Персоны энциклопедии / Швиндт Теодор
Археологические памятники
Рубрики
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ Лен. обл. – поселения, захоронения, культовые объекты и др. вещественные следы прошлого. Заселение терр. области происходит в эпоху мезолита. Возраст древнейшей находки из Антреа (ныне г. Каменногорск) св. 9000 лет. К эпохе неолита относятся керамика и костяные изделия, собранные при прокладке Нового Сясского кан. и в комплексе стоянки Березье Волховского р-на. Ранний неолит (V тыс. до н. э.) представлен стоянками Нарвской культуры (Сяберская III в Лужском р-не) и с керамикой типа Сперрингс. Культура с гребенчато-ямочной керамикой (кон. IV – нач. II тыс. до н. э.) относится к развитому неолиту. Предметы, обнаруженные при раскопках эталонного поселения Усть-Рыбежна I в Приладожье, отличаются высокой сохранностью. Во II – I тыс. до н. э. из Верх. Поволжья на эти земли приходят предки финно-угров. Их поселения, относящиеся к эпохе раннего металла, обнаружены по берегам рр. Волхов, Паша, в ряде др. р-нов области. В басс. верх. течения р. Луга известны погребальные пам. культуры длинных курганов (вторая пол. I тыс. н. э). Немногочисл. находки позволяют датировать наиболее ранние погребения V в. В VIII–X вв. в Полужье и по берегам р. Волхов расселяются словене ильменские. Сооруженные ими сопки (монументальные погребальные насыпи) стали доминатами ист. ландшафта. С этим периодом связано появление пашенного земледелия и первых городищ (на терр. Лен. обл. изв. 30 городищ IX–XV вв.). В сер. VIII в. на перекрестке междунар. торг. путей возникает Ладога (ныне – с. Старая Ладога) – древнейшее гор. поселение и первая столица Руси. Иссл. Ладоги дали ценные материалы о начале рус. государственности, о славяно-финно-скандинавских контактах. Курганы Юж. Приладожья (кон. IX – нач. XIII вв), оставленные местной чудью, выделяются погребальной обрядностью, находками оружия и украшений. Многочисл. древнерус. курганы (X–XIV вв.) и сменившие их жальники (XII-XV вв.) позволяют проследить этапы древнерус. земледельческой колонизации Полужья, Ижорской возвышенности, сев.-вост. Причудья, культуру сел. населения. Вдоль берегов Финского зал., рр. Ижора и Нева, на Карельском перешейке обнаружены грунтовые могильники води, ижоры и карел, с XII в. вступивших в союзническо-даннические отношения с Новгородом. К ср.-век. А. п. относятся построенные в XIII–XIV вв. города-крепости Копорье, Корела, Орешек, Ям и более поздняя Ивангородская крепость. Изучение древностей региона в посл. трети XIX – нач. XX вв. связано с именами Н.Е. Бранденбурга, Л.К. Ивановского, А.А. Иностранцева, Н.К. Рeриха, А.А. Спицына, Т. Швиндта и др. В 1927-31 фиксацию и учет пам. осуществила Комиссия по археол. изучению Лен. обл. ГАИМК. В 1930–1950-х пам. области изучали В.И. Равдоникас, Н.Н. Гурина. С 1970-х иссл. продолжили экспедиции под руководством А.Н. Кирпичникова, Г.С. Лебедева, Е.А. Рябинина и др. Лит.: Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР. Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. Л., 1961; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л. 1984; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996; Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Вопросы исследования карел
Рубрики
Изучение карельского народа, его культуры и языка осуществлялось представителями русской и финляндской науки. Начало изучению карел, как и других народов России, было положено русской наукой еще в XVIII в. Большая часть описаний относится приблизительно к одному отрезку времени — второй половине XIX–началу XX в., причем особенно много их приходится на 1880–1910 гг. Главную ценность всех этих описаний в настоящее время представляет их фактографическая основа. Во второй половине XVIII в. в России по инициативе Академии наук был начат организованный сбор сведений для «географического описания Российского государства» и для нового «Российского атласа». Анкеты Академии наук, подкрепленные соответствующими правительственными указами, рассылались на места, и в том числе в Карелию. В результате были собраны многочисленные статистические, экономические, географические, исторические, этнографические и тому подобные сведения, составлены описания всей Карелии и многих отдельных погостов. Большую работу по заполнению присланной в Петрозаводск в 1784 г. анкеты, известной под названием «Топографические запросы», проделал тогдашний олонецкий губернатор Г. Р. Державин. Именно ему принадлежит первое в истории описание Никольского свадебного ритуала. С учреждением в середине XIX в. Русского географического общества начался новый этап в развитии русской этнографии. Этнографические материалы, собранные в архиве РГО (ныне – архив ВГО), были в свое время проаннотированы Д. К. Зелениным. С развитием этнографической науки в России заметно возрос на местах интерес к народным обычаям и обрядам, к общественному и семейному быту крестьянства. Огромный вклад в исследование истории средневековой Карелии внес Петер Теодор Швиндт (1851-1917), выдающийся финский археолог, историк, этногроф и музейный деятель, крупнейший специалист по древнекарельской культуре. Как ученый-археолог Теодор Швиндт занимает первое место по объему раскопок на Карельском перешейке и по количеству описанных находок. В 1877 г. Обществом финских древностей было принято решение назначить Швиндту стипендию для проведения на территории Старой крепости в Кексгольме (Корела, сейчас – г. Приозерск Ленинградской области) раскопок, которые продолжались с небольшими перерывами в течение 7 лет. В 1884 г. Швиндт представил обстоятельный отчет, в котором содержалось подробнейшее описание находок каменного и железного веков. Первые раскопки в Кексгольме состоялись в 1885 г., а в 1891 – 1892 гг. Швиндт работал здесь вместе с археологом Альфредом Хакманом (1864 – 1942). Они исследовали ту часть территории крепости, где располагался холм. В его нижней части были найдены предметы, принадлежавшие к языческому периоду. Результаты изучения в 1880-х гг. могильников на территории родного уезда легли в основу диссертации Швиндта, первое издание которой называлось так: "Сведения о железном веке в Карелии на основании находок в уезде Кякисалми" (Хельсинки, 1892). Здесь же были подробно описаны и находки на территории крепости Корела–Кякисалми, подтверждавшие возможность существования тут древнего карельского поселения. Новый этап развития археологии карел начался в 60-70 годы XX века, – были проведены раскопки поселений и подробно исследованы древний Тиверский городок, крепость Корела и Ладожская крепость учеными А. П. Кирпичниковым, С. И. Кочкуркиной и др., были найдены некоторые новые места поселений. Наряду с археологическими материалами, источниками исследования карел для ученых являются также и средневековые письменные памятники: древнерусские летописи и берестяные грамоты, скандинавские саги, папские буллы, сочинения по истории Северных стран. Выявление территории расселения прибалтийско-финских племен, их этническая история и социально-экономическое развитие, культура, национальные особенности являются первоочередной задачей современной археологии Северо-Запада. В последние 30 лет последовательно и результативно изучаются археологические памятники летописной карелы. С конца 1980-х гг. работы на Карельском перешейке и в Приладожской Карелии носили характер международных исследований. Современные ученые-археологи С. И. Кочкуркина, А. Н. Кирпичников, А. И. Сакса (Россия) и П. Уйно, Ю.-П. Таавитсайнен (Финляндия) получили новые интересные данные по истории карел. Библиография: МУЗЕЙ «Крепость Корела»: [Исследования на территории крепости] // Информ. сайт г. Приозерск Ленингр. обл. [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/6/muz/006.shtml ЖУКОВСКАЯ Е. Вклад Теодора Швиндта в изучение истории карел // Информ. сайт г. Приозерск Ленингр. обл. [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http: //www.priozersk.ru/1/text/0004.shtml
Тематические группировки
подробнее…
«Вуокса», приозерский краеведческий альманах
Рубрики
«ВУОКСА», приозерский краеведческий альманах. Издавался в 1999–2003 по инициативе сотрудников музея-крепости «Корела» и местных краеведов при финанс. поддержке администрации Приозерского р-на. Назв. дано по р. Вуокса и в память о выходившей в 1889 в Кексгольмском уезде фин. газ. «Vuoksi» («Вуокса»). Вышло три выпуска: вып. 1 – двумя изд. (1-е изд. – 1999; 2-е, испр. и доп. – 2000), вып. 2 – в двух томах (2001–02), вып. 3 – в 2003. Тираж от 300 до 1000 экз. Публиковались науч. и популярные статьи и материалы: об истории Корелы-Кексгольма-Приозерска с древнейших времен в контексте рус.-швед., а позднее сов.-фин. отношений; об истории Корельской (Кексгольмской) епархии; истории войсковых подразделений, размещавшихся здесь; истории уч. заведений и общественных орг-ций; архитектуре города и работавших в нем архитекторах; об археол. находках; о природе края; материалы, посвященные фин. археологу и этнографу Т. Швиндту. Печатались также восп., очерки о приозерских краеведах с библиографией их трудов; рецензии на кн. местных писателей. Среди авторов альманаха – ученые из Москвы, СПб., Петрозаводска, из Финляндии. В наст. время издание прекращено. Лит.: Егоров Б.Ф. Новинки из глубинки // Филологические записки. Вып. 17. Воронеж, 2001. С.265-266; Информационный сайт г. Приозерск. – http://priozersk.ru/ О.Н. Ансберг
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Корела, крепость
Рубрики
КОРЕЛА, крепость (г. Приозерск, на р. Вуокса). Ист. названия: Кякисальми («Кукушкин пролив»; карел.), Корельский город (новг.), Корела (моск.), Кексгольм (швед.). Впервые упоминается в летописи под 1143. Детинец («Старая крепость») находился на о-ве пл. 6 тыс. кв. м. Дерево-земляные укрепления построены новгородцами в 1310, в 1364 дополнены кам. башней, возведенной новгородским посадником Яковом. Раскопками обнаружены два горизонта застройки 1310-60 и 1365-80. Найдены древнерус. вещевые материалы и украшения карельских типов. В 1295, 1314 и 1337 шведы захватывали город, но новгородцы его возвращали. Швед. нападения в 1322 и 1348 были отбиты. Спасский о-в («Новая крепость») заселен в кон. XV в. Раскопки обнаружили горизонты посадской застройки 1481–1500 и 1513-25. В 1570-х посад обнесен дерево-земляными укреплениям, о-в прорезан каналом. Укрепления обоих островов приобрели бастионные очертания, на выступах-больверках появились дерев. башни, обмазанные глиной. В годы Ливонской войны крепость устояла при нападениях шведов в 1573 и 1578. В 1580 взята войсками П. Делагарди. Шведы реконструировали детинец, построив круглую двухъярусную башню над въездом (1582-85) и «Старый арсенал» (1591), на местах прежних башен были устроены рондели, полукруглые выступы стен (1585-90). Дерев. стены по гребню земляных куртин обмазаны глиной и присыпаны землей. На местах сгоревших башен Спасского о-ва устроены бастионы. По Тявзинскому договору 1595 крепость возвращена России в 1597. В 1611 шведы после шестимесячной осады захватили город. По Столбовскому договору 1617 К. к. отошла к Швеции. В XVII в. пушечные батареи были реконструированы, бастионы и куртины облицованы камнем, в детинце построены комендантский дом и комплекс казарм, на Спасском о-ве – лютеранская ц. В ходе Сев. войны в 1710 взята рус. войсками под командованием Р. Брюса. В окт. 1710 Петр I посетил крепость и дал указание о реконструкции укреплений. В память о победах над шведами юж. ворота «Новой крепости» в 1710 облицованы трофейными латами. В XVIII в. появились новые кам. постройки. Сохр. воен. значение до 1810. В 1762 в крепость на короткий срок был помещен быв. имп. Иоанн VI Антонович, с тех пор она использовалась как полит. тюрьма. С 1775 здесь длительное время находилась в заключении семья Е.И. Пугачева, в 1826-27 – декабристы М.К. Кюхельбекер, А.П. Барятинский, Ф.Ф. Вадковский, И.И. Горбачевский, А.В. Поджио, М.М. Спиридов, в 1849 – член кружка петрашевцев Р.А. Черносвитов. Раскопки проводили в 1891 Т. Швиндт, в 1972-73 и 1975-76 А.Н. Кирпичников, в 1989-90 А.И. Сакса. С 1962 работает ист.-краевед. музей. В 1970-80-е велись реставрац. работы. Лит.: Кирпичников А.Н. Башня посадника Якова в средневековой Кореле // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 352-358; Кирпичников А.Н. Историко-археологические исследования древней Корелы («Корельский город» XIV в.) // Финно-угры и славяне. Л., 1979. С. 52-73; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 119-144 К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Корела», музей-крепость
Рубрики
«КОРЕЛА», музей-крепость (г. Приозерск, Ленинградское ш., 3). Первая краевед. экспозиция была открыта в 1894 в Круглой (Пугачевской) башне Кексгольмской цитадели по инициативе фин. археолога и этнографа Т. Швиндта. В 1936-39 на месте Нового Арсенала (XVI в.) по проекту арх. Т. Анттила построено здание Кякисалмского музея. Во время Сов.-финл. войны 1939-40 наиболее ценные из трех тыс. экспонатов были эвакуированы финнами и в наши дни находятся в музеях Хельсинки и Йоэнсуу. Совр. ист.-краевед. музей был открыт в Приозерске 17 июня 1962. Музейные фонды пришлось комплектовать практически заново; ныне они включают свыше 16 тыс. ед. хр. В 1992 в музее, разместившемся в крепости Корела, произведена реэкспозиция. В пяти осн. разделах представлены ист. прошлое и современность края. Особую ценность представлет археол. коллекция из раскопок на терр. Карельского перешейка и самой крепости. В музее проходят выставки местных мастеров и художников, издаются краевед. материалы. Среднее кол-во посетителей в год – ок. 18 тыс. чел. Лит.: Путеводитель по Приозерскому историко-краеведческому музею и крепости Корела. Л., 1971; Туристический путеводитель по Ленинградской области. М.; СПб., 2003. С. 98; http://www.priozersk.ru А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Крестовый камень» Тиверска
Рубрики
У карел не было больших капищ. Обычно возле каждого маленького селения находился большой камень, который и становился священным для жителей этого селения. О таких камнях пишут и священники и этнографы. Даже в 19 в. финский археолог и этнограф Т. Швиндт пишет: "В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений". Одна группа жертвенных камней выделяется особо. Это жертвенные камни с выдолбленными на их поверхности ямками (чашками). В настоящее время на Карельском перешейке известно 26 таких камней. Большинство из них находятся в Саккола, Ряйсяля и на п-ове Суотниеми в окрестностях Приозерска. Почти все - это валуны оставшиеся после Ледникового периода. Камни с чашечками имеют высоту от 30 до 270 см и большинство из них имеет плоскую или слабо выпуклую верхнюю поверхность. В среднем имеется 7 - 8 чашечек, но есть и камень с 24. Их появление на Карельском перешейке связывают с переселенцами из Западной Финляндии. В 9-11 вв. эти камни появляются и на Карельском перешейке. Появление чашечек на камнях эстонские этнографы объясняют следующим образом. Когда умирал человек, его сжигали, а пепел хоронили неподалеку от большого камня. На камне в память об этом человеке делали небольшое углубление. Раз в год, родственники этого человека собирались у этого камня. Они пили молоко и ели кашу, а в углубление клали зерна и капали молоко. Это была жертва в память их предка. Еще одна интересная группа камней - камни с крестами. Появление крестов на камнях чаще всего относят к периоду борьбы с язычеством в 16 в. В грамоте архиепископа Макария говориться: "И как нам священник Илиа с тою святою водою от нас к вам приедет, и вы б игумены, и священники, и диаконы, с нашим священником с Ильею и с теми нашими детми боярскими, часа того, по всем своим приходом всем православным христианом велели събиратись, купно всем им, единодушно и тщателно, по всем тем чюдцким и ижерским местом, в селех и в деревнях и в лесех, те скверные молбища, камение и древеса, везде разоряти и истребляти в конец и огнем жещи". Известный финский археолог Пирьо Уйно упоминает о трех случаях, когда кресты высечены на камнях с чашечками. Это камень на п-ове Суотниеми неподалеку от Приозерска, камень возле Kaskaala Pienaution в Рауту и камень в Kaskaala Mietoisenaho в Рауту. Известно много случаев, когда кресты высечены на камнях без чашечек. Например это камень находящийся на Тиверском городище, или камень неподалеку от п. Терву в окрестностях п. Куркийоки. В этом случае с большой вероятностью можно говорить о том, что это тоже жертвенный камень. Некоторые жертвенные камни особенно знамениты. Это, например, "конь-камень" на о. Коневец. Это огромный валун, по форме напоминающий голову коня. По преданию окрестные карелы ежегодно приносили на нем в жертву коня. Часто камни причудливой формы использовали в качестве приметы, когда закапывали клад. В народных предания говориться о кладах спрятанных вблизи Алласкиви ("Корыто-камень"), Сатулакиви ("Седло-камень") и Аканкиви ("Бабий камень"). Часто приметные камни использовали для обозначения границы. Каждый карельский род имел свое клеймо. Обычно это была простая геометрическая фигура, которую было легко вырубить топором на дереве. Такой знак служил обозначением границы земельных владений. Но, в особо ответственных случаях, такое клеймо вырубалось на камне, как например в п. Лапинлахти, в окрестностях п. Куркийоки. Приметные камни были использованы и для проведения государственных границ. Это знаменитый "Солнечный камень" неподалеку от п. Лосево. Этот камень упоминается в описании границы 1323 г. между шведским и новгородским государством: "От реки Сестры на мох. Посреди мха гора. Далее до реки Саи. От Саи на Солнечный камень. От Солнечного камня на Красную Щель. От Красной Щели на озеро Лембо. Далее на мох Пехкей. Далее на озеро Кангасярви. Далее на Пуронярви. Далее: Янтоярви. Далее Тожеярви. Далее Сергилакши. Далее Самосало. Далее Жити. Далее Кореломошки. Далее Колемакошки. Далее Патояки. Далее Каяно море". Библиография: ПЕТРОВ И. О камнях Карельского перешейка и Северного Приладожья // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0202.shtml
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы
Рубрики
Под округом Суотниеми понимается окрестности современного поселения (турбазы) Яркое с прилегающими островами. Поселок Яркое находится в настоящее время в 6 км к западу от города Приозерска - районного центра Ленинградской области, именовавшегося в прошлом Корела, Кякисалми и Кексгольм. Поселок стоит на мысу Суотниеми, далеко вдающемся в широко разливающуюся здесь реку Вуоксу. В средние века эта территория была географическим центром ареала расселения племенного союза корелы и именовалась "Собственно Карелия" - Варшинайш-Карьяла, в отличие от других земель, видимо заселенных карелами несколько позднее. Впервые открыл для археологии комплекс памятников Суотниеми патриарх исследования этих мест Петер Теодор Швиндт во второй половине XIX века. В сезон 1886 г. он проводил раскопки в окрестностях Суотниеми и обнаружил могильник, в котором вскрыл пять захоронений. П.-Т. Швиндт считал обнаруженный им могильник карельским, однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что все пять наугад раскрытых могил содержали следы захоронений фактически по пяти разным обрядам - трупоположение с ориентацией север-юг, трупоположение видимо в колоде, парное трупосожжение, трупоположение в срубе, и пятый - некий трудноидентифицируемый ритуал, возможно тоже трупоположение. При этом, трупоположение мередианальной ориентации со сломанным мечом характерно для викингов и хазар (у последних такие захоронения могли также принадлежать норманнским наемникам), шейная лента у мужчин характерна как имитация шейной гривны для средневековых балтов, а кольчатые фибулы - для готов, трупоположения в колоде характерны для вятичей и, в более ранний период, - для сарматов (что, впрочем, маловероятно), трупоположение в срубе действительно характерно именно для средневековых карел, парные кремации имеют аналоги у летописной води, раннесредневековых русов и, значительно ранее, - у скифов, расчленение костяка представляло собой архаичный ритуал у средневековых армян. Позднее берестяные изделия из могильника А. Н. Кирпичников интерпретировал как типично словенские. В общем, получается полный средневековый "интернационал". На основании результатов этих раскопок П.-Т. Швиндт реконструировал "карельский костюм", однако кажется странным, что он не обратил внимание на такое разнообразие погребальных ритуалов. Гораздо проще было бы предположить, что могильник этот использовался около какого-то крупного торгового поселения, и хоронили в нем своих соплеменников все по своим обрядам. Таким торговым городом как раз и могла быть Корела. Интересно, что в позднесредневековых летописях вполне серьезно упоминалось о том, что легендарный князь Рюрик был похоронен именно в окрестностях Корелы, вполне возможно, что и на могильнике Суотниеми, поскольку других могильников подходящего возраста в этих местах не обнаружено. Библиография Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://perpettum.narod.ru/vuoksa2.htm Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.antisys.narod.ru/LARS.html
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Мельниково, пос.
Рубрики
МЕЛЬНИКОВО (до 1948 – Ряйсяля, фин. – Raisala), поселок в Приозерском р-не. Нас. – 2100 чел. Находится на берегах сев. рукава р. Вуокса. В 1948 поселение переименовано сначала в Отрадное, затем в Мельниково, в память «геройски погибшего воина С.А. Мельникова» (личность достоверно не установлена). Кроме Ряйсяля, в состав М. вошло более 20 близлежащих поселений. Археол. раскопки в М. (холм Калмистомяки) выявили остатки поселения эпохи бронзы (1500–500 гг. до н. э., асбестовая керамика), ср.-век. грунтовый могильник. В имении Путория (терр. современного М.) родился археолог и этнограф Т. Швиндт. В поселке имеется кирха (1912; арх. И.Д. Стенбек), в здании к-рой размещается дом культуры. Здесь же проводятся службы для финнов – быв. жителей Ряйсяля, приезжающих из Финляндии. В 2002 освящена дерев. правосл. ц. во имя Пресв. Троицы. Работает б-ка. Лит.: Граница и люди: Воспоминания переселенцев Приладожской Карелии и Карельского перешейка. СПб., 2005. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Могильники карел
Рубрики
МОГИЛЬНИКИ КАРЕЛ (летописной корелы, предков совр. карел/карьяла), сосредоточены в сев.-зап. Приладожье (Приозерский р-н, примыкающие р-ны Карелии). Известны погребальные пам. второй пол. I тыс. н. э. (кам. кучи) и IX–XI вв. (поверхностные кам. вымостки), содержащие погребения по обряду кремации. В XII в. х-во и культура карел претерпевают изменения под воздействием союза с Новгородом. К XII–XIV вв. относятся грунтовые могильники с погребениями в ямах со срубными рамами или дерев ящиками. В 1880-х Т. Швиндтом раскопано шесть могильников и отд. погребения. Найдены высокохудож. украшения т. н. карельских типов, в к-рых прослеживается влияние новгородского ювелирного иск-ва. Муж. захоронения сопровождал определенный набор воинского снаряжения (меч, копье, топор). В могилы клали части жертвенных животных, обломки сосудов, орудия труда. С могильниками топографически связаны неукрепленные сел. поселения, святилища (кам. ритуальные кучи, культовые камни). В XIV в. христианизация приводит к смене погребального обряда и трансформации облика культуры карел. См. также: Карелы. Лит.: Кочкуркина С.И. Археологические памятники корелы V–XV вв. Л., 1981; Сакса А.И., Тюленев В.А. Корела // Финны в Европе. VI–XV вв. Вып. 2. М., 1990. С. 68-82; Schwindt T. Tjetoja Karjalan rautakaudesta // Suomen muinaismuistoyhdistyksen aikakauskirja. T. XIII. Helsingissa, 1893. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Музеи
Рубрики
МУЗЕИ, учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение, экспонирование и пропаганду памятников истории, культуры и природы. Выделяются М. естественнонаучные, технические, художественные, литературные, мемориальные, тематические, исторические и комплексные, в т. ч. краеведческие и музеи-заповедники. Статус М. определяется характером их фондов и принадлежностью. Они бывают всероссийскими и местными (областными, республиканскими, окружными, районными, городскими, сельскими), государственными, муниципальными, ведомственными и частными. На терр. Лен. обл. к первым музейным собраниям можно отнести худож. коллекции, сформировавшиеся в дворцах и усадьбах в XVIII–XIX вв. С нач. XX в. в ряде уездных центров возникают общественные орг-ции, целью к-рых являлось изучение, пропаганда и сохранение ист. наследия; на их осн. создаются М. Одним из первых появился Тихвинский музей древностей (см. Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей) как результат деятельности Тихвинского отделения Новгородского общества любителей древностей, осн. в 1913. Вместе с тем, целенаправленной, скоординированной работы по музеефикации в регионе не проводилось. Подъем краевед. деятельности в 1920-е не привел к существенному росту числа М. на терр. области. В 1930-е музейная деятельность все больше становится идеологическим инструментом. В Выборгской губ. создание М. началось на рубеже XIX–XX вв. В 1894 по инициативе Т. Швиндта открыт этногр. музей в Кексгольме (Приозерске). В Выборге в 1895 в здании быв. гор. ратуши был открыт ист.-этногр. музей (Museum Wiburgense). В 1911 в Выборгском замке открылся воен. музей им. Петра I. В 1930 в спец. построенном здании (Лужская ул., 1; арх. У. Ульберг) разместилась выборгская худож. галерея. Экспонаты этих М. частично были эвакуированы в Финляндию в 1940, частично погибли во время боев. Мн. музейные собрания были утрачены в годы ВОВ. Интерес к краеведению и ист. прошлому, возникший в 1960-е, привел к появлению школьных музеев, на базе к-рых впоследствии был организован ряд районных и гор. музейных учреждений. Так был воссоздан Тихвинский музей, уничтоженный в годы войны. В 1977 оформилась единая музейная сеть во главе с Дирекцией музеев Лен. обл. (с 1998 – «Музейное агентство»). Она включает в свой состав 29 наиболее кр. музеев обл. В их числе краеведческие, историко-краеведческие, военно-исторические, архитектурно-художественные, мемориальные М. В 1990-е сотрудники М. объединились в Союз творческих музейных работников СПб. и Лен. обл. Эта орг-ция с мая 1999 выпускает газ. «Все музеи». Кроме централизованной музейной сети, в Лен. обл. существует более 20 муниц. М., отдельные М., созданные на базе предприятий, образовательных, культ.-просвет. учреждений (б-ки, дома культуры, клубы, культурные центры). Нек-рые из них имеют статус народных. С 1990-х возникают частные музеи. Среди них наиб. известность получили Музей водки в дер. Верхние Мандроги и этногр. музей «Вепсойден перть» («Вепсская изба») им. Т.В. Станюкович в группе вепсских деревень Ладва. Лит.: Розанова А.Т., Тылис И.И. Музеи Санкт-Петербурга, пригородов и области: Справочник. СПб., 2001; Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Справочник. СПб., 2002; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003; Музеи Ленинградской области. – http://www.oblmuseums.spb.ru; Музейное агентство Ленинградской области. – http://www.lomuza.spb.ru С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Одежда карел
Рубрики
В одежде карел ярко отражаются национальные особенности. Материал, из которого сделана одежда, покрой костюма, его украшения придают этнический колорит тем или иным группам населения. Еще Т. Швиндт по материалам раскопанных им погребений предложил два варианта реконструкции мужской и женской одежды, но зарисовок не оставил. Это большой пробел, поскольку исследователь раскапывал самые лучшие по сохранности могильники. Один из вариантов представляется наиболее согласованным с археологичскими сведениями. Женская одежда типа длинной юбки состояла из двух полотнищ плотной шерстяной четырехниточной ткани. Верхние концы заднего полотнища перекидывались на передние, слегка касаясь друг друга, а на предплечьях скреплялись овально-выпуклыми фибулами. Края обрабатывались светлой или ярко окрашенной шерстяной тканью, либо фасонной лентой. На передники шла чаще всего также четырехниточная шерстяная ткань, края которой украшались спиральками из медных сплавов и бахромой. Наплечная накидка из четырехниточной ткани тоже отделывалась по краям бахромой. Она застегивалась под грудью брошью. Платок из той же ткани, что и юбка, свисал с головы и крепился застежкой. В Национальном музее Финляндии (в Хельсинки) кропотливая работа этнографов и специалистов по древним тканям завершилась демонстрацией в 1956 г. манекена («хозяйка Кауколы»), облаченного в реконструированный древнекарельский костюм: белую рубаху и наплечную накидку, синие головной платок и передник, коричневую юбку. Из украшений присутствовали парные овально-выпуклые фибулы, Ф-образные пронизки, ажурные цепедержатели, от которых спускались бронзовые цепочки с висевшими на них копоушкой и шумящей подвеской (справа), ножом с бронзовой рукоятью в орнаментированных ножнах (слева). У ворота рубахи — круглая выпуклая застежка. Головной платок был прикреплен сюкерё и чуть ниже — пластинчатой подковообразной фибулой карельского типа, наплечная накидка — выпуклой подковообразной. На шее — лента с нашитыми серебряными четырехугольными пластинками, в ушах — серьги. На подоле передника, заканчивающегося бахромой, располагалась широкая полоса из спиралек в виде крестов с загнутыми под прямым углом концами. На ногах манекена — кожаная обувь с ремешками, стягивающими икры. Этот костюм был подвергнут критике финляндской исследовательницей П.-Л. Лехтосало-Хиландер. Ею справедливо отмечены ошибки реставраторов: для карел были абсолютно нехарактерны серьги (во всем Северо-Западном Приладожье найдена одна серьга, да и та могла принадлежать мужчине) и бронзовые цепочки (в могилах собраны, за вычетом одного случая, железные); противоречит истине и неправильная техника орнаментации древне-карельских украшений: чеканка вместо гравировки. Лехтосало-Хиландер критикует реставраторов за то, что цветовые сочетания в костюме далеко не исчерпывают всего разнообразия красок, которым пользовались в жизни. Представлены белый, синий и коричневый цвета, в то время как в различных погребениях встречены почти белая юбка, окаймленная красноузорчатой тесьмой; темно-коричневая или черная, украшенная сине-красно-желтой тесьмой; юбка с двухцветной каймой; светлосерая со жгутом. Передники — темно-серые или черные, синие с аппликацией из металлических крестиков. Головные платки — натурального темно-коричневого цвета, но попадались выкрашенные индиго (синие). В некоторых погребениях могильника Кекомяки сохранились остатки льняных нательных рубах. Перечисленное свидетельствует о том, что метод создания типичного костюма по данным нескольких погребений неправомочен. Воспроизведенный костюм нереален. Еще этнографами была отмечена индивидуальность нарядов у жительниц не только разных деревень, но и одной (это характерно как для карел, так и для других народов). Одежда, выявленная в результате раскопок одного могильника, отличалась от одежды из других, даже территориально близко расположенных. Более того, женский наряд, воссозданный по материалам могил с богатым сопровождающим инвентарем, не отражал, да и не мог отражать моду рядовых масс, о чем всегда надо помнить. А в скромных могилах, где вообще мало металлических украшений (они-то и сохраняют текстиль), почти невозможно проследить детали убранства. Этнографы установили древность существования длинной юбки (хурстут) у карел. И хотя ныне ее не носят, сохранение названия в языке говорит о принадлежности хурстут к древнему слою материальной культуры карел. Вместе с тем прослежено, что конструкция костюма, если не принимать во внимание его детали, оказывается схожей для населения Западной и Восточной Финляндии, а также Северо-Западного Приладожья. Это не случайно, сходство сложилось под воздействием на население данной территории определенных исторических, географических и социально-экономических факторов. Библиография С.И.Кочкуркина. Корела и Русь / С.И. Кочкуркина; Академия Наук СССР. – Л.: Наука, 1986. -141 с. Стр. 64-74.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Приозерск, г.
Рубрики
ПРИОЗЕРСК (Корела, до 1948 – Кексгольм, фин. – Кякисалми), город, адм. центр Приозерского р-на. Нас. – 19,3 тыс. чел. С 1310 – центр рус. владений в Карелии. В составе Швеции в 1580-95 и в 1611-1710. После вхождения в состав России – в С.-Петерб. губ., в 1744 – в Выборгской губ. (с 1811 в составе Вел. княжества Финляндского, с 1918 – независимой Финляндии). С 1940 – в составе СССР (до 1944 – в Карело-Финской ССР). Начало городу положило в 1310 основание на месте древнего поселения на р. Вуоксе новгородской крепости Корела (в швед. источниках – Кексгольм). В ср. века – один из кр. городов Северо-Запада. В сер. XVI в. в нем проживало более 3 тыс. чел., в городе находились пять монастырей, четыре приходские ц. В 1809 крепость утратила оборонительное значение, Кексгольм стал обычным уездным городом. В 1897 на о-ве Каллиосаари (Скалистый о-в, ныне – гор. парк) возник курорт с водогрязелечебницей. Город являлся одним из центров вост.-фин. культуры. В 1880 здесь состоялся первый на Карельском перешейке нар. муз. праздник. В 1894 в Круглой башне крепости Корела была открыта этногр. экспозиция (см.: «Корела», музей-крепость; Корела, крепость). На рубеже ХIХ–ХХ вв. Т. Швиндт проводил археол. раскопки. Здесь жили и работали комп. Э.Г. Мелартин, органист и дирижер А. Неувонен (1874–1941), скульптор А. Каасинен (1892–1970). В черте совр. П. находилась усадьба Ю.Ампиала – культурный центр фин. творческой интеллигенции в 1900-36 (в 2001 усадьба признана пам. садово-паркового иск-ва и дерев. зодчества). В 1910 на гор. площади установлен пам. Петру I (скульп. Вербель; утрачен в 1918, восстановлен в 1972, скульп. В.Э. Горевой). В П. имеется дом культуры, при к-ром созданы Нар. драм. театр (с 1959), ансамбль рус. нар. музыки «Лесная сказка» (с 1972) и др. коллективы. Работает культурный центр «Карнавал», Приозерская центральная б-ка. В П. два правосл. храма: Рождества Пресвятой Богородицы собор; ц. Всех святых (1894, арх. И. Аренберг). Сохр. кам. здание лютеранской кирки (1929-30, арх. А. Линдгрен), к-рое занимает Центр досуга молодежи. В сквере у кирки в 1996 открыт пам. на месте захоронения 105 фин. военнослужащих, погибших в 1941-44 (арх. К. Кокко). В П. издаются газ.«Красная звезда», краевед. альманах «Вуокса», работает радиостанция «Радио Приозерска». Лит.: Громов В.И., Потемкин Л.П., Шаскольский И.П. Приозерск. Л., 1976; Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. СПб.; Приозерск, 2004. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Приозерский район
Рубрики
ПРИОЗЕРСКИЙ РАЙОН, муниц. образование. Нас. – 63,3 тыс. чел. (в т. ч. 20,5 тыс. чел. проживают в адм. центре – г. Приозерск). Терр. – 3 563,1 кв. км. Расположен в вост. и сев.-вост. частях Карельского перешейка. Граничит с Всеволожским и Выборгским р-нами, Республикой Карелия, Финляндией. Вост. граница проходит по берегу Ладожского оз. Включает в себя г. п. Кузнечное, 103 сел. населенных пункта. Образован в 1944 (до 1948 – Кексгольмский р-н) после включения части терр. Карело-Финской ССР в состав Лен. обл. Через П. р. проходит жел. дорога СПб. – Сортавала (построена в 1917) и параллельная ей автомоб. трасса. Внутр. озера занимают 12% терр. П. р. Крупнейшая из рек –Вуокса. Леса, в осн. сосновые, занимают 63% пл. К пам. природы относятся оз. Красное (Пуннусярви), комплексные заказники «Озеро Ястребиное (Хауккалампи)», «Гряда Вяярямяенселькя». На терр. района сделаны многочисл. археол. находки, среди к-рых обнаружены стоянки эпохи неолита и раннего металла, ср.-век. грунтовые могильники, ритуальные кам. кучи в окрестностях оз. Суходольское. На рубеже I–II тыс. н. э. cев.-зап. Приладожье населяли карельские племена (см. карелы). В XIV в. на месте более древних поселений возникли новгородские крепости Тиверский городок, Корела. Центром христианизации края стал правосл. Коневский Рождество-Богородицкий мон. (осн. в 1393). В XVII в. религ. притеснение правосл. карельского нас. и тяжелое экон. положение в регионе привело к бегству части нас. в Россию; на опустевшие земли переселились финны-лютеране. В ходе Сев. войны терр. П. р. вошла в состав России. Включена в С.-Петерб. губ., в 1744 передана Выборгской губ. (с 1811 в составе Вел. княжества Финляндского). В XVIII в. земли Карельского перешейка раздавались рус. помещикам. О тяжелой доле крестьян донационных (дарственных) земель напоминают установленные арх. А. Кааримо в 1936 пам. в виде башен из дикого камня. В 1842-93 в дер. Суотниеми (ныне – пос. Яркое) работал первый в Финляндии фарфоро-фаянсовый з-д Х.В. Лёфстрёма, изготовлявший посуду и статуэтки из местн. белой глины. На терр. П. р. родились худ. А.М. Матвеев, комп. Э. Мелартин; жили скульп. А. Каасинен, исполнительница рун Ларин Параске, писатели В.А. Лебедев, С.А. Воронин; работали ученые Н.Я Озерецковский, Т. Швиндт. Во второй пол. ХХ в. р-н стал популярным местом отдыха. Здесь жили на дачах писатели Ю.П. Герман, Г.А. Матвеев, И.М. Меттер, И.С. Соколов-Микитов, актеры В.В. Меркурьев, И.О. Горбачев. В П. р. (включая г. Приозерск) функционируют 25 домов культуры, 23 б-ки (см. Приозерская библиотека центральная районная), четыре дет. худож. и муз. школы. Ежегодно проводятся водный фестиваль «Вуокса» в пос. Лосево, фестиваль карельского иск-ва. Выходит районная газ. «Красная звезда». Правосл. приходы созданы в пос. Громово, Красноозерное, Мельниково, Саперное, Сосново, Плодовое, Торфяное. Лютеранская община Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии существует в пос. Севастьяново на базе лютеранской ц. Св. Иоанна (быв. приход Каукола). В П. р. установлены многочисл. пам. на братских могилах воинов, погибших в Сов.-финл. и Вел. Отеч. войнах. С 1992 устанавливаются пам. на местах захоронений фин. военнослужащих. См. также: Приозерского района герб Лит.: Шитов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 4: Восточный сектор: Рауту–Саккола (Сосново–Громово). СПб., 2000; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 82-83; Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: История и культура. СПб.; Приозерск, 2004; Орехов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 8: Восточный сектор. Метсяпиртти (Запорожское). СПб., 2005; Официальный сайт Приозерска и Приозерского р-на. – http://www.priozersk.ru А.Ю.Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Тиверский городок, крепость
Рубрики
ТИВЕРСКИЙ ГОРОДОК, крепость (Приозерский р-н, в 3,5 км к югу от пос. Васильево). Укрепленное поселение на о-ве посреди р. Вуокса, у порогов Тиури, служившее племенным и ремесленным центром карел. С 1323 у Тиверска проходила граница между Вел. Новгородом и Швецией, установленная Ореховецким мирным договором. В XIV – нач. XV вв. Т. г. наряду с крепостью Корела использовался новгородцами для обороны вост. части Карельского перешейка. Т. г. упомянут в списке «всем градом руским…» 1390-96, в 1404 передан новгородцами в управление смоленскому кн. Юрию Святославичу. В 1411 Т. г. разрушен шведами, обитатели переселились в Беломорье. Размеры крепости 215-300 х 40-56 м. По периметру она защищена валом и в большей части – кам. стеной, сложенной насухо из больших валунов. Циклопическая кладка сохранилась на выс. 1,8-3,5 м, до уровня боевой площадки шир. 4,5 м. По верху стен в древности шел дерев. бруствер. С учетом берегового откоса выс. обороны составляла ок. 6 м. В юж. части выделяется участок вала (шир. 6-7 м, выс. до 2 м), сложенный из камней и земли. Конструктивные особенности укреплений городка архаичны для XIV–XV вв. Раскопки проводили в 1888-91 Я. Аппельгрен, Т. Швиндт, А. Хакман; в 1971 А.Н. Кирпичников, в 1971-74 С.И. Кочкуркина. Найдены украшения карельских типов, крицы, шлаки, орудия труда, связанные с кузнечным и бронзолитейным ремеслом, а также клад серебр. изделий (1890 г.). Большинство находок датируется XIV – нач. XV вв. Найдены отд. вещи X – нач. XII вв. Лит.: Кирпичников А.Н., Петренко В.П. Тиверский городок (К вопросу изучения древностей Русской Карелии) // Краткие сообщения Института археологиии. 1974. № 139. С. 106-113; Кочкуркина С.И. Тиверск // Краткие сообщения Института археологии. 1976. № 146. С. 63-70; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 144-149. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Финны
Рубрики
ФИННЫ (устар. – чухонцы, самоназвание – суомалайсет), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Ф. в мире насчитывается более 5 млн. чел. Осн. население Финляндии (4,6 млн. чел.). Проживают также в Швеции (300 тыс.), США (300 тыс.). В России (Лен. обл., Карелия, СПб., Мурманская обл.) – 34.364 чел.; в Лен. обл. – 7.965 (на 2002, включая ингерманландских финнов). Ф. сформировались в результате слияния племен сумь, емь (тавасты), выборгских и присайминских карел. Фин. яз. относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Верующие исповедают лютеранство. На терр. совр. Лен. обл. проживали собственно финны или финны-суоми (быв. Выборгская губ. Финляндии, ныне – Выборгский и Приозерский р-н) и ингерманландские финны. Ф. Выборгской губ., в отличие от нас. остальной ч. Вел. княжества Финляндского, были арендаторами самостоятельных х-в, к категории торпарей (безземельные и малоземельные крестьяне-батраки) относилось не более 3% нас. В XIX в. сформировалась хуторская система х-ва. Мигранты из Выборгской губ. проживали в СПб., С.-Петерб., Олонецкой губ. Традиционное жилище – дерев. срубный дом с двускатной крышей. Для фин. муж. костюма характерны жилеты, куртки, кафтаны; у женщин – юбка, лиф-безрукавка или кофта, у замужних – чепец (расцветка одежды различалась по приходам). В системе питания преобладал хлеб, молочные блюда, рыба. Традиции сохр. в календарной обрядности (см. Юханнус), обрядности жизненного цикла. У Ф. Выборгской губ. были записаны многочисл. фольклорные произв. (см. Рунопевцы, Швиндт Т., Европеус Д.). Ф., проживавшие на терр., отошедшей к СССР в 1940, после Сов.-финл. войны, в осн. были эвакуированы в Финляндию и окончательно покинули родные места после кратковременного возвращения в 1941-44. Фин. население Лен. обл. в осн. составляют ингерманландские финны. Лит.: Финны в России. Петрозаводск, 1998; Высек пламя Илмаринен: Антология финского фольклора. М., 2000; Энгман М. Финляндцы в Петербурге. СПб., 2005; Talve I. Finnish folk culture. Helsinki, 1997. (Studia Fennica Ethnologica. Vol. 5). А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Швиндт Теодор (1851-1917), ученый
Рубрики
ШВИНДТ (Schvindt) Петер (Петр) Теодор (1851, усадьба Путория в Ряйсяля; ныне пос. Мельниково в Приозерском р-не – 1917), археолог, этнограф, фольклорист. Окончил гимназию в г. Выборг, учился в Политехн. ин-те (ныне Технол. ун-т Хельсинки), в 1883-85 – в Гельсингфорском ун-те, магистр гуманитарных наук (1885). В гимназические годы увлекся прошлым Карельского перешейка, пытался проводить археол. раскопки в усадьбе Путория. В 1877 Об-во фин. древностей предоставило Ш. стипендию для проведения обследования Кексгольмского у. На протяжении семи лет (с перерывами) Ш. вел раскопки на терр. Старой крепости в Кексгольме, во второй пол. 1880-х – нач. 1890-х занимался археол. и этногр. иссл. в Сев.-зап. Приладожье (Куркийоки, Сортавала), на Карельском перешейке (Кексгольм/Приозерск, Саккола/Громово, Пюхяярви/Отрадное, Рауту/Сосново, Валкъярви/Мичуринское). В 1914 вместе с Ю.Г. Ринне обследовал крепость Тиверский городок. По инициативе Ш. в 1894 в Кексгольме был открыт этногр. музей. В 1893-1917 Ш. – хранитель в Археол. комиссии. Находки Ш. находятся в собраниях Нац. музея Финляндии (Хельсинки), МАЭ РАН (Кунсткамера) им. Петра Великого (коллекция, собранная в 1895-96 по программе дир. Кунсткамеры В.В. Радлова). В 2001 в г. Приозерск прошла Междунар. науч.-просвет. конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Ш. В 2001 на месте усадьбы Путория установлен памятный знак. Соч.: Kansantaruja Laatokan luoteis-rannikolta kesalla 1879 koonnut T. Schvindt. Helsinki, 1883. – http://www.kirjazh.spb.ru/schvindt/pred.htm; Kakisalmen pesalinnan ja entisen linnoitetun kaupungin: Rakennushistorian aineksia. Helsinki, 1898; Kansanpukuja Suomessa 1800 luvulla. Helsinki, 1912. Лит.: Дмитриев А.П. Теодор Швиндт – первый историк и археолог Кексгольмской крепости // Вуокса. Вып. 3. Приозерск, 2003. С. 168-182; Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля: история и культура. СПб., Приозерск, 2004. С. 293-301; Sihvo P. Palava mieli: Kansatieteellinen arkeologi Theodor Schvindt. Saarijarvi, 2001. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Языческие жертвенные камни-чашечники
Рубрики
В 1930-х годах недалеко от могильника Суотниеми было обнаружено несколько языческих жертвенных камней-чашечников с несколькими углублениями - "чашами" каждый. В 1980-х годах А. И. Саксой в непосредственной близости от могильника был обнаружен еще один аналогичный камень с десятью "чашами", а также была обнаружена и описана скала, имеющая углубление явно искусственного происхождения на вершине и выбитую к нему лестницу. По мнению А. И. Саксы и В. Мизина этот комплекс имеет непосредственное отношение к могильнику и, возможно, эксплуатировался как культовый центр окрестными карельскими племенами. Интересно, что ниже и левее "лестницы" находится еще одно углубление, треугольное в плане, причем на одном из краев углубления отчетливо просматривается след некоего инструмента (возможно клина), при помощи которого был отколот кусок гранитной скалы для получения необходимой выемки. С северной стороны скалы, примерно в 4 м от верхнего "жертвенника" при расчистке ото мха было обнаружено некое подобие петроглифа, интерпретируемое как символ рыбы. К югу от скалы примерно в тридцати-сорока метрах находятся две нетипичных группы гранитных глыб, напоминающие по конфигурации рухнувшие дольмены. Группы ориентированы по линии запад-восток. Аналогичные сооружения были описаны в свое время только П.-Т. Швиндтом на островах и более никем не исследовались. Также к югу от скалы с жертвенником имеется несколько крупных мегалитов со сколами и гранями отчетливо правильной формы, однако сделать выводы об их искусственном либо естественном происхождении на основании имеющихся данных не представляется возможным. Характерно, что на одном из упомянутых камней-чашечников в процессе христианизации края после соответствующего ритуала был выбит крест, дабы отвратить местное население от языческих обрядов, однако они практиковались даже еще в конце XIX века. Библиография Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://perpettum.narod.ru/vuoksa2.htm Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.antisys.narod.ru/LARS.html
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…