Тематические группировки
/
ЦОР
Айвазовский (Гайвазовский) Иван Константинович (1817-1900), художник | |
Рубрики | |
АЙВАЗОВСКИЙ (Гайвазовский) Иван Константинович (1817–1900), художник-маринист. В 1833-39 учился в СПб. АХ у М.Н. Воробьева и франц. мариниста Ф. Тоннера. Акад. (1843), проф. (1847) АХ. Состоял живописцем Гл. Мор. штаба, в 1854-55 участвовал в обороне Севастополя, мор. походах и сражениях. Работал в Крыму, Италии, Германии, Франции, Англии, Испании. Автор ок. 6 тыс. живописных работ, не считая множества рис. и акварелей. В 1830-х А. проводил летние месяцы в усадьбе Успенское (ныне – с. Старая Ладога) в гостях у А.Р. Томилова. Здесь написаны картины «Крестьянский двор», «Развалины башни и крепости Старой Ладоги» (обе – 1834) и др. Лит.: Вагнер Л.А., Григорович Н.С. И.К. Айвазовский. М., 1970; Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С.106; Пилипенко В.Н. Айвазовский: Альбом. Л., 1991; А.Р. Томилов – коллекционер и ценитель прекрасного. – http://www.oldladoga.ru/708.html А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Альбрехт Карл Францевич (1807-1863), музыкант | |
Рубрики | |
АЛЬБРЕХТ (Albrecht) Карл Францевич (1807–1863, Гатчина), скрипач, композитор, хормейстер, педагог. Родом из Пруссии, где получил муз. образование. В 1825-38 скрипач и дирижер разл. хоров и оркестров в Германии. В 1838 приглашен в СПб. в качестве дирижера нем. труппы и оркестра Александринского театра. В 1840 назначен также на должность дирижера рус. труппы. Под управлением А. в 1842 состоялось первое представление «Руслана и Людмилы» М.И. Глинки. С 1845 также дирижировал концертами Придворной певческой капеллы и Филармонического об-ва. Часто выступал в концертами в городах С.-Петерб. губ. Автор музыки к балетам «Две тетки» (1845), «Прошедший и нынешний век» (пост. в 1845), романсов на стихи А.С. Пушкина, А.В. Кольцова, А.К. Толстого и др. произв. С 1850 до конца жизни жил в Гатчине, преподавал музыку и пение в Имп. Николаевском Гатчинском Сиротском ин-те. В Гатчине А. написаны месса, балет «Горный Дух», три струнных квартета, романсы. Организатор муз. театрализованных представлений в Гатчинском дворце. Похоронен на лютеранском участке Гатчинского кладб. Лит.: Римский-Корсаков А. К истории первой постановки «Руслана и Людмилы» (Из дневника К.Ф. Альбрехта) // Музыкальная летопись. Сб. 2. П., 1923. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Алябьев Александр Александрович (1787-1851), музыкант | |
Рубрики | |
АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787–1851), композитор. Закончил Университетский пансион в Москве. Автор ок. 20 опер-водевилей (ряд из них в совторстве с А.Н. Верстовским), неск. опер («Амалат-бек», «Волшебная ночь»), оперы-балета, 150 романсов («Соловей», «Из страны, страны далекой», «Зимняя дорога», «Вечерний звон»), произв. для симф. и духового оркестров, хоров и мн. др. В 1820-х А. поддерживал тесные связи с лит. и театральными кругами СПб. – А.С. Грибоедовым, Н.И. Хмельницким, А.А. Шаховским, И.И. Сосницким и др. Неск. опер-водевилей А. было поставлено на сценах петерб. театров. Первым из комп. стал собирать и гармонизовать муз. фольклор Кавказа. Обрабатывал также песни башкир, киргизов, туркмен. В 1834 издал первый в России сб. обработок украинских нар. песен. В 1820-х А. неоднократно бывал у А.Н. Оленина в его имении Приютино. В 1822 присутствовал на традиционном празднике у В.А. Всеволожского в усадьбе Рябово. Лит.: Штейнпресс Б.С. Страницы из жизни А.А. Алябьева. М., 1956; Доброхотов Б.В. А.А. Алябьев. М., 1966. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Андреев Павел Захарович (1874-1950), артист | |
Рубрики | |
АНДРЕЕВ Павел Захарович (1874, с. Осьмино Гдовского у. С.-Петерб. губ. – 1950), певец, педагог, муз.-общественный деятель. В 1875 семья переехала в СПб., где А. обучался частным образом пению и актерскому мастерству. В 1893 уехал в Москву, пел в хоре «Летней оперы» М.В. Лентовского, выступал на эстраде, учился в Моск. синодальном уч-ще церк. пения (1893-98). В 1898 поступил в С.-Петерб. консерваторию. С 1903 выступал на сценах петерб. и моск. театров, в 1907-09 служил в Киевской опере. В 1909-48 – солист Мариинского театра. Мн. гастролировал. В 1919-28 и 1934-50 – педагог Ленингр. консерватории, проф. (с 1926) , нар. артист СССР (1939). В 1941 дал более 600 концертов для бойцов Ленингр. фронта, побывав во многих населенных пунктах Гатчинского, Лужского и др. р-нов. Умер в Ленинграде, похоронен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры. Лит.: Цветаев С. Павел Захарович Андреев: К 30-летию его сценической деятельности. Л., 1934; Лебедев Д.Н. Павел Захарович Андреев: Очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1971. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Анненские укрепления (г. Выборг) | |
Рубрики | |
АННЕНСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ (г. Выборг, между Петровской наб. и Батальонной ул.). Система оборонительных сооружений в юго-вост. ч. о-ва Твердыш. Представляла собой зубчатые в плане бастионы, соединенные куртинами, земляные валы и рвы, образующие три бастионных фронта. Название Анненкрон, или Корона Св. Анны дано по имени имп. Анны Иоанновны. Проект воен. инж. ген.-майора Кулона утвержден в 1731, бастионы сооружены к 1742, стр-во велось до 1750-х под наблюдением ген.-фельдмаршала Б.К. Миниха, позже А.П. Ганнибала. Эскарп (наружная стена) укреплений сложен из гранитных валунов, скрепленных раствором (выс. 10 м, толщина 3 м). По оси старой крепостной дороги, ведущей на запад, в земляных куртинах сооружены кам. Равелинные и Абоские (Фридрихсгамские) ворота. В XIX в. бастион Св. Анны прорезала Островная ул., ведущая в зап. часть о. Твердыш. Комплекс, в к-рый входили кордегардия и пороховые склады, сохр. фрагментарно. Лит: Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга XIII–XX вв. Л., 1977. С. 114-121; Кепп Е.Е. Выборг. Художественные достопримечательности. Выборг, 1992. С.52-55; Kauppi U.-R., Miltsik M. Viipuri. Vanhan Suomen paakaupunki. Helsinki, 1993. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Аренский Антон Семенович (1861-1906), музыкант | |
Рубрики | |
АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861 – 1906, Перкиярви), композитор, пианист, дирижер, муз. деятель. В 1882 окончил С.-Петерб. консерваторию, обучался композиции у Н.А. Римского-Корсакова. С 1882 в Моск. консерватории, проф. теории композиции; написал учебник по гармонии, руководство по изучению муз. форм. Среди учеников А. – С.В. Рахманинов и Р.М. Глиэр. С 1880-х начал выступать как пианист и дирижер. В 1890-х совершил неск. гастрольных поездок в Европу. Автор опер, в т. ч. «Сон на Волге» (1890), «Рафаэль» (1894), сюит для двух фп., двух оркестровых сюит, «Фантазии на темы Рябинина», множества фп. пьес и романсов. В 1895–1906 упр. Придворной певческой капеллой в СПб. Весной 1905 приехал на лечение в туберкулезный санаторий близ ст. Перкъярви (ныне ст. Кирилловское). Здесь он работал над музыкой к драме У. Шекспира «Буря». Скончался на даче вблизи санатория. Похоронен в СПб. на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры (ныне Некрополь мастеров иск-в). Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 393; Цыпин Г. Антон Степанович Аренский. М., 1966; Келдыш Ю. Антон Степанович Аренский // История русской музыки. Т. 9. М., 1982. С. 340-363 Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Археологические памятники | |
Рубрики | |
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ Лен. обл. – поселения, захоронения, культовые объекты и др. вещественные следы прошлого. Заселение терр. области происходит в эпоху мезолита. Возраст древнейшей находки из Антреа (ныне г. Каменногорск) св. 9000 лет. К эпохе неолита относятся керамика и костяные изделия, собранные при прокладке Нового Сясского кан. и в комплексе стоянки Березье Волховского р-на. Ранний неолит (V тыс. до н. э.) представлен стоянками Нарвской культуры (Сяберская III в Лужском р-не) и с керамикой типа Сперрингс. Культура с гребенчато-ямочной керамикой (кон. IV – нач. II тыс. до н. э.) относится к развитому неолиту. Предметы, обнаруженные при раскопках эталонного поселения Усть-Рыбежна I в Приладожье, отличаются высокой сохранностью. Во II – I тыс. до н. э. из Верх. Поволжья на эти земли приходят предки финно-угров. Их поселения, относящиеся к эпохе раннего металла, обнаружены по берегам рр. Волхов, Паша, в ряде др. р-нов области. В басс. верх. течения р. Луга известны погребальные пам. культуры длинных курганов (вторая пол. I тыс. н. э). Немногочисл. находки позволяют датировать наиболее ранние погребения V в. В VIII–X вв. в Полужье и по берегам р. Волхов расселяются словене ильменские. Сооруженные ими сопки (монументальные погребальные насыпи) стали доминатами ист. ландшафта. С этим периодом связано появление пашенного земледелия и первых городищ (на терр. Лен. обл. изв. 30 городищ IX–XV вв.). В сер. VIII в. на перекрестке междунар. торг. путей возникает Ладога (ныне – с. Старая Ладога) – древнейшее гор. поселение и первая столица Руси. Иссл. Ладоги дали ценные материалы о начале рус. государственности, о славяно-финно-скандинавских контактах. Курганы Юж. Приладожья (кон. IX – нач. XIII вв), оставленные местной чудью, выделяются погребальной обрядностью, находками оружия и украшений. Многочисл. древнерус. курганы (X–XIV вв.) и сменившие их жальники (XII-XV вв.) позволяют проследить этапы древнерус. земледельческой колонизации Полужья, Ижорской возвышенности, сев.-вост. Причудья, культуру сел. населения. Вдоль берегов Финского зал., рр. Ижора и Нева, на Карельском перешейке обнаружены грунтовые могильники води, ижоры и карел, с XII в. вступивших в союзническо-даннические отношения с Новгородом. К ср.-век. А. п. относятся построенные в XIII–XIV вв. города-крепости Копорье, Корела, Орешек, Ям и более поздняя Ивангородская крепость. Изучение древностей региона в посл. трети XIX – нач. XX вв. связано с именами Н.Е. Бранденбурга, Л.К. Ивановского, А.А. Иностранцева, Н.К. Рeриха, А.А. Спицына, Т. Швиндта и др. В 1927-31 фиксацию и учет пам. осуществила Комиссия по археол. изучению Лен. обл. ГАИМК. В 1930–1950-х пам. области изучали В.И. Равдоникас, Н.Н. Гурина. С 1970-х иссл. продолжили экспедиции под руководством А.Н. Кирпичникова, Г.С. Лебедева, Е.А. Рябинина и др. Лит.: Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР. Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. Л., 1961; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л. 1984; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996; Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Археология подводная | |
