Тематические группировки / справочник "Малочисленные коренные народы Ленинградской области" / темы / Национальные праздники
«Бабий праздник»
Рубрики
У населения Ингерманландии, как показывают полевые исследования, одной из составных частей Егорьева дня является так называемый "бабий праздник". Этот термин появился в работе Н. И. Гаген-Торн «О «бабьем празднике» у ижор (Ленинградского района)» (Этнография. 1930. № 3). «Бабий праздник» довольно широко распространен по всей Ингерманландии. Полевые работы 1999-2000 гг. позволили собрать обширный материал, характеризующий эту традицию у ижорского населения Нижней Луги и Сойкинского полуострова. «Бабий праздник» заключается в следующем: после обряда первого выгона скота все женщины деревни собираются в отдельном доме у какой-нибудь хозяйки (реже, в доме у одинокого мужчины) и устраивают застолье. Как правило, присутствие на празднике мужчин, девушек и детей не допускается. Участие только женщин-хозяек информанты объясняют тем, что это праздник непосредственно тех, кто занимается скотом. Иногда допускается присутствие пастуха (например, ижоры д. Мишино). Пастух мог приходить, но только в самом конце застолья; тогда его угощали крашеными в бордовый цвет яйцами. Угощение готовится в складчину. На столе обязательно должны были быть яичница или вареные яйца. После застолья пели песни, причем как на русском, так и на ижорском языках (особых обрядовых песен зафиксировать не удалось). В ряде деревень (ижоры д. Слободка) имело место ряженье: пастух переодевался женщиной, а женщины мужчинами. Праздник мог продолжаться и на улице: женщины останавливали встречных мужчин и заставляли дать им денег на бутылку водки, и, когда те выполняли это требование, звали их с собой гулять. Не было зафиксировано ни одного случая, когда мужчина не дал бы женщинам денег, хотя от гуляния он мог и отказаться. Обращает на себя внимание тот факт, что в «бабьем празднике» обряды, напрямую связанные с животноводством, четко не выделяются. Таким образом, «бабий праздник» можно рассматривать в качестве составной части весенних эротических обрядов. По-видимому, ко дню первого выгона скота в поле праздник был приурочен позднее, с чем, вероятно, связано и участие в нем пастуха. Полевые материалы позволяют охарактеризовать «бабий праздник» как явление, представляющее единую культурную традицию с малым количеством вариаций. Различается длительность празднования (от 1 до 3-4 дней). На Сойкинском полуострове распространен описанный выше обычай шутить над встречными мужчинами; а на остальной территории Ингерманландии - поднимать «на ура» женщину, родившую в прошедшем году первого ребенка (т.е. эта женщина на празднике должна поставить остальным пол-литра водки, после чего ей поют величальные песни). Наибольшая частота встречаемости «бабьего праздника» была зафиксирована на Сойкинском полуострове, в районе компактного проживания ижор. В районах со смешанным ижорско-водско-финским или финско-русским населением существование этого праздника отмечается реже. Киселев С. Б. Обрядность Егорьева дня у ижор (Кингисеппский район) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109.
Тематические группировки
подробнее…
Вербное воскресенье (ижора)
Рубрики
У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время, в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Весенне-летние праздники. Юрьев день. Иванов день. Петров День (карелы)
Рубрики
На весенний период приходились различные обряды и праздники рабочего календаря: первого выгона скота на Юрьев день (23.04/6.05), начала сева и т.д. Завершение сева карелы в прошлом отмечали языческим обрядом в честь верховного божества Укко - бога грома и молнии, - прося его о хорошем урожае. Аналогичный праздник в прошлом был известен и финнам, назывался, видимо, "коробом Укко", также сопровождаясь братчиной - коллективным праздником. К дохристианским традициям восходит и приходящийся на день летнего солнцестояния Иванов день (24.06/7.07), хотя по русскому православному календарю этот праздник "оторвался" от реального дня летнего солнцестояния. При этом промежуток времени между Ивановым и Петровым (29.06/12.07) днями у карел считался праздничным: это было время "поворота". На большей части территории карел этот шестидневный промежуток времени называли Виандёй, временем Виандёй (Viandoi, Viandoi keski, Viandoi vali, -aika), в Сегозерье -livanan da Pedrun keski ("промежуток между Ивановым и Петровым днями"), в целом ряде мест - kesasvatkat, т.е. летние святки. Время летнего солнцестояния совпадало в северных районах — как в Карелии, так и в Финляндии — с расцветом природы. Издавна оно рассматривалось как сакральное и было связано, с одной стороны, с множеством запретов и ограничений, с другой - наполнено различными магическими приемами и действиями, что в целом должно было обеспечить дальнейшее благополучие, помочь обрести личное счастье. Так, в средней и северной Карелии запрещалось рубить лес, ломать ветки, даже убивать комаров - вообще так или иначе нарушать целостность и покой природы. Не следовало также звонить в колокола; карелы-ливвики обматывали даже колокольчики у коров. Чтобы коровы хорошо доились, их тайно кормили осокой, парили для них можжевеловые и ольховые ветки. Считалось, что соблюдение этих норм обеспечит благополучие. В свое время Н. Лесков записал высказывание крестьян об этом: "зато и дает Бог хлеба людям..., когда все точно исполнялось". Считалось, что веники, заготовленные в период между Ивановым и Петровым днями, сохраняют целебные свойства. Для бани в период "летних святок" готовили особые веники с набором различных веток, полевых цветов, колосьями ржи, травами; при топке бани следовало использовать дрова от разбитого молнией дерева, мыться "живой водой" - заговоренной водой из родника или ручья. Девушки готовили специальные ольховые веники и прятали в них клочки волос, взятые у трех парней. В праздничной бане мать или бабка парили этим веником девушку, произнося заговоры для поднятия ее славутности. В ряде мест Карелии кануны Иванова и Петрова дней считались поминальными, с обязательным посещением родственных могил. В эти дни к часовням приносили дары - масло, яйца, отрезы ткани, приводили "завещанный скот". Пастухи собирали по дворам полагающееся им масло. В Иванову ночь жгли костры. В них сжигали старые бороны и сохи, берестяные кошели, разбитые бочки, лодки. Костры (kokko) устраивали у воды или на возвышенном месте, и у них собиралась молодежь окрестных деревень; пели старинные песни, плясали под гармонь, прыгали через костер. Дым от костра считался очищающим. Ночью в канун Петрова дня, завершающего праздничный период, в северной Карелии рыбаки ходили ловить рыбу неводом или на блесну, чтобы обеспечить успех в рыбной ловле на весь год, поскольку св. Петр был покровителем рыбаков и рыбной ловли. Сварив Уху, следовало непременно произнести приглашение: "Pyha Petru - vereksilla", т.е. "Святой Петр - на свежую уху". Библиография КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html
Тематические группировки
подробнее…
День Ивана Купалы (ингерманландские финны)
Рубрики
Одним из главных национальных праздников финнов-ингерманландцев является летний праздник Дня Ивана Купалы. Все обряды этого праздника направлены на победу сил плодородия и жизни. Иванов день сохранил свои языческие черты с древнейших времен до наших дней и широко отмечается и сейчас. Дата проведения праздника привязывается к ночи с 24 на 25 июня – к самой короткой ночи в северных широтах. Важным моментом праздника являлось зажигание священного костра «КОККО» - орла. В костре должны были сгореть старые бороны – суковатки, развалившиеся лодки и прочее. Все это специально привозилось издалека, даже если рядом было достаточно дров. Все отслужившие свое предметы складывались в кучу, вокруг них ставились длинные жерди, концы которых соединялись так, чтобы образовывался огромный конус. «Кокко» разжигали вскоре после захода солнца. Дети парни плясали вокруг костра, к ним присоединялся кое-кто из стариков. Старшие люди пели руны, а кто-то стрелял в воздух. В старину, как известно, в костер складывали старые луки и стрелы, а ныне кладут поломанные оружейные приклады. По представлениям финнов «кокко» - орел поднимается выше всех птиц. Накануне Иванова дня парни наряжались привидениями и пугали девушек. По воспоминаниям старожилов, в Токсово в Иванов день зажигали смоляные бочки на высоких шестах, которые устанавливали молодые парни. В деревне Коростовицы, приход Молосковицы Волосовского района жгут до сих пор старую автомобильную покрышку на огромной березе, в празднике участвуют с русские и финны. Библиография: 1. http://www.inkpulp.narod.ru 2. http://www.spbumag.nw/ru/2005/12/13.shtml 3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 4. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 41.
Тематические группировки
подробнее…
День Кегри (карелы)
Рубрики
В солнечном календаре основными точками отсчета времени считались дни летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и летнего равноденствия. Они были наиболее значимыми опорными датами и аграрного календаря. На эти первоначально языческие календарные памятные дни позже наложились и некоторые праздники христианского календаря. Другие народные календарные праздники продолжали существовать параллельно с церковными. В дальнейшем в календарь вошли также и некоторые даты официального календаря, как, например, начало нового года, дни различных государственных праздников и т.д. В народном календаре карел можно встретить некоторые памятные дни, первоначальное значение которых можно восстановить только условно. Таким был, в частности, праздник Кегри или Кекри (Kegrinpaiva), отмечавшийся поздней осенью. В прошлом он был широко распространен среди карел средней Карелии, у тверских карел, в пережиточной форме следы этого дня отмечены и у финнов. По наиболее достоверным данным, день Кегри отмечался в первую неделю после поминальной Дмитриевской субботы в субботу перед днем Дмитрия Солунского, 26 октября / 8 ноября). Дошедшие до нас сведения о традициях, связанных с Кегри, в известной мере позволяют расшифровать смысл праздника. Прежде всего обращает на себя внимание то, что в этот день до обеда следовало поститься. За обед садились помолившись, трапеза была аналогична поминальной: к ней обязательно готовилась овсяная или толоконная каша. После обеда по деревне ходили ряженые. В этом участвовала обычно молодежь. Лица мазали сажей, приклеивали усы и бороды из кудели, надевали маски из картона и тряпок. Одевались в вывернутые наизнанку шубы, головными "уборами" служили корзины, решета, подойники. В некоторых фигурах можно было узнать коней и коров. За спину надевали корзину, "чтобы забирать в нее ленивых детей". В руках у ряженых были ухваты, кочерги, дубинки. Ватага ряженых обходила дома, их угощали пирогами, блинами, хлебом. Первому вошедшему в избу следовало подарить клубок пряжи: Кегри считался днем начала прядения льна и шерсти. Гости проверяли у девочек, сколько мотков пряжи они уже приготовили, произносили поучения о необходимости прилежно трудиться. В основном же день Кегри был датой окончания осенних работ, включая женские по первичной обработке льна и шерсти. Это значение определенного рубежа в трудовом календаре имел Кекри и у финнов. Финские исследователи предполагают также, что отмечался этот день в тот период "раздела времени", который возникал по лунному календарю перед днем зимнего солнцестояния. Символика обрядности говорит и об аграрном характере этого праздника. Как известно, аграрные культы имели непосредственную связь с культом предков, что и в дне Кегри, в частности - поминальном характере трапезы, находило свое отражение. После дня Кегри начиналась зимняя часть года, что с течением времени, после принятия христианства, обрело и устойчивую дату - 25 декабря, когда отмечалось рождение Иисуса Христа. Затем в этот же период вошло и празднование 1 января - начала нового года, как это было установлено указом Петра I в 1770 г. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html
Тематические группировки
подробнее…
День Флора и Лавра – 18 августа (31 августа).
Рубрики
Этот день считали «конским праздником». Из ржаной муки выпекалось особое печенье «сатула» («седло») в виде креста со вставленным в середину яйцом. Лошадь гладили по спине, чтобы она была гладкой и круглой, как яйцо. Затем первый сжатый сноп овса и само печенье давали лошади, а яйцо съедал тот, кто ухаживал за ней. Лошадей в этот день на работе не использовали, давали им отдохнуть. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
"Древо жизни"
Рубрики
С 1987 года ежегодно в селе Винницы, расположенном на востоке Ленинградской области в Подпорожском районе, проводится областной вепсский праздник "Древо жизни", во время которого устраиваются фейерверки, ярмарки, концерты фольклорных коллективов, а также научно-практические конференции по проблемам языка и культуры вепсов, выставки народного творчества. На сцене выступают фольклорные ансамбли, поют песни на вепсском и русском языках. Гости праздника угощаются медовухой, любимым вепсским напитком, напоминающим сладкую брагу и закусывают калитками – открытыми пирожками с картошкой. Народные гулянья обычно приурочиваются к окончанию весенних сельхозработ. Праздник начинается с коллективного похода в баню, ведь участвовать в народных гуляньях может человек, очистившийся и духом и телом. Сразу же после бани участники торжества наряжаются в костюмы. По традиции каждый год вепсы выбирают животное или птицу в качестве символа праздника. Ему поклоняются, за его благополучие пьют медовуху и наряжаются в костюмы, символизирующие этого зверя. http://www.vepsy.spb.ru/index2.php?to=vinnicy http://www.lennauchfilm.ru/news/news.php?newsid=62 http://www.vinnici.ru/foto_10.php http://smena.ru/news/2006/06/20/7849/
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Егорьев день – 23 апреля (6 мая).
