1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Общие вопросы (ижора)
Рубрики
Хозяйство ижорских крестьян в целом схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, водь, ингерманландские финны). Земледелие являлось основным хозяйственным занятием. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овощи (репа, капуста), с XIX в. картофель. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях на побережье Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. В основном были распространены различные отхожие промыслы. Ижорские крестьяне уходили на заработки в Санкт-Петербург или Нарву, где устраивались на фабрики и заводы. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
подробнее…
Общие вопросы (ингерманландские финны)
Рубрики
ИНГРИЕЙ, или ИНГЕРМАНЛАНДИЕЙ, называют район расселения прибалтийско – финских народов на территории современной Ленинградской области. На западе по реке Нарве он граничит с Эстонией, простираясь далее на 50-60 километров от южного побережья Финского залива, на востоке доходит до берегов Ладожского озера и реки Лавы, на севере – до бывшей границы СССР с Финляндией на Карельском перешейке.
Тематические группировки
подробнее…
Общие сведения (водь)
Рубрики
Водь - самоназвание вадьялайн, живут в Ингерманландии, которая простирается от Санкт-Петербурга к западу до границы с Эстонией и к северу до Карельского перешейка между Ладожским озером и Финским заливом. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги. Относятся к беломорско-балтийской расе большой евоопеоидной расы. Водский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе финно-угорских языков, имеет два диалекта: западный и восточный. Водь ("вожане") – древнейшее население Ингрии (Ингерманландии, Ижорской земли) начинает упоминаться в летописях с XI в.; с вхождения в состав Новгородских земель среди води постепенно распространяется православие. В источниках XVIII в. известны также как чудь. Водь, переселенная в XV в. Ливонским орденом на латышские земли, известна как кревинги. Сокращение численности води в средние века связано с войнами на территории Ингрии и постепенной ассимиляцией русскими и ижорой. Традиционные занятия - пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы. С конца XIX в. усиливается отход в промышленные центры. В традиционной материальной культуре сильно русское влияние. Библиография: Информационный центр финно-угорских народов // http://www.finugor.ru/ Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. Сородичи по языку. – Будапешт, 2000.
Тематические группировки
подробнее…
Общие сведения (ижора)
Рубрики
ИЖЕРА. ИЖЕРЯНЕ прибалтийское финно-угорское племя, обитавшее и низовьях Луги, на реке Оредеж, Ижора и в районе озера Вялье. Были союзниками Великого Новгорода в битве Александра Невского со шведами в 1240 г. Это сражение, известное как Невская битва, произошло в районе впадения Ижоры в Неву. Первое летописное упоминание ижоры относится к l228 г. Библиография: Ижора // http://www.hrono.ru/etnosy/izhora.html
Тематические группировки
подробнее…
Общие сведения (ингерманландские финны)
Рубрики
Финны-ингерманландцы – одна из групп финноязычного населения, издавна проживающая в центральных и западных районах Ленинградской области и на территории современного Санкт-Петербурга. Сейчас их численность очень невелика. Большинство исповедует лютеранскую веру. На долю этой не очень многочисленной народности выпало много испытаний. Ингерманландские финны появились на территории своего современного проживания после Столбовского мира, когда земли между реками Наровой и Лавой были переданы шведам. Затем земли Ингерманландии вернулись России по Ништадтскому договору, но финские крестьяне в Финляндию не ушли и связали свое будущее с Россией. В 1920 - 30-е гг. на территории Ленинградской области существовали национальные финские сельские советы и Куйвазовский национальный район. Издавались газеты на финском языке, существовало свое издательство, театр, музей, радиовещание. Работали финские школы, техникумы, отделения институтов. В 1934-36 гг. в результате репрессий из Ингерманландии были выселены десятки тысяч финнов. Национальные сельсоветы и район были упразднены, обучение во всех финских учебных заведениях было переведено на русский язык, закрыты все лютеранские церкви. Новые беды принесла ингерманландским финнам война. Более 62 тысяч финнов остались на оккупированной немцами территории и были выселены в Финляндию в качестве рабочей силы. Более 55 тысяч ингерманландских финнов в 1944 г. отправились из Финляндии в СССР, но возвращаться в родные места им было запрещено. Возрождение финской культуры в Ингерманландии началось с момента создания в 1975 г. финских лютеранских общин в Колтушах и Пушкине. В 1988 г. была учреждена общественная организация "Инкерин Лито". В настоящее время на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга действует несколько финских лютеранских приходов, общественные организации, организуются курсы по изучению финского языка и национальные хоры, ведется большая работа по изучению и сохранению народных традиций ингерманландских финнов, проводятся учебные семинары по культуре и истории, организуются народные праздники. Сайт Музеи России: http://www.museum.ru/N28759 Сайт Русской Христианской Гуманитарной Академии: http://www.rchgi.spb.ru/
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Обычаи новоселья
Рубрики
В новый дом старались перебраться ночью или на рассвете, чтобы этого никто не видел. В первую очередь переносили икону, квашню, каравай хлеба с солью, а хозяйка в подоле несла петуха. При входе в дом хозяйка становилась лицом к двери и бросала петуха через воронец; если петух в воздухе кукарекнет, то в новом доме жизнь будет хорошая, молчание являлось дурным признаком. Кроме того, смотрели, куда петух сядет: если на печь, значит хорошее житье будет в доме, если на окно, то «все добро унесет ветром». В средней Карелии (Паданы) в первую ночь в избе никто не ночевал, туда пускали лишь петуха и кошку. Если кошка сразу же шла в большой угол, значит в доме будет больше мужчин, а если прыгала на печь – женщин. У кондопожских карел вместе с петухом в новый дом отправлялись девушки, веря, что эта миссия будет способствовать их скорейшему замужеству. В некоторых деревнях на новоселье приходили с березовым поленом и говорили: «Примите меня в этот дом». Карелы верили, что все эти обряды и обычаи способствуют их благополучной жизни и осуществлению заветных желаний. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119.
Тематические группировки
подробнее…
Одаривание родни жениха
Рубрики
Подарки кладутся на кончик кнута патьвашки, с указанием кому что предназначается. Они даются всем близким родственникам жениха и состоят из рубашек, кальсон, платков и т. д. Невеста плачет, обращаясь ко всей родне. У отца просит приданого: коров, телят, овец, одежды и т. д. Потом испрашивает у него прощения. Затем невеста в сопровождении плачеи и своих подруг выходит на улицу, где происходит обряд, так называемый поклон на шубе. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Одевание
Рубрики
Одевают невесту при участии патьвашки и родственников, предварительно умыв ее лицо. Одежда состоит из шелкового сарафана, платка и парчевой сорочки. При надевании сорочки три девушки склоняются у ног невесты и стоят до того момента, когда станут надевать сорочку. Когда одевание окончено, невеста под покрывалом идет до дома жениха, если она из одной деревни с ним. Во время одевания женщины поют свадебные песни, требуя за это денег. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Одежда (вепсы)
Рубрики
Древние вепсы шили одежду из шерстяных, льняных и конопляных тканей. Шерстяная была двух видов: грубая из ниток неравномерной толщины и тонкое кустарное сукно. Сырьем служила шерсть груборунной овцы местной породы, которая большую часть года содержалась на подножном корме. Ткани, сотканные на ткацком стане, имели полотняное или саржевое плетение. Пояса, тесьма, ленты изготовлялись нестаночным методом. Их плели на вилочке, ткали на дощечках. Шелковые ткани попадали к древним вепсам из среднеазиатских стран в результате многоэтапных торговых контактов. Сохранился фрагмент ткани «занданачи», получившей название от бухарского селения Зандана. Высокий технический и художественный уровень тканей обеспечил им мировую известность. Еще два фрагмента шелковых тканей являются остатками воротников, вышитых золотыми нитями. Воротники сделаны из плотного, безузорного шелка фиолетового цвета полотняного переплетения, видимо, византийского происхождения. Один украшен бисеринками, другой – двумя рядами стеклянных голубых бусинок (он застегивался сзади на бронзовую пуговку). На воротниках – золотая вышивка шириной 3 см. Орнамент состоит из повторяющихся, плотно примыкающих друг к другу полуциркульных арочек, в которых помещены крылатые грифоны и изображения «древа жизни». Вышивка выполнена способом на проем или в прокол серебряными, позолоченными нитями, спряденными на шелковую или льняную нитку. Вышивальщицы, чтобы не повредить дорогой шелк, вначале делали в шелке отверстия с помощью тонких костяных проколок, а потом уже через них пропускали иглу с металлической нитью. В результате такой работы на изнанке получались короткие стежки, а на лицевой – длинные. Таким образом, создавалась блестящая поверхность вышивки. Золотное шитье было известно в X–XII вв. не только на Руси, оно получило распространение и в странах Западной Европы, и в Византии. Оятская вышивка, хотя и не отличается по технике исполнения от других подобных изделий, но оригинальна рисунком: такие грифоны ранее на вышивках не встречались. Видимо, воротники сделаны оятскими мастерицами, которые попытались в рисунке выразить художественные вкусы и идеи своего времени. Элементы орнамента «древо жизни» и грифоны – это символы плодородия и добра в древнерусском прикладном искусстве. При изготовлении тканей из растительных волокон встречались известные трудности, связанные с получением соответствующего сырья. Почвенный покров бассейна р. Ояти характеризуется средне- и легкосуглинистыми почвами. Их естественного плодородия не хватало для получения хорошего урожая. Значительные площади заняты торфяно-подзолистыми почвами, нуждающимися к тому же и в осушении, однако древние вепсы занимались и земледелием, хотя это требовало от них огромной затраты сил.
Тематические группировки
подробнее…
Одежда води
Рубрики
Одежда – единственный элемент материальной культуры води, о котором есть ясное и определенное представление. Хотя археологические материалы и данные этнографии дают лишь небольшие фрагменты истории водского костюма, но и по ним можно представить, насколько своеобразной, сложной и красивой была одежда этого народа. Погребения XIII–XVI веков у деревень Великино и Валговицы Кингисеппского района сохранили металлические украшения средневековых вожан – нагрудные булавки, которыми прикалывались к верхней части одежды сложные цепочки с бубенчиками и круглыми ажурными украшениями, многочисленные бляшки, бронзовые пронизки, вплетавшиеся в ткань одежды и порой рядами закрывавшие передники. Такие украшения в прошлом были характерны и для Восточной Прибалтики и для Финляндии, что делает водский костюм живым свидетелем одежды древних финских народов. Первые этнографические описания водской одежды относятся к XVIII – началу XIX века (данные известного историка И.Г. Георги, нарвского пастора Фр.-Л. Трефурта, пастора Л.А. Цетреуса). Мужской и женский костюм конца XVIII века подробно описан Ф. Туманским. Последующие материалы XIX века лишь подкрепляют достоверность и исключительную детальность его труда. Сведения о мужской одежде води того времени бедны: зимой мужчины носили шубы, летом – льняные, осенью – суконные кафтаны. Лишь шапка – с красным верхом, отороченная мехом – была не похожа на русскую или финскую. Женской одежде води Туманский уделил особое внимание, отмечая ее красоту. Большинство деталей костюма сохранено в музеях Эстонии и Финляндии. Поэтому есть возможность его восстановить. Интересна водская женская одежда и тем, что в ней очень важны были различия по возрастным группам. У соседних народов в XVIII веке таких различий уже почти не было. Данные об одежде в XIX веке отрывочны. По видимому, традиционные русские формы одежды стали очень быстро вытеснять старинный костюм води: появились косоклинные, затем прямые сарафаны, головные уборы типа сороки, повойники и т.д. Однако существовала четкая терминологическая разница между прежним национальным костюмом и новой одеждой: одежды, сотканные дома называли «сыват», а одежду новых форм из покупной ткани – «эхтээт». ХХ век привнес в деревни води городской костюм, но некоторые элементы старинной традиционной одежды еще хранятся у пожилых людей, и важно выявить и сберечь их хотя бы для музеев. Использованные источники: 1. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова.–М.: Изд-во «Наука», 1987.–С.34–42.–(Археология СССР). 2. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 79–82. 3. Прыткова Н.Ф. Одежда ижор и води // Западнофинский сборник. [Вып.] 16. Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран / АН СССР. – Л. : Издательство Академии наук СССР, 1930. – С. 306–340. 4. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86. 5. сайт http://www.vatland.ru (04.04.2008). 6. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008)
Тематические группировки
подробнее…
Одежда девицы (водь)
Рубрики
1) На голове надета круглая шапочка подобная скуфьи унизанная бисерами, кораллами и большими белыми камнями; сия шапка называется пассиет; части ее суть: а) самая верхушка состоит из шести рядов, три ряда унизаны змеиными головками, а три ряда бисерами, и каждый ряд подымается, а на средине самой головы вверху четыреугольный кусок олова в дюйм и называется тинад; б) под сими рядами в три ряда унизана оловянными четыреугольными кусочками, между коими пронизки бисерныя; в) затем полоса состоящая из одних бисеров елмит называемых и в тринадцать ниток сложенных, что и составит ширины вершка полтора; г) под сею бисерною полосою ряд больших змеиных голов (чиви ловгат); д) сзади к сей шапке [пришита] петля из тясмы унизанной в три ряда бисером; что называется касса нитты или косная нитка; сквозь сию петлю или касса нитты продевается коса, которая всегда распущена и ничем не завязана, но волосы играют по спине. е) по обеим сторонам от шапочки идут ) вниз бисерныя тясмы, усаженный по краям и средине змеиными головами и назади имеющие связь таким образом что под обей уши и чрез косу прикрепляются и тем сия скуфейка держится крепко. Сии наушники называются - коервалункат 2) Вместо серег в уши вдевают кольцы имеющие вершок в поперешнике и бывающие серебренные, называют их пелтушкат, на сих кольцах внизу прикреплены подобие серег имеющие длинные вершка два или [два] с половиною привески вверху и внизу. Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ Шлыгина, Н. В. Архаические формы женской одежды води и ижоры // Древняя одежда народов Восточной Европы. – М., 1986. – С. 210-219.
Тематические группировки
подробнее…
Одежда ижор
Рубрики
Одежда ижор может быть разделена на несколько основных групп. В отличие от женской одежды, мужская старинных форм почти не сохранила. Из мужской одежды нужно отметить промысловую, будничную и праздничную. Женская одежда разделяется на будничную и праздничную, хотя различие это заключается, главным образом, в материале одежды и количестве украшений; покрой остается без изменения. В пределах этих двух групп женской одежды различаются: одежда детская, девичья, замужних женщин и старух. Первые описания одежды ижоры встречаются в трудах исследователей XVIII века. Одежда девушек не отличалась от одежды замужних женщин, разница была лишь в причёске и форме головного убора. Особого покроя головной платок — саппано — замужние женщины должны были носить всю жизнь, не снимая ни днем, ни ночью. Основным элементом нательной одежды была холщовая рубаха «рятсиня» сложного покроя, скреплявшаяся у ворота фибулой — «большою серебряною овального образа пряжкой… иногда вызолоченною, осыпанною каменьем или жемчугом». Рубахи были необычайно богато украшены сложным тканым орнаментом и вышивкой. Поверх рубахи надевали очень своеобразную одежду: два несшитых полотнища, которые держались на плечевых лямках.Одной из древнейших частей ижорской женской одежды был «спинной пояс». Он представлял собой носимую сзади широкую полосу сукна с подвешенными «змеиными головами» (раковинами каури), украшенную прекрасными узорами из разноцветного бисера, золотым и серебряным позументом и двумя полосами из раковин каури. Такие украшения имели важное магическое значение в обрядах и обычаях. Мужская одежда ижор в XIX в. уже не имела этнической специфики и соответствовала одежде живущих рядом этнических общностей (русские, водь, ингерманландские финны). Женская одежда до конца XIX в. сохранила архаические черты. В XIX в. в связи с русским влиянием получили распространение различные типы сарафанов. С начала ХХ в. в обиход вошли юбки и кофты, такие же как и у других этнических общностей региона. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340. Letopisi.Ru - «Время вернуться домой» http://letopisi.ru/index.php?title=%D0%98%D0%B6%D0%BE%D1%80%D1%86%D1%8B&printable=yes#.D0.9B.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0
Тематические группировки
подробнее…
Одежда (ингерманландские финны)
Рубрики
Финны-ингерманландцы в целом держались довольно изолированно от коренного населения края – води, ижоры и местных русских. Женская одежда эвримейсет и савакот существенно различалась. Одежда эвримейсет имела локальные различия. Наиболее красивой считалась одежда в Дудергофе (Туутари). Женские рубахи имели нагрудный разрез сбоку, на левой стороне, а на середине груди трапециевидный вышитый нагрудник – рекко. Разрез застегивался круглой фибулой. Рукава рубахи были длинными, с манжетой у кисти. Поверх надевалась одежда в виде сарафана: синяя юбка, пришитая к лифу с проймами, сделанными из красного сукна. Голову девушки повязывали суконной лентой, украшенной белым бисером и оловянными нашивками. Женщины носили на голове так называемый хунту, небольшой кружок из белой ткани, укреплявшийся на волосах у пробора надо лбом. Волосы носили стриженные, девушки имели обычно короткие волосы с челкой. Православные замужние женщины носили уборы типа сороки с богато вышитым очерельем и небольшим «хвостом» сзади. Здесь девушки заплетали волосы в одну косу, а после выхода замуж – две косы, которые укладывались на темени венцом. Передник у эвримейсет был шерстяной полосатый, а в праздники – белый, украшенный красной вышивкой крестом и бахромой. Теплой одеждой служили белый или серый суконный кафтан и овчинные шубы. Летом носили «костоли» - полотняный кафтан длиной до бедер. Долго сохранялось ношение шитых из полотна (зимой из красного сукна) ноговиц, закрывающих голени. У женщин-савакот рубахи были с широкими рукавами, которые поддергивали до локтя. Рубаха имела разрез посреди груди, её застегивали на пуговицу. Поясной одеждой были пестрые юбки, часто клетчатые. В праздники поверх будничной юбки надевали шерстяную или ситцевую. С юбкой носили или безрукавый лиф или кофты, которые застегивались на талии и у ворота. Обязателен был белый передник. Широко использовались платки – головные и наплечные. В некоторых деревнях Западной Ингрии савакот перешли на ношение сарафанов русского типа. В конце XIX века во многих местностях эвримейсет стали переходить на сакотский тип одежды. Мужчины носили такую же одежду, как окрестное русское и карельское население. Суконные штаны, полотняную рубаху, серый суконный кафтан в талию с клиньями, расширяющими его от пояса. Праздничные высокие сапоги надевали и летом по большим праздником. Они служили определенным символом благосостояния. Наряду с войлочными шляпами носили и кепки, которые покупали в городе. Библиография: 1. www/hrono.ru/etnosy/ingerman.html 2. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ 3. http://vottovaara.ru/karelia/etnos/material.html 4. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 5. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл. 1. Финны-ингерманландцы. – Хозяйственные занятия и материальная культура. – Одежда : с. 502-508.
Тематические группировки
подробнее…
Одежда карел
Рубрики
В одежде карел ярко отражаются национальные особенности. Материал, из которого сделана одежда, покрой костюма, его украшения придают этнический колорит тем или иным группам населения. Еще Т. Швиндт по материалам раскопанных им погребений предложил два варианта реконструкции мужской и женской одежды, но зарисовок не оставил. Это большой пробел, поскольку исследователь раскапывал самые лучшие по сохранности могильники. Один из вариантов представляется наиболее согласованным с археологичскими сведениями. Женская одежда типа длинной юбки состояла из двух полотнищ плотной шерстяной четырехниточной ткани. Верхние концы заднего полотнища перекидывались на передние, слегка касаясь друг друга, а на предплечьях скреплялись овально-выпуклыми фибулами. Края обрабатывались светлой или ярко окрашенной шерстяной тканью, либо фасонной лентой. На передники шла чаще всего также четырехниточная шерстяная ткань, края которой украшались спиральками из медных сплавов и бахромой. Наплечная накидка из четырехниточной ткани тоже отделывалась по краям бахромой. Она застегивалась под грудью брошью. Платок из той же ткани, что и юбка, свисал с головы и крепился застежкой. В Национальном музее Финляндии (в Хельсинки) кропотливая работа этнографов и специалистов по древним тканям завершилась демонстрацией в 1956 г. манекена («хозяйка Кауколы»), облаченного в реконструированный древнекарельский костюм: белую рубаху и наплечную накидку, синие головной платок и передник, коричневую юбку. Из украшений присутствовали парные овально-выпуклые фибулы, Ф-образные пронизки, ажурные цепедержатели, от которых спускались бронзовые цепочки с висевшими на них копоушкой и шумящей подвеской (справа), ножом с бронзовой рукоятью в орнаментированных ножнах (слева). У ворота рубахи — круглая выпуклая застежка. Головной платок был прикреплен сюкерё и чуть ниже — пластинчатой подковообразной фибулой карельского типа, наплечная накидка — выпуклой подковообразной. На шее — лента с нашитыми серебряными четырехугольными пластинками, в ушах — серьги. На подоле передника, заканчивающегося бахромой, располагалась широкая полоса из спиралек в виде крестов с загнутыми под прямым углом концами. На ногах манекена — кожаная обувь с ремешками, стягивающими икры. Этот костюм был подвергнут критике финляндской исследовательницей П.-Л. Лехтосало-Хиландер. Ею справедливо отмечены ошибки реставраторов: для карел были абсолютно нехарактерны серьги (во всем Северо-Западном Приладожье найдена одна серьга, да и та могла принадлежать мужчине) и бронзовые цепочки (в могилах собраны, за вычетом одного случая, железные); противоречит истине и неправильная техника орнаментации древне-карельских украшений: чеканка вместо гравировки. Лехтосало-Хиландер критикует реставраторов за то, что цветовые сочетания в костюме далеко не исчерпывают всего разнообразия красок, которым пользовались в жизни. Представлены белый, синий и коричневый цвета, в то время как в различных погребениях встречены почти белая юбка, окаймленная красноузорчатой тесьмой; темно-коричневая или черная, украшенная сине-красно-желтой тесьмой; юбка с двухцветной каймой; светлосерая со жгутом. Передники — темно-серые или черные, синие с аппликацией из металлических крестиков. Головные платки — натурального темно-коричневого цвета, но попадались выкрашенные индиго (синие). В некоторых погребениях могильника Кекомяки сохранились остатки льняных нательных рубах. Перечисленное свидетельствует о том, что метод создания типичного костюма по данным нескольких погребений неправомочен. Воспроизведенный костюм нереален. Еще этнографами была отмечена индивидуальность нарядов у жительниц не только разных деревень, но и одной (это характерно как для карел, так и для других народов). Одежда, выявленная в результате раскопок одного могильника, отличалась от одежды из других, даже территориально близко расположенных. Более того, женский наряд, воссозданный по материалам могил с богатым сопровождающим инвентарем, не отражал, да и не мог отражать моду рядовых масс, о чем всегда надо помнить. А в скромных могилах, где вообще мало металлических украшений (они-то и сохраняют текстиль), почти невозможно проследить детали убранства. Этнографы установили древность существования длинной юбки (хурстут) у карел. И хотя ныне ее не носят, сохранение названия в языке говорит о принадлежности хурстут к древнему слою материальной культуры карел. Вместе с тем прослежено, что конструкция костюма, если не принимать во внимание его детали, оказывается схожей для населения Западной и Восточной Финляндии, а также Северо-Западного Приладожья. Это не случайно, сходство сложилось под воздействием на население данной территории определенных исторических, географических и социально-экономических факторов. Библиография С.И.Кочкуркина. Корела и Русь / С.И. Кочкуркина; Академия Наук СССР. – Л.: Наука, 1986. -141 с. Стр. 64-74.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Одежда умершего (вепсы)
Рубрики
Одежда и постельные принадлежности умершего сжигались. Обязательное сжигание их зафиксировано в Ладве и Мягозере. Объясняют это боязнью порчи, исходящей от них. У южных и средних вепсов, судя по высказываниям информаторов, сжигать их начали недавно: «раньше не сжигали, постирают, но до сорочин не держали, потом попрошайкам давали». Теперь жгут из-за того, что она никому не нужна, отчасти и по соображениям гигиены: «ею брезгуют». Обычай сжигать стружку от гроба, солому, на которой мыли покойника, березовые ветки и другие предметы, оставшиеся после умершего, известен у многих народов и считается пережитком некогда бытовавшего обряда трупосожжения. У вепсов он также, возможно, восходит к существовавшему в X—XI вв. у древней веси обряду трупосожжения . Время устройства костра сейчас у вепсов различное. Чаще распространено сжигание «вещей» покойного во время погребения, в некоторых районах (у тихвинских и мягозерских вепсов) их сжигают после возвращения с кладбища. При сжигании наблюдали: «куда летит дым, в той стороне скоро будет покойник». На кострище «знающие» клали крест из лучины.
Тематические группировки
подробнее…
Оленеводство
Рубрики
Помимо обычного животноводства, в XIX в. у северных карел существовало и оседлое оленеводство. Оно не имело промыслового значения, и оленей использовали по преимуществу как тягловую силу. Оленей держали у домов, и корм для них заготовляли зимой. В марте, поставив лишь клеймо на ухо, выгоняли на лето в леса, где они паслись без всякого присмотра, поэтому осенью многих оленей недосчитывались: часть их дичала,часть убивали охотники, часть крали крестьяне других деревень. С первым снегом карелы-оленеводы шли ловить своих оленей, пользуясь для этого арканами или особыми загородами. По клеймам устанавливали, чьи это олени и передавали их владельцам. Диких оленей, присоединившихся к стаду, продавали или убивали, а шкуры и мясо делили между собой. Много зла оленеводам приносило оленекрадство силками. Над охотниками-ворами оленеводы сначала чинили свою расправу – били, и только потом передавали властям для судебного разбирательства. Оленеводство северных карел, по всей вероятности, лопарского типа. Они практиковали выпас оленей без пастуха, как и лопари, тогда как у коми-зырян , коми-ижемцев и ненцев оленей всегда пас пастух с собакой. Не исключена возможность, что приобщение карел к оленеводству происходило не только тогда, когда они жили на крайнем севере теперешней Карелии, а значительно раньше. Езда на оленях известна уже героям рун «Калевалы». В карельских сказках часто упоминается олень. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 30-35.
Тематические группировки
подробнее…
Олонецкая губерния
Рубрики
ОЛОНЕЦКАЯ ГУБЕРНИЯ, адм.-терр. единица на сев.-зап. России в кон. XVIII – нач. XX вв. В 1773 была создана Олонецкая провинция (область), центром к-рой становится г. Олонец. В 1776 провинция приписывается к вновь созданному Новгородскому наместничеству. В 1782 центр провинции переносится в г. Петрозаводск. В 1784 образовано Олонецкое наместничество на правах губернии. Первоначально оно состояло из шести уездов: Петрозаводского, Олонецкого, Каргопольского, Вытегорского, Повенецкого и Кемского. В 1785 образовалось еще два у.: Лодейнопольский и Пудожский. В 1796 Олонецкое наместничество ликвидировано, а его терр. разделена между Архангельской и Новгородской губ. В 1801 организована О. г. с семью уездами: Петрозаводским, Олонецким, Повенецким, Пудожским, Вытегорским, Каргопольским и Лодейнопольским. На западе губерния граничила с Вел. княжеством Финляндским, на севере и востоке – с Архангельской губ., на юго-востоке – с Вологодской, на юге – с Новгородской, на юго-западе – с С.-Петерб. губ. Ее терр. составляла ок. 127,8 тыс. кв. км, население (по данным переписи 1897) – 364 тыс. чел. В 1920 из О. г. были выделены терр. с карельским населением, на к-рых была создана Карельская трудовая коммуна (в 1923 преобразована в Карельскую АССР). В кон. 1922 О. г. упразднена, часть ее вошла в состав Петроградской (Ленинградской) губ. В XIX – нач. ХХ вв. на терр. совр. Лен. обл. находились земли Лодейнопольского, Олонецкого и Петрозаводского уездов О. г. Лит.: Памятные книжки Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1857–1915; Обзор Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1874–1914; Петров К.М. Краткое описание Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1881. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н. Г. Прилукина
Рубрики
Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков открыт как районный краеведческий музей в 1959 году. В 1994 году Олонецкий музей получил статус "национального", а в 1999 году ему присвоено имя основателя и первого директора - Прилукина Н. Г. Сегодня Олонецкий национальный музей является хранителем и собирателем самой большой в Карелии коллекции памятников, характеризующих материальную и духовную культуру карелов-ливвиков и насчитывает более 20 000 единиц хранения. Музей - уникальное учреждение и его миссия не ограничивается сбором, хранением и экспонированием предметов. Адрес музея: 186000, г. Олонец, ул. Урицкого, 9, тел. (8-814-36) 2-13-31, e-mail: olon_mus@onego.ru Библиография: ОЛОНЕЦКИЙ национальный музей карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина // Официальный информ. портал «Олонец» [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://olonets.onego.ru/index.php?id=68
Тематические группировки
подробнее…
Оплакивание покойника
Рубрики
Вепсы относятся к народам с особенно развитой формой причети. Однако, вепсские причитания, как и в целом фольклор вепсов, изучены пока недостаточно. Хотя первое же их исследование привело к крайне любопытным выводам: вепсская мелострофа (названный так структурно-интонационный феномен, зафиксированный в наиболее выразительной и однозначной форме именно в вепсской причети) не только бытует в фольклоре родственных народов (карел, ижор), но и совпадает по композиции и типу интонирования с напевами заонежских и пудожских былин. В связи с этим было высказано предположение об усвоении русскими сказителями вепсской мелострофы из песенной культуры западнофинских народов (вепсов, карел). Уложив покойника, начинали его оплакивать. Причитывали в основном близкие родственницы. Имеются единичные свидетельства о том, что оплакивали и мужчины. Особенно полагалось плакать дочери по умершей матери – «путь легче». Оплакивать маленьких детей не было принято – «их там задразнят». До погребения все односельчане и родственники из других деревень приходили проститься с покойным. Запрещалось посещать покойников только беременным женщинам, иначе лицо (или губы) у родившегося ребенка будут «бледными, синими или желтыми». В случае, если покойник был близким родственником и на похороны идти нужно было непременно, беременная женщина прятала за пазуху красную тряпку или деревянную ложку, которые якобы предохраняли плод от нежелательных последствий. Есть даже поговорка: «на похороны идут за сто верст, на сорочины - кого позовут». Вновь пришедшие причитывали, обращаясь к покойнику с плачем, содержание которого чаще всего сводилось к сожалению, что умерший уже больше никогда его не встретит. Этикет требовал, чтобы навещающие сперва здоровались с покойником, а затем с остальными. Кроме словесного приветствия принято было махнуть платочком над умершим и поклониться ему. Пришедшие навестить покойника поминали его «белым» киселем (овсяным или из ржаных высевок) из общей чашки. Покойника старались не оставлять одного даже ночью. В темное время суток в комнате умершего обязательно должен был гореть свет.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Орнамент (карелы)
Рубрики
Орнамент складывается из геометрических фигур (ромбы, кресты с загнутыми концами, S-образные фигуры, четырёх – восьмиконечные звезды, прямые и косые кресты), изображений растительного и животного мира, стилизованных человеческих фигур. В орнаменте либо выделяются геометрические и сюжетные узоры, либо смешанные, сочетающие в себе разные мотивы. Наиболее древней и яркой группой являются геометрические мотивы орнамента. Особо следует отметить орнаментальную композицию с женской фигурой. Узоры с антроморфными (женскими) изображениями обычно представлены в традиционной трёхчастной схеме: в центре помещается женская фигура с ромбовидной головой, опущенными вниз или воздетыми руками, в колоколообразном одеянии. По бокам её симметрично располагаются всадники, кони, деревья, птицы, геометрические фигуры. Среди изображений фантастических птиц-животных особое место занимает мотив двуголовой птицы-коня с туловищем, имеющим сходство с древней ладьёй. А на спине обычно располагается антроморфная фигура либо дерево. Образы коней изображались в статичных, торжественных позах, с горделиво изогнутыми шеями, с кустами и ветками, произрастающими из их туловища. Более поздние мотивы состоят из изображений крестьянских лошадок и реалистичных всадников, которые обуты в сапоги, а вместо символического дерева рядом стоит вазон. Особый круг мотивов составляют образы животных и птиц южного происхождения, овеянные сказочным содержанием, – павлины, львы-барсы, двуглавые орлы. Мотивы самостоятельных геометризованных деревьев очень разнообразны. Это мотивы из хвойных деревьев с многочисленными ветками либо из геометризованных деревьев, имеющих отдалённое сходство с деревом, очевидно, хвойным. Библиография: ОРНАМЕНТ [карел] // Сайт «Финноугория» [Электр. ресурс] / Финно-угорский культурный центр РФ. – Республика Коми, 2007-2008. - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/folk/6/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=344&ELEMENT_ID=2218
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Орнитоморфные изображения в вышивках (вепсы)
Рубрики
Исключительно развиты орнитоморфные мотивы, причем преимущественно в вышивках полотенец, у средних и южных вепсов. Исполнялись они старинной техникой - двусторонним швом и строчкой по сетке. У северных вепсов они отмечены реже. Композиции имели несколько основных типов: птицы, повернутые друг к другу, образовывали раппорт с рисунками геометризованных деревьев или вышивались одной крупной фигурой на всю ширину полотенца. Птицы были одной из наиболее распространенных фигур при заполнении орнаментального "поля" между другими изображениями, а также в фризовых окаймлениях узоров. Часто птицы оказывались также атрибутами других мотивов (например, женская фигура с птицами в поднятых руках, дерево с птицами на ветвях и т.д.). Орнитоморфные изображения в вышивках вепсов, как и у соседних народов, выполнены в условно-реалистическом стиле, и поэтому определить в них какие-либо конкретные виды птиц можно лишь с большой долей вероятности. В отдельных случаях можно узнать птиц из семейства водоплавающих, куриных (лесных), хищных, а также, возможно, болотных птиц. Орнитоморфные мотивы в вепсских вышивках можно свести к нескольким иконографическим типам. Первый включал различные варианты профильных, одноглавых птиц с поднятым крылом и веерообразным хвостом. Второй тип изображал птиц без крыла, причем хвост вышивался в виде большого круга, спирали или же Г-образной формы. Третий тип - это также профильные птицы, но с двумя разнонаправленными головами и одним туловищем. Наконец, еще одна разновидность - также двухголовые птицы с корпусом, поставленным в фас, в которых узнается изображение двуглавого геральдического орла. Мотивы двуглавой геральдической птицы, по единодушному мнению исследователей, были усвоены крестьянскими вышивальщицами в позднем средневековье, генетические истоки трех первых типов, видимо, более древние. Некоторые из них обнаруживают сильное стилистическое и иконографическое сходство с орнитоморфными подвесками из металла, которые в период раннего средневековья были характерными украшениями у "чудских" и смешанных славяночудских племен Европейского Севера и средней полосы России. Вместе с тем орнитоморфные мотивы, пройдя многовековую эволюцию, на новых декоративных материалах, т.е. на текстиле получили самостоятельное развитие. В частности, они стали наделяться, как упомянуто, многочисленными знаками, имевшими, видимо, символическое происхождение, которые не встречались еще на раннесредневековых подвесках и других украшениях древнего женского костюма.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Орудия лова
Рубрики
Орудия лова - сети и невода. Также используют мережи - длинные расширяющиеся по кругу конусы, с крыльями до 25-50 метров и ставники - ящики из сеток с двумя крыльями. Сети прежде вязали специальными иглицами, величина которых зависела от размера ячеи сети. Изготовление сетей считалось женской работой. Толмачева, Е. Б. Рыболовство у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
подробнее…
Освещение
Рубрики
Для освещения избы служила лучина. Избу освещали только в зимние вечера, весной и летом обходились без освещения. Керосиновые лампы появились в конце XIX века и было доступны только зажиточной части населения. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119.
Тематические группировки
подробнее…
Отправление в дом жениха
Рубрики
Если свадьба происходит зимой, то свадебный поезд направляется на лошадях в дом жениха; если летом, то пешком или на лодке, при чем жених поднимает на руках невесту в сани или в лодку. Когда приезжают в дом жениха, мать жениха встречает приехавших с иконой в руке и благословляет их, осыпая рожью. Тут же женщины поют свадебную песню. Вслед за свадебным поездом приезжает родня невесты. Родственники жениха и невесты присаживаются за стол. Здесь за столом открывают лицо невесты. Присутствующие в это время кричат: красивая невеста. Начинается угощение. Невеста в это время сидит, но при подавании новых блюд и при подходе нового гостя она встает и кланяется. После угощения все родственники жениха и невесты поздравляют новобрачных и затем уезжают. Перед тем как молодым идти на подклеть, родители жениха садятся на лавку и прячут ноги; молодые должны их найти и обнять. Патьвашка ведет молодых спать, а кто-нибудь из гостей старается перед приходом молодых занять их постель и уступает им ее только за деньги. Патьвашка оправляет постель и сует в ботинку жениха монету. Невеста раздевает жениха, при чем кланяется при растегивании у него каждой пуговицы, снимает сапоги и вытряхивает оттуда деньги, которые становятся ее собственностью. Когда жених ложится, то невеста подходит к нему и три раза кланяется; он берет ее за руку и укладывает на постель. Невеста ложится спать во всем одеянии. Утром на другой день новобрачных будит патьвашка, а затем мать жениха. В течении трех дней после свадьбы теща посылает блины зятю, за которые последний дарит деньги. Венчание не играет в свадьбе особой роли. Оно может состояться через неделю или через год и даже через несколько лет. Но обычно венчаются сразу после свадьбы. Во время венчания присутствует крестный отец жениха и крестная мать невесты. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Охота
Рубрики
Охота – древнейшее занятие вепсов, но ее характер и значение в хозяйстве менялись в различные исторические периоды. В раннем средневековье в связи с развитием торговых и даннических отношений существенную роль в жизни древних вепсов играл пушной промысел. В арабских исторических источниках весь запечатлена прежде всего как народ, поставляющий ценные меха на продажу. Главным промысловым животным был речной бобр (78% найденных костей диких животных принадлежало ему). Хищническая добыча бобра в конечном счете привела к его полному истреблению. В XIX – начале ХХ в. для основной массы вепсского населения охота уже имела подсобное значение. Главными объектами добычи были, как и в более ранние периоды истории заяц, белка, лисица, куница, выдра, норка, горностай, волк, медведь, лось, барсук, рысь; промысловой птицей – тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, утка и др. Охота была активной и пассивной. Активная форма включала выслеживание, преследование и добычу зверя с помощью активных орудий охоты: рогатин, кремневых и шомпольных ружей. На такую охоту шли с собакой. Так, в южновепсских деревнях собаки ловили норку и горностая, выкапывая их норы, находящиеся под корнями деревьев. При пассивной форме охоты пользовались различными ловушками, куда зверь попадал сам. Наиболее архаичными были ловушки с самострелом, давящим бревном и т.п. При установке капкана на зверя использовали палку длиною около полутора метров с изогнутым верхним концом и особо обработанным нижним, который оставлял отпечаток на снегу в виде следа определенного животного. Одним из пассивных приемов ловли волков были ямы, верх которых покрывали тонкими прутьями и мхом. Для ловли птиц широко применялись петли (plet), силки (rihm), сачки из рыболовных сетей (sak). Способы охоты на тетеревов отличались разнообразием. Известна, например, подманка их с помощью чучел (cucelod), сшитых из тряпок и набитых паклей. В тетеревов стреляли, когда они слетались к чучелам, укрепленным на берёзах. Осенью, когда тетерева кормились на овсяных полях, охотились при помощи ловушки, напоминающей по форме ступу, отсюда и ее название - humbar. В землю по кругу втыкались остроконечные колья (2-3 м высотою) с приманкой из колосьев овса. В центре круга помещалась палка с прибитой к ней горизонтально жердочкой. Клюнув на приманку, птица садилась на жердочку, которая не выдерживала ее и опрокидывала в ловушку. Такая ловушка была известна и карелам, но под другим названием - puzu - «туес». В каждом вепсском поселении проживало в прошлом по 2-3 профессиональных охотника. Особенно выделялись своим умением охотники–медвежатники (kondinik) Шимозера. Очень много преданий дошло до нашего времени о знаменитом шимозерском охотнике М. П. Мартьянове. В Шимозерье в те времена ежегодно приезжали на медвежьи облавы великие князья. Облава чаще всего проводилась в марте с установлением наста, но поиск берлоги охотником начинался уже ранней зимой и требовал высокого профессионального мастерства. Отыскав берлогу, охотник проверял ее 5-10 раз за зиму. На обойденную берлогу охотник ходил сам или продавал ее петербургским гостям. Во время облавы группа охотников окружала медвежью берлогу и на расстоянии 10-15 шагов начинала стрелять в воздух, чтобы разбудить зверя. Когда рассерженный медведь выскакивал из логова, его убивали из ружья. Охота с примитивными ружьями, дающими частые осечки, была связана с постоянным риском. Поэтому, чтобы обезопасить себя, охотники, помимо ружей, брали на облаву и рогатину. В летнее время, когда медведи начинали вредить посевам овса и скоту, применялся лов зверя «с лабаза», а также с помощью капканов и ям.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Охота
Рубрики
Исследователи Северо-Запада России в XIX в. единодушно отмечают, что охота у карел носила хищнический характер. «Зверя пушного карелы убивали нещадно, убивали больше, чем его успевало народиться». Поэтому в XX в. в Карелии многие звери стали редкостью. Остались для охоты главным образом белка, заяц, лисица и медведь. Охотники-карелы делились как бы на две категории: одни охотились главным образом на мелкую дичь, другие были «зверя» (медведя). Осенняя охота открывалась с конца августа и продолжилась до середины октября или ноября, затем начиналась зимняя охота. Способы добычи зверя были различные. Почти каждый охотник имел ружье «малопульное» или «большепульное», часто кремневое. В XVIII и в первой половине XIX в. такие ружья изготовлялись карельскими мастерами, позднее их стали покупать в городах. Бурый медведь как объект охоты был поставлен в особое положение. Об охоте на него в народе сложено очень много рассказов. Охотники-медвежатники пользовались большим уважением. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 35-46.
Тематические группировки
подробнее…
Охранительные обряды
Рубрики
Перед выносом покойника и сразу после него принимали ряд охранительных мер. Одна из них — «окуривание» покойника. Осмысливался этот обычай как очищение избы от запаха и даже присутствия покойника. Чужой кадил для умершего. Кадили до росстаней, здесь угли и кадильница выбрасывались. Имеется одно сообщение, что в избе при выносе жгли бересту. Во всех группах вепсов «окропляли» порог перед выносом. У северных вепсов это делали водой, стоящей на подоконнике со дня смерти. Вслед покойнику бросали левой рукой curukivi со словами: «чтобы камнем холодным от нас ушел». У средних вепсов избу и пороги кропил водой, хранящейся с момента смерти на печи или на притолоке двери. Южные вепсы для этой цели специально готовили «святую» воду, предварительно обмыв в ней икону. Во всех группах вепсов для окроплення применяли и простую воду, которую разбрызгивали чистым веником вслед выносимому покойнику. Сразу после выноса покойного во все пороги вбивали гвозди. Раньше вбивали не простые, а подковные гвозди. Имеется одно сообщение, что под порог забивали подкову. Объясняют это различным образом: «чтобы не вернулась душа», «чтобы не бояться», «чтобы не было больше покойников». У средних вепсов, как только поднимали гроб, на его место бросали кочергу или осиновое полено. Скамейку, на которой стоял гроб, переворачивали. Сберегательные функции всем этим предметам и действиям приписывали и другие народы. Обычай после выноса покойника вбивать в порог гвозди и переворачивать скамейку известен у сету и карел, русские крестьяне верили, что подкова или скоба у порога предохраняют дом от болезней, кочеpгa являлась одним из основных оберегов на свадьбе. Общеизвестна в поверьях многих народов и роль осины (осиновый кол, плаха) для предупреждения злых действий со стороны покойника.
Тематические группировки
подробнее…
Очистительные послеродовые обряды
Рубрики
С первым криком ребёнка, возвещающим о его появлении на свет, новорожденный и мать (вместе или по отдельности) становились объектами двух групп обрядов: очищения и социализации, – которые совмещались или проводились, попеременно чередуясь. Очистительные обряды основывались на универсальных представлениях о том, что в послеродовой период младенец и роженица являются сакрально нечистыми и в то же время наиболее предрасположенными воздействию враждебных сил. Количество очистительных обрядов у этнолокальных групп вепсов было различным. Особенно был развит этот обрядовый комплекс у северных вепсов. Его открывал ритуал обмывания новорожденного водой. Чаще всего обмывание производила свекровь, сопровождая его заклинанием: «Pezetan mina lapsen rodinsijal, n’imetoman i ristatoman, kulbetihesai, ristahasai, molitvohosai, vincahasai i vincaspei surmahasai. Amin, amin, amin» – «Мою я ребёнка на месте рождения, безымянного и некрещеного, до бани, до крещения, до молитвы, до венчания и от венчания до смерти». Вслед за обливанием ребенка на месте рождения следовало его омовение в избе на шестке у печи. В отличие от северных, у остальных вепсов именно эта процедура была «первой встречей» новорожденного с водой. Совершаемое омовение было призвано защитить ребенка от сглаза, порчи, болезней. С этой целью в воду опускали различные обереги: уголек, соль, ложки, паутину, щепки от половиц; от заболевания щетинкой – свиное рыло, чесалку или хлеб. Следующим очистительным ритуалом было мытье в бане через 2-3 дня после родов. Северные вепсы, видимо под влиянием карел, устраивали баню и для матери и для ребенка. У оятских и шимозерских вепсов ребёнка в баню не носили, боясь сглаза. Эту очистительную процедуру проходила одна роженица.
Тематические группировки
подробнее…
Оятская керамика
Рубрики
ОЯТСКАЯ КЕРАМИКА. В рус. и вепсских деревнях на р. Оять (совр. Лодейнопольский р-н) издавна существовало гончарное дело. Этому способствало наличие залежей высококачественной красной глины. Особое развитие гончарный промысел получил в XVIII в. Оятские гончары в осн. изготавливали разнообразную столовую посуду, а также лепную глиняную игрушку. Длительное совм. проживание вепсов и русских сказалось на формировании стилевого единства оятской керамики – характерны приземистые формы сосудов и штампованный орнамент. Помимо штампов, применяли также рельефную роспись рожком, а также белую и черную ангобную роспись (жидко разведенной глиной). Изредка употреблялась зеленая краска (медный купорос). В нач. XX в. только мастеровыми Сотского погоста Шапшинской вол. Лодейнопольского у. вырабатывалось для продажи более 400 тыс. гончарных сосудов. В 1928 в Оятском р-не насчитывалось 194 крест. «горшечных» (бревенчатые постройки, в к-рых проходили формовка и обжиг керамических изделий). В 1969 в с. Алёховщина Лодейнопольского р-на был создан керамический цех (впоследствии – ООО «Оятская керамика»). К работе были привлечены опытные гончары – А.В. Лукичев, А.З. Бойцов, Г.М. Романов, А.А. Смирнов, к-рые помогли возродить традиции О. к. В 1990-е в селе восстановлена дерев. ц. Михаила Архангела XVII в., ее внутреннее убранство оформлено керамическими изделиями местного произ-ва. Предприятие уничтожено пожаром в 2004, в наст. время идет подготовка к стр-ву новой керамической ф-ки. В селе работает Центр возрождения ремесел, в т. ч. гончарного дела (рук. Л. Иванова). Лит.: Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С.57-60; Косменко А.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Керамика. – http://www.vepsia.ru/tr_culture/iskustvo.php#niz; Оятская керамика. – http://oyatskaya.813.ru/; Храмы, соборы, церкви, часовни. –http://www.lenobl.ru/culture/heritage/cultus/temple?notpl=1 В.И. Киселев
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Парнишник
Рубрики
В некоторых деревнях средних и южных вепсов накануне свадьбы в доме жениха устраивали «парнишник», «парневик» («prihveuer») – холостую пирушку для друзей и родственников. Если девичник у невесты посвящался оплакиванию «воли-красоты», уходящего девичества, то вечеринка у жениха проводилась весело, с обильным угощением, плясками и музыкой. Непременным участником этого вечера был дружка. Это был очень важный персонаж в вепсской свадебной обрядности. Дружка был большим знатоком старинных обычаев, и следил за тем, чтобы они не нарушались. Кроме того, у южных вепсов дружка еще выполнял роль знахаря или колдуна, поскольку он оберегал жениха и невесту от «сглаза» и «порчи». Он отличался своим нарядом: красная рубаха с цветным поясом, шапка с кисточками и нашитыми ленточками, длинные вышитые полотенца, повязанные накрест через оба плеча и заправленные под кушак, на плечах яркий разноцветный платок, в руках кнут, которым он пользовался как магическим ритуальным предметом. Зимой все «регалии» надевались поверх пальто, подпоясанного кушаком. Перед началом холостой вечеринки дружка вел жениха в баню, сам мыл его, опоясывал куском старой сети-мережки, в которую была замотана высушенная щучья голова – лучший оберег от «призора». При выходе из бани он ударял кнутом в дверь, чтобы отогнать «нечисть». После вечеринки жених в сопровождении друзей отправлялся кататься на санях с бубенцами, песнями и музыкой, а в летнее время прогуляться по деревне с тем же шумным весельем.
Тематические группировки
подробнее…
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14