Статьи / Николая Чудотворца Святителя церковь (дер. Ильеши, Волосовский р-н)
Брандт Карл Иванович (1810-1882), архитектор
Рубрики
БРАНДТ Карл Иванович (1810–1882), архитектор. Окончил СПб. АХ (1833). Петерб. епарх. арх. (1853-60). Автор построек на Валааме, в Троице-Сергиевой пустыни. В СПб. проектировал и строил доходные дома, особняки, монастырские подворья, ц. Св. Димитрия Солунского на Большеохтинском единоверческом кладб. (1846-53, не сохр.). По проектам Б. построены ц. Успения Пресвятой Богородицы в дер. Большая Вруда (1840, совм. с арх. О.В. Бремером), ц. Николая Чудотворца Святителя в дер. Ильеши (1855-64; совм. с воен. инж. К.Е. Егоровым), ц. Успения Пресвятой Богородицы в дер. Терёбушка (1854-55, расширена в 1868), ц. Николая Чудотворца Святителя в дер. Ястребино (1855-57, совм. с арх. О.В. Бремером). Лит.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. ХХ вв.: Справочник / Под общей ред. Б.М. Кирикова. СПб., 1996. С.57. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Волосовский район
Рубрики
ВОЛОСОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2680,5 кв. км. Нас. – 46,9 тыс. чел. Адм. центр – г. Волосово. В состав р-на входят г. п. Кикерино, 202 сел. поселения. Граничит с Кингисеппским, Ломоносовским, Гатчинским, Лужским р-нами. Образован в 1927 (в 1963-65 входил в состав Кингисеппского р-на). Ж.-д. сообщение связывает В. р. с Гатчиной, СПб., Кингисеппом, Ивангородом. В сев. части В. р. проходит Таллинское ш. К дорогам обл. значения относятся трассы Гатчина – Ополье, Пружицы – Осьмино – Толмачево, Кемполово – Выра – Тосно – Шапки. Расположен в центральной части Ижорской возвышенности, для к-рой характерны обширные открытые пространства и небольшие лесные массивы. Юж. часть находится в басс. среднего течения р. Луга в лесной зоне (в общей сложности леса занимают до 60% площади В. р.). На юге В. р. сосредоточены практически все водоемы (р. Лемовжа, Саба, Вруда, Оредеж). Природным пам. является урочище «Донцо». На терр. р-на находится часть природно-ист. парка «Верхний Оредеж». В В. р. выявлено множество археол. пам., связанных с культурой славян и прибалт.-фин. народов (ижоры, води). Практически у каждой дер. находятся курганно-жальничные погребения. Топонимы сохранили память о древних языческих верованиях, элементы к-рых сохр. еще в XVI в., несмотря на распространение православия (Волосово – от славянского бога Волоса/Велеса; дер. Арбонье – от «арбуев», языческих жрецов-колдунов ср.-век. води). В XVIII–XIX вв. на терр. р-на появились многочисл. дворянские усадьбы (Гомонтово, Губино, Извара, Каськово, Раскулицы, Сельцо, Смердовицы, Сяглицы, Терпилицы, Торосово, Хревицы). В. р. связан с биографиями Н.К. Рёриха, Н.А. Римского-Корсакова, Н.Н. Демидова (см. Демидову Н.Н. памятник). В В. р. работают Волосовский историко-краеведческий музей, Рёриха Н.К. музей-усадьба (дер. Извара), Вильде Бориса дом-музей (дер. Ястребино), выставочный зал «Калитино». В память о событиях ВОВ установлены многочисл. пам., в т. ч. мем. комплекс «Малая Хатынь» в дер. Большое Заречье, музей-диорама «Лужский рубеж» в дер. Большой Сабск. В В. р. функционируют 17 домов культуры, 9 клубов, 19 б-к (см. Волосовская библиотека центральная районная), 3 муз. школы, Волосовская школа искусств им. Н.К. Рёриха. Издается газ. «Сельская новь». Подготовку специалистов для села ведут Бегуницкий агролицей, Беседский техникум в пос. Беседа. С 2001 на базе конефермы в пос. Бегуницы (АО «Гомонтово») проводятся соревнования на Кубок губернатора Лен. обл. по конному спорту. В дер. Калитино, где находится Сев.-Зап. машинно-испытательная ст. (осн. в 1949), ежегодно проводятся обл. состязания механизаторов-пахарей. В наст. время действуют правосл. приходы в Волосово, Бегуницах, Большой Вруде, Волгово, Изваре, Ильешах (см.: Николая Чудотворца Святителя ц.), Кикерино, Курковицах, Хотнеже, Ястребино, Яблоницах. Ист.-культурное значение имеют и остающиеся невосстановленными пам. церковной арх.: цц. Николая Чудотворца Святителя (дер. Ястребино), Троицы Пресвятой (дер. Пятая Гора), Свв. Апп. Петра и Павла (дер. Клопицы), комплекс Пятогорского Богородицкого мон. Совр. приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии зарегистрированы в Волосове и Губаницах, где в 1991 восстановлена Лютеранская церковь Святого Иоанна Крестителя, ставшая одним из центров возрождения фин. ингерманландской культуры. Лит.: Волосово: История родного края / Гл. ред. и сост. Н.П. Михина. Волосово, 2002; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 42-43. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Иконы чтимые и чудотворные
Рубрики
ИКОНЫ ЧТИМЫЕ И ЧУДОТВОРНЫЕ. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана св. ап. Лукой. Была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1383 исчезла и явилась над водами Ладожского оз. 9 июля 1383 она обретена на р. Тихвинка, на этом месте построен храм Успения Богородицы, а затем основан Тихвинский Свято-Успенский мон. В кон. 1941 при оккупации Тихвина икона перенесена в Псков, в 1944 – в Ригу, в 1945 оказалась в Германии, с 1949 находилась в США. 8 июля 2004 возвращена в возрожденный мон. Чудотворная икона св. ап. Иоанна Богослова в 1478 явилась на Череменецком оз. близ Луги. Находилась в соборе Череменецкого Иоанно-Богословского муж. монастыря. С 1848 совершались ежегодные крестные ходы с иконой из мон. в Лугу. В 1941-98 находилась в соборе Казанской иконы Божией Матери в Луге, в 1998 возвращена в возрожденный мон. и помещена в Преображенскую ц. Чудотворная икона вмц. Параскевы Пятницы явлена в XVII–XVIII вв. вблизи Григорьевского Льешского погоста (с. Ильеши, Волосовский р-н). Хранилась в ц. Николая Чудотворца Святителя с. Ильеши. Эта уникальная дерев. резная икона в 1988 передана из Русского музея в Троицкий собор Александро-Невской лавры. Шлиссельбургская Казанская икона Божией Матери (XVI в.) почиталась еще в царствование Ивана Грозного. Она находилась в часовне крепости Орешек. В 1611 крепость захватили шведы, и жители замуровали икону в стене церкви, превращенной затем в лютеранскую ц. После возвращения в 1702 крепости России икона обретена. Находилась в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы г. Шлиссельбург, впоследствии утрачена. Чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы (Божией Матери «Печерская») явлена в XVI–XVII вв. в местности Малые Печерки (с. Турово) вблизи г. Луга. При обретении открылся источник с целебной водой. В 1789 перенесена с места явления в собор Екатерины Великомученицы г. Луга. С 1941 икона находится в соборе Казанской иконы Божией Матери г. Луга. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии Нарвской обнаружена при взятии в 1558 Нарвы рус. войсками. Привезена в Москву, затем помещена в ц. Успения Пресвятой Богородицы г. Ивангород. Утрачена в 1944. Чтимая икона Божией Матери «Знамение» (1731) является списком с чудотворной Новгородской иконы Божией Матери «Знамение». С сер. XVIII в. находилась в ц. «Знамение» иконы Пресвятой Богородицы г. Ивангород, с 1945 – в Воскресенском соборе г. Нарва. Лит.: Старцева Ю.В., Попов И.В. Явление вмц. Параскевы Пятницы в Ильешах // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 91-95; Иванен А.В. Чудотворные иконы Божией Матери Одигитрии Нарвской и Свят. Николая Чудотворца // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 86-87; Рацевич Р.И. Икона Божией Матери «Знамение» (Нарвская-Ивангородская) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 88-90; Попов И.В. Икона Божией Матери «Печерская», Лужская // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28/29. С. 124-129; Чудотворные и местночтимые иконы Санкт-Петербурга // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 134-135, 150. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Параскевы (Пятницы Святой вмч.) церковь*, см. Николая Чудотворца Святителя церковь (с. Ильеши, Волосовский р-н)
Рубрики
подробнее…