Персоны энциклопедии / Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов)
Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), святитель, церковный деятель
Рубрики
ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807–1867), духовный писатель, богослов; святитель. Учился в Гл. инженерном уч-ще в СПб. (1822-27). Первое послушание проходил в Александро-Свирском мон. под рук. прп. Леонида (Льва). В 1831 пострижен в монашество. С 1832 – настоятель Пельшемского Лопотова мон. (Вологодская епархия), игумен (1833). В 1834 возведен в сан архим. и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, к-рую превратил в образцовый мон. Одновременно (1838-57) являлся благочинным монастырей С.-Петерб. епархии. Мн. обители (напр., Коневский Рождество-Богородицкий мон.) неоднократно посещал лично. И. удалось прекратить духовную смуту на Валааме и в Староладожском Успенском мон. В Сергиевской пустыни были созданы большинство духовных соч. И.: «Аскетические опыты», путевые очерки о Валаамском и Бородинском мон.; своеобразные по жанру религ.-поэтические размышления – «стихотворения в прозе». И. положил начало богословско-худож. критике, занимался изд. святоотеческой литературы. Особое внимание И. уделял стилю своих соч. и переводов. В 1857 рукоположен в сан еп. Кавказского и Черноморского и отбыл в Ставрополь. С 1861 – на покое в Николо-Бабаевском мон. Костромской (ныне Ярославской) епархии. В 1988 причислен к лику святых, его мощи находятся в Свято-Введенском Толгском мон. Ярославской епархии. Соч.: Соч. Т.1-4. СПб., 1865-67. Лит.: Гумеров Ш.А. Игнатий // Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. Т.2. М., 1992. С. 396-397; Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002; Соколов Л.А. Святитель Игнатий. М., 2003 (репринт с изд.: Киев, 1915). А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Израиль (Андреев) (1793-1884), архимандрит, церковный деятель
Рубрики
ИЗРАИЛЬ (Андреев Иван; 1793, с. Путилово Шлиссельбургского у. – 1884, о. Коневец), архимандрит, церк. деятель. Родился в семье дьячка. С 1829 – послушник Валаамского Спасо-Преображенского мон.; в 1834 принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой пустыни, иеромонах. Ученик свят. Игнатия (Бpянчанинова). В 1839 определен строителем Введено-Остpовского мон., где возвел кам. кельи, хоз. постройки, гостиницу, колокольню, добился разрешения на установку раки над мощами родителей прп. Александра Свирского. В 1859 переведен настоятелем Коневского Рождество-Богородицкого мон. Руководил многочисл. постройками в мон., при нем расширен собор. Восстановил подворье мон. в СПб. после пожара 1862. Во время голода, вызванного неурожаем в Финляндии (1867-68), распорядился предоставить продовольствие финнам. В апр. 1868 удостоен сана архимандрита. Скончался в Коневском мон.; надгробие у алтаря собора сохр. частично. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иером. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Коневский Рождество-Богородицкий монастырь
Рубрики
КОНЕВСКИЙ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (о. Коневец, Пpиозеpский р-н). Расположен в юж. части о-ва Коневец, в 7 км от зап. берега Ладожского оз. Основан в 1393 прп. Арсением Коневским, уроженцем Новгорода, к-рый принес с Афона икону Божией Матери, получившую назв. Коневской (в наст. время в соборе Ново-Валаамского мон., Финляндия). Монастырь являлся центром духовного просвещения карел. В третьей четв. XVI в. построен кам. собор. В 1577 и 1610 мон. разорялся шведами, иноки укрывались в Деpевяницком Воскресенском мон. под Новгородом. Возобновлен в 1718 Петpом I, в 1719 построена дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (иконостас XVI в. утрачен в 1940-е). При настоятеле иером. Адриане (Блинском) мон. становится изв. в России центром старчества, учреждена скитская форма иноческой жизни. Первоначало был создан Казанский скит на Святой Горе с ц. Казанской иконы Божией Матери (1794-98), затем – Коневский, с ц. Коневской иконы Божией Матери (1874-76, арх. И.Б. Слупский). В 1809 завершено стр-во кам. собора Рождества Богородицы (сохр.); его проект, присланный из СПб., был переработан иером. Сильвестром (Петровым). Выс. собора 34 м; верх. алтарь освящен во имя Рождества Богородицы, нижний – Сретения Господня, с приделом Коневской иконы Божией Матери (с 1830). Частично сохр. росписи 1830-х. Ряд икон в храме был выполнен В.Л. Боровиковским (утрачены). В первой четв. XIX в. настоятелем иером. Илаpионом (Киpилловым) отстроена в камне гл. усадьба. В 1810-12 зап. часть монастырского каре завершила 36-метровая колокольня, в арке восстановлены росписи. В 1813-15 вместо дерев. ц. Свят. Николая был устроен новый больничный и кладбищенский храм. Валаамские паломники обычно посещали и Коневец. Здесь в разное время бывали Александр II и члены имп. семьи, писатели Н.С. Лесков, Вас. И. Немиpович-Данченко и А. Дюма, поэт Ф.И. Тютчев; здесь работал арх. А.М. Гоpностаев. Св. Игнатий (Бpянчанинов) в 1849 освятил в мон. ц. Пpп. Аpсения Коневского. При архим. Израиле (Андрееве) возведены Коневский скит, подвоpье в СПб., большинство хоз. и жил. зданий (в осн. по проектам арх. И.Б. Слупского). В 1892 при настоятеле архим. Пимене (Гаврилове) обитель перешла к вновь образованной Финляндской епархии. В 1914 в мон. проживал 321 чел. С 1918 оказался на терр. Финляндии, действовал до 1940. Возобновлен с 1991, первый наместник - архим. Назарий (Лавриненко), с июля 2001 настоятель игумен Исидор (Минаев). Гл. святыня – мощи прп. Арсения (обретены в ноябре 1991) и старинная икона Коневской Божией Матери, перенесенная из церкви с. Важины. С 1996 возобновлено ист. монастырское подворье в СПб. с ц. Коневской иконы Божией Матери. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993; Берташ А., Веселов Н., Ганнибал Б. Остров Коневец и его святыни. СПб., 1998; Житие Преподобного Арсения Коневского, чудотворца. СПб., 2002; Александр Берташ, священник; Игорь Ларин, диакон. Коневец – благословение Афона. СПб., 2005. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Староладожский Успенский монастырь
Рубрики
СТАРОЛАДОЖСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Волховский р-н, с. Старая Ладога,), один из древнейших в С.-Петерб. епархии. Предположительно, основан в первой четв. XII в. как княжеский мон. на терр., не защищенной крепостью от варяжских набегов с севера. Успенская соборная ц. (построена между 1154 и 1158 или во второй четв. XII в. /1143–1153?/) является старейшей в епархии. Это одноглавый трехапсидный храм высотой ок. 20 м, кубической формы, с позакомарным покрытием; сохр. фрагменты росписи. Ц. являлась центром Богородицкого конца г. Ладоги. В 1617 мон. разорен шведами; в том же году возобновлен старицей Акилиной, присоединившей к нему терр. упраздненной муж. Симеоновской обители. Сгорел 24 февр. 1702, окончательно отстроен только к 1727. В 1718-25 являлся местом пребывания монахини Елены (Евдокии Лопухиной), быв. супруги Петра I, к-рый неоднократно посещал мон. Ок. 10 лет к обители был приписан Смольный Воскресенский мон. В 1764 мон. отнесен к третьему классу; в эти годы собор имел приделы Благовещения (1761) и Св. вмц. Варвары, 12 дерев. келий и кам. колокольню (1762). Наиболее изв. настоятельница (1779–1823) – игум. Евпраксия. При игум. Февронии в 1823-25 сооружена ограда, в 1831-33 расширен Благовещенский придел, построена кам. одноглавая кладбищенская ц. Св. Алексия, Человека Божия, в 1836-43 – кам. келейный корпус, в 1853 – дерев. покои настоятельницы. При игум. Дионисии построены приделы собора во имя Казанской иконы Божией Матери (1856) и вмц. Варвары (1855, не сохр.); кам. двухэтажный трапезный корпус, гостиница и ограда (1858-59), больница в рус. стиле XVII в. с Крестовоздвиженской ц. (1860-62, арх. А.М. Горностаев) на месте разоренной шведами ц. Симеоновского мон. В нач. XX в. в мон. проживало ок. 200 сестер, велось обширное х-во. Почитались две чудотворные иконы: Успения и вмц. Варвары. В числе крупнейших жертвователей были семья помещиков Томиловых, новоладожских купцов Луковицких, баронесса М. В. фон Раден. В обители жила духовная писательница схимон. Мария (Шахова), духовная дочь свт. Игнатия (Брянчанинова). Здесь работал худ. Б.М. Кустодиев. Мон. закрыт в 1919, храмы действовали как приходские. В 1925 закрыт Успенский собор, в 1939 – Крестовоздвиженская ц. (приспособлена под спортзал) и ц. Св. Алексия. Внутр. убранство полностью утрачено, кладб. уничтожено (сохр. единичные надгробия), приделы и колокольня собора разобраны при реставрации в 1958-60. На терр. размещался интернат. В 2005 монашеская община (существует с 2002) официально получила статус монастыря. Здания, кроме Успенского собора и Алексиевской ц., отнесенных к ведению Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, переданы С.-Петерб. епархии, в Крестовоздвиженской ц. совершаются богослужения. Лит.: Корольков Н.Ф. Старо-Ладожский Успенский женский монастырь. СПб., 1902; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996. С. 38-40, 98-99. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…