Вепсы
|
Рубрики
|
|
ВЕПСЫ (устар., чудь, чухари, кайваны; самоназв. у В. Лен. обл.: вепся/бепся/вепсь, вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед, людиникад, чухарид), этническая общность. Веппский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. В. сформировались на терр. между Ладожским, Онежским и Белым озерами (в Межозерье) в результате взаимодействия пришлых прибалт.-фин. групп и местного нас., родственного предкам совр. саамов. С конца I тыс. н. э. началось этнокультурное взаимодействие предков В. (летописная весь) со славянами. Этническая терр. В. со II тыс. н. э. неуклонно сокращалась в результате ассимиляции. В наши дни проживают на смежных терр. Ленингр., Вологодской обл. и Республики Карелия. Делятся на сев., среднюю и юж. этнографические группы. В Лен. обл. В. населяют сев. и сев.-вост. часть Бокситогорского р-на (юж. группа), сев.-вост. часть Тихвинского, юго-вост. часть Лодейнопольского и юж. часть Подпорожского р-нов (средняя группа) . Общая числ. В. в России 8240 чел., в т. ч. в Лен. обл. – 2019 (по данным переписи населения 2002 г.). Осн. занятия в ХХ в.: земледелие, скотоводство. Подсобную роль играли охота и рыболовство, собирательство, лесозаготовительный и иные промыслы: гончарный, катовальный, скорняжный, сапожный, бондарный. Для поселений В. характерна свободная планировка, небольшие размеры и расположение у водоемов. Жилища близки к сев. среднерус. типу. Основой соц. ор-ции являлась сел. община, большое значение имели родственные отношения. Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского нас. Основу пищевого рациона составляли мучные продукты. Сохр. богатый фольклор. Письменность на осн. латиницы. Вепсский яз. преподается факультативно в школах, на нем издается литература и газ. «Kodima» («Родная земля»). Нар. иск-во представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (на р. Ояти), вышивкой, ткачеством. В традиционном мировоззрении В. сохранялись нек-рые языческие элементы: почитание деревьев и животных, вера в духов-хозяев. Верующие В. – православные. В наст. время среди В. осуществляется миссионерская деятельность представителями протестантских направлений.
Лит.: Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984; Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (кон. XIX – нач. ХХ в.). СПб., 1994; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 324-467; Современная наука о вепсах: Достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск, 2006.
С.Б. Егоров
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Водь
|
Рубрики
|
|
Водь (устар. – чудь, самоназв. – вадьялайн), этническая общность, потомки древнего нас. Северо-Запада России. Водский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи, близок к эстонскому. В. обособилась от эстонских племен в I тыс. н. э.; впервые упоминается в рус. летописях под 1069, входила в состав владений Вел. Новгорода (см. Водская земля). С XII в. началось распространение православия; при этом до XX в. сохр. пережитки языческих верований (наподобие ижорских; см. Ижора). На основе археол. находок выделяют три группы В.: северо-западную (Ниж. Полужье); северо-восточную (окрестности Копорья), южную (окрестности г. Гдов; ассимилирована славянами к XIII в.). По переписи 1926 В. насчитывалось ок. 700 чел. (по данным исследователей – более 6 тыс.) на Ниж. Луге и в р-не дер. Котлы и с. Копорье (ныне – Кингисеппский и запад Ломоносовского р-на). В 1980-е В. официально признана исчезнувшим народом. По переписи 2002 в РФ – 73 чел. В. (в т. ч. в Лен. обл. – 12 чел., в СПб. – 12 чел.). По оценкам исследователей, совр. числ. В. в Лен. обл. – неск. десятков чел. (в осн. представители ст. поколения в дер. Краколье и Лужицы Кингисеппского р-на). Традиционные занятия: земледелие, животноводство, рыболовство. Древнее жилище В. (как и у эстонцев) т. н. «жилая рига» – помещение, используемое одновременно для жилья и сушки снопов. Под рус. влиянием распространилась изба восточнославянского типа с духовой печью. В XIX в. различался костюм девушек (глухой белый сарафан без рукавов, круглая шапочка «пяясиэ», украшенная бисером, раковинами каури, оловянными бляшками) и замужних женщин (синий сарафан, головной убор конической формы из полотна на жесткой основе – «пайкас»; до рождения ребенка – белый, после – красный). Волосы замужней женщине в XVIII в. брили; до кон. XIX в. – коротко стригли. В XIX в. распространились рус. сарафаны и головные уборы типа сороки и повойника. Муж. одежда уже в XVIII в. не имела специфических черт. Сохр. и записан фольклор В. (сказки, песни, плачи, поговорки, загадки); широко был известен струнный муз. инструмент канныл (см. Кантеле). Предметы культуры В. представлены в экспозиции Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Лужицы существует частный т. н. Водский нар. музей (создатель – Т.В. Ефимова). С 2000 в июле проводится праздник деревни с участием фольклорных коллективов Кингисеппского р-на.
Лит.: Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992. С. 71-88; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 555-591; Rank G. Vatjalaiset. Helsinki, 1960; Ariste P. Vadja rahvakalender. Tallinn, 1969.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Евреи
|
Рубрики
|
|
ЕВРЕИ (самоназвание на иврите – йегудим, на идише – йид или айид), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Иврит относится к семитской группе афразийской языковой семьи; идиш, распространенный среди Е. России, – к германской группе индоевропейской языковой семьи. Верующие Е. – иудаисты, нек-рые принимали христианство. Е. на терр. совр. Лен. обл. селились с XIX в. Росту числ. Е. препятствовали ограничения на расселение за «чертой оседлости» (окончательная линия определена в 1835), в к-рую входили зап. губернии Рос. империи. За «чертой оседлости» было разрешено селиться отставным солдатам и их потомкам (в 1827-56 практиковался набор еврейских детей в школы кантонистов с дальнейшим отбытием воинской повинности), с 1850-60-х – купцам первой гильдии, обладателям уч. званий, нек-рым категориям ремесленников. В 1897 в С.-Петерб. губ. проживали 4 тыс. Е. В осн. они селились в городах (в т. ч. в пригородах СПб., ныне входящих в его состав), в большинстве своем относились к мещанскому сословию. Еврейские общины существовали в Тихвине, Выборге (в 1890-е – 261 чел.). В 1920-30-е значительно возросла числ. Е. в Ленинграде и его пригородах. После начала Сов.-финл. войны Е. Выборга (около 300 чел.) были эвакуированы вместе с остальными гражданами Финляндии во внутр. р-ны этой страны. В 1941-44 Е., оказавшиеся на терр., оккупированной нем. войсками, подверглись репрессиям (по оценкам исследователей, жертвами холокоста в Лен. обл. стали 3,6 тыс. чел.). Во второй пол. ХХ в. происходило постепенное сокращение числ. Е. за счет ассимиляции и миграций. В 2002 в Лен. обл. проживало 1,7 тыс. евреев. В Выборге действует еврейское культурное об-во, в Киришах – об-во еврейской культуры «Надежда» («Атиква»), в Бокситогорске – семейный клуб «Мир». Еврейские общины зарегистрированы также во Всеволожске, Гатчине, Луге.
Лит.: Плоткин К.М. Ленинград – зона холокоста. –http://school.ort.spb.ru/library/torah/shoa/plotkin.htm#_edn20
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Ижора (Ижорцы)
|
Рубрики
|
|
ИЖОРА (ижорцы, самоназв. – изурит), этническая общность. Яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По наиболее распространенной версии, И. отделились от южнокарельских племен в кон. I – нач. II тыс. н. э., расселялись в басс. рек Ижора и Нева, с XI–XII вв. продвигались по юж. берегу Финского зал. до р. Нарва, контактируя с водью и славянами. С XII в. Ижорская земля – во владении Вел. Новгорода. И. несла пограничную стражу. В 1240 ижорский староста Пельгусий предупредил кн. Александра Невского о высадке шведов на берегу Невы. В 1897 И. насчитывали ок. 14 тыс. чел. Делились на пять отличавшихся диалектами групп: сойкинская (нас. Сойкинского п-ова), нижнелужская (низовья р. Луга), хэвасская (окрестности р. Коваша, фин. – Хеваа), оредежская (верхнее течение р. Оредеж) и И. юж. части Карельского перешейка (к ХХ в. ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). В 1926-36 существовал Сойкинский нац. ижорский сельсовет; работали сел. школы с обучением на ижорском яз. В 1989 числ. И. в Лен. обл. – 276 чел.; всего в СССР – 820 чел. В 2002 в Лен. обл. – 177 чел. (в осн. в Сойкинской и Усть-Лужской вол. Кингисеппского р-на), в СПб. – 53 чел.; всего в РФ – 327 чел. Традиционные занятия: земледелие, животноводство, мор. рыболовство (в т. ч. подледный лов салаки в Лужской губе для изготовления шпрот). В XIX – нач. XX вв. распространились отходничество, посредническая торговля. До ХХ в. сохр. архаические элементы жен. одежды: поверх рубахи (рятсиня) одевали два несшитых полотнища (аануа и хурстут), державшихся на плечевых лямках. Верующие исповедают православие. Еще в XVI в. многие И. оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). Дохристианские элементы сохр. в обрядности вплоть до ХХ в. У И. существовала эпическая поэзия, ее элементы использовал Э. Лённрот при создании «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наиболее известны ижорские сказители Онтропо Мельников и Ларин Параске. Предметы ижорской культуры представлены в экспозициях Ижорского народного музея, Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Вистино и Горки существуют фольклорные коллективы, исполняющие песни на ижорском яз. В июне 2004 в дер. Вистино прошел «Ижорский праздник».
Лит.: Лаанест А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966; Ингерманландская эпическая поэзия / Сост. Э.С. Киуру. Петрозаводск, 1990; Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 89-109; Рябинин Е.А. Ижора // Природа. 1992. № 9. С. 82-89; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 592-620.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Ингерманландские финны
|
Рубрики
|
|
ИНГЕРМАНЛАНДСКИЕ ФИННЫ (финны-инкери, финны ленинградские; устар. – чухонцы, маймисты; самоназвания – суомалайсет, инкерин суомалайсет), этническая общность. Говорят на местных говорах вост. диалектов фин. языка (прибалт.-фин. подгруппа финно-угорской ветви уральской языковой семьи). Верующие исповедуют лютеранство (см. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии). Проживают дисперсно в западных р-нах Лен. обл. (т. н. Ингерманландии). В 1897 в С.-Петерб. губ. насчитывалось 107 тыс. финнов (сел. население); в 2002 в Лен. обл. – ок. 8 тыс. финнов, в СПб. – 4 тыс. чел. Общность сформировалась в результате переселения финнов с Карельского перешейка и районов совр. Вост. Финляндии в Ингерманландию, присоединенную в 1617 к Швеции и находившуюся в запустении после Смутного времени. В XIX в. выделялись этнические группы савакот и эвремейсет. Особую группу (без самоназвания) составляли финны Кургальского п-ова. Групповые различия в осн. исчезли на рубеже XIX–XX вв., когда активно пошли консолидационные процессы. Большую роль здесь сыграла нац. интеллигенция, связанная с Лютеранской церковью (см. Колпанская учительско-кистерская семинария, Путро Моосес). И. ф. занимались земледелием, животноводством; с XIX в. развиваются отхожие промыслы. Осн. тип поселений – деревня. Финские дер., находившиеся к югу от р. Нева, имели уличную планировку; а те, что на Карельском перешейке (Всеволожский р-н), – разбросанную (из неск. групп домов – «поселков», расположенных на вершинах соседних холмов). Расселение в зоне контакта с ижорой, водью, русскими обусловили формирование культурных отличий от финнов-суоми (нас. Финляндии). Специфическим элементом муж. костюма был фин. нож (pukko). В XIX – нач. XX вв. женщины носили сарафаны, обычно красного и синего цветов. Нар. традиции сохранялись в обрядности празднования Егорьева дня (первый выгон скота), Иванова дня (см. Юханнус), свадебной обрядности (обряд «курения» при сватовстве) и т. п. В 1920-30-е на терр. Лен. обл. существовали нац. финские сельсоветы и Куйвазовский (Токсовский) нац. р-н (сев. часть совр. Всеволожского р-на). Репрессии и депортации 1930-40-х привели к формированию ингерманландской диаспоры в Карелии (в 2002 – 14,3 тыс. чел.) и Эстонии. В 1990-е часть И. ф. эмигрировала в Финляндию. В 1988 создана общественная орг-ция «Инкерин Лиитто» («Ингерманландский союз»), занимающаяся сохр. и развитием культуры этой этнической общности.
Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992. С. 130-148; Заднепровская А.Ю. Ингерманландские финны // Многонациональный Петербург. СПб., 2002. С. 528-541; Смирнова Т.М. Национальность – питерские: Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX в. СПб., 2002. С. 402-431; Гильди Л.А. Судьба «социально-опасного» народа. СПб., 2003; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004. С. 16-88; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX–ХХ в. СПб., 2004; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 469-521; Inkeri. Historia, kanssa, kulttuuri. Helsinki, 1991.
А.Ю.Чистяков
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Карелы
|
Рубрики
|
|
КАРЕЛЫ (самоназвание – карьялайзет), этническая общность. В составе К. выделяется ряд этнолокальных групп. Карельский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи и включает три диалекта: собственно карельский, ливвиковский и людиковский. Согласно переписи нас. 2002, в РФ зафиксировано 93344 карела, в т. ч. в Лен. обл. – 2057 чел. На терр. Лен. обл. имеются два ареала компактного проживания К. Один из них образовался в XVII в. в верховьях р. Чагода (ныне – Бокситогорского р-н), где сформировалась группа тихвинских карел. Другой ареал расположен севернее р. Свирь в Лодейнопольском р-не (группа деревень Андреевщина, быв. Кондуши). Самоназв. тихвинских К. – карьялазет/кариалазет, ливвиков – ливгиляйне, ливвикёй. У тихвинских К. сформировался особый говор собственно карельского диалекта, лодейнопольские К. говорят в быту на ливвиковском диалекте. Осн. часть тихвинских К. в прошлом – старообрядцы-беспоповцы, ливвики – правосл. христиане. Осн. х-ва тихвинских и лодейнопольских К. в XIX – нач. ХХ вв. – земледелие и животноводство. Подсобную роль играли охота и рыболовство, лесные промыслы, в т. ч. лесозаготовки. Из домашних ремесел получили развитие бондарное, ткацкое произ-ва, вышивка, вязание, плетение из бересты, резьба и роспись по дереву. Преобладают дер. с прибрежно-рядовой и уличной планировками. Традиционное жилище – срубная изба западно- и севернорус. типа. Традиционный костюм близок севернорусскому. Осн. питания – мучные и крупяные изделия, а также овощи, грибы, ягоды, рыба, молочные продукты, реже – мясо. Повседневные напитки – репный квас, чай, праздничный – пиво. У ст. поколения сохр. представления о духах-хозяевах воды, леса, дома, хоз. построек. Сохр. традиция обрядовой причети, сформировались предания, бытуют сказки, малые формы фольклора.
Лит.: Макаров Г.Н., Рягоев В.Д. Образцы карельской речи: Говоры ливвиковского диалекта карельского языка. Л., 1969; Рягоев В.Д. Образцы карельской речи (Тихвинский говор собственно карельского диалекта). Л., 1980; Фишман О.М. Жизнь по вере: Тихвинские карелы-старообрядцы. М., 2003.
С.Б. Егоров
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Карелы-ливвики
|
Рубрики
|
|
подробнее…
|
Латыши
|
Рубрики
|
|
ЛАТЫШИ (самоназвание – латвиеши), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Латышский яз. относится к балтийской группе индоевропейской языковой семьи. Верующие – лютеране и католики (преим. жит. Латгалии). Переселение на терр. России латышских крестьян началось после отмены крепостного права в Курляндской (1817) и Лифляндской (1819) губ. и усилилось во второй пол. XIX в. Л. проживали на хуторах, компактные поселения находились на терр. Тосненского, Лужского р-нов, в окрестностях г. п. Мга. В нач. ХХ в. латышские молитвенные дома были открыты в дер. Равино (Равань) (ныне – нежилая местность близ дер. Апраксин Бор), дер. Тигода-Курляндская, латышская ц. находилась в с. Кудепо-Замошье (близ совр. пос. Завижье Лужского р-на). В 1897 в СПб. губ. проживало ок. 4 тыс. Л. Часть Л. репатриировалась после получения Латвией независимости в 1920. Числ. Л. сократилась за счет ассимиляции, репрессий 1930–1940-х, миграций. В 2002 в Лен. обл. проживало 586 Л. (еще 6 чел. записались латгальцами).
Лит.: Шкаровский М., Черепенина Н. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 103-121.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
подробнее…
|
Немцы
|
Рубрики
|
|
НЕМЦЫ (самоназвание – дойч), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Говорят на нем. яз. германской группы индоевропейской языковой семьи. Верующие – лютеране и католики. Осн. нас. Германии. В России (на 2002) – 597,2 тыс. чел., в т. ч. в Лен. обл. – 2,4 тыс. чел. Н. отмечены в Ингерманландии в XVII в. среди нас. Ниеншанца. Рост числ. Н. начался в XVIII в., в период реформ Петра I, к-рый приглашал специалистов из-за рубежа. Среди Н. были выходцы из Прибалтики и из Германии. Н. проживали в городах, значительная часть помещиков в зап. уездах СПб. губ. (совр. Кингисеппский, Волосовский р-ны) имела нем. происхождение (Корфы, Врангели, Веймарны и др.). Особую группу в составе Н. составили колонисты. В 1897 числ. Н. в СПб. губ. составляла 8,1 тыс. чел. Нем. лютеранские приходы (лютеране преобладали среди Н. Лен. обл.) находились в гг. Выборг (см. Лютеранская церковь Святых Апостолов Петра и Павла), Ямбурге (Кингисеппе), пос. Ковалево (колония Смольная), дер. Новосаратовка (см. Новосаратовская колония, Лютеранская церковь Святой Екатерины), Янино, Кипень. Н. составляли часть прихожан (наряду с финнами и эстонцами) церквей в г. Гатчина (см. Лютеранская церковь Святителя Николая), гор. пос. Дружная Горка, дер. Кобрино, с. Ручьи (Ломоносовский р-н). После 1917 происходило сокращение числ. Н. Из Ленинграда и окрестностей Н. были депортированы в марте 1942 (см. Депортации этнические). В 1980–90-е часть Н. репатриировалась на ист. родину.
Лит.: Кёппен П.И. Об инородческом, преимущественно немецком населении Санкт-Петербургской губернии // Журнал Министерства внутренних дел. 1850. Ч. 32. Кн. 10. С. 181-209; Иванова Н.И. Немцы в Санкт-Петербурге и окрестностях. СПб., 1999.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Русские
|
Рубрики
|
|
РУССКИЕ, этническая общность, основное население РФ. В составе Р. выделяется ряд субэтносов и этногр. групп (напр., казаки и поморы). Рус. яз. принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи. В РФ, по данным переписи нас. 2002, 115,9 млн русских (79,8% от общей числ. нас.). В Лен. обл. Р. также являются крупнейшим народом – 1,5 млн чел. (89,6 % нас. обл.). Верующие Р. в осн. правосл., имеются приверженцы старообрядчества. В последние два десятилетия среди части рус. нас. распространились разл. направления протестантизма и религ. сектантство. В Лен. обл. сформировались локальные группы Р., имеющие нек-рые особенности в культуре, быту и верованиях. Предки Р. – вост. славяне – появились на терр. совр. Лен. обл. в середине I тыс. н. э. Постепенно они ассимилировали или вытеснили с прежних территорий прибалт.-фин. население (предков саамов, карел, вепсов, ижоры, води). К нач. II тыс. н. э. осн. р-нами расселения восточнославянского нас. стали терр. Ижорского плато, Верхнее Полужье и Поволховье. Здесь на базе новгородских словен и кривичей сложилась группа древнерус. населения, позднее обособившаяся как обл. группа новгородцев. Она стала составной частью рус. этноса в кон. XV – XVI вв. Наиболее значительный приток рус. населения из др. регионов России на терр., расположенную в окрестностях СПб., происходил в первой пол. XVIII в., а также во второй пол. ХХ в. Хозяйство Р., проживавших на терр. совр. Лен. обл. на рубеже XIX–ХХ вв., основывалось на сочетании неск. отраслей. Важнейшими были земледелие и животноводство. На Ладожском и Онежском оз., на Финском зал. занимались рыболовством. На востоке, где имелись значительные лесные массивы, – охотой, собирательством и заготовкой леса. Среди промыслов наибольшую изв. получили гончарное произ-во с центрами на рр. Оять и Явосьма, киришский (захожский) промысел по изготовлению кружев на коклюшках (см. Захожское кружево). Домашние ремесла (ткачество, вышивка, произ-во изделий из дерева, плетение) обеспечивали внутр. потребности крест. хозяйств. Сел. поселения Р. первоначально формировались под воздействием природно-геогр. факторов: они располагались в осн. по берегам водоемов с учетом ландшафта. В XVIII – нач. XX вв. поселения постепенно приобретают регулярную планировку. Традиционная усадьба включала, кроме разнообразных хоз. построек, срубную избу сев.-среднерус. или западнорус. типа, на западе обл. встречались кирпичные дома. В осн. традиционной жен. одежды был сарафанный комплекс. В нач. ХХ в. появились гор. элементы: кофта, юбка. Муж. костюм состоял из рубахи-косоворотки, пояса и штанов. Обувью служили берестяные лапти, кожаные сапоги, валенки. Пищевой рацион основывался на крупах и мучных изделиях в сочетании с молочными, мясными и рыбными блюдами, продуктами собирательства (грибы, ягоды). Из напитков наиболее распространеными были квас и пиво. Основой соц. орг-ции являлась сел. община, состоящая из домохозяйств одного или неск. населенных пунктов. Среди коренного рус. населения до наст. времени сохр. вера в порчу, в колдовство, в домового и лесного хозяев.
Лит.: Русские. М., 1999; Егоров С.Б. Озеряне – этнолокальная группа русских (Исследования 2002 г. в Бокситогорском районе Ленинградской области) // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2002 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. Материалы VII Региональной научной конференции молодых ученых. СПб., 2002. С. 7-14; Егоров С.Б. Локальные группы населения востока Ленинградской области // Университетские Петербургские чтения. СПб., 2003. С. 477-483; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России (Южные окрестности Петербурга – Приладожье – Центральные районы Псковщины). СПб., 2004.
С.Б. Егоров
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Саамы
|
Рубрики
|
|
подробнее…
|
Савакот
|
Рубрики
|
|
САВАКОТ (savakot, саваки), этническая группа ингерманландских финнов. Потомки переселенцев XVII в. в Ингерманландию из обл. Саво в Вост. Финляндии. Культура и диалект С. были более близки финнам-суоми, чем у др. группы – эвремейсет. С. проживали на Карельском перешейке в окрестностях Колтушей (см. Колтушское сельское поселение), в р-не Мги, Молосковиц, Губаниц. На Дудергофских высотах, близ Ропши С. проживали чересполосно с эвремейсет. По данным П.И. Кёппена, в сер. XIX в. С. насчитывалось 43 тыс. чел. На рубеже XIX–XX вв. в результате процесса этнической консолидации групповое самосознание С. сменилось общефинским. Этноним С. в XX в. вышел из употребления.
Лит.: Чистяков А.Ю. Этнические группы ингерманландских финнов в XVIII–XIX вв. // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 160-166.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Финно-угорские народы
|
Рубрики
|
|
ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ, этнические общности, говорящие на яз. финно-угорской группы, к-рая входит (наряду с самодийской и юкагирской группами) в состав уральской (урало-юкагирской) языковой семьи. Ф.-у. н. ист. проживают на терр. РФ, Финляндии (финны, саамы), Латвии (ливы), Эстонии (эстонцы), Венгрии (венгры), Норвегии (саамы), Швеции (саамы). По мнению лингвистов, прауральская языковая общность фиксируется в эпоху мезолита (IX–VI тыс. до н. э.). Согласно антропологическим данным, Ф.-у. н. сформировались на терр., расположенной между ареалами европеоидной и монголоидной рас. Впоследствии расселение в разл. геогр. зонах Сев.-вост. Европы и Зап. Сибири, контакты с иноэтничными соседями (носителями индоевропейских, тюркских яз.) обусловили значительные различия в антропологическом типе, х-ве, культуре, языках Ф.-у. н. В сер. III тыс. до н. э. произошло обособление угорской ветви (предки хантов, манси, венгров). В I тыс. до н. э. выделись ветви: поволжская (предки мордвы, марийцев), пермская (предки коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов), прибалт.-фин. (предки вепсов, води, ижоры, ингерманландских финнов, карел, ливов, сету, финнов, эстонцев). Особую ветвь составили саамы. В Европ. России с Ф.-у. н. связывают археол. культуры: дьяковскую (вторая пол. I тыс. до н. э. – первая пол. I тыс. н. э., басс. Верх. Волги, Оки, Валдайская возвышенность), городецкую (VII в. до н. э. – V в. н. э., ср. и ниж. течение Оки, Ср. Поволжье, басс. рр. Мокша, Цна), ананьинскую (VIII–III вв. до н. э., басс. Камы, отчасти Ср. Волги, Вятки, Белой), пьяноборскую (II в. до н. э. – V в. н. э., басс. Камы). На терр. Лен. обл. ист. проживают народы, говорящие на прибалт.-фин. яз. (вепсы, водь, ижора, ингерманландские финны, карелы, финны, эстонцы). Они относятся к беломоро-балтийскому типу (расе) европеоидной расы.
См. также: Вепсы, Водь, Ижора (Ижорцы), Ингерманландские финны, Карелы, Эстонцы.
Лит.: Хайду П. Уральские языки и народы. М., 1985; Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Vuorela T. The Finno-Ugric Peoples. Bloomington, 1964; Сайт «Информационный центр финно-угорских народов». – http://www.finugor.ru
А.А. Трипольская
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Финны
|
Рубрики
|
|
ФИННЫ (устар. – чухонцы, самоназвание – суомалайсет), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Ф. в мире насчитывается более 5 млн. чел. Осн. население Финляндии (4,6 млн. чел.). Проживают также в Швеции (300 тыс.), США (300 тыс.). В России (Лен. обл., Карелия, СПб., Мурманская обл.) – 34.364 чел.; в Лен. обл. – 7.965 (на 2002, включая ингерманландских финнов). Ф. сформировались в результате слияния племен сумь, емь (тавасты), выборгских и присайминских карел. Фин. яз. относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Верующие исповедают лютеранство. На терр. совр. Лен. обл. проживали собственно финны или финны-суоми (быв. Выборгская губ. Финляндии, ныне – Выборгский и Приозерский р-н) и ингерманландские финны. Ф. Выборгской губ., в отличие от нас. остальной ч. Вел. княжества Финляндского, были арендаторами самостоятельных х-в, к категории торпарей (безземельные и малоземельные крестьяне-батраки) относилось не более 3% нас. В XIX в. сформировалась хуторская система х-ва. Мигранты из Выборгской губ. проживали в СПб., С.-Петерб., Олонецкой губ. Традиционное жилище – дерев. срубный дом с двускатной крышей. Для фин. муж. костюма характерны жилеты, куртки, кафтаны; у женщин – юбка, лиф-безрукавка или кофта, у замужних – чепец (расцветка одежды различалась по приходам). В системе питания преобладал хлеб, молочные блюда, рыба. Традиции сохр. в календарной обрядности (см. Юханнус), обрядности жизненного цикла. У Ф. Выборгской губ. были записаны многочисл. фольклорные произв. (см. Рунопевцы, Швиндт Т., Европеус Д.). Ф., проживавшие на терр., отошедшей к СССР в 1940, после Сов.-финл. войны, в осн. были эвакуированы в Финляндию и окончательно покинули родные места после кратковременного возвращения в 1941-44. Фин. население Лен. обл. в осн. составляют ингерманландские финны.
Лит.: Финны в России. Петрозаводск, 1998; Высек пламя Илмаринен: Антология финского фольклора. М., 2000; Энгман М. Финляндцы в Петербурге. СПб., 2005; Talve I. Finnish folk culture. Helsinki, 1997. (Studia Fennica Ethnologica. Vol. 5).
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Финны-инкери*, см. Ингерманландские финны
|
Рубрики
|
|
подробнее…
|
Цыгане
|
Рубрики
|
|
ЦЫГАНЕ (самоназвание – рома), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Потомки мигрантов из Германии и Швеции, относившиеся к группе «русские рома», отмечены на терр. совр. Лен. обл. в нач. XVIII в. В 1733 Сенат издал указ, позволяющий Ц. «жить и торговать лошадьми» в Ингерманландии, они были включены в подушную подать. По вероисповеданию большинство Ц. были правосл., но в Ингерманландии также отмечены лютеране. Занимались торговлей, ремеслами, проф. нищенством и попрошайничеством, особым занятием у женщин является гадание. В 1897 в С.-Петерб. губ. насчитывался 271 ц. В 1926 и 1928 были приняты постановления верх. органов СССР и РСФСР, к-рые должны были способствовать переходу Ц. к оседлому образу жизни, в 1930-е проводились мероприятия по привлечению Ц. в колхозы. В 1941-44 Ц., оказавшиеся на оккупированной нем. войсками терр., подлежали уничтожению. В 1956 принят указ През. Верх. Совета СССР о привлечении Ц. к оседлому образу жизни и пост. Совета Министров РСФСР № 685 от 20 окт. 1956 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Постепенно у части Ц. появляется постоянное место жительства. По официальным данным, в 2002 в Лен. обл. насчитывалось 4,6 тыс. Ц. (в реальности, вероятно, больше, т. к. числ. кочевых ц. плохо поддается учету). На терр. обл. имеются разл. группы Ц., в т. ч. котляры, или кэлдэрары – потомки румынских Ц., мигрировавшие в Россию в сер. XIX в. (окрестности пос. Лесколово); кишиневцы – потомки мигрантов из Бессарабии сер. XIX в. (г. п. Тайцы). Кочевой образ жизни ведут венгерские Ц., а также цыгане-люли (выходцы из Таджикистана, мусульмане), появившиеся в Лен. обл. в последние годы. В СПб. функционирует Сев.-зап. центр соц. и правовой защиты рома (цыган) (в рамках С.-Петерб. отделения об-ва «Мемориал»), занимающийся соц. и правовой защитой Ц.
Лит.: Деметер Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000; Сайт Н.В. Бессонова «Цыгане России». – http://zigane.pp.ru
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
|
подробнее…
|
Чудь* см. Водь
|
Рубрики
|
|
подробнее…
|
Шведы
|
Рубрики
|
|
ШВЕДЫ (самоназвание – свенскар), этническая общность. Швед. яз. относится к германской группе индоевропейской языковой семьи. Верующие – лютеране. В наст. время проживают в осн. в Швеции (7,75 млн. чел.) и Финляндии (300 тыс., имеют компактные ареалы расселения). На Руси IX–XI вв. выходцы из Скандинавии составляли компонент нас. Ладоги, скандинавские дружины (викинги, в рус. традиции – варяги) играли важную роль в полит. жизни. В XIII в. Швеция подчинила осн. терр. Финляндии, что сопровождалось христианизацией региона. Ш. компактно селились на Туркуском архипелаге, нек-рых участках побережья Балтийского моря вплоть до р. Кюми на востоке (Аландские о-ва были заселены выходцами из Швеции еще в VI в.). Центром швед. культуры на терр. совр. Лен. обл. стал г. Выборг. Попытки Швеции расширить свои владения до р. Нева к нач. XIV в. потерпели неудачу. В XVII в. швед. власти раздавали дворянам во владение земли в Ингерманландии, однако обычно владельцы управляли поместьями, не переселяясь в них. В результате Сев. войны Швеция утратила свои владения в Приневье и на Карельском перешейке. В XVIII в. в Выборге, принадлежавшем России с 1710, адм. языком стал немецкий, но после присоединения Выборгской губ. к Вел. княжеству Финляндскому в 1811 им снова стал шведский. В Финляндии Ш. (или шведоязычное нас.) составляли привилегированные слои об-ва (в т. ч. творческую интеллигенцию), были наиболее квалифицированными ремесленниками. Подъем фин. нац. движения в XIX в. сопровождался в среде интеллигенции сменой швед. идентичности на финскую, выразившейся во мн. случаях и в переводе фамилий. В 1863 фин. яз. официально получил равные права со шведским, а в 1922 был издан закон, провозгласившей финский и шведский гос. языками Финляндии. Шведоязычное нас. сохранялось в Выборге до Сов.-финл. войны, когда было эвакуировано вглубь Финляндии.
Лит.: Шлыгина Н.В. Финляндские шведы // Этнические меньшинства в современной Европе. М., 1997. С. 172-193; Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998; Страницы Выборгской истории. Вып. 1-2. Выборг, 2000, 2004.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Эвремейсет
|
Рубрики
|
|
ЭВРЕМЕЙСЕТ (ayramoiset, эвремейсы, эвримейсы), этническая группа ингерманландских финнов. Потомки переселенцев XVII в. в Ингерманландию из обл. Эуряпяэ на Карельском перешейке. Э. в большей степени, чем савакот, сохраняли архаические элементы культуры. В XIX в. отличием жен. костюма Э. была рубаха с вышивкой (обычно красного цвета). Диалект Э. близок диалектам ижор. Э. проживали на Карельском перешейке в окрестностях дер. Вартемяги и г. п. Токсово, в р-не пос. Лисино-Корпус, по юж. побережью Финского зал. – от Стрельны до Сойкинского п-ова. На Дудергофских высотах (в р-не пос. Ропша) расселялись чересполосно с савакот. Исследователи XIX в. относили к Э. ингерманландских финнов Кургальского п-ова и междуречья Луги и Нарвы, к-рый в наши дни считаются отд. группой – потомками переселенцев с о-вов Финского зал. По данным П.И. Кёппена, в сер. XIX в. Э. насчитывалось 29 тыс. чел. На рубеже XIX–XX вв. в результате процесса этнической консолидации групповое самосознание Э. сменилось общефинским. Этноним Э. в XX в. вышел из употребления.
Лит.: Чистяков А.Ю. Этнические группы ингерманландских финнов в XVII–XIX вв. // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 160-166.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
подробнее…
|
Эстонцы
|
Рубрики
|
|
ЭСТОНЦЫ (самоназв. – ээстласед, устар. – маарахвас), этническая общность. Эстонский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Проживают в Эстонии (963 тыс. чел.), России (28,1 тыс. чел.), Швеции, Латвии. В 1897 в С.-Петерб. губ. (без СПб.) проживало 51,9 тыс. Э. (в осн. в зап. части, включая Гдовский у). На 2002 в Лен. обл. проживало 1,4 тыс. Э. Выходцы из Эстонии зафиксированы на терр. западных р-нов совр. Лен. обл. в XVIII в. Массовая миграция крестьян-эстонцев началась после отмены крепостного права в Эстляндии и Лифляндии в 1816 и 1819, усилилась во второй пол. XIX в. В нач. XX в. миграцию стимулировала аграрная политика П.А. Столыпина, направленная на развитие хуторского х-ва. Э. селились на хуторах, к-рые часто располагались близ деревень, где проживали представители др. национальностей. Существовали и дер. (фактически скопления хуторов) с преобладанием эстонского нас.я (напр., дер. Зимитицы в Волосовском р-не). Э. занимались земледелием, молочным животноводством. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), картофель. В земледелии применяли прогрессивные методы (многополье, травосеяние), чем выделялись среди местных крестьян. Для сел. застройки Э. характерны бревенчатые дома-пятистенки на низком подклете. При сооружении жил. и хоз. построек использовали также бутовый камень. Этническая специфика долгое время сохранялась в пище (блюда из свинины, картофеля, кровяные колбасы). Из календарных обрядов наиболее изв. празднование дня св. Яана (св. Иоанн) 24 июня. Верующие – лютеране, также есть православные. Религ. центры находились в СПб., гг. Ямбург, Гатчина, Луга, дер. Тешково Волосовского р-на. В период ВОВ произошло сокращение числ. Э. в Лен. обл., в связи с тем, что нем. оккупационные власти переселили их на терр. Эстонии.
Лит.: Засецкая М.Л. Эстонцы Лужского р-на Ленинградской области (кон. 19 – сер. 20 в.) // Население Ленинградской области: Материалы и исследования по истории и традиционной культуре. СПб., 1992. С 132-143; Она же. Система социализации у эстонцев-переселенцев Санкт-Петербургской губернии (вторая пол. 19 – нач. 20 в.) // Из истории Санкт-Петербургской губернии: Новое в гуманитарных исследованиях. СПб., 1997. С. 52-64; Маамяги В.А. Эстонцы в СССР. 1917–1940 гг. М., 1990; Смирнова Т.М. Национальность – питерские: Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX в. СПб., 2002. С. 431-481, 520-549; Шкаровский М., Черепенина Н. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 89-103.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Этнические общности Ленинградской области
|
Рубрики
|
|
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Э. о. (или этносами, народами) принято называть исторически сложившиеся устойчивые сообщества людей, сформировавшиеся на определенной терр., обладающие общими чертами культуры и самосознанием, выраженным в самоназвании. Самосознание или идентичность – важнейший признак Э. о. Терр. Лен. обл. исторически являлась зоной контакта финно-угорских народов и славян (русских). О ранних этапах этногенеза (формирования Э. о.) свидетельствует ряд археол. находок (см. Археологические памятники, Курганы древнерусские, Могильники води, Могильники ижоры, Могильники карел). В наши дни в Лен. обл. проживают прибалт.-фин. Э. о.: ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, вепсы, карелы. В нач. ХХ в. на терр. обл. значимые по числ. этнические общины составляли также индоевропейские Э. о.: немцы, шведы (особенно в г. Выборг), латыши, цыгане. В ряде городов проживали евреи. Сов.-финл. война 1939-40 привела к полной смене этнического состава нас. Карельского перешейка (совр. Выборгский и Приозерский р-ны). После эвакуации местных жит. (преим. финнов, также шведов, русских) вглубь Финляндии опустевшие терр. заселялись русскими из разл. областей России. На сокращение числ. неславянских Э. о. в ХХ в. оказали влияние процессы урбанизации, добровольные миграции, а также депортации этнические (затронувшие ингерманландских финнов, ижору, водь, немцев). В наст. время в Лен. обл. русские составляют подавляющее большинство нас. (среди них много выходцев из др. регионов).
Лит.: Выскочков Л.В. Об этническом составе сельского населения Северо-Запада России (Вторая пол. 18 – 19 вв.) // Петербург и губерния: Ист.-этногр. исследования. Л., 1989. С.113-131; Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|