Персоны энциклопедии / Рёрих Николай Константинович
Археологические памятники
Рубрики
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ Лен. обл. – поселения, захоронения, культовые объекты и др. вещественные следы прошлого. Заселение терр. области происходит в эпоху мезолита. Возраст древнейшей находки из Антреа (ныне г. Каменногорск) св. 9000 лет. К эпохе неолита относятся керамика и костяные изделия, собранные при прокладке Нового Сясского кан. и в комплексе стоянки Березье Волховского р-на. Ранний неолит (V тыс. до н. э.) представлен стоянками Нарвской культуры (Сяберская III в Лужском р-не) и с керамикой типа Сперрингс. Культура с гребенчато-ямочной керамикой (кон. IV – нач. II тыс. до н. э.) относится к развитому неолиту. Предметы, обнаруженные при раскопках эталонного поселения Усть-Рыбежна I в Приладожье, отличаются высокой сохранностью. Во II – I тыс. до н. э. из Верх. Поволжья на эти земли приходят предки финно-угров. Их поселения, относящиеся к эпохе раннего металла, обнаружены по берегам рр. Волхов, Паша, в ряде др. р-нов области. В басс. верх. течения р. Луга известны погребальные пам. культуры длинных курганов (вторая пол. I тыс. н. э). Немногочисл. находки позволяют датировать наиболее ранние погребения V в. В VIII–X вв. в Полужье и по берегам р. Волхов расселяются словене ильменские. Сооруженные ими сопки (монументальные погребальные насыпи) стали доминатами ист. ландшафта. С этим периодом связано появление пашенного земледелия и первых городищ (на терр. Лен. обл. изв. 30 городищ IX–XV вв.). В сер. VIII в. на перекрестке междунар. торг. путей возникает Ладога (ныне – с. Старая Ладога) – древнейшее гор. поселение и первая столица Руси. Иссл. Ладоги дали ценные материалы о начале рус. государственности, о славяно-финно-скандинавских контактах. Курганы Юж. Приладожья (кон. IX – нач. XIII вв), оставленные местной чудью, выделяются погребальной обрядностью, находками оружия и украшений. Многочисл. древнерус. курганы (X–XIV вв.) и сменившие их жальники (XII-XV вв.) позволяют проследить этапы древнерус. земледельческой колонизации Полужья, Ижорской возвышенности, сев.-вост. Причудья, культуру сел. населения. Вдоль берегов Финского зал., рр. Ижора и Нева, на Карельском перешейке обнаружены грунтовые могильники води, ижоры и карел, с XII в. вступивших в союзническо-даннические отношения с Новгородом. К ср.-век. А. п. относятся построенные в XIII–XIV вв. города-крепости Копорье, Корела, Орешек, Ям и более поздняя Ивангородская крепость. Изучение древностей региона в посл. трети XIX – нач. XX вв. связано с именами Н.Е. Бранденбурга, Л.К. Ивановского, А.А. Иностранцева, Н.К. Рeриха, А.А. Спицына, Т. Швиндта и др. В 1927-31 фиксацию и учет пам. осуществила Комиссия по археол. изучению Лен. обл. ГАИМК. В 1930–1950-х пам. области изучали В.И. Равдоникас, Н.Н. Гурина. С 1970-х иссл. продолжили экспедиции под руководством А.Н. Кирпичникова, Г.С. Лебедева, Е.А. Рябинина и др. Лит.: Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР. Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. Л., 1961; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л. 1984; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996; Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Археологические памятники (водь)
Рубрики
Археологическое изучение води было начато в 70-80-х годах XIX века раскопками Л.К. Ивановского более 5500 курганов и жальников на Ижорском плато. В конце XIX в. курганные исследования на северо-западе Новгородской земли были продолжены В.Н. Глазовым и Н.К. Рерихом. В результате в этом регионе в целом раскопано свыше 7000 курганных и жальничных погребений, которые стали важным источником изучения средневековой води и водско-славянских отношений. Еще в 70-х годах XIX в. финский археолог И.Р. Аспелин в числе восьми групп финно-угорских древностей выделил ингерманландскую, отнеся к ней все раскапывавшиеся в то время Л.К. Ивановским курганы. Эта группа древностей характеризовалась исследователем как единая славяно-водская культура. Несколько сотен курганов и жальников Ижорского плато на рубеже XIX и ХХ вв. раскопал Н.К. Рерих, который склонялся к мысли о принадлежности большинства курганов этого региона славянам. Вместе с тем он допускал наличие в этих курганах погребений местного финского племени, перенявшего погребальный обряд от славян. В 50-х годах ХХ века после тщательного анализа курганных древностей северо-западного региона Новгородской земли в результате изучения взаимовстречаемости между отдельными находками удалось доказать что, среди курганных древностей северо-запада выделяются две разнотипные группы украшений. Курганные могильники, в которых встречены многобусинные височные кольца и характерные финно-угорские украшения были интерпретированы как водские. К водским украшениям нужно отнести и найденные в небольшом количестве нагрудные цепочки ливского типа, и фигурные цепедержатели, тождественные ливским. Собственно водские курганы выделяются среди славянских специфическими женскими украшениями, ритуалом захоронения в сидячем положении, а также данными антропологии. Курганные материалы дают возможность проследить постепенное смешение води со славянами, что привело к славянизации значительных масс местного прибалтийско-финского населения. Использованные источники: 1. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова. –М.: Изд-во «Наука», 1987. – С. 34–42. – (Археология СССР). 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100–148; 100–103. 3. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 71. 4. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86; 85–86.
Тематические группировки
подробнее…
Ваулина керамический завод
Рубрики
ВАУЛИНА КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД (г. п. Кикерино). Произ-во худож. керамических плиток и изразцов, игравшее заметную роль в архитектуре петерб. модерна нач. ХХ в. Основатель – керамист Петр Кузьмич Ваулин, к-рый в 1890-е организовал гончарную мастерскую в Абрамцеве у С.И. Мамонтова, а затем работал в керамической школе в Миргороде. В 1906 в компании с О.О. Гельдвейном Ваулин устроил новую мастерскую близ ст. Кикерино, в местности, богатой синей кембрийской глиной. Здесь с 1878 существовал небольшой кирп. з-д. Оснащенные совр. техн. оборудованием, мастерские «Гельдвейн и Ваулин» выпускали продукцию, пригодную к использованию на фасадах зданий в условиях сев. климата. С мастерскими сотрудничали Н.К. Рерих, А.Т. Матвеев, С.В. Чехонин, др. художники. На з-де были изготовлены изразцы и майолики для мн. петерб. построек, а также для оформления Кронштадтского мор. собора, Ярославского вокзала в Москве, в др. городах России и за границей, – в частности, изразцовый портал для рус. павильона на Гигиенической выставке в Дрездене (1911) (в наши дни он украшает вход в здание б-ки ВНИИЭМ в СПб.). В 1917 мастерские были закрыты и на их основе организовано произ-во техн. керамики – завод «Горн». Ваулин нек-рое время оставался его техн. директором. Лит.: Витязева-Лебедева В.А. Петербургское трехлучье исторических путей России // Отечественные записки. 2002. № 6(7); Глезеров С. Творческая лаборатория в Кикерино. – http://www.vesty.spb.ru. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Волосовский район
Рубрики
ВОЛОСОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2680,5 кв. км. Нас. – 46,9 тыс. чел. Адм. центр – г. Волосово. В состав р-на входят г. п. Кикерино, 202 сел. поселения. Граничит с Кингисеппским, Ломоносовским, Гатчинским, Лужским р-нами. Образован в 1927 (в 1963-65 входил в состав Кингисеппского р-на). Ж.-д. сообщение связывает В. р. с Гатчиной, СПб., Кингисеппом, Ивангородом. В сев. части В. р. проходит Таллинское ш. К дорогам обл. значения относятся трассы Гатчина – Ополье, Пружицы – Осьмино – Толмачево, Кемполово – Выра – Тосно – Шапки. Расположен в центральной части Ижорской возвышенности, для к-рой характерны обширные открытые пространства и небольшие лесные массивы. Юж. часть находится в басс. среднего течения р. Луга в лесной зоне (в общей сложности леса занимают до 60% площади В. р.). На юге В. р. сосредоточены практически все водоемы (р. Лемовжа, Саба, Вруда, Оредеж). Природным пам. является урочище «Донцо». На терр. р-на находится часть природно-ист. парка «Верхний Оредеж». В В. р. выявлено множество археол. пам., связанных с культурой славян и прибалт.-фин. народов (ижоры, води). Практически у каждой дер. находятся курганно-жальничные погребения. Топонимы сохранили память о древних языческих верованиях, элементы к-рых сохр. еще в XVI в., несмотря на распространение православия (Волосово – от славянского бога Волоса/Велеса; дер. Арбонье – от «арбуев», языческих жрецов-колдунов ср.-век. води). В XVIII–XIX вв. на терр. р-на появились многочисл. дворянские усадьбы (Гомонтово, Губино, Извара, Каськово, Раскулицы, Сельцо, Смердовицы, Сяглицы, Терпилицы, Торосово, Хревицы). В. р. связан с биографиями Н.К. Рёриха, Н.А. Римского-Корсакова, Н.Н. Демидова (см. Демидову Н.Н. памятник). В В. р. работают Волосовский историко-краеведческий музей, Рёриха Н.К. музей-усадьба (дер. Извара), Вильде Бориса дом-музей (дер. Ястребино), выставочный зал «Калитино». В память о событиях ВОВ установлены многочисл. пам., в т. ч. мем. комплекс «Малая Хатынь» в дер. Большое Заречье, музей-диорама «Лужский рубеж» в дер. Большой Сабск. В В. р. функционируют 17 домов культуры, 9 клубов, 19 б-к (см. Волосовская библиотека центральная районная), 3 муз. школы, Волосовская школа искусств им. Н.К. Рёриха. Издается газ. «Сельская новь». Подготовку специалистов для села ведут Бегуницкий агролицей, Беседский техникум в пос. Беседа. С 2001 на базе конефермы в пос. Бегуницы (АО «Гомонтово») проводятся соревнования на Кубок губернатора Лен. обл. по конному спорту. В дер. Калитино, где находится Сев.-Зап. машинно-испытательная ст. (осн. в 1949), ежегодно проводятся обл. состязания механизаторов-пахарей. В наст. время действуют правосл. приходы в Волосово, Бегуницах, Большой Вруде, Волгово, Изваре, Ильешах (см.: Николая Чудотворца Святителя ц.), Кикерино, Курковицах, Хотнеже, Ястребино, Яблоницах. Ист.-культурное значение имеют и остающиеся невосстановленными пам. церковной арх.: цц. Николая Чудотворца Святителя (дер. Ястребино), Троицы Пресвятой (дер. Пятая Гора), Свв. Апп. Петра и Павла (дер. Клопицы), комплекс Пятогорского Богородицкого мон. Совр. приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии зарегистрированы в Волосове и Губаницах, где в 1991 восстановлена Лютеранская церковь Святого Иоанна Крестителя, ставшая одним из центров возрождения фин. ингерманландской культуры. Лит.: Волосово: История родного края / Гл. ред. и сост. Н.П. Михина. Волосово, 2002; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 42-43. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Волосовского района герб и флаг
Рубрики
ВОЛОСОВСКОГО РАЙОНА ГЕРБ И ФЛАГ. Официально утвержденные символы МО «Волосовский муниципальный район» (решение Совета депутатов МО от 5 июля 2006 № 61). Геральдическое описание герба: «В зеленом поле сквозной косопересечённый ромб, сопровождаемый во внутренних междукрестиях безантами. В верхнем правом углу – голова быка, в верхнем левом углу – отвлечённая ель. В оконечности щита – три безанта (один и два), окружённые кольцом, сопровождаемым по сторонам двумя отвлечёнными колосьями, положенными дугообразно и направленными в стороны вверх. Все фигуры – золотые». Голова быка и колосья символизируют животноводство и растениеводство – основу экономики р-на, а ромбы (элемент древнерус. орнамента) и три безанта в окружности (знак, к-рый по замыслу Н.К. Рёриха, должен помещаться на всех пам. культуры) – его богатую культуру. Бык связан также с древнеславянским богом скота Велесом (Волосом), от имени к-рого происходят топонимы Волосово и Волосовский р-н. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с отношением шир. к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба в зеленом и желтом цветах. Герб внесен в Гос. геральдический регистр РФ под № 2473, флаг – под № 2474. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Выборгский район
Рубрики
ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН, муниц. образование. Нас. – 172,8 тыс. чел. Терр. – 7381,7 кв. км. В состав В. р. входят гг. Выборг (адм. центр), Приморск, Высоцк, Каменногорск, Светогорск, г. п. Рощино, Лесогорский, Советский и 180 сел. поселений. В составе Лен. обл. с 1944, после передачи г. Выборг и прилежащей терр. из Карело-Финской ССР. Находится в зап. части Карельского перешейка на побережье Финского зал., для к-рого характерны многочисл. шхеры и заливы (самый крупный – Выборгский). В состав В. р. входят Березовые о-ва, о-в Высоцкий. В районе мн. озер, протекает р. Вуокса. По терр. района проходит жел. дорога СПб. – Выборг – Хельсинки (с 1870) и параллельная ей автомагистраль. Важная трансп. артерия – Сайменский кан. На терр. В. р. находятся нац. парк «Карельский перешеек», Выборгский зоологический заказник, заказники «Раковые озера», «Озеро Мелководное», «Березовые острова», «Болото Ламмин-Суо», «Линдуловская роща», геол. пам. природы «Остров Густой», охотничьи заказники. Через В. р. и Выборг проходит туристский маршрут «Королевская дорога», соединяющий страны Сев. Европы с СПб. и Старой Ладогой. Развивается подводный туризм на Финском зал. На терр. В. р. обнаружены многочисл. археол. пам. Ведутся иссл. в области подводной археологии. У мыса Крестовый в Выборгском зал. находится кладб. старинных кораблей. Обследован швед. линейный корабль «Энигхеттен» (один из погибших в Выборгском мор. сражении 1790), обнаруженный экспедицией об-ва «Память Балтики». В XIX в. на терр. В. р. во множестве появились усадьбы и дачи (особенно на побережье Финского зал.). Наиболее изв. усадьбы Ала-Кирьола, Куусо. В этих местах проводили летние месяцы писатели Л.Н. Андреев, Д.С. Мережковский, худ. Н.К. Рёрих. В пос. Поляны (быв. Уусикиркко) находилась дача худ. Е.Г. Гуро и М.В. Матюшина; в пос. Рощино жила фин. поэтесса Э. Сёдергран. Климат местности благоприятствует орг-ции лечебных учреждений. В 1889 в дер. Халила (Сосновый Бор) был образован гос. санаторий для легочных больных. В 1926-39 в дер. Патру (Зеленый Холм) функционировал туберкулезный санаторий Вооруженных сил Финляндии. В последние десятилетия В. р. вновь стал популярной зоной отдыха жителей СПб., на его терр. появились коллективные садоводства (Кирилловское, Лейпясуо). В р-не функционируют 43 б-ки (см. Выборгская библиотека центральная районная), дома культуры. Краевед. музеи существуют в Выборге, Приморске. С 2001 в пос. Рощино проводится фольклорный фестиваль «Мировая деревня». С 1969 ежегодно совершается легкоатлетический марафонский пробег СПб. – Выборг. Районные события освещаются в газ. «Выборг», «Выборгские ведомости», «Новая Выборгская газета». Р-н связан с жизнью и деятельностью фин. просветителя и церк. деятеля М. Агриколы, памятник к-рому установлен на мысе Кюрениеми. Близ дер. Лужки (быв. Карьялайнен) сохр. пам. местному крестьянину Тааветти Инкинену, к-рый в 1891–1912 в одиночку осушил оз. Котилампи (1929; арх. Я. Ланкинен). С 1990-х возрождается память о фин. нас., жившем на этой терр. до Сов.-финл. войны 1939-40. В 1993 в пос. Первомайское открыт пам. жителям вол. Кивеннапа; в пос. Ильичево создан «Ялкала», историко-этнографический музей-заповедник. Правосл. приходы находятся в Выборге, Приморске, Каменногорске, Светогорске, Рощино, Советском, пос. Сосновый Бор, Каменка, Кондратьево, Коробицыно, Ленинском, Озерки. Строится ц. Свщмч. Вениамина в пос. Победа. Приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии существуют в Выборге, Приморске, г. п. Советский, Рощино, пос. Победа. См. также: Барышево, Возрождение, Выборгского района герб и флаг, Гвардейское, Ермилово, Цвелодубово, Линтульский Свято-Троицкий монастырь. Лит.: Балашов Е.А. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 2: Юго-западный сектор. Уусикиркко (Поляны). СПб., 1998; Балашов Е.А. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 3: Юго-западный сектор. Каннельярви–Куолемаярви (Победа–Пионерское). СПб., 1998; Балашов Е.А. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч: 5-6: Западный сектор. Койвисто–Йоханнес (Приморск–Советский). СПб., 2003; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 50-51; Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 7: Центральный сектор. Муолаа–Яюряпяя (Красносельское–Барышево) / Сост. Д.И. Орехов. СПб., 2004. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Дятлицы, дер.
Рубрики
ДЯТЛИЦЫ, дер. в Ломоносовском р-не. Нас. – 133 чел. Находится на сев. части Ижорской возвышенности, западнее ш. Войсковицы – Большая Ижора. Впервые упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500 как центр Дятлицкого Покровского погоста Водской пятины. В окрестностях Д. выявлены ср.-век. курганные погребения, раскопки к-рых проводили Л.К. Ивановский, Н.К. Рёрих. В 1771 в Д. построена кам. ц. Покрова Пресв. Богородицы (закрыта в 1939, здание сохр.). Одноим. ц. отмечена в 1500. В XVIII в. в Д. имелась дерев. ц. Рождества Пресв. Богородицы. А.Ю.Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Извара, усадьба
Рубрики
ИЗВАРА, усадьба (дер. Извара, Волосовский р-н). Первонач. (с 1747) мыза принадлежала гр. К.Е. Сиверсу. С 1872 имение с кам. господским домом, построенным в стиле англ. готики, фруктовым садом и многочисл. хоз. постройками приобрел петерб. юрист К.Ф. Рёрих. Его сын, будущий художник Н.К. Рёрих провел в И. дет. и юношеские годы. Здесь возник и развился его интерес к иск-ву, археологии и древнерус. истории. Этому способствовало то обстоятельство, что вблизи усадьбы находились древнерусские курганы – захоронения XI–XVI вв. Рёрих принимал участие в археол. экспедициях Л.К. Ивановского и сам исследовал нек-рые захоронения. В нач. ХХ в. И. приобрел купец А.П. Вернандер, к-рый устроил в имении з-ды, мельницы, развел в озере форель. Накануне рев-ции 1917 в И. была открыта Земледельческая школа с домовой ц. Казанской иконы Божией Матери (1916-17, арх. И.И. Яковлев). В настоящее время усадебный дом восстановлен; сохр. нек-рые хоз. постройки: конюшни, скотный двор и пр. В 1984 в И. открыт Рёриха Н.К. музей-усадьба. Лит.: Короткина Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л., 1985; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 119-121. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Имени Морозова, г.п.
Рубрики
ИМЕНИ МОРОЗОВА, городской поселок во Всеволожском р-не. Нас. – 10,7 тыс. чел. Находится на правом берегу Невы близ ее истока, напротив крепости «Орешек». Рядом проходит ж.-д. ветка СПб.– Невская Дубровка (ст. Петрокрепость). Возник в 1884 как пос. рабочих Шлиссельбургского порохового з-да (он же Шереметьевский з-д, по назв. близлежащей дер. Шереметьевка). После ВОВ з-д перепрофилирован, ныне – ЗАО «Морозовский химический завод». В 1922 з-ду и пос. присвоено имя революционера-народовольца и ученого Н.А. Морозова, в 1884–1905 отбывавшего заключение в Шлиссельбургской крепости (в 1934 он посетил пос.). В годы ВОВ через М. проходил путь, связывавший Ленинград с Большой землей; в янв. 1943 здесь шли бои за снятие блокады Ленинграда. Об этих событиях напоминают посвященный подвигу железнодорожников обелиск «Стальной путь» (1973; арх. И.Г. Явейн, скульп. Г.Д. Гликман), мемориал «Переправа» (1970; арх. Л.М. Дрекслер, инж. Е.Н. Луцко), работает музей «Дорога Победы». Все мемориалы входят в состав «Зеленого пояса Славы». В М. также находится братская могила красноармейцев, погибших в период Гражд. войны. В пос. имеются Дом культуры им. Н.М. Чекалова, муз. школа, дет. б-ка. В 1992 создан Центр занятости детей и подростков (с 1994 – в составе Дома дет. творчества Всеволожского р-на). Существовавшая кам. ц. Свв. Апп. Петра и Павла (1907, арх. В.А. Покровский; мозаики исполнены по эскизам Н.К. Рёриха) в 1942 была взорвана. В 1993 на ее месте построена одноименная новая кам. ц. Лит.: Морозовка – пос. имени Морозова. – http://www.morozovka.net А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Имоченицы, усадьба
Рубрики
ИМОЧЕНИЦЫ, усадьба (Лодейнопольский р-н, на правом берегу р. Оять). Земли, на к-рых находилась усадьба, были приобретены в кон. XVIII в. прадедом худ. В.Д. Поленова. В 1855 выстроен трехэтажный дерев. дом. При доме имелся парк с прудом и ветряной мельницей. Художник посещал имение до 1881, он написал здесь 37 картин. Ряд из них повящен И. и окрестностям: «Усадьба в Имоченицах», «Имоченицы зимой», «Река Оять», «Горелый лес», «Северная изба», «Бабушкин сад», «Ванька с Акуловой горы», «Золотая осень», «Заросший пруд» и др. В гостях у Поленова в И. бывали И.Е. Репин, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих. На месте усадьбы Поленовых сохр. лишь кедры и лиственицы, посаженные художником. В наст. время установлен памятный камень, восстанавливаются пруд и мельница. В 2000 построена дерев. ц. Св. Василия Великого. Лит.: Зайцев П.М. Лодейное Поле: Ист.-краевед. очерк. Л., 1964; Акулова Гора. Сокровища Приоятья: Буклет / Сост. П.А. Васильев. Лодейное Поле, 2001; Лодейнопольский край в истории России. СПб., 2002. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Киришский район
Рубрики
КИРИШСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 3009 кв. км. Нас. – 67,7 тыс. чел. Граничит на западе с Тосненским, на северо-западе – с Кировским, на севере – с Волховским, на востоке – с Тихвинским р-нами Лен. обл., на юго-востоке – с Любытинским, на юге – с Новгородской обл. На территории района расположено 80 сел. населенных пунктов, объединенных в шесть сел. поселений, и два гор. поселения – Будогощское и Киришское. Образован в 1932 в результате переименования Андреевского р-на и присоединения терр. ликвидированного Будогощенского р-на. Первонач. центром района являлся пос. Новые Кириши (до 1931 – с. Сольцы). В 1943, после разрушения поселка в период ВОВ, райцентром стал рабочий пос. Будогощь, с 1965 – г. Кириши. Через К. р. проходят ж. д. Мга – Пестово, Волховстрой – Чудово и ж.-д. ветка Будогощь – Тихвин. Автомоб. дороги имеют выход на трассы Новая Ладога – Мурманск, Новая Ладога – Ярославль и СПб. – Москва. На р. Волхов расположены пристани – у г. Кириши и у дер. Пчева. В древности эти терр. были слабо заселены. К кон. I тыс. н. э. Поволховье активно осваивается славянским нас., р. Волхов превратилась в важную торг.-трансп. магистраль (см. «Путь из варяг в греки»). В совр. К. р. имеется ряд поселений, изв. по письменным источникам рубежа XV–XVI вв. С сер. XVIII в. здесь получил развитие киришский (захожский) промысел по изготовлению кружев на коклюшках (см. Захожское кружево). В первой пол. XIX в. в с. Сольцы на левобережье Волхова появилось имение декабристов Бестужевых, в 1810-х –1820-х в нем жил А.А. Бестужев (Марлинский). В нач. XX в. по Волхову путешествовал Н.К. Рёрих, описавший свою поездку. В 1930-е в К. р. получила развитие лесопильная и лесоперерабатывающая пром-сть. В годы ВОВ экономика р-на понесла сильный урон, процесс ее восстановления начался в 1960-е. В наст. время – один из пром. развитых р-нов Лен. обл. Осн. отрасли пром-сти: нефтепереработка (ПО «Киришинефтеоргсинтез»), электроэнергетика (ОАО «Киришская ГРЭС») и деревообработка. Кроме того, в К. р. успешно функционируют предприятия хим., стекольной, пищевой и легкой пром-сти. В К. р. работают центральная районная б-ка с неск. филиалами, в т. ч. Киришская библиотека городская, центральная дет. и гор. дет. б-ка, 3 муз. школы (в Киришах, Будогощи и пос. Глажево), дет. школа иск-в, Дворец дет. (юношеского) творчества, 19 домов культуры и клубов, Молодежный центр, Дворец культуры, картинная галерея. Издается газ. «Киришский факел», работает радиостанция «Киришское радио». Активную работу проводит Киришский историко-краеведческий музей. При школе пос. Глажево работает Центр рус. быта «Русская изба». В Среднесельской б-ке создан мини-музей предметов нар. творчества и живописных работ нар. худ. России, проф. АХ В.Г. Старова. В К. р. проводится ежегодный фестиваль нар. творчества «К родным истокам вечная любовь». Охраняемой природной терр. является заказник «Чистый мох», расположенный вблизи г. Кириши. См. также: Киришского района герб. Лит.: Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 325-331; Абрамович В.Ф. Земля моя Приволховье. Кириши и Киришский район. Кириши, 2001; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 60-61; Информационный портал г. Кириши. – http://www.kirishi.ru; МО «Киришский район». – http://www.spb-business.ru/show.php?directory=100030 С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Курганы древнерусские
Рубрики
КУРГАНЫ ДРЕВНЕРУССКИЕ, насыпи над могилами X–XIV вв. В городах Др. Руси курганные захоронения прекратились в XI в. после введения христианства. Сел. нас. продолжало хоронить по языческому обряду. Ареал К. д. на терр. Лен. обл. охватывает Верх. Полужье, Ижорскую возвышенность и Сев.-вост. Причудье. Курганные могильники насчитывают от неск. до тысячи насыпей полусферической формы, выс. 0,5–1,5 м. Основания обложены валунами или окружены ровиками. До X в. славяне практиковали сожжение мертвых. В течение XI в. они переходят к захоронению несожженных останков (трупоположение, ингумация). Покойника ориентировали лицом в сторону загробного мира. Финно-угры укладывали его головой на север или на юг, славяне – на запад (лицом на восток). Похоронный ритуал завершали тризна и поминальный пир («страва»). В XI – первой пол. XIII в. умерших хоронили в основании насыпи. В ногах ставили горшок с пищей. Рядом с женщинами клали серп, мужчин погребали с топором или косой-горбушей, оружием. К поясу прикрепляли нож в чехле, футляр с кресалом. Славянские и финно-угорские погребения различаются украшениями костюма, деталями погребальной обрядности. В сер. XIII в. погребальный обряд претерпевает изменения. Распространяются погребения в ямах, почти без инвентаря, а также жальничные могилы. Этот перелом вызван политикой массовой христианизации сел. нас. В отдаленных чудских погостах курганы продолжали насыпать до XVI в. Массовые раскопки курганов в посл. трети XIX – нач. XX вв. провели Л.К. Ивановский, Н.К. Рёрих, В.Н. Глазов и др.; А.А. Спицын систематизировал эти материалы. В 1927-31 сотрудники ГАИМК осуществили фиксацию и учет сохранившихся пам. С 1970-х иссл. продолжили Г.С. Лебедев, Е.А. Рябинин и др. Лит.: Спицын А.А. Курганы С.-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского // Материалы по археологии России. Вып. 20. СПб., 1896; Спицын А.А. Гдовские курганы в раскопках В.Н. Глазова // Материалы по археологии России. Вып. 29. СПб., 1903; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995; Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Ленинградский областной колледж культуры и искусства
Рубрики
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА (ЛОККиИ) (СПб., ул. Гороховая, 57а). Старейшее в России уч. заведение ср. проф. образования в сфере культуры. Осн. в 1938 как 2-я Лен. обл. полит.-просвет. школа, с 1960 – Лен. обл. культ.-просвет. уч-ще, с 1986 – Лен. обл. уч-ще культуры. В 1994 получил статус колледжа и совр. назв. Осуществляется подготовка по специальностям: инструментальное исполнительство, соц.-культурная деятельность и нар. худож. творчество, декорат.-прикладное иск-во и нар. промыслы, менеджмент, туризм. Обучаются юноши и девушки из всех р-нов Лен. обл., к-рые по окончании получают квалификацию «педагог-организатор соц.-культурной деятельности» и одну из перечисленных специализаций. Среди выпускников ЛОККиИ – члены пр-ва области, дир. музеев, дворцов и домов культуры, рук. худож. коллективов, преподаватели высших и ср. уч. заведений. Студенты ЛОККиИ под рук. преподавателей принимают участие в культурных мероприятиях обл. (Пушкинские праздники, дни рождения Н.К. Рёриха, В.В. Набокова, торжества в честь Александра Невского); они являются инициаторами обл. конкурсов «Барышня-крестьянка», «Аринушка – Арина – Арина Родионовна», «Шаг за горизонт». На базе ЛОККиИ действуют четыре нар. коллектива. Организуются поездки творческих коллективов в заруб. страны. Первоначально колледж помещался на ул. Кирилловской, 19, с 1976 – по совр. адресу. Во дворе здания ЛОККиИ установлен пам. О.Ф. Берггольц (1998, скульп. Н.Г. Сухорукова). Лит.: Нам – 65: Сб. материалов. СПб., 2003; Школа театра жизни: Сб. статей, посвящ. 30-летию специализации «Постановка театрализованных представле-ний и праздников». СПб., 2005; Сайт ЛОККиИ. – www.lokkii.uspb.ru О.Н. Ансберг
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Похоронные обряды (водь)
Рубрики
На основе дневниковых записей Л.К.Ивановского и свидетельств Н.К.Рериха установлено, что на Ижорском плато в первой половине второго тысячелетия н.э. широко бытовал обычай хоронить умерших в сидячем положении. Для захоронения выбиралась площадка 3 – 7 метров, которая несколько уплотнялась и по окружности обставлялась валунами. На ней разжигался ритуальный костер, от которого в курганах оставался тонкий слой золы и угольков. Затем умерший помещался в сидячем положении в центре площадки. Удержать его позволяла небольшая груда камней, к которым умершего прислоняли спиной. Эти каменные груды, кроме практического значения, имели и ритуальный смысл – промежутки между камнями были заполнены золой и углями, и здесь же встречались следы жертвоприношения в виде костей животных. Поэтому Л.К.Ивановский называл эти сооружения из камней «жертвенниками». В XIII – XIV вв. в Водской земле умерших погребали под курганами в грунтовых ямах и среди них тоже имеются захоронения в сидячем положении (курганы у деревни Теглицы, Волосовский район) При раскопках курганов при деревне Даймище Гатчинского района зафиксировано, что покойника усаживали на сиденье, сложенное из кусков дерна, затем засыпали землей. Захоронения в сидячем положении иногда образуют отдельные могильники, но чаще встречаются на общих кладбищах вместе с курганами в обычном трупоположении. По историческим сведениям, умирающего клали на солому, которую потом на дворе или улице сжигали, а через этот пепел переносили гроб. Мертвых стремились похоронить в тот же день. Известно, что и после перехода в христианство водь продолжала хоронить в священных рощах, на коломищах (т. е. кладбищах) и в курганах. Могилы обкладывали камнями или сверху наваливали большой камень. Покойника хоронили в праздничной одежде, в могилу или на нее клали намеренно сломанные орудия труда — серпы, косы. На могилах приносились жертвы в виде пищи. 1. Водь // Финно-угры и балты в эпоху средневековья / Под общ. ред. Г.А.Рыбакова. – М. : Изд-во «Наука», 1987. – С. 34-42. – (Археология СССР). 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорская земли Новгородского государства //Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д.Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100-148. 3. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 86-87. 4. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. - № 3. – С. 78-86.
Тематические группировки
подробнее…
Рёрих Николай Константинович (1874-1947), художник
Рубрики
РЁРИХ (Рерих) Николай Константинович (1874–1947), художник, археолог, путешественник. В 1893-97 учился одновременно на юрид. ф-те СПб. ун-та и в АХ по классу живописи (у А.И. Куинджи), акад. (с 1909). В 1901-06 – секретарь Об-ва поощрения художеств (с 1906 возглавлял Рисовальную школу при нем). Член объединений «Мир искусства» (в 1910-13 пред. к-та) и Союза рус. художников (1903-13). В 1911-13 оформлял постановки для «Русских сезонов» в Париже, организованных С.П. Дягилевым. Весной 1917 вошел в Особое совещание по делам иск-в при Временном пр-ве. В 1918 уехал за границу. В 1923-28 и 1934-35 участвовал в трансгималайских экспедициях. В 1928 поселился в Индии. Учредитель Гималайского ин-та науч. иссл. «Урусвати» в Наггаре (Индия, 1929-42), инициатор междунар. пакта об охране культурных ценностей («Пакт Рериха», 1929). В своих филос. работах Р. проповедовал идею духовного преображения жизни. Сюжеты картин Р. (более 7000) навеяны древнерус. историей («Гонец», 1897), индийской и тибетской природой и мифологией («Помни», 1945). Автор 27 книг эссеистского и дневникового характера. С 1880-х до 1914 Р. проводил летние месяцы в усадьбе Извара, принадлежавшей его отцу (см.: Извара, усадьба). Здесь Р. начал учиться рисованию у худ. М.О. Микешина, написал первые этюды, работал над картинами «Плач Ярославны», «Святополк окаянный», «Идол» и др. Неоднократно производил археол. раскопки на терр. совр. Волосовского р-на (в т. ч. в Изваре). В 1918 жил нек-рое время в Выборге, где была устроена выставка его картин. В 1984 в Изваре создан Рёриха Н.К. музей-усадьба. Лит.: Беликов П.Ф., Князева В.П. Рёрих. М., 1973; Короткина Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л., 1985; Держава Рериха: [Сб.]. М., 1994; Петербургский Рериховский сборник. Вып. 2-3. Самара, 1999; Николай Рерих и ИРАО. – http://journal.spbu.ru/OLD/Spbum03-97/9.html Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Рёриха Н.К. музей-усадьба
Рубрики
РЁРИХА Н.К. МУЗЕЙ-УСАДЬБА (Волосовский р-н, дер. Извара), филиал «Музейного агентства». Открыт в 1984 в быв. имении родителей Н.К. Рёриха С усадьбой Извара связаны первые 26 лет жизни художника. В сохр. усадебном доме в наст. время открыты восемь экспозиционных залов, в том числе воссозданы гостиная, столовая и комната Рёриха, где выставлены его картины «Вечер богатырства киевского» (1896), «Папоротники» (1890-е), автографы и личные вещи, мем. мебель. В мезонине находится докум. экспозиция «Н.К. Рёрих в Изваре». Наряду с господским домом музею принадлежат девять усадебных построек и терр. усадьбы (59 га). В фондах около 8 тыс. ед. хр. Постоянно устраиваются тематические и худож. выставки, ежегодно проводятся праздники, посвященные дню рождения Рёриха, фестивали дет. творчества «Дети – детям», традиционные вечера в музейной гостиной «Не гаснет свет рождественской звезды». Среднее кол-во посетителей в год – более 22 тыс. чел. На базе музея работает худож. школа. В 1989-92 музей издавал «Рёриховский вестник», в 1990-х – серию «Письма Н.К. Рёриха» (вып. 1-4). Лит.: Туристский путеводитель по Ленинградской области. СПб., 2003. С. 102; Мироненко Е. «Во имя жизни на Земле» // Область культуры. 2004. № 11. С. 23-25; http://oblmuseums.spb.ru; http://www.allmuseums.spb.ru А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Спицын Александр Андреевич (1858-1931), ученый
Рубрики
СПИЦЫН Александр Андреевич (1858–1931), археолог, чл.-корр. АН СССР (1927). Окончил СПб. ун-т (1882). С 1892 – в Археол. комиссии (после ее реорганизации – с 1919 сотрудник Гос. академии истории материальной культуры). Занимался систематизацией, обобщением и публ. древностей Вост. Европы бронзового и жел. веков, эпохи Средневековья. Дал ист. характеристики осн. категорий пам. Северо-Запада, включая совр. Лен. обл. Опубликовал материалы раскопок древнерус. курганов С.-Петерб. губ., проведенных Л.К. Ивановским, В.Н. Глазовым, Н.К. Рёрихом, сделал ист. достоверную характеристику приладожских курганов, раскопанных Н.Е. Бранденбургом. Определил ареал, датировку и этнокультурную атрибуцию длинных курганов, сопок и жальников, положив начало дискуссии о времени славянского заселения Северо-Запада. В 1899 определил терр. славянских племен по распространению височных колец разных типов. Мн. наблюдения и выводы С. сохр. актуальность и в наши дни. Проф. Петрогр. ун-та (1918); читал курс лекций по рус. археологии (1909-28). Соч.: Курганы Санкт-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского // Материалы по археологии России. Вып. 20. СПб., 1896; Обозрение некоторых губерний и областей России в археологическом отношении. Петербургская губерния // Записки Русского археологического общества. 1896. Т. IX. Вып. 1-2. С. 268-278; Расселение древнерусских племен по археологическим данным // Журнал Министерства народного просвещения. 1899. Вып. VIII; Удлиненные и длинные русские курганы // Записки Отделения русской и славянской археологии. Т. V. Вып. 1. СПб., 1903. Лит.: Формозов А.А. К биографии А.А. Спицына // Советская археология. 1987. № 2. С. 262-264; Лебедев Г.С. История отечественной археологии. 1700–1917 гг. СПб., 1992. С. 247-252. К.М. Плоткин
Авторы
  •  
подробнее…
Старая Ладога, с.
Рубрики
СТАРАЯ ЛАДОГА (до 1704 – Ладога), село в Волховском р-не. Нас. – 2200 чел. Находится на левом берегу р. Волхов при впадении р. Ладожка (Елена). Топоним прибалт.-фин. происхождения – Alodejogi (Нижняя река), в скандинавской традиции – Aldeigja/Aldeigjuborg. На осн. данных дендрологического анализа археологи датируют основание Ладоги 753 годом. В эпоху раннего Средневековья – кр. торг. поселение на «Пути из варяг в греки», где контактировали славяне, прибалт.-фин. народы, скандинавы (варяги-викинги). Впервые упоминается в летописи под 862 в связи с призванием на княжение Рюрика (в 862-64 Ладога была его резиденцией, что позволяет считать С. Л. первой столицей Руси). В окрестностях С. Л. – мн. курганных погребений, наиб. изв. – сопка Олегова могила. Сохр. Староладожская крепость, на базе к-рой создан Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. В XII в. в С. Л. развернулось кам. стр-во, пл. посада достигла 14-15 га. В XVIII в. в связи с осн. в 1704 Новой Ладоги, куда перевели все адм. учреждения, и стр-вом Ладожских каналов С. Л. потеряла экон. значение, она становится сел. поселением. В С. Л. сохр. многочисл. культовые постройки: комплексы мон.: Староладожского Иоанно-Предтеченского, Староладожского Николаевского, Староладожского Успенского; находящиеся на терр. крепости цц. Георгия Победоносца Великомученика, Дмитрия Солунского Великомученика. В XV–XVII вв. в С. Л. также находились Горицкий Христорождественский мон. (последнее упом. в 1624), Симеоновский Староладожский мон. (разорен в Смутное время). На терр. С. Л. близ Успенского мон. в XVIII – нач. XX в. находилась усадьба Успенское. В С. Л. бывали худ. О.А. Кипренский, И.К. Айвазовский, Н.К. Рёрих, Б.М. Кустодиев. С XIX в. в С. Л. ведутся археол. раскопки (см.: З. Доленго-Ходаковский, Н.Е. Бранденбург). В селе работают дом культуры, б-ка. В 2003 прошли торжественные мероприятия, посвященные празднованию 1250-летия С. Л. В последние годы возрос поток туристов, посещающих С. Л., что отразилось на развитии инфраструктуры (открываются кафе, гостиницы). С 2005 в С. Л. проводится междунар. воен.-ист. фестиваль по эпохе раннего средневековья «Старая Ладога». Село находится на терр. комплексного регионального пам. природы «Староладожский» (создан в 1976, пл. 220 га), в к-рый входят геол. обнажения ордовика на р. Волхов, Староладожская и Таничкина пещеры, образовавшиеся при добыче кварцевого песка для стекольного произ-ва. Длина ходов Таничкиной пещеры превышает 7,5 км, в ней находится крупнейшая в Лен. обл. зимовка летучих мышей. Лит.: Ладога и ее соседи в эпоху Средневековья. СПб., 2002; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога. Древняя столица Руси. СПб., 2003; Селин А.А. Ладога при московских царях. СПб., 2003; Ладога – первая столица Руси. 1250 лет непрерывной жизни. СПб., 2003; Сайт «Старая Ладога». – http://oldladoga.spb.ru/; http://www.oldladoga.ru/166.html А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Усадьбы
Рубрики
УСАДЬБЫ. В нач. ХХ в. на терр. совр. Лен. обл. насчитывалось до 2000 усадеб. В осн. они возникли одновременно с СПб. «Родовых гнезд», принадлежавших одной фам. из поколения в поколение, было сравнительно мало. У. часто меняли владельцев, иногда при этом полностью изменяя свой облик. Многие У. служили для представительства и серьезного практического значения для хозяев, располагавших обширными земельными владениями в др. частях страны, не имели. Однако существовали и кр. хоз. комплексы, со скотными дворами, конюшнями, амбарами, оранжереями, с.-х. угодьями. Среди У. в окрестностях СПб. были настоящие шедевры, не уступавшие прославленным царским резиденциям: Ропша Лазаревых; Гостилицы Разумовских и Потемкиных; Тайцы и Сиворицы Демидовых; Рябово Всеволожских; Осиновая роща Лопухиных; Монрепо баронов Николаи; Марьино Строгановых; Дылицы (Елизаветино) Трубецких). В формировании этих У. принимали участие видные мастера рус. архитектуры: А.В. Квасов, С.И. Чевакинский, Ю.М. Фельтен, А. де ла Порто, Ф.И. Волков, И.Е. Старов, Л. Руска, Н.А. Львов, А.Н. Воронихин, В.И. Беретти, А.И. Мельников, А.П. Брюллов, А.И. Штакеншнейдер, Г.А. Боссе, П.С. Садовников, Н.Л. Бенуа, А.И. Кракау; садовые мастера Т. Грей, В. Гульд, Г.И. Энгельман, П.И. Эрлер и др. В архитектуре усадебных домов отразились черты раннего классицизма (Тайцы, Сиворицы), ампира (Марьино, Котлы, Рождествено), эклектики (Лисино-Корпус, Краморская, Торосово). В планировке парков преобладал пейзажный англ. стиль, идеально отвечающий особенностям сев. природы с многочисл. водоемами, просторными лугами, незначительно всхолмленной местностью. В кон. XIX – нач. XX вв. на юге обл. появились впечатляющие усадебные комплексы в стиле модерна и неоклассицизма, принадлежавшие новым финанс. магнатам: Рапти Половцовых, Боровое Львовых в Лужском р-не; Белогорка Фоминых–Елисеевых под Сиверской и др.). Исключительно велико мем. значение усадеб, связанных с именами выдающихся предст. культуры и науки, гос. и воен. деятелей, предпринимателей: М.В. Ломоносова (Усть-Рудица), А.П. Ганнибала (Суйда), А.Н. Оленина (Приютино), А.Р. Томилова (Успенское), К.Ф. Рылеева (Батово), И.И. Пущина (Пущина горка), Ю.Ф. Лисянского (Кобрино), А.К. Толстого (Пустынька), К.И. Бистрома (Романовка), В.Д. Поленова (Имоченицы), М.Н. Муравьева (Сырец), А.Д. Зиновьева (Гревова), А.Л. Штиглица (Краморская), В.В. Набокова (Выра, Рождествено), Н.К. Рериха (Извара); уникальный бальнеологический курорт Лопухинка и т. д. При У., как правило, находились церкви, многие из к-рых представляли значительную худож. ценность (цц. Троицы Пресвятой в Марьино и в дер. Пятая гора, Владимирская ц. в Дылицах, Никольская ц. в Белогорке; ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в пос. Лисино-Корпус и др.). Систематического изучения У. как культурно-ист. пам. в дорев. годы не велось, хотя отд. публикации появлялись (напр., в 1910 – «История одного дома» Н.Н. Врангеля о Мариенгофе Резвых в Ямбургском у.). В 1920-е было обследовано ок. 50 У. Одновременно начались разорения и деградация усадебных комплексов в результате национализации и конфискации худож. ценностей. Помещичьи У. часто становились центральными усадьбами совхозов и колхозов, дома использовались для размещения разл. учреждений, школ, дет. домов, б-ц, санаториев, домов отдыха, воинских частей. Одним из немногих исключений на нек-рое время оставалась усадьба Марьино, ввиду своего худож. и ист. значения объявленная музеем (расформирован в нач. 1930-х). Замечательные произв. декорат.-прикладного иск-ва, живописи и скульптуры, украшавшие усадебные дома, уникальные б-ки, как правило, расхищались. Их незначительная часть оседала в краевед. музеях или перевозилась в Ленинград. Нем. оккупация обширной части Лен. обл. в 1941-44 привела к разрушению и уничтожению многих У. После ВОВ велось восстановление отд. усадебных домов (см. Реставрация архитектурных памятников), однако комплексного восстановления, приведения в порядок зеленых насаждений, гидросистем не производилось. Остатки усадебных парков стремительно исчезали. В 1960–1970-е серьезная работа по выявлению усадебных комплексов, многие из к-рых вообще были не известны, проводилась специалистами Обл. инспекции по охране пам., ин-та Спецпроектреставрация. Результатом многолетних иссл. стали фундаментальные обзоры Н.В. Мурашовой и Л.П. Мыслиной по усадьбам Лен. обл., частично опубл. в журн. «Ленинградская панорама» и выходившие отд. изданиями (по Лужскому, Ломоносовскому, Кингисеппскому, Всеволожскому р-нам). Книга Мурашовой «Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии» (2005) стала своеобразным реквиемом, констатируя многочисл. факты вандализма. Пережив воен. лихолетье, многие У. гибнут в наше время вследствие равнодушия, бесхозяйственности и безответственности. Сгорели ценнейшие пам. дерев. классицизма в пос. Скреблово и в дер. Кобрино; доведен до полного разрушения уникальный парковый ансамбль усадьбы Рапти; разрушен дворец в пос. Ропша, восстановленный после войны; в аварийном состоянии находится усадебный дом в Белогорке, прекрасно сохранявшийся еще в 1960-е. Система гос. охраны пам. федерального значения обнаружила свою малую эффективность. В 2000-е предпринимаются попытки передачи отд. усадебных комплексов в долгосрочную аренду частным лицам и фирмам с обязательством восстановления и реновации дворцов и парков. Реставрируются У. в с. Рождествено и в дер. Дылицы (Елизаветино). Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Мурашова Н., Мыслина Л. Усадьбы Гатчинского района // Ленинградская панорама. 1989. № 4. С. 33-36; № 5. С. 10-12; Они же. Усадьбы Волосовского района // Ленинградская панорама. 1990. № 9. С. 14-18; Они же. Усадьбы Всеволожского района // Санкт-Петербургская панорама. 1992. № 3. С. 35-37; Они же. Усадьбы Тосненского района // Санкт-Петербургская панорама. 1993. № 9. С. 26-28; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Успенское, усадьба
Рубрики
УСПЕНСКОЕ, усадьба (с. Старая Ладога, Волховский пр., 19). Усадьба создана в XVIII в. недалеко от Староладожской крепости на берегу р. Волхов бр. Мельгуновыми. В поместье имелись дерев. господский дом, хоз. корпуса, был разбит сад. С 1807 имение принадлежало А.Р. Томилову, кр. помещику, меценату и коллекционеру. Он занялся переустройством усадьбы и благоустройством терр. У берега Волхова были вырыты два пруда, в к-рых разводили серебристых карпов. К прудам от господского дома, стоявшего вдоль берега реки, спускалась лестница из известняковых плит. В сторону монастырской ограды вела липовая аллея, аллеи тянулись также к Малышевой горе и к проезжей дороге в сторону Новой Ладоги. Остальную терр. усадьбы занимал парк в англ. стиле с широколиственными деревьями. К западу от дома разместились теплицы, огороды и фруктовый сад. В 1816 к дерев. господскому дому был пристроен двухэтажный кирпичный корпус, оба здания соединяла крытая галерея. При Томилове поместье стало центром худож. жизни С.-Петерб. губ. В усадьбе находилось значительное собрание скульптуры, древностей, эстампов, рисунков рус. и иностр. мастеров. Сюда приезжали художники, архитекторы, поэты, писатели – Д. Кваренги, В.Л. Боровиковский, И.К. Айвазовский, О.А. Кипренский, А.О. Орловский, А.Г. Венецианов, П.Е. Заболотский, В.М. Максимов, Н.К. Рёрих, Б.М. Кустодиев и др. Гостившие в У. художники запечатлели на своих полотнах окрестности усадьбы. Семья Томиловых покровительствовала местным художникам, делала пожертвования в окрестные монастыри. В 1918, после конфискации У. у последних владельцев Е.Г. и А.В.Шварц, худож. коллекция передана в Русский музей. Дерев. усадебный дом не сохр., в уцелевшем во время ВОВ кирпичном флигеле в наст. время размещаются фонды Староладожского историко- архитектурного и археологического музея-заповедника. Лит.: Игнатенко В.Ф. Усадьба Успенское. Люди и судьбы. Генеалогия дворянских родов: Томиловы и Шварцы. Старая Ладога; СПб., 2003; Мурашова Н. В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 347-350; Коробова Е.В. А.Р. Томилов – коллекционер и ценитель прекрасного. – http://www.oldladoga.ru/708.html И.А. Карпенко
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
"Цвет и звук державы Н.К.Рёриха", областной фестиваль-конкурс
Рубрики
«ЦВЕТ И ЗВУК ДЕРЖАВЫ Н.К. РЁРИХА», обл. фестиваль-конкурс. Впервые состоялся в 1986, приурочен ко дню рождения Н.К. Рёриха. Проводится в г. Волосово и в Рёриха Н.К. музее-усадьбе. Призван привлечь внимание детей к наследию Н.К. Рёриха, приобщить подрастающее поколение к лучшим образцам мировой худож., муз. и хореогр. классики, выявить и поддержать юных художников, музыкантов, танцоров и их преподавателей. Среди организаторов конкурса – Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства, Волосовская школа искусств им. Н.К. Рериха. В первый день устраивается выставка произв. живописи и графики юных художников, во второй – конкурс уч-ся муз. школ и школ иск-в, конкурс хореогр. коллективов. В рамках фестиваля проходит науч.-практическая конференция науч. работников и деятелей культуры. Устраиваются нар. гуляния и концерты. В празднике участвуют гости из СПб., предст. ген. консульств Индии и Швеции, члены Рериховских об-в, уч-ся школ, студенты и преподаватели вузов, творческие коллективы. Лит.: Виноградова В.А. Областной фестиваль-конкурс «Цвет и звук державы Н.К. Рёриха» // Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2001. № 11. С. 27-29; Соловьева Е.Н. «Смотри на мир глазом добрым» // Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2002. № 11. С. 10-11. Л.Н. Войцехович
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…