Адреса
/
Ленинградская обл/Ломоносовский р-н/Пулково д
Свадебная обрядность (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
В свадебном обряде ингерманландских финнов выделяется три последовательных этапа: довенчальный (включал в себя сватовство, сговор, различные обрядовые действия на территории невесты), собственно свадьба (состояла из венчания, свадебного пира и брачной ночи жениха и невесты) и послесвадебный (охватывал второй день свадебного пира и обряды, направленные на приобщение молодой к семье и дому мужа). В случае согласия на брак невеста принимала деньги, которые ей привозил жених. Обычной практикой было смотрение дома и хозяйства жениха и невесты. Кроме того, состоятельность жениха финны проверяли следующим образом: в назначенный день вся деревня собиралась в доме невесты, чтобы курить папиросы, купленные женихом, если папирос не хватало, то жених считался несостоятельным. Во время сговора, "запивок" договаривались о дне свадьбы. Отказ от брака был невозможен, он считался большим позором. В доме невесты финны проводили церемонию, называемую tupakat (буквально - "курение", от глагола tupakoida - курить), на которую жених приглашал парней деревни. Сохранились воспоминания об осмотре невестой дома жениха. Есть сведения о традиции двухконечной свадьбы (праздник проходил раздельно в доме жениха и невесты), типичной для восточных районов Финляндии (Карьяла) и Эстонии. На этапе оформления брака у финнов и русских наблюдается ряд различий: во-первых, у финнов в церкви три раза объявляли о венчании; во-вторых, жених-финн со своей родней ехал к невесте, пообедав, в то время как русские жених и невеста до венчания не ели. На свадьбе девушки у русских (д. Малое Заречье) пели величальные песни. Иногда у русских (д. Черное) пожилые женщины исполняли на свадебном пиру старинные свадебные песни. У финнов (д. Вопша) жениха и невесту "хаяли", а не величали, как это делали русские, и пели свадебные частушки. Финны (д. Пулково) праздновали свадьбы в национальной одежде. И русские и финны на второй день свадьбы смотрели характер невесты, испытывали ее. На этом этапе свадьбы молодая начинала приобщаться к семье мужа: у финнов (д. Пулково) невеста одаривала свекра и свекровь; у русских (д. Холоповицы) невеста после свадьбы дарила подарки свекрови, свекру, золовке, деверям. После свадьбы на голову невесте русские надевали повойник, который с того дня ей надо было носить до самой смерти. У финнов (д. Пулково) подружки невесты ("шаферицы") на второй день свадьбы плели молодой "чуб": косу заворачивали вокруг головы и надевали на нее чепец. Свадебная обрядность финнов сложнее свадебной обрядности русских, особенно это прослеживается в довенчальном этапе (о венчании объявлялось три раза, проверка состоятельности жениха с помощью курения папирос и др.), который длился несколько недель. Кроме того, для свадебной обрядности населения Волосовского и Гатчинского районов характерно наличие архаических элементов (сватовство, хождение невесты в баню, проверка "честности" невесты и др.), которые в советское время постепенно исчезают. Красовская Ю.С. Традиционная свадебная обрядность населения Волосовского и Гатчинского районов Ленинградской области в первой половине XX в. (русские и ингерманландские финны) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - III межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Троицы Пресвятой церковь (дер. Гора-Валдай, Ломоносовский р-н) | |
Рубрики | |
ТРОИЦЫ ПРЕСВЯТОЙ ЦЕРКОВЬ (дер. Гора-Валдай, Ломоносовский р-н). Кам. однокупольная ц. на мызе Алютино (вблизи сев.-зап. берега Копорского зал.) построена в 1899–1903 в рус. стиле по проекту арх. В.А. Косякова, освящена в 1903. Интерьер также был выполнен в рус. стиле, алтарь изготовлен из кипариса. К осн. зданию в форме четверика пристроена шатровая колокольня, вблизи был возведен приходский дом. В приход входили дер. Черная Лахта, Пулково, Шепелево, Кандокюль и Гора-Валдай. Настоятель (в 1917-22) священник Иоанн Лебедев. Ц. закрыта в кон. 1930-х. В 1993 воссоздана община, в 1994 ц. возвращена верующим; после проведения ремонтных работ возобновлены богослужения. При храме существует паломническая служба. Лит.: Клавинг В.В. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С. 32-33; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |