Беломорско-Балтийский водный путь
БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ, водная система, соединяющая Белое и Балтийское моря. Включает в себя Беломорско-Балтийский кан., Онежское оз., р. Свирь, Ладожские кан. и р. Нева. Через Онежское оз. имеет выход на Волго-Балтийский водный путь. Позволяет использовать крупнотоннажные суда типа «река-море».
Водные магистрали, связывающие ядро Новгородских земель с Белым морем, были проложены в XII–XIII вв. В 1702 под командованием Петра I были транспортированы волоком и водными путями два воен. корабля и войско. Маршрут (т. н. «Осударева дорога») прошел от устья р. Нюхча, впадающей в Белое море, до Повенца на Онежском оз. и далее по Онего, Свири и Ладожскому оз. до Нотебурга (Орешка).
Проекты соединения Белого и Балтийского морей посредством стр-ва канала между Белым морем и Онежским оз. существовали с кон. XVIII в. Задача была решена только в ХХ в. 3 июня 1930 Совет Труда и Обороны СССР принял пост. о стр-ве Беломорско-Балтийского канала. Начало его стр-ва относится к осени 1931. При его сооружении использовался труд заключенных. 2 авг. 1933 канал был открыт, и система вступила в эксплуатацию. Это позволило сократить путь между Балтийским и Белыми морями на 4000 км. В дек. 1941 канал был разрушен, а в июне 1946 восстановлен.
Б.-Б. в. п. проходит по территории Республики Карелия. Его длина составляет 227 км, в т. ч. 43 км – искусственные каналы. Сооружения канала представлены 19 шлюзами, 15 плотинами, 49 дамбами, 12 водоспусками. Значение пути возросло в 1964, после введения в действие Волго-Балтийского водного пути.
На трассе Б.-Б. в. п. расположен ряд крупных гор. поселений Лен. обл.: г. п. Вознесенье, г. Подпорожье, г. п. Никольский, г. п. Важины, г. п. Свирьстрой, г. Лодейное Поле, г. Новая Ладога, г. Шлиссельбург, г. п. Дубровка, г. п. Павлово, г. Отрадное, г. п. имени Свердлова.
Лит.: Дмитриев Ю.А. Беломорско-Балтийский водный путь (От замыслов до воплощения). Петрозаводск, 2003.
С.Б. Егоров