Рубрики | |
АРХЕОЛОГИЯ ПОДВОДНАЯ. На терр. Лен. обл. выявлены находящиеся под водой древние стоянки человека, гавани и порты, гидротехн. и фортификационные сооружения, суда. В нач. ХХ в. рыбаки обнаружили у истоков р. Нарова в Чудском оз. первую археол. подводную находку – ладью, груженную кам. ядрами. Ее отд. части и ядра были подняты на поверхность зимой, через прорубь во льду. Отчет о находке опубл. В.Н. Глазов. В кон. 1930-х в Ленинграде, в ходе работ Экспедиции подводных работ особого назначения, А. п. оформилась как отд. науч. направление, к-рое возглавил проф. Р.А. Орбели. В 1957-59 на Чудском оз. проводились подводные иссл. – в поисках места «Ледового побоища» (1242). В кон. 1980-х в Финском зал. работала подводно-археол. экспедиция под руководством К.К. Шилика, определившая перспективные зоны поиска затонувших судов. Остатки судов исследовались любителями и археологами в Нарвском зал., в р-не Кронштадта и Ладожском оз. В результате изменения уровня воды в реках и озерах под водой оказались свайные поселения эпохи неолита и бронзы IV–II тыс. до н.э. В 1983 в ниж. течении р. Нарова, в 5 км от устья, была изучена затопленная неолитическая стоянка Венкуль. В 1990-91 проводились подводные иссл. у о. Валаам в Ладожском оз. На глубине до 10 м обнаружены семь судов XIX – нач. XX вв., плавучий причал, остатки рыборазводных сооружений, принадлежавших монастырю. Особо ценные результаты дало изучение дна Выборгского зал. В ходе Выборгского сражения 22 июня 1790 погибло ок. 30 швед. судов. Осн. часть их затонула у мыса Крестовый. Поиск затонувших судов был начат в 1990 Выборгской экспедицией Ин-та истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) под рук. В.А. Тюленева. Затем поиск продолжили совм. экспедиции археологов и аквалангистов России, Италии, Швеции, об-во «Память Балтики». Ныне работы ведутся экспедицией ИИМК РАН под рук. П.Е. Сорокина. В ходе погружений обнаружены четыре судна, включая линейный корабль «Хедвига Элизабет Шарлотта» и фрегат «Земира». На дне Выборгского зал. найдены также броненосец «Гангут», затонувший в 1897, и корабль, груженный кам. блоками. Детали кораблей, оборудование и личные вещи, поднятые с мор. дна, экспонировались на выставках в Петропавловской крепости и Выборгском музее. Лит.: Глазов В.Н. Ладья с каменными ядрами, затонувшая в Чудском озере. СПб., 1911; Орбели Р.А. Исследования и изыскания. М.; Л. 1947; Эфендиев Э.Ф., Петренко В.П., Тимофеев В.И. Неолитическое местонахождение Венкуль в низовьях р. Наровы // Нарва, Ивангород, Принаровье. Взаимодействие культур. История и археология. Нарва, 1989. С. 4-7; Изучение памятников морской археологии. Вып. 2. СПб., 1995; Вып. 4. СПб., 2000; Выборг и морская археология. СПб., 1997; Сорокин П.Е. Археология моря. Подводное историко-культурное наследие Северо-западной России // Культурное наследие Российского государства. Вып. III. СПб., 2002. С. 165-176. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Балакирев Милий Алексеевич (1836-1910), музыкант | |
Рубрики | |
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836–1910), композитор, пианист, дирижер, муз. деятель. В 1853 окончил Нижегородский Александровский дворянский ин-т. В 1853-54 – вольнослушатель физ.-матем. ф-та Казанского ун-та. С 1856 в СПб, где в 1856-62 вокруг Б. сложился кружок музыкантов-любителей «Могучая кучка». В 1862 Б. вместе с Г.Я. Ломакиным основал Бесплатную муз. школу (в 1868-73 и 1881-1908 – ее дир.), при к-рой Б. были организованы симф. концерты. В 1867-69 возглавлял СПб. отделение Имп. Рус. муз. об-ва, одновременно – дирижер его концертов. В 1883-94 – упр. Придворной певческой капеллой. В 1890-1900-е написал большое кол-во муз. произв. С 1880-х до конца жизни часто выезжал на летний сезон в Гатчину. Здесь он работал над симф. поэмой «Тамара» (1882), закончил Вторую симфонию (1908), сочинял музыку к трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1895–1909) и мн. др. Похоронен в СПб. на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры (ныне Некрополь мастеров иск-в). Лит.: Милий Алексеевич Балакирев. Летопись жизни и творчества. Л., 1967; Пирютко Ю.М. Гатчина. Л., 1975. С.83; Зайцева Т.А. М.А. Балакирев. Истоки. СПб., 2000. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Батарейная гора (г. Выборг) | |
Рубрики | |
БАТАРЕЙНАЯ ГОРА (г. Выборг). Скалистая возвышенность в вост. ч. гор. между Батарейной, Сборной и Крепостной ул. Назв. связано с сооружением в 1863-64 по проекту фортификатора Э.И. Тотлебена. т. н. Восточновыборгских укреплений. Проект предполагал возведение четырех отд. редутов с погребами для боеприпасов, трех промежуточных батарей и передового бастионного фронта, защищающего форштадт со стороны СПб. Сохр. часть кирпичных стен и гранитные эскарпы (на юж. склоне, со стороны стадиона «Авангард»). На Б. г. расположен гор. парк культуры и отдыха им. Калинина. Ген. план развития Выборга предусматривает возведение на Б. г. общественных зданий и спорт. сооружений. Лит.: Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга XIII–XX вв. Л., 1977; Кепп Е.Е. Выборг. Художественные достопримечательности. Выборг, 1992; Kauppi U.-R., Miltsik M. Viipuri. Vanhan Suomen paakaupunki. Helsinki, 1993. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Беггров Александр Карлович (1841–1914), художник | |
Рубрики | |
БЕГГРОВ Александр Карлович (1841 – 1914, Гатчина), живописец, акад. СПб. АХ (1899), поч. ч. АХ (1912). Сын худ. К.П. Беггрова. Воспитывался в Инж. и Арт. училищах в СПб. (1853-63). Вольнослушатель АХ (1870, 1873), занимался у М.К. Клодта. Работал в Париже под руководством А.П. Боголюбова, брал уроки у Л.Ж.Ф. Бонна. Служил офицером на фрегате «Светлана», с 1878 состоял художником Мор. мин-ва. В 1866-68 участвовал в кругосветных экспедициях. Писал в осн. мор. пейзажи и виды портовых городов. Член Т-ва передвижных худож. выставок (с 1876) и чл.-учредитель Об-ва рус. акварелистов (1887). В 1899–1914 жил в Гатчине, где умер и похоронен на гор. кладб. В Гатчине сохр. дом, где Б. жил в 1904-07 (Советская ул., 8). Лит.: Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1961. С. 108-113; Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С. 174; Пирютко Ю.М. Гатчина. Л., 1975. С. 81. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Белогорка, усадьба | |
Рубрики | |
БЕЛОГОРКА, усадьба (дер. Белогорка, Гатчинский р-н). Назв. усадьбе («Беля горка») дано по имени ее первого владельца Ф.Ф. Белля, предводителя дворянства Царскосельского у., к-рый в 1799 приобрел дер. Новая Сиверская на берегу р. Оредеж. Пейзажный парк с дерев. господским домом был разбит на высоком правом берегу, обработанном в виде уступов, к-рые соединялись лестницами. У въезда на парадный двор находились хоз. службы. В 1898 усадьбу купил А.Г. Елисеев для своей дочери Елизаветы Александровны. На месте старого усадебного дома в 1900-е по проекту В.П. Тавлинова построен кам. дворец в стиле сев. модерна, произошли переделки в парке. Усадебная кам. ц. Свят. Николая Чудотворца в рус. стиле сооружена по проекту С.Ф. Овсянникова. С 1925 в усадьбе разместилась с.-х. станция, позже – отделение ВАСХНИЛ. До 1990-х усадебный дом находился в удовлетворительном состоянии, ныне руинирован. Церковь восстановлена. Лит.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. ХХ вв.: Справочник / Под общей ред. Б.М. Кирикова. СПб.,1996. С. 294; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 28-30. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Бенуа Александр Николаевич (1870- 1960), художник | |
Рубрики | |
БЕНУА Александр Николаевич (1870–1960), художник, историк иск-ва, худож. критик, литератор. Сын арх. Н.Л. Бенуа. Учился в СПб. АХ (1887, не закончил) и на юрид. ф-те СПб. ун-та (1890-94). В 1896-98 и 1905-07 работал во Франции. В 1898 был инициатором создания и идеологом журн. «Мир искусства», а затем объединения с тем же назв. Основал и редактировал сб. «Худож. сокровища России» (1901-03), сотрудничал в журн. «Старые годы» (1907-13), вел в газ. «Речь» еженед. критическую рубрику (1908-17). Один из основоположников новой школы книжной графики (графические серии к «Пиковой даме» и «Медному всаднику» А.С. Пушкина и др.). В 1909 возглавил худож. часть антрепризы «Русские балеты» С.П. Дягилева. В 1913-15 – гл. худ. МХТ. В 1918-26 – хранитель и зав. картинной галереей Эрмитажа, ведущий сотр. Русского музея. Оформлял постановки в петрогр. театрах. Один из организаторов об-ва «Старый Петербург» (1921). С 1926 жил в эмиграции. В 1934-55 написал кн. «Мои воспоминания». Умер в Париже. С 1907 неоднократно выезжал для зарисовок в Гатчину; в 1920-26 проводил там с семьей летние месяцы, написал множество акварелей с видами Гатчинского парка, а также кн. об итал. худ. Пьетро Ротари «Ротари в Гатчине» (Л., 1929). Соч.: Мои воспоминания. В 5 кн. 2-е изд, доп. М., 1993. Лит.: Выдрин И.И. Бенуа и его адресаты. СПб., 2006. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
"Березовые острова", заказник | |
Рубрики | |
«БЕРЕЗОВЫЕ ОСТРОВА», гос. природный комплексный заказник. Расположен на терр. Выборгского р-на, занимает площадь 54,5 тыс. га (в том числе акватория Финского зал. – 45,3 тыс. га). Включает в себя о-ва Б. Березовый, Сев. Березовый, Зап. Березовый, М. Березовый, Равица, М. Солнечный, Б. Солнечный, Волчий, Петровский, Цепной, Звеньевой, Б. Отмель, Рондо, Клинок, Кузнечный, Маковка и ряд более мелких островков. Образован решением Леноблисполкома от 27 марта 1976 № 145, пост. Пр-ва Лен. обл. от 26 дек. 1996 № 494 и от 16 авг. 2004 № 158. Находится в управлении Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Лен. обл. Цель создания заказника – сохр. природного комплекса архипелага Березовых о-вов и акватории сев.-вост. части Финского зал.; охрана прибрежных мелководий как осн. мест стоянок пролетных водоплавающих птиц, зоны щенения тюленей, нерестилищ рыб и орг-ция их мониторингового состояния; сохр. уникальных участков растительности на о-вах, редких видов флоры и фауны; поддержание экологического баланса терр.; формирование зоны регламентированной рекреации и экологического образования. Лит.: Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Ленинградской области. – http://pa.iucn.ru А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896), художник | |
Рубрики | |
БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович (1824, дер. Померанье близ Любани; ныне Тосненский р-н – 1896), художник-маринист. По материнской линии – внук А.Н. Радищева. В 1841 окончил Мор. кадетский корпус, служил на флоте. В 1850-53 учился в СПб. АХ у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. Служил художником Гл. мор. штаба. В 1854-60 как пенсионер АХ путешествовал по Европе, работал в мастерских изв. живописцев. Акад. живописи (1858), проф. АХ (с 1860). С 1863 состоял в свите цесаревича Николая Александровича, с 1866 – в свите вел. кн. Александра Александровича, будущего имп. Александра III. Оказал влияние на худож. вкус вел. кн., оказывал помощь в составлении его коллекции живописи. В 1873 вступил в Т-во передвижных худож. выставок, чл. правления. С 1873 жил в Париже. Похоронен в СПб. на Малоохтинском кладб. (могила не сохр.) В годы учения в АХ ездил «на этюды» в окрестности Выборга, Луги и др. Приезжая на родину из Парижа, наносил визиты имп. Александру III, жившему в Гатчине. Соч.: Записки моряка-художника // Волга. 1996. № 2-3 (спец. номер). Лит.: Андроникова М. Боголюбов. М., 1962; Соколинский З.С. Тосно. Л., 1967. С.62; Верный В. Историограф русского флота в живописи // Морской сборник. 1974. № 3. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
«Болото Ламмин-Суо», заказник | |
Рубрики | |
«БОЛОТО ЛАММИН-СУО», региональный гидрологический (болотный) заказник в Выборгском р-не. Находится в 1 км к юго-востоку от пос. Ильичёво, пл. 380 га. Создан в 1976. Представляет собой грядово-мочажинное болото, расположенное в озерной котловине (фин. Lammin suo – «озерное болото»). Преобладает сосново-пушицево-кустарничковая растительность. Болото окружено сосняками и березняками. На терр. заказника встречаются редкие для России печеночные мхи, два редких вида сфагновых мхов. Является местом стоянок птиц на пролете, тока боровой дичи. Здесь же расположена Эксперим. болотная ст. Гос. гидрологического ин-та (ГГИ), проводятся полевые занятия студентов-биологов. Лит.: Калюжный И.Л., Левандовская Л.Я., Клепиков В.В. Детальные гидрохимические исследования олиготрофного болотного массива заказника «Ламмин-Суо» // Болота и болотные ягодники. Вологда, 1979. С. 83-94; Красная книга природы Ленинградской области. СПб., 1999. Т. 1. Особо охраняемые природные территории. С. 56-57; Ильичёво. – http://kannas.nm.ru/vyborg_district1.htm; История ГГИ. – http://www.hydrology.ru/we/history/ А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), художник | |
Рубрики | |
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757–1825), живописец. Живописи обучался у отца, начинал с писания икон. В 1775 поступил на воен. службу. С 1788 в СПб, где вошел в круг Г.Р. Державина и Н.А. Львова. До 1792 брал уроки живописи у Д.Г. Левицкого и у И.-Б. Лампи-ст. Акад. живописи (1795), с 1802 – советник АХ. Создал портреты мн. современников, работал также в жанре миниатюры. Среди учеников Б. – А.Г. Венецианов. Умер в СПб., был похоронен на Смоленском кладб.; впоследствии прах перенесен в Некрополь XVIII в. Александро-Невской лавры. В 1796 Б. написал в Гатчине портреты вел. кн. Марии Федоровны и ее дочерей Александры Павловны и Елены Павловны. С 1800-х Б. был постоянным посетителем имения А.Н. Оленина Приютино, где создал ряд портретов хозяев и гостей имения. Лит.: Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII–XIX вв. М., 1975; Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С.131; Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. СПб., 2001. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Боровое, усадьба | |
Рубрики | |
БОРОВОЕ, усадьба (пос. Дом отдыха «Боровое», Лужский р-н). Расположена на берегу Череменецкого оз. в сосновом бору. Второе назв. усадьбы – Львово, по имени владельца – нефтепромышленника Г.А. Львова. В 1913 им было приобретено 118 десятин земли, предполагалось устроить виллу для деловых приемов. Усадебный дом в стиле неоклассицизма органично связан с окружающим пейзажем (автор проекта арх. С.П. Иванов). Дом с двумя портиками, увенчанный куполом, обращен одним фасадом к озеру, к нему ведет спуск в виде террас с лестницами и балюстрадами. На одной оси с домом располагается беседка-ротонда, к к-рой по склону обрыва ведет высокая лестница. Парадный двор оформлен как круглый партер, в центре установлена мраморная скульптура. В сов. время здесь находился дом отдыха работников НКВД, поэтому усадебный ансамбль хорошо сохр. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии: Лужский район. СПб., 2001. С.38-46; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 31-33. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1825), музыкант | |
Рубрики | |
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751–1825), композитор, капельмейстер. В 1758 был привезен в СПб. в Придворную певческую капеллу, где обучался пению, актерскому иск-ву, композиции (у Б. Галуппи). В 1768 направлен в Италию для продолжения образования. В 1779 капельмейстер Придворной капеллы, в 1796 – дир. вокальной музыки и управляющий капеллы. В 1783 учитель музыки вел. кн. Марии Федоровны, оказался причислен к «малому двору» вел. кн. Павла Петровича, обосновавшемуся в Гатчине. Устраивал концерты и оперные спектакли во дворце и в парках. Спец. для гатчинско-павловских празднеств написал ряд произв. Неоднократно выезжал в разл. пригородные усадьбы для участия в любительских спектаклях. Высшее достижение Б.-композитора – его Духовные (партесные) концерты. Является автором гимна «Коль славен», неск. десятков опер, кантат, романсов и песен. Был членом Муз. клуба, Филармонического об-ва. Похоронен на Смоленском кладб. в СПб. Лит.: Рыцарева М.Г. Композитор Бортнянский. Л., 1979; Музыкальный Петербург. XVIII в. Т. 1. СПб., 1996. С. 146-153. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Бродский Исаак Израилевич (1883/84-1939), художник | |
Рубрики | |
БРОДСКИЙ Исаак Израилевич (1883/84 – 1939), художник, коллекционер. В 1896–1902 учился в Одесском худож. уч-ще. В 1902-08 – в СПб. АХ, в классе И.Е. Репина. В 1909-11 находился за границей как пенсионер АХ. Работы Б. доревол. периода навеяны поэтикой модерна, исполнены лиричности. После 1917 стал родоначальником официозного сов. иск-ва. В 1932-39 – проф. Ин-та живописи, архитектуры и скульптуры, с 1934 – его дир. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). Среди учеников Б. – Вл. А. Серов, А.И. Лактионов, Ю.М. Непринцев и др. В сов. время специализировался на ист.-рев. сюжетах, писал портреты деятелей сов. гос-ва. Мастер «большого стиля» и многофигурных композиций. Собрал большую коллекцию рус. живописи (более 200 картин). Умер в Ленинграде. В квартире Б. в 1949 организован мем. музей. В годы учения в АХ неоднократно выезжал на сев. побережье Финского зал. на этюды. В 1910-х Б. посещал Л.Н. Андреева в дер. Ваммельсуу на Карельском перешейке, в 1915 жил и работал в летние месяцы в пос. Сиверский, в 1936 – в дер. Юкки на берегу Тохколодского оз. Соч.: Мой творческий путь, Л., 1965. Лит.: Бродский И.А. И.И. Бродский. М., 1956; Памяти И.И. Бродского. Воспоминания. Документы. Письма. Л., 1959; Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 172, 369. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник | |
Рубрики | |
БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799–1852), художник. Окончил СПб. АХ (1821), учился у А.И. Иванова, А.Е. Егорова и В.К. Шебуева. В 1823-27 пенсионер Об-ва поощрения художеств в Италии, оставался за границей до 1836. В 1836-50 жил в СПб. С 1834 почетный вольный общник, в 1836-49 – проф. АХ. Мастер ист. полотен («Последний день Помпеи»,1830-33 и др.), портретист. Участвовал в росписи Исаакиевского и Казанского соборов (1843-47). В 1850 уехал в Италию, умер неподалеку от Рима. В кон. 1830-х вместе с М.И. Глинкой и В.П. Голицыным выезжал для отдыха в окрестности Парголова, бывал на даче Я.Ф. Яненко. Вместе с М.И. Глинкой побывал на оз. Хепоярви близ пос. Токсово. В нач. 1820-х и в 1830–40-х неоднократно посещал усадьбу Олениных Приютино, писал портрет хозяина дома, делал зарисовки, дружеские карикатуры. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С.323, 348; К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М., 1961; Корнилова А.В. Карл Брюллов в Петербурге. Л., 1976; Леонтьева Г.К. Карл Брюллов. Л., 1983. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Васильев Федор Александрович (1850-1873), художник | |
Рубрики | |
ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович (1850, Гатчина – 1873), художник. В 1863-66 учился в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств в СПб., ученик И.И. Шишкина. Летом 1867 и 1868 вместе с учителем работал на плэнере на о. Валаам и в окрестностях СПб. К этому периоду относятся пейзажи «Берег. Штиль» (1867), «Близ Красного Села», «В окрестностях Петербурга», «Вид в Парголово» (все 1868), «На острове Валааме» (1869). В дальнейшем писал пейзажи в Тамбовской губ., на Украине под Сумами, на Волге, в Крыму. Особой изв. пользуются картины «Оттепель» (1871), «Мокрый луг» (1872), «Болото в лесу. Осень» (1872-73), «В Крымских горах» (1873). Умер от туберкулеза в Ялте. Лит.: Федор Александрович Васильев: Каталог выставки. Л., 1975; Федор Александрович Васильев: Альбом. М., 1991; Сонина Л.В. Сиверская в судьбах русских литераторов. Гатчина, 2000. С. 15. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ваулина керамический завод | |
