Весенне-летние праздники. Юрьев день. Иванов день. Петров День (карелы)
Рубрики
На весенний период приходились различные обряды и праздники рабочего календаря: первого выгона скота на Юрьев день (23.04/6.05), начала сева и т.д. Завершение сева карелы в прошлом отмечали языческим обрядом в честь верховного божества Укко - бога грома и молнии, - прося его о хорошем урожае. Аналогичный праздник в прошлом был известен и финнам, назывался, видимо, "коробом Укко", также сопровождаясь братчиной - коллективным праздником. К дохристианским традициям восходит и приходящийся на день летнего солнцестояния Иванов день (24.06/7.07), хотя по русскому православному календарю этот праздник "оторвался" от реального дня летнего солнцестояния. При этом промежуток времени между Ивановым и Петровым (29.06/12.07) днями у карел считался праздничным: это было время "поворота". На большей части территории карел этот шестидневный промежуток времени называли Виандёй, временем Виандёй (Viandoi, Viandoi keski, Viandoi vali, -aika), в Сегозерье -livanan da Pedrun keski ("промежуток между Ивановым и Петровым днями"), в целом ряде мест - kesasvatkat, т.е. летние святки. Время летнего солнцестояния совпадало в северных районах — как в Карелии, так и в Финляндии — с расцветом природы. Издавна оно рассматривалось как сакральное и было связано, с одной стороны, с множеством запретов и ограничений, с другой - наполнено различными магическими приемами и действиями, что в целом должно было обеспечить дальнейшее благополучие, помочь обрести личное счастье. Так, в средней и северной Карелии запрещалось рубить лес, ломать ветки, даже убивать комаров - вообще так или иначе нарушать целостность и покой природы. Не следовало также звонить в колокола; карелы-ливвики обматывали даже колокольчики у коров. Чтобы коровы хорошо доились, их тайно кормили осокой, парили для них можжевеловые и ольховые ветки. Считалось, что соблюдение этих норм обеспечит благополучие. В свое время Н. Лесков записал высказывание крестьян об этом: "зато и дает Бог хлеба людям..., когда все точно исполнялось". Считалось, что веники, заготовленные в период между Ивановым и Петровым днями, сохраняют целебные свойства. Для бани в период "летних святок" готовили особые веники с набором различных веток, полевых цветов, колосьями ржи, травами; при топке бани следовало использовать дрова от разбитого молнией дерева, мыться "живой водой" - заговоренной водой из родника или ручья. Девушки готовили специальные ольховые веники и прятали в них клочки волос, взятые у трех парней. В праздничной бане мать или бабка парили этим веником девушку, произнося заговоры для поднятия ее славутности. В ряде мест Карелии кануны Иванова и Петрова дней считались поминальными, с обязательным посещением родственных могил. В эти дни к часовням приносили дары - масло, яйца, отрезы ткани, приводили "завещанный скот". Пастухи собирали по дворам полагающееся им масло. В Иванову ночь жгли костры. В них сжигали старые бороны и сохи, берестяные кошели, разбитые бочки, лодки. Костры (kokko) устраивали у воды или на возвышенном месте, и у них собиралась молодежь окрестных деревень; пели старинные песни, плясали под гармонь, прыгали через костер. Дым от костра считался очищающим. Ночью в канун Петрова дня, завершающего праздничный период, в северной Карелии рыбаки ходили ловить рыбу неводом или на блесну, чтобы обеспечить успех в рыбной ловле на весь год, поскольку св. Петр был покровителем рыбаков и рыбной ловли. Сварив Уху, следовало непременно произнести приглашение: "Pyha Petru - vereksilla", т.е. "Святой Петр - на свежую уху". Библиография КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html
Тематические группировки
подробнее…
Вопросы исследования карел
Рубрики
Изучение карельского народа, его культуры и языка осуществлялось представителями русской и финляндской науки. Начало изучению карел, как и других народов России, было положено русской наукой еще в XVIII в. Большая часть описаний относится приблизительно к одному отрезку времени — второй половине XIX–началу XX в., причем особенно много их приходится на 1880–1910 гг. Главную ценность всех этих описаний в настоящее время представляет их фактографическая основа. Во второй половине XVIII в. в России по инициативе Академии наук был начат организованный сбор сведений для «географического описания Российского государства» и для нового «Российского атласа». Анкеты Академии наук, подкрепленные соответствующими правительственными указами, рассылались на места, и в том числе в Карелию. В результате были собраны многочисленные статистические, экономические, географические, исторические, этнографические и тому подобные сведения, составлены описания всей Карелии и многих отдельных погостов. Большую работу по заполнению присланной в Петрозаводск в 1784 г. анкеты, известной под названием «Топографические запросы», проделал тогдашний олонецкий губернатор Г. Р. Державин. Именно ему принадлежит первое в истории описание Никольского свадебного ритуала. С учреждением в середине XIX в. Русского географического общества начался новый этап в развитии русской этнографии. Этнографические материалы, собранные в архиве РГО (ныне – архив ВГО), были в свое время проаннотированы Д. К. Зелениным. С развитием этнографической науки в России заметно возрос на местах интерес к народным обычаям и обрядам, к общественному и семейному быту крестьянства. Огромный вклад в исследование истории средневековой Карелии внес Петер Теодор Швиндт (1851-1917), выдающийся финский археолог, историк, этногроф и музейный деятель, крупнейший специалист по древнекарельской культуре. Как ученый-археолог Теодор Швиндт занимает первое место по объему раскопок на Карельском перешейке и по количеству описанных находок. В 1877 г. Обществом финских древностей было принято решение назначить Швиндту стипендию для проведения на территории Старой крепости в Кексгольме (Корела, сейчас – г. Приозерск Ленинградской области) раскопок, которые продолжались с небольшими перерывами в течение 7 лет. В 1884 г. Швиндт представил обстоятельный отчет, в котором содержалось подробнейшее описание находок каменного и железного веков. Первые раскопки в Кексгольме состоялись в 1885 г., а в 1891 – 1892 гг. Швиндт работал здесь вместе с археологом Альфредом Хакманом (1864 – 1942). Они исследовали ту часть территории крепости, где располагался холм. В его нижней части были найдены предметы, принадлежавшие к языческому периоду. Результаты изучения в 1880-х гг. могильников на территории родного уезда легли в основу диссертации Швиндта, первое издание которой называлось так: "Сведения о железном веке в Карелии на основании находок в уезде Кякисалми" (Хельсинки, 1892). Здесь же были подробно описаны и находки на территории крепости Корела–Кякисалми, подтверждавшие возможность существования тут древнего карельского поселения. Новый этап развития археологии карел начался в 60-70 годы XX века, – были проведены раскопки поселений и подробно исследованы древний Тиверский городок, крепость Корела и Ладожская крепость учеными А. П. Кирпичниковым, С. И. Кочкуркиной и др., были найдены некоторые новые места поселений. Наряду с археологическими материалами, источниками исследования карел для ученых являются также и средневековые письменные памятники: древнерусские летописи и берестяные грамоты, скандинавские саги, папские буллы, сочинения по истории Северных стран. Выявление территории расселения прибалтийско-финских племен, их этническая история и социально-экономическое развитие, культура, национальные особенности являются первоочередной задачей современной археологии Северо-Запада. В последние 30 лет последовательно и результативно изучаются археологические памятники летописной карелы. С конца 1980-х гг. работы на Карельском перешейке и в Приладожской Карелии носили характер международных исследований. Современные ученые-археологи С. И. Кочкуркина, А. Н. Кирпичников, А. И. Сакса (Россия) и П. Уйно, Ю.-П. Таавитсайнен (Финляндия) получили новые интересные данные по истории карел. Библиография: МУЗЕЙ «Крепость Корела»: [Исследования на территории крепости] // Информ. сайт г. Приозерск Ленингр. обл. [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/6/muz/006.shtml ЖУКОВСКАЯ Е. Вклад Теодора Швиндта в изучение истории карел // Информ. сайт г. Приозерск Ленингр. обл. [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http: //www.priozersk.ru/1/text/0004.shtml
Тематические группировки
подробнее…
Вышивка (карелы)
Рубрики
Художественные ремесла имели в Карелии неравномерное развитие: на юге они представлены широко, на севере гораздо скромнее. Это различие легко заметить на примере распространения вышивок. Если людики и ливвики любили украшать ими свою одежду и др. изделия из тканей, то у северных карел вышивок почти не встречается. Довольно широко была распространена вышивка тамбуром – это нечто среднее между шитьем и вязанием; для него пользовались специальной иглой с крючком на конце. Этим швом шили обычно по кумачу белыми нитками. У всех карел наряду с вышивкой очень широко бытовало узорное тканье на краях полотенец красной бумагой на холсте. В начале XX века в ряде деревень южной Карелии получило распространение шитье «крестом». Узоры вышивок были различные. В южной Карелии преобладали животно-растительные, антропоморфные мотивы, а в северной – преимущественно геометрический орнамент. Нередко среди узоров можно было встретить мотивы, уводящие в далекую древность (женская фигура с поднятыми вверх руками, с птицами, цветами, символами небесных светил и т.д.). Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59.
Тематические группировки
подробнее…
Вяйсянен Армас Отто (1890-1969), этнограф
Рубрики
ВЯЙСЯНЕН (Vaisanen) Армас Отто (1890–1969), фольклорист, этнограф. Учился в Хельсинском ун-те. Магистр (1919), д-р наук (1939). С 1919 чл. Калевальского об-ва, в 1930-42 – его секретарь, с 1942 – пред. В 1940-56 доцент Хельсинского ун-та, в 1956-59 – проф. Занимался изучением муз. фольклора финно-угорских народов, вел собирательскую работу. В 1912-23 совершил шесть поездок по Эстонии, где записывал фольклор сету; путешествовал по мордовским деревням (1914), финл. и рос. Карелии (1915-20), р-нам обитания саамов близ Печенги (1926) и в Швеции (1946). На терр. Лен. обл. обследовал Зап. Ингерманландию (1914), р-ны проживания юж. вепсов (1916, совм. с Э.Н. Сетяля собирал произв. фольклора у последних вепсских кантелистов; см. Рунопевцы). Автор иссл. о прибалт.-фин. муз. инструментах кантеле и йоухикко. Соч.: Kantele ja Jouhikko savelma. Helsinki, 1928; Моrdwinische Melodien. Helsinki, 1948; Vepsalaisten luona v. 1916 // Kalevalaseuran Vuosikirja 49. Porvoo; Helsinki, 1969. S. 272-288. Лит.: Hiljainen haltiotuminen. A.O. Vaisanen tutkielmia kansanmusiikista. Toimittanut Erkki Pekkila. Pieksamaki, 1990. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
День Кегри (карелы)
Рубрики
В солнечном календаре основными точками отсчета времени считались дни летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и летнего равноденствия. Они были наиболее значимыми опорными датами и аграрного календаря. На эти первоначально языческие календарные памятные дни позже наложились и некоторые праздники христианского календаря. Другие народные календарные праздники продолжали существовать параллельно с церковными. В дальнейшем в календарь вошли также и некоторые даты официального календаря, как, например, начало нового года, дни различных государственных праздников и т.д. В народном календаре карел можно встретить некоторые памятные дни, первоначальное значение которых можно восстановить только условно. Таким был, в частности, праздник Кегри или Кекри (Kegrinpaiva), отмечавшийся поздней осенью. В прошлом он был широко распространен среди карел средней Карелии, у тверских карел, в пережиточной форме следы этого дня отмечены и у финнов. По наиболее достоверным данным, день Кегри отмечался в первую неделю после поминальной Дмитриевской субботы в субботу перед днем Дмитрия Солунского, 26 октября / 8 ноября). Дошедшие до нас сведения о традициях, связанных с Кегри, в известной мере позволяют расшифровать смысл праздника. Прежде всего обращает на себя внимание то, что в этот день до обеда следовало поститься. За обед садились помолившись, трапеза была аналогична поминальной: к ней обязательно готовилась овсяная или толоконная каша. После обеда по деревне ходили ряженые. В этом участвовала обычно молодежь. Лица мазали сажей, приклеивали усы и бороды из кудели, надевали маски из картона и тряпок. Одевались в вывернутые наизнанку шубы, головными "уборами" служили корзины, решета, подойники. В некоторых фигурах можно было узнать коней и коров. За спину надевали корзину, "чтобы забирать в нее ленивых детей". В руках у ряженых были ухваты, кочерги, дубинки. Ватага ряженых обходила дома, их угощали пирогами, блинами, хлебом. Первому вошедшему в избу следовало подарить клубок пряжи: Кегри считался днем начала прядения льна и шерсти. Гости проверяли у девочек, сколько мотков пряжи они уже приготовили, произносили поучения о необходимости прилежно трудиться. В основном же день Кегри был датой окончания осенних работ, включая женские по первичной обработке льна и шерсти. Это значение определенного рубежа в трудовом календаре имел Кекри и у финнов. Финские исследователи предполагают также, что отмечался этот день в тот период "раздела времени", который возникал по лунному календарю перед днем зимнего солнцестояния. Символика обрядности говорит и об аграрном характере этого праздника. Как известно, аграрные культы имели непосредственную связь с культом предков, что и в дне Кегри, в частности - поминальном характере трапезы, находило свое отражение. После дня Кегри начиналась зимняя часть года, что с течением времени, после принятия христианства, обрело и устойчивую дату - 25 декабря, когда отмечалось рождение Иисуса Христа. Затем в этот же период вошло и празднование 1 января - начала нового года, как это было установлено указом Петра I в 1770 г. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html
Тематические группировки
подробнее…
Диалекты и субдиалекты (карелы)
Рубрики
  • собственно карельский язык
    • северокарельский диалект
      • олангский говор
      • кестеньгской говор
      • керетьский говор
      • вица-тайпальский говор
      • пистоярвский говор
      • ухтинский (калевальский) говор
      • вуккиниемский говор
      • суомуссалмский говор
      • контокинский говор
      • юксюярвский говор
      • панаярвский говор
      • усманский говор
    • южнокарельский диалект
      • рукаярвский говор
      • тункинский говор
      • ребольский говор
      • паданский говор
      • пораярвский говор
      • мянтиселькинский говор
      • иломанцевский говор
      • корписелькинский говор
      • суоярвский говор
      • суйстамский говор
      • импилахтинский говор
    • тихвинский диалект
    • валдайский диалект
Большинство западноевропейских исследователей относят тихвинский и валдайский диалекты к говорам южнокарельского диалекта. Кроме того, в Финляндии существуют диалекты, официальной финской лингвистикой в рамках национальной идеи о монолитности финского народа трактуемые как говоры финского языка, но по сути являющиеся диалектами собственно карельского языка. Диалекты эти распространены на значительной части (более 1/3) территории Финляндии преимущественно в приграничных с Карелией районах, к тому же ранее они охватывали практически всю Ингерманландию. Это в первую очередь так называемые карельские или юго-восточные или выборгские (западнокарельские) диалекты и более близкая к финскому саволакская (савосская) группа диалектов. Обе диалектные группы состоят из многочисленных говоров. Выборгские диалекты делятся на два основных наречия, которые иногда называют эвремейским и савакотским, хотя название савакот известно только на Карельском перешейке и в Ингерманландии. Носители эвремейских говоров жили (живут) в районах, прилегающих к Финскому заливу. Носители говоров савакотского типа живут и жили в районах, прилегающих к Ладожскому озеру и южному берегу Сайменского озера. Эвремейская диалектная группа очень близка к ижорскому языку и достаточно близка к финскому языку, а говоры савакотской диалектной группы обнаруживают многочисленные связи с собственно карельским языком. Савосская диалектная группа подвергалась начиная с XII века сильному влиянию древнекарельского языка и имеет много общего с западнокарельскими (выборгскими) диалектами и собственно карельским языком. Вследствие трагических событий XX века почти все западнокарельские ("юговосточные") говоры к нашему времени практически изчезли. Единственным районом компактного проживания носителей этих говоров остался восточный угол финляндской губернии Южная Финляндия, включившая в себя после реформы 1997 года финляндскую Южную Карелию с городами Лаппеенранта и Иматра. Раньше этот район относился к Кюменскому лену, а до этого к Выборгской губернии (лену). Тамошние карельские говоры, особенно в городах и поселках, в послевоенное время подвергались сильному влиянию финского литературного языка и соседних савосских диалектов. Коренное, сельское население этого района традиционно считает себя карелами. Библиография: КАРЕЛЬСКИЙ язык. Диалекты и субдиалекты // Википедия-свободная энциклопедия [Электр. продукт]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
Тематические группировки
подробнее…
Жемчужный промысел
Рубрики
В середине XIX в. в северной и средней Карелии на реках Керети, Повенчанке, Кумсе, Остер и др. имел место жемчужный промысел. Жемчуг добывался в небольших количествах, поэтому доставлял жителям незначительный доход. Для промысла жемчужных раковин карелы устраивали специальные плоты. Ловля жемчуга впоследствии привела к почти полному исчезновению жемчужных раковин в реках Карелии. Гончарство у карел почти не развивалось. Как правило, карелы покупали горшки у горшечников вепсов или русских, которые каждое лето разъезжали со своим товаром по деревням и имели постоянных покупателей, или же на ярмарках. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59.
Тематические группировки
подробнее…
Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел
Рубрики
В карельских календарных традициях устойчиво сохранялись праздники с ритуальными жертвоприношениями животных. Мясо их затем варили и устраивали коллективную трапезу. Эти обряды проводились в разных местностях Карелии в разные дни, причем несмотря на их языческий характер, в дни почитания святых православного календаря: в день св. Ильи, на Успение Богородицы, на Покров и т.д. Преобладала традиция проводить этот праздник в день св. Ильи. Видимо, образ св. Ильи, вознесенного на небо на огненной колеснице, как-то контаминировался с образом языческого бога-громовержца. Интересно, что и церковь в целом не препятствовала проведению этих праздников, видимо, на том основании, что они были связаны с днями христианских святых. В качестве жертвенных животных резали молодых быков, телок, баранов, овец. В Карелии известны такие острова, где эти праздники проводились традиционно и на них собирались люди с обширных территорий. Так, в средней Карелии это были острова Махосоари на Селецком озере и Каличие на Сегозере. На них праздники проводились в Петров день и на Успение Богородицы (15.08/28.08). В южной Карелии на о. Мантинсаари праздник проводили на Ильин день - он назывался "праздником быка". Жертвенного быка здесь откармливал сторож при часовне, который и исполнял роль руководителя праздника. Он начинался с того, что в часовне читалась молитва, обращенная к св. Илье, в которой просили о приросте стада. Сторож продавал свечи, которые ставили в часовне, затем читал Евангелие и просил св. Илью освятить пищу. Затем начинался праздник. Мясо для трапезы готовили в нескольких котлах, и у каждой деревни было свое место для трапезы. Ели на расстеленных на земле белых скатертях, к столу приносили из дома разную снедь, женщины вынимали и раздавали приготовленное в котлах мясо. Часть привезенной еды шла в пользу церкви, в часовнях оставляли также "завещанные" платки, полотенца, платки, деньги, свечи. На Махосоари обряды исполнялись вплоть до 1930-х годов. На острове Мантинсаари последний праздник проведен был в 1892 г. - здесь его отменили по настоянию местной церкви, выступавшей против языческого культа, явно ощутимого в характере праздника. По народным представлениям, проведение этих праздников способствовало росту трав, обилию урожая; кроме того, считалось, что Илья Пророк охранял скот. В характере проведения праздника сохранились определенные традиции родовой общины. Стоит отметить, что аналогичные праздники были известны у води, ижоры, части финнов. При этом они также были приурочены к дням св. Петра и св. Ильи и проходили в форме общинной братчины (vakkove) с варкой общинного пива, в ряде случаев и с закланием жертвенного быка. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ животных на летних календарных праздниках карел: (материалы к описанию обряда) // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://www.vottovaara.ru/karelia/obrad/zhertv.html
Тематические группировки
подробнее…
Карельский язык
Рубрики
Карельский язык (карел. Karjalan kieli) – язык карел, один из прибалтийско-финских языков. Число говорящих – около 80 тыс. человек, в том числе в России – 53 тыс. человек (по данным переписи 2002 года), в том числе в Карелии – 35 тыс. человек. Имеет три диалекта: • собственно карельский – наиболее близок к финскому языку • ливвиковский – совмещает основные черты собственно карельского диалекта и ряд особенностей вепсского языка • людиковский – имеет сильно выраженные черты вепсского языка Кроме перечисленных, существует тверской (тиверский, карел. tiverin karielan kieli) диалект языка, бытующий среди тверских карел и по своим особенностям наиболее близкий к архаичному собственно карельскому языку еще до того, как он испытал сильное влияние вепсского языка. В целом же особенностью диалектов карельского языка является то, что они значительно разнятся по структуре, лексике, фонетике и морфологии, вплоть до различий в алфавитах. Классификационные различия между перечисленными диалектами более существенны, чем, например, между русским и украинским языками, или между мокшанским и эрзянским языками мордвы. Вероятно целесообразно было бы считать всё-таки диалекты карельского отдельными языками, тем более, что внутри них существуют (или существовали ранее) отдельные субдиалекты (говоры). Собственно именно этой точки зрения придерживаются европейские лингвисты, выделяющие ливвиковский и людиковский диалекты как отдельные прибалтийско-финские языки. Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской семьи уральских языков (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990). Отечественные языковеды выделяют 3 диалекта (наречия): собственно карельский, ливвиковский, людиковский, имеющие заметные отличия и ряд говоров. Финские исследователи считают эти диалекты самостоятельными языками, при этом в карельском языке выделяют северный и южный диалекты. В 1820 г. выполнен перевод Евангелия от Матвея на карельский язык. В 1887 г. опубликован букварь на одном из говоров тверских карел. Для этих изданий использовался русский алфавит. До 1930-х гг. карельский язык использовался преимущественно в быту. В 1930 г. был утверждён карельский алфавит на латинской основе, использовавшийся тверскими карелами до 1937 г.: велось обучение в начальной школе, издавались газеты, выпускались книги. С конца 1980-х гг. вводится изучение карельского языка в младших классах школ на территории проживания тверских карел и карел на территории Карелии. Изданы учебники, словари. С начала 1990-х гг. в Карелии издаются еженедельные газеты на собственно карельском “Vienan viesti” (“Вестник Беломорья”) и ливвиковском диалектах “Oma mua” (“Родная земля”), публикуются материалы в журнале “Carelia”, ведутся радиовещание и телепередачи. Издаются книги карельских писателей, христианская литература. Богослужение осуществляется на русском языке (см. также раздел Письменность). Библиография: КАРЕЛЬСКИЙ язык // Википедия-свободная энциклопедия [Электр. продукт]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
Тематические группировки
подробнее…
Кякисалми-Корела (Корельский город)
Рубрики
Крепость Корела была центром племенного объединения корел. Наиболее масштабные работы здесь были проведены в 1970-х гг. (А. Н. Кирпичников) и в 1989—1990 и 1992—1993 гг. (А. И. Сакса). В результате этих раскопок вскрыты древнейшие горизонты культурного слоя на крепостном острове, выявлена хорошая, сопоставимая с новгородской, сохранность дерева и других органических остатков, а также зафиксированы следы ремесленного производства, собрана богатая коллекция предметов материальной культуры. На этом фоне в новом свете предстают также данные летописных источников, рассказывающие о событиях, связанных с Кякисалми-Корелой. К настоящему времени раскопками исследованы все культурные слои древнего города. Нижний, лежащий на материке (голубая глина), слой датируется первой половиной — серединой XIII в. Расплывчатость в датировке происходит от объективных причин: древесина, которую можно датировать с точностью до года рубки дерева, не всегда имеет такую сохранность, при которой остаются неповрежденными внешние кольца и даже кора. Первые известия о карельском укреплении в устье Вуоксы связаны с попытками шведов взять под свой контроль приладожскую (восточную) часть Корельской земли, центром которой являлась небольшая островная крепость. Попытка эта не удалась: новгородцы, осознав опасность, шведов прогнали и крепость основательно укрепили. По прошествии пятнадцати лет, в 1310 году, как теперь уже документально подтверждено, на этом же месте были построены новые укрепления, ставшие опорой новгородской власти в Карелии. Археологические раскопки прояснили историю городка на Вуоксе. Благодаря исключительной сохранности дерева все периоды его строительной истории, начиная с карельского племенного центра, относящегося ко времени не позднее первой половины XIII в., и продолжая известным по летописи временем его укрепления в 1295 и 1310 гг., хорошо фиксируются в культурных напластованиях крепостного двора. Некоторые вопросы возникают в трактовке слоя крупнозернистого песка мощностью до 0,5 м, перекрывавшего самый ранний строительный горизонт. Его характерной особенностью является большое количество керамики, исключительно круговой, щепы, залегающей также и слоями, оплавленных кусочков бронзы и целых изделий из металла, рыболовных грузил и поплавков. Особо следует отметить, что среди вещей, значительную часть которых составляли украшения (в том числе и карельских типов), имеются формы, бытовавшие задолго до основания поселения и могильника. Для могильников эпохи меровингов и эпохи викингов в Восточной Финляндии и Карелии характерно именно малое количество керамики. Еще одно наблюдение, сделанное в процессе раскопок, свидетельствует о сложной гидрологической ситуации в устье Вуоксы при слиянии её с Ладогой, постоянно изменяющемся уровне воды в реке. Проведенные нами замеры показали, что на момент формирования нижнего строительного горизонта, залегающего на глубине около трех метров от современной дневной поверхности, уровень воды в Вуоксе был всего лишь на 34 см ниже уровня упомянутого горизонта. В дальнейшем тенденция сводилась к повышению уровня, что вынуждало постоянно укреплять берег, существенно также поднимая его, что хорошо видно на планах и разрезах раскопа. По-видимому, в процессе одной из таких подсыпок на край острова была принесена земля (крупнозернистый песок) из центральной части острова либо из какого-то другого расположенного неподалеку места. Такого рода подсыпки делались неоднократно, причем земля бралась из одного места, что видно как по характеру песка, так и по находимым в нем вещам. Библиография САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей): [Кякисалми-Корела (Корельский город)] // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0041.shtml САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей) // Вуокса. Призерский краеведческий альманах. Вып. 2. – СПб.: Б&К, 2001. – Том 1. – С. 95-112, илл.
Тематические группировки
подробнее…
Ларин Параске
Рубрики
«Ларин Параске – замечательная сказительница наших дней, достигшая настоящих высот певческого искусства. Для современного поколения она является образцом совершенного мастерства, которое может быть доступно только выдающемуся певцу. Творчество Параске – это лучшее из того, что собрано у народных сказителей из областей издавна славившихся своим музыкальным искусством. Её поэзия включает в себя значительную часть рун Восточной Ингерманландии и Южной Карелии – певческих областей, в которых были обнаружены стихи, составившие сборники «Калевала», «Кантелетар» и «Лйдсуруно» Историк Оскар Реландер, 1894 г. Параске Никитична родилась в начале 1830 г. в Северной Ингерманландии, в Лемболово (Лемпаала). Православная ижорка, она уже в молодом возрасте была известна, как одаренная певица. Позже она вышла замуж в Финляндию в Саккола. С Параске работали несколько собирателей, но лишь настоятель прихода Саккола Ад. Неовиус наиболее основательно записал её песни. Во время продолжительной совместной работы с Параске им было записано от неё более 1300 различных песен. Позже, после переезда Неовиуса из Саккола в Порвоо, Параске жила у него три года. Портреты Параске написаны финским художником А. Эдельфельтом. Ларин Параске, к сожалению, более известна в Финляндии, чем на своей родине. Там ей установлен памятник, о ней написан роман и снят фильм.
Тематические группировки
подробнее…
Масленица (карелы)
Рубрики
Масленица отмечалась обрядовым печением блинов, готовились по возможности и другие праздничные блюда, кроме мясных, которые согласно установкам православной церкви были исключены уже с масленичной недели. Однако стол должен был быть богатым, чтобы таковым стал и последующий период. Характерный для Масленицы народный обычай - катание с гор с целью обеспечить "долгий лен", т.е. урожай льна, - был распространен среди южных карел. Масленичные катания на лошадях проводились повсеместно. Сани празднично украшали, девушки при катании пели народные протяжные песни. Масленица была завершением зимнего периода. После Масленицы наступали семь недель Великого поста; строго соблюдался пост в Страстную Неделю, и особенно в Страстную Пятницу. Приближение весны, весьма поздней в Карелии, было временем, когда внимательно следили за различными признаками ее наступления. Одной из примет было появление перелетных птиц. Первым, как и положено, появлялся жаворонок, затем кулик, о котором говорили, что он прилетел "толкать льды". Затем прилетали ласточки, лебеди и гуси. Существовало своеобразное поверье, что перелетные птицы в этот период могли причинить вред, сглазить человека, и поэтому следовало принимать меры предосторожности. Оберегом в этом случае служили хлеб и соль. Из дома выходили, обязательно съев хотя бы ломоть хлеба. Следует заметить, что такой обычай был известен и финнам. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html
Тематические группировки
подробнее…
Миних Христофор Антонович (Бурхард Кристоф) (1683-1767), граф, военный деятель, архитектор
Рубрики
МОНРЕПО, усадьба (г. Выборг, на берегу Защитной бухты Выборгского залива в сев.-зап. части о. Твердыш). Устройство парка на о-ве началось в 1760, когда эта местность стала имением воен. коменданта Выборга П.А. Ступишина. Для этого голые скалы были покрыты слоем плодородной земли и высажены лиственные деревья. Название (от mon repos (фр.) – «мой отдых») было дано усадьбе уже новым владельцем – принцем Фридрихом Вюртембергским, наместником Выборга в 1784-88. При нем был построен дерев. усадебный дом, продолжались работы в парке. В 1788 право на владение имением приобрел през. СПб. АН А.Л. Николаи. Последние 17 лет жизни он провел в М., здесь и похоронен в фамильном склепе. При следующем владельце, дипломате П.А. Николаи в 1820–1830-е М. достигло расцвета. Появились декорат. сооружения (ок. 70-ти), украсившие ансамбль (в частности, гранитный обелиск на скале). Усадебный дом перестраивался в 1820 в стиле рус. классицизма по проекту Ж. Мартинелли. В центральной гостиной находился 56-метровый живописный плафон «Марс и Венера» работы неизв. итал. худ. XVIII в. (похищен в нач. 1970-х); славилась коллекция живописи, скульптуры и старинного оружия. Во флигеле располагалась уникальная б-ка из 9000 томов (ныне в Хельсинкском ун-те). Редкое сочетание морских ландшафтов, скалистых бухт и декорат. построек привлекало в М. многих ценителей. О М. писали М.В. Севергин, А.П. Керн, Я.К. Грот и мн. др. Среди сохр. достопримечательностей: дерев. готические ворота (1830, арх. К. Энгель; воссозданы в 1982); замок Людвигштайн на о-ве; Храм Нептуна (1820-е, арх. А.И. Штакеншнейдер; воссоздан в 1990-е), источник «Нарцисс», колонна Павла I. В 1944 в М. разместился воен. госпиталь, в конце 1940-х – дом отдыха, в 1966-88 использовался как гор. парк. Начатая в 1973 работа по реставрации усадебного дома не завершена. С 1988 – Гос. историко-архитектектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо». Лит.: Кепп Е.Е. Выборг. Художественные достопримечательности. Выборг, 1992. С. 118-135; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 168-171. Ю.М. Пирютко
Авторы
  •  
подробнее…
Охота
Рубрики
Исследователи Северо-Запада России в XIX в. единодушно отмечают, что охота у карел носила хищнический характер. «Зверя пушного карелы убивали нещадно, убивали больше, чем его успевало народиться». Поэтому в XX в. в Карелии многие звери стали редкостью. Остались для охоты главным образом белка, заяц, лисица и медведь. Охотники-карелы делились как бы на две категории: одни охотились главным образом на мелкую дичь, другие были «зверя» (медведя). Осенняя охота открывалась с конца августа и продолжилась до середины октября или ноября, затем начиналась зимняя охота. Способы добычи зверя были различные. Почти каждый охотник имел ружье «малопульное» или «большепульное», часто кремневое. В XVIII и в первой половине XIX в. такие ружья изготовлялись карельскими мастерами, позднее их стали покупать в городах. Бурый медведь как объект охоты был поставлен в особое положение. Об охоте на него в народе сложено очень много рассказов. Охотники-медвежатники пользовались большим уважением. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 35-46.
Тематические группировки
подробнее…
Печь (ингерманландские финны)
Рубрики
В жилищах финнов печи были обычно с плитами и пирамидальным колпаком, подобно печам в финской Карелии. Печи занимали примерно четвертую часть пола, были выбелены известью. Народы Европейской части СССР. Ч. 2. – Стр. 319. Западнофиннский сборник… – стр. 154.
Тематические группировки
подробнее…
Поселения (карелы)
Рубрики
Поселения карел представляют большой интерес для характеристики их материальной культуры. Как правило, карелы заселяли берега рек и озер. Этому способствовал ряд причин: 1) здесь легче было заниматься рыболовством, без которого, даже с развитием земледелия, карелы жить не могли; 2) наиболее удобные для распашки земли обычно лежали вблизи водоемов; 3) развитие скотоводства заставляло искать хорошие сенокосные угодья, а естественные пожни и пастбища имелись чаше всего в поймах рек и озер; 4) водоемы были и основными путями сообщения. Такая картина заселения территории Карелии вырисовывается уже на самых ранних этапах истории края. Деревня была, вероятно, наиболее ранним и более распространенным типом поселения. Она довольно часто упоминается в рунах. В деревне жила основная масса крестьян. Первоначально это были небольшие поселения, состоявшие из 1-5 дворов, редко больше. Другой тип поселения – погост, характерный для обширных пространств русского Севера, несомненно сложился в Карелии под русским влиянием, о чем говорит и сам термин. Погост, границы которого первоначально, видимо, совпадали с границами сельской общины, в XIX веке представлял собой административный и религиозный центр, объединявший группу деревень и хуторов; в рамках погоста могло жить несколько общин. Расстояния между входившими в погост деревнями, в особенности на севере, были довольно значительными (20-30 км и более). На погосте находилась церковь и кладбище, торговый, а иногда и административный центр (волостное управление). На территории Карелии представлены два типа расселения – гнездовой и разбросанно-хуторской. Они возникли в разное время. Преобладает гнездовой тип. Он сложился на относительно ранних этапах истории края, по всей вероятности, на рубеже I и II тысячелетий н.э. В средние века этот тип расселения стал характерен почти для всех карел, вепсов, северных групп русских и коми-зырян. Гнездо объединяло группу деревень, расположенных поблизости друг от друга, и имело одно общее название, в то время как каждая деревня, входившая в это гнездо, имела и свое собственное. Наименование гнезда, как правило, совпадало с названием озера, реки, горы или иного географического объекта, вокруг которого располагались деревни. Общее название гнезда почти всегда финно-угорское. Разбросанно-хуторской тип расселения имел распространение в северной Карелии, преимущественно в западной ее части (Калевала, Кестеньга). Возникновение этого типа падает на более позднее время – начало XIX века. Его формирование связано с изменением экономических и социальных условий жизни карел - все же в Карелии хуторов было мало. Хуторской тип расселения был более развит в соседних Финляндии и Эстонии. Формы карельских поселений разнообразны. В источниках содержатся данные, говорящие о беспорядочности планировки поселений карел. И.В. Оленев отмечал: «Только в больших селах вы встретите некоторую претензию на правильное расположение домов по сторонам улиц, а в небольших деревнях, каких в Карелии большинство, дома построены в разброс, на значительном расстоянии один от другого. Кто где облюбовал место, там и построил свое жилище. Тут же при доме устраивается огород для посадки овощей, а часто целое поле, так что иная деревушка, в 15-20 дворов, разбросана по берегам и островам озера на протяжении 2-3 верст в окружности».* Наряду с деревнями, отличавшимися беспорядочной или разбросанной планировкой, складывались деревни рядовых форм. Они возникали по берегам рек и озер как первичнорядовые береговые поселения, линейность которых обусловливалась ландшафтом, а не заранее задуманным планом. Различные правительственные меры в XVIII – первой половины XIX вв., направленные на упорядочение застройки в деревнях, практического значения в условиях Карелии почти не имели. Лишь со второй половины XIX и в начале XX в. в связи с повышением значения дорог в южной Карелии становятся замены перепланировки деревень. * И.В.Оленев. Карельский край и его будущее в связи с постройкою Мурманской железной дороги. – Гельсингфорс, 1917. – Стр. 58-59. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 78-86.
Тематические группировки
подробнее…
Рыболовство (карелы)
Рубрики
В условиях слаборазвитого земледелия и животноводства большим подспорьем карел были охота и рыболовство. О значительной роли рыболовства и охоты в жизни и хозяйстве древних обитателей края говорят многочисленные археологические находки. Рыболовство имело очень большое значение, так как давало населению здоровую пищу и часто спасало его от голода. Об этом говорят исследователи жизни и быта олонецких и архангельских карел. «Даже у самого захудалого крестьянина, - сообщает И.В.Оленев, - рыба имеется за столом почти круглый год…». Ловили рыбу разную, в зависимости от того, где производился лов: в лесных озёрах попадались окунь, язь, подъязик, щука, плотва и иная мелкая рыба. В больших проточных озёрах водились налим, хариус, судак, лосось, форель, сиг, лещ, ряпушка, ёрш, окунь, щука, плотва. Самая распространённая рыба в Карелии – ряпушка. Она вылавливалась повсеместно в огромном количестве почти во всех озерах и составляла у карел одно из главных блюд. Ловили рыбу различными способами. Карелы пользовались острогами, удочкой, дорожкой, переметом, неводом, чапом, саком, мережей. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 35-46.
Тематические группировки
подробнее…
Строительство дома
Рубрики
Строительство дома начинали с закладки мощного сруба, в процессе или после подъема которого настилали пол. Пол делали обычно на 8-9-м венце, а иногда и выше. Карельские избы, как и вообще северные хоромы, отличались высокими подклетами. У карел довольно часто встречаются двухэтажные постройки. В плане первый и второй этаж повторяли друг друга. Пол в избе всегда настилали одинарный, чтобы в зимнее время тепло могло проникать в подполье, расположенное под избой, в котором хранили картофель и другие продукты, а в горнице пол делали двойной, так как под ней находился холодный подвал, вход в который иногда делался прямо с улицы. Пол настилали толстыми (8-10 см) гладко выстроганными досками. На том месте, где предполагали поставить печь, вкапывали подпечные столбы. При доведении сруба до нужной высоты настилали потолок. В последний венец врубались два толстых бруса, обтесанных с четырех сторон – матицы, служившие опорой для потолка, который настилали из расколотых пополам бревен. Сверху его утепляли слоем сушеных березовых листьев, отходами от обработки конопли или слоем земли. Обычно потолки настилались строго горизонтально. Но в центральной и северной Карелии в прошлом имели распространение потолки со скатами от средней горизонтальной части. Крыши домов преимущественной двускатные. Односкатные крыши наиболее простые, встречаются теперь только на хозяйственных постройках. Двускатная крыша «на самцах» является наиболее распространенной и типичной для построек карел XIX и начала XX столетия. В пределах Карелии отмечены также построй с трех- и четырехскатными крышами. Трехскатные крыши встречаются в южной Карелии (район Кондопоги). Четырехскатных крыш относительно много на севере Карелии, в районе Кеми и частично Сегежи. На начало XX столетия преобладающим материалом для крыши был тес; дранка имела незначительное распространение. Окна в домах делались небольшие, чаще всего одностворчатые. Для закрепления оконных проемов употребляли шпунты. Чтобы подоконные венцы не гнили, под раму, если окна выходили на север, подкладывали бересту. Постепенно высота и ширина окон в избах увеличивалась. Изба получала лучшую освещенность. По лицевой стороне дома имелось по 3-5 окон (четное число окон по фасаду у карел встречается очень редко). В окна вставлялись одинарные рамы. Вторых рам раньше, по словам информаторов, «не было моды держать даже зимой». Они появились лишь в начале XX века в домах зажиточных карел. Форточек карелы не делали, и в настоящее время они есть не в каждом доме. Дверные проемы заделывались с помощью шпунтов. Входная дверь, ведущая из сеней в избу, делалась очень низкой (120-130 х 100 см), поэтому при входе нужно было нагибаться. Архаичные, приземистые двери старинных изб имели мощные косяки, порог и верхний брус; они сколачивались из необыкновенно широких и толстых досок. Позднее в избах все конструктивные части стали делаться меньше, из тонких, узких досок, но дверь получила большую высоту – выше среднего человеческого роста. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этнографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119.
Тематические группировки
подробнее…
Торговля (коробейничество)
Рубрики
Этот вид торговли для северных карел в XIX в. имел не менее важное значение, чем лесной промысел. Торговлю с Финляндией карелы вели издавна, особенно она была развита в пограничных с Финляндией волостях бывшего Кемского уезда. Со времени Северной войны торговля карельских крестьян во внутренних частях северной Финляндии усилилась и приобрела важное значение для обеих сторон. По имеющимся данным, в середине XVIII в. из русской Карелии (лопских погостов) в северную Финляндию карельские крестьяне вывозили ткани, кожаные изделия, соль, табак и железо. Все эти товары, кроме железа, не производились в лопских погостах, а покупались на ярмарках или у купцов и промышленников в южной Карелии и в Поморье. Из северной Финляндии в лопские погосты привозилось зерно, масло и другие товары. Торговля с карельской стороны носила сезонный характер. Немало карельских крестьян жило за ее счет. Хотя по существующему указу 1730 г. на границе с Финляндией были установлены таможни и торговля карельских крестьян в этой стране рассматривалась шведскими властями как контрабанда, карелы продолжали ее нелегально. Она продолжала развиваться, о чем свидетельствуют архивные материалы. Так, если в 1865 г. торговлю в Финляндии вели около 650 человек из одного Кемского уезда, то к 1893 г. в Финляндии побывало 1139 коробейников, а в начале XX в. разносной торговлей занималось около 1,5 тысяч крестьян из западной части Кемского уезда. Каждый уходящий в Финляндию карел получал в местном волостном правлении одногодичный паспорт и свидетельство с печатью и подписью архангельского губернатора. Уходящий должен был заплатить местным властям налоги. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этнографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 46-53.
Тематические группировки
подробнее…
Фольклор (вепсы)
Рубрики
В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими, в народной хореографии - танец с ложками. Сложилась собственная интеллигенция. Вепсскую землю воспевал Яакко Ругоев. В стихотворении “Vepsien maa” поэт так писал о родстве народов, имеющих общие корни: Vepsien maa – Soudjarven ranta. Nyky-karjalan kielen ehka on kanta, mannikkoharjujen hiekoissa naissa, jokien suissa ja niemen paissa, missa mitteloi katajansukuinen kansa vuosisataista elamankamppailuansa. “Баллада о вепсском камне” написана в 1970 году. Тогда действительно не песнями больше была известна вепсская земля, а камнем, что не означает, будто у вепсского народа отсутствовал свой фольклор, своя мифология. Просто устное народное творчество вепсов мало изучалось. Первым из русских писателей Карелии к фольклорному материалу вепсов обратился Виктор Пулькин. В сущности, именно он впервые познакомил с вепсами широкие читательские круги. Его книга “Вепсские напевы. Этнографические новеллы” (1973 г.) для многих стала путеводителем по вепсским землям. Записывая и обрабатывая русский фольклор вепсов, Пулькин внимательно отнесся к вепсским словам и речениям, передающим особенности национальной мифологии и этнографии, языческих представлений древнейшего народа. Литературные новеллы, созданные Пулькиным, опираются на подлинный фольклорный материал и относятся к тому типу произведений, которые родственны сказам архангелогородца Бориса Шергина. Несомненно, сказы русского писателя Карелии побуждали самих вепсов к собиранию народных легенд, преданий, сказок, пословиц и поговорок: они подчеркивали значимость народного слова, обтачиваемого веками, демонстрировали его образную красоту. Наиболее активным вепсским собирателем фольклора родного народа был житель села Шелтозеро, что находится на берегу Онежского озера, Рюрик Лонин, который начал публиковаться в 1982 г. В журнале “Carelia” появились его воспоминания “Vepsan vainiolla” (Carelia, № 1-2, 1982. В те годы это был журнал “Punalippu”). Он пробовал писать и стихи. Одно из них “Miide lapsed” напечатано в 1988 г. в газете “Neuvosto-Karjala”. У вепсов не сохранилось эпических поэм, и учёным-фольклористам удалось записать у них лишь относительно небольшое количество народных песен. Библиография: Вепсы // http://beznen-yul.narod.ru/strana/veps.htm Вепсы // http://www.kominarod.ru/finno-ugry/nations/veps/ Мишин, А. Вепсская литература глазами профессионального писателя // http://www.vepsia.ru/mod_culture/mc_liter.php
Тематические группировки
подробнее…
Фольклор (карелы)
Рубрики
Устное поэтическое творчество карельского народа очень богато. Карельские эпические песни (руны), возникновение которых относится к раннему периоду развития народа, послужили основой создания широко известного эпоса «Калевала». Первый, кто записал руны со слов карел, был доктор Захарий Топелиус, губернский врач, который впоследствии издал сборник «Древние руны и новейшие песни финского народа». Именно Топелиус подтолкнул другого финского исследователя Элиаса Лённрота на мысль пойти собирать руны «к карелам в Россию». Руны, записанные им в 20-40-х гг. XIX в. в пределах Карелии (Кемском и Сегежском районах) со слов замечательных карельских рунопевцов А.Перттунена, А.Малинена, В.Киэлевяйнена и др., были впервые опубликованы в 1835 г., затем в 1849 г. К концу XIX в. «Калевала» была переведена на многие языки и получила мировое признание. Основной мотив «Калевалы» - борьба героев, сынов Калевалы, Вяйнямёйнена, Илмаринена, Лемминкяйнена и других за мир и счастье своего народа. Образным выражением мечты о всеобщем счастье и изобилии является представление о «сампо». Это древняя мечта народа о счастье, обращенная в будущее и реализуемая трудом человека. Наряду с эпическими песнями-рунами широко бытуют песни и иных жанров (свадебные, шуточные, плясовые, лирические и т.д.). Разновидность карельской песенной лирики являются четырехстрочные песни (пиирилейки лаулу), напоминающие русские частушки. Старинные народные песни карелов одноголосны. Напевы их лаконичны, устойчивы по своему музыкальному складу. Карельские сказки (суарнат) делятся на волшебные, о животных, бытовые, сатирические и сказки-анекдоты. Большое влияние на карельскую сказку оказала русская народная сказка. Распространены у карелов поговорки и загадки. Следует отметить карельские плачи. В деревнях существовали специальные плачеи, которых приглашали на похороны и на свадьбы. Своеобразно и самобытно музыкальное творчество карелов, создавших оригинальный народный инструмент – кантеле, по типу очень близки к русским гуслям и эстонскому каннеле. Довольно разнообразны и оригинальны карельские танцы «Карельская кадриль», «Лучинки», «Кумардус», «Восьмёрка», «Лансе», «Ристу кондра». Они отличаются плавными и спокойными движениями, спеняющимися лихим, задорным переплясом. Библиография Народы Европейской части СССР. Том 2 / Академия наук СССР; ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 1964. – Стр. 329-363.
Тематические группировки
подробнее…
Храмовые праздники (карелы)
Рубрики
Особо следует упомянуть о престольных или храмовых праздниках, отмечавшихся деревнями разных приходов соответственно тому, какому из святых или какому церковному празднику была посвящена там церковь. При этом жители прихода принимали многочисленных гостей из ближайших деревень и семьи своих родственников. Эти праздники укрепляли человеческие контакты и играли большую роль в общении молодежи, которая знакомилась друг с другом, могла присмотреть себе брачного партнера. Молодежь стремилась при этом показать удаль, сноровку, сметливость. Девушки, особо отличившиеся в праздничных игрищах и получившие "звание" lemmekas (т.е. славутная), пользовались особым вниманием парней, а юноши — победители в исполнении рун, конских ристалищ и т.п. — считались привлекательными женихами. В свое время финский исследователь И. Инха писал, что праздники в Беломорской Карелии представляют собой "ярмарки невест". Традиция встречи и приема гостей на храмовые праздники сохранялась в Карелии до конца 1950-х годов так же, как и сами престольные праздники, несмотря на антирелигиозную пропаганду и борьбу с церковной обрядностью. В XX столетии вся система календарной обрядности, праздников, сопутствущих им обрядовых действий претерпела коренные изменения. Антирелигиозная пропаганда, повсеместное разрушение церквей, часовен, открытое и негласное преследование верующих, разрушение традиционных форм быта не просто ограничивали соблюдение различных форм обрядности, но и искореняли их. Народные представления о неразрывной связи человека и природы, выработанные многовековым опытом и закрепленные практикой жизни, стали стремительно исчезать. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html
Тематические группировки
подробнее…
Экипажно-колесный промысел
Рубрики
В южной Карелии широкое распространение получил экипажно-колесный промысел. «Телеги и тарантасы лучших фасонов наблюдаются в окрестностях Олонца… В Олонецком уезде проглядывает фасон телег, кабриолетов и саней финских». Готовую продукцию мастера продавали в Олонце, Петрозаводске, Лодейном Поле и на Александро-Свирской ярмарке. В Петрозаводском уезде и Сямозерской волости производились сани и дровни, которые продавались на месте или сбывались в Петрозаводске. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этнографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59.
Тематические группировки
подробнее…
Этногенез и этническая история (карелы)
Рубрики
Предки карел в I тыс. н.э. занимали территорию к северу и северо-западу от Ладожского озера, включая район Сайменских озёр. К началу II тыс. н.э. здесь сформировалось племенное объединение корела с центром в г. Корела (ныне г. Приозерск Ленинградской обл.). С XI в. начинается продвижение части корелы на Олонецкий перешеек, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами веси. Складываются южнокарельские этнографические группы ливвиков и людиков. С этого же времени начинается освоение территорий современной средней и северной Карелии, где предки карел встретились с саамами. Часть саамов была ассимилирована, оставшиеся оттеснены к XVIII в. на Кольский полуостров. В XII в. карелы вовлекаются в орбиту влияния Новгородского государства. В XIII в. они принимают православие. В 1478 г., после присоединения к Москве Новгородской земли, карельская территория входит в состав Русского государства. По Столбовскому миру 1617 г. Россия уступила Швеции территории западного и северо-западного Приладожья, населённые карелами. С этого времени до начала XVIII в. из-за политики религиозного, национального и социального угнетения, проводимой Шведским государством на приобретённых землях по отношению к местному православному населению, значительная часть карел переселилось во внутренние области России. Часть оставшихся на территории Приладожья карел перешла в лютеранство и приняла участие в формировании финского этноса. Карелы-переселенцы обосновались на русских землях, опустевших в начале XVII в. В местах компактного поселения образовались локальные группы тверских (верхневолжских), валдайских, тихвинских и медынских карел. В начале XX вв. карелы проживали на территории ряда уездов Архангельской, Олонецкой, Новгородской и Тверской губерний. В Архангельской и Олонецкой губерниях они являлись в основном государственными крестьянами, в Новгородской и Тверской губерниях - помещичьими. К началу XX в. группы валдайских и медынских карел были ассимилированы русским населением. В 1920 г. на территории Карелии создаётся Карельская Трудовая Коммуна, которая в 1923 г. преобразуется в автономную республику в составе РСФСР. В 1940 г. на её основе была образована Карело-Финская ССР. В 1956 она ликвидируется, вместо неё вновь создаётся Карельская АССР, которая в 1991 г. преобразовается в Республику Карелия. В конце 1928 г. в Ленинградской области были созданы карельские национальные сельсоветы, имвшие такой статус до 1937 г. На территории проживания тверских карел в 1937 - 1939 гг. существовал национальный округ. Библиография: 1. КАРЕЛА: основные сведения // Сайт «Хронос» [Электр. ресурс] / Ред. В. Румянцев. – 12.01.2002. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/etnosy/karely.html 2. КАРЕЛЫ: историческая справка // Сайт «Финноугория» [Электр. ресурс] // Финно-угорский культурный центр РФ. – Республика Коми, 2007-2008. – Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/folk/6/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=344&ELEMENT_ID=2207 3. САКСА А.И. Древняя Карелия во второй половине I – первой половине II тыс. н.э. Происхождение, история и культура летописной карельской земли: Автореф. дис. на соискание ученой степ. д-ра ист. наук [Электр. ресурс]. – СПб., 2006. – Режим доступа: www.archeo.ru/rus/download/saksa.pdf
Тематические группировки
подробнее…