Статьи
/
Водский музей
Водское кантеле | |
Рубрики | |
В Водском музее есть народный инструмент, который водь называла «канныл», а иногда, по-русски, «кантеле». Вероятно, было и более старое название этого инструмента, т.к. прозвище лужицкого кантелиста Крисанорова Василия Нестеровича было "Кризя", что очень похоже на удмурдское название аналогичного инструмента – "Крезь". Кантеле передал в музей Андрей Лейман. Принадлежал он водской семье Яковлевых (род с прозвищем " Карабулли"- из д. Краколье. Переводится прозвище, как «жёлтая кувшинка, которая растёт в речке Караколкке». Изготовляются такие инструменты из сосны, ели или осины. Дека (чясилаут) изготовляется обычно у всех инструментов из сосны. Струны (васкирауда) железные или медные. Все одинаковые. Крепятся к колкам (пуликад). Нижняя часть колок называется «лаба». С другой стороны крепятся к железной скобе. Струн было 7,8,9. Редко 6 или 5. Подразделяются все кантеле на 3 вида. 1. Из одного куска дерева, выборка сверху. 2. Из одного куска дерева, выборка снизу. 3. Из одного куска дерева, выборка сбоку. Боковые отверстия закрывали тонкими досками, например, из дуба. Даннок кантеле третьего вида. Оно неизвестно в Прибалтике, но хорошо известно у вепсов и карел. Хорошо играли на кантеле в Лужицах Кронни Никон (Миронов Никон Ефимович), племянники Кризя Вазя - Иво Волё и его сестра Федоска. Каждый кантелист изготовлял канныл сам для себя. Под этот инструмент не пели и не плясали, а только играли божественные мелодии. Общение с богами через мелодию кантеле определило ещё одно его назначение: кантеле использовали в виде оберега, вешая его на косяк двери. Тогда злой силе трудно было войти в комнату. Библиография: Владыкин, В. МОН. – Ижевск, 2003. – С. 175. Использована информация из статьи И. Тынуриста «О кантеле води и ижор" на эстонском языке. – Таллинн, 1969 г., а также неопубликованные материалы Водского музея и рассказ К. Ефимова, записанный Э. Эрнитсом. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Водь | |
Рубрики | |
Водь (устар. – чудь, самоназв. – вадьялайн), этническая общность, потомки древнего нас. Северо-Запада России. Водский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи, близок к эстонскому. В. обособилась от эстонских племен в I тыс. н. э.; впервые упоминается в рус. летописях под 1069, входила в состав владений Вел. Новгорода (см. Водская земля). С XII в. началось распространение православия; при этом до XX в. сохр. пережитки языческих верований (наподобие ижорских; см. Ижора). На основе археол. находок выделяют три группы В.: северо-западную (Ниж. Полужье); северо-восточную (окрестности Копорья), южную (окрестности г. Гдов; ассимилирована славянами к XIII в.). По переписи 1926 В. насчитывалось ок. 700 чел. (по данным исследователей – более 6 тыс.) на Ниж. Луге и в р-не дер. Котлы и с. Копорье (ныне – Кингисеппский и запад Ломоносовского р-на). В 1980-е В. официально признана исчезнувшим народом. По переписи 2002 в РФ – 73 чел. В. (в т. ч. в Лен. обл. – 12 чел., в СПб. – 12 чел.). По оценкам исследователей, совр. числ. В. в Лен. обл. – неск. десятков чел. (в осн. представители ст. поколения в дер. Краколье и Лужицы Кингисеппского р-на). Традиционные занятия: земледелие, животноводство, рыболовство. Древнее жилище В. (как и у эстонцев) т. н. «жилая рига» – помещение, используемое одновременно для жилья и сушки снопов. Под рус. влиянием распространилась изба восточнославянского типа с духовой печью. В XIX в. различался костюм девушек (глухой белый сарафан без рукавов, круглая шапочка «пяясиэ», украшенная бисером, раковинами каури, оловянными бляшками) и замужних женщин (синий сарафан, головной убор конической формы из полотна на жесткой основе – «пайкас»; до рождения ребенка – белый, после – красный). Волосы замужней женщине в XVIII в. брили; до кон. XIX в. – коротко стригли. В XIX в. распространились рус. сарафаны и головные уборы типа сороки и повойника. Муж. одежда уже в XVIII в. не имела специфических черт. Сохр. и записан фольклор В. (сказки, песни, плачи, поговорки, загадки); широко был известен струнный муз. инструмент канныл (см. Кантеле). Предметы культуры В. представлены в экспозиции Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Лужицы существует частный т. н. Водский нар. музей (создатель – Т.В. Ефимова). С 2000 в июле проводится праздник деревни с участием фольклорных коллективов Кингисеппского р-на. Лит.: Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992. С. 71-88; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 555-591; Rank G. Vatjalaiset. Helsinki, 1960; Ariste P. Vadja rahvakalender. Tallinn, 1969. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Лужицкая складчина 2001 г (деревне Лужицы 501 год) | |
Рубрики | |
Девиз праздника: "Наше богатство - наша культура". На празднике демонстрировались водские экспонаты, старые фотографии, видео и ауди- материалы с рассказами и песнями деревенских жителей из первого Водского музея. 52 местных жителя подписали Обращение к депутатам всех уровней с просьбой уберечь от вырубок наш деревенский лес, как историческую реликвию с его Шведским кладбищем, Мызным садом, каменными ансамблями и т.д. На фото: • У первого Водского музея • Лужицкое застолье вскладчину Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Лужицкая складчина 2002 г (деревне Лужицы 502 года) | |
Рубрики | |
Девиз праздника: "Покой нам только снится!" 7 сентября 2001 года первый Водский музей был сожжён. На празднике демонстрировались новые экспонаты второго Водского музея. Знакомились с материалами ЦГИА о самой маленькой помещице Ямбургского уезда, род которой продолжает жить в Лужицах, а так же с материалами эстонской (водской) экспедиции 1942-1943 г.г. На фото: • Первый экспонат нового (второго) музея - свадебный костюм Фуко Маре • "Деревня моя повидала немало печалей и бед..." • "Я в лица уверовал эти..." • Первое вытупление "Линнуд" Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Лужицкая складчина 2006 г (деревне Лужицы 506 лет) | |
Рубрики | |
Девиз праздника: "Нас много, а смерть одна - всех не возьмёт". Водская пословица от Огру Нестеровой. Открытие нового Водского музея в д. Лужицы, презентация Водских проектов. На фото: • Оргкомитет праздника • "Среди болот зыбучих И чащ лесных дремучих Скрывалась непонятная, таинственная чудь..." • "Не верьте в эти сказки Стоим мы перед вами, Потомки гордых ваттов..." • Ансамбль Линнуд на празднике • За праздничными столами в новом музее • Филологам и художникам есть что обсудить за праздничным столом • Приход Чуд Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Лужицы, дер. | |
Рубрики | |
ЛУЖИЦЫ, деревня в Кингисеппском р-не. Нас. – 82 чел. Находится на берегу р. Лужица. Впервые упоминается в Переписной оброчной книге Водской пятины 1499/1500. В ХХ в. объединила дер. Ниж. Лужицы, Глинки, Пески. В Л. проживают представители малочисл. этнической общности водь. С 2000 ежегодно проходит праздник водской культуры «Лужицкая складчина» с участием фольклорных коллективов Лен. обл. и СПб. С инициативой проведения праздника выступила местная жительница Т.В. Ефимова. При ее активном участии с 1997 собираются экспонаты для создания Водского нар. музея (в 2002 здание сгорело, в наст. время идет работа по восстановлению экспозиции). В 2005 в Л. зарегистрирована некоммерческая орг-ция «Об-во водской культуры». Лит.: Vaddamaa – Водская земля. – http://www.vadjamaa.narod.ru А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |