Персоны энциклопедии / Чеканова Ольга Александровна
Аалто Алвар (1898-1976), архитектор
Рубрики
ААЛТО (Aalto) Алвар (1898–1976), фин. архитектор и дизайнер. Окончил Политехн. ин-т в Хельсинки (1921). Мастер функционализма и органичной архитектуры. Среди наиб. изв. сооружений – рабочий клуб в Ювяскюля (1923-25), санаторий в Паймио близ Турку (1929-33), финл. павильон для Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939), студенческое общежитие Массачусетского технол. ин-та (1947), здание муниципалитета Сяунатсало (1950-52), Скандинавский центр в Рейкьявике (1965-68), дворец «Финляндия» в Хельсинки (1967-71). През. Союза фин. архитекторов (1943-58), през. Академии Финляндии (1963-68), поч. д-р Принстонского и Колумбийского ун-тов, политехн. ин-тов Хельсинки, Цюриха, Милана, Вены, Норвежского технол. ин-та. Европ. известность А. принес проект здания гор. б-ки в г. Выборг (1930-35) (см. Выборгская библиотека центральная городская им. А.Аалто). Соч.: Архитектура и гуманизм: Сб. ст. М., 1978; Городская библиотека. Выборг, 1930–1935. Конкурсный проект. 1924. 1-я премия // Страницы Выборгской истории: Сб. статей. Кн. 2. Выборг, 2004. С. 563-568. Лит.: Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга XIII–XX вв: Путеводитель. Л., 1977. C.205-211; Brady Joe. Alvar Aalto. – http://virtual.finland.fi; Библиотека Алвара Аалто в Выборге. – http://www.aalto.vbg.ru/ О.А. Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…
Бенуа Николай Леонтьевич (1813-1898), архитектор и художник
Рубрики
БЕНУА (Benois) Николай Леонтьевич (1813–1898), архитектор и худ.-прикладник. Окончил СПб. АХ (1836). С 1846 – придворный арх. Акад. (1847), проф. (1858), поч. ч. АХ (1896). Один из учредителей, пред. (1890-93), поч. ч. (1893) С.-Петерб. об-ва архитекторов. Автор проектов разл. сооружений в СПб., Петергофе (Придворные конюшни, Фрейлинские дома, здание почты, дворцовый госпиталь, ж.-д. вокзал), Царском Селе, Москве, Тамбове, Гельсингфорсе, в Смоленской и Екатеринославской губ. В 1853-62 построил комплекс зданий Лисинского лесничества и ц. Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня (пос. Лисино-Корпус, Тосненский р-н), в 1860-65 – часовню «Крылечко» в Тихвинском Успенском мон. Умер в СПб., похоронен на Выборгском католическом кладб. (надгробие не сохр.). Лит.: Бартенева М.И. Николай Бенуа. СПб., 1994; Кириков Б.М. Малоизвестные работы архитектора Николая Бенуа // Краеведческие записки: Иссл. и материалы. Вып. 3. СПб., 1995. С. 103-109. О.А.Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…
Бумажная фабрика
Рубрики
БУМАЖНАЯ ФАБРИКА (пос. Ропша), памятник пром. архитектуры. Построена в 1787-89 (проект Ю.М. Фельтена, осуществление – арх. С.П. Берников). Здание расположено на берегу пруда в вост. части Ропшинского парка. В комплекс Б. ф. с помощью плотин включены многочисл. пруды и водоемы, т. к. в производственном цикле использовалась энергия падающей воды. Планировка здания характерна для раннего классицизма XVIII в.: в плане корпус Б. ф. представляет собой замкнутый квадрат с внутр. двором. Со стороны гл. фасада здание трехэтажное, оштукатуренное. Оно обращено в сторону пруда и парка и имеет по бокам две симметричные арки. В 1917 Б. ф. национализирована, с 1939 –трикотажное предприятие. В годы ВОВ разрушена, восстановлена в 1949-56. В 1952 здание Б. ф. и пруды переданы Всесоюзному науч.-иссл. ин-ту озерного и рыбного х-ва, к-рый организовал здесь опытную станцию. Лит.: Гоголицин Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 182-183. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…
Гостилицы, усадьба
Рубрики
ГОСТИЛИЦЫ, усадьба (дер. Гостилицы, Ломоносовский р-н). Пам. архитектуры XVIII в. В 1721 Петр I пожаловал мызу капитану Б.-Х. Миниху, к-рого пригласил для стр-ва Ладожских каналов. На р. Гостилка была устроена плотина и цепь запруд, образовалось искусственное оз. На его правом берегу был возведен дерев. усадебный дом и служебные постройки, на левом берегу располагалось село, у плотины поставили мельницу. В 1742 Миних попал в опалу и был сослан в Сибирь. В 1743 имп. Елизавета Петровна подарила усадьбу своему фавориту А.Г. Разумовскому. Господский дом был перестроен и увеличен в размерах, возведены Кавалерские корпуса, Эрмитаж и Троицы Пресвятой ц. Все постройки были из кирпича, изготовленного на местном з-де. Работы осуществлялись по проектам арх. А.В. Квасова. Коренная реконструкция дворца произведена в кон. XVIII в., когда владельцем усадьбы стал ген.-фельдмаршал К.Г. Разумовский, мл. брат Алексея Григорьевича. Был построен новый усадебный дом в виде «палладианской виллы» – с полукруглой ротондой над куполом, открытой колоннадой, опирающейся на высокий цоколь. Пейзажный верх. парк был перепланирован, в нем появились декорат. сооружения, Чайный павильон, Малый и Большой гроты. В 1825 имение перешло в собственность А.М. Потемкина, к-рый в 1842-45 построил новый дворец в стиле англ. готики (проект арх. А.И. Штакеншнейдера). Парк был расширен, устроены каскады и фонтаны, вырыты новые пруды. С 1872 усадьба часто меняла владельцев, после рев-ции 1917 национализирована. В период коллективизации в Г. разместилась гл. усадьба колхоза «Гостилицы». В годы ВОВ через Г. проходила линия фронта, здания усадьбы и парк сильно пострадали. В наши дни дворец руинирован, сохр. нек-рые служебные постройки и аллея вековых дубов. Троицкая ц. отреставрирована и передана верующим. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 78-85. О.А. Чеканова
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Гуро Елена Генриховна (1877-1913), литератор, художник
Рубрики
ГУРО Елена Генриховна (1877–1913), поэт, художник, представитель рус. авангарда. Училась в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1890), в мастерской Я.Ф. Ционглинского (1903-06), затем в школе Е.В. Званцевой под рук. Л.С. Бакста и М.В. Добужинского. Начала печататься в 1905 (рассказ «Ранняя весна»); первая кн. рассказов и стих. «Шарманка» вышла в 1909. В 1910 участвовала в сб. «Садок судей». В 1906 вышла замуж за худ. и комп. М.В. Матюшина. На квартире Г. и Матюшина в СПб. с кон. 1909 собирался кружок молодых поэтов и худ., оформившийся в «Союз молодежи» (входили П. Филонов, М. Ларионов, К. Малевич, О. Розанова, В. Татлин и др.). Лето проводила в пос. Большая Ижора вблизи Ораниенбаума и на даче в Уусикиркко на Карельском перешейке (совр. пос. Поляны Выборгского р-на). Умерла в СПб., похоронена в Уусикиркко. Лит.: Елена Гуро. Поэт и художник. 1877–1913: Каталог выставки. СПб., 1994; Органика. Беспредметный мир Природы в русском авангарде ХХ в.: Выставка в галерее Гмуржинской в Кельне 1999–2000. М., 2000; Литературные объединения Москвы и Петербурга. 1880–1917: Словарь. М., 2004. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…
Ивановка, усадьба
Рубрики
ИВАНОВКА, усадьба на берегу р. Пудость, в вост. части пос. Пудость, рядом с одноим. ж.-д. станцией. Принадлежала семье Ф. и И. Штакеншнейдеров, деда и отца арх. А.И. Штакеншнейдера. Дом, окруженный небольшим парком, построен в 1798, тогда же мыза получила свое назв. В 1802 здесь родился будущий архитектор. В 1850-е на месте прежнего господского дома был построен новый дерев., с причудливой резьбой и окнами-люкарнами во втором этаже. В этом доме А.И. Штакеншнейдер регулярно бывал в течение всей жизни, проводил в нем с семьей летние месяцы, а с 1862, оставив службу, окончательно здесь поселился. Наследники арх. продали усадьбу в 1876. Дом сгорел в 2003, сохр. часть старого парка. Лит.: Петрова Т.А. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1978; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С.114-117; Соколова О.Л. Мыза Ивановка. – http://www.eco.nw.ru/lib/data/06/7/070706.htm О.А. Чеканова
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Извара, усадьба
Рубрики
ИЗВАРА, усадьба (дер. Извара, Волосовский р-н). Первонач. (с 1747) мыза принадлежала гр. К.Е. Сиверсу. С 1872 имение с кам. господским домом, построенным в стиле англ. готики, фруктовым садом и многочисл. хоз. постройками приобрел петерб. юрист К.Ф. Рёрих. Его сын, будущий художник Н.К. Рёрих провел в И. дет. и юношеские годы. Здесь возник и развился его интерес к иск-ву, археологии и древнерус. истории. Этому способствовало то обстоятельство, что вблизи усадьбы находились древнерусские курганы – захоронения XI–XVI вв. Рёрих принимал участие в археол. экспедициях Л.К. Ивановского и сам исследовал нек-рые захоронения. В нач. ХХ в. И. приобрел купец А.П. Вернандер, к-рый устроил в имении з-ды, мельницы, развел в озере форель. Накануне рев-ции 1917 в И. была открыта Земледельческая школа с домовой ц. Казанской иконы Божией Матери (1916-17, арх. И.И. Яковлев). В настоящее время усадебный дом восстановлен; сохр. нек-рые хоз. постройки: конюшни, скотный двор и пр. В 1984 в И. открыт Рёриха Н.К. музей-усадьба. Лит.: Короткина Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л., 1985; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 119-121. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Котлы, усадьба
Рубрики
КОТЛЫ, усадьба (дер. Котлы, Кингисеппский р-н). Мыза Котельская с 1730 принадлежала бар. Альбрехтам. Все строения, включая лютеранскую и правосл. ц., были дерев. В нач. ХIХ в. при И.Л. Альбрехте усадьба расширена и перепланирована, устроены парки и выстроен кам. двухэтажный дом с большим шестиколонным портиком (1820-е, предположительно арх. А.И. Мельников). В парке еще с ХVIII в. находилась родовая усыпальница Альбрехтов, сложенная из известняковых плит. Хоз. двор окружала ограда из больших известняковых камней, у ворот были поставлены сторожка и садовый павильон. Планировка усадьбы, стилистическое единство сооружений сделали ее одной из наиболее примечательных в губ. По приглашению хозяев сюда в 1827 приезжал и работал худ. О. А. Кипренский. В кон. XIX – нач. ХХ вв. усадьбой последовательно владели А.И. Мамонтов, Н.А. Сапожникова и ее дочь О.А. Мейснер. В 1882-88 в К. построена кам. ц. Николая Чудотворца Святителя. В наши дни частично сохр. усадебный дом и нек-рые служебные постройки. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 150-154; Мурашова Н.В, Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003. С. 103-122; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 150-154. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Кузьмин Роман Иванович (1811-1867), архитектор
Рубрики
КУЗЬМИН Роман Иванович (1811–1867), архитектор, педагог. Окончил СПб. АХ (1832), акад. (1840), проф. (1841) архитектуры, преподаватель АХ. Арх. Гофинтендантской конторы придворного ведомства. Среди наиболее изв. построек в СПб. – футляр Домика Петра I (1844), особняк Л.В. Кочубея (1844-46), Греческая ц. Св. Димитрия Солунского (1861-66, не сохр.). Автор проектов церквей в Париже и в Афинах. В 1845-52 занимался расширением и отделкой Гатчинского дворца. В 1846-52 К. построил в г. Гатчина Павла Апостола собор, в 1855 – собственный дом. Похоронен на Смоленском правосл. кладб. в СПб. (могила не сохр.). Лит.: Хомутецкий Н.Ф. Материалы к биографии архитекторов С.Л. Шустова и Р.И. Кузьмина // Архитектурное наследство. № 7. Л.; М., 1955. С.204-214; Архитекторы- строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. XX вв.: Справочник / Под общ. ред. Б.М. Кирикова. СПб., 1996. С.184; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб., 2001. С. 98-127, 264, 282-284. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…
Лебяжье, г.п.
Рубрики
ЛЕБЯЖЬЕ, городской поселок в Ломоносовском р-не. Нас. – 5600 чел. Расположен на юж. побережье Финского зал., при впадении в залив р. Лебяжка. Образован в 1966, при объединении дер. Лоцманское селение, Ст. и Н. Красные Горки, Б. и М. Борки, Краснофлотск, Петровский хутор, Риголово. Согласно Новгородской писцовой книге 1500, на месте Л. находилась дер. Каркило (Каргила). В 1712 в возникла мыза Б.П. Шереметева, назв. Лебяжье. В сер. XIX в. мыза была разделена на неск. владений (одним из владельцев с 1878 был писатель М.Е. Салтыков-Щедрин). В 1865 рядом с Л. осн. селение кронштадтских лоцманов, от к-рого сохр. ок. 40 домов старой постройки, ц. Николая Чудотворца Святителя. В нач. ХХ в. здесь проводил лето писатель В.В. Бианки. В 1909 через Л. прошла линия жел. дороги, соединившая Ораниенбаум с фортами Красная Горка и Серая Лошадь. В Л. работают муз. школа, дом культуры, при к-ром действует «Дом ремесел», б-ка (проводятся Бианковские чтения), частный Музей славянских народов (ул. Приморская, 5; дир. П.И. Дубойский). Действует ист.-культурный фонд «Лоцманское селение». В 2003 установлен пам. «Защитникам Ленинградского неба». В 1994 создан заказник междунар. значения Водно-болотное угодье «Лебяжье» для сохр. крупной стоянки водоплавающих птиц на весеннем пролете (площадь 6400 га). Лит.: Ливеровский А. Тихий берег Лебяжьего. Л., 1984; Того В. Лоцманское селение. СПб., 1999; Лебяжье: Неофициальный виртуальный музей поселка. – lebiaje.narod.ru/history/lomonrn.html О.А. Чеканова, А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
"Лисинский", заказник
Рубрики
«ЛИСИНСКИЙ», гос. природный комплексный заказник. Расположен на терр. Тосненского р-на, занимает пл. 28,4 тыс. га. Лесничество возникло в кон. XVIII в., в 1805 начались занятия с воспитанниками Царскосельского лесного ин-та. В 1834 при лесхозе открыто Егерское уч-ще, с этого времени пос. Лисино-Корпус (Лисинская дача) становится учебной базой. С заказником связана жизнь и деятельность мн. выдающихся лесоводов, почвоведов, биологов. Совр. заказник образован решением Леноблисполкома от 27 марта 1976 № 145, пост. Пр-ва Лен. обл. от 26 дек. 1996 № 494 и от 15 окт. 2001 № 98. Находится в управлении Лисинского учебно-опытного лесхоза С.-Петерб. лесотехн. академии. Цель создания – сохр. лесного массива старейшей опытной базы Лесотехн. академии; охрана девственных еловых лесов, посадок лесных культур. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 169-172; Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Ленинградской области. – http://pa.iucn.ru А.А. Трипольская, О.Н.Чеканова
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Марьино, усадьба
Рубрики
МАРЬИНО, усадьба (вблизи дер. Андрианово, Тосненский р-н). В кон. XVIII в. усадьбой владел гр. А.С. Строганов, при нем на правом берегу р. Тосна построен двухэтажный кам. дом. В 1813-19 дом перестроен гр. С.В. Строгановой. Тогда же возникло назв. Марьино – в честь М.Я. Строгановой, первой владелицы усадьбы с 1726. Первонач. вариант проекта перестройки предположительно разработан А.Н. Воронихиным, строитель – арх. И.Ф. Колодин. Существовавший ранее особняк был надстроен, парадные интерьеры богато декорированы лепкой и росписью. В усадьбе находились большая б-ка (24 тыс. томов) и значительная картинная галерея. Марьинский парк решен в стиле и традициях рус. пейзажных парков кон. XVIII – нач. XIX вв. В 1825-45 реконструкцией усадьбы занимался П.С. Садовников, им же в соавторстве с И.Ф. Колодиным построена ц. Троицы Пресвятой. После 1917 в усадьбе нек-рое время располагался музей. В 1930 все предметы убранства поступили в ГРМ и др. музеи. Во время ВОВ часть дворца взорвана. Восстановительные работы впервые проводились в 1959-65 (арх. М.А. Сементовская). В настоящее время дворец отремонтирован усилиями арендатора, терр. благоустраивается. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С.172-175; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005.С. 191-193. О.А.Чеканова
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Матюшин Михаил Васильевич (1861-1934), художник, музыкант
Рубрики
МАТЮШИН Михаил Васильевич (1861–1934), художник, музыкант, писатель, издатель. Окончил Моск. консерваторию (1881), скрипач в петерб. Придворном оркестре (1881-1913). Занимался в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1894-98), Студии Я.Ф. Ционглинского (1903-05), в школе живописи и рисования Е.Н. Званцевой (1906-08). В 1906 вступил в брак с Е.Г. Гуро, вместе с ней в 1910 организовал об-во художников «Союз молодежи», выпускал одноим. журнал. С 1911 занимался теорией худож. пространства и «четвертого измерения»; издал ряд футуристических кн. Автор музыки к пьесам Гуро и опере «Победа над солнцем» (текст А.Е. Крученых, оформление К.С. Малевича, поставлена в 1913). Летом 1913 на даче М. в Уусикиркко (ныне пос. Поляны Выборгского р-на) состоялся первый съезд рус. футуристов. В 1918-26 М. преподавал на живописном ф-те АХ, организовал там «мастерскую пространственного реализма». Рук. отдела органической культуры в Гос. ин-те худож. культуры (1923-26). Выпустил в свет «Справочник по цвету» (1932). В 1910-е летние месяцы проводил в пос. Большая Ижора. Умер в Ленинграде, похоронен на кладб. у ст. Мартышкино. Лит.: Повелихина А.В. Художник М.В.Матюшин и его школа. Выставка произведений в Гос. музее истории Ленинграда. Л., 1989; Костров Н.И. М.В. Матюшин и его ученики // Панорама искусств. № 13. М., 1990; Литературные объединения Москвы и Петербурга. 1880–1917: Словарь. М., 2004. О.А. Чеканова
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Островки, усадьба
Рубрики
ОСТРОВКИ, усадьба (дер. Островки, Всеволожский р-н). Находилась на правом берегу Невы. С 1777 мыза принадлежала светлейшему кн. Г.А. Потемкину-Таврическому. Дворец (1784-86, арх. И.Е. Старов) располагался на высоком насыпном холме, включал пять башен, разл. по форме и высоте, создававших образ ср.-век. дома-замка. С трех сторон к дворцу примыкал обширный парк с прудами и оранжереями. Предполагается, что парк был распланирован И.Е. Старовым при участии англ. садового мастера Вильяма Гульда. Гл. акцентом парка стали устроенные в излучине Невы маленькие островки, давшие назв. мызе. В первой пол. XIX в. имение принадлежало ген.-лейт. П.Н. Чоглокову и его наследникам, с 1885 – купцу И.М. Олейникову. Отд. помещения дворца сдавались дачникам – в частности, в 1875 здесь жил Н.А. Римский-Корсаков. Зимой 1916 в О. работал над этюдами А.А. Рылов. Дворец и парк разрушены во время ВОВ. Сохр. фундамент и часть стены. Лит.: Кючарианц Д.А. Иван Старов. Л., 1982; Мурашова Н. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: ист. справочник. СПб., 2005. С. 234-236. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Пустынька, усадьба
Рубрики
ПУСТЫНЬКА, усадьба (г. Никольское, Тосненский р-н). С 1817 часть пустоши на правом берегу р. Тосна принадлежала литератору А.Д. Копьеву, к-рый построил здесь небольшую усадьбу и дал ей назв. Пустынька. В 1850 имение приобрела гр. А.А. Толстая, мать А.К. Толстого. Толстыми был выстроен кам. господский дом в стиле англ. готики (арх. В.Я. Лангваген по проекту А.И. Штакеншнейдера). В ансамбль входили также флигель для гостей, контора, конюшни, каретник и пр., объединенные единством замысла. В гостях у Толстого здесь часто бывали мн. литераторы и ученые, в т. ч. И.А. Гончаров, Н.И. Костомаров, И.С. Тургенев, А.А. Фет, Я.П. Полонский и мн. др. После смерти Толстого в 1875 имение перешло во владение С.А. Хитрово. В 1912 пожар уничтожил почти все постройки; в настоящее время сохр. два пруда и фрагменты парка. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб в Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 264-265. О.А.Чеканова
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Ропшинский дворцово-парковый ансамбль
Рубрики
РОПШИНСКИЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ (пос. Ропша, Ломоносовский р-н). Пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва XVIII в. Входит в число дворцово-парковых ансамблей, созданных при Петре I на юж. побережье Финского зал. Расположен на высоте 80 м над уровнем моря. Земли на Княжей горе первоначально принадлежали Петру I, к-рый устроил здесь небольшую усадьбу для пользования минеральными водами. Подземные ключи, обнаруженные в Р., использовались также в качестве источника воды для фонтанов Ниж. парка Петергофа. В 1714 царь пожаловал Р. кн.-кесарю Ф.Ю. Ромодановскому. Второй усадьбой в Р. владел гос. канцлер Г.И. Головкин. В 1734 сын Г.И. Головкина Михаил женился на внучке Ромодановского и стал владельцем обеих усадеб и нового кам. дворца, выстроенного по проекту арх. П.М. Еропкина. После вступления на престол имп. Елизаветы Петровны Головкин был сослан в Сибирь, имение передано в казну и превращено в царскую резиденцию. В 1748 арх. Ф. Растрелли была поручена перепланировка дворца, осн. работы велись в 1750-56. Одноврем. с дворцом, выполненным в стиле «рус. барокко», создавался пейзажный парк с системой водоемов и каскадов, гранитными причалами и арочными мостиками, с фонтаном-гротом. В 1762 в Ропшинском дворце был заточен и вскоре убит Петр III. В 1764 Екатерина II подарила Ропшу Г.Г. Орлову. Долгое время усадьбой никто не занимался, она приходила в упадок. В 1782 наследники Орлова продали усадьбу придворному ювелиру И.Л. Лазареву, к-рый занялся переустройством имения. Работы велись в течение 25 лет. Регулярный сад был заменен ландшафтными англ. парками с разветвленной водной системой (инж. Г.И. Энгельман, садовый мастер Т. Грей). По проекту арх. Антонио Порта дворец расширен и надстроен, пристроены два павильона. К работам в Р. были привлечены мн. изв. зодчие – Е.Т. Соколов, Л.И. Руска и др. В частности, по проекту Ю.М. Фельтена в 1787-89 возведено здание Бумажной фабрики. В 1801 Р. стала собственностью Павла I и вплоть до февр. 1917 являлась увеселительной, охотничей и рыболовной усадьбой царской фамилии. После рев-ции имение национализировано, во дворце устроен дом отдыха для парт. и хоз. рук. В годы ВОВ Р. была оккупирована, дворец неоднократно горел, парк изрыт траншеями и заминирован. В послевоен. время дворцовые здания занимала воинская часть, на терр. усадьбы в разное время располагались с.-х. политехникум, рыбхоз, животноводческий совхоз «Октябрьский», Центральная эксперим. станция НИИ озерного и речного рыбохозяйства. В 1990-е восстановленный дворец пережил два пожара. В 2004 ансамбль включен в программу «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы», реализуемую Пр-вом РФ. Рассматриваются возможности использования Ропши в качестве центра делового туризма, организация во дворце музейных экспозиций, ведутся предпроектные работы. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 296-301; Ропша. – http://www.lenobl.ru/culture/heritage/ropsha О.А. Чеканова
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Сааринен Элиэль (1873-1950), архитектор
Рубрики
СААРИНЕН (SAARINEN) Готлиб Элиэль (1873–1950), архитектор. Окончил Политехн. ин-т в Хельсинки (1897). Учился живописи в Университетской школе иск-в, проектировал мебель и предметы прикладного иск-ва. В 1896–1904 работал в бюро «Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен». Автор проекта ж.-д. вокзала в г. Выборг (1913, совм. с Г. Гезеллиусом), выполнил ген. план «Большого Хельсинки» (1915-18). С 1923 – в США. Исполнил градостроительные проекты для Чикаго, Детройта, мн. проектировал и строил в Кранбруке (США). Построил в Хельсинки – здание Страхового об-ва (1899–1901), Нац. музей (1901-10); в Париже – павильон Финляндии на Всемирной выставке (1898–1900). Поч. д-р ун-тов в Хельсинки, Мичигане, Гарварде, поч. ч. СПб. АХ (1906); награжден неск. орденами. Умер в Кранбруке. В 1903 в окрестностях г. Выборг (рядом с дер. Харитоново) совм. с Г. Гезеллиусом и А. Линдгреном построил для М. Нейшеллера виллу Суур-Мерийоки – образец фин. модерна (не сохр.). Среди работ С. в Сев. Приладожье выделяется загородный дом («дача») д-ра Г. Винтера (1909) на берегу Ладожского оз. Лит.: Национальный романтизм в архитектуре Хельсинки и Тампере. – http://finmodern.narod.ru/index.html О.А. Чеканова
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Садовников Петр Семенович (1796-1877), архитектор
Рубрики
САДОВНИКОВ Петр Семенович (1796–1877), архитектор. Брат В.С. Садовникова. Из крепостных кн. Голицыных. Учился у А.Н. Воронихина, окончил неполный курс СПб. АХ (1814-16). В 1817-45 домашний арх. гр. Строгановых. В 1830 освобожден от крепостной зависимости, в 1838 получил звание свободного художника. Акад. АХ (1849). В 1857-63 арх. Конюшенного ведомства. Самостоятельная творческая деятельность С. началась со стр-ва ряда зданий и кам. церкви в имении Голицыных Городня (Калужская губ.). Построил дворцово-парковый ансамбль в усадьбе гр. Орлова в Стрельне (1833-39), в СПб. – здание Конюшенного музея (1857-60) и ряд др. сооружений. Умер в СПб., похоронен на Волковском правосл. кладб. В усадьбе Марьино (см.) С. возведено более 15 строений (в т. ч. Троицы Пресвятой церковь) и выполнен ряд работ по переделке интерьеров усадебного дома. Лит.: Наумова А.Н. Крепостной архитектор П.С. Садовников // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1984. С. 201-216; Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. ХХ вв.: Справочник // Под общ. ред. Б.М. Кирикова. СПб., 1996. С. 272-273. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…
Тон Константин Андреевич (1794-1881), архитектор
Рубрики
ТОН Константин Андреевич (1794–1881), архитектор. Акад. СПб. АХ (1830), создатель «рус.-византийского» стиля. Окончил АХ (1815; с зол. медалью), с 1831 – проф., в 1854-71 ректор АХ по архитектуре. С 1861 придворный арх. Награжден орденами Св. Анны, Св. Станислава, Св. Владимира, действительный статский советник. Один из авторов восстановления Зимнего дворца после пожара 1837. По проекту Т. в СПб. сооружен ряд церквей (не сохр.), здание Николаевского (Моск.) вокзала, пристань «со сфинксами» на Б. Неве у здания АХ (1833-34). Автор храма Христа Спасителя и Б. Кремлевского дворца в Москве. По проектам Т. построены цц. Петра и Павла Апостолов в г. Любань, Воскресения Христова в с. Воскресенском (Волосовский р-н), Св. Иова в г. Тихвин. Умер в СПб., похоронен на Волковском правосл. кладб. Лит.: Славина Т.А. Константин Тон. Л., 1982. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…
Усть-Рудица, усадьба
Рубрики
УСТЬ-РУДИЦА, усадьба (Ломоносовский р-н). В 1753 имп. Елизавета Петровна пожаловала М.В. Ломоносову мызу и четыре деревни в Копорском у. для стр-ва усадьбы и ф-ки цветного стекла. Выбор места у водораздела трех рек (Рудица, Черная и Коваши) был обусловлен обилием проточной воды и наличием песка, пригодного для произ-ва стекла. Плотина, сооруженная на р. Рудица, позволила создать большую запруду – разлив, к-рый стал центром композиции всего усадебно-заводского комплекса. Все заводские строения (печи, мельница, лесопилка) располагались на левом берегу запруды, усадебные строения (дерев. одноэтажный дом с мезонином и службы) – на правом. Рядом с домом располагались два флигеля. В левом была оборудована лаборатория, где разрабатывалась технология изготовления разных сортов стекла, бисера и мозаики; в правом находилась мастерская, в к-рой работали шлифовальщики и мозаичисты. Оборудование было изготовлено по моделям, созданным Ломоносовым. Ф-ка выпускала гл. обр. непрозрачное цветное стекло для «мозаичного художества» и разных украшений. В 1753-65 из полученных здесь мозаичных стекол было выполнено 27 портретов и картин, в т. ч. «Полтавская баталия» (ныне – в здании СПб. АН). Через неск. лет после смерти Ломоносова, в 1768, произ-во стекла было прекращено, ф-ка закрылась. Имение наследовали потомки Ломоносова – Константиновы, Раевские, Орловы. Усадьба неоднократно переоборудовалась, был выстроен дерев. господский дом, кам. службы, оранжереи, разбит «англ.» парк, хоз. постройки перемещены на берег р. Черная. Строения усадьбы не сохр. Место, где находилась ф-ка, в 1959 объявлено пам. отеч. науки и техники и взято под гос. охрану; установлен мем. обелиск. В 1950-е в результате раскопок на месте быв. ф-ки обнаружились фрагменты стекла, на основании изучения к-рых удалось восстановить технологию его изготовления. Макет усадьбы хранится в Гос. музее истории СПб. Лит.: Лихоткин Г.А. Ломоносов в Петербурге, Л., 1981; Белявский М.Г. Все испытал и все проник. М., 1986; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 1999. С. 154-156. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Фельтен Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) (1730 – 1801), архитектор
Рубрики
ФЕЛЬТЕН (Velten) Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) (1730–1801), архитектор, педагог. Учился при СПб. АН (1740-45), в 1750 окончил Тюбингенский ун-т. Гл. арх. Канцелярии от строений (1740-45). С 1775 – проф., затем – дир. АХ (1789-94). В СПб. Ф. принадлежат проекты Старого Эрмитажа (1771-87), Чесменской ц. (1777-80), Невской ограды Летнего сада (1771-84; совм. с П.Е. Егоровым), и мн. др. Автор построек в Петергофе и Царском Селе. В г. Выборг по проекту Ф. построена Лютеранская церковь Святых Апостолов Петра и Павла (1793-96). Храм в формах классицизма имеет градообразующее значение и входит в число сооружений, определявших архит. облик одной из центральных площадей города. Ф. также принадлежит проект Бумажной фабрики в Ропше. Лит.: Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988; Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977. С. 129; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 182-183, 271. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…
Штакеншнейдер Андрей Иванович (1802-1865), архитектор
Рубрики
ШТАКЕНШНЕЙДЕР Андрей Иванович (1802, мыза Ивановка, совр. Гатчинский р-н – 1865), архитектор, действительный статский советник (1858). Окончил СПб. АХ (1821), акад. (с 1834), почетный вольный общник, проф. (с 1844). С 1856 – арх. Высочайшего двора. По проектам Ш. в СПб. построены: Мариинский, Николаевский, Ново-Михайловский великокняжеские дворцы, дворец Белосельских-Белозерских на Невском пр. Мн. строил в Петергофе, в Ораниенбауме, Стрельне, Знаменке, Пушкине, Павловске, Гатчине, в Прибалтике, Новгороде, в Крыму и др. местах. Занимался оформлением Эрмитажа. В 1836 по проекту Ш. в усадьбе ген.-фельдмаршала И.И. Дибича Забалканское (дер. Старое Гарколово, Кингисеппский р-н) был построен кам. усадебный дом. В 1842-45 построил дворец в усадьбе Гостилицы. В С.-Петерб. губ. Ш. принадлежала усадьба Ивановка, в к-рой он родился, регулярно бывал в течение жизни и окончательно поселился в 1862. Похоронен в Троице-Сергиевой пустыни (СПб.). Лит.: Петрова Т.А. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1978; Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. XX вв.: Справочник / Под общ. ред. Б.М.Кирикова. СПб., 1996; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппск ий район. СПб., 2003. С. 159-162; «Башня Дибича» – уцелевший фрагмент усадьбы барона Дибича. – http://www.interpress.ru/index.php?t=plain_photo&id=50303 О.А. Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…
Энгель Карл (1778–1840), архитектор
Рубрики
ЭНГЕЛЬ (Engel) Карл Людвигович (Карл Людвиг) (1778–1840), архитектор, градостроитель. Выходец из Германии, окончил Академию архитектуры в Берлине. Работал в Або (Турку) и Гельсингфорсе (Хельсинки). С 1825 руководил всем стр-вом в Финляндии. Э. высоко ценил петерб. архитектуру, находился под ее влиянием, что отразилось в облике Хельсинки, где по его проектам построено 25 общественных зданий. В 1820-30-х Э. принимал участие в проектировании и стр-ве ряда сооружений в Выборге: по его проектам реконструировался собор Доминиканского мон. (Выборгская, 13); перестраивались здания, образующие двор Выборгского замка; возводились декорат. сооружения в усадьбе Монрепо, в т. ч. дерев. готические ворота. В 1834 предположительно по проекту Э. перестраивался дом бургомистра (Прогонная, ул. 14). В 1815 Э. построил усадьбу Ала-Урпала под Выборгом. Дерев. усадебный дом сохр. в перестроенном виде. Лит.: Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977. С. 99, 108; Страницы Выборгской истории: Сб. ст. Кн. 2. Выборг, 2004. C. 314; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 178. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…