Персоны энциклопедии
/
Стрепетова Пелагея (Полина) Антипьевна
Вознесенье, г.п. | |
Рубрики | |
ВОЗНЕСЕНЬЕ, городской поселок в Подпорожском р-не. Нас. - 2,8 тыс. чел. Расположен при истоке р. Свирь из Онежского оз. Сообщение с г. Подпорожье осуществляется по автомоб. дороге, а также по р. Свирь. На северо-восток от В., к границе с Республикой Карелия, идет линия узкоколейной жел. дороги. Назв. поселения происходит от Вознесенского мон. (действовал с XVI в. до 1764), находившегося на правом берегу Свири. В кон. XV в. при истоке Свири было известно 11 малодворных деревень. Поселение образовалось на месте Вознесенского погоста и дер. Свирское Устье в связи с сооружением в сер. XIX в. Онежского обводного кан. – части Мариинской судоходной системы. К нач. ХХ в. В. превратилось в крупный торг.-трансп. порт с Вознесенской пристанью. Официально наз. с. Намойные Пески. В сов. период получает развитие как трансп., судоремонтный и лесоперерабатывающий узел. В 1927-54 В. – центр одноименного р-на Лен. обл. С 1935 – гор. пос. Совр. поселок состоит из пяти частей. Три из них, в т. ч. Карнаволок и Новая, расположены на левом берегу Свири, две – на левом. На обоих берегах имеются пристани. Преобладает дерев. застройка, на левом берегу Свири – микрорайон гор. типа. В пос. действует б-ка, клуб. Имеется ц. Вознесения Господня, пам. сов. воинам, погибшим во время ВОВ при освобождении В., и пам. В.И. Ленину. Лит.: Белоусов Б.В., Гладкий С.П., Толстой И.С. Подпорожье: Ист.-краевед. очерк. Л., 1986. С. 13-14, 21, 24; Вознесенье: Ист.- краевед. очерк // Гирин Р.Я. и др. Вознесенье. Подпорожье, 1998. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Волго-Балтийский водный путь | |
Рубрики | |
ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ, искусственное гидротехн. сооружение на Северо-Западе России, связывает бассейн р. Нева с бассейнами рр. Волга и Северная Двина. Ведет историю от Мариинской водной системы, стр-во к-рой велось с кон. XVIII в., а движение открыто в 1810. Трасса начиналась у г. Рыбинск, шла по р. Шексна, Белому оз., р. Ковжа, Мариинскому каналу, затем по р. Вытегра, Онежскому оз., р. Свирь, Ладожскому оз. и р. Нева. Длина ок. 1100 км (крупнейший водный путь Европы). Отходящий от Шексны Северо-Двинский кан. (открыт в 1828) ведет через рр. Сухона и Северная Двина к Белому морю. Для более безопасного прохождения небольших плоскодонных судов позже были проложены обходные кан. – Белозерский, Онежский, Новоладожский. К нач. ХХ в. система уже не соответствовала потребностям страны. Кардинальная реконструкция В.-Б. в. п. началась после ВОВ и была завершена в 1964, местами новая трасса отклоняется от прежней. На новой системе пять мощных гидроузлов с семью камерными однониточными шлюзами. На сев. склоне четыре гидроузла: Вытегорский, Белоусовский, Новинкинский и Пахомовский, расположенные на подъеме от Онежского оз. к водоразделу высотой ок. 80 м. Пятый, Череповецкий гидроузел находится на юж. склоне, на р. Шексна. Глубина В.-Б. в. п. не менее 4 м, что позволяет проходить по ней судам с грузоподъемностью ок. 5 тыс. тонн. Грузовые перевозки осуществляются гл. образом на самоходных грузовых судах и судах типа река-море, к-рые следуют не по обходным каналам, а прямо по озерам. В.-Б. в. п. используется также в пасс. сообщении и водно-туристских маршрутах. На пересечениях трассы с жел. и шоссейными дорогами сооружены капитальные мосты. Лит.: Егорьева А.В. Волго-Балтийский водный путь. Л., 1966; Стромилова Е.Н., Славина И.И., Манкуни Г.Г. Волго-Балт с борта теплохода. Л., 1984. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Журавский Дмитрий Иванович (1821–1891), архитектор | |
Рубрики | |
ЖУРАВСКИЙ Дмитрий Иванович (1821–1891), инженер, тайный советник (1876), лауреат Демидовской премии (1855). Окончил Ин-т корпуса инж. путей сообщения (1842). В 1842-50 участвовал в изысканиях, проектировании и стр-ве жел. дороги СПб. – Москва (см. Октябрьская железная дорога), в 1851-57 – С.-Петерб. – Варшавской и южных ж. д. В 1857-58 совм. с инж. А.С. Рехневским и П.П. Мельниковым произвел замену дерев. шпиля Петропавловского собора на железный. В 1871-76 участвовал в переустройстве Мариинской водной системы и Ладожских каналов. В 1877-84 дир. Деп-та жел. дорог Мин-ва путей сообщения. В 1883-89 член Совета этого мин-ва. Осн. труды в области строительной механики: разработал теорию дерев. ферм с жел. тяжами и применил ее к расчету мостов через рр. Веребья, Волга, Волхов и др. Член Рус. техн. об-ва (с 1866, с 1876 поч. ч.; в 1866-76 пред. его строительного отдела). Похоронен на Митрофаньевском кладб. в СПб. (могила не сохр.). Лит.: Ракчеев Е.Н. Дмитрий Иванович Журавский. М., 1984. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ладожские каналы | |
Рубрики | |
ЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ. Соединяют устье р. Волхов и исток Невы, проходят вдоль юж. побережья Ладожского оз. Существуют два канала – Староладожский и Новоладожский. Стр-во канала было вызвано необходимостью иметь надежный водный путь в обход труднопроходимой Ладоги, на к-рой гибло множество судов (до трети от общего кол-ва). Указ о начале стр-ва был издан Петром I 18 нояб. 1718. Для обеспечения сооружения канала был установлен особый общеимперский подворный налог. Из-за недостатка вольнонаемных рабочих в стр-ве активное участие принимали воинские подразделения. Первоначально работами руководил Г.Г. Скорняков-Писарев, в 1723 на его место назначен гр. Х.А. Миних. Петр I лично инспектировал сооружение канала в 1723 и 1724. С 1724 кол-во рабочих на стр-ве было увеличено с 16 до 25 тыс. чел. В 1731 канал, названный им. Петра Великого был введен в эксплуатацию. Он стал частью Вышневолоцкой водной системы, сооруженной к 1709. Дл. канала составляла ок. 111 км, шир. – более 20 м, глубина – св. 2,4 м. Укрепления берегов были выполнены из фашин, дерева и дикого камня. Кан. отходил в 4 км от устья Волхова и соединялся с Невой в 1 км от истока. Между рр. Кобона и Волхов вдоль кан. были созданы спец. водохранилища, т. н. «резервы» для поддержания необходимого уровня воды. При них, а также на местах соединения кан. с Невой и Волховом были устроены шлюзы с водоспусками. В 1766–1802 к северо-востоку от Ладожского кан. до устья р. Сясь был прорыт Сясьский кан., а в 1802-10 он был продолжен до устья р. Свирь, став частью Мариинской водной системы. В 1820–1830-е прошла реконструкция нек-рых гидротехн. сооружений (шлюзов и водоспусков). В 1861-66 из-за обмеления старого канала ближе к береговой линии был прорыт новый безшлюзовый канал, получивший имя имп. Александра II. Его открыли 1 сент. 1866. Прежний канал стал называться Староладожским, а вновь сооруженный – Новоладожским. Новый кан. принял на себя осн. нагрузку по транспортировке грузов, а старый использовался как дополнительный путь. На концах Л. к. находятся гг. Новая Ладога и Шлиссельбург. Вдоль трассы расположен ряд сел. населенных пунктов, наиболее значительными и древними из к-рых являются дер. Дубно, Лигово, Черное, Леднево, Кобона, Лаврово. В наст. время Новоладожский кан. используется для местных перевозок, Староладожский постепенно разрушается. Лит.: Казнаков В.Г. Исторический очерк Ладожских каналов, старого и нового. СПб., 1866; Горелов В. Речные каналы в России. Л.; М., 1953; Евгеньев Г. По водным путям Северо-Запада. Л., 1958; Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 120-121. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Онежское озеро | |
Рубрики | |
ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО, расположено на терр. севера Европ. части России в пределах Республики Карелия, Вологодской (юж. и юго-вост. часть) и Лен. обл. (юго-зап. часть). Побережье О. о. составляет сев.-вост. окраину Подпорожского р-на. С древности озеро известно также как Онего. Назв. предположительно происходит от прибалт.-фин. «яяни» со значением «звучащее, шумное». Терр. вокруг озера в средневековье стала называться Обонежьем и дала наим. Обонежскому ряду (позднее пятине). О. о. является вторым по пл. пресноводным водоемом Европы, уступая лишь Ладожскому оз. Оно вытянуто в направлении с северо-запада на юго-восток. Водная поверхность составляет 9682 кв. км (пл. 1369 о-вов 248 кв. км), дл. 248 км, наибольшая шир. 83 км, объем воды 292 куб. км. Ср. глубина 30 м, наиб. 127 м. В О. о. впадает ок. 50 рек и множество ручьев, вытекает одна река – Свирь, к-рая берет начало на терр. Лен. обл. и впадает в Ладожское оз. Сев. побережье озера сильно изрезано длинными заливами, здесь много о-вов; в юж. части, в том числе в Лен. обл., линия берега плавная, о-вов нет. В юж. части меньшие глубины и более сглаженный рельеф дна. Берега О. о. были освоены человеком в период неолита. На прибрежных скалах вост. побережья сохр. петроглифы того времени. Через О. о. в средневековье проходили водные пути, соединявшие Новгород и сев. земли. В нач. XIX в. по О. о. пролегла часть трассы Мариинской водной системы. Из-за частых штормов вдоль юж. и юго-вост. берегов в 1818-20 и 1845-52 был прорыт Онежский обводной кан., соединивший рр. Свирь и Вытегра. В 1964 реконструирован, стал частью Волго-Балтийской системы. До сер. ХХ в. к северу от Свири в неск. деревнях у побережья О. о. проживало вепсское нас., впоследствии обрусевшее. К югу от Свири на территории совр. Лен. обл. находились рус. поселения. В наст. время самый кр. населенный пункт на берегах озера в пределах Лен. обл. – г. п. Вознесенье (пристань при истоке р. Свирь). Вблизи побережья О. о., в Шустручейской вол. Подпорожского р-на, сохранились памятники дерев. архитектуры: ц. Дмитрия Солунского Великомученика со звонницей (1783) в дер. Щелейки, Георгиевская ц. (1781) в дер. Кипрушино и ансамбль Гиморецкого погоста (XVII в.). Лит.: Путешествие академика Н. Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя. СПб., 1812; Смирнова Э.С. По берегам Онежского озера. Л., 1969; Онежское озеро. Петрозаводск, 1975. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Свирь, р. | |
Рубрики | |
СВИРЬ, река на северо-востоке Лен. обл. Дл. 224 км. Ср. расход воды в устье 780 куб. м/с, пл. водосбора 84400 кв. км. Вытекает из Онежского оз. в его юго-зап. части, пересекает терр. Подпорожского и Лодейнопольского р-нов и впадает в Свирскую губу Ладожского оз. у пос. Свирица. Общее направление течения с северо-востока на юго-запад. Важнейшие притоки: Кузра, Святуха, Ивина, Остречинка, Шакшозерка, Важинка, Усланка, Мандрога, Яндеба, Янега, Каномка, Шамокша, Шоткуса, Оять, Паша. Предполагается, что назв. реки происходит из прибалт.-фин. языков и означает дословно «глубокое озеро» («сювя» – глубокий, «ярвь» – озеро). С кон. I тыс. н. э. С. служила важной трансп. магистралью, соединяя басс. Балтики с сев. и сев.-вост. р-нами Вост. Европы. Первые поселения на С. в письменных источниках упоминаются с XII в. Сооруженные во второй трети ХХ в. плотины гидроэлектростанций (см. Верхнесвирская ГЭС) подняли уровень воды, скрыли пороги, а при впадении в С. р. Ивина возникло искусств. водохранилище пл. 183 кв. км. На всем протяжении река является судоходной, составляя часть Волго-Балтийского водного пути. На реке находится большое кол-во островов. На берегах С. расположены гг. Подпорожье и Лодейное Поле, г. п. Вознесенье, Никольский, Важины, Свирьстрой; в ниж. течении создан Нижнесвирский орнитологический заповедник. В басс. реки имеются пам. дерев. зодчества XVII–XIX вв. Среди них ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Гимрека, Георгиевская ц. в дер. Шустручей, Николая Чудотворца Святителя ц. в дер. Согинцы. В басс. ниж. течения С. находится ансамбль Александро-Свирского мон., осн. в XV в. Лит.: Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 53-114; Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 54-57; Гоголицын Ю.М., Иванова Т.М. Архитектурная старина. Памятники зодчества Ленинградской области. Л., 1979. С. 101-123; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории географических названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981. С.60; Стромилова Е.Н., Славина И.И., Манкуни Г.Г. Волго-Балт с борта теплохода. Л., 1984. Двас Г.В. Присвирье: 75-летию Ленинградской области посвящается. СПб., 2002. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Тихвинская водная система | |
Рубрики | |
ТИХВИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА, трансп. магистраль на северо-западе Европ. части России. Соединяла басс. Балтийского м. и Волги в XIX–XX вв. Начиналась у г. Рыбинск на Волге (позднее у Рыбинского водохранилища), проходила по рр. Молога, Чагодоща, Горюнь, Соминка, Валчина, Тихвинскому кан., далее по рр. Тихвинка, Сясь, Ладожскому кан., Неве и заканчивалась в СПб. Общая протяженность составляла 924 км. Изыскательские работы по сооружению водного пути, призванного обеспечить грузооборот СПб. с Поволжьем, велись в нач. XVIII в., но стр-во осуществилось только в нач. XIX в. В 1811 Т. в. с. вступила в эксплуатацию, но ее реконструкция продолжалась. Использовалась в осн. для грузоперевозок, в меньшей степени – для пасс. сообщения. Трасса Т. в. с. в пределах совр. Лен. обл. проходила через Бокситогорский, Тихвинский, Волховский и Кировский р-ны. Наиб. значительными пристанями являлись Новая Ладога, Колчаново, Сясьские Рядки, Тихвин, Сомино. Сооружение Мариинской водной системы и жел. дорог привело к утрате значения Т. в. с.; в 1956 она была официально закрыта, хотя местные перевозки продолжались до 1965. В наст. время в Тихвинском и Бокситогорском р-нах сохр. остатки гидротехн. сооружений (шлюзы, плотины), являющиеся ист.-культ. памятниками. На месте водораздела (в 6 км к северу от г. п. Ефимовский) в 1862 установлен пам. Петру I, к-рый бывал здесь между 1712 и 1716. Лит.: Бучацкий Л.Х. Тихвинская система: Технические и экономические данные и материалы для проекта улучшения водного пути. СПб., 1893; Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 66; Калинин М.А., Федяев А.И. Бокситогорск – Пикалёво. Л., 1983. С. 56-58; Виноградова Л.В. Когда сияли купола. Тихвин, 1997; В.Б.Сапунов, Г.Д.Морозова, С.В.Морозов. Тихвинская водная система – история и современное состояние. – http://www.medline.ru/public/art/tom3/art2.phtml С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |