Статьи
/
Трезвенничество
Сектантство | |
Рубрики | |
СЕКТАНТСТВО. Религиозные об-ва, не принадлежащие к мировым конфессиям, условно разделяются на имеющие зап., рус. и вост. происхождение. К протестантским (зап.), помимо баптистов, относятся адвентисты седьмого дня (появились в первой пол. XIX в. в США). В С.-Петерб. губ. первая их община образована в 1897; в 1917 открыты три молитвенных дома в Петрограде и один – в колонии Каменка (Выборгский р-н). Последняя община ликвидирована в мае 1938. В 1945 создан Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня; в 1946-47 в Ленинграде существовала легальная община (150 чл.), снятая затем с регистрации и ушедшая в подполье; вновь зарегистрирована в 1981. В 2004 адвентисты имели восемь общин в СПб. и семь – в Лен. обл. (в Выборге, Луге, Пикалево, Кингисеппе, Гатчине, Светогорске и Тосно). Связаны с баптизмом и христиане веры евангельской (пятидесятники). В 1911 их община возникла в Выборге, а в 1913 – в СПб. Последняя община в обл. ликвидирована в 1938. После ВОВ в Ленинграде существовали три, а в области – восемь нелегальных групп (Тосненская возродилась в период нем. оккупации). В Ленинграде первая группа зарегистрирована в 1978, в обл. (в Гатчинском р-не) – в 1983. В 2004 имелось 50 общин пятидесятников в СПб. и 40 – в обл. В 1995 зарегистрирована Ассоциация христианских церквей «Союз христиан», имеющая в Лен. обл. 20 организаций. С 1992 значительное распространение получили свидетели Иеговы (течение возникло в 1870-е в США). С 1999 их управляющий центр в России находится в пос. Солнечное (на терр. СПб.). В наши дни в СПб. они имеют 60 собраний с 8 тыс. членов; в области зарегистрированы семь объединений, но фактически они существуют во всех районных центрах. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны; с 1830, возникла в США) имеет с 1991 две общины: в СПб. и Выборге. По одной общине (в СПб. и Выборге) имеет Армия спасения (создана в 1878). Рус. происхождение имеют трезвенники (чуриковцы) и «Богородичный центр» (с 1992; самоназв. – «Православная Церковь Божией Матери Державная»), одна община к-рого находится в СПб. и четыре – в обл. (в Выборге, Гатчине, Волхове, Всеволожском р-не), в т. ч. «скит» под назв. «Обитель Соловецкой Голгофы» в дер. Мендсары (Всеволожский р-н). К вост. течениям относятся: последователи веры Бахай (бахаисты), к-рые имеют общины в СПб. и Выборге, об-во сознания Кришны (вайшнавы, кришнаиты), Сахаджа Йога, ныне запрещенная «Аун Сенрекё», мунисты (последователи корейского проповедника С. Муна). Лит.: Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 68-81, 97-129. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
подробнее… | |
Чуриков Иван Алексеевич (1861-1933), проповедник | |
Рубрики | |
ЧУРИКОВ Иван Алексеевич (1861–1933), проповедник, основатель движения трезвенничества. Окончил сел. школу, занимался торговлей. После самоубийства жены и пожара, уничтожившего имущество, раздал уцелевшее и отправился странствовать. С 1894 в СПб., проводил на частных квартирах духовно-нравственные беседы о вреде пьянства. Выслан за незаконное присвоение мирянином права проповедовать и толковать слово Божие; в 1898 помещен в Самарскую больницу для душевнобольных, в 1900 – в арестное отделение Спасо-Евфимиевского мон. в Суздале. Освобожден благодаря ходатайствам последователей, вернулся в СПб. В 1906-08 создал в СПб. и пос. Вырица первые орг-ции трезвенников (см. Трезвенничество). Поселился в Вырице, где регулярно проводил собрания «на тему Евангелия по отрезвлению народа от пьянства». С 1910 устраивал проповеднические собр. в Обухове (ныне СПб.), где для этой цели построил кам. дом; здесь же находился Центр. совет об-ва. В 1913 Ч. запрещено проведение собр. и бесед, в 1914 он и его последователи по указанию С.-Петерб. епарх. управления не допускаются к причастию «за сектантские заблуждения». После рев-ций 1917 получил свободу проповеди. В 1918-29 жил в осн. в Вырице: пред. созданной им с.-х. коммуны, занимался наставничеством и врачеванием, изредка бывал в Обухове. В дек. 1922 юрисдикцией обновленческого Петрогр. епарх. управления с Ч. снят запрет на причастие. В 1927 арестован вместе с помощниками, в 1928 16 чел. приговорены к трем годам концлагеря. Ч. «ввиду преклонного возраста» освобожден, но в 1929 вновь арестован, перевезен в Москву. Обращение во ВЦИК об освобождении Ч. подписали более 1 200 ленингр. рабочих. Приговорен к трем годам лишения свободы; в 1932 срок продлен еще на три года. Умер в Ярославском политизоляторе. Лит.: Элиашевич И.Я. Правда о Чурикове и чуриковцах. Л., 1928; Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002. С. 290; Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г. Судьбы христианского сектанства в Советской России (1917 – конец 1930-х годов). СПб., 2003. С. 239-252, 259-260. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |