная дорога). Память о «Д. ж.» увековечена в памятниках и мем. ансамблях, входящих в «Зеленый пояс славы». Первые пам. появились в 1950-е: в 1958 на берегу Ладожского оз. возведен обелиск в память о 101-й батарее, защищавшей «Д. ж.». Наиболее известные мемориалы построены в 1960-х. Каждый километр автомоб. (45 км) и ж.-д. (56 км) трассы отмечены мем. километровыми столбами (1967-70, арх. М.Н. Мейсель, И.Г. Явейн). Первый мем. закладной камень установлен на 9-м км (1965, арх. М.Н. Мейсель). В память о ленингр. детях на 3-м км трассы возведен мемориал «Цветок жизни» (1968; арх. А.Д. Левенков, П.И. Мельников). Подвиг летчиков, защищавших Л., увековечен в мемориале «Балтийские крылья», расположенном на 5-м км трассы (1968, арх. А.Д. Левенков). На 10-м км находится пам. «Румболовская гора» (1967; арх. П.Ф. Козлов, В.Н. Полухин). На вершине горы расположено мем. братское захоронение защитников Л., погибших на «Д. ж.» в 1941-43 или умерших от ран. На 17-м км, где в 1941-43 находилась зенитная батарея, сооружен монумент «Катюша» (1965; арх. А.Д. Левенков, П.И. Мельников и Л.В. Чулкевич). На 40-м км возведен мемориал «Разорванное кольцо» (1966; авторы В.Г. Филиппов, К.М. Симун). На 45-м км – мемориал «Ладожский курган» (1969), символическое братское захоронение моряков, водителей, курсантов воен.-мор. училищ, погибших на Ладоге в 1941-43. В 1970-е открылись новые пам.: мемориал «Стальной путь» (1972; арх. И.Г. Явейн, худ. Г.Д. Гликман) на ст. Петрокрепость – в память о подвиге железнодорожников; в комплексе «Ладожский курган» – памятник «Броня» (1975; арх. И.И. Павлов, скульп. А.В. Аристов). 12 сент. 1972 в пос. Осиновец открыт «Дорога жизни», музей. В 1980-е напротив крепости Орешек установлен обелиск «Дорога победы» (1983, арх. В.Н. Трофимов) – в память о первом поезде, отправленном в Л. после начала блокады. На 12-м км «Д. ж.» в 1983 восстановлен участок воен. трассы протяженностью 380 м с булыжным покрытием. Рядом – три мем. стелы. На одной из них указано официальное число эвакуированных из Л. по «Д. ж.»: 1,2 млн. чел. На ст. Ржевка установлена мем. стела «Регулировщица» (1986; скульп. Я.И. Имранов, Б.А. Изборский); в память об арт. обстреле 29 марта 1942 на здании ст. установлен барельеф (1990; арх. А.П. Чернов, скульп. А.А. Архипов). К 60-летию Победы большинство пам. отреставрировано. Идет стр-во новых мемориалов: в частности, 23 февр. 2006 в пос. Осиновец состоялось открытие закладной плиты пам. погибшим на Ладожском оз. Лит.: Достопримечательности Ленинградской области. Л., 1977; Лукьянов Ю.А. Рубежи стойкости и мужества. Л., 1985; Павлюченко В.Ф., Редькин П.Л. Музей «Дорога жизни». Л., 1988; Мелуа А. Блокада Ленинграда. М.; СПб., 1999; Семенова Т.М. «Каменная летопись» Великой Отечественной войны // Труды ГМИ СПб. Вып. 5. СПб., 2000. С. 324-343. Богданов Н. Мемориальный ансамбль «Дорога жизни». СПб., 2003. И.А. Карпенко
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Имени Морозова, г.п.
Рубрики
ИМЕНИ МОРОЗОВА, городской поселок во Всеволожском р-не. Нас. – 10,7 тыс. чел. Находится на правом берегу Невы близ ее истока, напротив крепости «Орешек». Рядом проходит ж.-д. ветка СПб.– Невская Дубровка (ст. Петрокрепость). Возник в 1884 как пос. рабочих Шлиссельбургского порохового з-да (он же Шереметьевский з-д, по назв. близлежащей дер. Шереметьевка). После ВОВ з-д перепрофилирован, ныне – ЗАО «Морозовский химический завод». В 1922 з-ду и пос. присвоено имя революционера-народовольца и ученого Н.А. Морозова, в 1884–1905 отбывавшего заключение в Шлиссельбургской крепости (в 1934 он посетил пос.). В годы ВОВ через М. проходил путь, связывавший Ленинград с Большой землей; в янв. 1943 здесь шли бои за снятие блокады Ленинграда. Об этих событиях напоминают посвященный подвигу железнодорожников обелиск «Стальной путь» (1973; арх. И.Г. Явейн, скульп. Г.Д. Гликман), мемориал «Переправа» (1970; арх. Л.М. Дрекслер, инж. Е.Н. Луцко), работает музей «Дорога Победы». Все мемориалы входят в состав «Зеленого пояса Славы». В М. также находится братская могила красноармейцев, погибших в период Гражд. войны. В пос. имеются Дом культуры им. Н.М. Чекалова, муз. школа, дет. б-ка. В 1992 создан Центр занятости детей и подростков (с 1994 – в составе Дома дет. творчества Всеволожского р-на). Существовавшая кам. ц. Свв. Апп. Петра и Павла (1907, арх. В.А. Покровский; мозаики исполнены по эскизам Н.К. Рёриха) в 1942 была взорвана. В 1993 на ее месте построена одноименная новая кам. ц. Лит.: Морозовка – пос. имени Морозова. – http://www.morozovka.net А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Иоанна Предтечи Рождества собор (г. Шлиссельбург)
Рубрики
ИОАННА ПРЕДТЕЧИ РОЖДЕСТВА СОБОР (г. Шлиссельбург, о-в Орешек). В XV в. в крепости Орешек (см. Шлиссельбургская крепость) действовал муж. Николаевский Ляликин мон., исчезнувший в годы швед. владычества. До 1568 на Корельской стороне (местность на правом берегу Невы в р-не ст. Петрокрепость) построена дерев. ц. Св. Иоанна Предтечи. После 1599 она не упоминается, вероятно, уничтожена шведами. Существовавший в крепости собор Спасителя после сдачи Орешка шведам в нач. XVII в., вероятно, был обращен в лютеранскую ц. После взятия крепости рус. войсками в окт. 1702 он обращен в правосл. храм. Тогда же обретена ставшая гл. святыней собора Казанская икона Божией Матери. Петр I неск. раз присутствовал в Шлиссельбурге на праздновании дня взятия крепости и принес в дар храму, освященному в честь Рождества Св. Иоанна Предтечи, крест с частицами мощей св. Андрея Первозванного и др. святых. Кам. собор на месте прежнего храма построен в 1776-79 (арх. А.Ф. Вист). С 1802 не действовал, в 1822 разобран. Новый кам. собор в стиле классицизма возведен в 1826-31 (арх. А.Е. Штауберт). К осн. объему с плоским куполом пристроена четырехъярусная колокольня с высоким шпилем. До 1917 использовался как гарнизонный и тюремный храм. Закрыт в конце 1917, использовался под склад. В 1941-43 был занят частями сов. гарнизона, оборонявшего крепость от немцев. Сильно пострадал от обстрелов и бомбардировок. Сохраняется в руинах в качестве пам. ВОВ. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Шлиссельбург, г.
Рубрики
ШЛИССЕЛЬБУРГ (в 1944-92 – Петрокрепость), город в Кировском р-не. В 1996–2005 – отд. муниц. образование. Нас. – 12,4 тыс. чел. Расположен у истока р. Нева, на ее левом берегу. Ш. связан автобусным сообщением с Кировском и СПб. Ближайшая ж.-д. ст. Петрокрепость находится на правом берегу Невы, в период навигации перевоз осуществляют теплоход и частные катера. Начало Ш. положила крепость Орешек, построенная новгородцами в 1323 (здесь в 1323 был заключен Ореховецкий мирный договор, определивший рус.-швед. границу на Карельском перешейке). В швед. период Орешек, переименованный в Нотебург (Ореховый город), – центр Нотебургского лена Ингерманландии. В 1702 Орешек отвоеван Петром I, переименован в Шлиссельбург («Ключ-город»), получил статус города. В 1780 Ш. – уездный гор. С.-Петер. губ. В 1784 разработан первый ген. план Ш., предусматривающий создание регулярной планировки. Во время Вел. Отеч. войны в 1941-43 Ш. был оккупирован, сильно пострадал во время боев (крепость Орешек оставалась под контролем сов. войск). В янв. 1943 в р-не Ш. была прорвана блокада Ленинграда. В 1763 в Ш. возникло ситценабивная ф-ка, впоследствии – Шлиссельбургская мануфактура, к-рая работала до 1941. Ныне Ш. – центр судостроительной и судоремонтной промышленности. В гор. находятся Невский судостроит. и судоремонт. з-д, опытный судостроит. з-д «Нордстрой», Охтинская верфь (стр-во и ремонт яхт и катеров водоизмещением до 100 т). Работает швейная ф-ка «Волна». В Ш. начинаются Ладожские каналы. У выхода в Неву Староладожского кан. сохр. гранитная наб., четырехкамерный шлюз (1836) и Петровский мост на колоннах (1824-32), на Малоневском кан. в 1839-41 построен Горбатый мост, по к-рому в XIX в. проходила Архангелогородская дорога. Работы по перестройке шлюзов Ладожского кан. в 1820-е изображены на литографиях худ. К.П. Беггрова. Пам. культовой архитектуры Ш. являются Благовещения Пресвятой Богородицы собор (к нему приписана часовня в честь Казанской иконы Божией Матери перед вост. фасадом собора), Николая Чудотворца Святителя ц., на терр. крепости Орешек – Иоанна Предтечи Рождества собор. В 1909-10 в Ш. был построен кам. католический храм Воздвиженья Креста Господня (закрыт в 1930-е, взорван в 1978). В 1957 в сквере у пристани установлен пам. Петру I (по модели скульп. М.М. Антокольского). Работают Шлиссельбургская библиотека городская, Музей истории города Шлиссельбурга, Лен. обл. мор. лицей, дет. худож. школа, культурно-спорт. комплекс «Невский», в здании к-рого размещаются концертный зал, дет. муз. школа. В крепости находится Шлиссельбургская крепость «Орешек», музей. Издается газ. «Невский исток». См.: Шлиссельбурга города герб, Шлиссельбургская крепость. Лит.: Новорусский М.В. Путеводитель по Шлиссельбургу. М.; Пг., 1923; Гоголицын Ю.М., Гоголицын Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 272-279; Официальное представительство администрации г. Шлиссельбург. – http://www.shlisselburg-lenobl.ru/ А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…