Сясьские каналы
Рубрики
СЯСЬСКИЕ КАНАЛЫ. Соединяют устья рр. Волхов и Сясь, проходят вдоль юго-вост. побережья Ладожского оз., являясь продолжением Ладожских кан. В наст. время расположены на терр. Волховского р-на – от дер. Немятово до г. Сясьстрой. Сооружение кан., к-рый бы соединил рр. Волхов и Сясь в обход Ладожского оз., было инициировано Петром I в нач. XVIII в., во время стр-ва Ладожских кан. Первые изыскания проводились в 1724, но только в 1764 Сенат представил Екатерине II доклад с предложением начать сооружение кан. от г. Ладога до Сясьских Рядков. Ширина кан. намечалась 27,7 м, глубина – 2,1 м, протяженность – ок. 11 км. Сооружение шлюзов и плотин не планировалось. Работы велись в 1765-66, затем в 1774-83. В эксплуатацию Сясьский кан. введен 1 июня 1802. В 1802-10 между устьями рр. Свирь и Сясь был построен др. канал, назв. Свирским. В 1878 ближе к побережью Ладожского оз. начато стр-во новых кан. параллельно существующим. Стр-во Новосясьского кан. (Имп. Марии Федоровны) было закончено в 1880, Новосвирского (Имп. Александра III) – в 1883. При сооружении трассы Сясьского кан. близ селения Сясьские Рядки были обнаружены следы древнейших поселений с кам. и костяными орудиями труда, дерев. челн. Лит.: Горелов В. Речные каналы в России. Л.; М., 1953; Евгеньев Г. По водным путям Северо-Запада. Л., 1958; Седова Н. Открытие канала им. Императрицы Марии Федоровны и канала Императора Александра III. – http://nikcon.narod.ru/rybalka/istoriya.htm С.Б. Егоров
Авторы
подробнее…
Тихвинская водная система
Рубрики
ТИХВИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА, трансп. магистраль на северо-западе Европ. части России. Соединяла басс. Балтийского м. и Волги в XIX–XX вв. Начиналась у г. Рыбинск на Волге (позднее у Рыбинского водохранилища), проходила по рр. Молога, Чагодоща, Горюнь, Соминка, Валчина, Тихвинскому кан., далее по рр. Тихвинка, Сясь, Ладожскому кан., Неве и заканчивалась в СПб. Общая протяженность составляла 924 км. Изыскательские работы по сооружению водного пути, призванного обеспечить грузооборот СПб. с Поволжьем, велись в нач. XVIII в., но стр-во осуществилось только в нач. XIX в. В 1811 Т. в. с. вступила в эксплуатацию, но ее реконструкция продолжалась. Использовалась в осн. для грузоперевозок, в меньшей степени – для пасс. сообщения. Трасса Т. в. с. в пределах совр. Лен. обл. проходила через Бокситогорский, Тихвинский, Волховский и Кировский р-ны. Наиб. значительными пристанями являлись Новая Ладога, Колчаново, Сясьские Рядки, Тихвин, Сомино. Сооружение Мариинской водной системы и жел. дорог привело к утрате значения Т. в. с.; в 1956 она была официально закрыта, хотя местные перевозки продолжались до 1965. В наст. время в Тихвинском и Бокситогорском р-нах сохр. остатки гидротехн. сооружений (шлюзы, плотины), являющиеся ист.-культ. памятниками. На месте водораздела (в 6 км к северу от г. п. Ефимовский) в 1862 установлен пам. Петру I, к-рый бывал здесь между 1712 и 1716. Лит.: Бучацкий Л.Х. Тихвинская система: Технические и экономические данные и материалы для проекта улучшения водного пути. СПб., 1893; Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 66; Калинин М.А., Федяев А.И. Бокситогорск – Пикалёво. Л., 1983. С. 56-58; Виноградова Л.В. Когда сияли купола. Тихвин, 1997; В.Б.Сапунов, Г.Д.Морозова, С.В.Морозов. Тихвинская водная система – история и современное состояние. – http://www.medline.ru/public/art/tom3/art2.phtml С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
подробнее…