Тематические группировки
/
справочник "Малочисленные коренные народы Ленинградской области" /
темы /
Жилища, поселения
1
2
Амбары, бани, риги | |
Рубрики | |
Помимо хозяйственных построек, которые оказались включенными в единую структуру дома-двора, оставались отдельно стоящие амбары, бани, риги. Амбар в прошлом у карел имел двоякое назначение: для хранения промысловой добычи (продуктов охоты и рыболовства и соответствующего снаряжения) и для продуктов земледельческого труда (зерна, различной утвари, одежды). Амбары, предназначенные для сбережения земледельческих продуктов, строили обычно около дома, на виду у хозяина. Внутри амбара вдоль стен на полу устанавливались закрома, рубленные из толстых плах, в виде ящиков особого устройства, удобных для ссыпки зерна. По боковым стенам ставили мешки с крупой, кадки с мукой и сундуки с домашним скарбом. Бани в Карелии исключительно черные, строились на берегу реки или озера, часто у самой воды. Это сруб, в плане имеющий прямоугольную форму и разделенный на две неравные части – маленькую предбанную и большую – собственно баню. Из предбанника дверь вела в баню, где справа или слева от двери из валунов различного размера сложена печь-каменка с чугунным котлом, топившаяся по-черному. За каменкой размещался полок, который занимал все пространство до задней стенки. На полок ведут две-три ступеньки. Против двери и у окна устроены лавки. В боковой стене прорубалось небольшое окошечко. В бане всегда делали потолок из толстых плах в земляной засыпкой. Для выхода дыма в потолке имелось специальное отверстие, которое после топки закрывалось деревянной заслонкой. Пол в бане делали из толстых досок, неплотно прилегавших друг к другу (для стока воды). Крыши бань бывали односкатные и двускатные. Риги у карел встречаются двух типов: однокамерные, в которых снопы и сушили и молотили в одном и том же помещении, и двухкамерные – рига с гумном, в которых рига предназначалась для сушки снопов, а гумно – для молотьбы. Первый вид риги был более широко распространен на всей территории Карелии, второй встречался в отдельных деревнях в районе Олонца. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Внешнее оформление построек | |
Рубрики | |
Внешнее оформление построек на территории Карелии по отдельным местностям не одинаково. Если северные карелы украшали свои жилища очень скромно, лишь обшивая свои дома тесом и окрашивая их большей частью в бордовый цвет, то южные карелы придавали большое значение резьбе и росписи. Постройки богато украшались резными причелинами, наличниками, повалами, ажурными ветреницами и полотенцами, декоративными балончиками. Широко бытовали наличники, выполненные в стиле «барокко». Р.М. Габе отмечает, что для Карелии это наиболее характерный мотив обрамления оконного отверстия. Интересная резьба встречается на причелинах. Очень часто она напоминает вышивку на полотенцах. Ажурная и тонкая, она делает дом нарядным. «Ветреница», тонкая доска, спускающаяся с коневого бревна, украшалась пропиловочным орнаментом из кружков и ромбовидных отверстий. Нижняя часть ветреницы заканчивается или кругом с 4-5 прорезными кружочками или капельниками, напоминающими кисти шарфа. Реже встречаются «полотенца» - доски, прикрывающие повальные бревна. Она также оформлялись пропиловочной резьбой, сходной с мотивами орнаментики причелин и ветрениц. Одной из характерных особенностей карельских домов являются декоративные балкончики на фронтонах. Обычно их выполняли в стиле «рококо» с 2-4 витыми колонками. Балясины балкончиков делались шириной в 20-22 см с причудливо вырезанными боками и с выпиленными кружками посредине. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Внутренняя планировка и устройство жилищ | |
Рубрики | |
По внешнему виду карельские дома мало чем отличались от домов северных великорусов, но их внутренней планировке и устройству были присущи своеобразные черты, специфические только для карел. Для карел характерен следующий план избы. Из сеней в избу вход ведет через дверь в задней стене. В избе направо или налево от входа расположена печь, устьем обращенная чаще всего к боковой стене. Рядом с печью имеется каржина – крытый вход в подполье. По диагонали от печи расположен «большой угол». Здесь находилась божница или киот с иконами. Это было самое почетное место в избе и считалось её мужской частью. Противоположный большому углу по фасадной стене угол назывался «задним», между мечью и задним углом был расположен голбечный угол – женское и детское место. Наконец, последний угол в избе – дверной. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Двор и хозяйственные постройки | |
Рубрики | |
Двор у карел делался двухъярусным: вверху находился сарай, где складывали сено, березовые веники, хранили сельскохозяйственные орудия, телеги, сани, а внизу располагались хлевы, конюшня, помещение для овец и собственно двор. Число хлевов во дворе определялось состоятельностью хозяев, количеством скота. Потолка в сарае не делали, лишь в одной какой-либо части на высоте 2,5-3 м от пола укладывали несколько бревен, которые покрывали досками или жердями и на них хранили сено и вешали веники. Сарай освещался небольшими окошечками, которые прорубались в стене между смежными бревнами. Окошечки не застеклялись. Площадь сарая обычно была большой, до 70-100 м. Летом в сарае ставили полог и спали, днем выполняли различные хозяйственные работы. Из сарая вниз, в хлев, вела лестница. Хлев был «царством» хозяйки, мужчины туда заглядывали очень редко. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Деревни | |
Рубрики | |
Ижорские деревни обычно имели рядовую (дома стоят ровными рядами по обеим сторонам широкой улицы) или кучевую планировку. Жилища строились на берегу Финского залива и по берегам рек. Во многих деревнях вместе с ижорами проживали водь, русские или ингерманландские финны. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Дом и двор | |
Рубрики | |
Связь дома и двора двурядная или однорядная, старинной формой считают покоеобразную связь. В 1930-е годы стали появляться постройки однорядного типа, в которых скотный двор примыкал к торцу жилища. Кроме помещений для скота и сараев, стоявших вместе с домом, отдельно ставились баня (кюлю) и клеть (айтта), а также рига с печью и гумном, где сушили и молотили хлеб. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3. Шлыгина, Н. В. Ижорцы http://www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Жилище (водь) | |
Рубрики | |
Древним жилищем води являлась рига подобная эстонской жилой риге. В такой постройке жилое помещение и помещение для просушки снопов (собственно рига) были объединены под одной крышей. На бытование в древности такого типа жилища указывает и тот факт, что слово "рихи" обозначало в водском языке жилой дом вообще. В XIX в. также как и у соседних этнических общностей – ижоры, ингерманландских финнов, русских жилой постройкой являлась изба. Дома и хозяйственные постройки как правило строили из бревен. При строительстве дворов часто использовали местный камень. Были распространены дома состоящие из двух изб, соединенных сенями; а также пятистенки. Крыши были стропильной конструкции двускатные, а также полувальмовые; их крыли соломой или дранкой. Еще в 20-е гг. нашего века встречались курные избы. В большинстве домов были русские печи или печи с подвесным котлом, характерные для прибалтийско-финских народов. Связь дома и двора двурядная или однорядная, старинной формой считают покоеобразную связь. К хозяйственным постройкам относились клети, бани, риги. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Жилище (ижора) | |
Рубрики | |
Крестьянские жилища отличались наличием внешнего декора: ветровыми досками с резьбой, резными наличниками окон, ставнями, расписанными многоцветными узорами. В наше время жилища стали просторнее, нередко в них встречается не симметричная, а анфиладная планировка. Появились просторные застеклённые террасы, стали совершенствоваться способы отопления и освещения, появились газовые плиты и т д. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Жилище (карелы) | |
Рубрики | |
Жилище карел в конце XIX – начале XX в. представляло собой дом срубного типа с избой на высоком подклете, с крытым двором. Большая постройка, где под одной крышей собраны жилье и хозяйственные помещения, типична почти для всего русского Севера. Основным строительным материалом для построек у карел была сосна. Крестьяне сами строили свои жилища. Ставили их прямо на землю, не делая никакого фундамента. Лишь под углы клали валуны или под первый венец подсыпали мелкие камни. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Жилище, постройки вепсов в наши дни | |
Рубрики | |
Жилые постройки вепсов в наши дни представлены четырьмя типами: а) традиционные дома в деревнях; б) новые дома в деревнях и рабочих лесных поселках, обнаруживающие черты сходства с традиционными; в) стандартные дома сборно-щитовой конструкции; г) дома-бараки (последние два типа распространены только в лесных поселках). Преобладают пока постройки традиционной формы. Жилище вепсов (коди) представляет собой одну из разновидностей северновеликорусского «дома-двора», т. е. строительный комплекс, объединяющий и собственно жилище, и хозяйственные постройки. Изба (пертъ) рубится обычно «в угол» или более старым приемом «койран каглу» (собачья шея), который напоминает рубку «в охряпку». Сруб устанавливают на подложенных под углы валунах. У северных и средних вепсов изба имеет высокий подклет, который иногда превращают в нижний жилой этаж, а раньше (во второй половине Х1Х в.) подчас использовали в качестве хлева. Двускатная крыша имеет самцовую или более новую стропильную конструкцию. Кровельным материалом служат тес, дранка, иногда железо и шифер, а прежде, в особенности у южных и средних вепсов, крыши крыли соломой (некоторые хозяйственные постройки – риги, дворы – и сейчас покрыты соломой). Потолки в избах делают из толстых плах, иногда в домах южных вепсов встречаются потолки из круглого накатника; раньше они были широко распространены у всех групп вепсов. В избе слева или справа от входа на рубленном «в лапу» опечье складывается кирпичная русская печь (пяч), обращенная устьем (пячен су) к фасадной или боковой стене. Над шестком имеется крюк для подвесного котелка. За последние годы вошли в быт плиты, которые встраивают в шесток или складывают рядом с печью. В наше время черных изб нигде на территории расселения вепсов нет, глинобитные печи с дымоходом еще встречаются. Южные вепсы до сих пор парятся с веником в печи (прежде этот обычай знали и средние вепсы). Рядом с печью устраивается вход в подполье (карзин), который имеет либо конструкцию рундука, либо теперь чаще простого люка. Традиционная обстановка вепсской избы состояла из стола, который обычно стоял у фасадной стены, лавок, деревянной кровати, колыбели, привешенной на очепе, лохани с рукомойником у двери и т. п. В середине ХХ в. в быт широко вошла современная мебель (столы, стулья, кровати, комоды, шкафы и пр.). Сени (пертидез, сенчад) связывают жилое помещение с двором (тан-хут). У вепсов встречается связь дома с двором однорядная и Т-образная, которая образуется путем пристройки к сеням двухизбного дома сзади под прямым углом двора. Дома этого последнего типа несколько десятилетий тому назад бытовали у всех вепсов, а сейчас встречаются у южных и иногда у средних. Двор возводится двухэтажный (Прионежье и Приоятье) или – у южных вепсов – одноэтажный. Нижний этаж – собственно двор, где расположен хлев и пр., верхний этаж – сарай – помещение для хранения сельскохозяйственного и иного инвентаря, а также сена. На сарай снаружи обычно ведет взъезд (портахад); теперь взъезды почти исчезли. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Жилище, постройки вепсов конца XIX — начала XX вв. | |
Рубрики | |
В конце XIX — начале XX вв. у вепсов прочно утвердились еще две разновидности жилых построек, усложненного плана: «брус» и пятистенок (висипяйне пертъ), в которых, кроме избы, выделяется чистая горница. Из материалов Ленинградской Этнологической экспедиции 1926 г., исследовавшей территорию заселения вепсов в Лодейнопольском уезде, следует, что наиболее полно были обследованы жилище и одежда чухарей. В этой области работала 3. П. Малиновская, остальные же сотрудники в помощь ей принимали участие при обмерах построек и собирании иллюстрационного и статистического материала. Богатый материал был найден в поселенных книгах волостных исполкомов и сельсоветов, где, наряду со сведениями о количестве дворов и жителей, удалось собрать данные о количестве построек в каждом хозяйстве, о давности сооружения той или иной постройки, материале и площади жилых и хозяйственных построек, количестве членов семьи, количестве скота, размерах усадебной площади и т. п. Подобные сведения дают представления о жилищной норме, приходящейся на каждого члена семьи в богатых и бедных хозяйствах, о степени обеспеченности населения хозяйственными постройками, выясняют процент общего владения последними и целый ряд других вопросов. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Жилище. Поселения (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Существует ряд работ, где сделана попытка выяснения общего соотношения региональных, локальных и этнических традиций в жилище русского и прибалтийско-финского населения Ленинградской области. Были проведены исследования жилищ ингерманландских финнов Кировский, Всеволожский, Тосненский, Гатчинский, Ломоносовский, Волосовский. Кингисеппский районов. Планировка финских деревень не имела этноспецифических черт. Чаще всего в центре крупных деревень располагались лютеранские церкви. Строились прогоны для скота с плотными изгородями по обеим сторонам. Двор для скота огораживался строениями с четырех сторон. Гумна и бани из пожароопасных соображений, как было предписано законом, строили подальше от жилых домов. Преобладали изгороди из косых жердей. Ставились мельницы, высотой до 10-12 метров. Круглые ветряные мельницы, сложенные из камня, ставились основательно. В основном бытовала однорядная связь дома и двора, реже – двухрядная. В Кингисеппском и Ломоносовском районах встречалась также Г-образная связь, в Кингисеппском и Кировском районах зафиксировано двухрядное расположение дома и двора: двор стоит рядом с домом, на некотором расстоянии от него. Были широко распространены двухчастные дома, дома с трехчастной связью и пятистенки с поперечной пятой стеной. Дома в основном ставили на низком, реже – на среднем подклете, преимущественно бытовала западно-русская планировка избы – дворы были одноэтажные, как крытые так и полузакрытые, продольные, поперечной и П-образной планировки. Двор состоял из собственно крытого двора и хлева. В полузакрытом дворе был внутренний закрытый дворик. Сено хранили в отдельно стоящих сенных сараях. В Кингисеппском районе в одноэтажном дворе выделялись сенники. Усадьба делилась на следующие составные части: дом и крытый двор, открытый двор рядом с ними (при П- образной связи дома и двора открытый двор был внутри последнего), позади огород. На усадьбе стояли амбар, баня и сенной сарай; рига с гумном находились вне её. Дома ставили как без фундамента (камни под углы), так и на фундаменте. В Кингисеппском районе широко бытовали каменные фундаменты, скрепленные гашеной известью. Бревна стен рубили в угол и «в чистый угол», между ними прокладывали мох или паклю. Полы делали одинарные, изредка двойные, их стлали на балках, врубленных в стены. Потолки делали на балках, расположенных параллельно, реже – перпендикулярно узкой стене дома; их утепляли глиной, мхом, землей. Крыши были двухскатные, стропильной конструкции; их крыли соломой с снопиках, реже – в натруску, а также дранкой. Жилище состояло из одного жилого помещения и холодных сеней. Долго сохранялись курные печи. Печи были духовые (по типу русской печи), но ставились на каменном опечье. Над шестком устраивался подвесной котел. С усовершенствованием печи и появлением дымохода стали характерными пирамидальные колпаки над шестком, в который встраивалась плита с подтопком. В избе делались неподвижные лавки вдоль стен, на них сидели и спали. Детская колыбель была подвесной. Встречались дома, где в центре располагались передняя, правая жилая часть дома была с печным отоплением, а левая была изба по-черному. В дальнейшем жилище развивалось в трехкамерную постройку. При постановке жилища торцом к улице передняя изба была зимней, а задняя служила летним жилищем. Библиография: 1. www/hrono.ru/etnosy/ingerman.html 2. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ 3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 4. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). – Из содерж.: Российские финны. Гл.1. Финны-ингерманландцы. – Хозяйственные занятия и материальная культура: с. 492- 508. 5. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл. 1. Финны-ингерманландцы. – Хозяйственные занятия и материальная культура. – Поселения. Жилище : с. 497-501. 6. Ушаков Н.В. Жилище Ленинградской, Архангельской и Вологодской областей // Русский север: к проблеме локальных групп / Ред.- сост. Т.А.Бернштам; РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). – СПб., 1995. – С. 177-207. 7. Ушаков Н.В. Жилище Санкт-Петербургской губернии начала XX века. – СПб.: МАЭ РАН, 2004. – 152 с.; ил. – Библиогр.: с. 141-144. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Изба | |
Рубрики | |
На Сойкинском полуострове даже в конце XIX века почти все избы топились по-чёрному. При этом печи выкладывались очень тщательно, дымоход делали с несколькими оборотами, и печи долго хранили тепло. В 1920-е годы встречались ещё печи с подвесным котлом на шестке, столь характерным для прибалтийско-финских народов. При этом были уже и такие русские печи, где шесток был превращён в плиту с подтопком. По диагонали от печи находился чистый угол, там стоял стол и висели иконы. На реке Коваш в начале XX века сохранялись ещё курные избы (топились по-чёрному). Поразительное сочетание чёрного от копоти, "бархатного" потолка и жёлто-медовых стен, мебели и деревянной посуды производили чарующее, сказочное впечатление. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Интерьер вепсского крестьянского жилища ХХ века | |
Рубрики | |
Интерьер жилых помещений полностью зависел от имущественного положения крестьян. Внутренняя планировка избы определялась местом расположения печи. Печи в довоенных постройках располагались в углу, справа или слева от входа. Русские печи по белому, пришедшие на смену черным печам в 1920-30 гг., клались высоко над полом на брусчатом опечке. Снизу (в подполье) они устанавливались на деревянные столбы. Печи «бились» из глины, «вывод» складывался из самодельного кирпича. Поверхность печи обмазывалась глиной и белилась. Печное устье (su) направлено к фронтонной стене. Наибольшая высота печей достигала 206 см, длина - 220 см, ширина - 163 см. Устья печей, печные зеркала и печурки имели различную форму. Если печи клались одним мастером, то пропорции и форма деталей достаточно устойчивы. Вдоль стены, над лежанкой, находилась полка для хранения припасов (лука, сушеной рыбы, сушеной малины и т.п.). Вдоль длинной стенки печи располагался ящик - рундук karzilad, закрывающийся крышкой (вход в подполье). В д. Шигола зафиксирован печной конек, вытесанный из доски в форме головы коня. В этой же деревне в жилом помещении была обнаружена единственная сохранившаяся печь для дополнительной зимней топки. Она располагалась посередине жилого помещения у фронтонной стены, отделяя часть избы, где стояла кровать. В д. Юбиничи была зафиксирована сохранившаяся печь-лежанка постройки 1914 г. По диагонали к печам находился большой угол, в котором помещалась божница. Часть избы (с окном), прилегающая к печи, отделялась перегородкой (кухня). Здесь, вдоль стены-перегородки ставили одну из кроватей. На стене печного угла вешали посудные полки и шкафчики. Вдоль нее устанавливали кухонные столы с полками, закрывающиеся на дверцы. В этих столах обычно хранились продукты, необходимые во время приготовления пищи. Рядом с печью, у дверного угла, находился рукомойник. На другой стороне дверной стены висели посудные полки. Из неподвижной мебели в настоящее время сохранились лавки, вытесанные из бревна (они обычно стоят вдоль фронтонной стены) и кровати в сенях, на которых спали летом под пологом (д. Мягозеро). Подвижная мебель получила наибольшее распространение в вепсских деревнях в 1930-е годы. Местные мастера изготавливали деревянные кровати, столы, стулья и табуреты, скамьи со спинками, посудные подвесные шкафчики, буфеты и посудные шкафы, комоды, сундуки и лари. Практически вся мебель, изготовленная в то время, находит применение в современном вепсском жилище. Это многочисленные варианты обеденных столов конца XIX - начала XX века. Столы различаются формами подстолий, декоративным оформлением (резьба, роспись). Разнообразны по форме и отделке подвесные посудные шкафчики, посудные полки, деревянные кровати. Нужно отметить, что вся мебель окрашивалась. Преобладали голубые, зеленые, коричневые и темно-красные тона. Из «торговой» мебели в интерьере вепсского жилища чаще всего встречаются рамы для зеркал и фотографий, сундуки, окованные железом. Традиционные предметы интерьера из текстиля представлены накидками на комоды, сшитыми из узорной ткани с кружевной прошвой посередине, кружевными и вышитыми подзорами, одеялами и покрывалами из пестрого лоскута, домоткаными половиками - дорожками, сотканными в различной технике, набивными ковриками и полотенцами на икону. | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Курные избы | |
Рубрики | |
На Сойкинском полуострове и на реке Коваши у ижор даже в 1920-е годы сохранялись курные (т. е. топившиеся по-черному) избы с печами без колпака, подвесным котлом и красиво изогнутой деревянной лежанкой старинной конструкции. Деревянные детали черных печей, украшенные изящной резьбой, черный от копоти, маслянисто блестевший потолок и удивительная чистота в ижорском доме производили на исследователей чарующее, сказочное впечатление. Порой оно усиливалось внешним видом дома: частые в прежние времена в этой местности соломенные крыши сверху прижимались длинными жердями, верхние концы которых, перекрещенные над гребнем крыши, были оформлены в виде птичьих голов и носили название «харакка» (т. е. «сорока»). Вечерами на фоне заката ряды парных птичьих голов четко вырисовывались над каждым домом. До наших дней подобные дома не сохранились. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Мебель | |
Рубрики | |
Количество подвижной мебели в крестьянской избе было весьма ограничено. В первую очередь следует отметить стол, который обыкновенно ставился торцовой частью к среднему окну или к простенку между окнами. С конца XIX века в жилищах появился диван-кровать, его делали из дерева и красили в красный или бордовый цвет. Кроме дивана-кровати, зажиточные крестьяне и купцы имели железные кровати, городскую мебель, филенчатые двери и карнизы; стены оклеивались обоями, пол и потолок окрашивался краской. В горнице почти всегда было много цветов, висели лубочные картины, зеркала. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Мельницы | |
Рубрики | |
Зерно молотили на водяных мельницах. Мельницы строили на порожистой речке. В плане они имели форму квадрата. Внутри мельницы делалось два этажа. На первом находилось водяное колесо, а второй этаж, разделенный на две половины, был предназначен для жернова и хранения мешков с мукой. На речном пороге стояли две-три мельницы, которые принадлежали отдельеым хозяевам. Рядом с мельницей, если она стояла в стороне от деревни, имелась избушка, где ночевали крестьяне, привезшие зерно на помол. Ветряные мельницы имели место только у карел, живущих на Олонецкой равнине. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Навесы для дров | |
Рубрики | |
В южной Карелии, в Прионежье строили специальные навесы для дров. Такой навес был очень прост. В землю вкапывали бревна, соединяли их переводинами, складывали две или три стены из бревен и все это сооружение покрывали досками, которые исполняли роль крыши. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Обычаи новоселья | |
Рубрики | |
В новый дом старались перебраться ночью или на рассвете, чтобы этого никто не видел. В первую очередь переносили икону, квашню, каравай хлеба с солью, а хозяйка в подоле несла петуха. При входе в дом хозяйка становилась лицом к двери и бросала петуха через воронец; если петух в воздухе кукарекнет, то в новом доме жизнь будет хорошая, молчание являлось дурным признаком. Кроме того, смотрели, куда петух сядет: если на печь, значит хорошее житье будет в доме, если на окно, то «все добро унесет ветром». В средней Карелии (Паданы) в первую ночь в избе никто не ночевал, туда пускали лишь петуха и кошку. Если кошка сразу же шла в большой угол, значит в доме будет больше мужчин, а если прыгала на печь – женщин. У кондопожских карел вместе с петухом в новый дом отправлялись девушки, веря, что эта миссия будет способствовать их скорейшему замужеству. В некоторых деревнях на новоселье приходили с березовым поленом и говорили: «Примите меня в этот дом». Карелы верили, что все эти обряды и обычаи способствуют их благополучной жизни и осуществлению заветных желаний. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Освещение | |
Рубрики | |
Для освещения избы служила лучина. Избу освещали только в зимние вечера, весной и летом обходились без освещения. Керосиновые лампы появились в конце XIX века и было доступны только зажиточной части населения. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Печь (карелы) | |
Рубрики | |
Роль печи в жилище общеизвестна: это его центр, важнейшее место. Прежде изба была единственным отапливаемым помещением в доме. Все прочие комнаты, даже жилые, оставались лишенными печей. Очагу карелы придавали большое значение. Ему приписывали функции оберега и целебные свойства. При переходе в новый дом из старой печи в новую всегда переносили огонь, иногда горячие угли в горшке. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Поселения вепсов | |
Рубрики | |
Основными типами вепсских поселений в настоящее время являются деревни (кюля, пагаст) и лесные рабочие поселки. Последние появились лишь в середине 1930-х г. По наиболее ранним сведениям, до XVI в. у вепсов преобладали однодворки или поселения в два-три двора. Позже возникают деревни, причем более ранний тип заселения – речной и озерный, что отразилось и в названиях деревень (Шимозеро, Ярьвьозеро, Рыбрека, Гимрека). С XVIII в., а особенно с середины XIX в. возникает водораздельный или сележный (от селъг – хребет, спина, возвышенность) тип заселения (деревни строились «при колодцах»), что связано с развитием дорожной сети и гужевого транспорта. В XIX в. возникла, а затем особенно усилилась тенденция к образованию сросшегося гнездового типа расселения, когда ряд деревень сливается в единое поселение, которое имеет обычно название с характерными суффиксами – прибалто-финским – ла или русским – чи,– ичи (ср. Корвала, Нойдала, Корбиничи). Значительная часть вепсских деревень отличается беспорядочной планировкой жилых и хозяйственных построек. В прибрежных деревнях преобладало рядовое расположение дворов, что определялось географическими условиями. Со второй половины XIX в. начинается перепланировка многих поселений, в результате которой они приобретают уличную форму. Особенно интенсивно этот процесс протекал в годы советской власти. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Поселения и жилище (водь) | |
Рубрики | |
Большая часть водских земель раскинулась на Ижорском плато, поднимающимся между Нарвой и Санкт-Петербургом на высоту до 150 метров над уровнем моря. На краю плато и находился центр водской земли - деревня Котлы, к северу от которой глинт круто обрывается, давая место широкой низменности, покрытой густыми лесами. Еще в XVIII веке отмечалось, что водь любит «жить на открытом воздухе и совместно». Это стремление к некоторой скученности сохранилось и до середины ХХ века: дома были поставлены тесно, деревни не имели строгого плана, хотя в некоторых больших деревнях, например в Котлах, по примеру русских можно было наблюдать развитие уличной планировки. Древним жилищем води являлась рига подобная эстонской жилой риге. В такой постройке жилое помещение и помещение для просушки снопов (собственно рига) были объединены под одной крышей. На бытование в древности такого типа жилища указывает и тот факт, что слово «рихи» обозначало в водском языке жилой дом вообще. В XIX в. так же как и у соседних этнических общностей – ижоры, ингерманландских финнов, русских – жилой постройкой являлась изба. Дома и хозяйственные постройки строили, как правило, из бревен. При строительстве дворов часто использовали местный камень. Были распространены дома, состоящие из двух изб, соединенных сенями, а также пятистенки. Крыши были стропильной конструкции двускатные, покрытые соломой или дранкой. В большинстве домов были русские печи или печи с подвесным котлом, характерные для прибалтийско-финских народов. К хозяйственным постройкам относились клети, бани, риги. В водском доме в прежние времена бытовали своеобразные традиции внутреннего разделения жилого помещения, размещения гостей и членов семьи. Часть комнаты у дверей – место, где происходил как бы отбор гостей; войти дальше в избу без разрешения хозяев никто не мог. Люди «незначительные» там и оставались, а родственники или важное лицо (особенно мужчину) приглашали садиться на заднюю скамейку (у стенки напротив входа). Разграничительным знаком при приеме гостей была балка, несущая потолок ( в русской избе – «матица»). Стол в доме занимал в зависимости от событий различное положение: в будние дни, в дни похорон и поминок он стоял у конца боковой скамейки, которую считали скамейкой умершего, в дни свадеб стол стоял перед задней скамейкой. В основном за столом ели только мужчины, женщины ели в другом месте, например у очага. Порой ели в три приема: сначала мужчины, потом женщины, следом дети. Передний угол избы по диагонали от печи назывался «юмаланурк»(а)» – («божий угол»). Там располагался особый шкафчик «коло», в котором хранили иконы, туда же клали вербы и яйца, ветки троициных берез и клочек сена Иванова дня – ими окуривались для выздоровления. Использованные источники: 1. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 82–84. 2. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Поселения (карелы) | |
Рубрики | |
Поселения карел представляют большой интерес для характеристики их материальной культуры. Как правило, карелы заселяли берега рек и озер. Этому способствовал ряд причин: 1) здесь легче было заниматься рыболовством, без которого, даже с развитием земледелия, карелы жить не могли; 2) наиболее удобные для распашки земли обычно лежали вблизи водоемов; 3) развитие скотоводства заставляло искать хорошие сенокосные угодья, а естественные пожни и пастбища имелись чаше всего в поймах рек и озер; 4) водоемы были и основными путями сообщения. Такая картина заселения территории Карелии вырисовывается уже на самых ранних этапах истории края. Деревня была, вероятно, наиболее ранним и более распространенным типом поселения. Она довольно часто упоминается в рунах. В деревне жила основная масса крестьян. Первоначально это были небольшие поселения, состоявшие из 1-5 дворов, редко больше. Другой тип поселения – погост, характерный для обширных пространств русского Севера, несомненно сложился в Карелии под русским влиянием, о чем говорит и сам термин. Погост, границы которого первоначально, видимо, совпадали с границами сельской общины, в XIX веке представлял собой административный и религиозный центр, объединявший группу деревень и хуторов; в рамках погоста могло жить несколько общин. Расстояния между входившими в погост деревнями, в особенности на севере, были довольно значительными (20-30 км и более). На погосте находилась церковь и кладбище, торговый, а иногда и административный центр (волостное управление). На территории Карелии представлены два типа расселения – гнездовой и разбросанно-хуторской. Они возникли в разное время. Преобладает гнездовой тип. Он сложился на относительно ранних этапах истории края, по всей вероятности, на рубеже I и II тысячелетий н.э. В средние века этот тип расселения стал характерен почти для всех карел, вепсов, северных групп русских и коми-зырян. Гнездо объединяло группу деревень, расположенных поблизости друг от друга, и имело одно общее название, в то время как каждая деревня, входившая в это гнездо, имела и свое собственное. Наименование гнезда, как правило, совпадало с названием озера, реки, горы или иного географического объекта, вокруг которого располагались деревни. Общее название гнезда почти всегда финно-угорское. Разбросанно-хуторской тип расселения имел распространение в северной Карелии, преимущественно в западной ее части (Калевала, Кестеньга). Возникновение этого типа падает на более позднее время – начало XIX века. Его формирование связано с изменением экономических и социальных условий жизни карел - все же в Карелии хуторов было мало. Хуторской тип расселения был более развит в соседних Финляндии и Эстонии. Формы карельских поселений разнообразны. В источниках содержатся данные, говорящие о беспорядочности планировки поселений карел. И.В. Оленев отмечал: «Только в больших селах вы встретите некоторую претензию на правильное расположение домов по сторонам улиц, а в небольших деревнях, каких в Карелии большинство, дома построены в разброс, на значительном расстоянии один от другого. Кто где облюбовал место, там и построил свое жилище. Тут же при доме устраивается огород для посадки овощей, а часто целое поле, так что иная деревушка, в 15-20 дворов, разбросана по берегам и островам озера на протяжении 2-3 верст в окружности».* Наряду с деревнями, отличавшимися беспорядочной или разбросанной планировкой, складывались деревни рядовых форм. Они возникали по берегам рек и озер как первичнорядовые береговые поселения, линейность которых обусловливалась ландшафтом, а не заранее задуманным планом. Различные правительственные меры в XVIII – первой половины XIX вв., направленные на упорядочение застройки в деревнях, практического значения в условиях Карелии почти не имели. Лишь со второй половины XIX и в начале XX в. в связи с повышением значения дорог в южной Карелии становятся замены перепланировки деревень. * И.В.Оленев. Карельский край и его будущее в связи с постройкою Мурманской железной дороги. – Гельсингфорс, 1917. – Стр. 58-59. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 78-86. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Постройки (ижора) | |
Рубрики | |
Постройки были восточно-славянского типа. Дома строились из брёвен на тщательно выложенном фундаменте, рассчитанном на местные почвы с высоким стоянием грунтовых вод. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень. Жилище состояло обычно из двух изб (пертти), соединённых сенями (эукши), а также пятистенки; у бедноты жилище было двухкамерным (изба и сени). Крыши были стропильной конструкции двускатные, а также полувальковые; их крыли соломой или дранкой. Долгое время сохранялись архаичные формы конструкции крыш: соломенные крыши сверху прижимались длинными жердями, верхние концы которых, перекрещённые над гребнем крыши, были оформлены в виде птичьих голов и носили название "харакат" ("сороки"). Длинные притиски предохраняли крыши от ветра. Еще в 1920-е гг. в ижорских деревнях встречались курные избы. В большинстве домов были русские печи или печи с подвесным котлом, характерные для прибалтийско-финских народов. Связь дома и двора двурядная или однорядная, старинной формой считают покоеобразную связь. К хозяйственным постройкам относились клети, бани, риги. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Постройки, жилище древних вепсов | |
Рубрики | |
Древние вепсские постройки, вероятно, возводились столбовой техникой. Пережитком их являются распространенные у некоторых групп вепсов и карел-ливвиков постройки для детских игр – кода (ср. финск. kota; саамск. kata; ливск. koda; морд, kudo и т. д.– термины, которыми в финских языках обозначаются наиболее архаичные, иногда шалашевидные постройки). На следующей ступени жилищем служили срубные постройки полуземляночного типа. Дальнейшее развитие, видимо, пошло по линии выделения специализированных построек: с одной стороны, жилой черной избы (муст пертъ) с очагом, а затем с печью без дымохода, а с другой стороны – отдельных хозяйственных строений (риги – ригъ, бани – кюлъ-бетъ, амбара – айт). В. И. Равдоникас, изучая жизнь вепсов Тихвинского уезда, которые заселяли северо-восточную часть Тихвинского уезда (Борисовщинскую волость, восточную половину Лукинской, почти всю Пелдушскую и часть Красноборской) вместе с прилегающей местностью Белозерского и Лодейнопольского уездов, отмечает следующие детали их построек: он указывает, что крыши были чаще соломенные, по окнам нередки резные и расписные наличники, очень оживляющие вид избы. Балкончик у слухового окна, и особенное резное крыльцо сбоку, – милая архаичная особенность чухарской избы, к сожалению уже исчезающая. На таких балкончиках висели обыкновенно вяленое мясо и рыба, – продукт убийственный для непривычного желудка, у чухарей же считающийся роскошью и употребляющийся по праздникам для гостей. К избе (через сени) примыкал двор для скота с сараем сверху, с сарая наружу шел "спуск" или "въезд". Часто строились особо, вблизи от дома, клети или закрома для хранения разной клади и продуктов, на клети навешивались колоссальные замки – наличники у этих клетей; из них ни одного нет позднее XVIII в. Чухарская изба внутри на четверть занята печью, – фамильным очагом, – и прокопчена насквозь дымом. Когда зимним морозным утром хозяйка растопляет такую печь, – на постороннего свежего человека это производит кошмарное впечатление, особенно, если ветер мешает сразу установиться хорошей тяге в дымовое отверстие потолка (т. н. «хайло»). Изба наполняется удушливым едким дымом, от которого свободна только нижняя часть избы аршина на полтора от полу. Если хочешь спасаться от дыма, ложись на пол или садись на корточки. Чухари же не обращают на дым ни малейшего внимания и спокойно делают свое дело, мелькая, как тени в дыму, при красных отблесках растопляющейся печи. Печь в черной чухарской избе очень часто не из кирпича сложена, а сбита из глины на деревянном основании и только кое-где облицована кирпичом. Нередко печь заменяет баню и потому делается особо просторной. Вдоль стен по всей избе, начиная от двери и кругом до печи, тянется сплошная лавка, а над лавкой идет такая же длинная полка, где сложена всякая утварь, – рукавицы, шапки, горшки, топоры и пр. В красном углу против печи устроено тябло или божница с почерневшими иконами, под божницей стоит стол со скамейками, а где-нибудь неподалеку самодельный шкаф посудник. Если в семье есть грудной ребенок, посредине избы красуется берестяная люлька на очепе. Около печи у входной двери поставлен чан для выливания помоев, – а где-нибудь рядом кадка с водой. Вот и вся скудная обстановка чухаря. Кроватей обычно нет, т. к. спать полагается либо на печке, либо на полу, либо на полатях, если они устроены. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Сени | |
Рубрики | |
Связующим звеном между хозяйственной и жилой частью традиционного карельского дома являются сени, которые занимают его среднюю часть. Из сеней крестьянин попадал в избу с горницей, на чердак, в кладовку. В сенях в летнее время стояли кровати под пологом, кадки с чистой водой. Если жилые помещения расположены в двух этажах, то и сени делались двухъярусными. Иногда к сеням пристраивается крыльцо. Хотя, чаще всего вход в жилище карел прямо с улицы, без крыльца. Обычно это бывает в домах с высоким подклетом или в двухэтажных. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Строительство дома | |
Рубрики | |
Строительство дома начинали с закладки мощного сруба, в процессе или после подъема которого настилали пол. Пол делали обычно на 8-9-м венце, а иногда и выше. Карельские избы, как и вообще северные хоромы, отличались высокими подклетами. У карел довольно часто встречаются двухэтажные постройки. В плане первый и второй этаж повторяли друг друга. Пол в избе всегда настилали одинарный, чтобы в зимнее время тепло могло проникать в подполье, расположенное под избой, в котором хранили картофель и другие продукты, а в горнице пол делали двойной, так как под ней находился холодный подвал, вход в который иногда делался прямо с улицы. Пол настилали толстыми (8-10 см) гладко выстроганными досками. На том месте, где предполагали поставить печь, вкапывали подпечные столбы. При доведении сруба до нужной высоты настилали потолок. В последний венец врубались два толстых бруса, обтесанных с четырех сторон – матицы, служившие опорой для потолка, который настилали из расколотых пополам бревен. Сверху его утепляли слоем сушеных березовых листьев, отходами от обработки конопли или слоем земли. Обычно потолки настилались строго горизонтально. Но в центральной и северной Карелии в прошлом имели распространение потолки со скатами от средней горизонтальной части. Крыши домов преимущественной двускатные. Односкатные крыши наиболее простые, встречаются теперь только на хозяйственных постройках. Двускатная крыша «на самцах» является наиболее распространенной и типичной для построек карел XIX и начала XX столетия. В пределах Карелии отмечены также построй с трех- и четырехскатными крышами. Трехскатные крыши встречаются в южной Карелии (район Кондопоги). Четырехскатных крыш относительно много на севере Карелии, в районе Кеми и частично Сегежи. На начало XX столетия преобладающим материалом для крыши был тес; дранка имела незначительное распространение. Окна в домах делались небольшие, чаще всего одностворчатые. Для закрепления оконных проемов употребляли шпунты. Чтобы подоконные венцы не гнили, под раму, если окна выходили на север, подкладывали бересту. Постепенно высота и ширина окон в избах увеличивалась. Изба получала лучшую освещенность. По лицевой стороне дома имелось по 3-5 окон (четное число окон по фасаду у карел встречается очень редко). В окна вставлялись одинарные рамы. Вторых рам раньше, по словам информаторов, «не было моды держать даже зимой». Они появились лишь в начале XX века в домах зажиточных карел. Форточек карелы не делали, и в настоящее время они есть не в каждом доме. Дверные проемы заделывались с помощью шпунтов. Входная дверь, ведущая из сеней в избу, делалась очень низкой (120-130 х 100 см), поэтому при входе нужно было нагибаться. Архаичные, приземистые двери старинных изб имели мощные косяки, порог и верхний брус; они сколачивались из необыкновенно широких и толстых досок. Позднее в избах все конструктивные части стали делаться меньше, из тонких, узких досок, но дверь получила большую высоту – выше среднего человеческого роста. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этнографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Традиционные поселения | |
Рубрики | |
Еще в XVIII веке был ясно и коротко определен основной принцип выбора ижорами мест поселений: они любят жить при озерах и реках и на взгорьях. Здесь не встретишь однообразия русских поселений и скученности водских деревень. Многие ижорские деревни расположены были в поистине величественных ландшафтах на склонах больших возвышенностей Сойкинского и Курголовского полуостровов, когда ничто не ограничивает взгляд и видно, как небо смыкается с морем. Часто ижорские деревни широко раскидывались по берегу Финского залива, рек и озер. Ижорские деревни обычно имели уличную, рядовую или кучевую планировку. Во многих деревнях вместе с ижорами также проживали водь, русские или ингерманландские финны. Дома и хозяйственные постройки строили из бревен. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Уборка в доме | |
Рубрики | |
Дома карел отличались исключительной чистотой. По субботам происходило обязательное мытье полов, столов, лавок, обтирание стекол, венцов стен. После мытья пол застилался домоткаными дорожками и различными половиками. Раз в год (на Пасху) особенно тщательно мыли стены и потолок. Но потолки в избе обычно имели черный цвет. Чтобы потолок не выглядел грязным, ему придавали блеск: во время топки печей на угли бросали яичную скорлупу, - получался зеленый дым, который и придавал блеск черному потолку. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |
1
2