Библиография / Шкаровский М., Черепенина Н. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917-1945. СПб., 2004
Божией Матери Кармелитской костел (г. Гатчина)
Рубрики
БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАРМЕЛИТСКОЙ КОСТЕЛ (г. Гатчина, ул. Урицкого, 29). Первая католич. часовня в Гатчине устроена в 1800. В 1843 в Гатчине проживало 566 католиков. В 1887 для них построена часовня (существовала до кон. 1930-х). В 1906 утвержден проект кам. храма (арх. Л.П. Шишко). Стр-во продолжалось до 1908, отделочные работы – до 1911. Костел посвящен Пресв. Деве Марии с горы Кармель (Палестина). Освящен еп. Иоанном Цепляком 13 нояб. 1911, приписан к собору Св. Екатерины в СПб. В 1915 в приходе числилось 2100 чел. К костелу относились часовни: Св. Ап. Петра на ст. Сиверская; Св. Иосифа в Вырице, а также в Тайцах, на ст. Дивенская и в Абрамовой пустоши при ст. Новинка Лужского у. Костел закрывался в дек. 1922 – июле 1923. Настоятель (в 1919-31) священнник Владислав Чегис арестован в 1931. Костел не действовал с 1937, закрыт пост. През. Леноблисполкома от 15 янв. 1939. В здании устроена пекарня. В годы ВОВ сильно пострадал, после окончания войны в здании разместили столярную мастерскую и гараж. В 1992 в Гатчине воссоздан католический приход. В 1994 костел в полуразрушенном состоянии возвращен верующим, с 1995 совершаются богослужения. Ведутся восстановит. работы. Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-католическая церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998. С. 109-110, 244-245; Книга Памяти. Мартиролог Католической церкви в СССР / Сост. о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. М., 2000. С. 256-257. М.В. Шкаровский
  •  
подробнее…
Выборгский кафедральный собор
Рубрики
ВЫБОРГСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР (г. Выборг, ул. Сторожевой башни, 6), древнейшая постройка центра Старого Выборга. Дерев. собор для католического гор. прихода сооружен в сер. XIV в., в 1411 сгорел во время осады города новгородским войском. Восстановлен в 1418 и освящен в честь Девы Марии и Св. Олафа. Прямоугольное в плане здание имело дл. 36 м и шир. 18,5 м; с юж. стороны имелась пристройка для хранения оружия, с сев. – ризница. В 1477 собор сгорел, в 1494 восстановлен на прежних фундаментах с использованием старых стен. В кон. XV в. переоборудован в лютеранский собор, освящен епископом г. Або (Турку) Мауну Сяркилахти. С созданием Выборгской консистории в 1554 получил статус кафедрального. Ок. 1554 здание увеличено по инициативе еп. Паавели Юстена. В XVII в. после реконструкции стены украсили гербами именитых выборгских родов. Сильно пострадал в ходе взятия Выборга рус. войсками в 1710. В 1719 по указу Петра I отремонтирован и приспособлен к совершению правосл. богослужения. Освящен в честь Рождества Христова (1722 или 1725). Из прежней утвари оставались только два швед. потира (1651). В 1738 пострадал от пожара, восстановлен при имп. Анне Иоанновне. В 1744 пристроен придел Апп. Петра и Павла (в память походной ц. Петра I). В храме находилось Евангелие 1703. Под собором был похоронен командир Архангелогородского полка полк. Болотов (отец историка А.Т. Болотова). Храм сильно пострадал от пожара в 1793; в 1799–1805 передан Провиантскому депо под склад. Часовая башня служила звонницей для нового Спасо-Преображенского собора (освящен в 1788), улица сохраняла назв. Церковной. В 1912-13 в здании устроена правосл. ц. Трех Святителей 8-го Финл. стрелкового полка с приделом Апп. Петра и Павла. В 1918 после капитального ремонта храм переоборудован в лютеранскую ц. Свв. Петра и Павла. Последний настоятель Иоганн Варьеваара (в 1923-40). Собор разрушен во время взятия Выборга сов. войсками (в марте 1940), сгорели перекрытия и кровля. В наст. время – руины. Лит.: Кепп Е.Е. Выборг: Художественные достопримечательности. Выборг, 1992; Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 72-73; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 202-203. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
  •  
  •  
подробнее…
Доминиканский монастырь
Рубрики
ДОМИНИКАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Выборг, Выборгская ул., 13). С 1318 в Выборге существовал дерев. доминиканский храм. В 1392 началось стр-во доминиканского мон. Черных братьев; в 1471-81 на старом фундаменте был возведен новый кам. собор. К нач. XVII в. орден доминиканцев утратил свое значение; монастырские постройки частично разобраны, собор превращен в зернохранилище. В 1613-14 собор отремонтирован и преобразован в лютеранскую финскую ц. В 1628 ц. сильно пострадала от пожара, перестраивалась ок. 20 лет. В 1643 под колокольню ц. была приспособлена башня ратуши. В 1828-33 ц. капитально отремонтирована и перестроена (проект арх. К.Л. Энгеля). Закрыта в марте 1940 после взятия Выборга сов. войсками. Башня-колокольня, поврежденная в 1941, утратила кровлю; в 1958-59 законсервирована, в 1979-81 реставрирована (проект арх. И.А. Хаустовой, И.П. Любаровой и Т.В. Коних). Лит.: Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 72; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 203. М.В. Шкаровский
  •  
подробнее…
Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии
Рубрики
ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ (ЕЛЦ Ингрии). Формирование началось после передачи Россией Швеции в 1617 по Столбовскому мирному договору южн. побережья Финского зал. и Карельского перешейка (Ингерманландия, Ижорская земля). В 1655 в Ингрии было 58 приходов, 36 ц. и 42 пастора. Приходы подчинялись Нарвской консистории. После возвращения в нач. XVIII в. земель России церк. управление с 1721 перешло к Св. Синоду. После того, как Финляндия вошла в состав России (1809), в СПб. консистории с 1820 была создана должность рук. ЕЛЦ Ингрии. Им стал еп. Сакари Сюгнеус. С 1870-х развитие получили фин. воскресные школы (в 1910-е – св. 570 школ, 16 тыс. учащихся); в губернии возникла сеть фин. б-к, частью при церквях (в кон. XIX в. – 22). В 1863–1919 в Малых Колпанах действовала Колпанская учительско-кистерская семинария. К 1914 в Ингрии существовало 29 сел. и 4 гор. прихода (крупнейшие: Св. Марии в СПб. – 16,5 тыс. прихожан, Славянка – 12 тыс., Токсово – 10,8 тыс. и Скворицы–Ропша – 9,7 тыс). В 1917 в 25 осн. приходах Ингрии числилось 141330 прихожан; здесь служили 30 пасторов и адъюнктов. В 1919 образован Комитет фин.-ингерманландских общин, в 1921 – Финская консистория (Высший Церк. Совет; предс. в 1923-37 С.-Я. Лауриккала). В 1929-30 начались закрытие церквей и репрессии священнослужителей. В 1935-39 закрыто 25 ц. (последняя – ц. прихода Хаапакангас близ пос. Юкки). В 1930-е репрессировано 40-60 тыс. ингерманландцев, в 1941-42 депортировано ок. 45 тыс. Вновь община финнов возникла в Петрозаводске в 1964, зарегистрирована в 1970; в 1975 нелегально создана община в Колтушах, в 1977 открыта ц. в г. Пушкине. В 1990 создано Ингерманландское пропство в юрисдикции Эстонского архиеп. В 1993 зарегистрирована ЕЛЦ Ингрии. Ее возглавляет епископ, при к-ром действуют Церк. совет и Церк. правление. В нач. 1990-х включала 16 приходов (в т. ч. в Лен. обл. – 11), в 2003 – 72. Число зарегистрированных членов– 15 тыс. Епископальная ц. (с 2002) – кирха Св. Марии в СПб. В дер. Колбино (Всеволожский р-н) находится Теологический институт. Лит.: Князева Е.Е., Соколова Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв.: Ист. справочник. Ч. 1. СПб., 2001; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004; Haltsonen S. Inkerin suomalaisten historia. Helsinki, 1969; Luther G. Herdaminke for Ingermanland. Helsingfors, 2000. М.В. Шкаровский
  •  
подробнее…
Латыши
Рубрики
ЛАТЫШИ (самоназвание – латвиеши), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Латышский яз. относится к балтийской группе индоевропейской языковой семьи. Верующие – лютеране и католики (преим. жит. Латгалии). Переселение на терр. России латышских крестьян началось после отмены крепостного права в Курляндской (1817) и Лифляндской (1819) губ. и усилилось во второй пол. XIX в. Л. проживали на хуторах, компактные поселения находились на терр. Тосненского, Лужского р-нов, в окрестностях г. п. Мга. В нач. ХХ в. латышские молитвенные дома были открыты в дер. Равино (Равань) (ныне – нежилая местность близ дер. Апраксин Бор), дер. Тигода-Курляндская, латышская ц. находилась в с. Кудепо-Замошье (близ совр. пос. Завижье Лужского р-на). В 1897 в СПб. губ. проживало ок. 4 тыс. Л. Часть Л. репатриировалась после получения Латвией независимости в 1920. Числ. Л. сократилась за счет ассимиляции, репрессий 1930–1940-х, миграций. В 2002 в Лен. обл. проживало 586 Л. (еще 6 чел. записались латгальцами). Лит.: Шкаровский М., Черепенина Н. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 103-121. А.Ю. Чистяков
подробнее…
Лауриккала Селим Ялмари (1882-1957), церковный деятель
Рубрики
ЛАУРИККАЛА Селим Ялмари (1882–1957), пропст, финский церк. деятель. Обучался богословию в Гельсингфорском ун-те (1905-08). С 1909 в России; пастор в приходе Котлы (1910-13); затем – в приходе Рябово (1914-37). После рев-ции 1917 одновременно служил в приходах латышских, фин. и швед. церквей области. В 1919 кратковременно арестовывался по подозрению в связи с белофиннами. С 1919 – зам. пред. Ингерманландского Высшего церк. совета (ВЦС); затем его пред. (1924-37). С 1923 – пропст Сев. Ингрии. Л. называли «духовным отцом ингерманландских финнов». В 1930-37 возглавлял также Эстонский ВЦС. В нояб. 1927 выслан из СССР, в связи с ходатайствами фин. дипломатов и прихожан в дек. получил разрешение вернуться. В 1937 обвинен в шпионаже, провел неск. месяцев в тюрьме и вновь выслан. В 1937-52 – в Финляндии, где в 1939-40 и 1941-43 проповедовал среди сов. военнопленных, а в 1943-44 – среди перемещенных ингерманландцев. С 1990-х имя Л. носит Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 62-64, 66-71, 77, 81, 260, 290, 312; Laurikkala K.S. S.J. Laurikkala inkerinsuomalaisten hengellinen isa. Inkerissa 1909–1937, Ruotsissa, 1952–1957. Unsikaupunku, 1970. М.В. Шкаровский
  •  
подробнее…
Лютеранская церковь Святого Иоанна (пос. Севастьяново, Приозерский р-н)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ИОАННА (Приозерский р-н, пос. Севастьяново, Новая ул., 3). Первонач. кам. лютеранская ц. в фин. с. Каукола (Севастьяново) изв. с 1640-х. В 1751 носила имя Св. Иоанна (развалины сохр.). В 1779 по проекту арх. Э. Коллениуса построена новая дерев. крестообразная ц. в готическом стиле с отд. стоящей колокольней. В 1931 полностью сгорела. В 1932-33 по проекту арх. П. Бьёрка построена кам. ц. из красного кирпича. Работы не были закончены, в воен. годы здание сильно пострадало от артобстрелов. После войны разобраны верх. часть башни, клирос и алтарь, скамьи, полы. В 1988-92 здание восстановлено, приспособлено под молодежный клуб. В сер. 1990-х создана община, прихожанам предоставлена возможность проводить праздники в церкви. Лит.: Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России. XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 102; Исторические евангелическо-лютеранские церкви и приходы на Северо-Западе России. СПб., 2003. С. 16; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 231. М.В. Шкаровский
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лютеранская церковь Святой Марии Магдалины (г. Приморск, Выборгский р-н)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ (г. Приморск, ул. Заводская, 5). Лютеранский фин. приход Бьёрке (Березоостровский) существовал с XVI в. В 1900-04 в г. Бьёрке (Койвисто) по проекту арх. Иосифа Стенбека (Штенбека) построена в неоготическом стиле кам. ц. с пристроенной колокольней. В 1906 ее посетил имп. Николай II с семьей. Закрыта весной 1940, после взятия города сов. войсками. 5 авг. 1940 передана под дом культуры. С осени 1941, в период пребывания фин. войск, действовала, окончательно закрыта в 1944. В 1946 в ц. устроен клуб, после ремонтных работ утрачены витражи и орган. В наст. время в здании располагаются дом культуры и краевед. музей. В сер. 1990-х в Приморске создан лютеранский приход Св. Марии Магдалины (Приморское шоссе, 1). Лит.: Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 78; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 203-204. М.В. Шкаровский
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лютеранская церковь (дер. Молосковицы, Волосовский р-н)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (дер. Молосковицы, Волосовский р-н), она же «Белая кирка» (приход Валкеакиркко / Молосковитса), одна из старейших в Ингерманландии. Община образована в 1630-31. Каменная ц. на 400 мест построена в 1632, в 1877 пристроена колокольня. В 1759–1834 к ней приписана ц. в с. Новоселки. В 1902 ц. перестроена, черепичная крыша заменена железной, установлены печи. В 1907 насчитывалось 2300 прихожан-финнов, 2000 эстонцев и 50 немцев. Поочередно проводились богослужения на фин. и эстонском яз. Пасторы: Фриитхоф Георг Слеер (в 1913-19); Лев Шульц (в 1921-37; расстрелян). Закрыта в 1938, здание передано под клуб. Лит.: Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 63-64; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 190-191. М.В. Шкаровский
  •  
подробнее…
Лютеранская церковь Петра и Павла Святых Апостолов (пос. Токсово, Всеволожский р-н)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ (пос. Токсово, ул. Советов, 45). Община возникла до 1620. Первонач. дерев. ц. Св. Ап. Андрея построена в 1628, в 1703 сгорела. Новая дерев. ц. построена в 1757, разобрана в 1880-е. В 1857 начат сбор пожертвований на стр-во кам. ц. Выполненная в готическом стиле ц. на 1136 мест (арх. К.Т. Соловьев) освящена 30 авг. 1887. В 1891 построен пасторат. Ц. получила нар. наим. «Александровская» в память ее посещения имп. Александром II. В 1905 насчитывалось 9700 прихожан. На 1919 являлась центром Токсовского прихода, объединявшего лютеран-финнов Осинорощинской, Вартемягской, Муринской, Куйвозовской, Ириновской и Токсовской вол. При ц. имелся дом для престарелых. Закрыта 22 авг. 1937, переоборудована под клуб, к-рый существовал до 1980-х. В февр. 1990 возвращена верующим, отремонтирована и в 1995 освящена. Богослужения проводятся на фин. и рус. языках. Лит.: Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–-XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 70-71; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917-1945. СПб., 2004. С. 199-200. М.В. Шкаровский
  •  
подробнее…
Лютеранская церковь Святителя Николая (г. Гатчина)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ (г. Гатчина, пр. 25 Октября, 61). Лютеранский, преим. нем. приход в Гатчине осн. в 1789. В 1793 построена дерев. ц.; в 1827 на ее месте заложена каменная. Автор проекта арх. Д.И. Квадри; стр-вом руководил А.М. Байков. Ц. в стиле классицизма, рассчитанная на 220 мест, освящена 22 окт. 1828. В 1868 к приходу причислены финны и эстонцы; богослужения проводились на трех яз. В 1904 насчитывалось 4750 прихожан (4000 эстонцев, 450 финнов и 300 немцев), в 1922 – 2500. Закрыта в кон. 1938; в 1939-40 утрачено все церк. убранство и утварь. Здание сильно пострадало в годы ВОВ; с 1950 по 1994 использовалось под разные цели. 16 апр. 1995 состоялось освящение отреставрированной ц., возвращенной лютеранам. Лит.: Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 79-81; Исторические евангелическо-лютеранские церкви и приходы на Северо-Западе России. СПб., 2003. С. 18; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России 1917–1945. СПб., 2004. С. 207-209. М.В. Шкаровский
  •  
  •  
подробнее…
Лютеранская церковь Святого Андрея (дер. Большое Кузёмкино, Кингисеппский р-н)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АНДРЕЯ (Кингисеппский р-н, дер. Большое Кузёмкино). Лютеранская община основана в 1640, с 1704 приписана к нарвской ц. Св. Михаила. Первая ц. Св. Андрея освящена 30 нояб. 1732. В 1877-79 по высочайшему соизволению построена новая кам. ц. Св. Троицы на 450 мест, выполненная в готическом стиле. Реставрирована в 1912. В 1917 насчитывалось 4260 прихожан – финнов и эстонцев. Не действовала с 1936, закрыта 26 янв. 1938. Здание передано под гарнизонный клуб. В период нем. оккупации с дек. 1941 богослужения возобновились, в 1944 ц. вновь закрыта. В послевоен. время здание использовалось под клуб. С дек. 1989 возрожденный приход проводил богослужения в клубе дер. Конново. После реставрационных работ в 1990-х богослужения возобновились в ист. здании церкви. Лит.: Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России. XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 87-88; Исторические евангелическо-лютеранские церкви и приходы на Северо-Западе России. СПб., 2003. С. 16; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 217-218. М.В. Шкаровский
  •  
подробнее…
Лютеранская церковь Святого Апостола Петра (дер. Мал.Колпаны, Гатчинский р-н)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПЕТРА (дер. Малые Колпаны, Гатчинский р-н), финская ц. на кладб. (приход Колппана, основан в 1640). Ц. на 680 мест построена из бутового камня в 1799–1800 (арх. А.Д. Захаров) на средства имп. Павла I. Здание ц. сочетает в себе черты готики и классицизма. Иконостас и кафедра исполнены по рис. Захарова. По фигуре петуха на шпиле колокольни (выс. 22 м) получила прозвище «Церковь петуха». В 1863 при ц. основана Колпанская учительско-кистерская семинария. На 1917 – 2 544 прихожан (ингерманландские финны, эстонцы). Ц. закрыта в 1938. В 1941-44 сильно пострадала от обстрелов, шпиль колокольни разрушен. Здание использовалось для пром. целей. С 1991 по согласованию с дирекцией з-да «Авангард», к-рый занимает помещение ц., проводятся богослужения. 24 марта 1992 зарегистрирован приход. С Колпанским приходом связана деятельность комп. М. Путро. Лит.: Сойтту А. 200 лет церкви Св. Петра. 360 лет приходу Колпаны // Церковь Ингрии. 2000. №2; Исторические евангелическо-лютеранские церкви и приходы на Северо-Западе России. СПб., 2003. С. 19; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917-1945. СПб., 2004. С. 211. А.Ю. Чистяков, М.В. Шкаровский
  •  
подробнее…
Лютеранская церковь Святого Георгия (дер. Колбино, Всеволожский р-н)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ (дер. Колбино, Всеволожский р-н). С нач. XVII в. на этой терр. существовал фин. приход. Самостоятельная община в дер. Колтуши образована в 1646, с 1724 имелся постоянный пастор. Дерев. ц. на 800 мест построена и освящена в 1768, капитально ремонтировалась в 1839 и 1884-85. В 1808–1908 приходы Колтуши (Келтто) и Рябово были объединены. В 1917 насчитывалось 7324 прихожан, а в 1928 – 8150. Ц. закрыта в 1938, после ареста и смерти последнего пастора Абрахама Коскелайнена. В 1939 арестована и выслана заменившая пастора проповедница Катри Кукконен (в 1979 вернулась в Колтуши). Здание ц. разрушено в 1939-40. В нач. 1990-х в дер. Колбино появилась новая каменная ц., освящена в окт. 1992. Это первая построенная после 1917 на терр. Лен. обл. финская ц.; вблизи нее открыт Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии им. С.-Я. Лауриккалы. Лит.: Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 66-67; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России 1917–1945. СПб., 2004. С. 71, 82-83, 85, 193-194. М.В. Шкаровский
  •  
подробнее…
Лютеранская церковь Святого Иоанна Крестителя (дер. Губаницы, Волосовский р-н)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ (дер. Губаницы, Волосовский р-н). Фин.-эстонская ц. (приход Купанитса). Община образована в 1647, дерев. ц. построена в 1704. На ее месте в 1743-48 сооружена новая, также деревянная. Кам. ц. в готическом стиле на 1000 мест и колокольня построены в 1860-61 (предположительно по проекту арх. Э.Л. Гана). Освящена 3 дек. 1861. В 1901-03 произведен капитальный ремонт. В 1917 насчитывалось 6342 прихожанина, в 1922 – 3000. Не действовала с авг. 1937, закрыта в 1938. Здание использовалось под тюрьму, затем – под пилораму. Службы возобновлялись в период нем. оккупации (1942-43). В 1988 зарегистрирована возрожденная община, тогда же ей возвращено здание ц. В декабре 1989 возобновились богослужения; в 1988 – нач. 1990-х проведена реставрация здания. Лит.: Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 61-62; Исторические евангелическо-лютеранские церкви и приходы на Северо-Западе России. СПб., 2003. С. 21; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 189-190. М.В. Шкаровский
  •  
подробнее…
Лютеранская церковь Святой Екатерины (дер. Новосаратовка, Всеволожский р-н)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ (дер. Новосаратовка, Всеволожский р-н). Дерев. ц. выстроена нем. колонистами в 1766 в новоучрежденной колонии Новая Саратовка на правом берегу Невы в 13 верстах от СПб. Каменная ц. заложена в 1833, освящена в 1835; в 1869 перестроена. Ремонтировалась в 1846, 1880, 1900. При ц. имелись школа, приют, богадельня, кладб. В 1904 насчитывалось 4800 прихожан. Закрыта в 1935, здание передано под школу, перестроено. Пасторы Пауль и Бруно Рейхерты расстреляны в 1938. Ц. в годы войны пострадала. В 1994 лютеране выкупили здание ц., провели реставрацию. Освящена 26 сент. 1998. Первый этаж приспособлен под часовню и Теологическую семинарию (занятия начались 1 мая 1997). Здесь устраиваются курсы для пасторов и проповедников, проводятся конференции, семинары. Лит.: Исторические евангелическо-лютеранские церкви и приходы на Северо-Западе России. СПб., 2003. С. 13; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 195-196. М.В. Шкаровский
  •  
подробнее…
Лютеранская церковь Святой Екатерины (дер. Петрово, Гатчинский р-н)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ (дер. Петрово, Гатчинский р-н). Первоначально – дерев. ц. фин. общины, существовавшей с 1640 (приход Скуоритса). В 1762-63 в версте от нее в с. Скворицы выстроена новая дерев. ц. В 1835-39 арх. А.М. Байковым построена кам. ц. на 1300 мест в стиле классицизма по проекту арх. Д. Квадри. Резные и позолотные работы выполнены А. Федоровым, иконы работы акад. Д.И. Антонелли. Ц. украшали изразцовые печи голландского образца. В 1917 насчитывалось 8086 прихожан. В 1937 службы прекращены, пасторы Антти Ятинен и Пиетари Пумалайнен расстреляны. В 1939 ц. закрыта и передана под клуб. Действовала в период нем. оккупации (1942-44). Сильно пострадала во время боевых действий. В 1949 отдана под птицефабрику. В 1989 в полуразрушенном здании проведено первое богослужение, в 1990 зарегистрирована община. Лит.: Исторические евангелическо-лютеранские церкви и приходы на Северо-Западе России. СПб., 2003. С. 20; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917-1945. СПб., 2004. С. 212-213. М.В. Шкаровский
  •  
подробнее…
Лютеранская церковь Святых Апостолов Петра и Павла (г. Выборг)
Рубрики
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА (г. Выборг, Пионерская пл., 6). Нем. община существовала в Выборге с сер. XVII в., но собственной церкви не имела. Богослужения сначала проводились в одном из залов ратуши, а с нач. XVIII в. в фин. лютеранской ц., находившейся в быв. соборе Доминиканского мон. В 1783 имп. Екатерина II, посетившая Выборг, дала разрешение на постройку нем. церкви. Сбор средств проходил в общинах СПб., Нарвы, Дерпта, Риги. Тогда же произошло объединение нем. и швед. общин. Кам. ц. заложена в 1793 на участке сев.-вост. куртины крепости. Церк. здание в стиле классицизма построено в 1793-96 по проекту арх. Ю.М. Фельтена; по стилистике оно напоминает сооруженные им в СПб. церкви Св. Анны и Св. Екатерины (армянская). Стр-вом руководил арх. И. Брокман. Первоначально ц. собирались назвать в честь Св. Екатерины – покровительницы императрицы, однако стр-во закончилось уже при имп. Павле I. Освящена 26 июня 1799. Реконструирована в 1885 (арх. Й.Я. Аренберг). В февр. 1940 закрыта. После взятия города фин. войсками в ц. совершались богослужения (кон. лета 1941 – до 11 июня 1944). После войны в здании находился Дом пионеров. В 1991 ц. возвращена лютеранской общине, в 1994 вновь освящена. Лит.: Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России. XVIII–XX вв. Ч. 1. СПб., 2001. С. 71-72; Исторические евангелическо-лютеранские церкви и приходы на Северо-Западе России. СПб., 2003. С. 15; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 202. М.В. Шкаровский
  •  
подробнее…
Лютеранство
Рубрики
ЛЮТЕРАНСТВО. На терр. современной Лен. обл. первый лютеранский приход возник в 1590 в Копорье. Распространение Л. в России началось после перехода в 1617 приневских земель к Швеции. В ходе Сев. войны (1700-21), приведшей к возвращению этих земель, Петр I уже в 1702 заявил о сохранении прав лютеран. После манифеста Екатерины II от 22 июля 1763 иностранцы получили право селиться в империи, и в России возникло более 300 нем. колоний, в т. ч. под СПб. В 1804 создано выс. интендантство С.-Петерб. губ. (с 1810 – Управление духовных дел иностр. исповеданий). С XVIII в. Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦ) осуществляла образовательную и культурную функции в губ. Пасторы организовывали просвет. кружки и издавали литературу, в нем. колониях им был передан контроль над церквями и школами. С сер. XIX в. в губ. существовали две евангелические больницы, с 1876 – Евангелический союз религ.-нравственного попечения о протестантах и т. п. ЕЛЦ пользовалась расположением пр-ва, и число лютеранских ц. быстро росло. В 1897 в губ. жили 264 тыс. лютеран (69% составляли финны, 21% – немцы, 3% – латыши). Нем. колоний к нач. XX в. имелось 31, а также шесть приходов, десять ц., девять молитвенных домов и 18 церк. школ. В XIX – нач. XX вв. в губ. переселились десятки тыс. эстонцев и латышей. Мн. приходы были смешанными: в Кронштадте имелось две ц. – эстонско-фин.-швед. и нем.-латышская, в Гатчине и Шлиссельбурге ц. были нем.-фин.-эстонскими, и т. п. В 1917 в Петрогр. округе имелось 119 приходов, 167 ц., 683 молитвенных дома, 120 пасторов и 703 тыс. прихожан, из к-рых св. половины жило в трех сев.-зап. губерниях. По своим традициям, особенностям организации и практики церк. работы ЕЛЦ в России находилась в родстве с нем. лютеранством. Официальным яз. управления до кон. XIX в. был немецкий. С началом Первой мир. войны до февр. 1917 ограничивалась деятельность немецкоязычных пасторов, два пастора были высланы из губ. Гонения начались после окт. 1917, хотя в 1925-34 в Ленинграде еще существовала лютеранская семинария. В 1938 в Лен. обл. были закрыты последние ц., в нач. 1940-х немцев и финнов депортировали. Возрождение Л. в России началось в 1990-х (еще в 1977 открылась первая ц. в Пушкине). В 1994 в СПб. прошел 1-й Ген. Синод воссозданной ЕЛЦ России и др. стран СНГ (ELKRAS; вошло 58 общин), к-рую в 1994–2005 возглавлял еп. Георг Кречмар (с 2000 архиеп.). С 1992 в СПб. выходит журн. «Der Bote» («Вестник»). Кафедра архиеп. с 1997 находится в кирхе Св. Петра в СПб. С апр. 1997 работает Теологическая семинария в пос. Новосаратовка. См. также: Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии. Лит.: Курило О.В. Очерки по истории лютеран в России (XVI–XX вв.). М., 1996; Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917–1938). М., 1999; Князева Е.Е., Соколова Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв.: Ист. справ. Ч. 1. СПб., 2001; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. М.В. Шкаровский
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Теологическая семинария евангелическо-лютеранской церкви
Рубрики
ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИНГРИИ ИМ. С.-Я. ЛАУРИКАЛЫ (дер. Колбино, Всеволожский р-н). В 1993 Синод ЕЛЦ Ингрии принял решение о создании Уч.-диаконического центра. В 1995 выстроен комплекс дерев. зданий. В 2001 принято решение о преобразовании центра в ин-т, устав зарегистрирован в февр. 2005. В 2003 возведено кам. здание (проект финского арх. Я. Ренонена), освященное 21 сент. 2003. Проводится обучение по программам: нач. теологический курс, бакалавр религиоведения, курсы канторов, молодежных и диаконических работников, учителей воскресных школ, повышения квалификации служащих пасторов. В наст. время на трех курсах обучается 19 чел. (в год принимается 7-8 чел.), преподавателей с иностр. гостями – 37 чел. Занятия проводятся на рус. и фин. яз. В институтской б-ке – 14 тыс. книг. Летом организуется диаконический лагерь. При ин-те существует небольшой приют для престарелых. Богослужения проходят в расположенной вблизи Лютеранской церкви Святого Георгия (см.). Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 193-194. М.В. Шкаровский
  •  
  •  
подробнее…
Теологический институт евангелическо-лютеранской церкви Ингрии им. С.-Я.Лаурикалы
Рубрики
ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ (ЕЛЦ) ИНГРИИ ИМ. С.-Я. ЛАУРИКАЛЫ (дер. Колбино, Всеволожский р-н). В 1993 Синод ЕЛЦ Ингрии принял решение о создании Уч.-диаконического центра. В 1995 выстроен комплекс дерев. зданий. В 2001 принято решение о преобразовании центра в ин-т, устав зарегистрирован в февр. 2005. В 2003 возведено кам. здание (проект финского арх. Я. Ренонена), освященное 21 сент. 2003. Проводится обучение по программам: нач. теологический курс, бакалавр религиоведения, курсы канторов, молодежных и диаконических работников, учителей воскресных школ, повышения квалификации служащих пасторов. В наст. время на трех курсах обучается 19 чел. (в год принимается 7-8 чел.), преподавателей с иностр. гостями – 37 чел. Занятия проводятся на рус. и фин. яз. В институтской б-ке – 14 тыс. книг. Летом организуется диаконический лагерь. При ин-те существует небольшой приют для престарелых. Богослужения проходят в расположенной вблизи Лютеранской церкви Святого Георгия (см.). Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 193-194. М.В. Шкаровский
  •  
  •  
подробнее…
Эстонцы
Рубрики
ЭСТОНЦЫ (самоназв. – ээстласед, устар. – маарахвас), этническая общность. Эстонский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Проживают в Эстонии (963 тыс. чел.), России (28,1 тыс. чел.), Швеции, Латвии. В 1897 в С.-Петерб. губ. (без СПб.) проживало 51,9 тыс. Э. (в осн. в зап. части, включая Гдовский у). На 2002 в Лен. обл. проживало 1,4 тыс. Э. Выходцы из Эстонии зафиксированы на терр. западных р-нов совр. Лен. обл. в XVIII в. Массовая миграция крестьян-эстонцев началась после отмены крепостного права в Эстляндии и Лифляндии в 1816 и 1819, усилилась во второй пол. XIX в. В нач. XX в. миграцию стимулировала аграрная политика П.А. Столыпина, направленная на развитие хуторского х-ва. Э. селились на хуторах, к-рые часто располагались близ деревень, где проживали представители др. национальностей. Существовали и дер. (фактически скопления хуторов) с преобладанием эстонского нас.я (напр., дер. Зимитицы в Волосовском р-не). Э. занимались земледелием, молочным животноводством. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), картофель. В земледелии применяли прогрессивные методы (многополье, травосеяние), чем выделялись среди местных крестьян. Для сел. застройки Э. характерны бревенчатые дома-пятистенки на низком подклете. При сооружении жил. и хоз. построек использовали также бутовый камень. Этническая специфика долгое время сохранялась в пище (блюда из свинины, картофеля, кровяные колбасы). Из календарных обрядов наиболее изв. празднование дня св. Яана (св. Иоанн) 24 июня. Верующие – лютеране, также есть православные. Религ. центры находились в СПб., гг. Ямбург, Гатчина, Луга, дер. Тешково Волосовского р-на. В период ВОВ произошло сокращение числ. Э. в Лен. обл., в связи с тем, что нем. оккупационные власти переселили их на терр. Эстонии. Лит.: Засецкая М.Л. Эстонцы Лужского р-на Ленинградской области (кон. 19 – сер. 20 в.) // Население Ленинградской области: Материалы и исследования по истории и традиционной культуре. СПб., 1992. С 132-143; Она же. Система социализации у эстонцев-переселенцев Санкт-Петербургской губернии (вторая пол. 19 – нач. 20 в.) // Из истории Санкт-Петербургской губернии: Новое в гуманитарных исследованиях. СПб., 1997. С. 52-64; Маамяги В.А. Эстонцы в СССР. 1917–1940 гг. М., 1990; Смирнова Т.М. Национальность – питерские: Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX в. СПб., 2002. С. 431-481, 520-549; Шкаровский М., Черепенина Н. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 89-103. А.Ю. Чистяков
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…