Номера газет / Свирские огни 29.12 1961 №254
Выход невесты
Рубрики
Все участники свадьбы выходят из дома и останавливаются вблизи крыльца. Зять или брат невесты приводят невесту и передают ее жениху. У жениха и невесты в руках шерстяные рукавицы. Невесту ведут таким образом, что она держится за один кончик платка, а жених — за другой. Жених поднимает покрывало и смотрит, та ли самая девица, которую он сосватал. Затем три раза повертывает ее на месте и становит рядом с собой. Тут же даются последние наставления жениху и невесте. Жениха просят обучать невесту по-хорошему. Если она будет непослушна, бить ее сначала соломинкой, прутиком, а потом и кнутом. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Добрачные отношения молодежи
Рубрики
Свадьбе и сватовству предшествует период знакомства парня с девушкой. Оно устанавливается на праздниках, вечерках, беседах и танцах, когда в длинные и темные осенние и зимние вечера девушки и парни собираются на вечерку, где девушки занимаются рукоделием (вяжут чулки, шьют, прядут и т. д.), а парни обмениваются веселыми шутками. Там они облюбуют себе милых. На танцах во время храмовых праздников, когда съезжается молодежь с различных деревень, происходит то же самое. В силу того, что родные девушки заботливо оберегают ее от нравственного упадка, это знакомство протекает крайне скрытно, принимая зачастую уродливые формы: парень с девушкой открыто не гуляют, как принято в других местах, а по окончании танцев парень провожает девушку до дому, причем обыкновенно по пути они прячутся в сарай, в кусты, где могут просидеть целую ночь. Наиболее счастливые остаются ночевать в том же доме, где были танцы, вечерка или беседа. Нужно сказать, что ничего предосудительного в этих скрытных местах не происходит. Там при отсутствии посторонних происходит признание в любви, произносятся обоюдные клятвы и обмениваются подарками-залогами. Парень дает девушке золотое кольцо, а девушка платок, фартук или сшитый из кусков разноцветных материй кисет. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Одаривание родни жениха
Рубрики
Подарки кладутся на кончик кнута патьвашки, с указанием кому что предназначается. Они даются всем близким родственникам жениха и состоят из рубашек, кальсон, платков и т. д. Невеста плачет, обращаясь ко всей родне. У отца просит приданого: коров, телят, овец, одежды и т. д. Потом испрашивает у него прощения. Затем невеста в сопровождении плачеи и своих подруг выходит на улицу, где происходит обряд, так называемый поклон на шубе. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Одевание
Рубрики
Одевают невесту при участии патьвашки и родственников, предварительно умыв ее лицо. Одежда состоит из шелкового сарафана, платка и парчевой сорочки. При надевании сорочки три девушки склоняются у ног невесты и стоят до того момента, когда станут надевать сорочку. Когда одевание окончено, невеста под покрывалом идет до дома жениха, если она из одной деревни с ним. Во время одевания женщины поют свадебные песни, требуя за это денег. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Отправление в дом жениха
Рубрики
Если свадьба происходит зимой, то свадебный поезд направляется на лошадях в дом жениха; если летом, то пешком или на лодке, при чем жених поднимает на руках невесту в сани или в лодку. Когда приезжают в дом жениха, мать жениха встречает приехавших с иконой в руке и благословляет их, осыпая рожью. Тут же женщины поют свадебную песню. Вслед за свадебным поездом приезжает родня невесты. Родственники жениха и невесты присаживаются за стол. Здесь за столом открывают лицо невесты. Присутствующие в это время кричат: красивая невеста. Начинается угощение. Невеста в это время сидит, но при подавании новых блюд и при подходе нового гостя она встает и кланяется. После угощения все родственники жениха и невесты поздравляют новобрачных и затем уезжают. Перед тем как молодым идти на подклеть, родители жениха садятся на лавку и прячут ноги; молодые должны их найти и обнять. Патьвашка ведет молодых спать, а кто-нибудь из гостей старается перед приходом молодых занять их постель и уступает им ее только за деньги. Патьвашка оправляет постель и сует в ботинку жениха монету. Невеста раздевает жениха, при чем кланяется при растегивании у него каждой пуговицы, снимает сапоги и вытряхивает оттуда деньги, которые становятся ее собственностью. Когда жених ложится, то невеста подходит к нему и три раза кланяется; он берет ее за руку и укладывает на постель. Невеста ложится спать во всем одеянии. Утром на другой день новобрачных будит патьвашка, а затем мать жениха. В течении трех дней после свадьбы теща посылает блины зятю, за которые последний дарит деньги. Венчание не играет в свадьбе особой роли. Оно может состояться через неделю или через год и даже через несколько лет. Но обычно венчаются сразу после свадьбы. Во время венчания присутствует крестный отец жениха и крестная мать невесты. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Период между сватовством и свадьбой (карелы)
Рубрики
Период между сватовством и свадьбой может продолжаться несколько-дней, неделю, а иногда и больше, в зависимости от состояния жениха. В этот период невеста с плачеей и с подругами с распухшими и заплаканными глазами ходит по деревне, посещая своих родственников и близких, и плачет, собирая от них подарки. Кто дает сорочку, кто платок, кто денег и т. д. В субботу накануне свадьбы подруги топят баню, где они моют невесту, чтобы в доме жениха не начали обидными словами ругать и смотреть. Перед свадьбой, в субботу вечером жених, патьвашка, шуая-ниайни и брат жениха ходят дарить подарки невесте и ее родне. Подарки обычно следующие: невесте — зеркало, гребенка, сорочка или повойник, родственникам — рубашки, теще — сарафан. По прибытии жениха, невеста с плачеей и с отцом идут в женский угол, где жених с патьвашкой, кланяясь, предлагают подарки невесте. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Поклон на шубе
Рубрики
Брат невесты подстилает под ноги невесте шубу. Невеста, встав на нее, кланяется на все четыре стороны вместе с плачеей, приговаривая: "Простите улицы любимого отца, может, я сердитая с плохими словами по ним хаживала". Затем она с подругами идет на улицу погулять и поребячиться Перед входом в избу она с плачем просит отца последний раз открыть ей дверь. Отец два раза открывает дверь и после третьего раза невеста входит в избу. В избе невесту приглашают танцевать. Она танцует и благодарит девушек за приглашение. В избе она снимает ленточку и ходит с ней по избе в сопровождении плачеи, при этом, плача и причитая, она пробует положить её то на вешалку, то на полку, то в печку и т.д., но куда ни положит, кажется, все жаль ее оставить (ленточка — признак девичества). Наконец, она передает ленточку своей сестре. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Прием головных денег
Рубрики
Когда на семейном совете вопрос о свадьбе решен положительно, тогда начинается прием „головных" денег. Если у жениха нет своих денег, то он занимает их у других. Патьвашка кладет деньги на стол (от 30—100 рублей, в зависимости от состоятельности жениха), а сидящие кругом стола родственники невесты по очереди берут их себе, при чем каждый отсчитывает себе 1—10 копеек, остальные передают жениху. Лишь отец невесты оставляет для себя 3 рубля и 10 копеек в часовню. Следующим обрядом является так называемый обряд оберегания, которое имеет целью предохранить новобрачных от "порчи", от посягательств злых людей и нечистой силы; происходит он в клети. Жених и невеста встают друг против друга, жених держит на сковородке правую ногу, а невеста — левую. Сковородка должна быть теплой, чтобы молодые горячее любили друг друга. Патьвашка обходит с косой вокруг них два раза по солнцу и один раз против солнца и, делая косой крестообразные движения в воздухе, причитает. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Расплетание косы
Рубрики
Коса расплетается при участии всех родственников, хотя главную роль тут играют крестная мать и плачея.Невеста с плачем просит гребенку, затем ходят три раза вокруг сундука, на котором сидит невеста. Ходьба повторяется, причем два раза невеста сама садится на сундук, а на третий раз невесту сажают - только после того, как патьвашка своим кнутом ударит крестообразно по поверхности сундука. При этом патьвашка должен быть в возбужденном состоянии. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Сватовство (карелы)
Рубрики
Сватовство сопровождается многочисленными обрядами. Когда сделан выбор невесты, собираются родственники жениха: брат, замужняя сестра, крестный отец, крестная мать и кто-нибудь из богатых родственников; кроме того приглашается сват-колдун, если родственники не знатоки этого дела. Затем жених с родственниками и с отцом направляется сватать. Перед отправлением жених кланяется в ноги отцу и матери, прося благословения. Если жених не из той деревни, где живет невеста, то прямо в дом невесты не идут, а прежде останавливаются у соседа, закусывают и, говоря о цели приезда, спрашивают, не знают ли невест, а между тем распрашивают о той девушке, свататься к которой они намерены. После чая идут в дом невесты. Подходя к дому невесты, патьвашка стреляет в воздух, объявляя этим самым о прибытии сватов. Выстрел повторяется и при уходе. Входят в дом и останавливаются под жердью, идущей от печки к боковой стене, находящейся перед дверями. Начинается обычный разговор между сторонами жениха и невесты, причем со стороны жениха разговор ведет патьвашка-сват и шуаяниайни-сваха, а со стороны невесты отец или мать. Родители жениха говорят о достоинствах его и об его богатстве; родители невесты ссылаются на молодость ея и говорят, что от нее будет зависеть, выйти замуж или нет. Потом сваха уводит невесту на улицу или в другую комнату, где уговаривает ее дать согласие. Невеста дает утвердительный или отрицательный ответ или же отговаривается тем, что она предварительно должна посоветоваться с родственниками. В том случае, если мнение невесты и ее родителей склоняется в пользу брака, созывается семейный совет со всеми родственниками. Если же брак нежелателен, то на совет приглашают лишь ближайших родственников. На семейном совете высказываются за и против, разбирают, что называется, по косточкам жениха: его достоинства, недостатки, имущественное положение и т. д. Спрашивают мнение невесты, а в некоторых случаях приглашают и жениха, спрашивая у него, по собственному ли желанию он женится или по приказаниям других. Во время семейного совета зажигается свечка перед образами. В случае отказа (aparat) невеста гасит свечку, а в случае согласия свечка продолжает гореть. По окончании семейного совета, при согласии невесты, она с женихом идет на улицу, где они разговаривают и обмениваются скрытыми залогами. Жених дает кольцо, а невеста шелковый платок или платье. Затем невеста кланяется в ноги своим родителям, братьям, сестрам и родственникам, говоря при этом отцу, что раз сумел он выкормить, так пусть сумеет и отдать. Этот обряд имеет место и в случае отказа, с той лишь разницей, что невеста говорит: "умел кормить до сих пор, корми и дальше". Отказ невесты нередкое явление, хотя невеста заранее и дает согласие жениху. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Смотрины
Рубрики
Свадебный поезд состоит из тех же лиц, что и при сватовстве. Являются они в дом невесты летом на лодке, а зимой на лошади. Заходя в дом, они справляются о рукавицах и, получив утвердительный ответ, садятся, как и при сватовстве, в большой (красный) угол. Затем после разговоров начинаются смотрины — самый торжественный момент свадьбы. Тут производятся публичные смотрины невесты. Невеста одевается в лучшее платье. Состоит этот обряд в том, что невеста с крестной матерью и сестрой находятся в женском углу, отделенном занавеской от другой половины избы. У занавески стоит повивальная бабка невесты и подруги. Бабка и девушки требуют денег от входящих туда жениха и патьвашки. Последний дает 1—3 копейки девушкам и 10 копеек бабке. Занавеска открывается, и они входят. Крестная мать и сестра держат невесту за косу и также требуют белую (серебряную) монету. Крестной матери дается гривенник. Жених и невеста встают друг против друга, обмениваются подарками: жених дает сарафан, а невеста рубашку. Во время обряда приготовляется кушанье, накрываются столы и садятся кушать. Затем собирается опять семейный совет, на котором окончательно решается вопрос о выдаче девушки замуж. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…