Водский музей
|
Рубрики
|
|
Создание частного водского музея в д. Лужицы Усть-Лужского округа (ныне – сельского поселения) Кингисеппского района Ленинградской области, где проживают представители народа водь, началось в 1997 году. Из множества водских деревень в настоящее время только в д. Лужицы и в д. Краколье сохраняется водский язык. Угроза полного исчезновения самобытной водской культуры и побудила нас создать музей, который очень быстро завоевал популярность у местных жителей. Антоновы подарили музею "курви-вэркко" – сеть для ловли корюшки, "примузла" – цеп для обмолота, "сильмярятты" – полотенце, Нестеров А. Ф. – "люлю" – орудие труда для зимней рыбалки, а его жена Любовь Никитична – женскую одежду начала 20 века. Наумова Т. К. отдала "лаута" - стол 1870 г., Агафонов И. М. – редкую фотографию первого в деревне красивейшего кирпичного дома, который построил его дед Агафон Гаурила. "Рулла-пуу" с тало-меркки (домовой меркой) Филатовых, "пуу-васара" – деревянный молоток, "анкури" – якорь, монеты шведского периода, "барбери-пуллод" – поплавки из дерева и многое другое приносили местные жители. Таким образом, в музее было собрано 70 экспонатов и более 200 фотографий довоенного периода. Дом, в котором располагался музей, был построен в 1903 году замечательным лужицким плотником Антоновым Семёном Яковлевичем (Онтони Якко Семона), когда ему было всего 18 лет. Представлял собой типичный водский дом с трехчастной связью; зимняя и летняя половины соединялись т-образным коридором. С северной стороны к дому примыкал большой двор, соединяющий в себе помещение для скота, сеновал и помещение для хранения бытового инвентаря. В 2002 году дом-музей со всеми экспонатами, фотографиями и документами был сожжен. В настоящее время ведется восстановление музейной экспозиции, продолжается поисковая работа по восстановлению истории води и последних водских деревень, восстановление генеалогий древних лужицких родов, оказывается всесторонняя помощь исследователям, продолжается работа с водскими информантами, а также изучение и перевод книг П. Аристэ и других учёных с образцами водской речи. В Кракольской школе ведется обучение водскому языку. В этой же школе создан водский фольклорный ансамбль "Линнуд". Ежегодно в Лужицах проводится весёлый деревенский праздник "Лужицкая складчина", на котором мы представляем забытые водские обычаи, вспоминаем утраченные традиции, показываем новые экспонаты и знакомим жителей с архивной информацией. На каждый праздник непременно приходят "чуды", напоминая всем присутствующим, что легендарная чудь еще жива.
Автор статьи: Татьяна Ефимова.
Библиография:
Ефимова, Т. Водский музей / Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Водский язык
|
Рубрики
|
|
Водский язык относится к прибалтийско-финской группе уральской семьи языков. По одной из классификаций прибалтийско-финских языков водский язык, вместе с эстонским и ливским образуют южную подгруппу. Водский язык представлен несколькими местными диалектами, которые обычно делят на западные и восточные. Среди западных можно выделить диалект д. Кроколье, близкий к нему диалект деревень Лужицы (Luutsa) и Пески (Liivcyla), диалекты деревень в окрестностях д Маттия (Mati), диалекты деревень в окрестностях д. Котлы (Kattila) и диалекты находящиеся к югу от Котлов. К восточно-водским относятся диалекты нескольких деревень в районе Копорья (Kabrio), включая д. Ицепино (Icapaiva) и д. Подмошье (Mahu). Различие между западно-водскими и восточно-водскими диалектами небольшое.
К водскому языку традиционно относят еще два диалекта, имеющие существенные отличия от перечисленных выше. Это диалект кревингов, потомков водских военнопленных, переселенных в район г. Бауски ливонскими рыцарями в сер. 15 в., а также диалект д. Куровицы (Kukkuzi), возникший в результате "ижоризации" местного водского языка.
Водский субстрат заметен не только в Куровицком диалекте, но и в других ижорских диалектах Нижней Луги. Наиболее сильное водское влияние заметно в диалектах д. Орлы (Kotko), д. Манновка (Mannakka), д. Извоз (Teesuu), д. Кейкино (Haavikko) и Дальней Поляны. В несколько меньшей степени водское влияние заметно в деревнях по р. Росона.
По данным Пауля Аристэ водское влияние отмечается и в некоторых северо-восточных диалектах Эстонии, например в диалекте д. Вайвере, и в некоторых эстонских диалектах на берегу Чудского озера.
Водское влияние заметно и в ряде финских диалектов Западной Ингерманландии, например на Курголовском п-ве, в районе д. Дубровка (Suakyla), а также в лютеранских приходах деревень Котлы и Novoselkka.
Некоторые исследователи также упоминают о существовании некоего прибалтийско-финского языка в районе Гдова, Добручинская волость.
Первая грамматика водского языка появилась еще в 19 веке (Альквист). В начале 20 века Дмитрий Цветков из д. Краколье написал первую водскую грамматику на родном языке. В 30-е гг., во время создания письменностей на миноритарных языках для водского языка не было создано отдельной письменности и обучение в школах проводилось на ижорском языке. Сталинские репрессии а также Вторая Мировая война нанесли огромный ущерб водскому народу. В послевоенное время далеко не всем вожанам удалось вернуться в свои родные деревни. В школах в послевоенное время преподавание велось только на русском языке, а употребление водского языка не поощрялось даже в личном общении. Результатом этого стало резкое сокращение территории распространения водского языка к концу 20 века.
Тем не менее с начала 90-х гг. начинается движение за возрождение водского языка и в 1994 году начинают функционировать курсы водского языка в Санкт-Петербурге. С наступлением 21 века деятельность этих курсов активизируется. В это же время впервые начинается преподавание водского языка в средней школе д. Краколье. В настоящее время ведется работа над созданием различного рода учебных пособий по водскому языку.
Автор: Мехмет Муслимов
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Сородичи по языку. – Будапешт, 2000.
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Женский водский костюм
|
Рубрики
|
|
Женский костюм конца 18 века подробно описан Ф. Туманским. Большинство деталей костюма сохранено в музеях Эстонии и Финляндии. Поэтому его можно было восстановить. Водский женский костюм имеет возрастные отличия; костюм девушки, костюм молодки, только что вышедшей замуж, костюм женщины через два года после свадьбы и костюм женщины (старухи) через 10-15 лет после замужества. Костюм девушки был восстановлен Кузнецовой К. и Ефимовой Т., костюм 3-го возраста - группой мастериц под руководством О. И. Коньковой. Костюмы были представлены на водском празднике "Лужицкая складчина -504" в 2004 году в д. Лужицы.
«...Женщины чюдския (водские) все вообще красивы, имеют веселый, приятный и заманчивый взгляд, быстрый глаза больше голубыя … росту оне хорошаго, волоса почти у всех светло-русия, тело имеют здоровое нежное белое и чистое; в убранстве своем красивы и от множества бисеров и звонков делают великой шум, когда идут...»
Уборы женщин различны по возрасту, и разделяются на четыре отделения: 1) девки, 2) молодки, 3) женщины и 4) старухи, об отличии которых следует.
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Шлыгина, Н. В. Архаические формы женской одежды води и ижоры // Древняя одежда народов Восточной Европы. – М., 1986. – С. 210-219.
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лужицкая складчина 2000 г (деревне Лужицы 500 лет)
|
Рубрики
|
|
Девиз праздника: "Нас мало, но мы есть!"
На фото:
• На праздник собралось более 300 человек
• Староста деревни - Ягодников Ф.В. с праздничным пирогом "500"
• Импровизированное выступление кракольских ваддя под руководством Цикало Е.И.
• Ижорский ансамбль "Рыбачка" под руководством Костровой Е.
