Персоны энциклопедии
/
Антоний (Бочков), игумен
Антоний (Бочков) (1803-1872), игумен, церковный деятель | |
Рубрики | |
АНТОНИЙ (Алексей Поликарпович Бочков; 1803–1872), игумен, церк. деятель, духовный писатель. Обучался в частном пансионе, участвовал в лит. жизни. В 1820-е часто бывал в Ревеле; опубл. ряд очерков, две повести о прибалтийском рыцарстве. С 1828 странствовал по монастырям, с 1837 – послушник Троице-Сергиевой пустыни. В 1844 принял постриг и священный сан. Путешествовал на Св. Землю и Афон, подготовил кн. «Русские поклонники в Иерусалиме» (1875). Длительный период жизни А. связан с обителями С.-Петерб. епархии: Староладожским Николаевским (1848; с кон. 1852 – духовник мон.); Тихвинским Успенским (1857) и Тихвинским Николаевским Беседным. С 1851 вернулся к стихотворчеству. С 1861 игумен Введено-Островского, в 1862-68 – Череменецкого Иоанно-Богословского мон. При А. возведены службы, петерб. подворье с часовней (1863-64). Написал ст. «Череменецкий Богословский монастырь» (1866). Большинство произв. А. (в т. ч. стихи о ладожских мон.) не опубл. Похоронен в скиту Николо-Угрешского мон.; могила не сохр. Лит.: Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875; Воспоминания архимандрита Пимена. М., 1877. С. 208-210; Рейтблат А.И. Бочков Алексей Поликарпович // Русские писатели: Биографический словарь. 1800–1917. Т. 1. М., 1989. С. 322-323; Исаков С.Г. Забытый литератор А.П. Бочков и его связи с Оптиной пустынью // Оптина пустынь. Монастырь и русская культура. М., 1993. С. 237-269. А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… | |
Староладожский Николаевский монастырь | |
Рубрики | |
СТАРОЛАДОЖСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Никольский; с. Старая Ладога). По местному преданию, осн. в XIII в. в честь победы св. кн. Александра в Невской битве. Археол. раскопки (1971-72) указывают на вторую пол. XII в. (нач. 1160-х?). Первоначально был сооружен одноглавый четырехстолпный крестово-купольный каменный собор Свят. Николая Чудотворца. Храм перестраивался в XV–XVI вв. В Смутное время обитель служила убежищем для валаамских иноков. После шведского разорения 1617 мон. в 1622 возобновлен; Никольский собор в 1628 полностью перестроен. Тогда же сооружена трапезная ц. Свят. Иоанна Златоуста. С 1714 мон. состоял в ведении Александро-Невской лавры. В 1771 упразднен. Повторно открыт как заштатный в 1811 указом имп. Александра I. Тогда же к обители был приписан Староладожский Иоанно-Предтеченский мон. В 1818 построена мон. часовня в г. Новая Ладога, в 1827 – в СПб. В 1826-27 перестроены сев. Тихвинский и Антипиевский приделы собора, в 1841 к нему пристроена паперть. Гл. престол ниж. храма в 1847 освящен во имя Собора Пресв. Богородицы, тогда же возобновлен иконостас (арх. Г.Х. Штегеман, худ. Н.Г. Шишкин). Наибольшего расцвета мон. достиг при игум. Аполлосе (1850-59), при к-ром активно велось стр-во из кирпича собственного произ-ва. В 1852 к западу от собора сооружен трехэтажный корпус, тогда же обновлен Антипиевский придел. В 1860-73 сооружена новая теплая ц. Свят. Иоанна Златоуста с приделом Мч. Назария (арх. А.М. Горностаев). Последние перестройки осуществлялись в 1907-08 (ограда, арх. Н.Н. Никонов) и в 1910-13 (Тихвинский придел, арх. А.П. Аплаксин). В 1810-22 при обители работало уездное уч-ще для детей новоладожского духовенства. Одним из его ректоров был изв. миссионер архим. Гедеон (Федотов). В 1841 открылось уч-ще для крест. детей, преобразованное в 1862 в бесплатную школу. Ее окончил худ.-передвижник В.М. Максимов. Духовником обители в 1852-57 был иером. Антоний (Бочков). В соборном храме находились чудотворные иконы свят. Николая и вмц. Параскевы. Почитался также крест-мощевик (1627). В 1917 обитель была определена в качестве места проживания викарных епископов Ладожских. В 1918 мон. закрыт, церкви действовали как приходские до 1935. Здания использовались под машинно-тракторную ст. и жилье, внутр. убранство утрачено. В ходе реставрац. работ 1950-х разрушены приделы и паперть собора. В 1980–1990-е восстановлены Св. ворота XVII в. с лемеховым покрытием, колокольня XVII в. В 2002 мон. комплекс, кроме собора, находящегося в аварийном состоянии, передан С.-Петерб. епархии, настоятель – игумен Варфоломей (Чупов). Совершаются регулярные службы в Златоустовской ц. (отремонтирована снаружи, росписи сохр. частично). Восстанавливаются корпуса в сев. части мон. Святыни – частицы мощей свят. Николая и др. святых, Черниговская икона Божией Матери. Лит.: Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996. С. 43-48; Святыни Волховской земли /Авт.- сост. послушник Роман Левшин. Старая Ладога, [2006]. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь | |
Рубрики | |
ЧЕРЕМЕНЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (мест. Череменец, Лужский р-н). Осн. в 1478 по повелению Иоанна III на о-ве Череменецкого оз. Во второй пол. XVI в. вместо дерев. храма на высоком насыпном холме был сооружен из известняковой плиты и валунов Иоанно-Богословский собор. В 1580 мон. разорялся литовцами; в 1664 приписан к Николо-Вяжищскому мон. под Новгородом. В 1707 на месте церкви XVI в. на средства дворянина Е.В. Курицына построена кам. ц. Преображения Господня. Во второй пол. XVIII в. собор расширен пристройкой трапезной с высокой столпообразной колокольней, в 1845 появилось пятиглавие. При игумене Антоние (в 1862-68) и его преемнике Авраамии проводилось благоустройство, ремонт и перестройка Преображенской ц. в рус. стиле (1867; арх. К.К. Кольман). С 1848 ежегодно совершался крестный ход из мон. в Лугу. В кон. XIX в. был устроен перешеек между о-вом и берегом озера. В 1902 по проекту арх. Н.Г. Кудрявцева сооружена церк.-приходская школа, в 1914–16 по его же проекту осуществлен ремонт собора. Мон. и обе церкви закрыты в 1930. Предположительно, в 1946 собор взорван «на кирпич» (сохр. две стены и алтарная апсида). Преображенская ц. использовалась как клуб; внутр. убранство и росписи утрачены. Почти полностью разрушено кладб. Здания мон. возвращены в 1992 под подворье Троицкого собора Александро-Невской лавры. С 1997 – действующий мон., настоятель игумен Митрофан (Осяк). Службы совершаются в Преображенской ц. Гл. святыня – образ св. Иоанна Богослова, один из самых древних в храмах Северо-Запада. Сохр. дом настоятеля, келейные и гостиничные корпуса (1860-е), трапезная и ряд хоз. построек XIX в. В СПб. с 2002 действует Троицкое подворье. Лит.: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 2. СПб., 1871. С. 239-256; ЦГИА СПб. Ф. 860; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. С. 113-114. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |