Статьи / Длинных курганов культура

Длинных курганов культура

Рубрики

ДЛИННЫХ КУРГАНОВ КУЛЬТУРА. В сер. I тыс. н. э. на обширной терр., охватывающей басс. Псковского оз., рр. Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чагодощи, распространяется новая культура. Она выделяется своими погребальными пам. в виде длинных курганов. Поселения представлены небольшими неукрепленными селищами, расположенными неподалеку от могильников. На терр. Лен. обл. эта культура известна в басс. верх. течения р. Луга и в басс. р. Чадогощь, где могильники с длинными курганами и сопками второй пол. I тыс. н. э. располагаются чересполосно, в характерных для них ист. ландшафтах. Раскопки проводились с нач. ХХ в. (А.А. Спицын у дер. Замошье, С.С. Гамченко у дер. Ситенка), систематические разведки – в кон. 1920-х (Н.Н. Чернягин, Г.П. Гроздилов, П.Н. Шульц). В 1970–1990-х Сев.-зап. археол. экспедиция ЛГУ осуществила разведки и раскопки могильников Д. к. к. в Лужском р-не (дер. Рапти-Наволок, Г.С. Лебедев, 1971; дер. Естомичи, С.Л. Кузьмин, 1995). Длинные курганы – невысокие валообразные насыпи от 10-12 до 100 м длиной, расположенные в одних могильниках с круглыми курганами полусферической формы. Каждая насыпь содержит неск., иногда десятки захоронений. После кремации умерших остатки сожжений помещались в разл. местах насыпи: в ямках или на погребальных площадках в основании, в погребальных урнах, берестяных туесках, прямо на поверхности. Немногочисл. находки (бронзовые «бляшки-скорлупки» и колпачкообразные бляшки, поясные пряжки, ножи, глиняные пряслица, синие стеклянные бусы, кам. кресала, лепные глиняные сосуды) позволяют датировать наиб. ранние погребения V в., самые поздние – IX–X вв., когда они сменяются древнерус. курганными могильниками. Обычно могильники и селища располагаются в стороне от кр. рек и водоемов, на песчаных возвышенностях в сухих боровых лесах, при дорогах. Основу деятельности населения составляло комплексное лесное х-во и подсечное земледелие с использованием огня и ручных орудий обработки земли. В науч. литературе длинные курганы связывали как со славянами, так и с дославянским нас. Благодаря трудам акад. В.В. Седова утвердилась мысль о создании этой культуры первой волной славянских переселенцев из областей Ср. Повисленья. В ее состав были включены балты, пришедшие вместе со славянами, и местное прибалт.-фин. нас.

Лит.: Спицын А.А. Раскопки 1910 г. в Лужском уезде С.-Петербургской губернии // Известия Археологической комиссии. Вып. 53. Пг., 1914. С. 89; Лебедев Г.С. Длинные курганы Верхнего Полужья // Краткие сообщения Института археологии. 1974. № 139. С. 69-73; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977. С. 78-99; Лесман Ю.М. Памятники культуры длинных курганов в Лужско-Оредежском междуречье // Новое в археологии Северо-Запада СССР. Л., 1985. С. 33-37; Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995. С. 211-217.

К.М. Плоткин

ДЛИННЫХ КУРГАНОВ КУЛЬТУРА. В сер. I тыс. н. э. на обширной терр., охватывающей басс. Псковского оз., рр. Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чагодощи, распространяется новая культура.

Авторы
Персоны
Адреса
Библиография

С. 69-73

С. 78-99

С. 33-37

С. 211-217

С. 89

Предметный указатель
Курганы древнерусские
Селища
Тематические группировки