Персоны энциклопедии / Ларин Параске
Ижора (Ижорцы)
Рубрики
ИЖОРА (ижорцы, самоназв. – изурит), этническая общность. Яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По наиболее распространенной версии, И. отделились от южнокарельских племен в кон. I – нач. II тыс. н. э., расселялись в басс. рек Ижора и Нева, с XI–XII вв. продвигались по юж. берегу Финского зал. до р. Нарва, контактируя с водью и славянами. С XII в. Ижорская земля – во владении Вел. Новгорода. И. несла пограничную стражу. В 1240 ижорский староста Пельгусий предупредил кн. Александра Невского о высадке шведов на берегу Невы. В 1897 И. насчитывали ок. 14 тыс. чел. Делились на пять отличавшихся диалектами групп: сойкинская (нас. Сойкинского п-ова), нижнелужская (низовья р. Луга), хэвасская (окрестности р. Коваша, фин. – Хеваа), оредежская (верхнее течение р. Оредеж) и И. юж. части Карельского перешейка (к ХХ в. ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). В 1926-36 существовал Сойкинский нац. ижорский сельсовет; работали сел. школы с обучением на ижорском яз. В 1989 числ. И. в Лен. обл. – 276 чел.; всего в СССР – 820 чел. В 2002 в Лен. обл. – 177 чел. (в осн. в Сойкинской и Усть-Лужской вол. Кингисеппского р-на), в СПб. – 53 чел.; всего в РФ – 327 чел. Традиционные занятия: земледелие, животноводство, мор. рыболовство (в т. ч. подледный лов салаки в Лужской губе для изготовления шпрот). В XIX – нач. XX вв. распространились отходничество, посредническая торговля. До ХХ в. сохр. архаические элементы жен. одежды: поверх рубахи (рятсиня) одевали два несшитых полотнища (аануа и хурстут), державшихся на плечевых лямках. Верующие исповедают православие. Еще в XVI в. многие И. оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). Дохристианские элементы сохр. в обрядности вплоть до ХХ в. У И. существовала эпическая поэзия, ее элементы использовал Э. Лённрот при создании «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наиболее известны ижорские сказители Онтропо Мельников и Ларин Параске. Предметы ижорской культуры представлены в экспозициях Ижорского народного музея, Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Вистино и Горки существуют фольклорные коллективы, исполняющие песни на ижорском яз. В июне 2004 в дер. Вистино прошел «Ижорский праздник». Лит.: Лаанест А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966; Ингерманландская эпическая поэзия / Сост. Э.С. Киуру. Петрозаводск, 1990; Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 89-109; Рябинин Е.А. Ижора // Природа. 1992. № 9. С. 82-89; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 592-620. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ларин Параске
Рубрики
«Ларин Параске – замечательная сказительница наших дней, достигшая настоящих высот певческого искусства. Для современного поколения она является образцом совершенного мастерства, которое может быть доступно только выдающемуся певцу. Творчество Параске – это лучшее из того, что собрано у народных сказителей из областей издавна славившихся своим музыкальным искусством. Её поэзия включает в себя значительную часть рун Восточной Ингерманландии и Южной Карелии – певческих областей, в которых были обнаружены стихи, составившие сборники «Калевала», «Кантелетар» и «Лйдсуруно» Историк Оскар Реландер, 1894 г. Параске Никитична родилась в начале 1830 г. в Северной Ингерманландии, в Лемболово (Лемпаала). Православная ижорка, она уже в молодом возрасте была известна, как одаренная певица. Позже она вышла замуж в Финляндию в Саккола. С Параске работали несколько собирателей, но лишь настоятель прихода Саккола Ад. Неовиус наиболее основательно записал её песни. Во время продолжительной совместной работы с Параске им было записано от неё более 1300 различных песен. Позже, после переезда Неовиуса из Саккола в Порвоо, Параске жила у него три года. Портреты Параске написаны финским художником А. Эдельфельтом. Ларин Параске, к сожалению, более известна в Финляндии, чем на своей родине. Там ей установлен памятник, о ней написан роман и снят фильм.
Тематические группировки
подробнее…
Ларин Параске (1833/34-1904), сказительница
Рубрики
ЛАРИН ПАРАСКЕ (Ларина-Степанова, урожд. Никитина) Прасковья Никитична (1833/34, С.-Петерб. губ. – 1904, дер. Васкела Выборгской губ.), ижорская рунопевица и сказительница. Родилась. в дер. Мискюля (она же Миискунмяки, в наши дни не существует) близ Лемболово в семье крепостных. В 1853 вышла замуж за финл. уроженца Гаврилу Степанова (он же Ларилан Каурила), выкуплена из крепостной зависимости. Переехала в дер. Васкела (ныне – Луговое Приозерского р-на), где находилось х-во мужа, называвшееся Ларила, или Ларин тупа (изба Лари). Работала на подъеме судов на р. Тайпаленйоки (ныне – р. Бурная). Певческие способности Л. П. проявились уже в молодости. В 1877 первые 24 руны в исполнении Л. П. записал фольклорист А.А. Борениус-Ляхтеенкорва. В 1887 с Л. П. познакомился изв. фин. историограф и фольклорист пастор А. Неовиус. За мн. лет совм. работы Неовиус записал 1200 рун Л. П. (песен калевальского размера), 1750 пословиц и поговорок, 338 загадок, старинные плачи. В 1893 он издал первую книгу этих текстов. В 1891-93 Л. П. жила в семье Неовиуса в Борго (ныне – Порвоо), приезжала в Хельсинки, где с успехом выступала перед широкой аудиторией. Ее портреты писали А. Эдельфельт, Э. Ярнефельт. Общее наследие Л.П. составило более 32 тыс. рунических строк, исполненных по памяти. Ее называли карельской (или финской) Мнемозиной. В 1893 вернулась в Васкела, где жила в крайней бедности. Похоронена на правосл. кладб. между Палкеала и Рийкола (ныне – дер. Замостье Приозерского р-на). В 1911 на могиле Л. П. Молодежное об-во Юж. Карелии установило пам., к-рый был уничтожен в послевоен. годы; в 1992 установлен новый. В 1950 пам. Л. П. (скульп. А. Сайло) также установлен в Хельсинки. В 1983 в Финляндии изд. почтовая марка с портретом Л. П. В кон. 1980-х комп. Б.Д. Напреев посвятил Л. П. оперу «Тростниковая свирель» (автор либретто А.И. Мишин; поставлена в Турку и Йоэнсуу в 1991-92). В 2004 в г. Приозерск прошла науч.-просвет. конференция, посвященная творчеству Л. П. Соч.: Тростниковая свирель / Сост. О. Мишин. Петрозаводск, 1986; Suomen Kansan Vanhat Runot. Osa V.1. Pohjois-Inkerin runot. Helsinki, 1929. Лит.: Мутанен П. Народная книга Ларин Параске // Альманах библиофила. Вып. XIX. М., 1985. С.184-192; Карху Э. Ижорская сказительница Ларин Параске: Традиции и индивидуальное творчество в фольклоре // Север. 1992. № 1. С.144-150; «Нет родной сторонки краше…». СПб., 2006. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Мельников Онтропо
Рубрики
Онтропо Мельников был современником и земляком Ларин Параски, и в детстве они пели вместе. Он родился в деревне Соффолово (Сохвола) прихода Вуолы в 1834 г. Онтропа считают самым искусным певцом в Северной Ингерманландии. Он был крепостным, и его жизнь была тяжелой. В 1859 г. за пение рун собирателю Саксбеку он понес публичное наказание розгами во дворе мызы. Его отец был великим рунопевцем, от него и сын научился петь свои руны.
Тематические группировки
подробнее…
Приозерский район
Рубрики
ПРИОЗЕРСКИЙ РАЙОН, муниц. образование. Нас. – 63,3 тыс. чел. (в т. ч. 20,5 тыс. чел. проживают в адм. центре – г. Приозерск). Терр. – 3 563,1 кв. км. Расположен в вост. и сев.-вост. частях Карельского перешейка. Граничит с Всеволожским и Выборгским р-нами, Республикой Карелия, Финляндией. Вост. граница проходит по берегу Ладожского оз. Включает в себя г. п. Кузнечное, 103 сел. населенных пункта. Образован в 1944 (до 1948 – Кексгольмский р-н) после включения части терр. Карело-Финской ССР в состав Лен. обл. Через П. р. проходит жел. дорога СПб. – Сортавала (построена в 1917) и параллельная ей автомоб. трасса. Внутр. озера занимают 12% терр. П. р. Крупнейшая из рек –Вуокса. Леса, в осн. сосновые, занимают 63% пл. К пам. природы относятся оз. Красное (Пуннусярви), комплексные заказники «Озеро Ястребиное (Хауккалампи)», «Гряда Вяярямяенселькя». На терр. района сделаны многочисл. археол. находки, среди к-рых обнаружены стоянки эпохи неолита и раннего металла, ср.-век. грунтовые могильники, ритуальные кам. кучи в окрестностях оз. Суходольское. На рубеже I–II тыс. н. э. cев.-зап. Приладожье населяли карельские племена (см. карелы). В XIV в. на месте более древних поселений возникли новгородские крепости Тиверский городок, Корела. Центром христианизации края стал правосл. Коневский Рождество-Богородицкий мон. (осн. в 1393). В XVII в. религ. притеснение правосл. карельского нас. и тяжелое экон. положение в регионе привело к бегству части нас. в Россию; на опустевшие земли переселились финны-лютеране. В ходе Сев. войны терр. П. р. вошла в состав России. Включена в С.-Петерб. губ., в 1744 передана Выборгской губ. (с 1811 в составе Вел. княжества Финляндского). В XVIII в. земли Карельского перешейка раздавались рус. помещикам. О тяжелой доле крестьян донационных (дарственных) земель напоминают установленные арх. А. Кааримо в 1936 пам. в виде башен из дикого камня. В 1842-93 в дер. Суотниеми (ныне – пос. Яркое) работал первый в Финляндии фарфоро-фаянсовый з-д Х.В. Лёфстрёма, изготовлявший посуду и статуэтки из местн. белой глины. На терр. П. р. родились худ. А.М. Матвеев, комп. Э. Мелартин; жили скульп. А. Каасинен, исполнительница рун Ларин Параске, писатели В.А. Лебедев, С.А. Воронин; работали ученые Н.Я Озерецковский, Т. Швиндт. Во второй пол. ХХ в. р-н стал популярным местом отдыха. Здесь жили на дачах писатели Ю.П. Герман, Г.А. Матвеев, И.М. Меттер, И.С. Соколов-Микитов, актеры В.В. Меркурьев, И.О. Горбачев. В П. р. (включая г. Приозерск) функционируют 25 домов культуры, 23 б-ки (см. Приозерская библиотека центральная районная), четыре дет. худож. и муз. школы. Ежегодно проводятся водный фестиваль «Вуокса» в пос. Лосево, фестиваль карельского иск-ва. Выходит районная газ. «Красная звезда». Правосл. приходы созданы в пос. Громово, Красноозерное, Мельниково, Саперное, Сосново, Плодовое, Торфяное. Лютеранская община Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии существует в пос. Севастьяново на базе лютеранской ц. Св. Иоанна (быв. приход Каукола). В П. р. установлены многочисл. пам. на братских могилах воинов, погибших в Сов.-финл. и Вел. Отеч. войнах. С 1992 устанавливаются пам. на местах захоронений фин. военнослужащих. См. также: Приозерского района герб Лит.: Шитов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 4: Восточный сектор: Рауту–Саккола (Сосново–Громово). СПб., 2000; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 82-83; Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. СПб.; Приозерск, 2004; Орехов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 8: Восточный сектор. Метсяпиртти (Запорожское). СПб., 2005; Официальный сайт Приозерска и Приозерского р-на. – http://www.priozersk.ru А.Ю.Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Рунопевцы
Рубрики
РУНОПЕВЦЫ (фин. – runonlaulajat), исполнители нар. поэтических произв. у прибалт.-фин. народов (карел, ижор, води, вепсов), сказители (фин. runo – стихотв., руна). Репертуар Р. Ингерманландии отличался от карельской фольклорной традиции меньшим кол-вом архаических мотивов (мало мифологических сюжетов, заклинательной поэзии), распространением песен-легенд на библейские сюжеты, баллад, рекрутских, антикрепостнических, ист., лирических песен. Бытовали как тексты калевальской метрики, так и более поздние рифмованные песни. К кон. XIX в. большое распространение получили рифмованные песни-четверостишия (rekilaulu или rontyska/рёнтюшки), похожие на рус. частушки. Исполнение рун у прибалт.-фин. народов могло сопровождаться игрой на кантеле. На терр. Лен. обл. наиб. изв. Р. были ижоры Ларин Параске, Онтропо Мельников (Карельский перешеек), Мария Луукка (Зап. Ингерманландия). Среди фин. исследователей, к-рые собирали фольклор Р. у народов Лен. обл. – А.М. Шёгрен, Э. Лённрот, Д. Европеус, А. Алквист, А. Борениус-Ляхтеенкорва, А. Вяйсянен, Э. Сетяля. Лит.: Народные песни Ингерманландии. Л., 1974; Карху Э.Г. История литературы Карелии. Т. 1: Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. С. 139-195; Salminen V. Kertovien runojen historiaa: Inkeri. Helsinki, 1929; Salminen V. Runonlaulajat ja tietajat. Helsinki, 1931; Kuusi M. Maria Luukan laulut ja loitsut: Tutkimus lantisimman Inkerin suomalasiperinteesta. Helsinki, 1983. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Сосновская библиотека поселковая им. Ю.Германа
Рубрики
СОСНОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПОСЕЛКОВАЯ им. ЮРИЯ ГЕРМАНА (пос. Сосново, ул. Связи, 10). Открылась 4 нояб. 1944, первой в послевоен. время на терр. Приозерского р-на. С 1977 входила в Приозерскую централизованную библиотечную систему на правах филиала, с 2006 – самостоятельная б-ка. В 1989 б-ке присвоено имя писателя Ю.П. Германа. Фонд составляет 22 тыс. ед. хр., кол-во читателей – ок. 1,5 тыс. Ежегодных посещений – 18,5 тыс., книговыдача – 55,5 тыс. экз. в год. Б-ка шефствует над могилой сказительницы Ларин Параске. Л.К. Блюдова
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Фольклор (ижора)
Рубрики
У ижоры было записано большое количество произведений эпической поэзии (так называемые руны). Ижорские руны были использованы финским фольклористом Элиасом Лeннротом (1802-1884) при создании текста «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наибольшую известность получила знаменитая ижорская сказительница Ларин Параске (1833-1904) из д. Мискула Лемболовского прихода (современный Всеволожский район). Наряду с эпической поэзией была широко распространена обрядовая. Особую известность получили свадебные и похоронные причитания.
Тематические группировки
подробнее…