Персоны энциклопедии
/
Ивановский Лев Константинович
Археологические памятники | |
Рубрики | |
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ Лен. обл. – поселения, захоронения, культовые объекты и др. вещественные следы прошлого. Заселение терр. области происходит в эпоху мезолита. Возраст древнейшей находки из Антреа (ныне г. Каменногорск) св. 9000 лет. К эпохе неолита относятся керамика и костяные изделия, собранные при прокладке Нового Сясского кан. и в комплексе стоянки Березье Волховского р-на. Ранний неолит (V тыс. до н. э.) представлен стоянками Нарвской культуры (Сяберская III в Лужском р-не) и с керамикой типа Сперрингс. Культура с гребенчато-ямочной керамикой (кон. IV – нач. II тыс. до н. э.) относится к развитому неолиту. Предметы, обнаруженные при раскопках эталонного поселения Усть-Рыбежна I в Приладожье, отличаются высокой сохранностью. Во II – I тыс. до н. э. из Верх. Поволжья на эти земли приходят предки финно-угров. Их поселения, относящиеся к эпохе раннего металла, обнаружены по берегам рр. Волхов, Паша, в ряде др. р-нов области. В басс. верх. течения р. Луга известны погребальные пам. культуры длинных курганов (вторая пол. I тыс. н. э). Немногочисл. находки позволяют датировать наиболее ранние погребения V в. В VIII–X вв. в Полужье и по берегам р. Волхов расселяются словене ильменские. Сооруженные ими сопки (монументальные погребальные насыпи) стали доминатами ист. ландшафта. С этим периодом связано появление пашенного земледелия и первых городищ (на терр. Лен. обл. изв. 30 городищ IX–XV вв.). В сер. VIII в. на перекрестке междунар. торг. путей возникает Ладога (ныне – с. Старая Ладога) – древнейшее гор. поселение и первая столица Руси. Иссл. Ладоги дали ценные материалы о начале рус. государственности, о славяно-финно-скандинавских контактах. Курганы Юж. Приладожья (кон. IX – нач. XIII вв), оставленные местной чудью, выделяются погребальной обрядностью, находками оружия и украшений. Многочисл. древнерус. курганы (X–XIV вв.) и сменившие их жальники (XII-XV вв.) позволяют проследить этапы древнерус. земледельческой колонизации Полужья, Ижорской возвышенности, сев.-вост. Причудья, культуру сел. населения. Вдоль берегов Финского зал., рр. Ижора и Нева, на Карельском перешейке обнаружены грунтовые могильники води, ижоры и карел, с XII в. вступивших в союзническо-даннические отношения с Новгородом. К ср.-век. А. п. относятся построенные в XIII–XIV вв. города-крепости Копорье, Корела, Орешек, Ям и более поздняя Ивангородская крепость. Изучение древностей региона в посл. трети XIX – нач. XX вв. связано с именами Н.Е. Бранденбурга, Л.К. Ивановского, А.А. Иностранцева, Н.К. Рeриха, А.А. Спицына, Т. Швиндта и др. В 1927-31 фиксацию и учет пам. осуществила Комиссия по археол. изучению Лен. обл. ГАИМК. В 1930–1950-х пам. области изучали В.И. Равдоникас, Н.Н. Гурина. С 1970-х иссл. продолжили экспедиции под руководством А.Н. Кирпичникова, Г.С. Лебедева, Е.А. Рябинина и др. Лит.: Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР. Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. Л., 1961; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л. 1984; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996; Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Археологические памятники (водь) | |
Рубрики | |
Археологическое изучение води было начато в 70-80-х годах XIX века раскопками Л.К. Ивановского более 5500 курганов и жальников на Ижорском плато. В конце XIX в. курганные исследования на северо-западе Новгородской земли были продолжены В.Н. Глазовым и Н.К. Рерихом. В результате в этом регионе в целом раскопано свыше 7000 курганных и жальничных погребений, которые стали важным источником изучения средневековой води и водско-славянских отношений. Еще в 70-х годах XIX в. финский археолог И.Р. Аспелин в числе восьми групп финно-угорских древностей выделил ингерманландскую, отнеся к ней все раскапывавшиеся в то время Л.К. Ивановским курганы. Эта группа древностей характеризовалась исследователем как единая славяно-водская культура. Несколько сотен курганов и жальников Ижорского плато на рубеже XIX и ХХ вв. раскопал Н.К. Рерих, который склонялся к мысли о принадлежности большинства курганов этого региона славянам. Вместе с тем он допускал наличие в этих курганах погребений местного финского племени, перенявшего погребальный обряд от славян. В 50-х годах ХХ века после тщательного анализа курганных древностей северо-западного региона Новгородской земли в результате изучения взаимовстречаемости между отдельными находками удалось доказать что, среди курганных древностей северо-запада выделяются две разнотипные группы украшений. Курганные могильники, в которых встречены многобусинные височные кольца и характерные финно-угорские украшения были интерпретированы как водские. К водским украшениям нужно отнести и найденные в небольшом количестве нагрудные цепочки ливского типа, и фигурные цепедержатели, тождественные ливским. Собственно водские курганы выделяются среди славянских специфическими женскими украшениями, ритуалом захоронения в сидячем положении, а также данными антропологии. Курганные материалы дают возможность проследить постепенное смешение води со славянами, что привело к славянизации значительных масс местного прибалтийско-финского населения. Использованные источники: 1. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова. –М.: Изд-во «Наука», 1987. – С. 34–42. – (Археология СССР). 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100–148; 100–103. 3. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 71. 4. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86; 85–86. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Дятлицы, дер. | |
Рубрики | |
ДЯТЛИЦЫ, дер. в Ломоносовском р-не. Нас. – 133 чел. Находится на сев. части Ижорской возвышенности, западнее ш. Войсковицы – Большая Ижора. Впервые упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500 как центр Дятлицкого Покровского погоста Водской пятины. В окрестностях Д. выявлены ср.-век. курганные погребения, раскопки к-рых проводили Л.К. Ивановский, Н.К. Рёрих. В 1771 в Д. построена кам. ц. Покрова Пресв. Богородицы (закрыта в 1939, здание сохр.). Одноим. ц. отмечена в 1500. В XVIII в. в Д. имелась дерев. ц. Рождества Пресв. Богородицы. А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ивановский Лев Константинович (1845-1892), ученый | |
Рубрики | |
ИВАНОВСКИЙ Лев Константинович (1845–1892), врач, археолог и антрополог. Окончил Мед.-хирургическую академию (1869; с зол. медалью), оставлен ассистентом при кафедре описательной анатомии. По просьбе Рус. Археол. об-ва направлен для изучения ср.-век. краниологических материалов. В 1872-85 и 1891 раскопал 5877 древнерус. курганов в 127 могильниках на Ижорской возвышенности в зап. уездах С.-Петерб. губ. Им были получены уникальные данные об эволюции погребального обряда, типах жен. украшений, оружия и орудий труда XI–XV вв., о культуре словен новгородских, их взаимосвязях с местным прибалт.-фин. нас. Исследовал также новгородские сопки VIII–X вв. на р. Ловать. Неск. тыс. погребальных комплексов и десятки тыс. вещественных находок опубликовано в 1896 А.А. Спицыным после преждевременной смерти И. Эти материалы являются важным источником по истории ср.-век. сел. населения сев.-зап. земель Вел. Новгорода. Соч: Курганы Вотской пятины Новгородской земли. Раскопки 1874 г., произведенные Л.К. Ивановским // Известия Имп. Русского Археологического общества. СПб., 1875. Т.2. С. 225-230; Т. 9. С. 93-101; Материалы для изучения курганов и жальников юго-запада Новгородской губернии // Труды II археологического съезда. СПб., 1881. Т. 2. С. 58-67; Спицын А.А. Курганы С.-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского. Материалы по археологии России. Вып. 20. СПб., 1896. Лит.: Лебедев Г.С. История отечественной археологии. 1700–1917 гг. СПб., 1992. С. 152-153. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Извара, усадьба | |
Рубрики | |
ИЗВАРА, усадьба (дер. Извара, Волосовский р-н). Первонач. (с 1747) мыза принадлежала гр. К.Е. Сиверсу. С 1872 имение с кам. господским домом, построенным в стиле англ. готики, фруктовым садом и многочисл. хоз. постройками приобрел петерб. юрист К.Ф. Рёрих. Его сын, будущий художник Н.К. Рёрих провел в И. дет. и юношеские годы. Здесь возник и развился его интерес к иск-ву, археологии и древнерус. истории. Этому способствовало то обстоятельство, что вблизи усадьбы находились древнерусские курганы – захоронения XI–XVI вв. Рёрих принимал участие в археол. экспедициях Л.К. Ивановского и сам исследовал нек-рые захоронения. В нач. ХХ в. И. приобрел купец А.П. Вернандер, к-рый устроил в имении з-ды, мельницы, развел в озере форель. Накануне рев-ции 1917 в И. была открыта Земледельческая школа с домовой ц. Казанской иконы Божией Матери (1916-17, арх. И.И. Яковлев). В настоящее время усадебный дом восстановлен; сохр. нек-рые хоз. постройки: конюшни, скотный двор и пр. В 1984 в И. открыт Рёриха Н.К. музей-усадьба. Лит.: Короткина Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л., 1985; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 119-121. О.А. Чеканова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Курганы древнерусские | |
Рубрики | |
КУРГАНЫ ДРЕВНЕРУССКИЕ, насыпи над могилами X–XIV вв. В городах Др. Руси курганные захоронения прекратились в XI в. после введения христианства. Сел. нас. продолжало хоронить по языческому обряду. Ареал К. д. на терр. Лен. обл. охватывает Верх. Полужье, Ижорскую возвышенность и Сев.-вост. Причудье. Курганные могильники насчитывают от неск. до тысячи насыпей полусферической формы, выс. 0,5–1,5 м. Основания обложены валунами или окружены ровиками. До X в. славяне практиковали сожжение мертвых. В течение XI в. они переходят к захоронению несожженных останков (трупоположение, ингумация). Покойника ориентировали лицом в сторону загробного мира. Финно-угры укладывали его головой на север или на юг, славяне – на запад (лицом на восток). Похоронный ритуал завершали тризна и поминальный пир («страва»). В XI – первой пол. XIII в. умерших хоронили в основании насыпи. В ногах ставили горшок с пищей. Рядом с женщинами клали серп, мужчин погребали с топором или косой-горбушей, оружием. К поясу прикрепляли нож в чехле, футляр с кресалом. Славянские и финно-угорские погребения различаются украшениями костюма, деталями погребальной обрядности. В сер. XIII в. погребальный обряд претерпевает изменения. Распространяются погребения в ямах, почти без инвентаря, а также жальничные могилы. Этот перелом вызван политикой массовой христианизации сел. нас. В отдаленных чудских погостах курганы продолжали насыпать до XVI в. Массовые раскопки курганов в посл. трети XIX – нач. XX вв. провели Л.К. Ивановский, Н.К. Рёрих, В.Н. Глазов и др.; А.А. Спицын систематизировал эти материалы. В 1927-31 сотрудники ГАИМК осуществили фиксацию и учет сохранившихся пам. С 1970-х иссл. продолжили Г.С. Лебедев, Е.А. Рябинин и др. Лит.: Спицын А.А. Курганы С.-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского // Материалы по археологии России. Вып. 20. СПб., 1896; Спицын А.А. Гдовские курганы в раскопках В.Н. Глазова // Материалы по археологии России. Вып. 29. СПб., 1903; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995; Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Похоронные обряды (водь) | |
Рубрики | |
На основе дневниковых записей Л.К.Ивановского и свидетельств Н.К.Рериха установлено, что на Ижорском плато в первой половине второго тысячелетия н.э. широко бытовал обычай хоронить умерших в сидячем положении. Для захоронения выбиралась площадка 3 – 7 метров, которая несколько уплотнялась и по окружности обставлялась валунами. На ней разжигался ритуальный костер, от которого в курганах оставался тонкий слой золы и угольков. Затем умерший помещался в сидячем положении в центре площадки. Удержать его позволяла небольшая груда камней, к которым умершего прислоняли спиной. Эти каменные груды, кроме практического значения, имели и ритуальный смысл – промежутки между камнями были заполнены золой и углями, и здесь же встречались следы жертвоприношения в виде костей животных. Поэтому Л.К.Ивановский называл эти сооружения из камней «жертвенниками». В XIII – XIV вв. в Водской земле умерших погребали под курганами в грунтовых ямах и среди них тоже имеются захоронения в сидячем положении (курганы у деревни Теглицы, Волосовский район) При раскопках курганов при деревне Даймище Гатчинского района зафиксировано, что покойника усаживали на сиденье, сложенное из кусков дерна, затем засыпали землей. Захоронения в сидячем положении иногда образуют отдельные могильники, но чаще встречаются на общих кладбищах вместе с курганами в обычном трупоположении. По историческим сведениям, умирающего клали на солому, которую потом на дворе или улице сжигали, а через этот пепел переносили гроб. Мертвых стремились похоронить в тот же день. Известно, что и после перехода в христианство водь продолжала хоронить в священных рощах, на коломищах (т. е. кладбищах) и в курганах. Могилы обкладывали камнями или сверху наваливали большой камень. Покойника хоронили в праздничной одежде, в могилу или на нее клали намеренно сломанные орудия труда — серпы, косы. На могилах приносились жертвы в виде пищи. 1. Водь // Финно-угры и балты в эпоху средневековья / Под общ. ред. Г.А.Рыбакова. – М. : Изд-во «Наука», 1987. – С. 34-42. – (Археология СССР). 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорская земли Новгородского государства //Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д.Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100-148. 3. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 86-87. 4. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. - № 3. – С. 78-86. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Сиверский, г.п. | |
Рубрики | |
СИВЕРСКИЙ, городской поселок в Гатчинском р-не. Население 12,1 тыс. чел. Расположен на правом берегу р. Оредеж. Назв. происходит от сел «Северско старое» и «Северско новое», упоминаемых в Новгородской писцовой книге 1499. По данным археол. раскопок (1874; Л.К. Ивановский; раскопано 314 курганов), в XI–XIII вв. здесь находились славянские поселения. В нач. XVIII в. эти земли, входившие в состав Куровицкой мызы Копорского у., принадлежали царевичу Алексею Петровичу. В 1762 на берегу Оредежа была устроена усадьба новгородского губернатора гр. Я.Е. Сиверса (с его именем иногда связывают назв. С.). В 1874 хозяином Сиверской усадьбы стал мин. имп. двора бар. В.Б. Фредерикс. Им был построен дерев. дом с круглым бельведером, разбит парк с многочисл. служебными постройками. Страстный любитель охоты, Фредерикс устроил в парке кладб. любимых собак и лошадей (дом сгорел в 1937, значит. часть парка занята совр. застройкой). Рост и развитие дачного пос. С. связаны с открытием в 1857 ст. Варшавской жел. дороги. В С. привлекали здоровый чистый воздух, целебные родники, живописные обрывистые берега Оредежа с обнажениями красных девонских глин. В нач. ХХ в. в С. выезжало на лето до 40 тыс. дачников. Терр. (между совр. ул. Ленина и Толмачева) на правом берегу Оредежа называлась «дерновским поселком»: по имени И.И. Дернова, с 1902 делившего свои земли на мелкие участки для продажи под дачи. В 1876-97 в С. жил А.Н. Майков, на свои средства основавший нар. школу и б-ку-читальню. Дача поэта на Церковной (Красной) ул. не сохр. На той же ул. находилась дача изв. издателя А.Ф. Маркса. Недалеко от нее в 1889 была построена дерев. ц. Петра и Павла Апостолов (сохр. без изменений). С 1874 в усадьбе на берегу Оредежа за жел. дорогой до самой смерти жил И.Н. Крамской. В разн. годы в С. бывали и отдыхали писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, В.М. Гаршин, А.Н. Плещеев, С.Я. Надсон, И.А. Гончаров, А.П. Чехов, А.И. Куприн, В.В. Маяковский, А.Н. Толстой, худ. И.И. Шишкин, И.Е. Репин, И.И. Бродский, К.С. Петров-Водкин. В довоен. годы на Белогорском ш. находился Дом отдыха работников иск-в, где отдыхали мн. изв. деятели театра и музыки. Во время ВОВ С. находилась в зоне оккупации, но значит. ущерба не понесла. В память павших воинов и мирных жит. в парке установлена бетонная стела со скульпт. рельефами, а также памятные знаки. В пос. работают кино-культурный центр «Юбилейный», поселковая и дет. б-ки, дет. школа иск-в. Имеются дефствующие цц. Тихвинской иконы Божией Матери, Свв. Апп. Петра и Павла. Кладб. (существует с 1913) расположено по дороге на Дружноселье. Лит.: Громов В. И., Файнштейн Л. А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 167-173; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Южное направление. Гатчина, 2003. С. 37-61 Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Спицын Александр Андреевич (1858-1931), ученый | |
Рубрики | |
СПИЦЫН Александр Андреевич (1858–1931), археолог, чл.-корр. АН СССР (1927). Окончил СПб. ун-т (1882). С 1892 – в Археол. комиссии (после ее реорганизации – с 1919 сотрудник Гос. академии истории материальной культуры). Занимался систематизацией, обобщением и публ. древностей Вост. Европы бронзового и жел. веков, эпохи Средневековья. Дал ист. характеристики осн. категорий пам. Северо-Запада, включая совр. Лен. обл. Опубликовал материалы раскопок древнерус. курганов С.-Петерб. губ., проведенных Л.К. Ивановским, В.Н. Глазовым, Н.К. Рёрихом, сделал ист. достоверную характеристику приладожских курганов, раскопанных Н.Е. Бранденбургом. Определил ареал, датировку и этнокультурную атрибуцию длинных курганов, сопок и жальников, положив начало дискуссии о времени славянского заселения Северо-Запада. В 1899 определил терр. славянских племен по распространению височных колец разных типов. Мн. наблюдения и выводы С. сохр. актуальность и в наши дни. Проф. Петрогр. ун-та (1918); читал курс лекций по рус. археологии (1909-28). Соч.: Курганы Санкт-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского // Материалы по археологии России. Вып. 20. СПб., 1896; Обозрение некоторых губерний и областей России в археологическом отношении. Петербургская губерния // Записки Русского археологического общества. 1896. Т. IX. Вып. 1-2. С. 268-278; Расселение древнерусских племен по археологическим данным // Журнал Министерства народного просвещения. 1899. Вып. VIII; Удлиненные и длинные русские курганы // Записки Отделения русской и славянской археологии. Т. V. Вып. 1. СПб., 1903. Лит.: Формозов А.А. К биографии А.А. Спицына // Советская археология. 1987. № 2. С. 262-264; Лебедев Г.С. История отечественной археологии. 1700–1917 гг. СПб., 1992. С. 247-252. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |