Статьи / Оятская керамика
Лодейнопольский район
Рубрики
ЛОДЕЙНОПОЛЬСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. расположен к востоку от Ладожского оз. в басс. р. Свирь. Граничит на северо-западе и севере с Олонецким р-ном Республики Карелия, на северо-востоке и востоке – с Подпорожским р-ном, на юге – с Тихвинским р-ном, на юго-западе – с Волховским р-ном Лен. обл. Образован в 1927 из части быв. Лодейнопольского у. Ленингр. губ. В 1958 его терр. увеличилась за счет присоединения ликвидированного Оятского р-на. Нас. – 35,0 тыс. чел. Терр. – 4911 кв. км. На терр. Л. р. расположены 181 сел. населенных пункта, составляющих три сел. и два гор. поселения – Свирьстройское и Лодейнопольское. Кроме рус. населения, преимущественно в юж. части р-на проживают вепсы, на севере – группа карелов-ливвиков. Через терр. Л. р. пролегает жел. дорога Волховстрой – Мурманск. Параллельно ж.-д. магистрали проходит федеральная трасса «Кола» (СПб. – Мурманск), также развита сеть межрайонных и внутрирайонных автомоб. дорог. На р. Свирь, входящей в Волго-Балтийскую судоходную систему, расположено неск. пристаней. Археол. пам., существующие на терр. Л. р., свидетельствуют о его заселении не позднее эпохи неолита. Многочисл. курганные могильники по берегам р. Оять показывают систему расселения местного прибалт.-фин. населения в X – нач. XIII вв. К XV в. относится осн. Александро-Свирского Свято-Троицкого мон. Ряд поселений известен по док-там XVI в. В нач. XVIII в. на Свири была основана Лодейнопольская судоверфь. В 1915 по этим землям прошла ж.-д. магистраль СПб. – Петрозаводск. В 1933 построена Нижнесвирская ГЭС. В 1941-44 по терр. района проходила линия фронта. В послевоен. период осн. направлениями развития стали трансп. обслуживание, лесная и деревообрабатывающая пром-сть. В р-не работают Лодейнопольский историко-краеведческий музей, мемориал «Свирская победа», 24 б-ки, в т. ч. Лодейнопольская библиотека центральная городская, Лодейнопольская библиотека центральная детская, 25 домов культуры и клубов, две муз. школы, Передвижной центр культуры, Дом театра и кино, Дом нар. творчества, Дет. центр эстетического развития, камерный ансамбль «Классика», муниц. драм. театр-студия «Апрель», Лодейнопольский народный театр комедии. 14 худож. коллективов носят звание народных и образцовых. Проводятся фестиваль дет. творчества «Рождественская звезда» и фестивали провинциальных драм. театров малых городов «Искусство без границ», регулярно проходит праздник вепсской культуры «Энарьне ма» («Вонозерская земля»). Традиции местного гончарного промысла в с. Алёховщина продолжает ООО «Оятская керамика», здесь создан Центр возрождения ремесел. В районе имеется 136 пам. истории и культуры. Среди них дерев. храмы: ц. Архангела Михаила XVIII в. в с. Алёховщина, Николая Чудотворца Святителя ц. в дер. Доможирово, ансамбли мон.: Введено-Оятского (Введено-Островского) , Тервеничского Покровского и Александро-Свирского Свято-Троицкого. На терр. Л. р. жили и работали худ. В.Д. Поленов и С.Н. Зенков. На западе р-на, в Приладожье, расположен Нижнесвирский природный заповедник. Выходит районная газ. «Лодейное Поле», работают радио «Лодья», телестудия «Телесвирь». См. также: Лодейнопольского района герб и флаг. Лит.: Зайцев П.М. Лодейное Поле: Ист.-краевед. очерк. Л., 1964. С. 6; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 361; Васильев П. Сто лет Межозерья: Ист. очерк о терр. Присвирья и Приоятья. Кириши, 2000; Двас Г.В. Присвирье: 75-летию Ленинградской области посвящается. СПб., 2002; Лодейнопольский край в истории России. СПб., 2002; МО «Лодейнопольский район». – http://www.spb-business.ru/show.php?directory=100025 С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Музей керамики и современного гончарного искусства
Рубрики
МУЗЕЙ КЕРАМИКИ И СОВРЕМЕННОГО ГОНЧАРНОГО ИСКУССТВА. Существовал в с. Алёховщина Лодейнопольского р-на. Создан в 2002 при ООО «Оятская керамика» (работает с 1969), к-рая выпускает изделия гончарного промысла, используя для этого местную высококачественную красную глину. Находился в старинном двухэтажном дерев. доме. В экспозиции были представлены образцы гончарного произ-ва, известного в поселениях на р. Оять с XVIII в.: горшки, кружки, тарелки, блюдца, кувшины, рукомойники, чайники, латки, крышки, свистульки в виде фигурок животных и птиц. Музей вместе с предприятием сгорел в 2004, восстанавливается с 2005. На базе предприятия действует центр подготовки и обучения гончарному ремеслу. См.: Оятская керамика. Лит.: Оятская керамика. – http://oyatskaya.813.ru; http://sportcentr.narod.ru/istor/keramika/keramika.html С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Промыслы и ремесла традиционные
Рубрики
ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ТРАДИЦИОННЫЕ, выделились из домашних занятий и ремесел, к-рые были направлены на изготовление предметов крест. быта для собственных нужд. Своеобразие традиционных промыслов Лен. обл. связано с особенностями ист., соц.-экон. и этногр. развития населения. Длительные контакты рус. и финноязычных народов сыграли важную роль в формировании быт. иск-ва края. Нельзя исключить и влияние на творчество мастеров древних центров худож. ремесла – Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Тихвина, а позже СПб. Одним из важнейших занятий народов, населяющих терр. совр. Лен. обл., было ткачество. Встречались практически все изв. в ткачестве техн. приемы: двухремезное, многоремезное, двууточное, браное тканье. Повсеместное распространение имело двухремезное тканье, применяемое для изготовления тонких белых холстов и «пестряди» – клетчатой или полосатой ткани. Большого опыта требовала многоремезная техника тканья с рельефным узором, особенно распространенная в Новоладожском у. Браное ткачество с красно-белыми узорами было развито в Лужском и Лодейнопольском у. Здесь же встречаются и закладные ткани. Интересной разновидностью крест. ткачества являлось изготовление тканных поясов. Их ткали из разноцветных шерстяных нитей на ткацких станах и нестандартных орудиях: дощечках, бердечках и на ниту. Красочностью и нарядностью выделялись вепсские и карельские пояса. С 1930-х широкое распространение получило тканье половиков с хл.-бум. основой и утком из цветных тряпичных лент. Вышивка – традиционный вид нар. творчества. Это иск-во было развито в дер. Лужского, Новоладожского, Лодейнопольского, Тихвинского, Устюженского у. Еще в 1920-е многие местные вышивальщицы владели старинными декорат. швами и узорами, к-рые передавались из поколения в поколение. Широко применялся двухсторонний шов-«роспись», иногда в сочетании с гладью-«атласником» и «набором». Часто в вышивке использовали такие приемы как «крест», «тамбур», а также различные варианты «строчки». Рус. мастерицы Лужского и Новоладожского у. вышивали тамбуром пышные растительные узоры, используя нити, окрашенные яркими анилиновыми красителями. Узоры с геометрическим орнаментом, выполненные двухсторонним швом цветной шерстью, украшали детали одежды ижор и води. В Новоладожском у. местные портные шили к праздникам и свадьбам «щегольские» дубленые полушубки, правую полу и воротник к-рых украшали узорным шитьем. «Стародавний», «досюльный» двусторонний шов применялся для вышивки обрядовых полотенец у русских и вепсов. Орнамент вышивки представлял собой геометризованные мотивы, образующие бордюры, или сложные сюжетные композиции, изображающие фигуры людей, животных, птиц, а также растительные узоры. В сюжетных вышивках нередко встречаются также геральдические птицы, напр., двуглавый орел. У южных вепсов встречались многоцветные узоры, выполненные «строчкой по сетке». Новоладожские мастерицы украшали головные уборы жемчужным шитьем («низание», «саженье»). Такие предметы являлись семейной ценностью и нередко передавались по наследству по жен. линии. Применение жемчуга было закономерным, т. к. он добывался в сев. реках басс. Ладожского и Онежского оз. Полотенца, подзоры простыней, домотканые скатерти обычно обшивались кружевом, плетенным на коклюшках или связанных крючком, реже – на спицах. Коклюшечное кружево изготовляли крестьянки Никольской вол. Шлиссельбургского у., Мозинской, Покровской, Дудергофской и Тосненской вол. Царскосельского у. Широкой изв. пользовались кружевницы Новоладожского у., к-рые плели на коклюшках в осн. предметы большого размера: покрывала, накидки, пелерины, косынки и пр. (см. Захожское кружево). Произ-во кубовой набойки (старинной техники крашения тканей) с крупно- или мелкоузорными геометрическими и растительными орнаментами сохранялось еще в 1930-е в вепсских и рус. деревнях Тихвинского р-на. Резьбой и росписью по дереву украшались избы, предметы домашней обстановки и утварь (см. Фасадная резьба). В любом крест. х-ве встречались изделия, плетенные из корней ели или сосны, а также изделия из щепы, прутьев и берестяная «серебр.» посуда, выполненная диагональным или прямым плетением. К пам. нар. иск-ва относятся прялки. Делали их в каждой семье для собственных нужд. Наиболее искусные мастера изготовляли прялки и на заказ. Прялки из Новоладожского у. расходились по неск. уездам. Широко бытовали цельные «корневые» прялки, вырубавшиеся из дерева с корнями. В каждой местности складывались свои формы прялок и приемы их украшений (см. Волховская школа росписи). Изготавливалась разнообразная глиняная утварь. В селениях по ср. течению рр. Оять, Явосьма, Паша находились центры гончарного произ-ва. Занятие гончарным промыслом было зафиксировано в отд. волостях Ямбургского, Лужского, Царскосельского уездов (см. Гончарное дело; Оятская керамика). Одним из старинных центров металлообработки являлся г. Тихвин. Выполненные здесь накладные или врезные замки с фигурно кованными личинами, а также ключи и светцы, украшенные ажурным орнаментом, отличаются разнообразием и изяществом. Кустарное произв-во гармоней было развито в кон. XIX – нач. ХХ вв. в с. Большое Заборовье (ныне Тихвинский р-н), в г. Тихвин и др. С XIX в. на терр. обл. получили развитие кустарные промыслы – мелкотоварное произ-во изделий, ориентированое на рынок. Оно стало дополнительным хоз. занятием крест. нас. и осн. занятием значительной части гор. жит. В большинстве своем кустари сохраняли традиционные инструменты и техн.-технол. приемы обработки природных материалов (дерева, глины, волокнистых веществ, кожи, металла). В осн. эти изделия были рассчитаны на небогатого гор. потребителя. Приспосабливаясь к его вкусу, мастера совершенствовали технику изготовления, форму и отделку изделий. Помимо своего осн. назначения, эти предметы обладали худож. ценностью и отражали эстетические представления и вкусы их создателей. На терр. совр. Лен. обл. кустарные промыслы существовали повсеместно, но в структуре хоз. занятий нас. занимали разл. место. Процесс индустриализации привел к постепенному исчезновению мн. промыслов, в т. ч. направленных на произ-во с.-х. орудий, средств передвижения, столярного промысла и пр. Отд. промыслы сохранялись до наших дней. Наибольший их расцвет связан с образованием в 1968 Лен. обл. производственного объединения нар. худож. промыслов, деятельность к-рого была направлена на возрождение, сохр. и развитие традиционных промыслов. После распада объединения в нач. 1990-х произошло угасание работы его центров. В настоящее время мастеров поддерживает Ассоциация нар. худож. промыслов и ремесел, общественная орг-ция «Палата ремесел» и Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Лит.: Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей: Путеводитель-каталог: Этнографические коллекции и предметы религиозного назначения. СПб., 2001; Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С. 57-60. Д.А. Горб
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Русские
Рубрики
РУССКИЕ, этническая общность, основное население РФ. В составе Р. выделяется ряд субэтносов и этногр. групп (напр., казаки и поморы). Рус. яз. принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи. В РФ, по данным переписи нас. 2002, 115,9 млн русских (79,8% от общей числ. нас.). В Лен. обл. Р. также являются крупнейшим народом – 1,5 млн чел. (89,6 % нас. обл.). Верующие Р. в осн. правосл., имеются приверженцы старообрядчества. В последние два десятилетия среди части рус. нас. распространились разл. направления протестантизма и религ. сектантство. В Лен. обл. сформировались локальные группы Р., имеющие нек-рые особенности в культуре, быту и верованиях. Предки Р. – вост. славяне – появились на терр. совр. Лен. обл. в середине I тыс. н. э. Постепенно они ассимилировали или вытеснили с прежних территорий прибалт.-фин. население (предков саамов, карел, вепсов, ижоры, води). К нач. II тыс. н. э. осн. р-нами расселения восточнославянского нас. стали терр. Ижорского плато, Верхнее Полужье и Поволховье. Здесь на базе новгородских словен и кривичей сложилась группа древнерус. населения, позднее обособившаяся как обл. группа новгородцев. Она стала составной частью рус. этноса в кон. XV – XVI вв. Наиболее значительный приток рус. населения из др. регионов России на терр., расположенную в окрестностях СПб., происходил в первой пол. XVIII в., а также во второй пол. ХХ в. Хозяйство Р., проживавших на терр. совр. Лен. обл. на рубеже XIX–ХХ вв., основывалось на сочетании неск. отраслей. Важнейшими были земледелие и животноводство. На Ладожском и Онежском оз., на Финском зал. занимались рыболовством. На востоке, где имелись значительные лесные массивы, – охотой, собирательством и заготовкой леса. Среди промыслов наибольшую изв. получили гончарное произ-во с центрами на рр. Оять и Явосьма, киришский (захожский) промысел по изготовлению кружев на коклюшках (см. Захожское кружево). Домашние ремесла (ткачество, вышивка, произ-во изделий из дерева, плетение) обеспечивали внутр. потребности крест. хозяйств. Сел. поселения Р. первоначально формировались под воздействием природно-геогр. факторов: они располагались в осн. по берегам водоемов с учетом ландшафта. В XVIII – нач. XX вв. поселения постепенно приобретают регулярную планировку. Традиционная усадьба включала, кроме разнообразных хоз. построек, срубную избу сев.-среднерус. или западнорус. типа, на западе обл. встречались кирпичные дома. В осн. традиционной жен. одежды был сарафанный комплекс. В нач. ХХ в. появились гор. элементы: кофта, юбка. Муж. костюм состоял из рубахи-косоворотки, пояса и штанов. Обувью служили берестяные лапти, кожаные сапоги, валенки. Пищевой рацион основывался на крупах и мучных изделиях в сочетании с молочными, мясными и рыбными блюдами, продуктами собирательства (грибы, ягоды). Из напитков наиболее распространеными были квас и пиво. Основой соц. орг-ции являлась сел. община, состоящая из домохозяйств одного или неск. населенных пунктов. Среди коренного рус. населения до наст. времени сохр. вера в порчу, в колдовство, в домового и лесного хозяев. Лит.: Русские. М., 1999; Егоров С.Б. Озеряне – этнолокальная группа русских (Исследования 2002 г. в Бокситогорском районе Ленинградской области) // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2002 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. Материалы VII Региональной научной конференции молодых ученых. СПб., 2002. С. 7-14; Егоров С.Б. Локальные группы населения востока Ленинградской области // Университетские Петербургские чтения. СПб., 2003. С. 477-483; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России (Южные окрестности Петербурга – Приладожье – Центральные районы Псковщины). СПб., 2004. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
подробнее…