1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Двор и хозяйственные постройки
Рубрики
Двор у карел делался двухъярусным: вверху находился сарай, где складывали сено, березовые веники, хранили сельскохозяйственные орудия, телеги, сани, а внизу располагались хлевы, конюшня, помещение для овец и собственно двор. Число хлевов во дворе определялось состоятельностью хозяев, количеством скота. Потолка в сарае не делали, лишь в одной какой-либо части на высоте 2,5-3 м от пола укладывали несколько бревен, которые покрывали досками или жердями и на них хранили сено и вешали веники. Сарай освещался небольшими окошечками, которые прорубались в стене между смежными бревнами. Окошечки не застеклялись. Площадь сарая обычно была большой, до 70-100 м. Летом в сарае ставили полог и спали, днем выполняли различные хозяйственные работы. Из сарая вниз, в хлев, вела лестница. Хлев был «царством» хозяйки, мужчины туда заглядывали очень редко. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119.
Тематические группировки
подробнее…
Девичий головной убор
Рубрики
Неотъемлемой частью вепсского женского костюма являлись головные уборы. Головные уборы и прически замужних женщин отличались от девичьих. Вепсские девушки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в одну косу с помощью трех или шести прядей - «без числа». Существовал особый, «девичий», способ плетения косы - «наверх» или «от себя», когда пряди волос клались сверху друг на друга. В косу вплеталась яркая шелковая лента. Другой яркой лентой, представляющей собой широкую полосу материи, девушки обрамляли голову, а концы ее завязывали на затылке. Подобные налобные ленты были известны на довольно значительной территории: в Волго-Камье, Карелии и других северных и центральных регионах России. Поверх ленты так, чтобы была видна ее наружная часть, одевался платок, сложенный треугольником, который завязывался под подбородком. В дальнейшем разноцветные платки в девичьем гардеробе целиком вытеснили широкие ленты.
Тематические группировки
подробнее…
Девичник
Рубрики
В предсвадебный день проводился девичник, с утра для невесты готовили баню. Обряд девичьей бани сопровождался причитаниями. В с. Винницы в этот день у невесты собиралась молодежь. Девушки причитаниями звали невесту в баню, затем вели ее с песнями, звеня при этом сковородами и печными заслонками. В деревнях Немжинского прихода невеста собиралась в баню с особенными церемониями. После исполнения причитаний, в которых невеста оплакивала свою «волюшку», отец одевал на нее шубу, зажигал свечу перед образами. Невеста молилась, обращаясь к Богородице с просьбой благословить ее, потом прощалась со всеми присутствующими. Отец брал хлеб и соль в уголок скатерти. Скатертью он покрывал невесту, на голову ей возлагали икону и хлеб. В таком виде девушка шла в баню в сопровождении отца и брата, придерживавших эти предметы на ее голове. Впереди шел кто-нибудь из родственников и звонил в колокольчик. Девушки оставались на крыльце и пели песни. В бане невесту мыли «вожатая» (vodii) и мать. Сопровождающие невесту брали с собой краюху хлеба, пироги и горшок молока. Когда невесту одевали, родственники ели хлеб и пироги, запивая молоком, и говорили при этом: «Как без хлеба, без соли жить нельзя, так и рабу Божию (имя жениха) без рабы Божией (имя невесты) жить нельзя было». Возвратившись в избу, невеста снимала шубу и опять ходила вдоль половиц и причитала. В деревнях погоста Корвала невесту сопровождали в баню подруги и сваха – женщина, знавшая магические приемы. Девушки пели протяжные песни, пока невеста находилась в бане. Сваха натирала тело невесты солью, парила веником, приготовленным в ночь под Иван-день, и произносила при этом слова заговора, который должен был «присушить» жениха: «Как пот сохнет от веника, так пусть сохнет по мне такой-то (имя жениха)». Невеста вставала на сковороду, сваха обливала ее молоком. На нем растворялось тесто, из которого потом пекли рыбник для жениха и его родни. Девичник начинался после возвращения невесты из бани. В доме накрывались столы, стены украшались большим количеством вышитых полотенец. Собиралась молодежь, приходили женщины, чтобы поучаствовать в оплакивании «воли-красоты» невесты. Невесту снова накрывали платком и водили по избе с причитаниями. Она должна была плакать, даже если ей на самом деле вовсе не хотелось этого делать, но так требовал обычай. Невесту поочередно подводили к отцу и к матери; в причитании, исполнявшемся при этом, высказывалась просьба благословить на «разлуку с вольной волей». После этого начиналось ритуальное расчесывание волос невесты. Она садилась посередине избы на коробейку (сундук из осины), и причитальщица от ее имени звала всех членов семьи расчесать ее волосы. Сначала подходил отец, слегка дотрагивался гребнем до волос девушки, потом то же самое после приглашения причитальщицы проделывали мать, сестра, брат; последней подходила подруга. После расчесывания девушки убирали невесте волосы. При этом в косу вплеталась одна лента, а к концу косы подвязывались еще несколько лент. «Вольной волюшкой» считалась лента, вплетенная в косу. Она называлась по-вепсски «voug'es voudein'e» – белая волюшка. К заплетенной косе невесты прикрепляли пучок разноцветных лент – «красоту». «Красотой» мог быть и девичий головной убор, который состоял из расшитой бусами широкой ленты, поставленной на картон или бересту. Сзади приделывался пучок разноцветных лент. Невесту покрывали платком (углом спереди) и поверх платка надевали «красоту». Причитальщица или девушки водили невесту по избе с причитаниями. Невеста плакала, поскольку расставание с «красотой» было для нее самым драматичным моментом. Затем с невесты снимали «красоту» и расплетали ей косу. Невеста с выплетенной лентой выходила на улицу, чтобы «спустить волю», то есть, окончательно расстаться с ней. Для этого на земле расстилался платок, на который невеста и «спускала волю» – ленту. В это время она должна была по обычаю рыдать, показывая, как ей жаль расставаться с девичьей волей. Если у невесты или жениха не было в живых кого-то из родителей, перед свадьбой было необходимо навестить родную могилу, попросить благословения и «пригласить» умерших на свадьбу в назначенный день. Невеста «ревела голосом» на родительской могиле. Было принято посещать и могилы других ближних родственников, «звать» их на свадьбу.
Тематические группировки
подробнее…
Декоративно-прикладное искусство
Рубрики
В деревне Большое Стремление изготовляли гончарную посуду и отвозили в Финляндию. Женщины ткали полотна, плели из прутьев корзины. Библиография: Краеведение: книга для чтения в 3-4 классах. – Кингисепп, 1996. – с. 96.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Декоративно-прикладное искусство карел
Рубрики
Многообразны традиции изобразительного искусства. Вышивка карел отличается богатым набором геометрических, антропоморфных, растительных мотивов. Вышивкой украшали рубашки, головные уборы, полотенца, подзоры к кроватям и т. д. Известна вышивка по тканной разреженной сетке, полихромная, тамбурная (с конца XIX века), гладью. Распространено узорное ткачество, в том числе со сложными видами техники художественного тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло. Известна сварная технология, ковка, художественная и горновая пайка, обмеднение, инкрустация цветным металлом, меднолитейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра. К объёмной резьбе по дереву относилось и изготовление детской игрушки. Народная игрушка во времена язычества выполняла прежде всего ритуальную функцию различных обрядов аграрной и охотничьей магии. По мере угасания древних поверий мелкая пластика становилась игрушкой. Фигуры коня, бабы, птицы выполняли функцию оберега. Их клали в колыбель, давали ребёнку в руки, чтобы уберечь от нечистой силы, от зла. В то же время с помощью игрушек ребёнок познавал мир. Образ бабы (женщины) - самый распространенный. Это Мать-Сыра - Земля, основа жизни, дарующая людям силу, здоровье, молодость. Жители Севера этих деревянных кукол называли панками. Также крестьянин изображал коней и птиц. Конь считался символом солнца, птицы - символом неба, облаков, приносящих дождь. Каждый хозяин семьи, зная секрет игрушки, всегда старался создать самую красивую и необычную для своих ребятишек. Зачастую игрушки разрисовывали, делая их более веселыми и праздничными. Библиография: ДЕКОРАТИВНОЕ творчество [карел] // Сайт «Финноугория» [Электр. ресурс] / Финно-угорский культурный центр РФ. – Республика Коми, 2007-2008. - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/folk/6/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=344&ELEMENT_ID=2221
Тематические группировки
  •  
подробнее…
День Ивана Купалы (ингерманландские финны)
Рубрики
Одним из главных национальных праздников финнов-ингерманландцев является летний праздник Дня Ивана Купалы. Все обряды этого праздника направлены на победу сил плодородия и жизни. Иванов день сохранил свои языческие черты с древнейших времен до наших дней и широко отмечается и сейчас. Дата проведения праздника привязывается к ночи с 24 на 25 июня – к самой короткой ночи в северных широтах. Важным моментом праздника являлось зажигание священного костра «КОККО» - орла. В костре должны были сгореть старые бороны – суковатки, развалившиеся лодки и прочее. Все это специально привозилось издалека, даже если рядом было достаточно дров. Все отслужившие свое предметы складывались в кучу, вокруг них ставились длинные жерди, концы которых соединялись так, чтобы образовывался огромный конус. «Кокко» разжигали вскоре после захода солнца. Дети парни плясали вокруг костра, к ним присоединялся кое-кто из стариков. Старшие люди пели руны, а кто-то стрелял в воздух. В старину, как известно, в костер складывали старые луки и стрелы, а ныне кладут поломанные оружейные приклады. По представлениям финнов «кокко» - орел поднимается выше всех птиц. Накануне Иванова дня парни наряжались привидениями и пугали девушек. По воспоминаниям старожилов, в Токсово в Иванов день зажигали смоляные бочки на высоких шестах, которые устанавливали молодые парни. В деревне Коростовицы, приход Молосковицы Волосовского района жгут до сих пор старую автомобильную покрышку на огромной березе, в празднике участвуют с русские и финны. Библиография: 1. http://www.inkpulp.narod.ru 2. http://www.spbumag.nw/ru/2005/12/13.shtml 3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 4. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 41.
Тематические группировки
подробнее…
День Кегри (карелы)
Рубрики
В солнечном календаре основными точками отсчета времени считались дни летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и летнего равноденствия. Они были наиболее значимыми опорными датами и аграрного календаря. На эти первоначально языческие календарные памятные дни позже наложились и некоторые праздники христианского календаря. Другие народные календарные праздники продолжали существовать параллельно с церковными. В дальнейшем в календарь вошли также и некоторые даты официального календаря, как, например, начало нового года, дни различных государственных праздников и т.д. В народном календаре карел можно встретить некоторые памятные дни, первоначальное значение которых можно восстановить только условно. Таким был, в частности, праздник Кегри или Кекри (Kegrinpaiva), отмечавшийся поздней осенью. В прошлом он был широко распространен среди карел средней Карелии, у тверских карел, в пережиточной форме следы этого дня отмечены и у финнов. По наиболее достоверным данным, день Кегри отмечался в первую неделю после поминальной Дмитриевской субботы в субботу перед днем Дмитрия Солунского, 26 октября / 8 ноября). Дошедшие до нас сведения о традициях, связанных с Кегри, в известной мере позволяют расшифровать смысл праздника. Прежде всего обращает на себя внимание то, что в этот день до обеда следовало поститься. За обед садились помолившись, трапеза была аналогична поминальной: к ней обязательно готовилась овсяная или толоконная каша. После обеда по деревне ходили ряженые. В этом участвовала обычно молодежь. Лица мазали сажей, приклеивали усы и бороды из кудели, надевали маски из картона и тряпок. Одевались в вывернутые наизнанку шубы, головными "уборами" служили корзины, решета, подойники. В некоторых фигурах можно было узнать коней и коров. За спину надевали корзину, "чтобы забирать в нее ленивых детей". В руках у ряженых были ухваты, кочерги, дубинки. Ватага ряженых обходила дома, их угощали пирогами, блинами, хлебом. Первому вошедшему в избу следовало подарить клубок пряжи: Кегри считался днем начала прядения льна и шерсти. Гости проверяли у девочек, сколько мотков пряжи они уже приготовили, произносили поучения о необходимости прилежно трудиться. В основном же день Кегри был датой окончания осенних работ, включая женские по первичной обработке льна и шерсти. Это значение определенного рубежа в трудовом календаре имел Кекри и у финнов. Финские исследователи предполагают также, что отмечался этот день в тот период "раздела времени", который возникал по лунному календарю перед днем зимнего солнцестояния. Символика обрядности говорит и об аграрном характере этого праздника. Как известно, аграрные культы имели непосредственную связь с культом предков, что и в дне Кегри, в частности - поминальном характере трапезы, находило свое отражение. После дня Кегри начиналась зимняя часть года, что с течением времени, после принятия христианства, обрело и устойчивую дату - 25 декабря, когда отмечалось рождение Иисуса Христа. Затем в этот же период вошло и празднование 1 января - начала нового года, как это было установлено указом Петра I в 1770 г. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html
Тематические группировки
подробнее…
День Флора и Лавра – 18 августа (31 августа).
Рубрики
Этот день считали «конским праздником». Из ржаной муки выпекалось особое печенье «сатула» («седло») в виде креста со вставленным в середину яйцом. Лошадь гладили по спине, чтобы она была гладкой и круглой, как яйцо. Затем первый сжатый сноп овса и само печенье давали лошади, а яйцо съедал тот, кто ухаживал за ней. Лошадей в этот день на работе не использовали, давали им отдохнуть. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Деревни
Рубрики
Ижорские деревни обычно имели рядовую (дома стоят ровными рядами по обеим сторонам широкой улицы) или кучевую планировку. Жилища строились на берегу Финского залива и по берегам рек. Во многих деревнях вместе с ижорами проживали водь, русские или ингерманландские финны. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287
Тематические группировки
подробнее…
Детская одежда (вепсы)
Рубрики
Примерно с 6–10 лет одежда детей копировала одежду взрослых. Девочки носили сарафаны и юбки, мальчики – рубахи-косоворотки и штаны. Летнюю одежду детей более раннего возраста представляла одна рубаха.
Тематические группировки
подробнее…
Детская одежда (ижора)
Рубрики
Мальчики до двухлетнего возраста носили только одну длинную, доходящую до колен рубашку. Дети старше двух лет носили костюм, состоящий из белой рубахи и штанов с лямками или же с пришитым к штанам лифчиком из той же материи. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
подробнее…
Диалекты и субдиалекты (карелы)
Рубрики
  • собственно карельский язык
    • северокарельский диалект
      • олангский говор
      • кестеньгской говор
      • керетьский говор
      • вица-тайпальский говор
      • пистоярвский говор
      • ухтинский (калевальский) говор
      • вуккиниемский говор
      • суомуссалмский говор
      • контокинский говор
      • юксюярвский говор
      • панаярвский говор
      • усманский говор
    • южнокарельский диалект
      • рукаярвский говор
      • тункинский говор
      • ребольский говор
      • паданский говор
      • пораярвский говор
      • мянтиселькинский говор
      • иломанцевский говор
      • корписелькинский говор
      • суоярвский говор
      • суйстамский говор
      • импилахтинский говор
    • тихвинский диалект
    • валдайский диалект
Большинство западноевропейских исследователей относят тихвинский и валдайский диалекты к говорам южнокарельского диалекта. Кроме того, в Финляндии существуют диалекты, официальной финской лингвистикой в рамках национальной идеи о монолитности финского народа трактуемые как говоры финского языка, но по сути являющиеся диалектами собственно карельского языка. Диалекты эти распространены на значительной части (более 1/3) территории Финляндии преимущественно в приграничных с Карелией районах, к тому же ранее они охватывали практически всю Ингерманландию. Это в первую очередь так называемые карельские или юго-восточные или выборгские (западнокарельские) диалекты и более близкая к финскому саволакская (савосская) группа диалектов. Обе диалектные группы состоят из многочисленных говоров. Выборгские диалекты делятся на два основных наречия, которые иногда называют эвремейским и савакотским, хотя название савакот известно только на Карельском перешейке и в Ингерманландии. Носители эвремейских говоров жили (живут) в районах, прилегающих к Финскому заливу. Носители говоров савакотского типа живут и жили в районах, прилегающих к Ладожскому озеру и южному берегу Сайменского озера. Эвремейская диалектная группа очень близка к ижорскому языку и достаточно близка к финскому языку, а говоры савакотской диалектной группы обнаруживают многочисленные связи с собственно карельским языком. Савосская диалектная группа подвергалась начиная с XII века сильному влиянию древнекарельского языка и имеет много общего с западнокарельскими (выборгскими) диалектами и собственно карельским языком. Вследствие трагических событий XX века почти все западнокарельские ("юговосточные") говоры к нашему времени практически изчезли. Единственным районом компактного проживания носителей этих говоров остался восточный угол финляндской губернии Южная Финляндия, включившая в себя после реформы 1997 года финляндскую Южную Карелию с городами Лаппеенранта и Иматра. Раньше этот район относился к Кюменскому лену, а до этого к Выборгской губернии (лену). Тамошние карельские говоры, особенно в городах и поселках, в послевоенное время подвергались сильному влиянию финского литературного языка и соседних савосских диалектов. Коренное, сельское население этого района традиционно считает себя карелами. Библиография: КАРЕЛЬСКИЙ язык. Диалекты и субдиалекты // Википедия-свободная энциклопедия [Электр. продукт]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
Тематические группировки
подробнее…
Добрачные отношения молодежи
Рубрики
Свадьбе и сватовству предшествует период знакомства парня с девушкой. Оно устанавливается на праздниках, вечерках, беседах и танцах, когда в длинные и темные осенние и зимние вечера девушки и парни собираются на вечерку, где девушки занимаются рукоделием (вяжут чулки, шьют, прядут и т. д.), а парни обмениваются веселыми шутками. Там они облюбуют себе милых. На танцах во время храмовых праздников, когда съезжается молодежь с различных деревень, происходит то же самое. В силу того, что родные девушки заботливо оберегают ее от нравственного упадка, это знакомство протекает крайне скрытно, принимая зачастую уродливые формы: парень с девушкой открыто не гуляют, как принято в других местах, а по окончании танцев парень провожает девушку до дому, причем обыкновенно по пути они прячутся в сарай, в кусты, где могут просидеть целую ночь. Наиболее счастливые остаются ночевать в том же доме, где были танцы, вечерка или беседа. Нужно сказать, что ничего предосудительного в этих скрытных местах не происходит. Там при отсутствии посторонних происходит признание в любви, произносятся обоюдные клятвы и обмениваются подарками-залогами. Парень дает девушке золотое кольцо, а девушка платок, фартук или сшитый из кусков разноцветных материй кисет. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Дом и двор
Рубрики
Связь дома и двора двурядная или однорядная, старинной формой считают покоеобразную связь. В 1930-е годы стали появляться постройки однорядного типа, в которых скотный двор примыкал к торцу жилища. Кроме помещений для скота и сараев, стоявших вместе с домом, отдельно ставились баня (кюлю) и клеть (айтта), а также рига с печью и гумном, где сушили и молотили хлеб. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3. Шлыгина, Н. В. Ижорцы http://www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287
Тематические группировки
подробнее…
Дохристианские верования
Рубрики
Дохристианские элементы сохранялись в обрядности весьма устойчиво вплоть до ХХ века. Верили в различных духов: домового, охранявшего двор крестьянина и его семью, духа-покровителя домашнего скота; «рижника», обитавшего в риге; «банника», жившего в бане. Предполагалось, что некоторые из этих духов воплощались в змей (вероятно, это были ужи), их было принято прикармливать, если они поселялись во дворе. Сохранялось почитание священных рощ, отдельных деревьев, источников и камней, им приносили в жертву первое зерно нового урожая, молозиво после отела коровы и т п. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Шлыгина, Н. В. Ижорцы // http://www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 3. Россия Великая // http://www.russia.rin.ru 4.Религия ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2188
Тематические группировки
подробнее…
Древесно-растительные изображения в вышивках (вепсы)
Рубрики
В вышивках особенно многочисленны мотивы деревьев (растений). Чаще всего они выполнялись двусторонним швом и тамбуром. Композиции, включавшие изображения деревьев или растений, исключительно разнообразны. Их вышивали то рядом с птицей фантастического облика, то с конем, то с антропоморфной фигурой. Птицы и животные всегда изображались повернутыми к дереву. Наиболее часто встречались (особенно у северной и средней групп вепсов) композиции, которые состояли только из мотивов деревьев. Их вышивали либо в виде одной крупной фигуры, например на всю ширину конца полотенца, либо раппортом одного или двух различных мотивов. Композиции, состоявшие только из изображений деревьев, преобладали также в вышивках карел южной и средней Карелии. В то же время для узорного шитья соседей-русских, за исключением Заонежья, они мало характерны. По стилистическим признакам вепсские древесно-растительные узоры составляют две большие группы. К первой относились мотивы деревьев, трактованные в строгом, прямолинейно-геометрическом стиле. Такие мотивы, распространенные в вышивках всех этноязыковых групп вепсов, относились к архаическому пласту орнаментов. Стилистические аналогии им есть уже в древесных орнаментах, встречающихся на древней керамике из разных археологических памятников Европейского Севера, в том числе Северо-Запада. Они исполнялись в основном техникой старинного двустороннего шва. Мотивы деревьев у вепсов, как и у других народов Северо-Запада, по единодушному мнению исследователей, были некогда связаны с религиозно-мифологическими представлениями. В рассматриваемых вышивках они трактовались по-разному. Одни из них представляли собой крайне схематичные деревья, вершина, ствол и ветки которых дополнялись различными геометрическими знаками - ромбами, крестами, звездочками, восьмилепестковыми розетками и др. Другие мотивы архаического стиля представляли собой разновидности гибридных деревьев. Обилием мотивов деревьев с разными гибридными чертами вепсские вышивки, пожалуй, выделялись среди вышивок других народов северо-западного региона. Деревья изображались слитыми воедино с антропоморфной фигурой или птицей, рептилиями, животными фантастического облика, а также с сооружениями, в том числе культовыми (дом, намогильный столб, церковь). Много в вепсских вышивках также мотивов деревьев, контаминированных с геометрическими фигурами: это - дерево-крест (прямой, косой), дерево, основу которого составляет крупный ромб или цепочка мелких ромбиков и пр. Наиболее часто встречаются деревья, наделенные признаками человеческой фигуры. Так, на вершинах деревьев могли изображаться личины или же на их стволах вышивались стилизованные женские фигуры. Нередко встречались мотивы, в которых на вершине дерева вышивалась поясная человеческая фигура, либо основание ствола имело вид большого треугольника; на нем также нередко изображалась небольшая человеческая фигурка. Иногда дерево соединялось воедино с изображенной в фас птицей: вместо ветвей вышивались мощные крылья и лапы птицы, возможно,- орла. В других случаях у основания дерева были вышиты присевшие на задние лапы животные фантастического облика, причем их передние лапы органично сливались с ветвями. Узоры второй выделенной группы представляли растения замысловатых форм, с округлыми контурами рисунка. Их вышивали тамбурным швом, распространившимся на Северо-Западе, в том числе и у вепсов, во второй половине - конце XIX в., а в некоторых местностях и позднее - в начале XX в. По тематике и трактовке они иные, чем охарактеризованные выше орнаменты. В число узоров входили: цветущие кусты, вазоны, побеги растений с крупными листьями, а также узоры, подобные «персидским» огурцам, и т.д. Они выполнялись в плавных, витиеватых контурах тамбурного шитья. Орнаменты второй группы распространены в основном у северных и частично у средних вепсов.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Древняя форма свадьбы (ингерманландские финны)
Рубрики
Еще сохранилась древняя форма свадьбы, символизирующая заключение союза двух родов: жениха и невесты. Часть обрядов была направлена на защиту невесты от злых духов: при переезде в дом жениха ей закрывали лицо покрывалом, в повозку брали нож. На свадьбе невесту передавали из положения незамужней девушки в положение замужней женщины. Свадьба – это как бы большое театральное песенное представление, где наряду с юмором и игрой было много серьезного. Между родственниками жениха и невесты велся песенный диалог, в котором каждая противоположная сторона как хвалила, так и хулила то жениха, то невесту. Свадебный праздничный стол в первую очередь состоял из похлебок: ухи, щей, горохового и картофельного супов. Из каш наряду с ячменной подавались также гречневая и рисовая. На праздничном столе обязательно должно было быть мясо различных сортов как вареное, так и жареное, рыба, в том числе и покупная селедка. Богатые финские крестьяне привозили из города к праздничному столу колбасы и вина, подавалось и традиционное пиво домашнего приготовления. Библиография: 1. http:/www.edu.sbor.net/sbor2005/r3/razd3.html 2. http://vottovaara.ru/karelia/etnos/material.html 3. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ 4. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 5. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл.1. Финны-ингерманландцы. Хозяйственные занятия и материальная культура: с. 501-502; 508-513. 6. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 24.
Тематические группировки
подробнее…
"Древо жизни"
Рубрики
С 1987 года ежегодно в селе Винницы, расположенном на востоке Ленинградской области в Подпорожском районе, проводится областной вепсский праздник "Древо жизни", во время которого устраиваются фейерверки, ярмарки, концерты фольклорных коллективов, а также научно-практические конференции по проблемам языка и культуры вепсов, выставки народного творчества. На сцене выступают фольклорные ансамбли, поют песни на вепсском и русском языках. Гости праздника угощаются медовухой, любимым вепсским напитком, напоминающим сладкую брагу и закусывают калитками – открытыми пирожками с картошкой. Народные гулянья обычно приурочиваются к окончанию весенних сельхозработ. Праздник начинается с коллективного похода в баню, ведь участвовать в народных гуляньях может человек, очистившийся и духом и телом. Сразу же после бани участники торжества наряжаются в костюмы. По традиции каждый год вепсы выбирают животное или птицу в качестве символа праздника. Ему поклоняются, за его благополучие пьют медовуху и наряжаются в костюмы, символизирующие этого зверя. http://www.vepsy.spb.ru/index2.php?to=vinnicy http://www.lennauchfilm.ru/news/news.php?newsid=62 http://www.vinnici.ru/foto_10.php http://smena.ru/news/2006/06/20/7849/
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Духи предков
Рубрики
Духи предков появились более поздно по сравнению с духами природы. Самые ранние из них относились ко времени родового общества, они представлялись защитниками родового очага. Это – домовые, домашние хозяева («перть-ижанд», «коди-ижанд»). С появлением отдельной семьи они стали ее покровителями. Они следят за порядком в доме, способствуют благополучию. Это добрые духи. «Перть-ижанд» (домовой) живет под печкой, показывается людям очень редко. Он бывает похож на хозяина дома, а чаще предстает в виде маленького старичка. Любит кошку и ночами гладит ей шерсть. Когда в доме появляются новые члены, ребенок, котенок, – их подносят к печной заслонке и говорят: «Коди-ижанд, прими нашего ребенка. Следи за ним, помоги растить». К «коди-ижанд» примыкают и «танас-ижанд» – дворовый хозяин, и «рига-ук» – ригачный дед. Дворовый хозяин следит за скотом, ему скот подбирают в масть, если же она ему не понравится, – изведет, изломает. Он показывается то в виде старичка, который зажигает свет в хлеву, то в виде крысы, лягушки. Ригачник охраняет зерно в риге, но он бывает и злым. У одного мужика два раза сгорала рига. Ему сказали, чтобы он в новой риге переночевал. Он спрятался, ночью пришел ригачник, стал угли в печке раздувать, мужик и схватил его, стал бить. Он весь шерстяной (ригачник). Его мужик бьет, а тот приговаривает: «Фикха-ваех, фикха-капсь!» – скажи слово, скажи два! Мужик обозлился и говорит: «Я тебе скажу слово!» А ригачник и пропал. К домашним духам примыкает «кюдьбять-ижанд» (банный хозяин). Он злой, мучает людей в бане, предстает в виде человека голого, лохматого. Забирает к себе детей. К духам-предкам относятся мертвецы-родители. Это добрые духи. Их часто, особенно в праздники, посещают на кладбищах, оставляют приношения, советуются с ними о житейских делах. Так, невеста и жених перед свадьбой обязательно ходят на кладбище, где советуются с «родителями», просят их благословения. Эти мертвецы являются защитниками живых перед «недоброй силой», которой являются духи третьей категории – «нечистые мертвецы». Это люди, умершие не своей смертью, злые колдуны и т.п. Они вредят людям, их надо опасаться. Для этого существуют различные магические приемы их обезвреживания, вроде упомянутого осинового кола. Подобные верования известны у всего населения Межозерья. У всех народов на этой территории существовала фактически единая культура. Если в настоящее время лишь у вепсов сохранились подобные пережитки, то это связано с тем, что вепсы, по сравнению с русскими и карелами, живут в более глухих местах и меньше подвержены воздействию современной культуры. Если средневековые источники редко отмечают вепсов, то, видимо, именно потому, что они мало отличались в культурном отношении от остального населения. И не удивительно, если учесть, что средневековые славяне в этой местности – это в значительной степени ославяненные финны, что они родственны и генетически, и по культуре местному населению. Это единство сохраняется и в наше время.
Тематические группировки
подробнее…
Егорьев день – 23 апреля (6 мая).
Рубрики
Егорьев день (23 апреля/6 мая) - праздник, связанный с животноводческой традицией. В этот день совершался первый выгон скота на пастбище, сопровождаемый различными обрядами: ижоры три раза обходили скот с косою или ножом в зубах, чтобы уберечь стадо от болезней и потерь, а вечером кружились вокруг зажженных костров, пели особые «егорьевские» песни, скоту скармливали часть прибереженного рождественского хлеба. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. Киселев С. Б. Обрядность Егорьева дня у ижор (Кингисеппский район) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
Тематические группировки
подробнее…
Епархия Новгородская
Рубрики
ЕПАРХИЯ НОВГОРОДСКАЯ. Одна из старейших епархий на Руси (существует с 992), была и самой обширной – в нее входили пять адм. р-нов (пятин), а также псковские, прионежские, карельские земли, р-н Двины. Пятины включали в себя более древние адм.-терр. единицы – погосты, возникшие еще при св. кн. Ольге. Их границы соответствовали церк. приходам. В состав Н. Е. входила вся терр. нынешней С.-Петерб. епархии. Первоначально епископов назначал Киевский митр.; в 1157–1478, в отличие от др. епархий, еп. и приходское духовенство избирало вече. Первым (с 1120-х) сан архиеп. Новгородского и Псковского получил свят. Иоанн. Новгородские владыки (в 1589–1721 титуловались митр. Великоновгородскими и Великолуцкими) осуществляли адм. и гос.-полит. функции. Из храмов первым (в 992) был построен кафедральный храм Св. Софии в Новгороде (в наши дни – старейший рус. храм в РФ). К сер. XII в. в Ладоге насчитывалось не менее семи кам. храмов. В XIV–XV вв. новгородский архиерейский дом стал крупнейшим землевладельцем, угодья владык и новгородских мон. (Антониева, Отенского, Хутынского и др.) располагались в т. ч. в пределах совр. С.-Петерб. еп. При Иване III, покорившем Вел. Новгород, и особенно во время правления Ивана Грозного Н. Е. испытывала определенный упадок. В XVII в. по Столбовскому миру сев.-зап. часть Н. Е. отошла к шведам, но в ходе Сев. войны (1700-21) возвращена России. Возрождение церк. жизни началось при митр. Новгородском Иове (ск. 1716). С учреждением в 1721 Св. Синода С.-Петерб. провинция была выделена из Н. Е. в особую синодальную обл. До 1764 в Н. Е. входила терр. Карельского перешейка, до 1781 – Новая Ладога (с уездом). С 1775 до 1892 (с перерывами в 1799–1800, 1818, 1848) управление Н. Е. осуществлялось петерб. архиереями. В 1910 в Н. Е. насчитывалось 954 ц., 24 муж. и 17 жен. монастырей. С 1927 Новгородская губ. вошла в состав Лен. обл. При установлении совр. границ областей и образовании Новгородской обл. (1944) к Лен. обл. частично или полностью отошли терр. быв. Новгородского, Тихвинского и Устюженского у. Новгородской губ. (совр. Тихвинского, Бокситогорского, Киришского, Тосненского, Лодейнопольского, Волховского р-нов); к Новгородской обл. – юго-вост. часть быв. Лужского у. В 1943-59 и 1967-90 Ленингр. и Н. Е. находились под общим управлением. Н. Е. воссоздана 20 июля 1990, ее возглавляет архиеп. Великого Новгорода и Старорусский Лев (Церпицкий). Действуют четыре мон. и 118 ц. Лит.: Хорошев А.С. Церковь в политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980; Новгородская епархия: История и современность // София. 1997. № 4; Флоря Б.Н., Щапов Я.Н. Епархиальное управление и епископат Русской Православной Церкви. X–XVII вв. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 230-238; Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 г. (включительно). Т. 1-3. М., 2002–2004. А.В. Берташ
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Жемчужный промысел
Рубрики
В середине XIX в. в северной и средней Карелии на реках Керети, Повенчанке, Кумсе, Остер и др. имел место жемчужный промысел. Жемчуг добывался в небольших количествах, поэтому доставлял жителям незначительный доход. Для промысла жемчужных раковин карелы устраивали специальные плоты. Ловля жемчуга впоследствии привела к почти полному исчезновению жемчужных раковин в реках Карелии. Гончарство у карел почти не развивалось. Как правило, карелы покупали горшки у горшечников вепсов или русских, которые каждое лето разъезжали со своим товаром по деревням и имели постоянных покупателей, или же на ярмарках. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59.
Тематические группировки
подробнее…
Женская верхняя одежда (вепсы)
Рубрики
Повседневную зимнюю верхнюю одежду женщин, как и мужчин, составляли овчинные шубы и полушубки. Праздничной одеждой только женщин была короткая заячья шуба (мехом внутрь) с воротником, на спине - отрезная по талии, со сборами. Сверху такая шуба крылась штофом - тяжелой шелковой или шерстяной тканью (алого, малинового или других ярких цветов, с крупным тканым узором). Название ткани послужило основой для обозначения самой шубы - stofnik. Среди вещей девичьего гардероба известны приталенные полупальто на вате, с пукшами на рукавах (пышный сверху рукав-буф).
Тематические группировки
подробнее…
Женская обувь
Рубрики
Женская обувь очень немногим отличается от мужской. Старухи носят те же «улиги», но без голенищ. Остальные женщины носят их с небольшими голенищами, имеющими петли для шнуровки. В Котельском районе в летнее время женщины, так же как и мужчины, носят «поршни». Улиги и поршни имеют множество аналогий среди обуви русского населения северных губерний, а также обуви других западнофинских племен. Зимой с улигами надеваются шерстяные чулки. Старухи, кроме того, носят так называемые «риват» (rivat), представляющие собой кусок домашнего сукна красного цвета, к одному из концов которого пришиваются узкие шерстяные оборы. Риват обертывают несколько раз вокруг ноги, а поверх обвивают оборами. Старухи и пожилые женщины носят риват даже в летнее время, когда ходят босиком. Ходить с обнаженными выше ступни ногами считается позорным. На рисунке в книге Трефурта женщина на ногах также имеет красные обмотки или «паголенки». Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Женская одежда (водь)
Рубрики
Выделяются четыре группы водской женской одежды: - костюм девушки, который состоял из глухого сарафана из белого холста без рукавов – «амы», поверх которого надевали короткую кофту – «ихад». Подпоясывались несколькими поясами, носили передники особого покроя. Для украшения одежды использовали бисер и раковины-каури. На голову надевали круглую шапочку «пяясиэ»; - костюм молодки, только что вышедшей замуж; после выхода замуж женщине коротко стригли, а в прошлом (до второй половины XIX в.) брили волосы и одевали высокий головной убор из белого полотна – «пайкас». Женщины носили сарафан из синего сукна «рукка». - костюм женщины через два года после свадьбы; спустя два года пайкас меняли на шапочку из красного сукна, украшенную желтым бисером, которую, как и девичий головной убор называли «пяясиэ»; - костюм женщины (старухи) через 10-15 лет после замужества, который не имел никаких украшений, допускались лишь простые серьги и нитка бус, к которой подвешивался крест. Старухи носили сложный головной убор – белый полотняный «пайкас», повязанный сверху белым покрывалом – «ылгалина». Сарафан был простой белый холстинный, с рукавами, сшитый как мужская рубашка, с поясом. Передники и набедренники старухи не носили. Данные об одежде в XIX веке отрывочны. По видимому, традиционные русские формы одежды стали очень быстро вытеснять старинный костюм води: появились косоклинные, затем прямые сарафаны, головные уборы типа сороки, повойники и т.д. Однако существовала четкая терминологическая разница между прежним национальным костюмом и новой одеждой: одежды, сотканные дома, называли «сыват», а одежду новых форм из покупной ткани – «эхтээт». ХХ век привнес в деревни води городской костюм, но некоторые элементы старинной традиционной одежды еще хранятся у пожилых людей, и важно выявить и сберечь их хотя бы для музеев. Использованные источники: 1. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова.–М.: Изд-во «Наука», 1987.–С.34–42.–(Археология СССР). 2. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 79–82. 3. Прыткова Н.Ф. Одежда ижор и води // Западнофинский сборник. [Вып.] 16. Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран / АН СССР. – Л. : Издательство Академии наук СССР, 1930. – С. 306–340. 4. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86. 5. сайт http://www.vatland.ru (04.04.2008). 6. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008)
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Женский водский костюм
Рубрики
Женский костюм конца 18 века подробно описан Ф. Туманским. Большинство деталей костюма сохранено в музеях Эстонии и Финляндии. Поэтому его можно было восстановить. Водский женский костюм имеет возрастные отличия; костюм девушки, костюм молодки, только что вышедшей замуж, костюм женщины через два года после свадьбы и костюм женщины (старухи) через 10-15 лет после замужества. Костюм девушки был восстановлен Кузнецовой К. и Ефимовой Т., костюм 3-го возраста - группой мастериц под руководством О. И. Коньковой. Костюмы были представлены на водском празднике "Лужицкая складчина -504" в 2004 году в д. Лужицы. «...Женщины чюдския (водские) все вообще красивы, имеют веселый, приятный и заманчивый взгляд, быстрый глаза больше голубыя … росту оне хорошаго, волоса почти у всех светло-русия, тело имеют здоровое нежное белое и чистое; в убранстве своем красивы и от множества бисеров и звонков делают великой шум, когда идут...» Уборы женщин различны по возрасту, и разделяются на четыре отделения: 1) девки, 2) молодки, 3) женщины и 4) старухи, об отличии которых следует. Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ Шлыгина, Н. В. Архаические формы женской одежды води и ижоры // Древняя одежда народов Восточной Европы. – М., 1986. – С. 210-219.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Женский повседневный наряд
Рубрики
В будничном гардеробе вепсских женщин, наряду с сарафанным комплексом, использовался комплекс одежды с юбкой. Повседневные юбки шились из полотна домашней выделки в 3-4 тресты. Для окраски ткани использовались такие природные красители, как ягоды, сажа, ивовая и ольховая кора, лук. Для работы в лесу (выжигание подсеки, устройство изгородей) и на сенокосе вепсянки одевали так называемые одеяльные юбки (ribujupk) продольно- и поперечнополосатой расцветки. Они шились в четыре тресты из такой же ткани, что и половики (hursti), т.е. за основу бралась льняная нитка, а уток делался из тряпок различной расцветки. Юбка по покрою была прямой, на талии собиралась в сборку с помощью длинных завязок, которые, дважды обвив талию, завязывались спереди. По мнению исследователей, одеяльная юбка - один из исконных элементов вепсской национальной одежды, предшествующая сарафану. Подтверждением тому является наличие аналогичных полосатых юбок в традиционном костюме ряда прибалтийско-финских народов (ижоры, води, эстонцев, южных карел), сходство вепсского названия половика hursti с терминами hurstukset у ижор и hurstut у води и карел, обозначающими несшитую юбку. Женской рабочей одеждой были летники (litnik) из белого грубого холста, подобные мужским балахонам.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Женский свадебный наряд
Рубрики
До начала XX в. сарафанный комплекс одежды лежал и в основе свадебного наряда невесты. В него входили: сарафан, рубаха или только «рукава» красного цвета, сшитые из покупного и домотканого материала (ситца, коленкора, ластика, кумача или тонкого полотна), красный или желтый передник, кофта с большим белым или красным бантом. Головной убор вепсской невесты представляла свадебная повязка в виде венка с твердым широким каркасом, обтянутым цветной материей и украшенным лентами, разноцветными лоскутками, бисером или цветными стружками. Во время вепсской свадьбы невесте меняли прическу и надевали головной убор замужней женщины.
Тематические группировки
подробнее…
Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел
Рубрики
В карельских календарных традициях устойчиво сохранялись праздники с ритуальными жертвоприношениями животных. Мясо их затем варили и устраивали коллективную трапезу. Эти обряды проводились в разных местностях Карелии в разные дни, причем несмотря на их языческий характер, в дни почитания святых православного календаря: в день св. Ильи, на Успение Богородицы, на Покров и т.д. Преобладала традиция проводить этот праздник в день св. Ильи. Видимо, образ св. Ильи, вознесенного на небо на огненной колеснице, как-то контаминировался с образом языческого бога-громовержца. Интересно, что и церковь в целом не препятствовала проведению этих праздников, видимо, на том основании, что они были связаны с днями христианских святых. В качестве жертвенных животных резали молодых быков, телок, баранов, овец. В Карелии известны такие острова, где эти праздники проводились традиционно и на них собирались люди с обширных территорий. Так, в средней Карелии это были острова Махосоари на Селецком озере и Каличие на Сегозере. На них праздники проводились в Петров день и на Успение Богородицы (15.08/28.08). В южной Карелии на о. Мантинсаари праздник проводили на Ильин день - он назывался "праздником быка". Жертвенного быка здесь откармливал сторож при часовне, который и исполнял роль руководителя праздника. Он начинался с того, что в часовне читалась молитва, обращенная к св. Илье, в которой просили о приросте стада. Сторож продавал свечи, которые ставили в часовне, затем читал Евангелие и просил св. Илью освятить пищу. Затем начинался праздник. Мясо для трапезы готовили в нескольких котлах, и у каждой деревни было свое место для трапезы. Ели на расстеленных на земле белых скатертях, к столу приносили из дома разную снедь, женщины вынимали и раздавали приготовленное в котлах мясо. Часть привезенной еды шла в пользу церкви, в часовнях оставляли также "завещанные" платки, полотенца, платки, деньги, свечи. На Махосоари обряды исполнялись вплоть до 1930-х годов. На острове Мантинсаари последний праздник проведен был в 1892 г. - здесь его отменили по настоянию местной церкви, выступавшей против языческого культа, явно ощутимого в характере праздника. По народным представлениям, проведение этих праздников способствовало росту трав, обилию урожая; кроме того, считалось, что Илья Пророк охранял скот. В характере проведения праздника сохранились определенные традиции родовой общины. Стоит отметить, что аналогичные праздники были известны у води, ижоры, части финнов. При этом они также были приурочены к дням св. Петра и св. Ильи и проходили в форме общинной братчины (vakkove) с варкой общинного пива, в ряде случаев и с закланием жертвенного быка. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ животных на летних календарных праздниках карел: (материалы к описанию обряда) // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://www.vottovaara.ru/karelia/obrad/zhertv.html
Тематические группировки
подробнее…
Животноводство (вепсы)
Рубрики
О древности животноводства у вепсов говорят названия некоторых домашних животных, появившихся, видимо, еще до распада прибалтийско-финской общности: lehm – корова, harg – бык, hebo – лошадь, lambas – овца, siga – свинья. Археологические материалы подтверждают, что в раннем средневековье весь разводила лошадей, коров, овец. Кости этих животных в большом количестве были найдены археологами в курганах Юго-Восточного Приладожья и Белозерья (IX-XIII вв.). Анализ фрагментов шерстяных и полушерстяных тканей показал, что древние вепсы разводили груборунных местной породы овец. В меньшем количестве встречались кости свиней. В поселении белозерской веси Крутик среди остеологических останков были обнаружены кости коз. Археологические материалы раннего средневековья не дают никаких сведений о разведении домашней птицы. Однако названия петуха (kukoi) и курицы (kana) относятся к древним пластам лексики. В XIX – начале ХХ в. состав выращиваемых животных несколько изменился. Крестьянская семья среднего достатка, как правило, держала 1 лошадь, 1-2 коровы, 2-3 овцы, 4 курицы. В некоторых хозяйствах разводили свиней. Начиная с ХХ в. в вепсских деревнях стали выращивать коз. На их позднее появление указывает и русское название - koza. Годовой цикл ухода за скотом делился на две части: стойловый и пастбищный. Стойловый период длился почти 8 месяцев: с Покрова (1/14.10) и примерно до Егорьева дня (23.04/6.05). Длительное содержание скота в хлевах требовало большого количества кормов. Основным кормом служило сено. Поэтому его заготовке придавалось очень важное значение. В сенокосную страду, начинавшуюся в большинстве вепсских деревень с Петрова дня (29.06/12.07) и длившуюся месяц, дома вепсских крестьян пустели. Все члены семьи уходили на заготовку сена. Даже те, кто был на отхожих промыслах, в это время старались возвратиться домой. За крупным и мелким рогатым скотом ухаживали женщины, за лошадьми – мужчины. В летнее время скот пасли на пастбищах, практикуя 2 типа выпаса, в зависимости от категорий скота: без пастуха и с пастухом. Кони, телята, овцы обычно паслись без пастуха на открытых пространствах (лугах, полянах) или в огороженных пастбищах (вепс. paimetos). Крупный рогатый скот пас в лесу пастух. У вепсов, как и у соседних народов (карел, русских), существовал развитый социальный институт пастушества. Пастуха за определенную плату на летнее время жители деревни нанимали совместно. По нормам деревенской общины, пастух должен был поочередно жить в каждой семье – столько дней, сколько во дворе было коров. В этот период хозяева несли ответственность за пропитание, ночлег и одежду пастуха. Важная роль животных в хозяйстве (тягловая сила, средство передвижения, источник питания, сырья, удобрений), а также трудности, связанные с уходом за скотом, способствовали появлению значительного количества животноводческих примет, верований, магических запретов и обрядов. Развитый комплекс верований и обрядов был связан и с пастушеством. Считалось, что опытные пастухи владели обходами (obhod, spusk) - своеобразной системой договора пастуха с духом – «хозяином» леса, состоящей из взаимных обязательств. Хозяин леса не трогал скот, если пастух отдавал ему жертву (1-2 коровы, часть молока или предметы одежды), а также соблюдал в течение пастбищного периода ряд запретов: нельзя было ломать в лесу сучья и деревья, сдирать с них кору, есть ягоды и грибы, убивать птиц, животных и змей, вступать в половые отношения, стричься, бриться, драться, ругаться и др. Существовало множество вариантов таких договоров, нарушение одного из звеньев которого влекло за собой гибель скота или самого пастуха. Вера в «обходы» стойко сохраняется в вепсских деревнях до сих пор.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14