Библиография
/
Исаченко Г. А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998
Гидрографическая сеть | |
Рубрики | |
ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ СЕТЬ. Более 19500 рек и 1800 озер (крупнейшие - Ладожское и Онежское) образуют Г. с. Лен. обл. Речная сеть густая и разветвленная. Исключение представляет Ижорская возвышенность, где густота речной сети самая низкая на Северо-Западе и Севере России (0,07 км/кв. км). Влияние Балтийского моря и большое кол-во внутр. водоемов определило климат обл. – переходный от континентального к морскому (более мягкий в зап. р-нах). Терр. области относится к басс. Балтийского моря, за исключением водоемов юго-вост. склона сев. отрогов Валдайской возвышенности, относящихся к Волжскому басс. (р. Чагода, Лидь, Колпь). Ср. уклон рек 20-40 см на 1 км пути. Порожистые реки встречаются на юго-западе и востоке обл. в местах пересечения отложений известняков ордовикского и карбонового плато (напр., Тосна, Саблинка). Для большинства рек характерно высокое половодье, т. к. в их питании осадки в виде снега занимают 50%, дожди – 30%, грунтовые и подземные воды – 20%. Однако пять самых кр. рек (Нева, Волхов, Свирь, Нарова, Вуокса) вытекают из озер, что обусловливает малую изменчивость их стока в течение года. На Валдайской возвышенности, где реки проходят через легкорастворимые горные породы, наблюдается явление ухода реки под землю в карстовые воронки и появление на поверхности через неск. сотен метров (р. Рагуша, Б. Пяльица и др.). Озера (без учета Ладожского) занимают ок. 14% терр. области (особенно богат озерами Карельский перешеек). Большинство озер области ледникового происхождения, также есть камовые, лагунные и пойменные озера, карстовые. К искусств. водоемам относятся водохранилища (крупнейшие – Нарвское на р. Нарова и Ивинское на р. Свирь).Среди болот преобладают верховые моховые болота (75% площади болот), образовавшиеся на плоских водоразделах и междуречьях (напр., Синявинское болото на водоразделе Тосны и Мги, Верестинский Мох на водоразделе Тосны и Тигоды, Ларьянское на водоразделе Тихвинки и Воложбы). Наименее заболочены Ижорская возвышенность и Карельский перешеек. Речная система издавна способствовала развитию торговли (см. «Путь из варяг в греки»). С XVIII в. началось стр-во каналов, хотя еще в XVI–XVII в. на Карельском перешейке такие попытки предпринимались швед. администрацией (см. Ладожские каналы, Сясьские каналы, Беломоро-Балтийский водный путь, Волго-Балтийский водный путь, Тихвинская водная система). Каналы способствовали экон. и культурному развитию ряда отдаленных районов обл. На реках строили мукомольные и пильные мельницы. В XX в. реки стали источником электроэнергии. В 1926 на р. Волхов построена крупнейшая Волховская ГЭС, на р. Свирь – Нижнесвирская (1933) и Верхнесвирская ГЭС (1952). Большая часть обл. достаточно обеспечена пресными подземными водами. На ее терр. – ок. 3000 артезианских скважин. В зап. р-нах наиболее значимы Гостилицкие, Ропшинские, Кипенские, Дудерговские, Таицкие, Пудостские, Хревицкие ключи, на востоке – источники Валдайского уступа, образованного Вепсовской возвышенностью и Тихвинской грядой (напр., ключ Гугоя в дер. Лукино Тихвинского р-на). Ключевая вода была использована и для устройства Петергофских фонтанов (см. Ропшинский канал). К минеральным водам относятся гидрокарбонатные кальциевые и магниевые (Дудергофские высоты, окрестности пос. Мга), сульфатно-натриевые (Волховский и Киришский р-ны, пос. Подборовье на р. Сясь), сероводородные (левый берег р. Мги, долины рр. Паши, Колпи), родоновые (устье р. Славянки, окрестности дер. Лопухинка, г. Выборг), железистые (долина Тосны). Реки и озера являются местом отдыха жителей СПб. и Лен. обл. На берегах водоемов расположены многочисл. туристические базы, организуются спорт. мероприятия, связанные с водными видами спорта (напр., водный туристический фестиваль «Вуокса» в Лосево). Лит.: Евгеньев Г. По рекам и озерам Ленинградской области. Л., 1962; ; Кириллова В.А., Распопов И.М. Озера Ленинградской области. Л., 1971; Ильина Л.Л., Грахов А.Н. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 255-311. А.Ю.Чистяков | |
|
|
подробнее… | |
Дачники | |
Рубрики | |
ДАЧНИКИ, сезонное нас. населенных пунктов и садоводств коллективных. Первые дачи (летние загородные жилища) появились в окрестностях СПб. в XVIII в. Они были доступны петерб. знати и находились по преим. в границах совр. СПб. (Каменный остров, Царское Село/Пушкин). В XIX в. на съемные дачи стали выезжать в летний период представители др. слоев нас. Расширение дачной зоны началось во второй пол. XIX в. после стр-ва жел. дорог. Возникли такие кр. дачные поселения как Поповка (см. Красный Бор), Саблино (см. Ульяновка) по линии Московской ж. д., Сиверский – по Варшавской ж. д., Вырица – на ж.-д. ветке Павловск – Уторгош. Дачными местностями стали окрестности совр. г. Всеволожска на Ириновской ж. д. (ветка СПб. – Всеволожск – Ладожское озеро), юж. побережье Финского зал. (см. Большая Ижора, Лебяжье), р-ны Карельского перешейка, входившие в Выборгскую губ. (по Финляндской ж. д.). С кон. XIX в. дачи возникают в р-не Кавголовских и Лемболовских озер (см. Токсово). В дачных местностях (особенно в ближайших пригородах СПб.) появились театры (в нач. ХХ в. также кинотеатры), рестораны, клубы и кружки. Местные жители получали доход от сдачи помещений внаем, обслуживания дачников (перевозка вещей, приготовление пищи, продажа молока, овощей, грибов, ягод). Практика съема дач продолжилась и в сов. период. С 1960-х среди Д. увеличивается доля владельцев домов и участков на терр. населенных пунктов и садоводств коллективных. Эта категория нас. использует дачу не только как место отдыха, но также занимается огородничеством и садоводством. Среди совр. Д. – жители СПб., городов Лен. обл., а также сел. поселений, постоянно проживающие в типовых многоэтажных домах. Лит.: Деотто П. Петербургский дачный быт XIX века как факт массовой культуры // Europa Orientalis. 1997. № 1. С. 357-371; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 387-414; Конечный А. Петербургские дачи // Антропологический форум (СПб.). 2005. № 3. С. 444-452. А.Ю. Чистяков | |
подробнее… | |
Дороги | |
Рубрики | |
ДОРОГИ. Дорожная сеть на терр. Лен. обл. исторически развита неравномерно: р-ны восточнее р. Волхов хуже обеспечены Д., поскольку основные экон., воен. и культурные центры всегда были сосредоточены на западе. В нач. ХХI в. плотность Д. в зап., прилегающих к СПб. районах, достигает 217 км на 1000 кв. км, тогда как на востоке (Тихвинский, Бокситогорский, Лодейнопольский р-ны) этот показатель в 2,5 раза меньше. В древности Д. служили водные пути: зимой по замершим рекам передвигались на санях (см. Гидрографическая сеть, «Путь из варяг в греки»). Развитие сухопутных путей связано с развитием государственности и городов. В ср. века водные и сухопутные пути (Лужский, Водский, по р. Волхов, Ладожскому оз., р. Нева) связывали Новгород с побережьем Балтики. С кон. XV в. они постепенно преобразуются в ямские «государевы дороги» до Копорья, Ивангорода (Ивангородская д.), Ладоги – Орехова – Корелы (с ответвлением к Тихвину и Олонцу). В XVII в. отмечены Д. Ниеншанц – Выборг с ответвлением на Кексгольм (Приозерск) и Ниеншанц – Нарва (в XVIII в. известна как Копорская д.). Наиболее густая сеть проселочных Д. сформировалась на Ижорской возвышенности – самом густонаселенном с.-х. р-не. С XVIII в. влияние на формирование дорожной сети оказывает СПб. В результате в зап. части Лен. обл. дорожная сеть приобрела радиальный характер: крупные Д. соединяют центр (СПб.) с различными пунктами периферии. Важнейшей становится трасса СПб. – Москва. Первая «большая перспективная дорога» СПб. – Москва через Старую Руссу, Ржев, Волоколамск была открыта в 1746 (участок от СПб. до Сосницкого яма – в 1742). Именно на ней были организованы почтовые ст. В XIX в. появились шоссейные Д., заменившие грунтовые на гл. направлениях (первой стала новая д. СПб. – Москва, построенная в 1817-35). В сер. XIX в. к разряду почтовых Д. относились Ковенское (ныне Киевское) ш., Нарвское ш., Архангелогородский тракт (д. через Шлиссельбург параллельно Ладожским каналам). В XX в. началось стр-во Д. для автомоб. транспорта, произошла практически полная замена брусчатки на асфальтовое покрытие. Стр-во новых Д. (в том числе и ж.-д. путей; см. Октябрьская железная дорога) и совершенствование уже существовавших способствовало повышению товарности сел. хозяйства, проникновению в деревенский быт элементов гор. культуры. В сов. период стр-во Д. было связано и с воен. целями: это т. н. «ворошиловские» Д., построенные в 1930-е на Сойкинском и Кургальском п-овах; две дугообразные Д., огибающие СПб. с юга и севера, неофициально наз. «бетонки» из-за использования при первоначальном покрытии бетонных плит (одна из них проходит от Большой Ижоры до Кировска, вторая – от Ушково до пос. им. Морозова). В 1970-90-е проводились многочисл. спрямления и расширения Д., строились Д., минующие населенные пункты (Мурманское ш. от СПб. до Ладожского моста, автотрасса «Скандинавия»), объездные Д. вокруг ряда городов (Гатчина, Кингисепп, Пикалево). В наст. время ведется стр-во кольцевой Д. вокруг СПб. Часть завершенного вост. полукольца проходит по терр. Всеволожского р-на. В 2004 протяженность д. общего пользования в Лен. обл. составила 10909 км (федеральных – 1245 км, территориальных – 9664 км). Плотность автодорог общего пользования в целом по обл. – 127 км на 1000 кв. км терр. (ср. показатель по России – 31 км на 1000 кв. км). Дорожное стр-во в Лен. обл. осуществляется в рамках региональной программы совершенствования и развития сети автомоб. дорог до 2020. Лит.: Дороги России. М., 1996; Селин А.А. Ивангородская дорога. СПб., 1996; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 346-365; Плоткин К.М. Русские и шведские источники XVII в. о путях сообщения Новгородской земли // Псков: Памяти Юрия Павловича Спегальского. 1909–1969. Псков, 1999. С. 176-202; Официальное представительство Лен. обл. – http://www.lenobl.ru/economics/transport А.Ю. Чистяков | |
|
|
подробнее… | |
Ингерманландия | |
Рубрики | |
ИНГЕРМАНЛАНДИЯ (швед. – Ingermanland, рус. – Ижорская земля, Ингрия), ист.-культурный регион в зап. части Лен. обл. (Кингисеппский, Волосовский, Ломоносовский, Всеволожский, Гатчинский, Тосненский, зап. часть Кировского р-на). Зап. границей И. является р. Нарова, вост. – р. Лава, сев. – р. Сестра (далее соответствует границе с Финляндией, существовавшей до 1940, ныне – сев. границе Всеволожского р-на). Юж. рубеж четких природных ориентиров не имеет и совпадает с границей между Швецией и Россией, установленной Столбовским договором 1617. Топоним И. происходит от фин. Inkerinmaa (Inkeri – народ ижора или р. Ижора, maa – земля). И. входила во владения Вел. Новгорода (примерно с XII в.), с кон. XV в. – в составе Русского гос-ва. Пограничное положение региона обусловило стр-во кам. крепостей: Орешек, Копорье, Ям, Ивангород. С 1617 И. перешла к Швеции и была выделена в самостоятельное адм. образование, получив статус завоеванной провинции (provinserna) с центром в г. Нарва. В нач. XVIII в. в результате побед в Сев. войне Россия вернула терр. И., к-рая вошла в 1708 в состав Ингерманландской губ. (с 1710 – С.-Петерб. губ.). Культура нас. формировалась в результате длительных контактов прибалт.-фин. этнических общностей (води и ижоры; ингерманландских финнов – переселенцев XVII в. с Карельского перешейка и из Вост. Финляндии) и славян, проникавших в регион с VIII в. С сер. XVIII в. в И. селились немцы-колонисты, с XIX в. – эстонцы. В наст. время подавляющее большинство нас. – русские; этому способствовали приток рус. крестьян из др. регионов в XVIII–XX вв. и естественная ассимиляция финноязычных жит., а также депортации, к-рым подверглись в XX в. немцы и прибалт.-фин. народы (см. Депортации этнические). Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ в. СПб., 2004; Amburger E. Ingermanland. Koln; Wien, 1980; Inkeri. Historia, kanssa, kulttuuri. Helsinki, 1991. А.Ю.Чистяков | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Кузнечное, г.п. | |
Рубрики | |
КУЗНЕЧНОЕ, городской поселок в Приозерском р-не. Нас. – 5200 чел. Находится на северо-востоке Карельского перешейка, у берега Ладожского оз. близ границы с Республикой Карелия и Финляндией. Назв. получил в 1948. С 1961 К. – рабочий пос. (в его состав вошло и селение Хакала). В 1996–2005 – отд. муниц. образование. С 1917 связан жел. дорогой с СПб. и Сортавалой. К. развивается на месте разработки месторождения у дер. Каарлахти (фин. Kaarlahti – «изогнутый залив»), где пром. добыча гранита началась в 1945 (в 4 км от К. на берегу Ладожского оз. выявлены каменоломни XVIII в.). В 1950-е карьер «Кузнечное» стал крупнейшим по добыче гранита на Карельском перешейке. В К. функционируют ОАО «Гранит-Кузнечное» и ДОАО «458 КНИ» (эти градообразующие предприятия – крупнейшие в Сев.-Зап. регионе производители щебня), ООО «Камнеобрабатывающий завод "Возрождение"», карьер «Бородинское», где ведется добыча розового и серого гранита (используется для памятников). В К. имеются два дома культуры – «Алмаз» и «Юбилейный», две б-ки, муниц. школа иск-в (включает муз. и худож. школы). Окрестности пос. представляют интерес для развития водного туризма и скалолазания, автомоторалли. Лит.: Исаченко А.Г. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 320-325 А.Ю. Чистяков | |
|
|
подробнее… | |
Население | |
Рубрики | |
НАСЕЛЕНИЕ. По данным переписи 2002 в Лен. обл. проживали 1669,205 тыс. чел.; по оценке на 1 июля 2005 – 1647,6 тыс. чел., в т. ч. гор. Н. – 1093,9 тыс. чел. (наиболее кр. города: Гатчина, Выборг, Тихвин, Волхов, Кириши, Кингисепп), сел. – 553,7 тыс. чел. Ср. размер сел. населенного пункта 150-170 чел., поселения с Н. более 500 чел. составляют 5% (сосредоточены на юге Лен. обл. и вблизи СПб.). В ХХ в. числ. Н. Лен. обл. увеличивалась, за исключением периодов Гражд. и Второй мировой войн. По переписи 1897 на терр. совр. Лен. обл. проживало ок. 1 млн. чел., в 1926 – 970 тыс. чел., в 1939 – 1200 тыс. чел., в 1959 – 1245 тыс. чел., в 1970 – 1399 тыс. чел., в 1979 – 1515 тыс. чел., в 1989 – 1659 тыс. чел. На рубеже XX–XXI вв. в Лен. обл. не произошло существенного сокращения числ. Н., чему способствовали иммиграция, так как смертность Н. превышала рождаемость. Так, в первом полугодии 2005 число умерших превысило число родившихся в 2,7 раза (соответственно, 17090 чел. и 6391 чел.). Ср. плотность Н. – 19,8 чел. на кв. км (сельского – 7 чел. на кв. км., что в 2,5-3 раза выше, чем в соседних Новгородской и Псковской обл.). Западные р-ны Лен. обл. традиционно являются более густонаселенными, чем восточные. Уже на рубеже XV–XVI вв. плотность нас. Ижорского погоста, включавшего земли Приневья, была 2,5-3 чел./кв. км. Большое влияние на размещение и занятость Н. Лен. обл. оказывает СПб., являющийся отд. субъектом РФ. В наст. время 39% трудоспособного Н. заняты в пром-сти, 34% – в сфере услуг, 18% – в сел. х-ве, 9% – на транспорте. Во втором квартале 2005 соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума увеличилось по ср. с уровнем 2004 (167,3% и 156,1% соответственно). 60,9% Н. имели доходы ниже среднедушевого дохода в целом по Лен. обл. За последнее тысячелетие этнический состав Н. Лен. обл. (преим. западной ее части) неоднократно изменялся. Не позднее VII в. в регион, заселенный финно-угорскими народами, проникли славяне. После Ореховецкого мирного договора 1323, установившего границу между Швецией и новгородскими владениями, в зап. (шведскую) ч. Карельского перешейка переселяются финны из Центральной Финляндии. В XVII в. после перехода Карельского перешейка и Ингерманландии в состав Швеции произошла миграция правосл. Н. (карелы, русские) в пределы России, опустевшие земли занимали финны-лютеране (см. Ингерманландские финны). В 1930-40-е в Лен. обл. проводились депортации этнические, затронувшие прибалт.-фин. Н. и немцев. Финны, проживавшие на терр. совр. Выборгского и Приозерского р-нов, переселились в Финляндию в ходе Сов.-финл. войны 1939-40 (в 1941-44 часть вернулась на прежние места расселения на короткий срок). В 1940-50-е проводилось организованное переселение русских (в меньшей степени белорусов) из др. областей СССР. В 2002 русские составили 1495,295 тыс. чел., ингерманландские финны – 7965 чел., вепсы – 2019 чел., карелы – 2057 чел., ижора – 177 чел., водь – 12 чел., эстонцы – 1409, немцы – 2372 чел. Среди остальных преобладают восточнославянские народы: украинцы – 41842 чел., белорусы – 26290 чел. В последние десятилетия увеличилась числ. и иных этнических общностей: татары составили 9450 чел., армяне – 5518, цыгане – 4573, азербайджанцы – 3855, чуваши – 2817, мордва – 2245, молдаване – 1977, башкиры – 1102, узбеки – 1001. Числ.ь остальных общин менее 1000 чел. На терр. Лен. обл. пребывают и нелегальные мигранты, не учитываемые официальной статистикой. Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996. С. 64-71; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С 53-168. А.Ю. Чистяков | |
подробнее… | |
Октябрьская железная дорога | |
Рубрики | |
«ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА», федеральное гос. унитарное предприятие. Протяженность путей – более 10 тыс. км (в 2003 эксплуатационная дл. путей составила 10143 км, развернутая дл. – 13168,8 км). Проходит по терр. СПб., Ленингр., Новгородской, Псковской, Тверской, Московской, Вологодской, Мурманской обл. и терр. Республики Карелия. Связывает Петерб., Выборгский, Мурманский, Кандалакшский мор. порты, порты Сев.-Зап. речного пароходства. Крупнейший узел – СПб. В 2003 в состав О. ж. д. входили 750 ст., 25 локомотивных депо, 15 грузовых вагонных депо, 5 пасс. вагонных депо. Образована приказом НКПС №1313 от 27 февр. 1923, согласно к-рой Николаевская ж. д. (линия Петроград – Москва) была переименована в О. ж. д. Первым пред. Правления О. ж. д. (1923-28) стал П.Е. Безруких. Постепенно в состав О. ж. д. включались отдельные ж.-д. линии Северо-Запада России. В 1940-42 и 1947-53 функционировала самостоятельная Ленингр. ж. д. (линии Л. – Нарва, Л. – Пыталово, Л. – Сущево, Л. – Мга, Л. – Усть-Луга). В 1959, после включения в состав О. ж. д. Кировской ж. д. (включала линии Лен. обл. восточнее Мги, Карелии, Мурманской обл.), все ж.-д. пути Лен. обл. перешли в подчинение О. ж. д. Совр. терр. О. ж .д. сформировалась в 1961. На терр. Лен. обл. и СПб. ж.-д. стр-во началось в 1830-е. В 1837 открыта первая жел. дорога России, соединившая СПб. и Царское Село, в 1838 она продлена до Павловска. Далее последовало стр-во линии СПб. – Москва (построена в 1843-51); Варшавской ж. д. (1853, СПб. – Гатчина – Луга); Петергофской ж. д. (1857); Финляндской ж. д. (1870, СПб. – Выборг – Рихимяки); Балтийской ж. д. (1870, Гатчина – Нарва); Ириновской ж. д. (1892); Сестрорецкой ж. д. (1894), линии СПб. – Мга – Званка (Волхов) – Вологда (1906). В Выборгской губ. Вел. княжества Финляндского были построены ветки: Выборг – Антреа (Светогорск) – Иматра (1892), Антреа – Хиитола – Сортавала (1893), Тюрисевя (Ушково) – Койвисто (Приморск) (1916), Хиитола – Рауту (Сосново) (1917). В 1914 построен ж.-д. мост через Неву. В 1920–1930-е строились жел. дороги для обслуживания воен. объектов в приграничных р-нах: ветка Ораниенбаум – Котлы – Веймарн (1926), Котлы – Усть-Луга (1931; участок Усть-Луга – Кургальский п-ов не сохр.), Веймарн – Сланцы (1940), Веймарн – Чудово – Будогощь (не сохр.). Строились многочисл. узкоколейные жел. дороги для обслуживания торфоразработок. В 1933 был электрифицирован участок Ленинград – Лигово – Ораниенбаум, в 1935 – Лигово – Красное Село, в 1936 – Красное Село – Тайцы, в 1937 – Тайцы –Гатчина-Балтийская. Работы по электрификации продолжаются в наст. время. В 1996 электрифицирован участок Волховстрой – Лодейное Поле, в 2000 – Волховстрой – Тихвин, в 2001 – Тихвин – Бабаево. Неэлектифицированными остаются пути в зап. р-нах Лен. обл. (Гатчина – Ивангород, Веймарн – Сланцы – Гдов, Веймарн – Калище). В годы ВОВ работники О. ж. д. участвовали в снабжении блокадного Ленинграда. Зимой 1941-42 была построена ж.-д. ветка к порту в дер. Кобона (Войбокало – Кобона – Коса, действовала до 1943). После прорыва блокады в 1943 за 17 суток была построена ветка Поляны – Петрокрепость через Неву, получившая назв. «Дорога победы» (действовала до марта 1944). В 2003 в ведении О. ж. д. находился 41 объект соц.-культ. сферы в разных регионах России (в т. ч. санаторий-профилакторий «Мельничный ручей» во Всеволожском р-не). В СПб. расположен Центральный музей О. ж. д. (открыт в 1979), в Лен. обл. на ст. Петрокрепость – музей «Дорога победы», в дер. Кобона – музей «Кобона: Дорога жизни». С 1933 издается газ. «Октябрьская магистраль». Лит.: Магистраль имени Октября. М., 1990; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 351-361; От Царскосельской до Октябрьской: История. Развитие. Перспективы. СПб., 2003. А.Ю. Чистяков | |
|
|
подробнее… | |
Парки | |
Рубрики | |
ПАРКИ, спец. распланированные участки с искусственно посаженными растениями, с аллеями, тропинками, водоемами. Первые П. на тер. совр. Лен. обл. возникли в XVIII в. Они являлись часть имп. и великокняжеских резиденций и дворянских усадеб, возникших вокруг новой столицы. В первой пол. XVIII в. популярны были П. регулярного стиля (с геометрически правильной планировкой аллей), впоследствии их сменили ландшафтные (пейзажные) П., планировка к-рых была подчинена рельефу местности и имитировала естественную природу. Подавляющее большинство усадебных П. сильно пострадало в сов. период в связи с распашкой под огороды, несанкционированным выделением земель под индивидуальную жил. застройку на их терр., за счет естественного зарастания. К наиб. известным ист. паркам Лен. обл. относятся Гатчинский дворцово-парковый ансамбль, Ропшинский дворцово-парковый ансамбль, гос. музей-заповедник «Парк Монрепо». Начиная с 1930-х в гор. поселениях создавались общедоступные парки культуры и отдыха (ПКиО), продолжившие традицию садов, существовавших в уездных центрах. В них проводились разл. массовые мероприятия, концерты, устанавливались аттракционы. В 2001 на терр. Лен. обл. насчитывалось 13 ПКиО, к-рые имели статус муниц. учреждений культуры. Среди них парки в гг. Выборг, Кировск, Сланцы, парк «Велес» в г. Волосово, парк «Романовка» в г. Кингисепп, и ряд др. В ПКиО г. Сосновый Бор создан уникальный дет. игровой комплекс «Андерсенград». В сов. период в ближайших окрестностях СПб. появились лесопарки (см. Лесопарковый защитный пояс, «Невский» лесопарк), выполняющие сан.-гигиеническую и рекреационную функции. В 1990-е в РФ появились природные парки, создаваемые для охраны природных комплексов, имеющих экологическую, ист., эстетическую ценность. В природных парках, как правило, выделяются зоны с разл. режимом охраны и землепользования. Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 № 33-ФЗ предусматривает возможность создания природных парков как одной из категорий особо охраняемых природных территорий. В Лен. обл. функционирует гос. природный парк «Вепсский лес», ведутся работы по созданию ист.-природного парка «Верхний Оредеж», нац. парка «Карельский перешеек». Лит.: Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 426-431; Паспорт культурной жизни регионов России в сети Интернет. Ленинградская область. М., 2003. С. 114. – http://sputnik.mto.ru/Kultura/k55_6.pdf А.А. Трипольская | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Переселения 1945-1950-х | |
Рубрики | |
ПЕРЕСЕЛЕНИЯ 1940–50-х, миграции, вызванные полит. (выселение отд. категорий граждан, признанных неблагонадежными, в т. ч. мероприятия по очистке пограничной полосы) и экон. (необходимость привлечения рабочей силы) факторами. На терр. Лен. обл. массовые миграции начались после Сов.-финл. войны (1939-40), в ходе к-рой прежнее нас. р-нов, перешедших к СССР, было эвакуировано фин. пр-вом в Финляндию. В 1940 на терр. совр. Выборгского и Приозерского р-нов появились переселенцы, завербованные в разл. областях России. После нач. Вел. Отеч. войны летом 1941 они были эвакуированы, а фин. и нем. нас. Лен. обл. депортировано (см. Депортации этнические). Новый этап заселения Карельского перешейка начался в 1945, после пост. ГКО от 15 янв. 1945 № 7326/с «О переселении хозяйств колхозников в районы Карельского перешейка, входящие в состав Лен. обл.». Вербовка нас. на опустевшие терр. в окрестностях Ленинграда была организована в соответствии с пост. Совета Министров СССР № 155 от 27 янв. 1948 «О переселении колхозников в колхозы пригородных районов Лен. обл.» (предполагалось переселять жителей Владимирской, Рязанской, Калининской, Горьковской, Ярославской обл.). Весной 1948 в Лен. обл. прибыли 11693 чел. (2185 семей), из них 8198 чел. были поселены на территории Ингерманландии, остальные – на Карельском перешейке. Впоследствии часть мигрантов, недовольных условиями жизни в Лен. обл., вернулась обратно. Организованное переселение продолжалось и в 1950-е. Лит.: Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 143-150; Степаков В.Н., Балашов Е.А. В «новых районах»: Из истории освоения Карельского перешейка 1940-1941, 1944-1950 гг. СПб., 2001; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ вв. СПб., 2004. С. 279-339. А.Ю. Чистяков | |
подробнее… | |
Садоводства коллективные | |
Рубрики | |
САДОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВНЫЕ, некоммерческие орг-ции, создаваемые в форме некоммерческих партнерств, товариществ или потребительских кооперативов (деятельность регулируется федеральными законами «О некоммерческих организациях» от 12 янв. 1996, «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 11 марта 1998). На практике – сезонные поселения, хотя формально населенными пунктами не являются. С. к. создали феномен сезонных миграций горожан и особую культуру проведения досуга, включающую с.-х. работу на участке. Орг-ция С. к. началась в сер. 1950-х в радиусе 50 км от СПб. на неудобных и неиспользуемых в сел. х-ве землях. В 1956 был принят Типовой устав садоводческого т-ва рабочих и служащих. В С. к. были преобразованы и нек-рые ранее существовавшие огороды горожан. В сер. 1980-х под С. к. начали выделять также с.-х. угодья и рекреационные терр. (в том числе с нарушениями природоохранного законодательства). К наст. времени площадь С.к . увеличилась с 14 кв. км в 1956 до почти 500 кв. км, многие С. к. удалены от СПб. более чем на 100 км. В 1980-е С. к. стали организовывать жители городов и мн. поселков Лен. обл. По данным обследования, проведенного TACIS, в Лен. обл. к 2000 насчитывалось 2700 садоводств (540 тыс. участков, из к-рых 62% принадлежали жителям СПб.); они были объединены в 632 дачно-садоводческих поселения, из к-рых 96 имели более 1000 участков (на них приходилось 77,5 % участков). Наиболее кр. массивы С. к. (Мшинская, Пупышево, Посадников Остров, Синявино, Дунай и др.), включающие 10-30 тыс. участков, сформировались к нач. 1980-х. С. к. находятся во всех р-нах обл. (во Всеволожском р-не – 98047, в Кировском – 68720, Выборгском – 65294, Гатчинском – 58093, Тосненском – 48187, Лужском – 37 779 участков). Участков, принадлежащих жителям СПб., нет в Бокситогорском и Сланцевском р-нах, в Тихвинском р-не таковых – 1,9%, Лодейнопольском р-не – 2,5%, Кингисеппском р-не – 5,5%. В сезон в садоводствах временно проживают ок. 2 млн. чел. В С. к. преобладают небольшие по площади участки (400–1000 кв.м). В кон. 1980-х С. к. производили ок. 3% от общеобластного произ-ва картофеля, 7% овощей (25% овощей закрытого грунта), 70% плодов и ягод. С. к. сыграли заметную роль в обеспечении нас. продуктами питания в условиях кризиса 1990-х. В 1995 создано Управление по развитию садоводства и огородничества СПб. и Лен. обл. (СПб., ул. Диагональная, 4/2). Пр-во СПб. осуществляет целевую программу «Развитие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений жителей СПб. на 2003–2010 гг.». В 2006-09 на ее реализацию планируется выделять по 125 млн. руб. ежегодно. Отсутствие статуса поселений делает острыми для С. к. вопросы трансп. доступности, инженерной и соц. инфрастукруры (электроснабжения, пожарной безопасности, вывоза и утилизации отходов, снабжения водой, мед. обслуживания, охраны общественного порядка), к-рые в сов. период решались при финанс. поддержке предприятий и орг-ций, образующих С. к. Интересы С. к. представляет межрегиональная общественная организация «Союз садоводов СПб. и Лен. обл.» (создана в 1998), организующая обучение и повышение квалификации садоводов, фестивали, выставки, ярмарки на базе центра садоводов и фермеров «Русская деревня» (СПб., пр. Народного ополчения, 22). Лит: Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998; Проект TACIS «Территориальная организация агрорекреационных зон и трансформация садоводческих массивов в благоустроенные населенные пункты». – http://www.tacis-synergy.leontief.net/tacis.phtml?Lang=1&Dir=pilot&Sub=4 А.Ю. Чистяков | |
|
|
подробнее… | |
Сайменский канал | |
Рубрики | |
САЙМЕНСКИЙ КАНАЛ. Построен в 1843-56. Соединяет оз. Сайма с Финским зал. Находится на терр. Выборгского р-на Лен. обл. и Финляндии. Попытки стр-ва кан. предпринимались в 1499–1511, 1607-09. В 1835 проводились изыскания на трассе кан. Первоначально его дл. составляла 59 км, шир. от 11,8 до 15 м, глубина – 2,67 м; включал 28 шлюзов. С. к. сделал возможным быструю доставку грузов из внутр. р-нов Финляндии. В 1926-39 проводилась реконструкция. Во время Второй мир. войны С. к. поврежден. В 1962 Финляндия получила в аренду на 50 лет часть кан., находящуюся на терр. СССР, и о-в Малый Высоцкий в Выборгском зал. В 1968 после реконструкции кан. возобновил работу. Дл. – ок. 50 км. (в Лен. обл. – 28 км; включая участки, проходящие по озерам), на нем восемь шлюзов (пять – в Лен. обл.), 13 мостов (7 разводные). Движение продолжается в ср. 211 дней в году. В нач. 1990-х по С. к. перевозилось ок. 30% валового экспорта Финляндии. Способствует развитию туризма. Лит.: Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 276-279; Усыскин И. Сайменский канал. – http://karelkurs.narod.ru/files/saima.en.html А.Ю. Чистяков | |
|
|
подробнее… | |
Хутора | |
Рубрики | |
ХУТОРА, поселения (преим. однодворные), обособленные усадьбой на земельном участке, находящемся в индивидуальном пользовании или владении. В рус. традиции Х. называли х-ва в фин. деревнях разбросанной планировки (в т. ч. поселения ингерманландских финнов в юж. части Карельского перешейка) – фактически скопления отд. Х. В сев. части Карельского перешейка (Выборгская губ.) развитию хуторского х-ва способствовал выкуп помещичьих (т. н. донационных) земель, начавшийся по инициативе пр-ва Вел. княжества Финляндского в 1867 (в остальной ч. Финляндии передел общинных земель был проведен по королевскому указу 1757). Х. просуществовали до окончательного перехода Выборгской Карелии в состав СССР в 1944, сопровождавшегося полной сменой населения. Перенос построек в более компактные поселения проводился в 1950-55. Строения, перенос к-рых считался нецелесообразным, уничтожались спец. комсомольскими отрядами. Х. в зап. части Лен. обл. возникли во второй пол. XIX в. в связи с массовой миграцией эстонских крестьян, к-рые воспроизводили в новых условиях привычный хуторской тип расселения. Под влиянием контактов с эстонцами в нач. XX в. в рус. говорах Ингерманландии хутора называли также «грунты» от эст. «крунт» – двор, х-во (зафиксировано в рукоп. материалах переписи 1920). После начала Столыпинской аграрной реформы (1906) и позднее, в 1920-е, на Х. стали выделяться рус., фин., ижорские. вепсские х-ва. Это привело к формированию нового типа расселения, представлявшего собой дер., окруженные Х. Выделение на хутор не означало прекращения всех связей с деревенской общиной (хуторяне выпасали скот в деревенском стаде, пользовались общим деревенским колодцем и т. п.), тогда как эстонский хутор был замкнутой хоз. системой. В годы коллективизации (1929-39) хуторяне могли вступать в колхозы, не переезжая в деревни. Так в Ингерманландии возникали колхозы, часть или большинство членов к-рых жили на Х. Ликвидация Х. произошла в 1939, согласно Пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания», к-рое, среди пр., упоминало Лен. обл. как терр. со значительной долей хуторских х-в. Пост. предусматривало срок до 1 сент. 1940, но власти на местах принимали «повышенные обязательства» и сселили хуторян в деревни до нач. уборки урожая 1939. При отказе хозяев добровольно перевезти свой дом в дер., это проходило в принудит. порядке: обычно представители власти сбрасывали с дома крышу и не позволяли ее восстанавливать. См. также: Ингерманландия, Выборгский р-н, Приозерский р-н. Лит. : Ютиккала Э. Отдельные этапы заселения в исторический период // Финляндия: Геогр. сб. М., 1953. С. 282-288; Крюков А.В. О расположении, структуре и типологии финских деревень в Ингерманландии (1830–1930 гг.) // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 201-223; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 123-168. А.Ю. Чистяков | |
|
|
подробнее… |