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лужицкая складчина 2001 г (деревне Лужицы 501 год)
|
Рубрики
|
|
Девиз праздника: "Наше богатство - наша культура".
На празднике демонстрировались водские экспонаты, старые фотографии, видео и ауди- материалы с рассказами и песнями деревенских жителей из первого Водского музея. 52 местных жителя подписали Обращение к депутатам всех уровней с просьбой уберечь от вырубок наш деревенский лес, как историческую реликвию с его Шведским кладбищем, Мызным садом, каменными ансамблями и т.д.
На фото:
• У первого Водского музея
• Лужицкое застолье вскладчину
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лужицкая складчина 2002 г (деревне Лужицы 502 года)
|
Рубрики
|
|
Девиз праздника: "Покой нам только снится!"
7 сентября 2001 года первый Водский музей был сожжён. На празднике демонстрировались новые экспонаты второго Водского музея. Знакомились с материалами ЦГИА о самой маленькой помещице Ямбургского уезда, род которой продолжает жить в Лужицах, а так же с материалами эстонской (водской) экспедиции 1942-1943 г.г.
На фото:
• Первый экспонат нового (второго) музея - свадебный костюм Фуко Маре
• "Деревня моя повидала немало печалей и бед..."
• "Я в лица уверовал эти..."
• Первое вытупление "Линнуд"
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лужицкая складчина 2003 г (деревне Лужицы 503 года)
|
Рубрики
|
|
Девиз праздника: "Каждый человек даже самой маленькой национальности должен чувствовать себя в России комфортно, как дома".
Из речи В. В. Путина о национальной политике в России. Праздник совпал с Петровым днём. Петров день был престольным праздником в д. Лужицы. Впервые на празднике были представлены водский герб, гимн и флаг, продемонстрирован праздничный обряд поклонения кресту и иконе. К празднику издана первая книга водских сказок на водском языке с русским переводами, восстановлены народные костюмы.
На фото:
• Деревенская святыня
• Водские костюмы конца XVIII века
• Водский флаг
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лужицкая складчина 2004 г (деревне Лужицы 504 года)
|
Рубрики
|
|
Девиз праздника: "Молодёжь - наше будущее".
Каковы традиции воспитания детей в водской культуре? Как они передаются в лужицких родах? Мы гордимся нашими детьми. В культуре каждого коренного народа заложена прекрасная основа для воспитания детей в трудолюбии, уважении к природе и человеку.
На фото:
• Совместное выступление Линнуд и эстонского ансамбля "Вяйке Хеллеро"
• Лужицкие дети
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лужицкая складчина 2005 г (деревне Лужицы 505 лет)
|
Рубрики
|
|
Девиз праздника: "Сбережение народа".
Поддерживаем предложенную А. И. Солженицыным национальную идею для нашего государства: "Сбережение народа". 26 августа 2005 года была зарегестрирована организация "Общество Водской Культуры". В ОВК вошли энтузиасты, которым дорого водское наследие и знатоки водского языка и культуры.
На фото:
• Самый веселый момент праздника - приход Чуд
• Водская свадьба в исполнении Чуд - невеста, подружка невесты, "красный Зорро"
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лужицкая складчина 2006 г (деревне Лужицы 506 лет)
|
Рубрики
|
|
Девиз праздника: "Нас много, а смерть одна - всех не возьмёт".
Водская пословица от Огру Нестеровой. Открытие нового Водского музея в д. Лужицы, презентация Водских проектов.
На фото:
• Оргкомитет праздника
• "Среди болот зыбучих
И чащ лесных дремучих
Скрывалась непонятная, таинственная чудь..."
• "Не верьте в эти сказки
Стоим мы перед вами,
Потомки гордых ваттов..."
• Ансамбль Линнуд на празднике
• За праздничными столами в новом музее
• Филологам и художникам есть что обсудить за праздничным столом
• Приход Чуд
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
«Лужицкая складчина» (водь)
|
Рубрики
|
|
«…Это очень весёлый и жизнерадостный народ, который время от времени устраивает себе весёлые праздники».
Пастор Трефурт. 1783 г.
Ежегодно, начиная с 2000 года, в июле, в деревне Лужицы проходит водский праздник "Лужицкая складчина". Его часто называют "праздником деревни", т.к. новая традиция связывает его с первым письменным упоминанием деревни Лужицы в Переписных оброчных книгах 1500 года. В программе праздника рассказы о древней и современной истории водского народа, о жизни водской деревни и о судьбе её жителей; выступления фольклорных коллективов и застолье вскладчину. Одним из самых ярких эпизодов праздника является " хождение чудами".
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Общество Водской Культуры
|
Рубрики
|
|
26 апреля 2005 г. была зарегистрирована Автономная Некоммерческая Организация "Общество Водской Культуры". Целью Общества является культурно-просветительская деятельность. Для осуществления этой цели планируется работа по следующим направлениям:
• изучение и сохранение водской культуры;
• проведение лекций, семинаров, конференций, симпозиумов, выставок,
• концертов, фестивалей и других культурно-просветительских мероприятий;
• выпуск печатной продукции и средств массовой информации;
• составление и тиражирование учебных, информационных, художественных
• аудио и видео программ;
• установление и поддерживание контактов с организациями,
• осуществляющими аналогичную деятельность;
• содействие восстановлению, реставрации и сохранению памятников истории и культуры водского народа;
• привлечение добровольных пожертвований.
Председатель - Ефимова Татьяна Викторовна, е-mail: kronni1@yandex.ru
Директор - Кузнецова Екатерина Петровна, т. (812) 764- 06 -58,
е-mail:rakkopilli@mail.ru
Секретарь - Николаева Екатерина Валерьевна, е-mail: varoz@ilca.ru
Водский сайт: http://www.vadjamaa.narod.ru
Реквизиты АНО "Общество Водской Культуры" (АНО "ОВК"):
ИНН 781 332 02 71; КПП 781 301 001
Р/с 407 038 103 501 010 010 64 в ОАО КБ "Петро-Аэро-Банк", г. Санкт-Петербург
К/с 301 018 103 0000 0000 769
БИК 044 030 769
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Одежда девицы (водь)
|
Рубрики
|
|
1) На голове надета круглая шапочка подобная скуфьи унизанная бисерами, кораллами и большими белыми камнями; сия шапка называется пассиет; части ее суть:
а) самая верхушка состоит из шести рядов, три ряда унизаны змеиными головками, а три ряда бисерами, и каждый ряд подымается, а на средине самой головы вверху четыреугольный кусок олова в дюйм и называется тинад; б) под сими рядами в три ряда унизана оловянными четыреугольными кусочками, между коими пронизки бисерныя;
в) затем полоса состоящая из одних бисеров елмит называемых и в тринадцать ниток сложенных, что и составит ширины вершка полтора; г) под сею бисерною полосою ряд больших змеиных голов (чиви ловгат); д) сзади к сей шапке [пришита] петля из тясмы унизанной в три ряда бисером; что называется касса нитты или косная нитка; сквозь сию петлю или касса нитты продевается коса, которая всегда распущена и ничем не завязана, но волосы играют по спине. е) по обеим сторонам от шапочки идут ) вниз бисерныя тясмы, усаженный по краям и средине змеиными головами и назади имеющие связь таким образом что под обей уши и чрез косу прикрепляются и тем сия скуфейка держится крепко. Сии наушники называются - коервалункат
2) Вместо серег в уши вдевают кольцы имеющие вершок в поперешнике и бывающие серебренные, называют их пелтушкат, на сих кольцах внизу прикреплены подобие серег имеющие длинные вершка два или [два] с половиною привески вверху и внизу.
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
Шлыгина, Н. В. Архаические формы женской одежды води и ижоры // Древняя одежда народов Восточной Европы. – М., 1986. – С. 210-219.
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|