Статьи
/
Ижорский народный музей
Вистино, дер. | |
Рубрики | |
ВИСТИНО, деревня в Кингисеппском р-не. Нас. – 909 чел. Известна с XVII в. Находится на зап. берегу Сойкинского п-ова – территории наиболее компактного расселения ижоры, история и культура к-рых связана с морским рыболовством (лов салаки и изготовление шпрот). В В. расположены центральная усадьба рыболовецкого колхоза «Балтика», база тралового флота, рыбокоптильный цех. В окрестностях В. обнаружены грунтовые могильники древнего прибалт.-фин. населения. В. является центром возрождения ижорской культуры, здесь находится Ижорский нар. музей. При доме культуры работает фольклорный коллектив «Рыбачка», участники к-рого собирают и исполняют песни на ижорском яз. В 2004 в В. состоялся Ижорский праздник. Лит.: Аристов В. Война на Кингисеппском взморье. Тайна «Второго Кронштадта» // Книга памяти к 50-летию Великой Победы. Кингисепп, 1995. С. 9-17; Волкова Е.А., Храмцов В.Н., Исаченко Г.А., Бубличенко Ю.Н., Бубличенко А.Г. Макарова М.А. Комплексное картографирование природной среды побережья Финского залива (район Лужской губы). СПб., 2001. С. 8-15. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ижора (Ижорцы) | |
Рубрики | |
ИЖОРА (ижорцы, самоназв. – изурит), этническая общность. Яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По наиболее распространенной версии, И. отделились от южнокарельских племен в кон. I – нач. II тыс. н. э., расселялись в басс. рек Ижора и Нева, с XI–XII вв. продвигались по юж. берегу Финского зал. до р. Нарва, контактируя с водью и славянами. С XII в. Ижорская земля – во владении Вел. Новгорода. И. несла пограничную стражу. В 1240 ижорский староста Пельгусий предупредил кн. Александра Невского о высадке шведов на берегу Невы. В 1897 И. насчитывали ок. 14 тыс. чел. Делились на пять отличавшихся диалектами групп: сойкинская (нас. Сойкинского п-ова), нижнелужская (низовья р. Луга), хэвасская (окрестности р. Коваша, фин. – Хеваа), оредежская (верхнее течение р. Оредеж) и И. юж. части Карельского перешейка (к ХХ в. ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). В 1926-36 существовал Сойкинский нац. ижорский сельсовет; работали сел. школы с обучением на ижорском яз. В 1989 числ. И. в Лен. обл. – 276 чел.; всего в СССР – 820 чел. В 2002 в Лен. обл. – 177 чел. (в осн. в Сойкинской и Усть-Лужской вол. Кингисеппского р-на), в СПб. – 53 чел.; всего в РФ – 327 чел. Традиционные занятия: земледелие, животноводство, мор. рыболовство (в т. ч. подледный лов салаки в Лужской губе для изготовления шпрот). В XIX – нач. XX вв. распространились отходничество, посредническая торговля. До ХХ в. сохр. архаические элементы жен. одежды: поверх рубахи (рятсиня) одевали два несшитых полотнища (аануа и хурстут), державшихся на плечевых лямках. Верующие исповедают православие. Еще в XVI в. многие И. оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). Дохристианские элементы сохр. в обрядности вплоть до ХХ в. У И. существовала эпическая поэзия, ее элементы использовал Э. Лённрот при создании «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наиболее известны ижорские сказители Онтропо Мельников и Ларин Параске. Предметы ижорской культуры представлены в экспозициях Ижорского народного музея, Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Вистино и Горки существуют фольклорные коллективы, исполняющие песни на ижорском яз. В июне 2004 в дер. Вистино прошел «Ижорский праздник». Лит.: Лаанест А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966; Ингерманландская эпическая поэзия / Сост. Э.С. Киуру. Петрозаводск, 1990; Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 89-109; Рябинин Е.А. Ижора // Природа. 1992. № 9. С. 82-89; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 592-620. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ижора Сойкинского полуострова | |
Рубрики | |
В июле 2000 г. Ленинградским отрядом Северо-Западной этнографической экспедиции была обследована территория Сойкинского полуострова, находящегося на южном берегу Финского залива близ устья р. Луга (Сойкинская волость Кингисеппского района Ленинградской области). Полуостров в начале ХХ в. представлял собой район компактного проживания одной из групп ижор - так называемых сойкинских ижор, говоривших на особом диалекте ижорского языка и составлявших большинство населения прибрежных деревень. В настоящее время значительной частью населения являются мигранты, прибывшие на эти земли в ХХ в., и их потомки. Пришлое население появилось еще в 1930-е гг., когда в Лужской губе развернулось строительство военно-морской базы, называемой местными жителями "вторым Кронштадтом". Во время Великой Отечественной войны ижоры, как и все финноязычные этнические общности оккупированной части Ленинградской области, были вывезены в Финляндию. По возвращении в СССР не все получили право сразу поселиться в родных краях, и процесс возвращения в деревни растянулся на несколько лет. Особенностью региона являлась ориентация местного хозяйства на рыболовство. Традиционным был зимний подледный лов, когда артели рыбаков жили прямо на льду в специальных дощатых или фанерных будках. В промысле участвовали и мужчины, и женщины. Такой способ лова сохранялся вплоть до 1950-х гг. В период навигации в первые десятилетия ХХ в. в море выходили на парусных судах, с 1923 г. на лодки начали устанавливать моторы, а в послевоенное время распространился траловый лов. Земледелие и животноводство не имели товарного значения в прибрежных деревнях и большее развитие получили в поселениях, удаленных от Финского залива. Однако и здесь из-за недостатка удобных для ведения сельского хозяйства земель важную роль играли различные промыслы. В д. Большое Стремленье занимались гончарством. По словам информантов, этот вид деятельности еще в 1910-20-е гг. был весьма доходным: продукцию продавали не только в округе и Петербурге, но даже на территории Финляндии. В д. Валговицы был развит бондарный промысел, также изготовляли сани, телеги. Полевые исследования показали, что в организации хозяйства, в материальной культуре местного русского и ижорского населения практически не наблюдалось этнической специфики. Большее число этнических особенностей сохранялось в сфере духовной культуры (например, в календарной обрядности). Следует отметить, что жители старшего поколения и сегодня, несмотря на ассимиляционные процессы ХХ в., довольно четко определяют себя как ижор и в большинстве случаев владеют ижорским языком. Молодежь за редким исключением говорит только по-русски. Тем не менее у местного населения сохраняется представление о Сойкинском полуострове как древней этнической территории ижор. Немалая роль в сохранении народной культуры и в формировании исторической памяти ижорской этнической общности принадлежит Ижорскому музею в д. Вистино, который поддерживает контакты с исследователями Петербурга и Финляндии. В собрании музея представлены предметы ижорского быта (одежда, утварь). Часть экспозиции посвящена традиционному и современному рыболовству. В Сойкинской волости существуют фольклорные коллективы: ансамбль из д. Горки, исполняющий песни и частушки на ижорском языке, а также молодежная фольклорная группа в д. Вистино, репертуар которой состоит из ижорских песен, записываемых у старожилов. Чистяков, А. Ю. Население Сойкинского полуострова (ижоры и русские) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 12. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ижорский праздник | |
Рубрики | |
ИЖОРСКИЙ ПРАЗДНИК, фольклорный фестиваль. Устраивается с целью сохр. культуры ижоры. Впервые состоялся в июне 2004 в дер. Вистино на базе Ижорского народного музея. В 2005 И. п. был объединен с мероприятиями в честь Дня рыбака (второе воскресенье июля), поскольку рыболовство традиционно было гл. занятием ижоры Сойкинского п-ова. В празднике принимают участие фольклорные коллективы Кингисеппского р-на и СПб. Проведение И. п. способствует усилению общественного интереса к истории ижоры. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Кингисеппский район | |
Рубрики | |
КИНГИСЕППСКИЙ РАЙОН в составе Лен. обл. Население 74,3 тыс. чел., в т. ч. 52,1 тыс. чел. проживают в адм. центре – г. Кингисепп. Терр. – 2842,1 кв. км. Включает 191 сел. поселение. Образован в 1927. Граничит с Ломоносовским, Волосовским и Сланцевским р-нами, Эстонией. Через р-н проходит Таллиннское ш., ж.-д. пути связывают К. р. с СПб., Эстонией. С сер. 1990-х в Лужской губе ведется стр-во портовых сооружений, в т. ч. паромного комплекса «Усть-Луга – Балтийск – порты Германии» (см. Усть-Луга). Зап. часть К. р. находится на Принарвской низменности, вост. – на Ижорской возвышенности. В К. р. мн. озер: Липовское, Белое, Хаболовское, Судачье, Бабинское, Глубокое, Копанское. Осн. реки: Луга, Нарова, Россонь, Систа. Ок. 12% пл. заболочено. Границы р-на проходят по Нарвскому и Финскому зал. В состав К. р. входят и о-ва Финского зал. (Гогланд, Сескар, Мощный). Среди ценных природных объектов: карстовые источники у дер. Велькота, дюны «Лисьи Горы» у г. Кингисепп, обнажения пород девона в долине р. Хревицы от дер. Ивановское до устья. С целью сохр. исчезающих видов животных и растений созданы заказники «Кургальский», «Котельский», «Дубравы у дер. Велькота». На терр. района сохр. многочисл. археол. памятники, связанные со ср.-век. прибалт.-фин. населением – предками ижоры и води, а также со славянами. Близ дер. Кайболово обнаружены остатки городища нач. XIII в. На старых деревенских кладб. (напр., дер. Монастырьки, Мышкино) сохр. отд. намогильные каменные кресты XV–XVI вв. В XVIII–XIX вв. на терр. К. р. возникли помещичьи усадьбы (мызы): Утешение, Великино, Преображенка, Сала, Лялицы, Мариенгоф, Новопятницкое, Нежинская (Нежново) и др. Наибольшую архит. ценность представляет усадебно-парковый ансамбль Котлы. С 1960-х важная роль в экономике р-на принадлежит пром. произ-ву: развивается хим., пищевая, рыбоперерабатывающая пром-ть (см. Кингисепп), ведутся лесозаготовки, разрабатываются месторождения известняка. Осн. отрасль сел. х-ва – животноводство. В К. р. (включая г. Кингисепп) функционируют 24 учреждения клубного типа и 24 б-ки, к-рые ежегодно посещают 35 тыс. чел. (см.: Кингисеппская библиотека детская, Кингисеппская библиотека центральная районная, Кузёмкинская библиотека сельская). Многие сел. б-ки являются центрами культурного досуга: в Пустомержской сел. б-ке собирается краевед. клуб «Пустомержский край – земля моя родная», в Нежновской – клуб любителей иск-ва при музейном уголке О.А. Кипренского, в Ивановской – клуб пожилых людей «Мои года – мое богатство». В К. р. работают Кингисеппский историко-краеведческий музей, Ижорский народный музей. Проводятся мероприятия, ориентированные на возрождение культур малочисл. финноязычных народов (см.: Ижорский праздник, Лужицы). Издаются газ. «Восточный берег», «Время». С 2002 на о-ве Гогланд ведется стр-во междунар. туристического центра на 350 мест, первая очередь к-рого вступила в строй в 2004 (гостиница на 32 места, причал на 30 яхт или катеров). Правосл. приходы функционируют в г. Кингисепп, дер. Котлы, Ополье, Ручьи, пос. Усть-Луга, Ивановское (см. также: Екатерины Великомученицы собор, цц. Михаила Архангела в дер. Удосолово, Николая Чудотворца Святителя в дер. Котлы). Приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии зарегистрированы в дер. Большое Кузёмкино и г. Кингисепп. В прошлом сел. лютеранские церкви находились в Котлах, Заозерье (приход Сойкино), Калливере, Новоселках (не сохр.). Прихожанами лютеранских ц. были ингерманландские финны, эстонцы, немцы. С 1995 в К. р. функционирует Центр соц. реабилитации наркозависимых и алкоголиков «Новая жизнь» (в дер. Преображенка, с 1998 перенесен в дер. Котлы). Лит.: Жулев П.И. Очерк истории Кингисеппского уезда и города Кингисеппа (бывшего Яма – Ямбурга). Кингисепп, 1924; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 58-59. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |