Персоны энциклопедии / Израиль (Андреев), архимандрит
Введено-Оятский (Введено-Островский) монастырь
Рубрики
ВВЕДЕНО-ОЯТСКИЙ (ВВЕДЕНО-ОСТРОВСКИЙ) МОНАСТЫРЬ (ст. Оять, Лодейнопольский р-н). Расположен на левом берегу в излучине р. Оять, в 186 км от СПб. Назв. происходит от возвышения («острова») среди монастырских лугов, к-рые прежде затапливались рекой. Впервые упоминается в житии прп. Александра Cвирского (род. в 1448), родители к-рого были крестьянами соседнего с. Мандера и впоследствии приняли в мон. схиму. Здесь были погребены семь преподобных учеников св. Александра Свирского, к обители к-рого с XVII в. до 1764 был приписан В.-О. м. Неоднократно разорялся интервентами (в частности, в 1592 и 1613), дерев. здания страдали от пожаров. При Петре I сооружены дерев. Богоявленская (1705) и Александро-Свирская (1703) ц. В 1814-17 при иером. Кирилле построена Введенская соборная ц. с Тихвинским приделом – старейшее из сохр. доныне сооружений мон. При иером. Израиле (Андрееве) в 1839-59 построены кам. кельи, гостиница, колокольня. Богоявленский храм после пожара отстроен в камне в неорус. стиле (1908-10; арх. А.П. Аплаксин). К 1917 мон. был самым немногочисленным из мужских: в нем жили десять монахов и три послушника. После закрытия в 1920-е здания использовались местным совхозом, в кон. 1932 закрыта и вскоре разобрана Богоявленская ц. С дек. 1992 – жен. мон. До окончания ремонта Введенского собора богослужения совершались в вост. братском корпусе. В соборе находится мощевик с частицами мощей пяти святых. В 1994-95 построена часовня над мощами родителей прп. Александра Свирского, в 2005 – часовня над целебным йодисто-радоновым источником. Мон. владеет с.-х. угодьями (106 га). В СПб. В.-О. м. передано и восстанавливается быв. подворье Кашинского Сретенского жен. мон. (Б. Сампсониевский пр., 53) с ц. во имя Св. благоверной кн. Анны Кашинской (1903; арх. А.П. Аплаксин). Лит.: Берташ Александр, диакон. Введено-Оятский монастырь // Град Духовный. 2004. № 2. С. 36-37; Введено-Оятский женский монастырь. СПб., 2005. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Израиль (Андреев) (1793-1884), архимандрит, церковный деятель
Рубрики
ИЗРАИЛЬ (Андреев Иван; 1793, с. Путилово Шлиссельбургского у. – 1884, о. Коневец), архимандрит, церк. деятель. Родился в семье дьячка. С 1829 – послушник Валаамского Спасо-Преображенского мон.; в 1834 принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой пустыни, иеромонах. Ученик свят. Игнатия (Бpянчанинова). В 1839 определен строителем Введено-Остpовского мон., где возвел кам. кельи, хоз. постройки, гостиницу, колокольню, добился разрешения на установку раки над мощами родителей прп. Александра Свирского. В 1859 переведен настоятелем Коневского Рождество-Богородицкого мон. Руководил многочисл. постройками в мон., при нем расширен собор. Восстановил подворье мон. в СПб. после пожара 1862. Во время голода, вызванного неурожаем в Финляндии (1867-68), распорядился предоставить продовольствие финнам. В апр. 1868 удостоен сана архимандрита. Скончался в Коневском мон.; надгробие у алтаря собора сохр. частично. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иером. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Коневский Рождество-Богородицкий монастырь
Рубрики
КОНЕВСКИЙ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (о. Коневец, Пpиозеpский р-н). Расположен в юж. части о-ва Коневец, в 7 км от зап. берега Ладожского оз. Основан в 1393 прп. Арсением Коневским, уроженцем Новгорода, к-рый принес с Афона икону Божией Матери, получившую назв. Коневской (в наст. время в соборе Ново-Валаамского мон., Финляндия). Монастырь являлся центром духовного просвещения карел. В третьей четв. XVI в. построен кам. собор. В 1577 и 1610 мон. разорялся шведами, иноки укрывались в Деpевяницком Воскресенском мон. под Новгородом. Возобновлен в 1718 Петpом I, в 1719 построена дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (иконостас XVI в. утрачен в 1940-е). При настоятеле иером. Адриане (Блинском) мон. становится изв. в России центром старчества, учреждена скитская форма иноческой жизни. Первоначало был создан Казанский скит на Святой Горе с ц. Казанской иконы Божией Матери (1794-98), затем – Коневский, с ц. Коневской иконы Божией Матери (1874-76, арх. И.Б. Слупский). В 1809 завершено стр-во кам. собора Рождества Богородицы (сохр.); его проект, присланный из СПб., был переработан иером. Сильвестром (Петровым). Выс. собора 34 м; верх. алтарь освящен во имя Рождества Богородицы, нижний – Сретения Господня, с приделом Коневской иконы Божией Матери (с 1830). Частично сохр. росписи 1830-х. Ряд икон в храме был выполнен В.Л. Боровиковским (утрачены). В первой четв. XIX в. настоятелем иером. Илаpионом (Киpилловым) отстроена в камне гл. усадьба. В 1810-12 зап. часть монастырского каре завершила 36-метровая колокольня, в арке восстановлены росписи. В 1813-15 вместо дерев. ц. Свят. Николая был устроен новый больничный и кладбищенский храм. Валаамские паломники обычно посещали и Коневец. Здесь в разное время бывали Александр II и члены имп. семьи, писатели Н.С. Лесков, Вас. И. Немиpович-Данченко и А. Дюма, поэт Ф.И. Тютчев; здесь работал арх. А.М. Гоpностаев. Св. Игнатий (Бpянчанинов) в 1849 освятил в мон. ц. Пpп. Аpсения Коневского. При архим. Израиле (Андрееве) возведены Коневский скит, подвоpье в СПб., большинство хоз. и жил. зданий (в осн. по проектам арх. И.Б. Слупского). В 1892 при настоятеле архим. Пимене (Гаврилове) обитель перешла к вновь образованной Финляндской епархии. В 1914 в мон. проживал 321 чел. С 1918 оказался на терр. Финляндии, действовал до 1940. Возобновлен с 1991, первый наместник - архим. Назарий (Лавриненко), с июля 2001 настоятель игумен Исидор (Минаев). Гл. святыня – мощи прп. Арсения (обретены в ноябре 1991) и старинная икона Коневской Божией Матери, перенесенная из церкви с. Важины. С 1996 возобновлено ист. монастырское подворье в СПб. с ц. Коневской иконы Божией Матери. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993; Берташ А., Веселов Н., Ганнибал Б. Остров Коневец и его святыни. СПб., 1998; Житие Преподобного Арсения Коневского, чудотворца. СПб., 2002; Александр Берташ, священник; Игорь Ларин, диакон. Коневец – благословение Афона. СПб., 2005. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…