Персоны энциклопедии / Достоевский Федор Михайлович
Зосима (Верховский) (1767-1838), Преподобный, церковный деятель
Рубрики
ЗОСИМА (Захарий Васильевич Верховский, 1767–1838), Преподобный. Служил в гвардии. В 1786, оставив имение, ушел в брянские леса в скит к старцу иером. Адриану (Блинскому), где познакомился с монахом Василиском (Гавриловым), к-рый стал его духовным отцом. В 1786 З. был принят в число братии Коневского Рождество-Богородицкого монастыря. В мон. служил пономарем, вскоре был пострижен в иноческий чин. Затем вместе с о. Василиском поселился в уединенной пустыни, где переплетал и переписывал книги. В 1800 с благословения настоятеля прп. Адриана З. и о. Василиск удалились в Сибирь в поисках места, подходящего для пустынной жизни, и поселились в лесу неподалеку от г. Кузнецк, где прожили в уединении 24 года. В 1826 основал пустынную Троице-Одигитриевскую жен. обитель в Верейском у. Московской губ. Канонизирован 23 июля 2000. Является наиболее вероятным прототипом старца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Соч.: Зосима (Верховский), монах; Паисий, иером. Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска и некоторые черты из жизни юродивого Ионы. М., 1849. Лит.: Андрианов А.Ю. Скитская и монастырская жизнь первой трети XIX в. в трудах отца Зосимы (Верховского) // Православие и русская народная культура. Кн. 2. М., 1993. С. 45-91; Берташ А. В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993; Вера (Верховская), игумения. Старец Зосима Верховский. М., 1994. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887), художник
Рубрики
КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837–1887), художник, общественный деятель. В 1856 поступил в СПб. АХ, учился у А.Т. Маркова. В 1863 с группой единомышленников («бунт 14-ти») вышел из АХ, образовал Артель художников. В 1863-68 преподавал в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств, среди его учеников – И.Е. Репин, В.И. Суриков. Акад. живописи (1869). В 1870 – один из инициаторов создания Т-ва передвижных худож. выставок и его глава. Участвовал в росписи церквей, в т. ч. храма Христа Спасителя в Москве (1865). Идейный лидер реалистического, антиакадемического направления в иск-ве. Мастер психологического портрета. Написал портреты Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, И.И. Шишкина, В.Г. Перова и др. деятелей иск-ва, а также портреты крестьян, к-рые стали новым словом в живописи. Создал ряд пейзажей и сюжетных картин. Постоянно выступал с критическими ст. по вопросам иск-ва. Умер в СПб., похоронен на Волковском кладб.; позднее прах перенесен в Некрополь мастеров иск-в Александро-Невской лавры. Неоднократно бывал в Луге. Летом 1872 вместе с К.А. Савицким и И.И. Шишкиным К. снимал дачу в усадьбе Ильжо. Здесь худ. работал над картиной «Христос в пустыне». С 1874 снимал, а впоследствии построил дачу и мастерскую в пос. Сиверский (не сохр.). Здесь К. было написано ок. 40 картин (портрет крестьянина Мины Моисеева, портрет А.Н. Майкова и др.). На мн. работах К. запечатлены виды дачи и окрестностей: «Семья на даче», «Веранда», «Выздоравливающая», акварели «Сиверская», «Сиверская. Река Оредеж» и др. К. неоднократно бывал в Гатчине, часто посещал портретную галерею Гатчинского дворца. В 1881, находясь в имении С.П. Боткина на Карельском перешейке (ныне дер. Тарасовка Выборгского р-на), написал портрет хозяина. Летом 1885 жил в имении Рапти и писал портреты чл. семьи гос. секретаря А.А. Половцова. Соч.: Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. В 2 т. М., 1966. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С.167, 186, 337; Сонина Л.В. Сиверская в судьбах русских литераторов. Гатчина, 2000. С.12-15; Порудоминский В.И. Иван Крамской. М., 2001. Ю.Н.Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Малый драматический театр-театр Европы
Рубрики
МАЛЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР – ТЕАТР ЕВРОПЫ (МДТ) (СПб., ул. Рубинштейна, 18). Создан в 1944 в блокадном Ленинграде как обл. передвижной театр, с 1956 стационарный в нынешнем здании. С 1992 член Союза европ. театров, с 1993 академический, с 1998 в статусе Театра Европы, с 2003 федерального подчинения. Творческое обновление в деятельности МДТ в нач. 1970-х связано с постановками молодых реж. Г.Н. Яновской, Ю.Б. Дворкина и, гл. обр., Е.М. Падве (гл. реж. в 1973-83), сплотившего коллектив актеров, выстроившего репертуар театра, сотрудничавшего с худ. Э.С. Кочергиным, М.Ф. Китаевым и др. Лучшие спектакли Падве в МДТ: «Инцидент» Н.Э. Баэра, «Оглянись во гневе» Д. Осборна, «Господа офицеры» по «Поединку» А.И. Куприна, «Закон вечности» по Н.В. Думбадзе, «Фиеста» по Э. Хемингуэю, «Страница из дневника Печорина» по «Княжне Мери» М.Ю. Лермонтова, «Двадцать минут с ангелом» А.В. Вампилова. Падве привлекал в театр талантливых реж.: В.С. Голикова, В.Б. Пази, В.М. Фильштинского, а также Л.А. Додина (гл. реж. с 1983), поставившего в МДТ в 1970-х «Разбойника» К. Чапека, «Татуированную розу» Т. Уильямса, «Живи и помни» по В.Г. Распутину, «Назначение» А.М. Володина, два спектакля по произв. Ф.А. Абрамова: «Дом» (1980), «Братья и сестры» (Гос. премия СССР, 1986). Труппа театра постоянно пополнялась и пополняется учениками Додина по С.-Петерб. гос. академии театрального иск-ва. Сторонник авторского режиссерского сценического прочтения литературы, Додин сочетает в репертуаре отеч. и заруб., совр. и классические произв. прозы и драматургии. Среди наиб. изв. спектаклей Додина в МДТ – «Повелитель мух» по У. Голдингу, «Звезды на утреннем небе» А.М. Галина, «Старик» по Ю.В. Трифонову, «Бесы» по Ф.М. Достоевскому, «Гаудеамус» по С.Е. Каледину (Гос. премия России, 1993), «Клаустрофобия» по произв. В.В. Ерофеева, В.Г. Сорокина, Л.Е. Улицкой, М.С. Харитонова, «Вишневый сад», «Пьеса без названия», «Чайка» А.П. Чехова, «Чевенгур» по А.П. Платонову, «Московский хор» Л.С. Петрушевской. В 1997 в г. Кириши открыт филиал МДТ; в 1999 – Камерная сцена в театре, к-рая стала творческой лабораторией молодых актеров и реж. и орг. центром ежегодного фестиваля режиссерских дебютов. В афише театра представлены постановки реж. В.М. Фильштинского, В.А. Туманова, И.Г. Коняева, Д. Доннеллана, И.В. Николаева, Ю.М. Кордонского, С.К. Каргина, Г.И. Дитятковского. Мн. спектакли удостоены высших театральных наград СПб., России и Европы. МДТ гастролирует по всему миру, участвует во мн. междунар. фестивалях. В разное время в МДТ играли и играют актеры: Н.Г. Лавров, И.Н. Демич, М.И. Самочко, В.П. Быкова, С.С. Бехтерев, Т.Б. Шестакова, Н.В. Акимова, Н.А. Фоменко, И.Ю. Иванов, И.Б. Скляр, С.А. Власов, П.М. Семак, Т.Д. Рассказова, С.В. Козырев, А.В. Завьялов, В.Л. Захарьев, С.В. Курышев, И.С. Черневич, И.В. Тычинина. В театре постоянно работают педагоги М.И. Александров, Ю.Х. Васильков, В.Н. Галендеев, Е.М. Давыдов, участвующие в создании спектаклей. Л.А. Додин, нар. артист России, лауреат Гос. премий СССР и России, проф., с 2002 совмещает должности дир. и худож. рук. театра. Лит.: Ленинградский Малый драматический театр. Л., 1965; Алексеева Е. Заслуженный строитель Театра Европы // Балтийские сезоны. 2004. № 11. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Михайловский Николай Константинович (1842-1904), литератор
Рубрики
МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842–1904), критик, публицист, социолог, общественный деятель. Учился в Горном кадетском кор. (1856-62), слушал лекции на юрид. ф-те Петерб. ун-та. Принимал активное участие в общественном движении 1860-х. Позднее был связан с «Народной волей». Первая публ. (о романе «Обрыв» И.А.Гончарова) появилась в 1860. Сотрудничал в журн. «Отечественные записки», «Русская мысль», «Северный вестник», «Русское богатство» (с 1892 – идеолог и фактически гл. ред.). Автор статей о Ф.М. Достоевском, Л.Н. Толстом, В.М. Гаршине, Г.И. Успенском, М.Е. Салтыкове-Щедрине, А.П. Чехове, М. Горьком, Ф. Ницше, Г. Ибсене и др. писателях. Теоретик «субъективной социологии», исследователь проблем массовой психологии: «Что такое прогресс?» (1869), «Борьба за индивидуальность» (1875-76), «Герои и толпа» (1882), «Еще о героях» (1891), «Еще о толпе» (1893). В 1891 М., в очередной раз высланный из СПб., жил в имении Любань-Горка (ныне г. Любань). Умер в СПб., похоронен на Литераторских мостках Волковского кладб. Соч.: Полн. собр. соч.: В 10 т. СПб., 1906-14; Лит. критика. Статьи о русской литературе XIX – нач. XX в. Л., 1989. Лит.: Измайлов А.Ф. Любань. Л., 1979. С. 18-19; Кавторин В.В. Петербургские интеллигенты. СПб., 2001. С. 314-383. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
«Святая крепость», драматический и кукольный театр
Рубрики
«СВЯТАЯ КРЕПОСТЬ», гос. театр драмы и кукол (г. Выборг, ул. Спортивная, 4). Учрежден в 1982 Исполнительным комитетом Лен. обл. Совета нар. депутатов. С момента основания - худож. рук. Ю.Е. Лабецкий. В репертуаре театра более 30 спектаклей для детей и взрослых (постановки по произв. У. Шекспира, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, А.П. Чехова, Шолом-Алейхема, Р. Тома, М. Кундеры, Р. Брэдбери, спектакли для детей «Цветик-семицветик», «По щучьему велению», «Машенька и медведь», «Урок для Красной Шапочки», «Блошиный цирк» и др). Ядро труппы сформировалось из выпускников кафедры театра кукол СПб. Академии театрального иск-ва (класс С.К. Жукова). Со временем коллектив пополнился воспитанниками Ярославского и Нижегородского театральных уч-щ. В разное время в театре работали актеры: Е. Никитин, Т. Белова, Т. Тушина, Н. Устинов, Г. Кикибуш и др. «С. к.» совершает регулярные гастрольные поездки по городам и селам Лен. обл. и сев.-зап. региона, артисты театра выступают на сценических площадках поселковых домов культуры и в детских садах Выборгского р-на. Лучшие работы театра отмечены дипломами премии «Золотой софит». На базе театра проходили Междунар. театральные фестивали: «Нордбалтпуппе» («Куклы севера Балтики»), «Новые дни театров кукол Балтийских стран», «КукАрт- VI». Лит.: Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий / Сост. Т.В. Голованова, И.А. Базарова. СПб., 2003. С. 37-39; История театра «Святая крепость». – http://lenobl.testing.spb.ru/culture/cul/theatre/doll Т.И. Полякова
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…