Рубрикатор / Архитектура / Промышленная архитектура
Бумажная фабрика
Рубрики
БУМАЖНАЯ ФАБРИКА (пос. Ропша), памятник пром. архитектуры. Построена в 1787-89 (проект Ю.М. Фельтена, осуществление – арх. С.П. Берников). Здание расположено на берегу пруда в вост. части Ропшинского парка. В комплекс Б. ф. с помощью плотин включены многочисл. пруды и водоемы, т. к. в производственном цикле использовалась энергия падающей воды. Планировка здания характерна для раннего классицизма XVIII в.: в плане корпус Б. ф. представляет собой замкнутый квадрат с внутр. двором. Со стороны гл. фасада здание трехэтажное, оштукатуренное. Оно обращено в сторону пруда и парка и имеет по бокам две симметричные арки. В 1917 Б. ф. национализирована, с 1939 –трикотажное предприятие. В годы ВОВ разрушена, восстановлена в 1949-56. В 1952 здание Б. ф. и пруды переданы Всесоюзному науч.-иссл. ин-ту озерного и рыбного х-ва, к-рый организовал здесь опытную станцию. Лит.: Гоголицин Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 182-183. О.А. Чеканова
Авторы
  •  
подробнее…
Ваулина керамический завод
Рубрики
ВАУЛИНА КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД (г. п. Кикерино). Произ-во худож. керамических плиток и изразцов, игравшее заметную роль в архитектуре петерб. модерна нач. ХХ в. Основатель – керамист Петр Кузьмич Ваулин, к-рый в 1890-е организовал гончарную мастерскую в Абрамцеве у С.И. Мамонтова, а затем работал в керамической школе в Миргороде. В 1906 в компании с О.О. Гельдвейном Ваулин устроил новую мастерскую близ ст. Кикерино, в местности, богатой синей кембрийской глиной. Здесь с 1878 существовал небольшой кирп. з-д. Оснащенные совр. техн. оборудованием, мастерские «Гельдвейн и Ваулин» выпускали продукцию, пригодную к использованию на фасадах зданий в условиях сев. климата. С мастерскими сотрудничали Н.К. Рерих, А.Т. Матвеев, С.В. Чехонин, др. художники. На з-де были изготовлены изразцы и майолики для мн. петерб. построек, а также для оформления Кронштадтского мор. собора, Ярославского вокзала в Москве, в др. городах России и за границей, – в частности, изразцовый портал для рус. павильона на Гигиенической выставке в Дрездене (1911) (в наши дни он украшает вход в здание б-ки ВНИИЭМ в СПб.). В 1917 мастерские были закрыты и на их основе организовано произ-во техн. керамики – завод «Горн». Ваулин нек-рое время оставался его техн. директором. Лит.: Витязева-Лебедева В.А. Петербургское трехлучье исторических путей России // Отечественные записки. 2002. № 6(7); Глезеров С. Творческая лаборатория в Кикерино. – http://www.vesty.spb.ru. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Верхнесвирская ГЭС
Рубрики
ВЕРХНЕСВИРСКАЯ ГЭС, осн. часть энергогидротехн. комплекса на р. Свирь. Первоначально, в 1927, началось сооружение Нижнесвирского гидроузла (г. п. Свирьстрой в Лодейнопольском р-не). ГЭС, построенная по проекту Г.О. Графтио, дала ток в 1933. С 1932 шли подготовительные работы по стр-ву Верхнесвирского гидроузла у порога Сиговец. Предполагалось закончить стр-во в 1942, но в связи с нач. ВОВ в сент. 1941 котлован строившейся ГЭС был затоплен. Сооружение возобновлено в 1947, ГЭС дала первый ток в дек. 1951. Образовавшееся водохранилище подняло уровень Свири на 10 м, затопив мешавшие судох-ву пороги. Здание гидростанции с трехпролетной жел.-бет. сливной плотиной и однокамерным судоходным шлюзом – самая изв. достопримечательность г. Подпорожье, выросшего из рабочего пос. строителей ГЭС. Протяженность архит.-инж. комплекса гидроузла – ок. 600 м, выс. шлюзовых камер – 60 м. Лит.: Зайцев П.М. Лодейное Поле: Ист.-кревед. очерк. Л., 1964; Белоусов Б.В., Гладкий С.П. Толстых И.С. Подпорожье: Ист.-краевед. очерк. Л., 1986. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Волховская ГЭС
Рубрики
ВОЛХОВСКАЯ ГЭС, первая крупная сов. электростанция. Расположена на р. Волхов. Открыта в дек. 1926. Идея использования волховских порогов для «электрической передачи энергии» была впервые сформулирована инж. В.Ф. Добротворским в 1894. В 1902 был утвержден устав АО «Волховское об-во электрической энергии». Проектирование гидроузла велось в 1910-14 (инж. Г.Г. Кривошеин, Б.Ю. Калинович). В 1918 работы были возобновлены. Кривошеин руководил стр-вом до отъезда за границу. С 1921 электростанция строилась по проекту и под руководством Г.О. Графтио. Волховстрою придавалось важное идеологическое значение как «первенцу ленинского плана ГОЭРЛО». Стр-во обеспечивалось речным (35 судов) и ж.-д. транспортом (до 200 вагонов в сутки), телеф. связью (290 аппаратов). Первонач. мощность ГЭС составляла 58 МВт, в осн. электроэнергия шла в Ленинград. В нач. ВОВ оборудование было демонтировано, но уже в 1942 ГЭС вновь заработала, продолжая электроснабжение блокадного города. Полностью восстановлена в 1944. В машинном зале ГЭС восемь гидроагрегатов мощностью по 8 МВт и два – по 1 Мвт. Перепад высоты уровней составляет 13,5 м, объем водохранилища 4,3 куб. км. Комплекс, включающий здание ГЭС (дл. 140 м, выс. распределительных башен 53 м), водосливную плотину (дл. 213 м), водоспуск, шлюз и рыбоход, является важнейшим градоформирующим объектом г. Волхов. Строго функциональные, четко прорисованные формы, ритм девяти арочных застекленных проемов создают впечатляющий архит. образ в стиле конструктивизма. Лит.: Волховский исторический календарь / Сост. В.В. Астафьев. Волхов, 2001; Астафьев В. Тропинки в прошлое: Ист.-краевед. статьи и очерки. Вып. 3. Волхов, 2003. С. 50-80; Волхов. Первенец гидроэнергетики и алюминиевой промышленности: Альбом. Волхов, 2003. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Парусинка», фабричный комплекс
Рубрики
«ПАРУСИНКА», комплекс производственных сооружений и жил. домов. Расположен в юж. части г. Ивангород на о-ве, образованном руслом р. Наровы и отводным кан., по к-рому поступает вода к Нарвской ГЭС. О-в имеет ширину от 400 до 700 м и длину ок. 2,3 км. Район получил назв. по продукции льноджутовой ф-ки, на к-рой изготавливали брезент, ткани и парусину для мор. судов. В 1845 льноджутовая и суконная ф-ки, принадлежавшие Об-ву Нарвской мануфактуры, были выкуплены бар. А.Л. Штиглицем. Он расширил произв-во и к 1867 построил на свои средства фабричные корпуса и городок для рабочих. Двухэтажные жил. дома из красного кирпича, соединенные арками, – редчайший образец мануфактурного городка Зап. Европы кон. XIX – нач. XX вв. Действующая ф-ка является памятником пром. архитектуры федерального значения. Дубовая аллея ведет от ф-ки к усадьбе Штиглицев–Половцовых Краморская, где сохр. ц. Троицы Пресвятой. Лит.: Иванен А. Ивангородская Свято-Троицкая церковь барона Александра Штиглица. СПб., 2004; http://www.e-narva.info; http://ivangorod.ru Ю.М. Пирютко
Авторы
  •  
подробнее…