Образование (ингерманландские финны)

Рубрики

«Евангелистская церковь <...> проделала в XVI в. работу в области сохранения финского языка, значение которой трудно переоценить». Обязательным условием для заключения церковного брака была грамотность - умение читать, писать и знать религиозные тексты. Благодаря этому уровень образованности ингерманландских финнов значительно превосходил уровень русского населения, бывшего в подавляющем большинстве неграмотным. В начале XIX в. по инициативе церкви начала создаваться система школьного обучения. Из-за нехватки учителей и незаинтересованного отношения людей число школ росло крайне медленно. Поворота удалось добиться только благодаря помощи открытой в 1863 г. учительской семинарии в Колппана. Семинария не только готовила учителей для финских начальных школ, но и, благодаря педагогам-просветителям, сделалась центром расцвета культуры и духовной жизни Ингерманландии. В 1888 г. в Ингерманландии работало уже 38 финских школ. При школах организовывались кружки чтецов, песенные хоры и музыкальные оркестры, проводились праздники песни, более того, пожарные команды тоже обязаны своим появлением школам.

В 30-х годах существовали школы с преподаванием на ижорском и финском языках, существовало издательство “Кирья”, выпускавшее книги на финском, ижорском и эстонском языках. По некоторым данным, существовали и учебники на водском языке, которые впоследствии были уничтожены.

Библиография:

1. www/hrono.ru/etnosy/ingerman.html

2. http://www.finugor.ru/?q=node/880

3. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_

4. Мусаев В.И. Финские школы Петербурга-Ленинграда и Ингерманландии: ист. очерк // Национальные общественные объединения Санкт-Петербурга и власть: пути развития диалога и сотрудничества: материалы науч.-практ. конф. 23 декабря 2001 г. и науч.-практ. семинара 26 янв. 2002 г., Санкт-Петербургский Дом национальных культур / под ред. Т.М.Смирновой. – СПб., 2002. – С. 114-122.

5. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482.

6. Прибалтийско–финские народы : история и судьбы родственных народов / сост. М. Йокипии. – Ювяскюля, Издательство «Атена», 1995. – Из содерж.: Ингерманландия – с. 203-205.

7. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл.1. Финны-ингерманландцы. – Язык финнов-ингерманландцев: – с. 485-492.

8. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 19, 20, 28, 21-25, 29, 45.

9. Янсон П.М. От угнетения и бесправия – к счастливой жизни. – Л. : Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1936. – С. 35-55.

Адреса
Библиография

С. 114-122.

С. 481 - 482

С. 203 - 205

С. 485 - 492

С. 19, 20, 28, 21 - 25, 29, 45

С. 35 - 55

Тематические группировки