Персоны энциклопедии / Берташ Александр Витальевич
1 2 3 4
Адриан (Блинский) (1722-1812), иеромонах, церковный деятель
Рубрики
АДРИАН, иеромонах (в схиме Адриан; в миру Блинский Василий Иоаннович; 1722–1812), подвижник благочестия, настоятель Коневского мон. Родился в дворянской семье, рано осиротел и лишился наследства. Определен родственниками в солдаты, служил полковым музыкантом в г. Болхов Орловской губ. Через шесть лет добился отставки и поступил в Площанскую пустынь Орловской епархии вместе с Иоанном, мещанином из Болхова, впоследствии – иером. Ионой, ближайшим сподвижником А. В 1772 перевелся в моск. Симонов мон., где принял постриг с именем Адриана; иером. (1774). В 1790 утвержден строителем Коневского мон., выстроил кельи на Змеиной горе для прибывших на о-в подвижников – прп. Зосимы и Василиска, иером. Сильвестра. Родоначальник скитской жизни на Коневце. Основал Казанский скит и, вероятно, сам составил проект храма, заложенного в 1794 и освященного 13 июля 1798. Внутри мон. соорудил девять келий. При нем были приобретены неск. святынь: частицы Ризы Господней и Ризы Божией Матери, Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери. По описанию преп. Зосимы, о. А. был «лицом худ и бледен, тонок, сух телом и высок ростом». Носил ветхую одежду, часто ходил босой. Любил записывать изречения св. отцов, добавлял к ним свои толкования. Занимался лечением больных птиц и животных. В 1800 А. возвратился в Симонов мон. на покой, через год принял вел. схиму. Предсказал нашествие французов и скончался незадолго до него. Похоронен у алтаря Духовской ц. Над могилами А. и о. Ионы (умер в 1821) впоследствии была воздвигнута часовня. Могила вскрыта в 1928, вскоре уничтожена. Лит.: Ковалевский А.Ф. Иеросхимонах Алексий, подвижник Московского Симонова монастыря. М., 1903 (Душеполезное чтение. 1875. Март); Сорок сороков / Авт.-сост. П.Г. Паламарчук. М., 1992. Т.1. С. 280-291; Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб., 1993. С. 12-14. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Александро-Свирский Свято-Троицкий монастырь
Рубрики
АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (с. Старая Слобода / Свирское, Лодейнопольский р-н). Осн. прп. Александром Свирским. В 1484 он поселился в лесной местности близ р. Свирь, на берегу Рощинского оз. С приходом его учеников (прп. Адриан Андрусовский, Афанасий Сяндемский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Геннадий Костромской и др.) образовалась монашеская община. В 1508 рядом была устроена пустынь (в 1533 прп. Александр погребен здесь на братском кладб.). Вскоре были сооружены деревянные Троицкий собор, Преображенский и Никольский храмы. В период игуменства прп. Александра началось стр-во кам. Покровской ц. Эта бесстолпная одноглавая ц. с трапезной – старейшая из сохранившихся монастырских построек. Богатые вклады в обитель направляли цари Иоанн IV, Феодор Иоаннович, Борис Годунов. В Смуту мон. трижды разоряли; восстановлен при участии царственной инокини Марфы. В 1644 в быв. пустыни построен кам. Преображенский собор. В 1668 к юж. фасаду храма пристроена ц. Свв. Захарии и Елисаветы, в 1716 к сев. – придел Прп. Александра Свирского. Между 1647 и 1674 заново отстроена многошатровая звонница Троицкой части мон. При архим. Ермогене (1673-99) мон. стал центром церк. управления Олонецкого края. В 1677-90 построена кам. ограда из двухэтажных корпусов со рвом снаружи (окружность 525 м). В 1694-97 разобран обветшавший Троицкий собор и построен новый. Храм на высоком подклете с трех сторон окружен галереей, в его архит. облике сочетаются черты новгородской и моск. школ. В 1708-15 храм расписан Леонтием Марковым с товарищами (сохр.). В 1716 к северу возведена больничная ц. Св. Иоанна Дамаскина. Мон. являлся кр. землевладельцем в Межозерье (34 деревни). В 1723 к мон. были приписаны 27 обителей. С 1817 стал центром старчества. В 1873-74 расширен Преображенский собор. Новый расцвет обители связан с архим. Агафангелом (Амосовым). В 1903-4 возведена колокольня Преображенского части (гражд. инж. С.М. Беляков). В 1915 была освящена ц. в скиту на сев. берегу озера, в 1917 – на пристани. К 1917 – первоклассный общежительный мон., насчитывал 109 чел., владел 6 тыс. га земли. В 1918 разорен, произведено первое в Сов. России официальное вскрытие св. мощей. В 1919 закрыт мон., в 1925 – церкви (скитская – в 1933); внутреннее убранство и колокола утрачены. С 1927 на терр. разместилась колония, с 1956 и по наст. время (в кельях Троицкой части) – психиатрич. больница. Разрушены все строения на пристани и ц. в скиту. В 1997 мон. официально передан РПЦ, в 1998 возвращены мощи прп. Александра Свирского. После ремонтных работ богослужения начались в Захариевском приделе (ныне здесь собрание икон XVI – нач. XX в.), с 2001 – в Преображенском соборе, в 2005 – в Покровской трапезной ц. Настоятель – архим. Лукиан (Куценко). Ист. подворье обители в СПб. (Боровая ул., 1) полностью перестроено; с 2000 действует новое (ул. Челиева, 10), с храмом Рождества Христова; с 1998 – подворье в пос. Свирьстрой с Никольской ц. Лит.: Ивановский Я. И. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. СПб., 1901; Святой преподобный Александр Свирский. М., 2003; Свирский патерик / Авт.-сост. иеромонах Нестор (Кумыш). СПб., 2004. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Алексеевское общество дел милосердия
Рубрики
АЛЕКСЕЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО ДЕЛ МИЛОСЕРДИЯ, одно из крупнейших в С.-Петерб. епархии. Возникло на основе комплекса благотворительных учреждений и общины сестер милосердия, устроенных по инициативе прот. Алексия Колоколова в 1881 на Прусынском о-ве (р. Волхов). Остров был приобретен на пожертвование жены действительного статского советника А.И. Скворцовой, духовной дочери о. Алексия. Стр-во велось преим. по проектам М.А. Щурупова. В 1876 были устроены богадельня на 100 чел. с Успенской ц. (по ней о-в получил назв. Успенского), б-ца (1881), общежитие, дом для духовенства, церк.-приходская школа, сиротский приют на 40 детей, позже – бесплатные столовая, амбулатория и аптека, дача для учеников-сирот Александро-Невского уч-ща, школа сестер милосердия, библиотека. Устав А. о. зарегистрирован 28 февр. 1903. Об-ву переданы все учреждения на Успенском о-ве и сам остров, а также Вындин о-в и предоставлено единовременное пособие (6 тыс. руб.) из средств казны. Попечителем А. о. состоял митр. Антоний (Вадковский), предс. Совета – сенатор В.К. Саблер (впоследствии обер-прокурор Синода), вице-предс. – М.В. Бельгард, осуществлявшая непосредственное руководство деятельностью благотворительных учреждений. Среди членов Совета (всего более 250) был акад. архитектуры Н.А. Мельников, поч. ч. состоял проф. хирург Г.Н. Турнер (с 1907). С 1904 девочки из приюта, помимо общеобразовательных предметов, обучались нотной грамоте, церк. пению, игре на фисгармонии, а также вышиванию, плетению кружев, изготовлению искусственных цветов и вязанию чулок. Мальчиков обучали столяры, плотники, маляры, кузнецы, сапожники, садовники. В 1920-е все благотворит. учреждения, кроме больницы, прекратили существование. В 1923 закрыта церковь, Успенский о-в переименован в о-в Октября. В сер. 1930-х его занимала колония малолетних преступников, затем до 1964 (с перерывами) – дом инвалидов. В настрящее время здания находятся в аварийном состоянии. Лит.: Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 97-100. свящ. Александр Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь
Рубрики
АНТОНИЕВО-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ (пос. Броневик, Бокситогорский р-н), один из древнейших в С.-Петерб. епархии. Основан прп. Антонием Дымским (по одному варианту жития, род. в сер. XII в. и умер в 1224; по другому – жил в 1206-73), к-рый в поисках уединения поселился на берегу оз. Дымского. Здесь он провел более 30 лет, занимаясь духовным просвещением Обонежского края. Мощи святого обретены в 1370. Мон. дважды разорялся – в 1409 отрядом хана Едигея, затем в Смутное время (после 1611). С 1578 до 1618 в обители находила приют братия из разоренного шведами Валаамского мон. Первый кам. храм во имя прп. Антония Великого, Казанской Богоматери и Свят. Николая сооружен в 1656. С 1692 мон. приписан к Софийскому архиерейскому дому. В 1764-94 был упразднен, затем восстановлен. В 1806 закончен второй ярус собора с престолами Пресв. Троицы и Прп. Антония Дымского. Дерев. храм Рождества Св. Иоанна Предтечи переустраивался в 1783 и 1840. После 1917 разрушена дерев. ц., собор закрыт в 1934-37. Последний инок иером. Иов убит. В зданиях находились разл. орг-ции, при них монастырские здания и ограды разобраны, в 1956 разрушен собор (кроме ниж. ярусов колокольни). В 1997 обитель возобновлена как скит Тихвинского Успенского мон. Под церковь переоборудован корпус котельной (построена в 1960-е), воссоздается собор (проект арх. Е.П. Варакина). Братия проживает в быв. гостиных кельях. Настоятельский корпус – в руинах. В июле 2001 вторично обретены мощи прп. Антония Дымского и перенесены в Успенский собор Тихвинского мон. Лит.: Иоанн, иеромонах. Историко-статистическое описание Дымского монастыря. Новгород, 1901; Преподобный Антоний Дымский / Сост. священник Геннадий Беловолов. СПб.; Тихвин, 2002; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Антоний (Бочков) (1803-1872), игумен, церковный деятель
Рубрики
АНТОНИЙ (Алексей Поликарпович Бочков; 1803–1872), игумен, церк. деятель, духовный писатель. Обучался в частном пансионе, участвовал в лит. жизни. В 1820-е часто бывал в Ревеле; опубл. ряд очерков, две повести о прибалтийском рыцарстве. С 1828 странствовал по монастырям, с 1837 – послушник Троице-Сергиевой пустыни. В 1844 принял постриг и священный сан. Путешествовал на Св. Землю и Афон, подготовил кн. «Русские поклонники в Иерусалиме» (1875). Длительный период жизни А. связан с обителями С.-Петерб. епархии: Староладожским Николаевским (1848; с кон. 1852 – духовник мон.); Тихвинским Успенским (1857) и Тихвинским Николаевским Беседным. С 1851 вернулся к стихотворчеству. С 1861 игумен Введено-Островского, в 1862-68 – Череменецкого Иоанно-Богословского мон. При А. возведены службы, петерб. подворье с часовней (1863-64). Написал ст. «Череменецкий Богословский монастырь» (1866). Большинство произв. А. (в т. ч. стихи о ладожских мон.) не опубл. Похоронен в скиту Николо-Угрешского мон.; могила не сохр. Лит.: Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875; Воспоминания архимандрита Пимена. М., 1877. С. 208-210; Рейтблат А.И. Бочков Алексей Поликарпович // Русские писатели: Биографический словарь. 1800–1917. Т. 1. М., 1989. С. 322-323; Исаков С.Г. Забытый литератор А.П. Бочков и его связи с Оптиной пустынью // Оптина пустынь. Монастырь и русская культура. М., 1993. С. 237-269. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Благовещения Пресвятой Богородицы собор (г. Шлиссельбург)
Рубрики
БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР (г. Шлиссельбург, Красная пл., 1). Первая дерев. церковь заложена по указу Петра I в 1702, после возвращения крепости Орешек России. К 1725 она обветшала и была разобрана. Новая дерев. церковь построена в 1728, сгорела в 1756. На ее месте в 1764 возведен кам. собор в стиле барокко. Прототипом ему послужил собор Апп. Петра и Павла в Петропавловской крепости (СПб.). В 1788-95 реконструирован, к зап. фасаду пристроена 55-метровая колокольня, завершенная шпилем. В 1864 получил статус собора. В соборе хранились чтимые иконы Благовещения (1715), Божией Матери «Знамение» (1825), Спасителя (1875), Свят. Николая Чудотворца и Тайной Вечери. На 1922 к собору были приписаны цц. Никольская и Преображения Господня в Шлиссельбурге и четыре часовни: две в честь местночтимой Казанской иконы Божией Матери (одна крепостная, другая – в городе), Спаса Нерукотворного в дер. Липки и Никольская в дер. Марьино. Настоятель (с 1921) прот. Тихон Тихомиров в сер. 1930-х арестован. Собор закрыт 9 июня 1935, здание использовалось судостроит. мастерскими. Храм действовал в период оккупации 1941-43, сильно пострадал от арт. обстрела. В 1949 верующие ходатайствовали об открытии собора, но получили отказ. В 1967 передан в аренду Лен. з-ду грампластинок, проведено переобрудование для производств. нужд. В 1970-х частично восстановлен (проект арх. А.Н. Милорадовича). В 1990 возвращен верующим. Приписан к ц. Николая Чудотворца Святителя, богослужения не совершаются. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 265-267; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Василиск (Гаврилов) (1734-1824), Преподобный, церковный деятель
Рубрики
ИОАНН (Иван Матвеевич Снычев;1927–1995), митрополит. Учился в Орском техникуме. С 1945 – в г. Бузулук: келейник, затем иподиакон еп. Чкаловского и Бузулукского Мануила (Лемешевского), диакон, в 1948 – иерей. В 1951 окончил Саратовскую семинарию, в 1955 – Ленингр. ДА, канд. богословия. Принял монашество (окт. 1956), преподавал в Минской семинарии. С 1957 – секр. архиеп. Мануила; участвовал в составлении «Каталога русских архиереев периода с 1898 по 1956 гг.» и «Топографии архиерейских кафедр и викариатств». В 1959 – пом. инспектора и преподаватель Саратовской семинарии. С сент. 1960 – при Покровском соборе г. Куйбышев, в 1961 – игумен, в 1964 – архимандрит. Еп. Сызранский (1965), еп. Куйбышевский и Сызранский (1969), архиеп. (1976). 20 июля 1990 назначен митр. Ленинградским (с 1991 – С.-Петербургским) и Ладожским. Возглавлял Богослужебную комиссию Св. Синода, участвовал в работе Комиссии по канонизации святых. 12 августа 1990 освятил первый возрожденный при нем храм – Казанскую ц. в Зеленогорске. За годы правления И. в С.-Петерб. епархии число храмов выросло почти в три раза, открылись первые мон., в т. ч. в Лен. обл. (Коневский Рождество-Богородичный, Череменецкий Иоанно-Богословский и др.). И. рукоположил св. 200 иереев и диаконов. При нем стали издаваться журн. «С.-Петерб. епарх. ведомости», газ. «Православный СПб.» и др. Магистр богословия (1966), д-р богословия (1988). Автор церк.-ист. и историософских работ патриотического направления, публицистических выступлений. Скончался в СПб., погребен на Никольском кладб. Александро-Невской лавры. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 282-283; Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Некролог // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1996. Вып. 15. С. 3-6; Владыка. СПб., 2005. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Васильевский монастырь
Рубрики
ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (дер. Чернавино, Волховский р-н). Основан до 1555, ц. была посвящена Свят. Василию Великому. В 1580-е пришел в запустение. По просьбе братии Валаамского мон., вынужденной покинуть свою обитель, 11 июля 1618 царь Михаил Федорович позволил ей поселиться в В. м. и владеть его вотчиной. В 1620 в мон. проживали строитель Сильвестр и восемь старцев и слуг, по бедности В. м. был освобожден от повинностей и податей. В 1682-84 построена новая дерев. Преображенская ц., в 1686 освящена вновь сооруженная Васильевская ц. с трапезной. В 1687 В. м. приписан к Зеленецкому Свято-Троицкому мон., в 1764 упразднен и обращен в приход. В 1857 дерев. церковь как ист. памятник была перенесена на Валаам. В янв. 1871 освящена новая кам. Преображенская ц. (арх. Н.М. Грудистов, А.В. Мусселиус). С 1935 храмы не действовали, в 1940 закрыты. Васильевская ц. после 1995 частично восстановлена, Преображенская – пустует и разрушается. На церковном кладб. похоронен худ. В.М. Максимов. Лит.: Онуфрий (Маханов), иеродиакон. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 27-29; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005 (репр. с изд.: СПб., 1890–1897). А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Введено-Оятский (Введено-Островский) монастырь
Рубрики
ВВЕДЕНО-ОЯТСКИЙ (ВВЕДЕНО-ОСТРОВСКИЙ) МОНАСТЫРЬ (ст. Оять, Лодейнопольский р-н). Расположен на левом берегу в излучине р. Оять, в 186 км от СПб. Назв. происходит от возвышения («острова») среди монастырских лугов, к-рые прежде затапливались рекой. Впервые упоминается в житии прп. Александра Cвирского (род. в 1448), родители к-рого были крестьянами соседнего с. Мандера и впоследствии приняли в мон. схиму. Здесь были погребены семь преподобных учеников св. Александра Свирского, к обители к-рого с XVII в. до 1764 был приписан В.-О. м. Неоднократно разорялся интервентами (в частности, в 1592 и 1613), дерев. здания страдали от пожаров. При Петре I сооружены дерев. Богоявленская (1705) и Александро-Свирская (1703) ц. В 1814-17 при иером. Кирилле построена Введенская соборная ц. с Тихвинским приделом – старейшее из сохр. доныне сооружений мон. При иером. Израиле (Андрееве) в 1839-59 построены кам. кельи, гостиница, колокольня. Богоявленский храм после пожара отстроен в камне в неорус. стиле (1908-10; арх. А.П. Аплаксин). К 1917 мон. был самым немногочисленным из мужских: в нем жили десять монахов и три послушника. После закрытия в 1920-е здания использовались местным совхозом, в кон. 1932 закрыта и вскоре разобрана Богоявленская ц. С дек. 1992 – жен. мон. До окончания ремонта Введенского собора богослужения совершались в вост. братском корпусе. В соборе находится мощевик с частицами мощей пяти святых. В 1994-95 построена часовня над мощами родителей прп. Александра Свирского, в 2005 – часовня над целебным йодисто-радоновым источником. Мон. владеет с.-х. угодьями (106 га). В СПб. В.-О. м. передано и восстанавливается быв. подворье Кашинского Сретенского жен. мон. (Б. Сампсониевский пр., 53) с ц. во имя Св. благоверной кн. Анны Кашинской (1903; арх. А.П. Аплаксин). Лит.: Берташ Александр, диакон. Введено-Оятский монастырь // Град Духовный. 2004. № 2. С. 36-37; Введено-Оятский женский монастырь. СПб., 2005. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Мучениц церковь (дер. Вартемяги, Всеволожский р-н)
Рубрики
ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ МУЧЕНИЦ ЦЕРКОВЬ (дер. Вартемяги, Всеволожский р-н). Кам. церковь в стиле позднего классицизма построена в 1826-40 (арх. Д.И. Висконти) в имении гр. А.П. Шувалова. Освящена 8 авг. 1840. Храм увенчан световой главой с шлемовидным куполом и четырьмя малыми угловыми куполами, с трех сторон окружен портиками, с вост. стороны к нему примыкает обширная полуциркульная в плане апсида. В 1871 к ц. пристроена колокольня. Закрыта в 1936, передана под клуб. После ВОВ использовалась под склад горючих веществ, сильно пострадала в 1960-е. В 1990 в полуразрушенном состоянии возвращена местному приходу. В 1993 передана под подворье Иоанновского жен. мон. (СПб.). После завершения ремонта освящена 9 июля 1996. В ц. находятся иконы св. мч. Трифона и блаженной Матроны Московской с частицами мощей. У стен ц. частично сохр. неск. надгробий: гр. О.Э. Шуваловой, гр. В.А. Бобринского, бар. А. Мейендорфа и др. К востоку от ц. расположено новое кладб. сестер Иоанновского мон. Лит.: Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь / Авт.-сост. М.В. Шкаровский. СПб., 1998. С. 238-247. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Воскресения Христова собор (г. Луга)
Рубрики
ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СОБОР (г. Луга, пр. Кирова, 54). В связи со значительным ростом прихожан собора Екатерины Великомученицы в Луге, в 1869 было создано попечительство по постройке рядом нового храма. Проект трехпрестольного собора в рус.-византийском стиле (арх. В.В. Виндельбандт) утвержден 10 дек. 1870. Закладка состоялась в 1873, собор полностью строился на частные пожертвования. К-т по постройке возглавлял купец А.И. Болотов. В связи с недостаточностью средств стр-во было приостановлено и проект переработан с целью удешевления (арх. Г.И. Карпов). Пятиглавие заменено на одну большую главу в окружении восьми малых главок, уменьшена колокольня, убрана большая часть наружных украшений. Собор в осн. построен в 1884, отделочные работы завершены в 1887, гл. престол освящен 20 сент. 1887. Позднее освящен сев. (левый) придел Успения Пресв. Богородицы, 12 нояб. 1896 св. Иоанн Кронштадтский освятил юж. придел св. Ап. Иоанна Богослова. Среди святынь собора особо почиталась Печерская икона Успения Божией Матери, список чудотворной Череменецкой иконы св. ап. Иоанна Богослова (ежегодно в мае совершался крестный ход из Череменецкого Иоанно-Богословского мон. в собор с этой иконой). К собору были приписаны четыре часовни: в гор. саду, на рынке и в окрестных дер. Раковичи и Естомичи; при нем работали церк.-приходская школа и попечительство. После учреждения Лужского викариатства в июле 1917 собор стал кафедральным. Ремонтировался летом 1936. В 1937 арестованы и в дек. расстреляны все члены причта. Закрыт 13 мая 1938. Большая часть икон вывезена и сожжена, разрушен четырехярусный резной иконостас, уничтожены колокола. В 1938-41 использовался как танцплощадка. В период оккупации 1941-44 был занят нем. частью. После войны пустовал, разрушался. В 1991 передан верующим. С 1993 ведутся реставрационные работы, восстановлен крест на колокольне. Лит.: Попов И.В. Лужские храмы // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1998. № 18. С. 59-66; № 19. С. 69-78. М.В. Шкаровский; А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Воскресения Христова церковь (пос. Важины, Подпорожский р-н)
Рубрики
ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ (г. п. Важины, Подпорожский р-н). Первонач. дерев. ц. в Важинском Воскресенском погосте (дер. Курпово) построена до 1563. В 1581 сожжена шведами, возобновлена около 1582. Новая дерев. одноглавая ц. с отдельно стоящей колокольней построена в 1630, в 1874 пристроена теплая половина с приделами прор. Илии и свят. Николая. Не действовала с 1935, закрыта 30 июля 1941; здание передано под колхозный клуб. Действовала в период фин. оккупации (1942-44), в это время частично отремонтирована. Открыта решением Совета Министров от 6 нояб. 1946, богослужения возобновлены 10 апр. 1947. Сохр. резной иконостас XVIII в. В подклете ц. хранились иконы из соседних закрытых храмов. Отреставрирована в 1980-е. До 1990-х была единственной действующей на северо-востоке Лен. обл. При ц. действуют церк.-приходская школа и паломническая служба. Лит.: Воскресенская церковь в Важине // Невский духовный вестник. 1989. № 8. С. 8-9; Клавинг В.В. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С.16-17; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Воскресения Христова церковь (с. Воскресенское, Гатчинский район)
Рубрики
ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ (с. Воскресенское, Центральная ул., 1). Первая дерев. церковь в поместье гр. П.М. Апраксина построена в 1718. С 1759 Суйдинской мызой владел А.П. Ганнибал, рядом с ц. сформировался некрополь; в храме в 1796 венчались родители А.С. Пушкина. В 1845 возведена новая ц. Впоследствии она обветшала, и в 1913-16 построен новый храм по инициативе прот. Николая Быстрякова (уроженец Суйды, настоятель в 1899–1944, репрессирован). Дерев. церковь на 600 чел. была выполнена в рус. стиле (арх. Д.П. Рябов и Э. Фишер). С 1920 в старой ц. совершались в осн. заупокойные службы, в 1937 она закрыта и передана под колхозный клуб. 28 авг. 1941, в период оккупации, новая ц. сгорела от попадания сов. снаряда. 29 авг. возобновились службы в старой ц., к-рая сгорела 4 нояб. 1964. В 1965 верующие ходатайствовали о стр-ве нового здания, но им было отказано. В 1992-99 в селе построена дерев. церковь в стиле древнерус. зодчества с элементами модерна (арх. А.А. Семочкин). См. также: «Суйда», музей-усадьба. Лит.: Бурлаков А. Суйдинские храмы. Суйда, 1992. А.В. Берташ, М. В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Всех Святых в земле Российской просиявших церковь (пос. Сосново, Приозерский р-н)
Рубрики
ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ ЦЕРКОВЬ (пос. Сосново, Приозерский р-н). В XV в. в Рауту (ныне пос. Сосново) существовала правосл. ц. во имя Свят. Василия Великого с приписными часовнями в р-не совр. населенных пунктов Иваново, Орехово и Раздолье (Ровдужский Васильевский погост). После 1577 ц. не упоминается. В 1864-65 на терр. быв. погоста в ближайшем к Рауту с. Палкеала (Замостье) по проекту арх. Г.И. Карпова построена дерев. ц. Св. Андрея Первозванного, к-рая была разрушена во время воен. действий в 1939-40. В 1994-98 по инициативе и под руководством прот. Александра Прокофьева, с 1993 настоятеля вновь образованного в Сосново прихода, построена дерев. ц. с часовней-крестильней во имя Свтт. Николая и Василия Великого и сев. крыльцом-часовней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Основа композиции – четверик с четырьмя прирубами, образующий крест. Высота храма – 25 м, он увенчан девятью луковичными главами. В алтарную часть сруба ц. вложена частица мощей прп. Сергия Радонежского. Внутр. убранство исполнено в греч. традиции (осуществлялось в 1998–2000 при участии греч. благотворителей). Проект иконостаса и большинство икон выполнены А.Б. Прокофьевой. В наст. время по проекту арх. Е.П. Варакина, А.Г. Курочкина, братьев Надеждиных, В.П. Ромбачева, сооружен «священный ансамбль», выдержанный в традициях рус. дерев. зодчества XVII–XVIII вв. Он включает, помимо ц., шатровую колокольню (2000-02) высотой 28 м с колоколом весом 2 т (самый большой для дерев. сооружений), звонницу на 12 колоколов (2003), въездные св. врата (2003-04), надкладезную часовню (2005) и служебные постройки. Лит.: Храм Всех Русских Святых в Сосново. Б. м., б. г. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Выборгский кафедральный собор
Рубрики
ВЫБОРГСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР (г. Выборг, ул. Сторожевой башни, 6), древнейшая постройка центра Старого Выборга. Дерев. собор для католического гор. прихода сооружен в сер. XIV в., в 1411 сгорел во время осады города новгородским войском. Восстановлен в 1418 и освящен в честь Девы Марии и Св. Олафа. Прямоугольное в плане здание имело дл. 36 м и шир. 18,5 м; с юж. стороны имелась пристройка для хранения оружия, с сев. – ризница. В 1477 собор сгорел, в 1494 восстановлен на прежних фундаментах с использованием старых стен. В кон. XV в. переоборудован в лютеранский собор, освящен епископом г. Або (Турку) Мауну Сяркилахти. С созданием Выборгской консистории в 1554 получил статус кафедрального. Ок. 1554 здание увеличено по инициативе еп. Паавели Юстена. В XVII в. после реконструкции стены украсили гербами именитых выборгских родов. Сильно пострадал в ходе взятия Выборга рус. войсками в 1710. В 1719 по указу Петра I отремонтирован и приспособлен к совершению правосл. богослужения. Освящен в честь Рождества Христова (1722 или 1725). Из прежней утвари оставались только два швед. потира (1651). В 1738 пострадал от пожара, восстановлен при имп. Анне Иоанновне. В 1744 пристроен придел Апп. Петра и Павла (в память походной ц. Петра I). В храме находилось Евангелие 1703. Под собором был похоронен командир Архангелогородского полка полк. Болотов (отец историка А.Т. Болотова). Храм сильно пострадал от пожара в 1793; в 1799–1805 передан Провиантскому депо под склад. Часовая башня служила звонницей для нового Спасо-Преображенского собора (освящен в 1788), улица сохраняла назв. Церковной. В 1912-13 в здании устроена правосл. ц. Трех Святителей 8-го Финл. стрелкового полка с приделом Апп. Петра и Павла. В 1918 после капитального ремонта храм переоборудован в лютеранскую ц. Свв. Петра и Павла. Последний настоятель Иоганн Варьеваара (в 1923-40). Собор разрушен во время взятия Выборга сов. войсками (в марте 1940), сгорели перекрытия и кровля. В наст. время – руины. Лит.: Кепп Е.Е. Выборг: Художественные достопримечательности. Выборг, 1992; Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 72-73; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 202-203. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Гавриил (Петров-Шапошников) (1730-1801), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ГАВРИИЛ (Петров-Шапошников Петр Петрович; 1730–1803), митрополит, церк. деятель. Родился в семье священника, в 1753 окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве. С 1754 работал в Синодальной типографии, с 1758 – учитель риторики в Троицкой духовной семинарии. В 1758 первый лаврский соборный иеромонах, ректор Троицкой духовной семинарии и учитель богословия, наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1761 назначен ректором Славяно-греко-латинской академии и архим. Заиконоспасского мон. в Москве. В 1763 – еп. Тверский, назначен чл. Комиссии по составлению новых законов (1765), Комиссии по подготовке училищной реформы (1766). Депутат от Св. Синода в Комиссии по составлению нового Уложения (1768). С 1769 чл. Синода. С 1770 – архиеп. С.-Петербургский и Ревельский, с 1775 – также архиеп. Новгородский и первенствующий член Синода. С 1783 – митр. Новгородский, С.-Петербургский и Олонецкий. Оказывал большое влияние на церк. политику Екатерины II. С 1774 руководил стр-вом Александро-Невского мон., возведенного по его ходатайству в 1797 в степень лавры. В 1788 соединил Петерб. и Новгородскую духовные семинарии в одну – Главную (в 1797 преобразована в С.-Петерб. ДА). Содействовал учреждению единоверия, заботился о духовном просвещении и миссионерском деле. При Г. к С.-Петерб. епархии присоединены Коневский Рождество-Богородицкий, Валаамский и Череменецкий Иоанно-Богословский мон. Крупный ученый-богослов, философ, церк. историк, археолог и филолог, автор многих опубл. трудов, инициатор изд. сборника аскетических творений «Добротолюбие» (1793). В 1776 избран почетным, в 1783 – д. ч. АН, неофициально временно был ее вице-през. и през. Являлся пред. ученой комиссии по составлению словаря рус. языка. Первым принес присягу Павлу I при вступлении его на имп. престол. Позднее попал в опалу. В 1800 по прошению удалился на покой с увольнением из членов Синода. Скончался в Новгороде, погребен в Новгородском Софийском соборе. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 94-100; Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1713–1913. СПб., 2001. С. 23-30, 245-248; Руководители Санкт-Петербурга. СПб., 2003. С. 291-293. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Георгия Победоносца Великомученика церковь (дер. Ложголово, Сланцевский р-н)
Рубрики
ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ (дер. Ложголово, Сланцевский р-н). Первая дерев. церковь построена ок. 1660, сгорела в 1831. Кам. церковь в стиле классицизма построена на кладб. в 1832-35 (арх. А.З. Комаров) на средства владельца усадьбы Долгая мельница Н.А. Татаринова. Иконостас (кон. XVIII в., создан в АХ) перенесен из ц. при Имп. Воспитательном доме. Перестраивалась в 1879 (арх. Г.А. Соловьев), в 1907-08 (предположительно арх. П.П. Соколов) и в 1912 (арх. П.П. Трифанов). Храм в рус. стиле завершен массивной луковичной главой на световом барабане и четырьмя маленькими шатровыми главками, над притвором – шатровая колокольня. Действовала в 1942 во время оккупации. Последний настоятель (в 1948-61) свящ. Николай Недремский похоронен за алтарем. Повторно закрыта в нояб. 1963, здание использовалось под склад удобрений и мастерские, постепенно разрушалось. Возвращена верующим в 1991. Восстановлена с помощью прихода ц. Св. Георгия на Средней Рогатке в СПб., действует с 1998. Лит.: Аспидов А.П. Церковь Великомученика Георгия Победоносца в Ложголово // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1991. № 10. Ч. 2. С. 89-91. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Георгия Победоносца Великомученика церковь (дер. Юксовичи, Подпорожский р-н)
Рубрики
ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ (дер. Юксовичи, Подпорожский р-н). Дерев. клетская ц. в Юксовском погосте (первое упоминание о нем датировано 1137) построена в 1493 (по др. сведениям, в 1543) на высоком берегу Юксовского оз. Перестроена и вновь освящена в 1632, в 1887 обстроена с трех сторон новой трапезной. Пам. рус. северного дерев. зодчества. Представляет собой столпообразный сруб с острой клинчатой кровлей на два ската и одной главкой, два более низких сруба (алтаря и трапезной) также имеют заостренные кровли. Закрыта в 1937, в период фин. оккупации 1941-44 не действовала; финны, отступая, увезли иконы, однако сохр. старинный иконостас. В ходе ремонтно-реставрационных работ в 1970 заменена тесовая кровля, восстановлено утраченное в годы войны крыльцо на два всхода. В 1993 создана община, по церк. праздникам совершаются богослужения. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 204-205; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Георгия Победоносца Великомученика церковь (пос. Осьмино, Лужский р-н)
Рубрики
ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ (пос. Осьмино). Первоначальная дерев. ц. построена до 1498 на Осьминой горе (на левом берегу р. Саба). Возобновлена в 1676, сгорела в 1700. Новая дерев. ц. с приделами Пресв. Троицы и Свят. Николая возведена на прежнем месте в 1700-09. По преданию, лес для ее постройки выделен по приказу Петра I. Четверик вытянутой с запада на восток рубленой постройки клетского типа венчала одна глава, приделы с юга и севера также были завершены главками, их силуэт дополнял невысокий шатер звонницы над притвором. Перестроена в 1896 (обшита тесом и покрашена). В 1917 приписана к кам. ц. Тихвинской иконы Божией Матери. (построена в 1826-28; закрыта в 1933, разрушена). Закрыта 21 июля 1937, предполагалось разобрать здание. В 1995 возвращена верующим. Производится несогласованная реконструкция с искажением первоначального вида. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 213-214; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Георгия Победоносца Великомученика церковь ("Суворовская") (г. Новая Ладога)
Рубрики
ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ («СУВОРОВСКАЯ») (г. Новая Ладога, пр. Энгельса, 10). В 1764 солдатами Суздальского полка под командованием А.В. Суворова на его средства построена небольшая дерев. ц. Апп. Петра и Павла. По преданию, Суворов носил вместе с солдатами бревна и собственноручно изготовил крест. Храм, выполненнный в традициях рус. дерев. архитектуры, был окружен галереями, завершен одной главой. До 1768 использовался как полковой, в 1802 приписан к собору Рождества Пресвятой Богородицы, обновлен и переосвящен во имя Вмч. Георгия. Ремонтировался в 1820 на средства гр. Д.И. Хвостова. В 1861 на средства купца Е.И. Ильинского пристроен кам. придел Положения Ризы Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней в рус. стиле, освящен в 1863 в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. После ремонта в 1876-77 ц. освящена 29 июня 1878. В храме находился бюст А.В. Суворова. Закрыта 26 июля 1924. С 1951 в здании находился склад райпищекомбината, затем цех елочных игрушек, предприятие «Лаконд». В февр. 1989 сгорели дерев. части ц., затем она была разобрана. Сохр. ниж. ярусы колокольни и кам. притвор. С 2005 начались восстановительные работы, предполагается приспособление здания под музей. Лит.: Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 59, 75-76. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Горностаев Алексей Максимович (1808-1862), архитектор
Рубрики
ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович (1808–1862), архитектор, один из основоположников нац. направления в рус. архитектуре. В 1834 аттестован в СПб. АХ, провел четыре года в Зап. Европе. Акад. архитектуры (1838). С 1843 до конца жизни состоял арх. Мин-ва внутр. дел. С 1849 – проф. АХ. В С.-Петерб. епархии Г. строил храмы на Валааме, в Троице-Сергиевой пустыни; в Староладожском Николаевском мон. – ц. Свят. Иоанна Златоуста (1872), в Староладожском Успенском мон. – боль-ничный корпус с Крестовоздвиженской ц. (1860-62), усадебную ц. в имении Громова (быв. Тихвинский у.; 1852) и др. Проявил себя также как реставратор. Похоронен в Троице-Сергиевой пустыни. Лит.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. XX вв.: Справочник / Под общ. ред. Б.М. Кирикова. СПб., 1996. С. 106-107; Тыжненко Т.А. Алексей Горностаев // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – начало XX вв. / Сост. В.Г. Исаченко. СПб., 1998. С. 325-340. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Гостинопольский Никольский монастырь
Рубрики
ГОСТИНОПОЛЬСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Находился на правом берегу р. Волхов, к югу от совр. дер. Вельца Волховского р-на (урочище Никольский погост). Впервые упоминается в 1500. Четырехстолпный крестовокупольный одноглавый Никольский храм построен в XV в. (1471-75?) и вскоре расписан. Его фрески – последний по времени пам. монументальной живописи новгородской школы. Вероятно, в кон. XV – нач. XVI в. в храме был устроен один из первых в новгорожской земле высокий иконостас (с 1930 14 икон – в ГТГ). В 1582 упоминается также дерев. Троицкая ц. Мон. пострадал от шведов в 1611. В 1749-51 построен новый дерев. храм. В 1764 мон. упразднен и обращен в приход. В 1913-14 Н.И. Репниковым сделано науч. описание Никольской ц. С 1935 церкви не действовали, закрыты в 1941. В 1942 Никольская ц. взорвана и в дальнейшем разобрана, Троицкая ц. также утрачена. Мон. является объектом археолог. исслед. Лит.: Смирнова Э.К., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. С. 289-290, 336-343; Седов Вл. В. Церковь Николы в Гостинополье XV в. // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1990. С. 213-295; Мельник А.Г. Иконостасы второй пол. XV – нач. XIV вв. церкви Николы в Гостинополье. – http://www.rostmuseum.ru/publication/srm/008/melnik01.html. Свящ. Александр Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Димитрия Солунского Великомученика церковь (дер. Щелейки, Подпорожский р-н)
Рубрики
ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ (дер. Щелейки, Подпорожский р-н). Первонач. дерев. ц. в Щелейском погосте впервые упоминается в 1628. Новая дерев. ц. с приделом Поклонения веригам Ап. Петра построена в 1780-83 вблизи дороги Вознесенье – Петрозаводск и Онежского оз. Храм относится к типу многоглавых обонежских церквей. Двусветный, квадратный в плане сруб завершается по всем четырем фасадам бочарным покрытием с главками, венчающими «бочки». Центральный восьмерик поддерживает пятую, большую главку. Шестая главка – над пониженным алтарным срубом. Колокольня перед зап. фасадом ц. представляет собой завершенный шатром шестерик на четырехгранном подклете, прорезанном аркой. В 1834 ц. и колокольня обшиты тесом, между ними создан переход – трапезная под двускатной крышей, пристроен двухколонный портик. В 1868 сделана жел. кровля главок и бочарного покрытия. К 1932 не действовала. Официально закрыта 10 мая 1932, здание передано под колхозный клуб. В период фин. оккупации (1941-44) богослужений не было, иконостасы, утварь и иконы вывезены в ц. дер. Шелтозеро. В 1972-78 проведена реставрация (проект арх. М.И. Коляды и И.А. Мачерет). Снята обшивка, разобран переход между ц. и колокольней (на его месте по сохр. врубкам зап. фасада трапезной воссоздано крыльцо), возрождено внешнее декорат. убранство. В наст. время храм не действует, нуждается в повторной реставрации. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 218-219. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Евпраксия (Нахотинина) (ок. 1730-1823), церковный деятель
Рубрики
ЕВПРАКСИЯ (Нахотинина Евдокия Федоровна; между 1729 и 1734 – 1823, с. Старая Ладога), схиигумения, подвижница благочестия. Родилась в семье купца, обучилась грамоте. С 1768 в Староладожском Успенском мон.; с 1777 – монахиня, с 1779 – настоятельница. Занималась благоустройством мон.: в 1781 построила новые кельи, в 1802 – притвор Благовещенского придела собора. В Абрамовском лесу недалеко от Ладоги устроила уединенную пустынь с часовней, собственноручно вырыла колодец, над к-рым установила крест. Игуменью Е. почитали миряне и духовные лица. Митр. Гавриил (Петров) называл ее «духовною сестрой» и определил для управления Смольным мон. (до 1798). С 1822 Е. ушла в затвор, приготовив для себя надгробную плиту. Посмертно выяснилось, что она пострижена в вел. схиму. Похоронена у алтаря Успенского собора, могила утрачена после 1917. Лит.: Шахова Е.Н. Жизнь схиигумении Евпраксии. СПб., 1862; Корольков Н.Ф. Старо-Ладожский Успенский женский монастырь. СПб., 1902. С. 18-32; Шахова Е.Н., Корольков Н.Ф. Жизнь схиигумении Евпраксии, настоятельницы Старо-Ладожского Успенского монастыря. СПб., 1910; Очерки по истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Единоверие
Рубрики
ЕДИНОВЕРИЕ, объединение старообрядцев с РПЦ на основе иерархического подчинения ей и сохранения при этом старого богослужебного чина и обрядов, сложившихся до реформ сер. XVII в. (двуперстие, знаменное пение и т. д.) Начало Е. было положено в 1783, активным его деятелем был митр. Гавриил (Петров), первая единоверческая ц. в СПб. устроена в 1799. В янв. 1912 в СПб. прошел Первый Всерос. единоверческий съезд. В 1917 появился первый единоверческий иерарх – Симон (Шлеев), еп. Охтенский (убит в 1921, канонизирован в 2000). В С.-Петерб. епархии вне пределов столицы единоверческие приходы формировались преим. в царствование Николая I в местах со значительным старообрядческим (беспоповским) нас., в первую очередь, в Новоладожском у. К 1917 имелось шесть единоверческих храмов, в том числе три в нынешнем Волховском р-не. Старейшие ц. – Никольская в дер. Немятово (Волховский р-н) и Пантелеимоновская кладбищенская в г. Тихвин – были перестроены, соответственно, в 1849 и 1854 из дерев. старообрядческих моленных. Никольская ц. возобновлена в сер. 1870-х (арх. М.А. Щурупов), Пантелеимоновская – в 1902. Петропавловская ц. в одноименном селе на р. Волхов (построена в 1621, закрыта в 1840) в 1851 возобновлена как единоверческая. В 1899 построена единоверческая ц. во имя Донской иконы Божией Матери в дер. Селищи (Бокситогорский р-н), в 1902-05 – ц. Св. Димитрия Солунского в с. Бор (Волховский р-н; арх. К.Г. Резцов), в кон. XIX в. – ц. Свят. Николая Чудотворца в с. Кубасово Лужского у. (ныне Псковская обл.). К кон. 1930-х все единоверческие ц., за исключением Никольской, закрыты (в с. Бор – в 1936, в Тихвине – в 1939) и разрушены, духовенство репрессировано. Никольская ц. (здание сохр.) не действовала с 1935, закрыта в 1941, в 1944-45 верующие безрезультатно ходатайствовали об ее открытии. Ц. в Кубасово действовала в период оккупации с осени 1941 по окт. 1943, затем вновь закрыта. С 1990-х действуют приходы Никольской ц. в СПб. и в г. п. Павлово, где выстроена дерев. часовня Тихвинской иконы Божией Матери. Лит.: Православное единоверие. СПб., 2000; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Екатерины Великомученицы собор (г. Кингисепп)
Рубрики
ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ СОБОР (г. Кингисепп, пл. Николаева, 6). Кам. собор построен на гл. площади Ямбурга по указу имп. Екатерины II после того, как в 1760 сгорел крепостной дерев. собор Св. Архангела Михаила. Стр-во велось в 1764-83 по проекту арх. А. Ринальди. Освящен в 1783. Выдающийся пам. переходного периода от барокко к классицизму. В плане – квадрифолий. Ц. завершена пятиглавием на высоких барабанах (общая выс. 36 м), с зап. – трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Отличается тщательной проработкой декора коринфского ордера. Гл. святыня – икона Св. Екатерины (утрачена). В нач. XX в. собор реставрировался, были укреплены конструкции куполов и сводов. Пострадал в годы Гражд. войны (осень 1919). В 1920-21 настоятель иером. Александро-Невской лавры Нектарий (Трезвинский) (в сане епископа расстрелян в 1937, новомученик). К приходу относились горожане и жители восьми пригородных деревень (на 1922 –1430 чел.). Храм закрыт пост. Президиума Ленсовета от 2 дек. 1931, переоборудован под физкультурный зал и клуб 12-го Туркестанского полка. Летом 1941 сильно пострадал от нем. обстрелов. Реставрировался в 1967-1980-е (арх. В.М. Тихомиров). В 1980-е в здании собора находился краевед. музей. Возвращен верующим летом 1990, освящен 15 сент. 1991. Настоятель – архим. Гурий (Кузьмин). Имеются мощевики и др. святыни. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 54-55; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Екатерины Великомученицы собор (г. Луга)
Рубрики
ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ СОБОР (г. Луга, пр. Кирова, 54). Первый храм города. Небольшой однопрестольный собор в стиле раннего классицизма с одной апсидой и колонным портиком с запада построен на средства казны в 1780-86, вокруг разбит сад. Ок. 1848 перестроен, над притвором возведена небольшая одноярусная колокольня. В 1924-34 собор принадлежал обновленцам. Закрыт пост. Президиума Леноблисполкома от 10 июня 1934, передан под культ.-просвет. учреждение, перестроен с уничтожением завершения колокольни. В годы нем. оккупации Луги (1941-44) использовался под склад. До дек. 1992 здание собора занимал дет. кинотеатр «Родина». Возвращен верующим. Освящение и первая литургия состоялись 17 июня 1993. В 2001 при соборе возобновлена деятельность Александро-Невского об-ва трезвости (существовало в 1899–1918) со школой трезвения. В соборе хранится чтимая икона Успения Божией Матери с частицей мощей свят. Иоанна, патриарха Цареградского. С 1789 до закрытия собора в нем находилась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы («Печерская»). До 1918 в июне совершались крестные ходы с иконой (возобновлены в 1996) из собора к часовне на Печерском источнике (снесена в 1930-е, воссоздана и освящена 14 июня 1996). Лит.: Попов И.В. Лужские храмы // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1998. № 18. С. 59-66; № 19. С. 69-78. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Екатерины Великомученицы церковь (пос. Мурино, Всеволожский р-н)
Рубрики
ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЦЕРКОВЬ (Всеволожский р-н, пос. Мурино, Кооперативная ул., 21). Построена в 1786-1790 в усадьбе Мурино гр. Воронцовых в память о скончавшейся в 1784 гр. Е.А. Воронцовой. Автор проекта арх. Н.А. Львов. В облике ц. сочетаются традиции классицизма с элементами древнерус. зодчества. К осн. кубическому объему примыкают две полукруглые апсиды. Его венчают дерев. восьмигранный ярус звона и ротонда с колоннадой коринфского ордера, увенчанная плоским куполом с крестом. Вход оформлен колонным порталом, в интерьере – колоннада, кессоны. Образа для полукруглого в плане иконостаса написал В.Л. Боровиковский. Освящена 17 февр. 1790. В приход входили: дер. Ручьи (там имелась часовня), Новая, Рыбацкая, Бугры. С 3 мая 1938 не действовала, официально закрыта 22 июля 1941. С авг. 1941 использовалась под наблюдательный пункт и для размещения эвакуированных. В 1944 передана парголовской конторе «Заготпункт», с 1958 использовалась под склад, в 1970-е – эксперим. скульпт.-производственный цех. В 1968 Всеволожский райсовет предпринял безуспешную попытку снять ц. с гос. охраны и разрушить. Возвращена верующим в июне 1988, 6 дек. 1988 освящена митр. Алексием (Ридигером), к-рый подарил храму икону св. Екатерины (ныне запрестольный образ). В 1989 на куполе установлен крест, а также воздвигнут крест за алтарем – в память клириков и прихожан, погибших в 1930-е. В 1997 восстановлена алтарная преграда. Часовня (1882) возвращена приходу в 1998, отреставрирована. Святыни: мозаичная икона св. Екатерины с частицей мощей работы мастерской Фроловых и образ вмч. Пантелеймона, единственный уцелевший из прежнего убранства храма. Лит.: Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1971. С. 279-280; Церковь Святой Великомученицы Екатерины в Мурино. СПб., 1998. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Епархия Выборгская и Финляндская
Рубрики
ЕПАРХИЯ ВЫБОРГСКАЯ И ФИНЛЯНДСКАЯ. В 1809 Финляндия вошла в состав Российской империи. В 1812 в 16 приходах Финляндии число православных достигало 25 тыс. чел. (большинство – в Приладожье). В 1823 в г. Выборг создано правосл. духовное правление. После 1844 постепенно осуществлялся перевод богослужебных книг и катехизиса на фин. яз., устраивались церк.-приходские школы. В 1859 учреждено Выборгское викариатство. За 33 года сменилось 13 викариев. В 1887-98 кафедру занимал последний викарный еп. Антоний (Вадковский), с 1892 она получила самостоятельность, а владыка Антоний стал правящим архиереем – еп. Финляндским и Выборгским. За время правления Антония был основан Линтульский Свято-Троицкий мон. (1885), создана Комиссия для перевода богослужебных книг на фин. яз., а также Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских (1885), целью к-рого было издание на фин. яз. религ.-нравственной литературы. По числу паствы епархия считалась самой маленькой в России (в 1901 – 50 тыс. чел., 33 прихода). На рубеже XIX–ХХ вв. на Карельском перешейке возникло значительное кол-во храмов в дачных местностях, а также при филиалах столичных духовно-просветительских и благотворительных об-в. В 1899–1905 епархией управлял еп. Николай (Налимов), в 1905-17 – архиеп. Сергий (Страгородский). В 1904-05 в архиерейском доме была устроена крестовая ц. Трех Святителей (арх. Н.В. Дмитриев и М.Н. Кириллов; закрыта в 1918). В 1910-11 в Выборге выходил «Правосл. финляндский сборник», в 1913-17 – журн. «Карельские известия». Викарным еп. Сердобольским в 1914-18 являлся Серафим (Лукьянов). После получения Финляндией независимости, 11 февр. 1921 Финляндская правосл. церковь (ФПЦ) получила автономию от Патриарха Тихона. По полит. мотивам летом 1923 она присоединилась к Константинопольскому патриархату. В 1925 ее возглавил архиеп. Карельский и всея Финляндии Герман (Аав), были выделены две епархии: Карельская и Выборгская, к-рую в 1935 возглавил еп. Александр (Карпин). Накануне Сов.-финл. войны 1939-40 в стране проживало 80 тыс. православных. В рез. войны ФПЦ лишилась трех мон. (Валаамского, Коневского и Линтульского), к-рые пришлось эвакуировать, и мн. храмов; кафедра из Выборга переехала в Хельсинки. 30 апр. 1957 РПЦ признала status quo Финляндской автономной православной церкви под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Ныне в ФПЦ три епархии, ок. 60 тыс. верующих. Особо почитаются прпп. Сергий и Герман Валаамские, Арсений Коневский, Трифон Печенгский, Александр Свирский, Герман Аляскинский. Лит.: Куркимиес И.Н. Православные храмы в Финляндии // Невский архив: Ист.-краевед. сб. Вып. 5. СПб., 2001. С. 472-507; Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2005; Финская православная церковь. – http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-finn.html А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Епархия Корельская
Рубрики
ЕПАРХИЯ КОРЕЛЬСКАЯ (Корельская и Орешская/Орешковская; по др. наим. – Корельская и Копорская). Осн. в 1595, после Тявзинского мирного договора со Швецией, когда России был возвращен г. Корела (ныне г. Приозерск). Одной из целей ее учреждения было закрепление России на Северо-Западе, в частности – на Карельском перешейке. Христианство начало проникать в Карелию уже в XI в. в связи с деятельностью правосл. миссионеров из Новгорода. В 1227 по инициативе кн. Ярослава Всеволодовича произошло крещение почти всего корельского народа. Корела, гл. город новой епархии, являлся крупным духовным центром. В XV в. в нем находился двор новгородского архиеп., в 1560-е в городе и окрестных селениях насчитывалось девять ц., относившихся к Городенскому погосту, в т. ч. Воскресенский собор, и пять мон. В Корельском у. имелось еще шесть приходов (близ совр. поселков Громово, Сосново, Куркийоки, Салми, г. Сортавала, Иломанского оз.); особое значение имели Валаамский, Коневский Рождество-Богородицкий мон., Сенной мон. на Ладожском оз. Большинство храмов и мон. разорены шведами, в частности, во время войны 1590-93. Первым еп. Корельским (1595–1613) был назначен Сильвестр, из архимандритов моск. Симонова мон. В его подчинении находились приходы Корелы, Копорья, Орешка, по нек-рым сведениям, – Ладоги и всего Олонецкого края. Он жил в Кореле, в 1609-11 организовал ее оборону от шведов. Следующий еп. – Павел управлял епархией в 1613-16. По Столбовскому договору 1617 терр. Карельского перешейка отошла к Швеции. Е. К. временно прекратила существование. Первоначально церк. обустройство оккупированного карельского края осуществлялось митр. Макарием II (1619-26). Правосл. население испытывало притеснения со стороны швед. властей. В 1685, при Новгородском митр. Корнилии (1674-95), по соглашению рус. и швед. правительств Е. К. была возобновлена со статусом викариатства.Поскольку Кексгольм находился под шведами, местопребыванием нового архиерея еп. Леонтия стал Новгород. В 1690 Леонтий был отправлен в ссылку в Суздаль. Следующий епископ – Иоиль был назначен только в 1708 как викарий при митр. Иове. После его кончины в 1712 Корельским еп. (в 1714-23 и 1728-30) стал быв. архимандрит Новгородского Юрьева мон. Аарон (Еропкин), к-рый продолжал жить в Юрьеве. Кексгольм вошел в состав синодальной обл. как центр викариатства в 1723. В 1723-25 Корельским еп. был Иоаким; в 1734-40 – архиеп. Иосиф; в 1740 – еп. Амвросий, изв. проповедник; в 1742 – еп. Маркелл. В 1758 викариатство стало официально именоваться Кексгольмским и Ладожским. Все четыре еп., носившие этот титул, были викариями новгородского архиеп. (с 1762 – митр.) Димитрия (Сеченова): Иоасаф (1758-59), Парфений (1759-61), свят. Тихон (1761-63; духовный писатель, аскет), Иннокентий (1763; проповедник и писатель). Епархия окончательно упразднена в 1763. Лит.: Дмитриев А.П. История Корельской (Кексгольмской) епархии // Вуокса: Приозерский краевед. альманах. Вып. 1. Приозерск, 2000; Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992–1892. Т. 1-3. М., 2002–2004. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
1 2 3 4