Рубрики
Егорьев день (23 апреля/6 мая) - праздник, связанный с животноводческой традицией. В этот день совершался первый выгон скота на пастбище, сопровождаемый различными обрядами: ижоры три раза обходили скот с косою или ножом в зубах, чтобы уберечь стадо от болезней и потерь, а вечером кружились вокруг зажженных костров, пели особые «егорьевские» песни, скоту скармливали часть прибереженного рождественского хлеба. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. Киселев С. Б. Обрядность Егорьева дня у ижор (Кингисеппский район) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
Тематические группировки
подробнее…
Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел
Рубрики
В карельских календарных традициях устойчиво сохранялись праздники с ритуальными жертвоприношениями животных. Мясо их затем варили и устраивали коллективную трапезу. Эти обряды проводились в разных местностях Карелии в разные дни, причем несмотря на их языческий характер, в дни почитания святых православного календаря: в день св. Ильи, на Успение Богородицы, на Покров и т.д. Преобладала традиция проводить этот праздник в день св. Ильи. Видимо, образ св. Ильи, вознесенного на небо на огненной колеснице, как-то контаминировался с образом языческого бога-громовержца. Интересно, что и церковь в целом не препятствовала проведению этих праздников, видимо, на том основании, что они были связаны с днями христианских святых. В качестве жертвенных животных резали молодых быков, телок, баранов, овец. В Карелии известны такие острова, где эти праздники проводились традиционно и на них собирались люди с обширных территорий. Так, в средней Карелии это были острова Махосоари на Селецком озере и Каличие на Сегозере. На них праздники проводились в Петров день и на Успение Богородицы (15.08/28.08). В южной Карелии на о. Мантинсаари праздник проводили на Ильин день - он назывался "праздником быка". Жертвенного быка здесь откармливал сторож при часовне, который и исполнял роль руководителя праздника. Он начинался с того, что в часовне читалась молитва, обращенная к св. Илье, в которой просили о приросте стада. Сторож продавал свечи, которые ставили в часовне, затем читал Евангелие и просил св. Илью освятить пищу. Затем начинался праздник. Мясо для трапезы готовили в нескольких котлах, и у каждой деревни было свое место для трапезы. Ели на расстеленных на земле белых скатертях, к столу приносили из дома разную снедь, женщины вынимали и раздавали приготовленное в котлах мясо. Часть привезенной еды шла в пользу церкви, в часовнях оставляли также "завещанные" платки, полотенца, платки, деньги, свечи. На Махосоари обряды исполнялись вплоть до 1930-х годов. На острове Мантинсаари последний праздник проведен был в 1892 г. - здесь его отменили по настоянию местной церкви, выступавшей против языческого культа, явно ощутимого в характере праздника. По народным представлениям, проведение этих праздников способствовало росту трав, обилию урожая; кроме того, считалось, что Илья Пророк охранял скот. В характере проведения праздника сохранились определенные традиции родовой общины. Стоит отметить, что аналогичные праздники были известны у води, ижоры, части финнов. При этом они также были приурочены к дням св. Петра и св. Ильи и проходили в форме общинной братчины (vakkove) с варкой общинного пива, в ряде случаев и с закланием жертвенного быка. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ животных на летних календарных праздниках карел: (материалы к описанию обряда) // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://www.vottovaara.ru/karelia/obrad/zhertv.html
Тематические группировки
подробнее…
Иванов день – 24 июня (7 июля) (ижора)
Рубрики
На Иванову ночь ижоры издавна жгли костры, загораживали дороги повозками, бочками и дровами, на телеги устанавливали «жениха» и «невесту» из соломы. В эту ночь девушки обязательно гадали – бросали через голову или крышу венки для испытания судьбы, а парни караулили «ведьм», стараясь узнать, какая из подозреваемых в колдовстве деревенских женщин обстригает в поле хлебные колосья для своих колдовских целей. В некоторых деревнях ижоры называли этот праздник «кокко» или «кокки», подобно финнам. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Ильин день – 20 июля (2 августа)
Рубрики
Особенно торжественно ижора, как и водь, отмечала Ильин день, когда устраивались «братчины» – совместные трапезы ритуального характера всей деревенской общины. Непременно в этот день убивали домашнее животное – барана, рыжего быка или свинью. Этот обычай раньше был широко распространен у северных русских и прибалтийских финнов. Судя по всему, на «братчины» собирались жители нескольких деревень, при этом мяса жертвенных животных, как сообщают источники, хватало лишь на старейшин. Праздник проходил либо рядом с часовней, либо в специально отгороженном месте. В Ильин день исполнялись песни-заклинания: «Илья, святой хозяин, святой Педрой [Петр] милостивый, сойди на землю, приди к нам в гости». Илью считали покровителем земледелия, поскольку по народным представлениям, он посылал дождь на поля. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109.
Тематические группировки
подробнее…
Ингерманландский певческий праздник
Рубрики
В XIX веке древний народный обычай трансформировался в Певческий праздник, который стал символизировать единение народа. В 1899 году в поселке Пудость прошел первый общефиннский (ингерманландский) Певческий праздник. Последний перед репрессиями праздник прошел 1926 г. в Мариенбурге. Возрождение национальных традиций в Ингрии началось только в 1989 году, когда прошел певческий праздник в деревне Колтуши Всеволожского района. Много лет прадник проходил на горе Кирхгоф, в окрестностях Туутари (станция Можайская). Юбилейный праздник прошел в 1999 году в деревне Скворицы Гатчинского района. Праздник проходит по одному и тому же сценарию: сначала пастор читает проповедь, прихожане поют псалмы, исполняется национальный гимн «Nouse Inkere», поднимается национальный флаг, потом начинают выступать самодеятельные артисты. Они представляют разные приходы Ингрии и одеты в национальные костюмы. В 18.00 разжигают костер «кокко», три раза обходят его, взявшись за руки. Если костер падает – это плохая примета. У ингерманландцев считается, что в этот день всегда стоит хорошая погода, так как Бог не забывает свой маленький народ. Иногда устраивают спортивные состязания, но не по национальным видам спорта. Для детей делается площадка, где проходят детские конкурсы. Продаются сувениры и поделки народных мастеров. На праздник Иванов день приезжают ингерманландцы из Эстонии, Швеции, Финляндии. В странах Балтии Иванов день – выходной. Библиография: 1. http://www.inkpulp.narod.ru 2. http://www.spbumag.nw/ru/2005/12/13.shtml 3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 4. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 41.
Тематические группировки
подробнее…
Календарные обряды (водь)
Рубрики
Особо почитаемыми праздниками води были Егорьев день 23 апреля (6 мая), Иванов день 24 июня (7 июля), дни святого Ильи 20 июля (2 августа), святых Флора и Лавра 18 августа (31 августа). В день весеннего Егория — в первый день выгона скота на пастбище — молодые парни и девушки разводили на краю деревни костер, играли, танцевали и пели. В 1927 году удалось записать одну из егорьевских песен: Приходите девицы к огню, Старые старухи на бдение. Смольняки в огонь, Лен в поле, Сорную траву на межу! Кто не придет к огню, У того пусть девочка родится… В ночь Купала (Иванов день) жгли старое колесо, танцевали вокруг огня. Девушки обязательно гадали о замужестве: под крышей, куда не проникает солнце, сажали капусту, если она через девять дней не взойдет — замужем в этом году девушке не бывать. В поле из ржаных колосьев заплетали косы, если коса расплетется — быть свадьбе. Древнейший пласт дохристианских верований проявился в праздновании дня святого Ильи, когда устраивали не только «братчины» вблизи старых деревьев и «святых» мест, но и ритуальный лов рыбы. Накануне шли к ближайшему озеру или другому водному источнику, пели и молили о богатой рыбной ловле. На следующий день после молебна начинался лов рыбы, причем первую пойманную рыбу жарили и бросали назад в воду, а остальной угощались в продолжении всего дня святого Ильи. Считалось, что без этого год будет безрыбным. День святых Флора и Лавра — покровителей скота — водь отмечала подобно русским. Во время летних праздников в дом приносили растительные украшения. Особую магическую силу придавали можжевельнику, называя его «крестовым» деревом, так как на верхушке каждой шишечки есть крестообразная складка, а крест защищает от всего плохого. В Юрьев день хозяин дома вырывал можжевельник из земли с корнями и подвешивал его на чердаке (часто над местом расположения стола), что служило защитой от бед и гроз. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 84; 87-88. 2. Народы мира: ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В.Бромлей. – М. : Сов. Энциклопедия. – 1988. – С. 125-126. 3. Сайт vod.org.ua/index.php?t=26
Тематические группировки
подробнее…
Календарные обряды (ижора)
Рубрики
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. Вербное воскресенье. У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли их на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). Пасха. У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). На Троицу водское население Кингисеппского района на кладбище ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Сведения, полученные от русского населения более противоречивы: В Кингисеппском районе на кладбище ходили не на саму Троицу, а накануне, в Родительскую субботу; в Волосовском районе в большинстве своем на кладбище русские ходили непосредственно в день Троицы. Радуница и Родительские субботы. Что касается этих праздников, то информация о них представляется более однородной: для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование этих праздников, а финнами эти праздники не отмечались. Таким образом, несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное своеобразие этих этнических общностей на примере поминальной стороны календарных праздников в значительной мере сохранилось. Были обряды, приуроченные к датам: Егорьев день – 23 апреля (6 мая). В этот день происходил первый выгон скота. Перед выгоном каждый хозяин совершал обход скота в своем дворе, взяв в зубы нож. Вечером жгли костры. К этому дню был приурочен так называемый "бабий праздник", в котором участвовали только замужние женщины. Женщины собирались в одном из домов деревни и в складчину устраивали трапезу, обязательным блюдом на которой была яичница. Иванов день – 24 июня (7 июля). В этот день в каждой деревне разжигали костры. В канун Иванова дня были широко распространены гадания девушек. Петров день – 29 июня (12 июля). В этот день посещали священные рощи, куда приносили еду и питье (это рассматривалось как жертвоприношение предкам). Ильин день – 20 июля (2 августа). В этот день происходили совместные общинные трапезы — "братчины". Для этой трапезы специально забивали быка, либо барана или свинью. Илью считали покровителем земледелия, поскольку, по народным представлениям, он посылал дождь на поля. День Флора и Лавра – 18 августа (31 августа). Этот день считали "конским праздником". В этот день пекли ржаной хлеб в форме креста, в середину которого вставляли яйцо. Яйцо получал тот человек, который ухаживал за лошадьми, а хлеб скармливали лошадям. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Календарные обряды (ингерманландские финны)
Рубрики
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. 1.Вербное воскресенье. У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). 2.Пасха. У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). 3.Троица. Водское население Кингисеппского района на кладбище на Троицу ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Сведения, полученные от русского населения более противоречивы: В Кингисеппском районе на кладбище ходили не на саму Троицу, а накануне в Родительскую субботу; в Волосовском районе в большинстве своем на кладбище русские ходили непосредственно в день Троицы. 4.Радуница и Родительские субботы. Что касается этих праздников, то информация о них представляется более однородной: для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование этих праздников, а финнами эти праздники не отмечались. Таким образом, несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное своеобразие этих этнических общностей на примере поминальной стороны календарных праздников в значительной мере сохранилось. В то же время, в обрядности рассмотренных праздников у этнических общностей Ингерманландии выявлен ряд отличий. Причиной этого, не в последнюю очередь, является конфессиональная принадлежность, так как у лютеран памятных дат, связанных с поминовением усопших, было меньше. Кроме того зафиксированы локальные различия у значительных по численности этнических общностей региона: финнов (относительно обрядности Вербного воскресенья) и русских (обрядность Пасхи, Троицы). Киселев С.Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Лужицкая складчина 2000 г (деревне Лужицы 500 лет)
Рубрики
Девиз праздника: "Нас мало, но мы есть!" На фото: • На праздник собралось более 300 человек • Староста деревни - Ягодников Ф.В. с праздничным пирогом "500" • Импровизированное выступление кракольских ваддя под руководством Цикало Е.И. • Ижорский ансамбль "Рыбачка" под руководством Костровой Е. Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лужицкая складчина 2001 г (деревне Лужицы 501 год)
Рубрики
Девиз праздника: "Наше богатство - наша культура". На празднике демонстрировались водские экспонаты, старые фотографии, видео и ауди- материалы с рассказами и песнями деревенских жителей из первого Водского музея. 52 местных жителя подписали Обращение к депутатам всех уровней с просьбой уберечь от вырубок наш деревенский лес, как историческую реликвию с его Шведским кладбищем, Мызным садом, каменными ансамблями и т.д. На фото: • У первого Водского музея • Лужицкое застолье вскладчину Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Лужицкая складчина 2002 г (деревне Лужицы 502 года)
Рубрики
Девиз праздника: "Покой нам только снится!" 7 сентября 2001 года первый Водский музей был сожжён. На празднике демонстрировались новые экспонаты второго Водского музея. Знакомились с материалами ЦГИА о самой маленькой помещице Ямбургского уезда, род которой продолжает жить в Лужицах, а так же с материалами эстонской (водской) экспедиции 1942-1943 г.г. На фото: • Первый экспонат нового (второго) музея - свадебный костюм Фуко Маре • "Деревня моя повидала немало печалей и бед..." • "Я в лица уверовал эти..." • Первое вытупление "Линнуд" Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Лужицкая складчина 2003 г (деревне Лужицы 503 года)
Рубрики
Девиз праздника: "Каждый человек даже самой маленькой национальности должен чувствовать себя в России комфортно, как дома". Из речи В. В. Путина о национальной политике в России. Праздник совпал с Петровым днём. Петров день был престольным праздником в д. Лужицы. Впервые на празднике были представлены водский герб, гимн и флаг, продемонстрирован праздничный обряд поклонения кресту и иконе. К празднику издана первая книга водских сказок на водском языке с русским переводами, восстановлены народные костюмы. На фото: • Деревенская святыня • Водские костюмы конца XVIII века • Водский флаг Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лужицкая складчина 2004 г (деревне Лужицы 504 года)
Рубрики
Девиз праздника: "Молодёжь - наше будущее". Каковы традиции воспитания детей в водской культуре? Как они передаются в лужицких родах? Мы гордимся нашими детьми. В культуре каждого коренного народа заложена прекрасная основа для воспитания детей в трудолюбии, уважении к природе и человеку. На фото: • Совместное выступление Линнуд и эстонского ансамбля "Вяйке Хеллеро" • Лужицкие дети Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Лужицкая складчина 2005 г (деревне Лужицы 505 лет)
Рубрики
Девиз праздника: "Сбережение народа". Поддерживаем предложенную А. И. Солженицыным национальную идею для нашего государства: "Сбережение народа". 26 августа 2005 года была зарегестрирована организация "Общество Водской Культуры". В ОВК вошли энтузиасты, которым дорого водское наследие и знатоки водского языка и культуры. На фото: • Самый веселый момент праздника - приход Чуд • Водская свадьба в исполнении Чуд - невеста, подружка невесты, "красный Зорро" Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лужицкая складчина 2006 г (деревне Лужицы 506 лет)
Рубрики
Девиз праздника: "Нас много, а смерть одна - всех не возьмёт". Водская пословица от Огру Нестеровой. Открытие нового Водского музея в д. Лужицы, презентация Водских проектов. На фото: • Оргкомитет праздника • "Среди болот зыбучих И чащ лесных дремучих Скрывалась непонятная, таинственная чудь..." • "Не верьте в эти сказки Стоим мы перед вами, Потомки гордых ваттов..." • Ансамбль Линнуд на празднике • За праздничными столами в новом музее • Филологам и художникам есть что обсудить за праздничным столом • Приход Чуд Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Лужицкая складчина» (водь)
Рубрики
«…Это очень весёлый и жизнерадостный народ, который время от времени устраивает себе весёлые праздники». Пастор Трефурт. 1783 г. Ежегодно, начиная с 2000 года, в июле, в деревне Лужицы проходит водский праздник "Лужицкая складчина". Его часто называют "праздником деревни", т.к. новая традиция связывает его с первым письменным упоминанием деревни Лужицы в Переписных оброчных книгах 1500 года. В программе праздника рассказы о древней и современной истории водского народа, о жизни водской деревни и о судьбе её жителей; выступления фольклорных коллективов и застолье вскладчину. Одним из самых ярких эпизодов праздника является " хождение чудами". Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Тематические группировки
подробнее…
Масленица (карелы)
Рубрики
Масленица отмечалась обрядовым печением блинов, готовились по возможности и другие праздничные блюда, кроме мясных, которые согласно установкам православной церкви были исключены уже с масленичной недели. Однако стол должен был быть богатым, чтобы таковым стал и последующий период. Характерный для Масленицы народный обычай - катание с гор с целью обеспечить "долгий лен", т.е. урожай льна, - был распространен среди южных карел. Масленичные катания на лошадях проводились повсеместно. Сани празднично украшали, девушки при катании пели народные протяжные песни. Масленица была завершением зимнего периода. После Масленицы наступали семь недель Великого поста; строго соблюдался пост в Страстную Неделю, и особенно в Страстную Пятницу. Приближение весны, весьма поздней в Карелии, было временем, когда внимательно следили за различными признаками ее наступления. Одной из примет было появление перелетных птиц. Первым, как и положено, появлялся жаворонок, затем кулик, о котором говорили, что он прилетел "толкать льды". Затем прилетали ласточки, лебеди и гуси. Существовало своеобразное поверье, что перелетные птицы в этот период могли причинить вред, сглазить человека, и поэтому следовало принимать меры предосторожности. Оберегом в этом случае служили хлеб и соль. Из дома выходили, обязательно съев хотя бы ломоть хлеба. Следует заметить, что такой обычай был известен и финнам. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html
Тематические группировки
подробнее…
Пасха (ижора)
Рубрики
У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Пасха (карелы)
Рубрики
Период Великого поста заканчивался празднованием Пасхи, которая в традициях православной церкви занимала даже более высокое место, чем Рождество; в народе Пасха часто называлась "Велик день". Пасхальный стол должен был быть обильным не только в честь этого праздника, но и для "гарантии" будущего благополучия. На пасхальном столе обязательно должны были быть крашеные яйца, для этого использовалась традиционная луковая шелуха или цветная креповая бумага. Первый день Пасхи был семейным и тихим праздником: в гости не ездили, не устраивали свадеб, молодежь не собиралась на беседы. В некоторых местностях к началу пасхальных недель ставили качели (это было характерно и для соседних народов). Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html
Тематические группировки
подробнее…
Петров день – 29 июня (12 июля).
Рубрики
Ижоры в XVIII–XIX веках отмечали Петров день приношением к священным деревьям еды и питья духам предков. Культ старых деревьев дожил и до наших дней. Так, еще совсем недавно объектом поклонения пожилых женщин были три старые сосны на краю деревни Вистино (Виистина). Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Праздники (ингерманландских финны)
Рубрики
Для ингерманландских финнов характерно празднование Иванова дня с традиционным мытьем в бане накануне, гаданием, зажиганием костров и т. д. Костры нередко жгли также и на Троицу. Торжественно отмечался Егорьев день — день выгона стада и «конский праздник» — день Флора и Лавра, кое-где справлялся и «овечий праздник». Финны соблюдали «время деления» (со дня всех святых по Мартынов день): в это время нельзя было прясть, забивать скот и т. д. Сохранились также воспоминания о братчинах (vakkovo), праздниках, на которых в складчину устраивали угощение, в частности, варили пиво. В празднике принимала участие вся деревенская община. Братчины устраивались на Петров день и на Ильин день. Народы Европейской части СССР. Ч. 2. – Стр. 326
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Радуница и Родительские субботы
Рубрики
Для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование Радуницы и Родительских суббот, а финнами эти праздники не отмечались. Несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное своеобразие этих этнических общностей на примере поминальной стороны календарных праздников в значительной мере сохранилось. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Рождество, Крещение и Святки (карелы)
Рубрики
Рождество у карел было праздником начала года, при этом в нем переплетались древние языческие традиции с их христианским значением. Основным названием Рождества у карел было "Сюндю", что означает "рождение", а днем рождения (synnynpaiva) считался сочельник - день под Рождество. Под именем Сюндю подразумевался и Спаситель (Христос), и некое мифическое существо, которое в канун Рождества, по одним представлениям, спускается с неба, по другим - появляется из водного царства. Возможно, что это мифологическое существо олицетворяло собой посланца умерших предков (syndyzet). С Рождества до Крещения (с 25.12 по 6.01 ст.ст.) праздновались святки, в которых также элементы христианских традиций переплетались с древними языческими обрядами. Святки носили различные локальные названия syndyzet, syn-nyinvali, rostuo, vierista, vieristan keski, vieristan vali, viandoi, viandoi aiga. На Рождество и в период святок посещали церковные службы, молодежь и дети ходили славить Христа по дворам. Они просили при этом хозяйку дома испечь им блин. Наряду с блинами славящих одаривали также мелкими монетами. Блины и сканцы с пшеном или творогом были обязательными рождественскими угощениями. Сканец, а в некоторых местностях небольшой ржаной хлебец клали под образа, где он лежал до весны, до начала сева овса, когда его брали с собой на поле, а потом скармливали скоту. Время святок было связано также с гаданиями и хождением ряженых. Ряженые - хухлякат (huhlakat, smuutat) - термин, вероятно, восходит к слову "кукольник". Ряженые ходили по дворам, пели, плясали, изображали различные сценки. Их угощали чаем, давали угощение с собой, они потом его совместно съедали. Среди ряженых можно было видеть "нищих", "калек"; мужчины надевали женскую одежду, а женщины - мужскую. При входе в дом лица закрывали концом платка или маской, пытаться заглядывать под них запрещалось. У северных карел были распространены представления об особом мифологическом существе - "старухе Виеристя". Она могла появляться не только зимой, но и летом, в период летнего солнцестояния. Ее представляли старухой с длинными черными волосами, могла она являться и в виде копны сена. Старуха была злокозненной ведьмой, которую очень боялись. Считалось, что Виеристя могла переходить с неба на землю, а затем в подводное царство. При этом крест, который на севере страны было принято ставить под Крещение у проруби, и служил тем путем, по которому она могла двигаться, — во время святок, по древним представлениям, существовала прямая связь двух миров. Гадали в святочный период в первую очередь о будущем: видах на урожай в новом году, предстоящих свадьбах, дальних дорогах, болезнях и т.д. Считалось, что изобилие на столе еды на Рождество предвещает хороший урожай. Существовали магические приемы, которые должны были принести и приплод скота. Так, корове, чтобы она приносила телочек, скармливали первый рождественский блин. Для гаданий использовались также рождественские блины. В них делали дырки для глаз, и тогда через них можно было увидеть будущее. При гаданиях использовалось множество средств и предметов: кольца, уголь от лучины, зеркало, стакан с водой, решето и т.д. Под Крещение лили олово. Очень верным считалась такая форма гадания, как "слушание" в различных местах: под окном, в поле у риги, у проруби, на развилке трех дорог. Последнее "слушание" рассматривалось как самое опасное, на него отваживался не каждый. Девушки, чтобы скорее найти жениха, проводили в вечернее время магический обряд "расчищения дороги" сватам. Для этого брали топор или косу и шли, начиная от стола, через открытую дверь во двор и далее до перекрестка дорог, имитируя рубящие движения. Свою судьбу девушки стремились предугадать и по поведению коровы, на рога которой на ночь привязывали ленту, по мусору, который собирали, подметая пол поперек половиц или от двери к красному углу. Надежным средством повышения девичьей привлекательности считалось умывание заговоренной водой, которую девушка должна была на Крещение первой набрать в колодце. По православной традиции, наряду с церковной службой священнослужитель освящал Иорданскую прорубь, и у карел достаточно широко был распространен обычай купания в проруби-иордани. В народе считалось, что купание в Иорданской проруби очищает человека от грехов. Купались в проруби и по ранее данному обету для исцеления от болезней. Крещение завершало период святок. После святок начинались зимние будни, заполненные различными домашними и лесными работами. Женщинам следовало закончить прядение -после Масленицы начинали ткать. Девушки занимались прядением, вязанием и иным рукоделием на посиделках, но праздничные беседы в это время не устраивались. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html
Тематические группировки
подробнее…