Рубрики | |
ВАУЛИНА КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД (г. п. Кикерино). Произ-во худож. керамических плиток и изразцов, игравшее заметную роль в архитектуре петерб. модерна нач. ХХ в. Основатель – керамист Петр Кузьмич Ваулин, к-рый в 1890-е организовал гончарную мастерскую в Абрамцеве у С.И. Мамонтова, а затем работал в керамической школе в Миргороде. В 1906 в компании с О.О. Гельдвейном Ваулин устроил новую мастерскую близ ст. Кикерино, в местности, богатой синей кембрийской глиной. Здесь с 1878 существовал небольшой кирп. з-д. Оснащенные совр. техн. оборудованием, мастерские «Гельдвейн и Ваулин» выпускали продукцию, пригодную к использованию на фасадах зданий в условиях сев. климата. С мастерскими сотрудничали Н.К. Рерих, А.Т. Матвеев, С.В. Чехонин, др. художники. На з-де были изготовлены изразцы и майолики для мн. петерб. построек, а также для оформления Кронштадтского мор. собора, Ярославского вокзала в Москве, в др. городах России и за границей, – в частности, изразцовый портал для рус. павильона на Гигиенической выставке в Дрездене (1911) (в наши дни он украшает вход в здание б-ки ВНИИЭМ в СПб.). В 1917 мастерские были закрыты и на их основе организовано произ-во техн. керамики – завод «Горн». Ваулин нек-рое время оставался его техн. директором. Лит.: Витязева-Лебедева В.А. Петербургское трехлучье исторических путей России // Отечественные записки. 2002. № 6(7); Глезеров С. Творческая лаборатория в Кикерино. – http://www.vesty.spb.ru. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), художник | |
Рубрики | |
ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780–1847), художник, педагог. В 1803-06 брал уроки живописи у В.Л. Боровиковского в СПб. В 1807-19 – на службе в Канцелярии дир. почт. С 1811 – акад. живописи (1811), член Об-ва поощрения художеств. До 1820-х работал гл. обр. в жанре портрета и сатирической графики. В 1819 в своем имении устроил худож. школу, к-рую прошло ок. 70 учеников, среди них – А.В. Тыранов, С.К. Зарянко, Г.В. Сорока. Родоначальник быт. рус. крест. жанра в живописи («школа Венецианова»). В 1830 получил звание придворного живописца. В. был частым гостем А.Р.Томилова в его усадьбе Успенское. Летом 1810 В. здесь написал «Автопортрет». С 1810-х – постоянный посетитель имения А. Н. Оленина Приютино, где делал портреты хозяев и гостей имения, в 1826 написал здесь портрет Петра Оленина. Лит.: Савинов А. Н. А. Г. Венецианов. Жизнь и творчество. М., 1955; Алексеева Т. В. Венецианов и развитие бытового жанра // История русского искусства. Т. 8. Кн. 1. М., 1963. С. 546-598; Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977. С. 424. Ю. Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
«Вепсский лес», парк | |
Рубрики | |
«ВЕПССКИЙ ЛЕС», гос. природный парк. Расположен на терр. Подпорожского, Тихвинского, Бокситогорского, Лодейнопольского р-нов. Занимает пл. 189,1 тыс. га. Образован пост. губернатора Лен. обл. от 14 сент. 1999 № 302-пг, от 25 янв. 2001 № 16-пг, от 14 мая 2003 № 81-пг. Находится в управлении Пр-ва Лен. обл. Цель создания – сохранение особо ценных природных комплексов и объектов, не затронутых хоз. деятельностью: типичных для средней тайги Северо-Запада России ландшафтных урочищ; высоковозрастных коренных ельников, высоковозрастных лесов др. пород; массивов верховых сфагновых болот западнорусского типа; олиготрофных и дистрофных озер; редких видов флоры и фауны; уникальных ландшафтов; восстановление нарушенных экосистем (лесовосстановление, подъем затонувшей древесины, восстановление нерестилищ ценных пород рыб и т. п.), сохр. на водоразделе рек Балтийского и Каспийского водосборных басс. лесных экосистем; сохр. больших массивов леса для оздоровления приземных слоев атмосферы всего региона; включение терр. природного парка в структуру «экологического каркаса» Лен. обл. наряду с пр. природоохранными терр. и рекреационными зонами. Помимо природно-охранительных задач, парк выполняет и науч.-ист. функции: сохр., изучение и использование в науч., образовательных, туристских и рекреационных целях высокого природного и культурно-ист. потенциала территории; стимулирование возрождения вепсского яз. и культуры; создание регионального этногр. центра для изучения культуры вепсов и русских Межозерья; организация архит.-этногр. экспозиций на основе ист. групп населенных мест, сохранившихся на их территории пам. архитектуры и быта, фольклора, обрядовых традиций. Лит.: Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Ленинградской области. – http://pa.iucn.ru; http://www.lenobl.ru А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Верстовский Алексей Николаевич (1799-1862), музыкант | |
Рубрики | |
ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (1799–1862), композитор, театральный деятель. Окончил Ин-т Корпуса инж. путей сообщения в СПб., параллельно брал уроки фп. у Дж. Филда и Д. Штейбельта и скрипки у Ф. Бёма и Л. Маурера. С 1822 в Москве, поступил на службу в контору Театральной дирекции. Автор более 30 опер-водевилей (ряд их них в соавторстве с А.А. Алябьевым), является одним из основоположников этого жанра в России. В кон. 1820-х обратился к созданию классических опер. В. написано шесть опер, в частн., «Пан Твардовский» (1828) и «Аскольдова могила» (1835). Автор популярных романсов и баллад («Чёрная шаль» на слова А.С. Пушкина, «Бедный певец» и «Ночной смотр» на слова В.А. Жуковского и др.). В 1827 и 1828 выпустил два «Музыкальных альбома», состоящих из муз. и лит. частей, – одна из первых попыток издания муз. журнала. В 1820-30-е неоднократно бывал в гостях у А.Н. Оленина в усадьбе Приютино, навещал своего друга В.А. Всеволожского в его усадьбе Рябово. Лит.: Доброхотов Б. А.Н.Верстовский. Жизнь, театральная деятельность, оперное творчество. М.; Л., 1949. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Верхнесвирская ГЭС | |
Рубрики | |
ВЕРХНЕСВИРСКАЯ ГЭС, осн. часть энергогидротехн. комплекса на р. Свирь. Первоначально, в 1927, началось сооружение Нижнесвирского гидроузла (г. п. Свирьстрой в Лодейнопольском р-не). ГЭС, построенная по проекту Г.О. Графтио, дала ток в 1933. С 1932 шли подготовительные работы по стр-ву Верхнесвирского гидроузла у порога Сиговец. Предполагалось закончить стр-во в 1942, но в связи с нач. ВОВ в сент. 1941 котлован строившейся ГЭС был затоплен. Сооружение возобновлено в 1947, ГЭС дала первый ток в дек. 1951. Образовавшееся водохранилище подняло уровень Свири на 10 м, затопив мешавшие судох-ву пороги. Здание гидростанции с трехпролетной жел.-бет. сливной плотиной и однокамерным судоходным шлюзом – самая изв. достопримечательность г. Подпорожье, выросшего из рабочего пос. строителей ГЭС. Протяженность архит.-инж. комплекса гидроузла – ок. 600 м, выс. шлюзовых камер – 60 м. Лит.: Зайцев П.М. Лодейное Поле: Ист.-кревед. очерк. Л., 1964; Белоусов Б.В., Гладкий С.П. Толстых И.С. Подпорожье: Ист.-краевед. очерк. Л., 1986. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
«Верхний Оредеж», природно-исторический парк | |
Рубрики | |
«ВЕРХНИЙ ОРЕДЕЖ», природно-исторический парк, концепция создания к-рого расматривается Пр-вом Лен. обл. Инициатором проекта выступил дир. музея-усадьбы В.В. Набокова «Рождествено» А.А. Семочкин. Согласно проекту, «В. о.» будет находиться на терр. Гатчинского и Волосовского р-нов. Общая пл. парка составит 154 тыс. га, располагаться он будет на протяжении 40 км по течению р. Оредеж. Верховья реки известны красными берегами из девонского песчаника, чистыми подводными ключами, таежной флорой и фауной. В парк войдут пам. природы, в т. ч. «Истоки р. Оредеж в урочище Донцо», «Белогорские девоны» (здесь находятся геол. обнажения песков и песчаников ср. девона, встречаются окаменевшие остатки рыб палеозоя), а также усадебно-парковые комплексы и пам. культовой архитектуры, в т. ч. в c. Рождествено, дер. Выра, г. п. Сиверский, дер. Батово, дер. Белогорка. Лит.: Рябов Д.С. Верхний Оредеж: Четыре века на географической карте. СПб., 2001. А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Витали Иван Петрович (1794-1855), скульптор | |
Рубрики | |
ВИТАЛИ Иван Петрович (1794–1855), скульптор, проф. СПб. АХ (с 1842). Учился у своего отца – скульп. Пьетро Витали, в мастерской А. Трискорни и в АХ (1806-18). С 1818 жил и работал в Москве. В 1841 вернулся в СПб., вместе с учениками исполнил св. 300 статуй и рельефов для Исаакиевского собора. Автор пам. Павлу I в г. Гатчина (1851; копия в 1872 установлена в Павловске). Похоронен в СПб. на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров иск-в). Лит.: Якирина Т.В., Одноралов Н.В. Витали. 1794–1855. Л.; М., 1960; Хмелева Е.Н. Скульптура Гатчинского парка. – http://history-gatchina.ru/parks/parkscupture/ps9.htm А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Водно-болотные угодья | |
Рубрики | |
ВОДНО-БОЛОТНЫЕ УГОДЬЯ (ВБУ; Рамсарские угодья, в междунар. классификации – Ramsar sites), созданы для охраны местообитаний водоплавающих птиц. Постановлением Пр-ва РФ № 1050 от 13 сент. 1994 утвержден список из 35 угодий, из к-рых 5 ВБУ междунар. значения общей пл. 219 тыс. га находятся в Лен. обл.: «Березовые острова», Кургальский заказник, быв. заказник «Лебяжье» (побережье Финского зал. в Ломоносовском р-не), Мшинская болотная система (Гатчинский р-н, Лужский р-н), Свирская губа Ладожского оз. (Лодейнопольский р-н, Волховский р-н). Это места стоянок и кормовые угодья в период весеннего пролета гусей, уток, лебедей, куликов и др. водоплавающих птиц. Лит.: Красная книга природы Ленинградской области. Т. 1: Особо охраняемые природные территории. СПб., 1999. С. 287-294; Современное состояние и тенденции развития Рамсарских угодий в России. – http://www.biodat.ru/chm/vbu/ramsar1.htm; Водно-болотные угодья международного значения. – http://www.lenobl.ru/culture/tourism/route/green/bog А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |