Персоны энциклопедии / Лебедев Глеб Сергеевич
Археологические памятники
Рубрики
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ Лен. обл. – поселения, захоронения, культовые объекты и др. вещественные следы прошлого. Заселение терр. области происходит в эпоху мезолита. Возраст древнейшей находки из Антреа (ныне г. Каменногорск) св. 9000 лет. К эпохе неолита относятся керамика и костяные изделия, собранные при прокладке Нового Сясского кан. и в комплексе стоянки Березье Волховского р-на. Ранний неолит (V тыс. до н. э.) представлен стоянками Нарвской культуры (Сяберская III в Лужском р-не) и с керамикой типа Сперрингс. Культура с гребенчато-ямочной керамикой (кон. IV – нач. II тыс. до н. э.) относится к развитому неолиту. Предметы, обнаруженные при раскопках эталонного поселения Усть-Рыбежна I в Приладожье, отличаются высокой сохранностью. Во II – I тыс. до н. э. из Верх. Поволжья на эти земли приходят предки финно-угров. Их поселения, относящиеся к эпохе раннего металла, обнаружены по берегам рр. Волхов, Паша, в ряде др. р-нов области. В басс. верх. течения р. Луга известны погребальные пам. культуры длинных курганов (вторая пол. I тыс. н. э). Немногочисл. находки позволяют датировать наиболее ранние погребения V в. В VIII–X вв. в Полужье и по берегам р. Волхов расселяются словене ильменские. Сооруженные ими сопки (монументальные погребальные насыпи) стали доминатами ист. ландшафта. С этим периодом связано появление пашенного земледелия и первых городищ (на терр. Лен. обл. изв. 30 городищ IX–XV вв.). В сер. VIII в. на перекрестке междунар. торг. путей возникает Ладога (ныне – с. Старая Ладога) – древнейшее гор. поселение и первая столица Руси. Иссл. Ладоги дали ценные материалы о начале рус. государственности, о славяно-финно-скандинавских контактах. Курганы Юж. Приладожья (кон. IX – нач. XIII вв), оставленные местной чудью, выделяются погребальной обрядностью, находками оружия и украшений. Многочисл. древнерус. курганы (X–XIV вв.) и сменившие их жальники (XII-XV вв.) позволяют проследить этапы древнерус. земледельческой колонизации Полужья, Ижорской возвышенности, сев.-вост. Причудья, культуру сел. населения. Вдоль берегов Финского зал., рр. Ижора и Нева, на Карельском перешейке обнаружены грунтовые могильники води, ижоры и карел, с XII в. вступивших в союзническо-даннические отношения с Новгородом. К ср.-век. А. п. относятся построенные в XIII–XIV вв. города-крепости Копорье, Корела, Орешек, Ям и более поздняя Ивангородская крепость. Изучение древностей региона в посл. трети XIX – нач. XX вв. связано с именами Н.Е. Бранденбурга, Л.К. Ивановского, А.А. Иностранцева, Н.К. Рeриха, А.А. Спицына, Т. Швиндта и др. В 1927-31 фиксацию и учет пам. осуществила Комиссия по археол. изучению Лен. обл. ГАИМК. В 1930–1950-х пам. области изучали В.И. Равдоникас, Н.Н. Гурина. С 1970-х иссл. продолжили экспедиции под руководством А.Н. Кирпичникова, Г.С. Лебедева, Е.А. Рябинина и др. Лит.: Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР. Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. Л., 1961; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л. 1984; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996; Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Городища
Рубрики
ГОРОДИЩА, остатки укрепленых поселений, защищенных естественными препятствиями, рвами и валами. На терр. Лен. обл. известно 30 Г., преим. мысового типа (из них 15 – в Лужском р-не). Возникновение Г. связано с расселением славян. Нек-рые Г. стали центрами небольших округов, древнерус. погостами, др. служили убежищами, святилищами. Находки характеризуют развитие пашенного земледелия, скотоводства, лесных промыслов, появление вооруженных дружин. В Лужском р-не проведены раскопки г. Городец, Надбелье, Тесов. Четыре Г. сохр. на р. Волхов. Любшанское г. (посл. треть VII в. – до 870) – самое раннее славянское укрепление в регионе. Поселения у дер. Новые Дубовики и у дер. Городище обслуживали торг. путь по р. Волхов. Земляное Г. Старой Ладоги расположено на месте раннего гор. поселения. Его дерево-земляные укрепления сооружены в 1585-86, реконструированы в 1701-03. В Тихвинском р-не известен укрепленный центр IX-Х вв. в ареале приладожских курганов на р. Сясь, в Бокситогорском р-не – г. на р. Чагода. По мере включения прибалтийско-финских племен в состав Новгородской земли возникали новые укрепл. поселения для защиты от нападений суми, еми, немцев, датчан, а также сбора дани. Несколько Г. (Волосовский, Ломоносовский, Кингисеппский р-ны) защищали Водскую землю со стороны Финского зал. При раскопках Кайболовского г. ХII–XIII вв. открыты остатки построек, установлена славянская принадлежность обитателей. В сев.-вост. Причудье (Сланцевский р-н) известны Г. у дер. Дретно и Коленец (не датир.). В земле карел остатки укрепленного поселения ХII–XIII вв. обнаружены на месте Выборгского замка. В кон. XIII – нач. ХV вв. существовал Тиверский городок на р. Вуокса. Лопская земля также имела укрепленный центр – г. ХI-ХII вв. на р. Лаве (Кировский р-н). В наши дни раскопки и обследования с 1970 проводили А.Н. Кирпичников, С.И. Кочкуркина, С.Л. Кузьмин, Г.С. Лебедев, Е.Н. Носов, В.П. Петренко, Н.И. Платонова, Е.А. Рябинин, А.А. Селин, В.А. Тюленев и др. Лит.: Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Кирпичников А.Н. Крепости бастионного типа в средневековой России // Памятники культуры. Новые открытия. 1978. Л., 1979. С. 471-499; Рябинин Е.А. Городища Водской земли // Краткие сообщения Института археологии. 1984. № 179. С. 45-53; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л. 1990–1995. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Длинных курганов культура
Рубрики
ДЛИННЫХ КУРГАНОВ КУЛЬТУРА. В сер. I тыс. н. э. на обширной терр., охватывающей басс. Псковского оз., рр. Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чагодощи, распространяется новая культура. Она выделяется своими погребальными пам. в виде длинных курганов. Поселения представлены небольшими неукрепленными селищами, расположенными неподалеку от могильников. На терр. Лен. обл. эта культура известна в басс. верх. течения р. Луга и в басс. р. Чадогощь, где могильники с длинными курганами и сопками второй пол. I тыс. н. э. располагаются чересполосно, в характерных для них ист. ландшафтах. Раскопки проводились с нач. ХХ в. (А.А. Спицын у дер. Замошье, С.С. Гамченко у дер. Ситенка), систематические разведки – в кон. 1920-х (Н.Н. Чернягин, Г.П. Гроздилов, П.Н. Шульц). В 1970–1990-х Сев.-зап. археол. экспедиция ЛГУ осуществила разведки и раскопки могильников Д. к. к. в Лужском р-не (дер. Рапти-Наволок, Г.С. Лебедев, 1971; дер. Естомичи, С.Л. Кузьмин, 1995). Длинные курганы – невысокие валообразные насыпи от 10-12 до 100 м длиной, расположенные в одних могильниках с круглыми курганами полусферической формы. Каждая насыпь содержит неск., иногда десятки захоронений. После кремации умерших остатки сожжений помещались в разл. местах насыпи: в ямках или на погребальных площадках в основании, в погребальных урнах, берестяных туесках, прямо на поверхности. Немногочисл. находки (бронзовые «бляшки-скорлупки» и колпачкообразные бляшки, поясные пряжки, ножи, глиняные пряслица, синие стеклянные бусы, кам. кресала, лепные глиняные сосуды) позволяют датировать наиб. ранние погребения V в., самые поздние – IX–X вв., когда они сменяются древнерус. курганными могильниками. Обычно могильники и селища располагаются в стороне от кр. рек и водоемов, на песчаных возвышенностях в сухих боровых лесах, при дорогах. Основу деятельности населения составляло комплексное лесное х-во и подсечное земледелие с использованием огня и ручных орудий обработки земли. В науч. литературе длинные курганы связывали как со славянами, так и с дославянским нас. Благодаря трудам акад. В.В. Седова утвердилась мысль о создании этой культуры первой волной славянских переселенцев из областей Ср. Повисленья. В ее состав были включены балты, пришедшие вместе со славянами, и местное прибалт.-фин. нас. Лит.: Спицын А.А. Раскопки 1910 г. в Лужском уезде С.-Петербургской губернии // Известия Археологической комиссии. Вып. 53. Пг., 1914. С. 89; Лебедев Г.С. Длинные курганы Верхнего Полужья // Краткие сообщения Института археологии. 1974. № 139. С. 69-73; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977. С. 78-99; Лесман Ю.М. Памятники культуры длинных курганов в Лужско-Оредежском междуречье // Новое в археологии Северо-Запада СССР. Л., 1985. С. 33-37; Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995. С. 211-217. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Культовые камни
Рубрики
КУЛЬТОВЫЕ КАМНИ. Поклонение К. к. зарегистрировано на всем севере Вост. Европы, включая страны Прибалтики и Скандинавию. Широко представлены камни-следовики с выбитым углубленным изображением отпечатков человеческой ступни. Иногда такие изображения сопровождаются углублениями в виде следов животных. Реже встречаются отпечатки человеческой руки и изображения рогов, рыбы, трезубца, треугольника, круга, овала, стрелы и т. д. Особые группы образуют чашечные камни с характерными круглыми углублениями и камни-крестовики. Существует предположение о связи камней-следовиков с культом Велеса, покровителя домашнего скота; позднее он трансформировался в почитание св. Власия. К. к. – характерный элемент традиционной аграрной культуры, отражающий длительное взаимодействие языческих и христианских представлений (т. н. «двоеверие»). В процессе христианизации сел. нас. их уничтожали, исполнение др. обрядов запрещали. Позднейшие легенды и предания о К. к. связаны с христианскими верованиями. В XIX–XX вв. местные жители сохр. представление о лечебных свойствах К. к., обычай приносить им дары. Сведения о камнях со знаками на терр. Лен. обл. систематизированы А.В. Курбатовым. Большая часть К. к. до наших дней не сохр. Нек-рые камни исследованы археологами. Среди них огромный валун с изображением ступни на окраине курганного могильника у дер. Большая Вруда в Волосовском р-не (Е.А. Рябинин, 1971), камень «Пятница» у дер. Большое Конезерье в Лужском р-не (Г.С. Лебедев, 1979), неск. камней в Приозерском р-не (А.И. Сакса, 1980; В.А. Лапшин, 1990) и др. Широко известен Конь-камень на о. Коневец в Ладожском оз., к-рый служил местом языческих жертвоприношений. Лит.: Лебедев Г.С. Памятники урочища «Священка» на оз. Врево в Верхнем Полужье // Археология и история Пскова и Псковской земли: Тезисы конференции. Псков, 1987. С. 67-69; Курбатов А.В. Культовые камни и почитаемые источники на территории Ленинградской области // Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 2. СПб., 1995. С.179-193; Рябинин Е.А. От язычества к христианству (По материалам средневекового прошлого Северо-Западной Руси) // Культурное наследие Российского государства. Вып. III. СПб., 2002. С. 130-149. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Курганы древнерусские
Рубрики
КУРГАНЫ ДРЕВНЕРУССКИЕ, насыпи над могилами X–XIV вв. В городах Др. Руси курганные захоронения прекратились в XI в. после введения христианства. Сел. нас. продолжало хоронить по языческому обряду. Ареал К. д. на терр. Лен. обл. охватывает Верх. Полужье, Ижорскую возвышенность и Сев.-вост. Причудье. Курганные могильники насчитывают от неск. до тысячи насыпей полусферической формы, выс. 0,5–1,5 м. Основания обложены валунами или окружены ровиками. До X в. славяне практиковали сожжение мертвых. В течение XI в. они переходят к захоронению несожженных останков (трупоположение, ингумация). Покойника ориентировали лицом в сторону загробного мира. Финно-угры укладывали его головой на север или на юг, славяне – на запад (лицом на восток). Похоронный ритуал завершали тризна и поминальный пир («страва»). В XI – первой пол. XIII в. умерших хоронили в основании насыпи. В ногах ставили горшок с пищей. Рядом с женщинами клали серп, мужчин погребали с топором или косой-горбушей, оружием. К поясу прикрепляли нож в чехле, футляр с кресалом. Славянские и финно-угорские погребения различаются украшениями костюма, деталями погребальной обрядности. В сер. XIII в. погребальный обряд претерпевает изменения. Распространяются погребения в ямах, почти без инвентаря, а также жальничные могилы. Этот перелом вызван политикой массовой христианизации сел. нас. В отдаленных чудских погостах курганы продолжали насыпать до XVI в. Массовые раскопки курганов в посл. трети XIX – нач. XX вв. провели Л.К. Ивановский, Н.К. Рёрих, В.Н. Глазов и др.; А.А. Спицын систематизировал эти материалы. В 1927-31 сотрудники ГАИМК осуществили фиксацию и учет сохранившихся пам. С 1970-х иссл. продолжили Г.С. Лебедев, Е.А. Рябинин и др. Лит.: Спицын А.А. Курганы С.-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского // Материалы по археологии России. Вып. 20. СПб., 1896; Спицын А.А. Гдовские курганы в раскопках В.Н. Глазова // Материалы по археологии России. Вып. 29. СПб., 1903; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995; Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Лебедев Глеб Сергеевич (1943-2003), ученый
Рубрики
ЛЕБЕДЕВ Глеб Сергеевич (1943 – 2003, с. Старая Ладога), археолог, проф. Ленингр. / СПб. ун-та (1990). Окончил ист. ф-т ЛГУ (1968), преподавал на кафедре археологии. Занимался проблемами славяно-рус. археологии и генезиса Руси (канд. дисс. «Погребальный обряд скандинавов эпохи викингов», 1972; докторская – «Эпоха викингов в Сев. Европе», 1987). С 1993 возглавлял С.-Петерб. филиал РНИИ культурного и природного наследия Мин-ва культуры РФ и РАН (с 1998 – Центр региональных иссл. и музейных технологий «Петроскандика» НИИКСИ СПбГУ). Полевые иссл. непосредственно связаны с терр. Лен. обл. С 1969 в составе Сев.-зап. археол. экспедиции ЛГУ изучал городища и погребальные пам. Верх. Полужья и др. регионов. В 1985-95 совм. с Ю.Б. Жвиташвили провел эксперим. археол.-навигационную экспедицию «Нево» по «Пути из варяг в греки», отмеченную Рус. Геогр. об-вом медалью им. Н.М. Пржевальского. Автор ок. 200 науч. работ, включая 5 монографий. Разработанная Л. концепция «Балтийской цивилизации эпохи викингов» открыла новые перспективы междунар. гуманитарных иссл. Сев. Европы. В нач. 1990-х – деп. Ленсовета, член През. и первый предс. Пост. комиссии по культуре и культурно-ист. наследию. Похоронен на кладб. с. Старая Ладога. Соч.: Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Археологические памятники Древней Руси IX–XI вв. Л., 1978 (в соавт.); Русь и варяги // Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 189-297 (в соавт.); История отечественной археологии. 1700–1917 гг. СПб., 1992; Дракон «Нево». На Пути из Варяг в Греки: Археолого-навигационные исследования древних водных коммуникаций между Балтикой и Средиземноморьем. СПб., 1999; 2-е изд. СПб., 2000 (в соавт.); Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005. Лит.: Клейн Л.С. Глеб Лебедев: Археология и не только // Stratum plus. 2001/02. № 1 (2003). С. 552-556; Клейн Л.С. Ученый, гражданин, викинг // Клио. 2003. № 3. С. 261-263; Гражданин Касталии, ученый, романтик, викинг / Подгот. И.Л. Тихонов // Санкт-Петербургский университет. 2003. № 28-29. С. 47-57; Памяти Глеба Сергеевича Лебедева // Российская археология. 2004. № 1. С. 190-191; Ладога и Глеб Лебедев. Восьмые чтения памяти Анны Мачинской: Сб. статей. СПб., 2004. К.М. Плоткин
Авторы
  •  
подробнее…
Погосты
Рубрики
ПОГОСТЫ, термин, широко использовавшийся в X–XVIII вв. для обозначения терр. подразделений и поселений, со временем изменивший значение. П. назывались центры сел. общин, плативших дань князю; места сбора дани (с X в.); округа, с к-рых ее собирали (с XII в.). Учреждение П. связано с поездкой кн. Ольги на р. Мста и р. Луга (947). В письм. источниках XI–XIV вв. упоминания П. редки. Археологически выявлен ряд укрепленных торг.-ремесленных поселков кон. I – первой четв. II тыс. н.э. (городища и селища Городец под Лугой, Косицкое, Передольское, Которск, Надбелье в Лужско-Плюсском регионе, Новые Дубовики на р. Волхов). Вероятно, нек-рые центры терр. округов в сер. – второй пол. X в. приняли на себя функции княжеских П. Другие П. возникали на новых местах. Появление сел. храмов на П. отмечено со второй пол. XII в. В XIV – нач. XVI вв. складывается новое адм.-терр. деление Новгородской земли, отличающееся от центр. и южн. областей России. Эта система П. зафиксирована писцовыми книгами кон. XV – XVII вв. Если в центральной части России в XV–XVI вв. П. потеряли прежнее значение, превратившись в небольшие поселения с церковью и кладб., то на севере, в быв. Новгородских землях, в т. ч. на терр. совр. Лен. обл., они оставались адм.-церк. центрами до их ликвидации в ходе адм. реформы 1775. Некоторые П. со временем выросли в села и города, напр., Засоминский п. в с. Сомино, Пречистенский Тихвинский п. – в г. Тихвин. С XVIII в. погостом называют отд. стоящую церковь с кладб. или сел. кладб. Последнее значение сохр. до наст. времени. Археол. изучение П. на терр. Лен. обл., начатое в 1970–80-х (Г.С. Лебедев, Е.Н. Носов, Н.И. Платонова), продолжается в наши дни (С.Л. Кузьмин, А.А. Селин, И.И. Тарасов). Лит.: Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. СПб., 1853; Платонова Н.И. Погосты и формирование системы расселения на северо-западе Новгородской земли (По археологическим данным): Автореферат канд. дисс. Л., 1988; Селин А.А. Историческая география Новгородской земли XVI–XVIII вв. Южные уезды Водской пятины: Автореферат канд. дисс. Л. 1998; Сайт Северо-Западной археологической экспедиции НИИКСИ СпбГУ. – htth://www.nwae.spb.ru К.М. Плоткин, С.Б. Егоров
Авторы
подробнее…
Селища
Рубрики
СЕЛИЩА, остатки неукрепленных поселений, выявляемые по наличию культурного слоя и подъемного материала. Их поиск затруднен отсутствием внешних признаков. На терр. Лен. обл. обнаружено св. 120 С. Большинство С. находится в Лужском (45) и Волховском (38) р-нах, где поиск проводился целенаправленно и систематически. Древнейшие из С. (I тыс. до н. э. – первая пол. I тыс. н. э.) оставлены предками прибалт.-фин. народов; для них характерны находки текстильной и штрихованной керамики. В Верх. Полужье известны отд. С. культуры длинных курганов V–IX вв. (Засобье и др.). С. культуры сопок VIII–X вв. представлены в верховьях р. Луга и низовьях р. Волхов. Они расположены по соседству с погребальными пам. На селище у городища Новые Дубовики на Волховских порогах вскрыты углубленные хоз. постройки IX–X вв. На многослойном поселении Горчаковщина в Волховском р-не исследован слой, датируемый кон. I тыс. н. э. Ведутся раскопки селища Мерево в Лужском р-не. Осн. часть С. относится к древнерус. времени и периоду позднего Средневековья. Пл. С. обычно составляет от 2 до 10 тыс. кв. м, культурный слой незначителен (0,1–0,6 м). Жители этих малодворных поселений похоронены в расположенных по соседству курганных и жальничных могильниках XI–XV вв. В зап. ра-нах области С. немногочисленны. Там известны отд. кр. поселения пл. 2-8 га (дер. Таровицы Гатчинского р-на, пос. Неппово Кингисеппского р-на и др.), исследованы железоделательные центры (дер. Стародворье, Лагуны Ломоносовского р-на). В писцовых книгах кон. XV–XVI вв. в зоне «чудских» погостов также отмечено наличие кр. поселений, центров выплавки и обработки железа. В Приозерском р-не рядом с могильниками карел XII–XIV вв. обнаружены небольшие С. и святилище. Обследования и раскопки С. проводили А.Н. Башенькин, Н.Н. Гурина, С.Л. Кузьмин, В.А. Лапшин, Г.С. Лебедев, Ю.М. Лесман, Е.Н. Носов, В.П. Петренко, Н.И. Платонова, Е.А. Рябинин, А.И. Сакса и др. Лит.: Колчин Б.А. Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси // Материалы и исследования по археологии СССР. 1953. № 32. С.28; Носов Е.Н. Поселение у Волховских порогов // Краткие сообщения Института археологии. 1976. № 146. С. 76-81; Петренко В.П., Шитова Т.Б. Любшанское городище и средневековые поселения Северного Поволховья // Средневековая Ладога. Л., 1985. С. 181-191; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Сопок культура
Рубрики
СОПОК КУЛЬТУРА. Сопки – высокие крутобокие насыпи с неск. уплощенной вершиной и кольцом из валунов в основании. Ареал С. к. охватывает бассейны оз. Ильмень, рр. Мста, Волхов и Луга. На терр. Лен. обл. они известны в Лужском, Бокситогорском и Волховском р-нах. Археологи относят эту культуру к словенам новгородским, о к-рых летопись сообщает: «Словени же седоша около езера Илмеря и прозвашася своимъ именемъ». Сопки размещены на участках с плодородными почвами, что свидетельствует о земледельческом укладе жизни нас. Они частично перекрывают ареал более ранней культуры длинных курганов, размещаясь чересполосно с ними (напр., в Верх. Полужье). Позднее нас. этих зон оказалось интегрировано в культуру сопок. Высота сопок более 2-2,5 м. Преобладают насыпи выс. до 5 м. Расположены сопки в одиночку или группируются в небольшие могильники от 2-3 до 12 насыпей. Сопки – коллектив. погребальные сооружения, воздвигнутые в два-три приема. На каждом этапе в насыпь совершали захоронения. В основаниях нек-рых сопок встречаются кам. кладки (помосты и небольшие кучи), иногда связанные с погребениями. В окрестностях с. Старая Ладога раскопаны сопки со сложными кам. обкладками, валунными стенками, выкладками треугольной формы. Такие сооружения характерны для королевских курганов эпохи викингов в Скандинавии. Кремация умерших совершалась на стороне. Остатки сожжения, собранные с погребального костра, помещались в неглубокие ямки или на поверхности (отд. кучкой или разбросанно). Часть костей бросали в насыпь при ее сооружении. Вместе с человеческими костями встречаются кости животных и птиц. Вещественные находки единичны; среди них есть бусы, бронзовые (спиральки, трапециевидные подвески, бубенчики, проволочные колечки, перстни, украшения конской упряжи), жел. (ножи, пряжки, наконечники стрел, удила), костяные изделия, лепная глиняная посуда. Они позволяют датировать сопки VIII–X вв. Поселения представлены селищами и небольшими городищами, расположенными по соседству с погребальными пам. Размеры селищ невелики – от 120 х 30 до 150 х 60 м. Поселение Новые Дубовики у порогов на р. Волхов, состоящее из укрепленного мысового городища и прилегающего селища, было более крупным (300 х 200 м). С С. к. тесно связаны ниж. горизонты раннесредневекового торг.-ремесл. поселения в Старой Ладоге. Раскопки волховских сопок в XIX в. провели З. Доленго-Ходаковский (см. Олегова могила), Н.Е. Бранденбург и др. В 1940–60-х их возобновил С.Н. Орлов, в 1970-х – В.П. Петренко, а также В.А. Назаренко и Е.Н. Носов; в 1989, 1990, 1997 – Д.Л. Яблоник, С.Л. Кузьмин. В Лужском р-не сопки изучали Г.С. Лебедев (у дер. Репьи, 1970-е), С.Л. Кузьмин (у дер. Пристань, 1990-е). А.Н. Башенькин исследовал сопки в Бокситогорском р-не в 1980-е – 90-е. Лит.: Спицын А.А. Сопки и жальники // Записки Русского Археологического Общества. Т. XI. Вып. 1-2. СПб., 1899; Петренко В.П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII–X вв. Сопки Северного Поволховья. СПб., 1994; Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995. С. 238-252. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…