Персоны энциклопедии / Шкаровский Михаил Витальевич
1 2 3 4 5 6
Александра Невского Святого князя церковь (г. Волосово)
Рубрики
АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СВЯТОГО КНЯЗЯ ЦЕРКОВЬ (г. Волосово, ул. Хрустицкого, 17). Дерев. ц. в рус. стиле с одним небольшим куполом построена в 1904-05, освящена в 1905. В 1918 конфискованы метрические книги, а также церк. земли. С 1922 принадлежала обновленцам. Не действовала с 1937. Закрыта 11 июля 1938, передана под пионерский клуб. Вновь открыта осенью 1941, в период нем. оккупации. Настоятель ц. (с осени 1941 до весны 1945) священник Дмитрий Горемыкин арестован в 1945 и приговорен к 10 годам лагерей (освобожден в 1955). После окончания войны не закрывалась. Сохр. старинный иконостас, в наст. время проводится ремонт здания. Лит.: Клавинг В.В. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С. 22; Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб., 2005. С. 309, 562; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Алексий (Симанский) (1877-1970), Патриарх, церковный деятель
Рубрики
АЛЕКСИЙ (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), патриарх. Родился в Москве в семье камергера. В 1896 окончил Николаевский лицей, в 1899 – юрид. ф-т Моск. ун-та. В 1902 пострижен в монашество, в 1903 –иеромонах. Окончил Моск. ДА (1904), назначен инспектором Псковской семинарии. В 1906 – ректор Тульской семинарии, архим. В 1911 ректор Новгородской семинарии, одновременно назначен настоятелем мон. Прп. Антония Римлянина. В 1913 еп. Тихвинский, викарий Новгородской епархии. В 1913-21 подолгу жил в Тихвине, служил в его церквах. В 1920-21 находился под арестом. С 1921 назначен еп. Ямбургским, первым викарием Петрогр. епархии, служил в церквах Ямбурга. С авг. 1922 возглавил Петрогр. автокефалию, боровшуюся с обновленцами. 21 окт. 1922 арестован, сослан в Казахстан. 7 апр. 1926 вернулся в Ленинград, вскоре назначен упр. Новгородской епархией, архиеп. Тихвинский (с кон. 1926 – Хутынский). В 1932 митр. Старорусский, в 1933 – митр. Новгородский. С 5 окт. 1933 по 4 февр. 1945 – митр. Ленинградский. В 1941-44 находился в блокадном Ленинграде, постоянно совершал богослужения в храмах, выступал с патриотич. посланиями к пастве. В мае 1944 передал свою дачу на ст. Сиверская под дет. дом. В качестве чл. «Ленингр. обл. комиссии по установлению и расследованию злодеяний нем.-фаш. захватчиков...» участвовал в обследовании освобожденных р-нов. 15 мая 1944 назначен местоблюстителем Патриаршего престола. На Всерос. Поместном Соборе 2 февр. 1945 избран Патриархом Московским и всея Руси. Д-р богословия (с 1949). Скончался на Патриаршем подворье в с. Лукино Моск. обл. Погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Лит.: Казем-Бек А.Л. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I // Богословские труды. 1998. Сб. 34. С. 13-185; Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Алексия митрополита Московского Святителя церковь (пос. Тайцы, Гатчинский р-н)
Рубрики
АЛЕКСИЯ МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ (г. п. Тайцы, Гатчинское ш., 16а). В 1906 в Тайцах построена дерев. ц. (арх. А.В. Ольховский). В 1921 она закрыта, в 1923 разобрана и перенесена на Таицкое кладб., освящена во имя Свят. Николая, в 1934 уничтожена. Кам. церковь в неорус. стиле на 700 прихожан построена в 1913-14 (арх. И.В. Экскузович; по др. сведениям, Н.И. Постников). Освящена в 1921. Закрыта в 1939, использовалась под клуб. Действовала в 1941-43. В 1990 возвращена верующим, богослужения начались в янв. 1991; к 2002 восстановлена. Лит.: Мещанинов М.Ю. Таицкие храмы // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 30/31. С. 196-201. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Андреевский скит
Рубрики
АНДРЕЕВСКИЙ СКИТ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ (Агафонов луг близ дер. Коркино, Всеволожский р-н). В годы ВОВ в этих местах проходила «Дорога смерти», или «Дорога скорби», по к-рой шли солдаты к «Невскому пятачку». В кон. 1942 здесь формировались войска, прорвавшие 18 янв. 1943 блокаду Ленинграда, штаб находился поблизости в лесу. Скит возник на базе крест. хоз-ва «Краеугольный камень» В.М. Елгина. Узнав об ист. и духовной значимости места, он в 1995 сообщил об этом митр. Иоанну, к-рый благословил установление поклонного креста, утвердил проект часовни и предложил создать скит во имя Ап. Андрея Первозванного. 18 окт. 1998 утверждено положение о ските. Летом 1999 заложена часовня; позднее возник проект пристройки к часовне алтаря (с преобразованием ее в церковь) и колокольни с трапезной и б-кой. 27 дек. 2003 ц. Свв. Зосимы и Савватия освящена архим. Назарием; началось еженедельное совершение служб. Монах Серафим (В.М. Елгин) назначен строителем скита. В 2002 лавра получила в аренду участок леса размером 2,5 га. Продолжается возведение колокольни, братского корпуса и др. построек. Лит.: На «Дороге скорби». Скит Андрея Первозванного // Вестник военного и морского духовенства. 2005. Спецвыпуск. С. 276-277. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Баптизм
Рубрики
БАПТИЗМ. Разновидность протестантизма. В 1880 появился первый молитвенный зал баптистов в СПб., в 1884 там же прошел первый съезд баптистов и близких к ним евангельских христиан России. Вскоре последовал запрет на проповедь Б., отмененный в 1905. Один из руководителей евангельских христиан И.С. Проханов (вице-през. Всемирного союза баптистов) издавал в Петербурге в нач. XX в. журн. «Христианин» (1905-16) и «Утренняя звезда» (1909-16). В 1912 создана община в г. Шлиссельбург. В 1924 баптисты и евангельские христиане объединились. В 1920-х в Лен. обл. было 43 общины (4,5 тыс. членов). В Ленинграде находился Всесоюзный совет евангельских христиан. В 1940 закрыт последний в области молитвенный зал в г. Кингисепп. В период оккупации 1941-44 возрождены шесть общин: в Вырице, Тосно, Гатчине, Антропшино, Волосово и Котлах, но они не были зарегистрированы. В 1944 создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) как руководящий центр объединенных евангельских христиан, баптистов, а позже евангельских христиан в духе апостолов и братских меннонитов. Община ЕХБ в Ленинграде зарегистрирована в 1946, кроме нее, в обл. в 1950-е – 1960-е существовало 15 незарегистрированных групп (около 3 тыс. чл.). Так, в 1961 образована община из 200 чел. в Тосненском р-не. В Ленинграде баптистам были переданы правосл. церкви: Троицкая (с 1962) и Покровская (с 1989; Дом Евангелия). К 1991 имелось 4 общины ЕХБ в СПб. и 7 в обл.; на 2004 – 14 и 17 соответственно. Кроме того, в 2004 в обл. имелось еще 17 общин евангельских христиан и 2 - евангельских христиан в духе апостолов. В наши дни имеются филиалы Российского союза евангельских христиан-баптистов в Тихвине, Волхове, Выборге, Луге, Сланцах и пос. Прибытково (Гатчинский р-н). С 1993 по наст. время старший пресвитер Союза по СПб. и области – Ю.В. Подосенов. Лит.: Корразо Ш. Философия служения полковника Пашкова. СПб., 2005; Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 64-68. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Благовещения Пресвятой Богородицы собор (г. Шлиссельбург)
Рубрики
БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР (г. Шлиссельбург, Красная пл., 1). Первая дерев. церковь заложена по указу Петра I в 1702, после возвращения крепости Орешек России. К 1725 она обветшала и была разобрана. Новая дерев. церковь построена в 1728, сгорела в 1756. На ее месте в 1764 возведен кам. собор в стиле барокко. Прототипом ему послужил собор Апп. Петра и Павла в Петропавловской крепости (СПб.). В 1788-95 реконструирован, к зап. фасаду пристроена 55-метровая колокольня, завершенная шпилем. В 1864 получил статус собора. В соборе хранились чтимые иконы Благовещения (1715), Божией Матери «Знамение» (1825), Спасителя (1875), Свят. Николая Чудотворца и Тайной Вечери. На 1922 к собору были приписаны цц. Никольская и Преображения Господня в Шлиссельбурге и четыре часовни: две в честь местночтимой Казанской иконы Божией Матери (одна крепостная, другая – в городе), Спаса Нерукотворного в дер. Липки и Никольская в дер. Марьино. Настоятель (с 1921) прот. Тихон Тихомиров в сер. 1930-х арестован. Собор закрыт 9 июня 1935, здание использовалось судостроит. мастерскими. Храм действовал в период оккупации 1941-43, сильно пострадал от арт. обстрела. В 1949 верующие ходатайствовали об открытии собора, но получили отказ. В 1967 передан в аренду Лен. з-ду грампластинок, проведено переобрудование для производств. нужд. В 1970-х частично восстановлен (проект арх. А.Н. Милорадовича). В 1990 возвращен верующим. Приписан к ц. Николая Чудотворца Святителя, богослужения не совершаются. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 265-267; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Благовещения Пресвятой Богородицы церковь (пос. Ропша, Ломоносовский р-н)
Рубрики
БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (пос. Ропша, Ломоносовский р-н). По нек-рым сведениям, первонач. Димитровская (?) ц. на кладб. (на Княжьей Горке) заложена в 1500. Во времена швед. владычества имелась лютеранская ц. из бутового камня, построенная в сер. XVII в. После того как в результате Сев. войны эти земли отошли к России, при князе-кесаре Ф.Ю. Ромодановском в 1722 она переделана в правосл. ц. При владельце усадьбы гр. Г.Г. Орлове в 1781 к ц. была пристроена кам. колокольня и над храмом возведен дерев. купол. В 1815-16 проводился капитальный ремонт на средства придворного ведомства (смету составил арх. И.И. Шарлемань, работы проводились под надзором арх. Миллера). Закрыта 23 июля 1939. Пострадала от артобстрелов в годы ВОВ, в период нем. оккупации использовалась в качестве костела. В наст. время в руинированном виде. Является единственным на терр. России сохр. до наших дней произв. культовой швед. архитектуры второй пол. XVII в., находится под охраной ЮНЕСКО. Готовится проект восстановления храма. На Пасху 2002 возобновлены нерегулярные службы. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 184; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Божией Матери Кармелитской костел (г. Гатчина)
Рубрики
БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАРМЕЛИТСКОЙ КОСТЕЛ (г. Гатчина, ул. Урицкого, 29). Первая католич. часовня в Гатчине устроена в 1800. В 1843 в Гатчине проживало 566 католиков. В 1887 для них построена часовня (существовала до кон. 1930-х). В 1906 утвержден проект кам. храма (арх. Л.П. Шишко). Стр-во продолжалось до 1908, отделочные работы – до 1911. Костел посвящен Пресв. Деве Марии с горы Кармель (Палестина). Освящен еп. Иоанном Цепляком 13 нояб. 1911, приписан к собору Св. Екатерины в СПб. В 1915 в приходе числилось 2100 чел. К костелу относились часовни: Св. Ап. Петра на ст. Сиверская; Св. Иосифа в Вырице, а также в Тайцах, на ст. Дивенская и в Абрамовой пустоши при ст. Новинка Лужского у. Костел закрывался в дек. 1922 – июле 1923. Настоятель (в 1919-31) священнник Владислав Чегис арестован в 1931. Костел не действовал с 1937, закрыт пост. През. Леноблисполкома от 15 янв. 1939. В здании устроена пекарня. В годы ВОВ сильно пострадал, после окончания войны в здании разместили столярную мастерскую и гараж. В 1992 в Гатчине воссоздан католический приход. В 1994 костел в полуразрушенном состоянии возвращен верующим, с 1995 совершаются богослужения. Ведутся восстановит. работы. Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-католическая церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998. С. 109-110, 244-245; Книга Памяти. Мартиролог Католической церкви в СССР / Сост. о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. М., 2000. С. 256-257. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Введения во храм Пресвятой Богородицы церковь (дер. Хотово, Волховский р-н)
Рубрики
ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (дер. Хотово, Волховский р-н). Первоначальная дерев. ц. перестроена из часовни в 1854, сгорела в 1861. Новая кам. ц. в рус.-византийском стиле возведена в 1863-67, освящена в 1867. Не действовала с кон. 1935. Закрыта 9 мая 1941, передана под клуб. Частично разрушена в годы ВОВ в результате артобстрелов. В наст. время – руины. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Вениамин (Казанский) (1873-1922), митрополит, Священномученик, церковный деятель
Рубрики
ВЕНИАМИН (Казанский Василий Павлович; 1873–1922), митрополит, священномученик. Родился в семье священника. В 1887 окончил Каргопольское духовное уч-ще, в 1893 – Олонецкую духовную семинарию и в 1897 – СПб. ДА, канд. богословия. Активно участвовал в деятельности Об-ва распространения религ.-нравственного просвещения. В 1895 принял монашество, иеродиакон, с 1896 – иеромонах. Преподаватель Рижской духовной семинарии (1897), инспектор Холмской семинарии (1898), С.-Петерб. семинарии (1899; с 1905 – ректор), ректор Самарской семинарии (с 1902), архимандрит. С 24 янв. 1910 еп. Гдовский, четвертый викарий С.-Петерб. епархии. Часто проповедовал на фабричных окраинах столицы и в приходах своего викариатства, первым из архиереев совершал ранние литургии с общенародным пением. Пред. Епарх. училищного совета (1910-17) и Епарх. братства Пресв. Богородицы, заведовал делами церк. школ епархии. Часто возглавлял многотысячные ходы трезвенников, в т. ч. в Лужском у. С 1914 – первый викарий С.-Петерб. епархии, 6 марта 1917 вступил во временное управление епархией, 24 мая избран архиеп. петрогр. кафедры. 13-14 авг. 1917 возведен в сан митр. Петроградского и Гдовского. С 25 сент. 1918 – член Св. Синода. Боролся с закрытием домовых церквей и монастырей епархии. 1 июня 1922 арестован и привлечен к суду по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей», 5 июля приговорен Петрогр. губревтрибуналом к высшей мере наказания. 13 авг. расстрелян и похоронен на Ржевском арт. полигоне (Всеволожский р-н). Реабилитирован 31 окт. 1990, в 1992 причислен к лику святых на Архиерейском соборе. Лит: «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М., 1991; Бовкало А.А., Галкин А.К. Священномученик митрополит Вениамин // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1993. № 11. С. 65-71; Коняев Н. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский (документальное повествование). СПб., 1997. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Мучениц церковь (дер. Вартемяги, Всеволожский р-н)
Рубрики
ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ МУЧЕНИЦ ЦЕРКОВЬ (дер. Вартемяги, Всеволожский р-н). Кам. церковь в стиле позднего классицизма построена в 1826-40 (арх. Д.И. Висконти) в имении гр. А.П. Шувалова. Освящена 8 авг. 1840. Храм увенчан световой главой с шлемовидным куполом и четырьмя малыми угловыми куполами, с трех сторон окружен портиками, с вост. стороны к нему примыкает обширная полуциркульная в плане апсида. В 1871 к ц. пристроена колокольня. Закрыта в 1936, передана под клуб. После ВОВ использовалась под склад горючих веществ, сильно пострадала в 1960-е. В 1990 в полуразрушенном состоянии возвращена местному приходу. В 1993 передана под подворье Иоанновского жен. мон. (СПб.). После завершения ремонта освящена 9 июля 1996. В ц. находятся иконы св. мч. Трифона и блаженной Матроны Московской с частицами мощей. У стен ц. частично сохр. неск. надгробий: гр. О.Э. Шуваловой, гр. В.А. Бобринского, бар. А. Мейендорфа и др. К востоку от ц. расположено новое кладб. сестер Иоанновского мон. Лит.: Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь / Авт.-сост. М.В. Шкаровский. СПб., 1998. С. 238-247. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Виктор (Островидов К.А. 1875-1934), епископ, Священномученик, церковный деятель
Рубрики
ВИКТОР (Островидов Константин Александрович; 1875–1934), епископ, священномученик. Окончил Казанскую ДА (1903). С 1909 – в братии Александро-Невской лавры; в 1910 назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого мон., возведен в сан архим. В 1918-19 – наместник лавры; в 1920 – еп. Уржумский, викарий Вятской епархии; в 1926 назначен еп. Ижевским и Воткинским. Неоднократно подвергался заключению и ссылкам (1920, 1922, 1926). Активно боролся с обновленцами. В 1927 возглавил оппозицию митр. Сергию, названную его именем («викторианская»). В. был запрещен в священнослужении, в 1928 арестован. Находился в заключении на Соловках, затем в ссылке (с. Нерица Усть-Цилемского р-на), где скончался. В 1997 мощи помещены в ц. Свято-Троицкого Макариевского жен. мон. (г. Киров). Причислен к лику святых (2000). Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. М., 1997. С. 249-250; Шкаровский М.В. Иосифлянство: Течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 34, 50-55, 57, 59, 61-63, 69, 144, 279-281, 285. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Воздвижения Креста Господня церковь (дер. Ополье, Кингисепский р-н)
Рубрики
ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЦЕРКОВЬ (дер. Ополье). Первонач. дерев. ц. на терр. Опольского Воздвиженского погоста в Чюди построена до 1500; перестроена в 1734, разобрана в 1874. На ее месте в 1874-85 по проекту арх. И.И. Буланова возведена кам. ц. в стиле эклектики с пристроенной трехъярусной колокольней. Освящена в 1885. Имеются два придела: апп. Петра и Павла и свят. Николая. Настоятель ц. (в 1906-18) священник Г.В. Семеновский арестован в авг. 1918. Закрыта в 1937; иконостасы увезены в Волосово, утварь и образа расхищены. Вновь открыта в сент. 1942, в период нем. оккупации, прот. Александром Степановым (настоятель в 1942-45, помогал партизанам). В один из приделов был перенесен иконостас из ц. Рождества Пресвятой Богородицы (дер. Пенино). 29 янв. 1944 псаломщик ц. П. Слепнев и 23 прихожанина расстреляны отступавшими немцами. Храм закрывался местными властями 10-17 мая 1944, с тех пор действует по наст. время. Чтимые иконы: Параскевы Пятницы и Казанская икона Божией Матери. Настоятель в 1990-е – 2000-е прот. Иоанн Белевцев, засл. проф. С.-Петерб. ДА. Лит.: Крестовоздвиженская церковь в Ополье // Невский духовный вестник. 1990. № 3. С. 10-11; Клавинг В.В. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С. 98-99; Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб., 2005. С. 308, 410, 562-563; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Вознесения Господня церковь (дер. Самро, Лужский р-н)
Рубрики
ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЦЕРКОВЬ (дер. Самро, Лужский р-н). Первоначальная дерев. ц. Покрова Пресв. Богородицы в старинной дер. Песье (ныне Самро) построена до 1576, после 1660 не упом. В 1737 построена дерев. ц. Воскресения Христова, к-рая сгорела в 1756. Новая дерев. ц. возведена на ее месте в 1756-57 (закрыта в 1939, разобрана в 1953). В храме хранилась чтимая икона Воскресения Христова. В 1909 возведена в стиле классицизма кам. ц. Вознесения Господня с пристроенной колокольней; приделы освящены во имя апп. Петра и Павла и Рождества Богородицы. В селе имелась часовня при ц. (закрыта в нояб. 1939). Ц. не действовала со 2 окт. 1937, закрыта 19 нояб. 1939, передана под сел. клуб. Вновь действовала с марта 1942 до нач. 1945, затем закрыта. В 1947 Леноблисполком отказал верующим в ее открытии. 26 марта 1953 пустовавшее здание передано колхозу «Красный Самряк» под склад с условием сохр. фасада. Находится в неудовл. состоянии, сохр. фрагменты интерьера. Лит.: Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб., 2005. С. 306; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Вознесения Господня церковь (дер. Федоровское, Тосненский р-н)
Рубрики
ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЦЕРКОВЬ (дер. Федоровское, Тосненский р-н). Кам. ц. в стиле классицизма с пристроенной колокольней возведена в Федоровском посаде по проекту арх. Дж. Кваренги в 1783-85, освящена в 1785. Вход в небольшое здание с плоским куполом украшал портик с колоннами дорического ордера. Настоятель в 1920-е – священник Александр Ухабов. Закрыта в кон. 1930-х, здание передано под клуб. Частично разрушена в годы ВОВ в результате артобстрелов, руины разобраны в 1947. Лит.: Клавинг В.В. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С. 169-170; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
подробнее…
Воскресения Словущего церковь (с. Яблоницы, Волосовский р-н)
Рубрики
ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО ЦЕРКОВЬ (с. Яблоницы, Волосовский р-н). С XVI в. (до 1574) существовала дерев. ц. Архангела Михаила, к-рая была разорена в XVII в. в период швед. владычества. Новая дерев. ц. построена в 1760-61 помещиком А.У. Саблуковым, в 1843 она обветшала, была разобрана. На ее месте в 1842-46 на средства А.Ф. Веймарна построена кам. ц. с приделом Апп. Петра и Павла (арх. А.С. Кириллов), в 1872 перестроена в рус. стиле (арх. И.И. Буланов). Закрыта пост. Президиума Леноблисполкома от 25 марта 1937, передана под клуб. Вновь открыта в период нем. оккупации 7 апр. 1942, настоятель в сент. 1942 – марте 1945 священник Илия Проскуряков. Действует в наст. время. Рядом сохр. ревизский столб первой трети XVIII в. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 372-373; Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб, 2005. С. 310. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Воскресения Христова собор (г. Луга)
Рубрики
ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СОБОР (г. Луга, пр. Кирова, 54). В связи со значительным ростом прихожан собора Екатерины Великомученицы в Луге, в 1869 было создано попечительство по постройке рядом нового храма. Проект трехпрестольного собора в рус.-византийском стиле (арх. В.В. Виндельбандт) утвержден 10 дек. 1870. Закладка состоялась в 1873, собор полностью строился на частные пожертвования. К-т по постройке возглавлял купец А.И. Болотов. В связи с недостаточностью средств стр-во было приостановлено и проект переработан с целью удешевления (арх. Г.И. Карпов). Пятиглавие заменено на одну большую главу в окружении восьми малых главок, уменьшена колокольня, убрана большая часть наружных украшений. Собор в осн. построен в 1884, отделочные работы завершены в 1887, гл. престол освящен 20 сент. 1887. Позднее освящен сев. (левый) придел Успения Пресв. Богородицы, 12 нояб. 1896 св. Иоанн Кронштадтский освятил юж. придел св. Ап. Иоанна Богослова. Среди святынь собора особо почиталась Печерская икона Успения Божией Матери, список чудотворной Череменецкой иконы св. ап. Иоанна Богослова (ежегодно в мае совершался крестный ход из Череменецкого Иоанно-Богословского мон. в собор с этой иконой). К собору были приписаны четыре часовни: в гор. саду, на рынке и в окрестных дер. Раковичи и Естомичи; при нем работали церк.-приходская школа и попечительство. После учреждения Лужского викариатства в июле 1917 собор стал кафедральным. Ремонтировался летом 1936. В 1937 арестованы и в дек. расстреляны все члены причта. Закрыт 13 мая 1938. Большая часть икон вывезена и сожжена, разрушен четырехярусный резной иконостас, уничтожены колокола. В 1938-41 использовался как танцплощадка. В период оккупации 1941-44 был занят нем. частью. После войны пустовал, разрушался. В 1991 передан верующим. С 1993 ведутся реставрационные работы, восстановлен крест на колокольне. Лит.: Попов И.В. Лужские храмы // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1998. № 18. С. 59-66; № 19. С. 69-78. М.В. Шкаровский; А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Воскресения Христова церковь (дер. Торошковичи, Лужский р-н)
Рубрики
ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ (дер. Торошковичи, Лужский р-н). Первоначальная дерев. ц., построенная в XVI в. (первое упоминание в 1582, перестроена в 1690), сгорела в 1852. Новая дерев. ц. построена в 1856 (предположительно, арх. А. Саввин). На ее месте в 1906-07 возведена краснокирпичная ц. с одним дерев. куполом и колокольней, исполненная в рус. стиле XVII в. (арх. Н.Н. Никонов). Освящена в окт. 1906. Закрыта в марте 1930, но в связи с ходатайством прихожан в апреле вновь открыта. Повторно закрыта 19 нояб. 1939, передана под клуб. Службы возобновлены в 1942 священником Василием Сергеевым, настоятелем до конца 1944. Последний настоятель перед новым закрытием – прот. Петр Жарков, ранее подвергавшийся репрессиям. С сент. 1960 власти не допускали назначения нового священника. Закрыта в 1963; в апр. 1964 иконы, облачения, утварь вывезены из храма и сожжены, снесены барабан с куполом и колокольня. Возвращена верующим в 1995. После частичного ремонта и устройства крыши весной 2004 возобновились богослужения. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Воскресения Христова церковь (пос. Важины, Подпорожский р-н)
Рубрики
ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ (г. п. Важины, Подпорожский р-н). Первонач. дерев. ц. в Важинском Воскресенском погосте (дер. Курпово) построена до 1563. В 1581 сожжена шведами, возобновлена около 1582. Новая дерев. одноглавая ц. с отдельно стоящей колокольней построена в 1630, в 1874 пристроена теплая половина с приделами прор. Илии и свят. Николая. Не действовала с 1935, закрыта 30 июля 1941; здание передано под колхозный клуб. Действовала в период фин. оккупации (1942-44), в это время частично отремонтирована. Открыта решением Совета Министров от 6 нояб. 1946, богослужения возобновлены 10 апр. 1947. Сохр. резной иконостас XVIII в. В подклете ц. хранились иконы из соседних закрытых храмов. Отреставрирована в 1980-е. До 1990-х была единственной действующей на северо-востоке Лен. обл. При ц. действуют церк.-приходская школа и паломническая служба. Лит.: Воскресенская церковь в Важине // Невский духовный вестник. 1989. № 8. С. 8-9; Клавинг В.В. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С.16-17; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Воскресения Христова церковь (с. Воскресенское, Гатчинский район)
Рубрики
ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ (с. Воскресенское, Центральная ул., 1). Первая дерев. церковь в поместье гр. П.М. Апраксина построена в 1718. С 1759 Суйдинской мызой владел А.П. Ганнибал, рядом с ц. сформировался некрополь; в храме в 1796 венчались родители А.С. Пушкина. В 1845 возведена новая ц. Впоследствии она обветшала, и в 1913-16 построен новый храм по инициативе прот. Николая Быстрякова (уроженец Суйды, настоятель в 1899–1944, репрессирован). Дерев. церковь на 600 чел. была выполнена в рус. стиле (арх. Д.П. Рябов и Э. Фишер). С 1920 в старой ц. совершались в осн. заупокойные службы, в 1937 она закрыта и передана под колхозный клуб. 28 авг. 1941, в период оккупации, новая ц. сгорела от попадания сов. снаряда. 29 авг. возобновились службы в старой ц., к-рая сгорела 4 нояб. 1964. В 1965 верующие ходатайствовали о стр-ве нового здания, но им было отказано. В 1992-99 в селе построена дерев. церковь в стиле древнерус. зодчества с элементами модерна (арх. А.А. Семочкин). См. также: «Суйда», музей-усадьба. Лит.: Бурлаков А. Суйдинские храмы. Суйда, 1992. А.В. Берташ, М. В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Воскресенский монастырь
Рубрики
ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тосненский р-н, Макариевская пустынь). Находился на левом берегу р. Лезна в 20 км к северо-востоку от Любани. Основан в кон. XIX в. на месте пустыни, устроенной в первой пол. XVI в. прп. Макарием Римлянином (в 1764 упразднена). В 1840 на месте обветшавшего Успенского храма (сер. XVI в.) построен новый, над захоронением прп. Макария поставлена резная рака. С сер. XIX в. к мощам стекались паломники, в 1870-е был устроен странноприимный дом. В 1894 обитель возобновлена как Воскресенский практическо-миссионерский мон. для противодействия сектантству и старообрядчеству. В мае 1895 в Успенской ц. начались нар. миссионерские беседы. При В. м. создано об-во трезвости, в 1915 преобразованное в Макариевское братство. В 1903-05 построены гостиница, братский и настоятельский корпуса. В 1915 освящен кам. храм Архангела Михаила; в 1900-01 на островке, где умер прп. Макарий, – дерев. ц. Всех Преподобных, в Посте и Подвиге Просиявших, а в 1914-16 одноименный кам. храм, при нем возник скит. Монастырские храмы при подворьях: домовая Крестовоздвиженская ц. на ст. Любань (1901) и дерев. ц. Иверской иконы Божией Матери на ст. М. Вишера (1901; обе не сохр.). В 1922 часть терр. мон. передана совхозу, но богослужения в храмах продолжались, в корпусах проживали 30-40 монахов. В 1932 вся братия (ок. 30 чел.) арестована и приговорена к лишению свободы. В мае 1932 монастырские храмы закрыты, корпуса переданы отделению Свирского лагеря. В 1935 освободившаяся часть братии поселилась вблизи мон., устраивались тайные службы. До 1941 в помещениях мон. находился инвалидный дом. Разрушен во время ВОВ. В 2005 обретены мощи прп. Макария; на средства благотворителей при участии Тихвинского Успенского мон. построена новая дерев. ц. Лит.: Сыренский А., диак. О Макариевской пустыни, находящейся в Новгородской губернии и уезде. СПб., 1873; Орлов В.С. Макариевская пустынь // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. № 21/22. С. 92-105. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Вохоновский Мариинский монастырь
Рубрики
ВОХОНОВСКИЙ МАРИИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (дер. Вохоново, Гатчинский р-н). В янв. 1883 помещик А.П. Платонов и его дочь Наталья Александровна подарили Воскресенскому Новодевичьему мон. 6,5 десятин леса для устройства скита. Скит учрежден в 1884, 3 июня 1884 заложена ц. Св. Равноап. Марии Магдалины. Дерев. храм с шатровой колокольней, увенчанный одной главой, выполнен в рус. стиле (арх. С.В. Садовников), освящен 16 сент. 1884. Были также устроены иконописная, золотошвейная, башмачная мастерские, молочная ферма, сад, огород и пасека, приют и школа для сирот. В нач. 1889 скит обращен в общежительный заштатный мон., на 1892 в нем жило ок. 70 монахинь. После выделения в 1899 из обители Пятогорского Богородицкого мон. в ней осталось 40 сестер (в 1917 – 46). В. м. вел миссионерскую работу среди эстонцев-лютеран, принимал богомольцев. Закрыт в 1930, его здания занял совхоз «Делегатка». В февр. 1932 17 последних монахинь арестованы и приговорены к ссылке. Ц. закрыта 10 мая 1932, передана под общежитие. В 1933 переплавлены семь колоколов. Здание ц. разрушено в 1941. Лит.: Воейков С. Женский Вохоновский Мариинский общежительный монастырь. СПб., 1892; Антонов В.В. Вохоновский Мариинский и Пятогорский Богородицкий монастыри // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1998. № 20. С. 137-141. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Всех Святых церковь (г. Приозерск)
Рубрики
ВСЕХ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ (г. Приозерск, ул. Пушкина, 17). По завещанию купеческой дочери Е. Андреевой в 1890-92 на кладб. возведена кам. ц. из местного кирпича (арх. Й.Я. Аренберг). Освящена в 1894. Закрыта весной 1940, после взятия Кексгольма (Приозерска) сов. войсками. В 1989 возвращена верующим, восстановлена. С 1990 действует как подворский храм Спасо-Преображенского муж. Валаамского мон. В 2000 рядом началось стр-во новой кам. церкви (проект арх. Е.А. Зюкина). Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Всех Святых церковь (г. Тихвин)
Рубрики
ВСЕХ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ («ПОЛКОВАЯ») (г. Тихвин, ул. Римского-Корсакова, 12). Первонач. дерев. ц. построена между 1727 и 1743 на месте часовни на берегу р. Тихвинка, где, по преданию, произошло первое явление иконы Божией Матери Одигитрии (Тихвинской). Разобрана в 1771. На ее месте в 1771-75, вероятно, по проекту тверского арх. В.С. Поливанова возведена кам. ц. в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму. Здание представляет в плане вытянутый с запада на восток восьмерик, увенчанный восьмериковым фонариком с главкой. Освящена в 1775. Временно принадлежала Гусарскому полку (отсюда нар. назв. «Полковая»). Незначительно перестроена в 1886. Закрыта 16 июня 1939. В 1980-е проведена реставрация (проект арх. И.П. Любаровой), здание передано под концертный зал Римского-Корсакова Н.А. мемориального дома-музея. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 269-271. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Выборгский кафедральный собор
Рубрики
ВЫБОРГСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР (г. Выборг, ул. Сторожевой башни, 6), древнейшая постройка центра Старого Выборга. Дерев. собор для католического гор. прихода сооружен в сер. XIV в., в 1411 сгорел во время осады города новгородским войском. Восстановлен в 1418 и освящен в честь Девы Марии и Св. Олафа. Прямоугольное в плане здание имело дл. 36 м и шир. 18,5 м; с юж. стороны имелась пристройка для хранения оружия, с сев. – ризница. В 1477 собор сгорел, в 1494 восстановлен на прежних фундаментах с использованием старых стен. В кон. XV в. переоборудован в лютеранский собор, освящен епископом г. Або (Турку) Мауну Сяркилахти. С созданием Выборгской консистории в 1554 получил статус кафедрального. Ок. 1554 здание увеличено по инициативе еп. Паавели Юстена. В XVII в. после реконструкции стены украсили гербами именитых выборгских родов. Сильно пострадал в ходе взятия Выборга рус. войсками в 1710. В 1719 по указу Петра I отремонтирован и приспособлен к совершению правосл. богослужения. Освящен в честь Рождества Христова (1722 или 1725). Из прежней утвари оставались только два швед. потира (1651). В 1738 пострадал от пожара, восстановлен при имп. Анне Иоанновне. В 1744 пристроен придел Апп. Петра и Павла (в память походной ц. Петра I). В храме находилось Евангелие 1703. Под собором был похоронен командир Архангелогородского полка полк. Болотов (отец историка А.Т. Болотова). Храм сильно пострадал от пожара в 1793; в 1799–1805 передан Провиантскому депо под склад. Часовая башня служила звонницей для нового Спасо-Преображенского собора (освящен в 1788), улица сохраняла назв. Церковной. В 1912-13 в здании устроена правосл. ц. Трех Святителей 8-го Финл. стрелкового полка с приделом Апп. Петра и Павла. В 1918 после капитального ремонта храм переоборудован в лютеранскую ц. Свв. Петра и Павла. Последний настоятель Иоганн Варьеваара (в 1923-40). Собор разрушен во время взятия Выборга сов. войсками (в марте 1940), сгорели перекрытия и кровля. В наст. время – руины. Лит.: Кепп Е.Е. Выборг: Художественные достопримечательности. Выборг, 1992; Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 72-73; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 202-203. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Гавриил (Петров-Шапошников) (1730-1801), митрополит, церковный деятель
Рубрики
ГАВРИИЛ (Петров-Шапошников Петр Петрович; 1730–1803), митрополит, церк. деятель. Родился в семье священника, в 1753 окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве. С 1754 работал в Синодальной типографии, с 1758 – учитель риторики в Троицкой духовной семинарии. В 1758 первый лаврский соборный иеромонах, ректор Троицкой духовной семинарии и учитель богословия, наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1761 назначен ректором Славяно-греко-латинской академии и архим. Заиконоспасского мон. в Москве. В 1763 – еп. Тверский, назначен чл. Комиссии по составлению новых законов (1765), Комиссии по подготовке училищной реформы (1766). Депутат от Св. Синода в Комиссии по составлению нового Уложения (1768). С 1769 чл. Синода. С 1770 – архиеп. С.-Петербургский и Ревельский, с 1775 – также архиеп. Новгородский и первенствующий член Синода. С 1783 – митр. Новгородский, С.-Петербургский и Олонецкий. Оказывал большое влияние на церк. политику Екатерины II. С 1774 руководил стр-вом Александро-Невского мон., возведенного по его ходатайству в 1797 в степень лавры. В 1788 соединил Петерб. и Новгородскую духовные семинарии в одну – Главную (в 1797 преобразована в С.-Петерб. ДА). Содействовал учреждению единоверия, заботился о духовном просвещении и миссионерском деле. При Г. к С.-Петерб. епархии присоединены Коневский Рождество-Богородицкий, Валаамский и Череменецкий Иоанно-Богословский мон. Крупный ученый-богослов, философ, церк. историк, археолог и филолог, автор многих опубл. трудов, инициатор изд. сборника аскетических творений «Добротолюбие» (1793). В 1776 избран почетным, в 1783 – д. ч. АН, неофициально временно был ее вице-през. и през. Являлся пред. ученой комиссии по составлению словаря рус. языка. Первым принес присягу Павлу I при вступлении его на имп. престол. Позднее попал в опалу. В 1800 по прошению удалился на покой с увольнением из членов Синода. Скончался в Новгороде, погребен в Новгородском Софийском соборе. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 94-100; Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1713–1913. СПб., 2001. С. 23-30, 245-248; Руководители Санкт-Петербурга. СПб., 2003. С. 291-293. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Георгия Победоносца Великомученика церковь (дер. Ложголово, Сланцевский р-н)
Рубрики
ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ (дер. Ложголово, Сланцевский р-н). Первая дерев. церковь построена ок. 1660, сгорела в 1831. Кам. церковь в стиле классицизма построена на кладб. в 1832-35 (арх. А.З. Комаров) на средства владельца усадьбы Долгая мельница Н.А. Татаринова. Иконостас (кон. XVIII в., создан в АХ) перенесен из ц. при Имп. Воспитательном доме. Перестраивалась в 1879 (арх. Г.А. Соловьев), в 1907-08 (предположительно арх. П.П. Соколов) и в 1912 (арх. П.П. Трифанов). Храм в рус. стиле завершен массивной луковичной главой на световом барабане и четырьмя маленькими шатровыми главками, над притвором – шатровая колокольня. Действовала в 1942 во время оккупации. Последний настоятель (в 1948-61) свящ. Николай Недремский похоронен за алтарем. Повторно закрыта в нояб. 1963, здание использовалось под склад удобрений и мастерские, постепенно разрушалось. Возвращена верующим в 1991. Восстановлена с помощью прихода ц. Св. Георгия на Средней Рогатке в СПб., действует с 1998. Лит.: Аспидов А.П. Церковь Великомученика Георгия Победоносца в Ложголово // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1991. № 10. Ч. 2. С. 89-91. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Георгия Победоносца Великомученика церковь (дер. Юксовичи, Подпорожский р-н)
Рубрики
ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ (дер. Юксовичи, Подпорожский р-н). Дерев. клетская ц. в Юксовском погосте (первое упоминание о нем датировано 1137) построена в 1493 (по др. сведениям, в 1543) на высоком берегу Юксовского оз. Перестроена и вновь освящена в 1632, в 1887 обстроена с трех сторон новой трапезной. Пам. рус. северного дерев. зодчества. Представляет собой столпообразный сруб с острой клинчатой кровлей на два ската и одной главкой, два более низких сруба (алтаря и трапезной) также имеют заостренные кровли. Закрыта в 1937, в период фин. оккупации 1941-44 не действовала; финны, отступая, увезли иконы, однако сохр. старинный иконостас. В ходе ремонтно-реставрационных работ в 1970 заменена тесовая кровля, восстановлено утраченное в годы войны крыльцо на два всхода. В 1993 создана община, по церк. праздникам совершаются богослужения. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 204-205; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Георгия Победоносца Великомученика церковь (пос. Осьмино, Лужский р-н)
Рубрики
ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ (пос. Осьмино). Первоначальная дерев. ц. построена до 1498 на Осьминой горе (на левом берегу р. Саба). Возобновлена в 1676, сгорела в 1700. Новая дерев. ц. с приделами Пресв. Троицы и Свят. Николая возведена на прежнем месте в 1700-09. По преданию, лес для ее постройки выделен по приказу Петра I. Четверик вытянутой с запада на восток рубленой постройки клетского типа венчала одна глава, приделы с юга и севера также были завершены главками, их силуэт дополнял невысокий шатер звонницы над притвором. Перестроена в 1896 (обшита тесом и покрашена). В 1917 приписана к кам. ц. Тихвинской иконы Божией Матери. (построена в 1826-28; закрыта в 1933, разрушена). Закрыта 21 июля 1937, предполагалось разобрать здание. В 1995 возвращена верующим. Производится несогласованная реконструкция с искажением первоначального вида. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 213-214; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Георгия Победоносца Великомученика церковь (с. Старая Ладога, Волховский р-н)
Рубрики
ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ (с. Старая Ладога, Волховский р-н). Кам. ц. возведена по княжескому указу в 1165-66 в Ладожской крепости в качестве храма Георгиевского Застенного мон. (осн. в 1146). Постройка была связана с победой ладожан над шведами в 1164. Одноглавая ц. со шлемовидным куполом на барабане выполнена в стиле новгородской школы зодчества; она квадратная в плане, четырехстолпная, трехапсидная, с узкими щелевидными окнами. Сложена из чередующихся рядов местной волховской плиты и кирпича. В 1169-70 украшена византийской стенописью. Сохр. фреска «Чудо Георгия о змие» – древнейшее изображение на эту тему в рус. монументальной живописи. В XVI в. при установке многоярусного иконостаса (не сохр.) часть фресок уничтожена, часть скрыта под слоем штукатурки. Ц. сильно пострадала во время швед. нашествия в нач. XVII в. В 1683-84 пристроена теплая трапезная, колокольня, позакомарное покрытие заменено четырехскатной кровлей. После упразднения мон. в 1746 ц. обращена в приходскую. В 1866 пристроены приделы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и св. кн. Александра Невского, а также новая колокольня. К 1917 имелись три приписных часовни, причт владел обширными земельными угодьями (456 десятин). В 1922-26 принадлежала группе «Живая церковь». Закрыта в 1926. Передана музею. Реставрировалась с 1927 по дек. 1962 (с перерывами); храму возвращен первонач. облик, при реставрации приделы и колокольня снесены. В наст. время – в ведении Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 37-42; Клавинг В.В. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С. 146; Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 126; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
1 2 3 4 5 6