Статьи / Карелы
Богданов Николай Иванович (1904-1959), ученый
Рубрики
БОГДАНОВ Николай Иванович (1904–1959), лингвист, один из создателей вепсского лит. языка и письменности. Окончил филол. ф-т Ленингр. ун-та (1938), ученик проф. Д.В. Бубриха. В нач. 1930-х работал в Лен. обл.: учителем в Шимозерской нач. школе, зав. Оштинским отделом нар. образования, вел учительские курсы в дер. Доможирово, организовал вепсское отделение в Лодейнопольском пед. техникуме. С 1938 – научн. сотрудник, с 1947 – ученый секретарь, с 1952 – зав. Союзом языкознания Карельского НИИ культуры (г. Петрозаводск). Подготовил и защитил кандидатскую дисс. на тему «История развития лексики вепсского языка» (1952). Участвовал в науч. экспедициях в вепсских р-нах Лен. обл., создании и редактировании школьных учебников на вепсском яз., автор работ по прибалт.-фин. языкознанию, вепсскому и карельскому фольклору. Лит.: Виноградова И. Память об ученом – в его трудах // Kodima (Родная земля). Спецвыпуск газеты «Прионежье». 1994. № 2(11). С. 2; Современная наука о вепсах: Достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск, 2006. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Бокситогорский район
Рубрики
БОКСИТОГОРСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Нас. – 34,8 тыс. чел. Терр. – 7163 кв. км. Адм. центр – г. Бокситогорск. В состав р-на входит г. п. Ефимовский и 275 населенных пунктов. На севере и западе граничит с Тихвинским р-ном Лен. обл., на юго-западе – с Любытинским р-ном Новгородской обл., на юге – с Хвойнинским р-ном Новгородской обл., на юго-востоке – с Чагодощенским р-ном Вологодской обл., на востоке и северо-востоке с Бабаевским р-ном Вологодской обл. Образован 25 мая 1952 на смежных терр. Тихвинского и Ефимовского р-нов. В 1965 в состав Б. р. включен упраздненный Ефимовский р-н и Корвальский сельсовет Капшинского р-на. В 1992 из состава Б. р. выделился г. Пикалёво, получивший обл. подчинение. Кроме преобладающего рус. населения на северо-востоке живут вепсы, на юго-востоке – этнолокальная группа тихвинских карел. По терр. Б. р. проходит жел. дорога СПб. – Вологда. От узловой ст. Подборовье на юг ведет ж.-д. ветка на ст. Кобожа Новгородской обл. В направлении с северо-запада на юго-восток по р-ну пролегает ш. Новая Ладога – Ярославль. Заселение региона началось с периода мезолита (VII тыс. до н. э.) по левым притокам Волги. Свой след в истории края оставили этнические группы славянского, балтского и прибалт.-фин. происхождения. В период Средневековья по терр. р-на проходили водно-волоковые пути, соединявшие басс. Балтийского и Каспийского морей, что получило отражение в местной топонимике. В нач. XIX в. регион получил водную трансп. магистраль – Тихвинскую водную систему, к-рая сохраняла свое значение до сер. 1960-х. Остатки многочис. шлюзов системы, являющихся пам.и гидротехнич. стр-ва, сохранились до наст. времени. Наиболее важным природным пам. на терр. Б. р. является карстовая р. Рагуша. Кроме того, здесь имеются многочисл. карстовые озера. Сев.-вост. часть р-на включена в состав природного парка «Вепсский лес». В Б. р. находится ряд архит. пам. XVI–XIX вв. Среди них постройки Антониево-Дымского мон., дерев. цц. в дер. Лиственка (1599), в дер. Усадище (XVII в.), в дер. Усадище-Дыми (XVIII в.), часовни в дер. Красный Бор и Врачёво (XVIII в.), в дер. Михеево и Заголодно (XIX в.), здания помещичьих усадеб в с. Сомино, дер. Спирово, Галично, монумент в память посещения края Петром I, многочисл. обелиски в честь земляков, погибших в ВОВ, мем. комплекс у дер. Астрача. На берегах водоемов сосредоточены десятки археол. пам., начиная с периода мезолита и до Средневековья: стоянки, селища, городище, сопки, курганы, жальничные могильники. В р-не работает Бокситогорский Дворец культуры, районный дом культуры в г. п. Ефимовский, пять сел. культурных центров, шесть сел. домов культуры, координационно-методический центр, 27 б-к, Центр истории и культуры родного края, Музей «Астрача. 1941», Бокситогорская школа иск-в, муз. школа г. п. Ефимовский. Издается газ. «Новый путь». Традиционным стал проводимый с 1993 обл. муз. фестиваль «Провинциальные встречи мастеров иск-в России». В учреждениях культуры р-на действуют ок. 90 коллективов худож. самодеятельности. Среди них вепсская фольклорная группа из дер. Боброзеро. С нач. 1990-х в вепсских поселениях организуются нар. праздники, в дер. Сидорово проходит традиционный праздник вепсов «Сырное воскресенье». Лит.: Кисловский С.В. Бокситогорск. Л., 1960; Калинин М.А., Федяев А.И. Бокситогорск – Пикалёво. Л., 1983; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 40-41; Горлова И.В. Краеведение. Бокситогорск, 2005. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Водское кантеле
Рубрики
В Водском музее есть народный инструмент, который водь называла «канныл», а иногда, по-русски, «кантеле». Вероятно, было и более старое название этого инструмента, т.к. прозвище лужицкого кантелиста Крисанорова Василия Нестеровича было "Кризя", что очень похоже на удмурдское название аналогичного инструмента – "Крезь". Кантеле передал в музей Андрей Лейман. Принадлежал он водской семье Яковлевых (род с прозвищем " Карабулли"- из д. Краколье. Переводится прозвище, как «жёлтая кувшинка, которая растёт в речке Караколкке». Изготовляются такие инструменты из сосны, ели или осины. Дека (чясилаут) изготовляется обычно у всех инструментов из сосны. Струны (васкирауда) железные или медные. Все одинаковые. Крепятся к колкам (пуликад). Нижняя часть колок называется «лаба». С другой стороны крепятся к железной скобе. Струн было 7,8,9. Редко 6 или 5. Подразделяются все кантеле на 3 вида. 1. Из одного куска дерева, выборка сверху. 2. Из одного куска дерева, выборка снизу. 3. Из одного куска дерева, выборка сбоку. Боковые отверстия закрывали тонкими досками, например, из дуба. Даннок кантеле третьего вида. Оно неизвестно в Прибалтике, но хорошо известно у вепсов и карел. Хорошо играли на кантеле в Лужицах Кронни Никон (Миронов Никон Ефимович), племянники Кризя Вазя - Иво Волё и его сестра Федоска. Каждый кантелист изготовлял канныл сам для себя. Под этот инструмент не пели и не плясали, а только играли божественные мелодии. Общение с богами через мелодию кантеле определило ещё одно его назначение: кантеле использовали в виде оберега, вешая его на косяк двери. Тогда злой силе трудно было войти в комнату. Библиография: Владыкин, В. МОН. – Ижевск, 2003. – С. 175. Использована информация из статьи И. Тынуриста «О кантеле води и ижор" на эстонском языке. – Таллинн, 1969 г., а также неопубликованные материалы Водского музея и рассказ К. Ефимова, записанный Э. Эрнитсом.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Выборгская губерния
Рубрики
ВЫБОРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ, историческая адм.-терр. единица в составе России и Финляндии. Занимала сев. часть Карельского перешейка, Сев. Приладожье, юго-восток совр. Финляндии. На терр. В. г. в средние века происходил этногенез карел. После Сев. войны 1700-21 земли Карельского перешейка раздавались в качестве донационных (дарственных) рус. дворянам. В. г. образована в 1744 из Выборгской и Кексгольмской провинций С.-Петерб. губ. (в XVII в. – Выборгский и Кексгольмский лены Швеции) и присоединенных по Абосскому миру 1743 частей шведской Финляндии. Состояла из уездов: Выборгского, Вильманстрандского, Кексгольмского, Нейшлотского, Сердобольского, Фридрихсгамского. В 1784, в рамках губ. реформы Екатерины II, преобразована в Выборгское наместничество, с 1796 – вновь губерния. В 1802-11 именовалась Финляндской губ. (основу нас. В. г. составляли финны). В 1811 передана Вел. княжеству Финляндскому. Это повлекло кардинальные изменения в управлении и законодательстве (Финляндия получила автономию и сохраняла законы швед. времени) и эмиграцию в Россию части рус. населения, формировавшегося с нач. XVIII в. В нач. XX в. В. г. состояла из девяти уездов (Страндасский, Кюменский, Лаппвесиский, Яскисский, Эуряпясский, Кексгольмский, Кроноборгский, Сердобольский, Салмисский); население – 455 тыс. чел. С 1918 – в составе независимой Финляндии (в прежних границах). В 1940 после Сов.-финл. войны значит. часть В. г. отошла к СССР и была передана Карело-Финской ССР и Лен. обл.: Каннельярвский, Койвистовский, Раутовский р-ны (ныне – юж. волости Выборского и Приозерского р-нов) и г. Териоки (ныне – Зеленогорск, в составе СПб.). В ноябре 1944 Лен. обл. передана сев. часть Карельского перешейка (Выборгский, Кексгольмский, Яскинский р-ны). Части бывшей В. г. принадлежат Республике Карелия (Лахденпохский, Сортавальский р-ны) и Финляндии. См. также: Епархия Выборгская и Финляндская, Епархия Корельская. Лит.: Севергин В. Обозрение Российской Финляндии. СПб., 1805; Любекер Е.Е. Выборгская губерния. СПб., 1850 (Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т. 1. Ч. 6); Острем А.-М. Системы хозяйствования в господских усадьбах на землях Выборгской губернии (XVIII–XIX вв.) // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1993. С. 52-60. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
подробнее…
Городища
Рубрики
ГОРОДИЩА, остатки укрепленых поселений, защищенных естественными препятствиями, рвами и валами. На терр. Лен. обл. известно 30 Г., преим. мысового типа (из них 15 – в Лужском р-не). Возникновение Г. связано с расселением славян. Нек-рые Г. стали центрами небольших округов, древнерус. погостами, др. служили убежищами, святилищами. Находки характеризуют развитие пашенного земледелия, скотоводства, лесных промыслов, появление вооруженных дружин. В Лужском р-не проведены раскопки г. Городец, Надбелье, Тесов. Четыре Г. сохр. на р. Волхов. Любшанское г. (посл. треть VII в. – до 870) – самое раннее славянское укрепление в регионе. Поселения у дер. Новые Дубовики и у дер. Городище обслуживали торг. путь по р. Волхов. Земляное Г. Старой Ладоги расположено на месте раннего гор. поселения. Его дерево-земляные укрепления сооружены в 1585-86, реконструированы в 1701-03. В Тихвинском р-не известен укрепленный центр IX-Х вв. в ареале приладожских курганов на р. Сясь, в Бокситогорском р-не – г. на р. Чагода. По мере включения прибалтийско-финских племен в состав Новгородской земли возникали новые укрепл. поселения для защиты от нападений суми, еми, немцев, датчан, а также сбора дани. Несколько Г. (Волосовский, Ломоносовский, Кингисеппский р-ны) защищали Водскую землю со стороны Финского зал. При раскопках Кайболовского г. ХII–XIII вв. открыты остатки построек, установлена славянская принадлежность обитателей. В сев.-вост. Причудье (Сланцевский р-н) известны Г. у дер. Дретно и Коленец (не датир.). В земле карел остатки укрепленного поселения ХII–XIII вв. обнаружены на месте Выборгского замка. В кон. XIII – нач. ХV вв. существовал Тиверский городок на р. Вуокса. Лопская земля также имела укрепленный центр – г. ХI-ХII вв. на р. Лаве (Кировский р-н). В наши дни раскопки и обследования с 1970 проводили А.Н. Кирпичников, С.И. Кочкуркина, С.Л. Кузьмин, Г.С. Лебедев, Е.Н. Носов, В.П. Петренко, Н.И. Платонова, Е.А. Рябинин, А.А. Селин, В.А. Тюленев и др. Лит.: Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Кирпичников А.Н. Крепости бастионного типа в средневековой России // Памятники культуры. Новые открытия. 1978. Л., 1979. С. 471-499; Рябинин Е.А. Городища Водской земли // Краткие сообщения Института археологии. 1984. № 179. С. 45-53; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л. 1990–1995. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
История води
Рубрики
Самые ранние археологические находки, которые можно отнести к предкам водского народа, восходят к IV-V1I вв. и. э. Вместе с ижорцами водь являлась коренным населением территории Ингерманландии. Их земли лежали вдоль важнейших торговых путей с востока на запад на юго-восточном побережье Финского залива. Переселенческий поток восточнославянских племен (кривичей и словен) в VI-VIII вв. достиг земель между озёрами Пейпус (Чудским) и Ильмень, а в Х в. постепенно распространился и на другие области Ингерманландии. В древнерусских летописях название различных прибалтийско-финских народов впервые встречается в связи с рассказом об основании Новгорода (859 г.) в форме "чудь" - этноним, в котором наряду с другими следует видеть, вероятно, и водский народ. Под 1069 г. водский народ первый раз упоминается отдельно под именем "водь", когда водская рать в союзе с полоцким князем напала на Новгород, но потерпела поражение. Начиная с XI в. водь попадает в зону влияния Новгорода, и их зависимость от феодальной Новгородской республики в последующие столетия возрастает всё больше. Населённые водью земли стали северной частью Новгородского княжества. С середины XII в. водь уже сражается вместе с новгородцами с племенем Ямь (Емь по-фински h(me), а в XIII в. - против шведских и немецких рыцарей-крестоносцев причём земли води часто разоряют чужие войска, а сотни и тысячи жизней её жителей уносят различные эпидемии. С 1270 г. водь и ижора несли воинскую повинность в новгородских дружинах. В Новгороде военная и политическая власть находилась в руках восточных славян, хотя, по сведениям одного письменного источника, на новгородском вече говорили главным образом "по-чудски". Таким образом, водь играла достаточно важную роль в жизни новгородского города-государства. В XIII в. населённые водью территории простирались от реки Нарвы до реки Ижоры и от Финского залива до города Гдова. Интерес к водским территориям проснулся и у католической церкви. Папа Александр III в своей булле конца XII в. упоминает язычников Водской земли (pagani Watlandiane). Несмотря на то, что водь приняла православие, папа римский в 1255 г. назначает на карельских и водских землях своего епископа. Водской землей живо интересовался и немецкий рыцарский орден, его войска часто вторгались туда. В 1440-е гг. они увели с собой захваченных водских пленников, которых затем поселили в Курляндии. К середине XIX в. называемые местным латышским населением "кревепсши" (русскими) потомки водских пленников были полностью ассимилированы. В 1478 г. Московское великое княжество присоединило к себе Новгород, разделив его земли на пять административных единиц, одна из которых стала называться "Водской (Вотской) пятиной". В 1484 и 1488 гг. большое количество води было силой вывезено в среднерусские земли, а на их место переселили русских. Вероятной причиной насильственного выселения была необходимость обеспечения безопасности пограничных областей Русского государства. Этой же цели служило также обращение в православие, распространению которого на водских землях уделялось особое внимание, ибо оно служило опорой власти и верным залогом русской гегемонии. Несмотря на это, в середине XVI в. два новгородских епископа жалуются, что водь по-прежнему держится своих языческих верований. Позже на этих территориях усилилась миссионерская деятельность русской церкви. На внедрение православия указывает тот факт, что в среде коренного населения вошли в обиход русские имена, дававшиеся при крещении. С 1617г. на протяжении почти целого столетия Водская земля была частью Швеции. Из-за насильственного обращения в протестантство и налогового бремени многие из водского народа бежали в Россию, а на их место поселили финнов из Юго-Восточной Финляндии, исповедовавших евангелистскую веру. В годы Северной войны (1700-1721 гг.) этот край вновь сменил хозяев, после тяжёлых битв русский царь Пётр Великий основал на его землях город Санкт-Петербург (1703 г.), а большое количество води выслали в Казань. В новую столицу и её окрестности прибыло много русских жителей, что привело к значительному усилению уже начавшейся ранее ассимиляции води. Фавориты царя получили земельные угодья и поместья в Ингерманландии, и повинности сельского населения ещё более возросли. К середине XIX в. стало ещё слабее самосознание води как народа, последним бастионом которого являлся водский язык. К этому времени почти половина води знала русский язык, ибо почти полностью находилась под воздействием русской культуры, его усилению способствовало и православие. Хотя у води имелся свой самобытный фольклор, материальная культура и обычаи, всё больше распространялись русские песни и русский уклад, русский быт. Во второй половине XIX в. численность карел, ижорцев и вепсов существенно выросла, в то время как количество води уменьшилось до одной пятой от прежнего количества. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. 4. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm
Тематические группировки
подробнее…
Кантеле
Рубрики
КАНТЕЛЕ, прибалт.-фин. щипковый струнный муз. инструмент (фин. и карел. – kantele, эст. – kannel). Подобные инструменты известны у литовцев (канклес), латышей (кокле). К. похоже на крыловидные (звончатые) гусли, распространенные у русских Северо-Запада России. К. отличается от них отсутствием открылка (часть гуслей, на к-рые опиралась рука музыканта при полунаклонном или вертикальном положении инструмента). Традиционное К. имело пять струн из жил. В XIX в. появились К. с 10, 12, 14, 16, 24 струнами. В 1930-е карельский фольклорист В.П. Гудков создал хроматическое К. с 36 струнами, на к-ром можно исполнять как нар., так и классические произв. Во время игры К. держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении, пальцами обеих рук защипывают струны. К. использовали для аккомпанемента карельские и ижорские рунопевцы. У ижор К. встречалось в быту еще в 1920–30-е гг. В карельской и фин. традиции К. приобрело символическое значение: согласно «Калевале» (руны 40-44), это волшебный инструмент, созданный одним из гл. эпических героев – Вяйнямёйненом (Vainamoinen). Лит.: Тынурист И.В. Где во гусли звонили (Опыт картографирования народных музыкальных инструментов) // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Л., 1977. С. 16-29. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Карельский государственный краеведческий музей
Рубрики
Карельский государственный краеведческий музей основан в 1871 г. и является одним из старейших музейных учреждений Северо-Запада России. Музейное собрание (160 тыс. предметов) представляет природу, археологию, историю края и города Петрозаводска, традиционную культуру русских, карел, вепсов. Экспозиции музея: "На пороге древнего мироздания" (экспозиционное исследование первобытной духовной культуры на примере петроглифов - памятников наскального искусства), "Калеватар" (интерпретация всемирно известной поэмы "Калевала", созданной на основе эпических песен карел), "Полет на высоте 300 лет" (выставка-путешествие в историю Петрозаводска), "Животный мир Карелии". Адрес музея: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Ленина, 1 E-mail: kgkm@karelia.ru http://kgkm.karelia.ru Тел.: (8142) 78 27 02 Библиография: КАРЕЛЬСКИЙ государственный краеведческий музей [Электр. ресурс]. – Петрозаводск, 1998-2006. - Режим доступа: http://kgkm.karelia.ru/
Тематические группировки
подробнее…
Клады
Рубрики
КЛАДЫ, умышленно спрятанные, чаще всего зарытые владельцем ценности. На терр. Лен. обл. при разл. обстоятельствах обнаружено ок. 40 монетных, монетно-вещевых и вещевых К. Уникальный К. ремесл. инструментов и изделий скандинавского кузнеца 760-х найден при раскопках Старой Ладоги. Пять К. вост. монет (кон. VIII – нач. IX в.) из Ладоги и окрестностей подтверждают ее роль центра междунар. торговли. Еще два К. вост. монет нач. IX в. в устье р. Нева на терр. совр. СПб. (Петергоф, Галерная гавань) указывают на Неву как начало пути в страны Халифата. Серия К. датируется XI – нач. XII вв., т. е. временем славянского расселения по Ижорской возвышенности, юж. р-нам Приладожья. 20 К. найдены в землях приладожской чуди, води, карел, ижоры, лопи, а также в Старой Ладоге. По составу К. можно проследить изменения в денежном обращении: арабские дирхемы постепенно вытесняются западноевроп. денариями, появляются византийские монеты. Вместе с монетами укрывают массивные серебр. украшения, слитки. Особо кр. размерами выделяются К. второй пол. – кон. XI в. из дер. Вихмес (13,4 тыс. денариев и дирхемов) и дер. Комолема (ок. 6 тыс. денариев) на р. Паше (Волховский р-н), зарытые в медных котлах. Два К. серебр. украшений, обнаруженные на Карельском перешейке (Тиверский городок, Громово/Саккала), относятся к XIII–XV вв. К. серебр. копеек, зарытых при Иване IV и Федоре Иоанновиче, отмечают хоз. кризис 1570–1580-х, вызванный Ливонской войной и опричным разорением. К швед. периоду относятся шесть К. шведских и один – западноевроп. монет XVII в. в зап. р-нах Лен. обл. Лит.: Марков А. Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических). СПб., 1910; Корзухина Г.Ф. Русские клады. М.; Л., 1954; Кропоткин В.В. Клады византийских монет на территории СССР // Свод археологических источников. Е4-4. М., 1962; Потин В.М. Топография находок западноевропейских монет X–XIII вв. на территории Древней Руси // Труды Гос. Эрмитажа. 1967. Т. 9. С. 106-194; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Курганы южного Приладожья
Рубрики
КУРГАНЫ ЮЖНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ (конец IX – начало XIII вв.), принадлежат т. н. приладожской чуди, потомки которой приняли участие в формировании вепсов и карел. Возможно, это были «колбяги», смешанное финно-скандинавское население, поставлявшее воинские отряды для княжеских походов. Изучались со второй половины XIX в. (Д. Европеус, Н.Е. Бранденбург, В.И. Равдоникас, А.М. Линевский, С.И. Кочкуркина, В.А. Назаренко и др.). Раскопано более 600 насыпей в 140 могильниках, расположенных по берегам рек Паша, Сясь, Тихвинка, Оять, Свирь и их притоков. Они отличаются от древнерусских курганов. В основе погребального ритуала лежит идея загробного жилища с очагом в центре, разделенного на мужскую (восточную) и женскую (западную) половины. Первоначально покойников кремировали, в XI в. появляется обряд трупоположения. На очаге устанавливали набор погребальной посуды (котел, горшки, железную сковороду) и лопату для разгребания углей. Обнаружены одновременные захоронения, когда женщину умерщвляли для сопровождения мужчины в загробный мир, и разновременные. Мужские захоронения иногда сопровождались погребениями коней и отсеченных человеческих голов. В погребения укладывали богатый инвентарь (оружие, конская упряжь, орудия труда и охоты, предметы быта, домашняя утварь, украшения). Оружие подвергалось порче. После завершения ритуала в ровике вокруг насыпи разжигали очистительный огонь. Появление курганной обрядности было инициировано влиянием культуры сопок и появлением среди местного прибалтийско-финского населения скандинавов – посредников в меховой торговле в обмен на оружие и украшения. Центр новой общности сформировался близ слияния рек Паша и Сязнига (укрепленное поселение у д. Городище). Большую роль играли связи с соседней Ладогой. В XII – начале XIII вв. повсеместно распространяются одиночные погребения, где покойник помещен в могильную яму и ориентирован головой на запад, что характерно для древнерусского сельского населения. Лит.: Кочкуркина С.И. Юго-Восточное Приладожье в X–XIII вв. Л., 1973; Мачинский Д.А. Колбяги «Русской правды» и приладожская курганная культура // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988; Назаренко В.А. Приладожская чудь // Финны в Европе. Вып. 2. М., 1990. С. 82-93 К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Могильники ижоры
Рубрики
МОГИЛЬНИКИ ИЖОРЫ, сосредоточены на ее племенной терр. в басс. рр. Ижора и Нева и по юж. берегу Финского зал. (см. Ижора). Имеются сведения о 33 грунтовых могильниках. Раскопки производились в дер. Усть-Рудица Ломоносовского р-на, дер. Гамалово Кингисеппского р-на (XV–XVII вв), дер. Кирсино Кировского р-на (сер. XII – XIII вв.) Позднесредневековые грунтовые могильники исследованы на терр. СПб. Изв. находки украшений карельских типов XI–XIII вв. (дер. Колтуши, дер. Мишкино в междуречье рр. Мга и Назия, дер. Инкере-Войскорово в ниж. течении р. Ижора). Влияние карельско-ижорской культуры прослеживается в нек-рых древнерус. курганно-жальничных могильниках Ижорской возвышенности. В крепости Орешек в слоях XIV–XV вв. обнаружена серия украшений карельских типов, свидетельствующих о присутствии ижоры. К числу М. и. предположит. относят древнерус. могильник XIV–XV вв. в г. Гатчина. Археол. материалы подтверждают, что ижора отделилась от южнокарельских племен не ранее кон. I – нач. II тыс. н. э. Лит.: Рябинин Е.А. Ижора // Финны в Европе. Вып. 2. М., 1990. С. 31-41; Сорокин П.Е. Раскопки ижорских могильников в бассейне р. Невы // Записки Института истории материальной культуры РАН. № 1. СПб., 2006. С.94-111. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Могильники карел
Рубрики
МОГИЛЬНИКИ КАРЕЛ (летописной корелы, предков совр. карел/карьяла), сосредоточены в сев.-зап. Приладожье (Приозерский р-н, примыкающие р-ны Карелии). Известны погребальные пам. второй пол. I тыс. н. э. (кам. кучи) и IX–XI вв. (поверхностные кам. вымостки), содержащие погребения по обряду кремации. В XII в. х-во и культура карел претерпевают изменения под воздействием союза с Новгородом. К XII–XIV вв. относятся грунтовые могильники с погребениями в ямах со срубными рамами или дерев ящиками. В 1880-х Т. Швиндтом раскопано шесть могильников и отд. погребения. Найдены высокохудож. украшения т. н. карельских типов, в к-рых прослеживается влияние новгородского ювелирного иск-ва. Муж. захоронения сопровождал определенный набор воинского снаряжения (меч, копье, топор). В могилы клали части жертвенных животных, обломки сосудов, орудия труда. С могильниками топографически связаны неукрепленные сел. поселения, святилища (кам. ритуальные кучи, культовые камни). В XIV в. христианизация приводит к смене погребального обряда и трансформации облика культуры карел. См. также: Карелы. Лит.: Кочкуркина С.И. Археологические памятники корелы V–XV вв. Л., 1981; Сакса А.И., Тюленев В.А. Корела // Финны в Европе. VI–XV вв. Вып. 2. М., 1990. С. 68-82; Schwindt T. Tjetoja Karjalan rautakaudesta // Suomen muinaismuistoyhdistyksen aikakauskirja. T. XIII. Helsingissa, 1893. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Население
Рубрики
НАСЕЛЕНИЕ. По данным переписи 2002 в Лен. обл. проживали 1669,205 тыс. чел.; по оценке на 1 июля 2005 – 1647,6 тыс. чел., в т. ч. гор. Н. – 1093,9 тыс. чел. (наиболее кр. города: Гатчина, Выборг, Тихвин, Волхов, Кириши, Кингисепп), сел. – 553,7 тыс. чел. Ср. размер сел. населенного пункта 150-170 чел., поселения с Н. более 500 чел. составляют 5% (сосредоточены на юге Лен. обл. и вблизи СПб.). В ХХ в. числ. Н. Лен. обл. увеличивалась, за исключением периодов Гражд. и Второй мировой войн. По переписи 1897 на терр. совр. Лен. обл. проживало ок. 1 млн. чел., в 1926 – 970 тыс. чел., в 1939 – 1200 тыс. чел., в 1959 – 1245 тыс. чел., в 1970 – 1399 тыс. чел., в 1979 – 1515 тыс. чел., в 1989 – 1659 тыс. чел. На рубеже XX–XXI вв. в Лен. обл. не произошло существенного сокращения числ. Н., чему способствовали иммиграция, так как смертность Н. превышала рождаемость. Так, в первом полугодии 2005 число умерших превысило число родившихся в 2,7 раза (соответственно, 17090 чел. и 6391 чел.). Ср. плотность Н. – 19,8 чел. на кв. км (сельского – 7 чел. на кв. км., что в 2,5-3 раза выше, чем в соседних Новгородской и Псковской обл.). Западные р-ны Лен. обл. традиционно являются более густонаселенными, чем восточные. Уже на рубеже XV–XVI вв. плотность нас. Ижорского погоста, включавшего земли Приневья, была 2,5-3 чел./кв. км. Большое влияние на размещение и занятость Н. Лен. обл. оказывает СПб., являющийся отд. субъектом РФ. В наст. время 39% трудоспособного Н. заняты в пром-сти, 34% – в сфере услуг, 18% – в сел. х-ве, 9% – на транспорте. Во втором квартале 2005 соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума увеличилось по ср. с уровнем 2004 (167,3% и 156,1% соответственно). 60,9% Н. имели доходы ниже среднедушевого дохода в целом по Лен. обл. За последнее тысячелетие этнический состав Н. Лен. обл. (преим. западной ее части) неоднократно изменялся. Не позднее VII в. в регион, заселенный финно-угорскими народами, проникли славяне. После Ореховецкого мирного договора 1323, установившего границу между Швецией и новгородскими владениями, в зап. (шведскую) ч. Карельского перешейка переселяются финны из Центральной Финляндии. В XVII в. после перехода Карельского перешейка и Ингерманландии в состав Швеции произошла миграция правосл. Н. (карелы, русские) в пределы России, опустевшие земли занимали финны-лютеране (см. Ингерманландские финны). В 1930-40-е в Лен. обл. проводились депортации этнические, затронувшие прибалт.-фин. Н. и немцев. Финны, проживавшие на терр. совр. Выборгского и Приозерского р-нов, переселились в Финляндию в ходе Сов.-финл. войны 1939-40 (в 1941-44 часть вернулась на прежние места расселения на короткий срок). В 1940-50-е проводилось организованное переселение русских (в меньшей степени белорусов) из др. областей СССР. В 2002 русские составили 1495,295 тыс. чел., ингерманландские финны – 7965 чел., вепсы – 2019 чел., карелы – 2057 чел., ижора – 177 чел., водь – 12 чел., эстонцы – 1409, немцы – 2372 чел. Среди остальных преобладают восточнославянские народы: украинцы – 41842 чел., белорусы – 26290 чел. В последние десятилетия увеличилась числ. и иных этнических общностей: татары составили 9450 чел., армяне – 5518, цыгане – 4573, азербайджанцы – 3855, чуваши – 2817, мордва – 2245, молдаване – 1977, башкиры – 1102, узбеки – 1001. Числ.ь остальных общин менее 1000 чел. На терр. Лен. обл. пребывают и нелегальные мигранты, не учитываемые официальной статистикой. Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996. С. 64-71; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С 53-168. А.Ю. Чистяков
Авторы
подробнее…
Обонежье
Рубрики
ОБОНЕЖЬЕ, ист.-культурный регион на северо-западе Европ. части России. Включала в свой состав терр. вокруг Онежского оз. Являлась частью Новгородского гос-ва: по письм. источникам с XII в. известна Обонежская сотня как адм.-терр. образование Вел. Новгорода. С кон. XV в. появляются сведения об Обонежской пятине, к-рая была самым крупным регионом Новгородской земли. Площадь ее терр. составляла ок. 106 тыс. кв. км. В сер. XVI в. Обонежская пятина была разделена на Нагорную и Заонежскую половины. В 1708 терр. О. вошла в состав Ингерманландской (позднее С.-Петерб.) губ., в XIX – нач. ХХ вв. оказалась на смежных терр. Олонецкой и Новгородской губ. В наст. время регион О. охватывает смежные терр. востока Лен. обл., северо-запад Вологодской обл. и юго-восток Республики Карелия. Особенностью этой терр. является интенсивное межэтническое взаимодействие славянского и прибалт.-фин. (карельского и вепсского) нас. Здесь расположены природные парки (в т. ч. «Вепсский лес»), сохр. уникальные памятники дерев. зодчества. Лит.: Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. СПб., 1853; Мусин А.Е. Становление Обонежского ряда в IX–XIV вв. // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988. С. 43-48. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Приозерский район
Рубрики
ПРИОЗЕРСКИЙ РАЙОН, муниц. образование. Нас. – 63,3 тыс. чел. (в т. ч. 20,5 тыс. чел. проживают в адм. центре – г. Приозерск). Терр. – 3 563,1 кв. км. Расположен в вост. и сев.-вост. частях Карельского перешейка. Граничит с Всеволожским и Выборгским р-нами, Республикой Карелия, Финляндией. Вост. граница проходит по берегу Ладожского оз. Включает в себя г. п. Кузнечное, 103 сел. населенных пункта. Образован в 1944 (до 1948 – Кексгольмский р-н) после включения части терр. Карело-Финской ССР в состав Лен. обл. Через П. р. проходит жел. дорога СПб. – Сортавала (построена в 1917) и параллельная ей автомоб. трасса. Внутр. озера занимают 12% терр. П. р. Крупнейшая из рек –Вуокса. Леса, в осн. сосновые, занимают 63% пл. К пам. природы относятся оз. Красное (Пуннусярви), комплексные заказники «Озеро Ястребиное (Хауккалампи)», «Гряда Вяярямяенселькя». На терр. района сделаны многочисл. археол. находки, среди к-рых обнаружены стоянки эпохи неолита и раннего металла, ср.-век. грунтовые могильники, ритуальные кам. кучи в окрестностях оз. Суходольское. На рубеже I–II тыс. н. э. cев.-зап. Приладожье населяли карельские племена (см. карелы). В XIV в. на месте более древних поселений возникли новгородские крепости Тиверский городок, Корела. Центром христианизации края стал правосл. Коневский Рождество-Богородицкий мон. (осн. в 1393). В XVII в. религ. притеснение правосл. карельского нас. и тяжелое экон. положение в регионе привело к бегству части нас. в Россию; на опустевшие земли переселились финны-лютеране. В ходе Сев. войны терр. П. р. вошла в состав России. Включена в С.-Петерб. губ., в 1744 передана Выборгской губ. (с 1811 в составе Вел. княжества Финляндского). В XVIII в. земли Карельского перешейка раздавались рус. помещикам. О тяжелой доле крестьян донационных (дарственных) земель напоминают установленные арх. А. Кааримо в 1936 пам. в виде башен из дикого камня. В 1842-93 в дер. Суотниеми (ныне – пос. Яркое) работал первый в Финляндии фарфоро-фаянсовый з-д Х.В. Лёфстрёма, изготовлявший посуду и статуэтки из местн. белой глины. На терр. П. р. родились худ. А.М. Матвеев, комп. Э. Мелартин; жили скульп. А. Каасинен, исполнительница рун Ларин Параске, писатели В.А. Лебедев, С.А. Воронин; работали ученые Н.Я Озерецковский, Т. Швиндт. Во второй пол. ХХ в. р-н стал популярным местом отдыха. Здесь жили на дачах писатели Ю.П. Герман, Г.А. Матвеев, И.М. Меттер, И.С. Соколов-Микитов, актеры В.В. Меркурьев, И.О. Горбачев. В П. р. (включая г. Приозерск) функционируют 25 домов культуры, 23 б-ки (см. Приозерская библиотека центральная районная), четыре дет. худож. и муз. школы. Ежегодно проводятся водный фестиваль «Вуокса» в пос. Лосево, фестиваль карельского иск-ва. Выходит районная газ. «Красная звезда». Правосл. приходы созданы в пос. Громово, Красноозерное, Мельниково, Саперное, Сосново, Плодовое, Торфяное. Лютеранская община Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии существует в пос. Севастьяново на базе лютеранской ц. Св. Иоанна (быв. приход Каукола). В П. р. установлены многочисл. пам. на братских могилах воинов, погибших в Сов.-финл. и Вел. Отеч. войнах. С 1992 устанавливаются пам. на местах захоронений фин. военнослужащих. См. также: Приозерского района герб Лит.: Шитов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 4: Восточный сектор: Рауту–Саккола (Сосново–Громово). СПб., 2000; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 82-83; Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. СПб.; Приозерск, 2004; Орехов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 8: Восточный сектор. Метсяпиртти (Запорожское). СПб., 2005; Официальный сайт Приозерска и Приозерского р-на. – http://www.priozersk.ru А.Ю.Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Причети (вепсы)
Рубрики
Вепсы относятся к народам с особенно развитой формой причети, однако вепсские причитания, как и в целом фольклор вепсов, изучены пока недостаточно. Хотя первое же обращение к их исследованию привело к крайне любопытным выводам вепсская мелострофа (названный так структурно-интонационный феномен, зафиксированный в наиболее выразительной и однозначной форме именно в вепсской причети) не только бытует в фольклоре родственных народов (карел, ижор), но и совпадает по композиции и типу интонирования с напевами заонежских и пудожских былин. В связи с этим было высказано предположение об усвоении русскими сказителями вепсской мелострофы из песенной культуры западнофинских народов (вепсов, карел). Библиография: Строгальщикова, 3. И. Этнокультурные процессы в Карелии // http://vottovaara.ru/karelia/obrad/pogr.html
Тематические группировки
подробнее…
Рунопевцы
Рубрики
РУНОПЕВЦЫ (фин. – runonlaulajat), исполнители нар. поэтических произв. у прибалт.-фин. народов (карел, ижор, води, вепсов), сказители (фин. runo – стихотв., руна). Репертуар Р. Ингерманландии отличался от карельской фольклорной традиции меньшим кол-вом архаических мотивов (мало мифологических сюжетов, заклинательной поэзии), распространением песен-легенд на библейские сюжеты, баллад, рекрутских, антикрепостнических, ист., лирических песен. Бытовали как тексты калевальской метрики, так и более поздние рифмованные песни. К кон. XIX в. большое распространение получили рифмованные песни-четверостишия (rekilaulu или rontyska/рёнтюшки), похожие на рус. частушки. Исполнение рун у прибалт.-фин. народов могло сопровождаться игрой на кантеле. На терр. Лен. обл. наиб. изв. Р. были ижоры Ларин Параске, Онтропо Мельников (Карельский перешеек), Мария Луукка (Зап. Ингерманландия). Среди фин. исследователей, к-рые собирали фольклор Р. у народов Лен. обл. – А.М. Шёгрен, Э. Лённрот, Д. Европеус, А. Алквист, А. Борениус-Ляхтеенкорва, А. Вяйсянен, Э. Сетяля. Лит.: Народные песни Ингерманландии. Л., 1974; Карху Э.Г. История литературы Карелии. Т. 1: Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. С. 139-195; Salminen V. Kertovien runojen historiaa: Inkeri. Helsinki, 1929; Salminen V. Runonlaulajat ja tietajat. Helsinki, 1931; Kuusi M. Maria Luukan laulut ja loitsut: Tutkimus lantisimman Inkerin suomalasiperinteesta. Helsinki, 1983. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Русские
Рубрики
РУССКИЕ, этническая общность, основное население РФ. В составе Р. выделяется ряд субэтносов и этногр. групп (напр., казаки и поморы). Рус. яз. принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи. В РФ, по данным переписи нас. 2002, 115,9 млн русских (79,8% от общей числ. нас.). В Лен. обл. Р. также являются крупнейшим народом – 1,5 млн чел. (89,6 % нас. обл.). Верующие Р. в осн. правосл., имеются приверженцы старообрядчества. В последние два десятилетия среди части рус. нас. распространились разл. направления протестантизма и религ. сектантство. В Лен. обл. сформировались локальные группы Р., имеющие нек-рые особенности в культуре, быту и верованиях. Предки Р. – вост. славяне – появились на терр. совр. Лен. обл. в середине I тыс. н. э. Постепенно они ассимилировали или вытеснили с прежних территорий прибалт.-фин. население (предков саамов, карел, вепсов, ижоры, води). К нач. II тыс. н. э. осн. р-нами расселения восточнославянского нас. стали терр. Ижорского плато, Верхнее Полужье и Поволховье. Здесь на базе новгородских словен и кривичей сложилась группа древнерус. населения, позднее обособившаяся как обл. группа новгородцев. Она стала составной частью рус. этноса в кон. XV – XVI вв. Наиболее значительный приток рус. населения из др. регионов России на терр., расположенную в окрестностях СПб., происходил в первой пол. XVIII в., а также во второй пол. ХХ в. Хозяйство Р., проживавших на терр. совр. Лен. обл. на рубеже XIX–ХХ вв., основывалось на сочетании неск. отраслей. Важнейшими были земледелие и животноводство. На Ладожском и Онежском оз., на Финском зал. занимались рыболовством. На востоке, где имелись значительные лесные массивы, – охотой, собирательством и заготовкой леса. Среди промыслов наибольшую изв. получили гончарное произ-во с центрами на рр. Оять и Явосьма, киришский (захожский) промысел по изготовлению кружев на коклюшках (см. Захожское кружево). Домашние ремесла (ткачество, вышивка, произ-во изделий из дерева, плетение) обеспечивали внутр. потребности крест. хозяйств. Сел. поселения Р. первоначально формировались под воздействием природно-геогр. факторов: они располагались в осн. по берегам водоемов с учетом ландшафта. В XVIII – нач. XX вв. поселения постепенно приобретают регулярную планировку. Традиционная усадьба включала, кроме разнообразных хоз. построек, срубную избу сев.-среднерус. или западнорус. типа, на западе обл. встречались кирпичные дома. В осн. традиционной жен. одежды был сарафанный комплекс. В нач. ХХ в. появились гор. элементы: кофта, юбка. Муж. костюм состоял из рубахи-косоворотки, пояса и штанов. Обувью служили берестяные лапти, кожаные сапоги, валенки. Пищевой рацион основывался на крупах и мучных изделиях в сочетании с молочными, мясными и рыбными блюдами, продуктами собирательства (грибы, ягоды). Из напитков наиболее распространеными были квас и пиво. Основой соц. орг-ции являлась сел. община, состоящая из домохозяйств одного или неск. населенных пунктов. Среди коренного рус. населения до наст. времени сохр. вера в порчу, в колдовство, в домового и лесного хозяев. Лит.: Русские. М., 1999; Егоров С.Б. Озеряне – этнолокальная группа русских (Исследования 2002 г. в Бокситогорском районе Ленинградской области) // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2002 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. Материалы VII Региональной научной конференции молодых ученых. СПб., 2002. С. 7-14; Егоров С.Б. Локальные группы населения востока Ленинградской области // Университетские Петербургские чтения. СПб., 2003. С. 477-483; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России (Южные окрестности Петербурга – Приладожье – Центральные районы Псковщины). СПб., 2004. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Финляндия
Рубрики
ФИНЛЯНДИЯ, государство в Сев. Европе. Граничит со Швецией, Норвегией, РФ (Мурманская обл., Республика Карелия, Лен. обл.). Расположена на побережье Ботнического и Финского зал. Балтийского моря. Пл. – 338 тыс. кв. км (ок. 10% – внутренние водоемы). Нас. (на 1998) – 5147 тыс. чел. (93% – финны, ок. 6% – шведы). Плотность нас. – 14,8 чел./кв. км. 2/3 нас. – горожане. Гос. языки – финский (родной для 96% нас.) и шведский. К Евангелическо-лютеранской церкви принадлежит 90% нас., к Православной – 1,1%. В адм. отношении делится на ляни (laani – губерния). На рубеже I–II тыс. н. э. Ф. населяли прибалт.-фин. общности сумь (зап. р-ны), емь или тавасты (центр), корела (восток). В XII–XIII вв. юго-запад Ф. был присоединен к Швеции, вост. р-ны находились в сфере интересов Вел. Новгорода, что обусловило многовековое рус.-швед. вооруженное соперничество на Карельском перешейке. Гл. городом Ф. был Турку (швед. и устар. рус. – Або), вторым по значению – Выборг. Впервые вост. граница Швеции была установлена Ореховецким мирным договором 1323 и проходила по р. Сестра и далее на север, оставив Выборг в составе Швеции, а Корелу (ныне – Приозерск) – в Новгородских владениях. В XVI в. в Ф. и Швеции лютеранство стало гос. религией. В 1642 издана Библия на фин. яз. (Новый Завет перевел М. Агрикола в XVI в.). В 1581 Ф. стала вел. княжеством (герцогством). Столбовский мирный договор 1617 передал Швеции всю Ф. и Ингерманландию. После Сев. войны 1700-21, завершившейся поражением Швеции, Россия получила Карельский перешеек, где была образована Выборгская губ. (т. наз. Старая, или Русская Ф.). После Рус.-швед. войны 1808-09 вся терр. Ф. вошла в состав России, получив статус Великого княжества Финляндского (в соответствии с формой правления 1772, установленной швед. королем Густавом III). В 1811 к Ф. была присоединена Выборгская губ. В 1812 столица перенесена в Хельсинки (швед. и устар. рус. – Гельсингфорс). В 1860-е Александр II начал проведение в Ф. либеральных реформ. В 1863 был созван сейм (парламент), к-рый регулярно собирался с 1869. В 1879 приняты законы о свободе предпринимательства, передвижения. В XIX в. в Ф. развернулось фенноманское движение, выступавшее за расширение прав фин. яз. (официальным яз. в Ф. был шведский) и развитие фин. нац. культуры. Его лидерами были фольклорист и создатель эпоса «Калевала» Э. Лённрот, писатель Ю.Л. Рунеберг, журналист и гос. деятель Ю.В. Снельман, писатель и историк С. Топелиус, этнограф и языковед М.А. Кастрен, историк Ю.С. Юрьё-Коскинен. В дек. 1917 Ф. официально стала независимым гос-вом. Весной 1918 в Ф. произошла гражд. война, в к-рой победила белая армия под команд. К.Г. Маннергейма. В 1919 Ф. провозглашена республикой, принята Конституция (глава гос-ва – президент, высший законодательный орган – однопалатный парламент). В результате поражения в Сов.-финл. (Зимней) войне 1939-40 Ф. потеряла Карельский перешеек (терр. совр. Выборгского и Приозерского р-нов Лен. обл.), Сев. Приладожье, приграничные земли в Сев. Карелии. Нас. отошедших к СССР р-нов было эвакуировано в глубь Ф. В 1941-44 Ф. участвовала в боевых действиях на стороне Германии. Парижский мир 1947 подтвердил границу 1940 в Приладожье, к СССР также перешел р-н Печенги (Мурманская обл.). Во второй пол. ХХ в. Ф. проводила политику нейтралитета. С 1995 – в составе Европ. Союза. Лит.: Клинге М. Очерк истории Финляндии. Хельсинки, 1990; Расила В. История Финляндии. Петрозаводск, 1996; Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии. М., 1998. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Финно-угорские народы
Рубрики
ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ, этнические общности, говорящие на яз. финно-угорской группы, к-рая входит (наряду с самодийской и юкагирской группами) в состав уральской (урало-юкагирской) языковой семьи. Ф.-у. н. ист. проживают на терр. РФ, Финляндии (финны, саамы), Латвии (ливы), Эстонии (эстонцы), Венгрии (венгры), Норвегии (саамы), Швеции (саамы). По мнению лингвистов, прауральская языковая общность фиксируется в эпоху мезолита (IX–VI тыс. до н. э.). Согласно антропологическим данным, Ф.-у. н. сформировались на терр., расположенной между ареалами европеоидной и монголоидной рас. Впоследствии расселение в разл. геогр. зонах Сев.-вост. Европы и Зап. Сибири, контакты с иноэтничными соседями (носителями индоевропейских, тюркских яз.) обусловили значительные различия в антропологическом типе, х-ве, культуре, языках Ф.-у. н. В сер. III тыс. до н. э. произошло обособление угорской ветви (предки хантов, манси, венгров). В I тыс. до н. э. выделись ветви: поволжская (предки мордвы, марийцев), пермская (предки коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов), прибалт.-фин. (предки вепсов, води, ижоры, ингерманландских финнов, карел, ливов, сету, финнов, эстонцев). Особую ветвь составили саамы. В Европ. России с Ф.-у. н. связывают археол. культуры: дьяковскую (вторая пол. I тыс. до н. э. – первая пол. I тыс. н. э., басс. Верх. Волги, Оки, Валдайская возвышенность), городецкую (VII в. до н. э. – V в. н. э., ср. и ниж. течение Оки, Ср. Поволжье, басс. рр. Мокша, Цна), ананьинскую (VIII–III вв. до н. э., басс. Камы, отчасти Ср. Волги, Вятки, Белой), пьяноборскую (II в. до н. э. – V в. н. э., басс. Камы). На терр. Лен. обл. ист. проживают народы, говорящие на прибалт.-фин. яз. (вепсы, водь, ижора, ингерманландские финны, карелы, финны, эстонцы). Они относятся к беломоро-балтийскому типу (расе) европеоидной расы. См. также: Вепсы, Водь, Ижора (Ижорцы), Ингерманландские финны, Карелы, Эстонцы. Лит.: Хайду П. Уральские языки и народы. М., 1985; Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Vuorela T. The Finno-Ugric Peoples. Bloomington, 1964; Сайт «Информационный центр финно-угорских народов». – http://www.finugor.ru А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Финны
Рубрики
ФИННЫ (устар. – чухонцы, самоназвание – суомалайсет), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Ф. в мире насчитывается более 5 млн. чел. Осн. население Финляндии (4,6 млн. чел.). Проживают также в Швеции (300 тыс.), США (300 тыс.). В России (Лен. обл., Карелия, СПб., Мурманская обл.) – 34.364 чел.; в Лен. обл. – 7.965 (на 2002, включая ингерманландских финнов). Ф. сформировались в результате слияния племен сумь, емь (тавасты), выборгских и присайминских карел. Фин. яз. относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Верующие исповедают лютеранство. На терр. совр. Лен. обл. проживали собственно финны или финны-суоми (быв. Выборгская губ. Финляндии, ныне – Выборгский и Приозерский р-н) и ингерманландские финны. Ф. Выборгской губ., в отличие от нас. остальной ч. Вел. княжества Финляндского, были арендаторами самостоятельных х-в, к категории торпарей (безземельные и малоземельные крестьяне-батраки) относилось не более 3% нас. В XIX в. сформировалась хуторская система х-ва. Мигранты из Выборгской губ. проживали в СПб., С.-Петерб., Олонецкой губ. Традиционное жилище – дерев. срубный дом с двускатной крышей. Для фин. муж. костюма характерны жилеты, куртки, кафтаны; у женщин – юбка, лиф-безрукавка или кофта, у замужних – чепец (расцветка одежды различалась по приходам). В системе питания преобладал хлеб, молочные блюда, рыба. Традиции сохр. в календарной обрядности (см. Юханнус), обрядности жизненного цикла. У Ф. Выборгской губ. были записаны многочисл. фольклорные произв. (см. Рунопевцы, Швиндт Т., Европеус Д.). Ф., проживавшие на терр., отошедшей к СССР в 1940, после Сов.-финл. войны, в осн. были эвакуированы в Финляндию и окончательно покинули родные места после кратковременного возвращения в 1941-44. Фин. население Лен. обл. в осн. составляют ингерманландские финны. Лит.: Финны в России. Петрозаводск, 1998; Высек пламя Илмаринен: Антология финского фольклора. М., 2000; Энгман М. Финляндцы в Петербурге. СПб., 2005; Talve I. Finnish folk culture. Helsinki, 1997. (Studia Fennica Ethnologica. Vol. 5). А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Фольклор
Рубрики
ФОЛЬКЛОР народов Лен. обл. (см. Этнические общности Ленинградской области) представляет многослойное полиэтническое наследие, к-рое явилось результатом богатой истории региона. Одним из первых в 1824-29 изучением вепсов занимался А.М. Шёгрен, описавший их компактное проживание, быт, занятия, язык и фольклор. Вепсов, финнов-ингерманландцев, ижору и водь изучал Э. Лённрот, Д. Европеус и др. фин. ученые. Фин. лит. об-вом в 1908-48 осуществлено издание «Древних рун финского народа» (всего 33 тома), в к-ром собраны аутентичные изустные записи традиционных эпических и лирических песен и заклинаний этих народов, в т. ч. собранные на терр. лен. обл. Во второй пол. ХХ в. изучением фольклора продолжали заниматься ученые Карелии и Эстонии. В 1960–1980-е записаны песни калевальского стиха у ижор Сойкинского и Курголовского п-овов. Петрозаводские фольклористы издали два сб. «Народные песни Ингерманландии» (1974) и антологию «Ингерманландская эпическая поэзия» (1990). Исследование по муз. культуре финнов-ингерманландцев опубл. в 1995 И.П. Григорьева, рук. фольклорного ансамбля «Рёнтюшки» (дер. Рапполово Всеволожского р-на). По вепсскому фольклору наиболее значительны публ. «Образцы вепсской речи» (1969), «Вепсские народные сказки» (1996). Русский фольклор на терр. Лен. обл. стали изучать только в кон. XIX в. В 1889 вышел сборник К.П. Галлера с текстами нар. песен Лужского у. и нотными записями; в 1916 в журн. «Живая старина» опубликованы материалы свадебных обрядов и песен Лужского у., собранные крестьянином И. Максимовым. Активная собирательская работа по рус. фольклору начинается во второй пол. ХХ в. В 1960-х фольклорные экспедиции в разл. р-нах обл. проводят С.-Петерб. консерватория, С.-Петерб. ин-т (ун-т) культуры и иск-в (СПбГУКИ), Рос. ин-т истории иск-в и Обл. дом нар. творчества; опубл. ряд муз.-песенных сб. Значительный вклад в иссл. фольклора Лен. обл., в т. ч. и сов. периода, внес В.С. Бахтин. В 1995 при СПбГУКИ создан Тихвинский фольклорный архив (ТФА), занимающийся изучением фольклора и этнографии быв. Тихвинского у. В его основу положены материалы многочисл. фольклорных эспедиций, проведенных в сев. р-нах Новгородской и сев.-вост. р-нах Лен. обл. Экспедиции Ленинградского областного учебно-методического центра культуры и искусства (ЛОУМЦКиИ) систематически собирают традиционные муз.-песенные материалы, этногр. описания праздников и обрядов. Фонотека ЛОУМЦКиИ является одной из крупнейших коллекций фольклорных записей Лен. обл. Лит.: Русские народные песни, записанные в Ленинградской области. 1931–1949 гг. Л.; М., 1950; Рубцов Ф.А. Народные песни Ленинградской области. М., 1958; Бахтин В.С. 1000 частушек Ленинградской области. Л., 1969; Он же. Песни Ленинградской области. Л., 1978; Он же. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области. Л., 1982; Лапин В.А. Русские свадебные песни у вепсов // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973; Он же. Вепсы и русские в музыкально-фольклорных традициях Северо-Запада // Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Народные песни Ингерманландии. Л., 1974; Мальми В. Народные танцы Карелии и Ингерманландии // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллин, 1980; Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района. Л., 1985; Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области. Вып. 1-2. Л., 1987–1989; Фольклорные традиции Тихвинской земли: Тезисы науч.-практической конференции. Л., 1989; Ингерманландская эпическая поэзия: Антология. Петрозаводск, 1990; Григорьева И.П. Музыкальная культура ингерманландских финнов второй пол. XIX и ХХ столетий. СПб, 1995; Лобанов М.А. Лесные кличи: Вокальные мелодии-сигналы на Северо-Западе России. СПб., 1997; Тихвинский фольклорный архив: Иссл. и материалы. Вып 1. СПб., 2000; Атрощенко Н.О., Румянцева А.Е. Обзор фонотеки фольклорных материалов ЛОУМЦКиИ // Область культуры. 2005. № 11. С. 26-42; Сланцевские старожилы // Область культуры. 2007. № 2. В.А. Лапин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Этнические общности Ленинградской области
Рубрики
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Э. о. (или этносами, народами) принято называть исторически сложившиеся устойчивые сообщества людей, сформировавшиеся на определенной терр., обладающие общими чертами культуры и самосознанием, выраженным в самоназвании. Самосознание или идентичность – важнейший признак Э. о. Терр. Лен. обл. исторически являлась зоной контакта финно-угорских народов и славян (русских). О ранних этапах этногенеза (формирования Э. о.) свидетельствует ряд археол. находок (см. Археологические памятники, Курганы древнерусские, Могильники води, Могильники ижоры, Могильники карел). В наши дни в Лен. обл. проживают прибалт.-фин. Э. о.: ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, вепсы, карелы. В нач. ХХ в. на терр. обл. значимые по числ. этнические общины составляли также индоевропейские Э. о.: немцы, шведы (особенно в г. Выборг), латыши, цыгане. В ряде городов проживали евреи. Сов.-финл. война 1939-40 привела к полной смене этнического состава нас. Карельского перешейка (совр. Выборгский и Приозерский р-ны). После эвакуации местных жит. (преим. финнов, также шведов, русских) вглубь Финляндии опустевшие терр. заселялись русскими из разл. областей России. На сокращение числ. неславянских Э. о. в ХХ в. оказали влияние процессы урбанизации, добровольные миграции, а также депортации этнические (затронувшие ингерманландских финнов, ижору, водь, немцев). В наст. время в Лен. обл. русские составляют подавляющее большинство нас. (среди них много выходцев из др. регионов). Лит.: Выскочков Л.В. Об этническом составе сельского населения Северо-Запада России (Вторая пол. 18 – 19 вв.) // Петербург и губерния: Ист.-этногр. исследования. Л., 1989. С.113-131; Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…