Адреса
/
Ленинградская обл/Волосовский р-н
1
2
Большая Вруда, дер. | |
Рубрики | |
БОЛЬШАЯ ВРУДА, деревня в Волосовском р-не. Нас. – 2100 чел. Расположена в верх. течении р. Вруда (правый приток р. Луга), на ш. Волосово – Ополье юго-западнее ж.-д. ст. Вруда ветки Гатчина – Ивангород. Топоним Вруда происходит от «врутец» (древнерус.) – родник. Упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500, центр Врудского Богородицкого погоста. На юж. окраине Б. В. выявлен курганный могильник XII–XIV вв. (см. Культовые камни). В дер. находится ц. Успения Пресвятой Богородицы. Работают б-ка, муз. школа. С 2002 в ср. школе ежегодно проводится районный турнир по баскетболу памяти Д. Мардиловича, уроженца Б. В., в 2000 погибшего в Чечне и посмертно награжденного орденом Мужества (на здании школы – мем. доска). В Б. В. находится центральная усадьба АОЗТ «Сяглицы». А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Большое Заречье, дер. (Волосовский р-н) | |
Рубрики | |
БОЛЬШОЕ ЗАРЕЧЬЕ, до 1943 – дер. в Волосовском р-не. Находилась на правом берегу р. Оредеж на ш. Выра – Кикерино. Упоминается в писцовой книге 1499/1500 как центр одного из новгородских погостов. Нас. – русские (правосл. и старообрядцы). По переписи 1920 имелось 137 х-в. В окт. 1943 Б. З. сожжено нем. войсками при депортации нас. в Прибалтику и Германию (часть жит. была сожжена заживо), после войны дер. не восстановлена. В память о трагических событиях в 1971 на месте Б. З. сооружен мем. комплекс «Малая Хатынь». В нач. XVIII в. Петр I подарил эти земли арх. Д. Трезини. Впоследствии в дер. располагалась дворянская усадьба Черновых, первый ее владелец герой Отеч. войны 1812 ген.-майор П.К. Чернов. Усадебные постройки не сохр. Существует старинное кладб., на к-ром имеются кресты каменные, наиболее поздние из них предположительно датируются XIX в. См. также: «Малая Хатынь», мемориальный комплекс. Лит.: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С. 100; Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А.Орлова. Л., 1977. С. 302; Чернов К.Н. Записка о Заречье // А.Ю. Чернов. Длятся ночи декабря. СПб., 2004. С. 103-112. Ю.М. Пирютко, А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Большой Сабск, дер. | |
Рубрики | |
БОЛЬШОЙ САБСК, деревня в Волосовском р-не. Нас. – 1300 чел. Расположена при впадении р. Саба в р. Лугу на ш. Молосковицы – Осьмино. Топоним Саба – прибалт.-фин. происхождения, от saba (эст.) – хвост, ответвление. Рядом с дер. выявлены ср.-век. курганный и грунтовый могильники. В Б. С. находится Музей-диорама «Лужский рубеж» (1981), посвященная оборонительным боям нач. ВОВ (июль–авг. 1941), установлен памятный обелиск (см. Сабский историко-краевед музей). В окрестностях работают поисковые отряды. В Б. С. имеется б-ка и дом культуры, на базе к-рого с 2001 ежегодно проводится районный фестиваль эстрадной и бардовской песни «Пою тебе, мой край родной» (в рамках Всерос. фестиваля нар. творчества «Салют победы»). На р. Луга в р-не Б. С. расположены пороги протяженностью 5 км, имеются обнажения серых известняков. На р. Сабе находятся обнажения красноцветных девонских песчаников, содержащие остатки древних рыб. В 1976 создан гос. геол. пам. природы «Геологические обнажения ордовикских и девонских пород на р. Сабе» (пл. 650 га). А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Великой Отечественной войны мемориалы и памятники | |
Рубрики | |
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ МЕМОРИАЛЫ И ПАМЯТНИКИ. Идея создания мем. памятников на рубежах обороны Ленинграда появилась в годы ВОВ. Первые временные пам. на линии Ленингр. фронта были построены в 1944-45, сразу после освобождения от фаш. оккупации. До наших дней они не сохр., т. к. в осн. были изготовлены из дерева и лишь неск. – из камня. В Тихвине в 1946 установлен пам. Славы и памятная стела в честь воинов-освободителей (арх. А.С. Никольский). В 1965 появилась идея создания единого мем. комплекса на быв. линии обороны Ленинграда – «Зеленый пояс славы» (см.). Стр-во велось в неск. этапов. Первые мемориалы были завершены к 9 мая 1967. В кон. 1960-х – нач. 1970-х стр-во продолжалось и большинство пам. было завершено к 30-й годовщине Победы (май 1975). Среди этих сооружений – обелиски, отмечающие рубежи, на к-рых остановлен враг: в частности, обелиск в с. Русско-Высоцкое (Ломоносовский р-н) отмечает место, где завершилось уничтожение Петергофско-Стрельницкой группировки немцев. В качестве самостоят. элементов в состав единого мем. комплекса включены братские воинские кладб. и захоронения, образцы воен. техники (первый сов. танк, в 1944 вошедший в пос. Ропша), здания и сооружения, отмеченные мем. досками. Помимо мемориалов, входящих в «Зеленый пояс славы», в Лен. обл. возводились многочисл. пам., посвященные освобождению и обороне городов и населенных пунктов: в 1953 в г. Кингисепп построен мемориал в «Роще пятисот», в 1969 в г. Кириши открыт мемориал «Эхо войны», в 1970-е установлен мемориал защитникам Копорской крепости и мн. др. Мемориалы, посвященные подвигу партизан, есть в каждом р-не Лен. обл.: в частности, «Красные горы» в Лужском р-не, мемориал в дер. Гверездно в Сланцевском р-не и пр. Наиб. известен монумент «Партизанская Слава» в г. Луга. Жертвам фашизма посвящен комплекс «Малая Хатынь» в Волосовском р-не. Большинство мемориалов и пам. построены в 1960–1980-е. В последнее десятилетие начались работы по реставрации существующих мемориалов и возведению новых. 9 сент. 2000 открыт «Парк мира» и мем. кладб. у дер. Лезье и Сологубовка. 29 мая 2002 состоялось открытие памятного знака на р. Назия (Кировский р-н), посвященного бойцам 286-й дивизии. Он сменил первоначальный обелиск, установленный в 1988 силами ветеранов, к-рый спустя пять лет был варварски разрушен. 3 мая 2005 открыт мемориал воинской славы «Непокоренная высота» на г. Колокольня в Ломоносовском р-не, посвященный подвигу защитников Ораниенбаумского плацдарма (проект авторского коллектива под рук. арх. В.А. Кима). 6 мая 2005 у дер. Бор Волховского р-на установлен памятный рубежный крест. Он воздвигнут в честь 310-й дивизии 54-й армии, к-рая в нояб. 1941 ценой огромных потерь остановила фаш. войска. 6 мая 2005 состоялась торжеств. церемония открытия пам. «Воину-освободителю» в г. Тосно. Средства на его создание собраны жителями города и р-на. Существовавшие мем. захоронения были реставрированы, гранитное надгробие восстановлено, установлены плиты с именами павших воинов, зажжен вечный огонь. На базе существующего мемориала «Невский пятачок» в мае 2005 заложен мем. комплекс «Невский плацдарм» (см. «Невский пятачок», музей; г. п. Дубровка). Проект, разработанный еще в 1980-е (арх. О. Романов), предполагает стр-во храма, создание Аллеи памяти и музея. Лит.: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С. 50-67; Достопримечательности Ленинградской области. Л., 1977. С. 273-306; Лукьянов Ю.А. Рубежи стойкости и мужества. Л., 1985. С. 89-144; Ганшин В., Сердобольский О. Кольцо памяти, кольцо славы. Л., 1988. С. 60-118; Семенова Т.М. «Каменная летопись» Великой Отечественной войны // Труды ГМИ СПб. Вып. 5. СПб., 2000. С. 324-343. И.А. Карпенко | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Вербное воскресенье (водь) | |
Рубрики | |
У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли их на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). Библиография: Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Вербное воскресенье (ижора) | |
Рубрики | |
У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время, в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
«Верхний Оредеж», природно-исторический парк | |
Рубрики | |
«ВЕРХНИЙ ОРЕДЕЖ», природно-исторический парк, концепция создания к-рого расматривается Пр-вом Лен. обл. Инициатором проекта выступил дир. музея-усадьбы В.В. Набокова «Рождествено» А.А. Семочкин. Согласно проекту, «В. о.» будет находиться на терр. Гатчинского и Волосовского р-нов. Общая пл. парка составит 154 тыс. га, располагаться он будет на протяжении 40 км по течению р. Оредеж. Верховья реки известны красными берегами из девонского песчаника, чистыми подводными ключами, таежной флорой и фауной. В парк войдут пам. природы, в т. ч. «Истоки р. Оредеж в урочище Донцо», «Белогорские девоны» (здесь находятся геол. обнажения песков и песчаников ср. девона, встречаются окаменевшие остатки рыб палеозоя), а также усадебно-парковые комплексы и пам. культовой архитектуры, в т. ч. в c. Рождествено, дер. Выра, г. п. Сиверский, дер. Батово, дер. Белогорка. Лит.: Рябов Д.С. Верхний Оредеж: Четыре века на географической карте. СПб., 2001. А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Волосово, г. | |
Рубрики | |
ВОЛОСОВО, город в Волосовском р-не, его адм. центр. Нас. – 11,7 тыс. чел. Находится на Ижорской возвышенности при одноим. ж.-д. станции ветки Гатчина – Ивангород. Топоним В. связывают с именем славянского языческого бога Волоса (Велеса). На окраине В. обнаружены курганные погребения XII–XIV вв. Дер. В. впервые упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500. Находилась на трассе Ивангородской дороги, соединявшей Новгород с Ивангородом и Нарвой. Экон. развитие В. связано со стр-вом жел. дороги (открыта в 1870). С 1927 – адм. центр района (за исключением 1963-65, когда Волосовский р-н входил в состав Кингисеппского р-на). С 1937 – рабочий (гор.) пос., с 1999 – город. В В. расположены ЗАО «Волосовский комбикормовый з-д», предприятия пищевой пром-сти. В городе работают Волосовский историко-краеведческий музей, районный Дворец культуры «Родник», парк культуры «Велес», Волосовская школа искусств им. Н.К.Рёриха, Волосовская библиотека центральная городская, дет. б-ка, дет.-юношеская спорт. школа. Имеется дерев. ц. Св. кн. Александра Невского (1904-05; закрывалась в 1938-41). В 1992 зарегистрирован приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Издается газ. «Сельская новь», работают радиостудия «Радиовестник», телестудия «Велес». В состав МО «Волосовское гор. поселение» входит дер. Лагоново. Лит.: Волосово: История родного края / Гл. ред. и сост. Н.П. Михина. Кн. 1-2. Волосово, 2002. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Волосовский район | |
Рубрики | |
ВОЛОСОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2680,5 кв. км. Нас. – 46,9 тыс. чел. Адм. центр – г. Волосово. В состав р-на входят г. п. Кикерино, 202 сел. поселения. Граничит с Кингисеппским, Ломоносовским, Гатчинским, Лужским р-нами. Образован в 1927 (в 1963-65 входил в состав Кингисеппского р-на). Ж.-д. сообщение связывает В. р. с Гатчиной, СПб., Кингисеппом, Ивангородом. В сев. части В. р. проходит Таллинское ш. К дорогам обл. значения относятся трассы Гатчина – Ополье, Пружицы – Осьмино – Толмачево, Кемполово – Выра – Тосно – Шапки. Расположен в центральной части Ижорской возвышенности, для к-рой характерны обширные открытые пространства и небольшие лесные массивы. Юж. часть находится в басс. среднего течения р. Луга в лесной зоне (в общей сложности леса занимают до 60% площади В. р.). На юге В. р. сосредоточены практически все водоемы (р. Лемовжа, Саба, Вруда, Оредеж). Природным пам. является урочище «Донцо». На терр. р-на находится часть природно-ист. парка «Верхний Оредеж». В В. р. выявлено множество археол. пам., связанных с культурой славян и прибалт.-фин. народов (ижоры, води). Практически у каждой дер. находятся курганно-жальничные погребения. Топонимы сохранили память о древних языческих верованиях, элементы к-рых сохр. еще в XVI в., несмотря на распространение православия (Волосово – от славянского бога Волоса/Велеса; дер. Арбонье – от «арбуев», языческих жрецов-колдунов ср.-век. води). В XVIII–XIX вв. на терр. р-на появились многочисл. дворянские усадьбы (Гомонтово, Губино, Извара, Каськово, Раскулицы, Сельцо, Смердовицы, Сяглицы, Терпилицы, Торосово, Хревицы). В. р. связан с биографиями Н.К. Рёриха, Н.А. Римского-Корсакова, Н.Н. Демидова (см. Демидову Н.Н. памятник). В В. р. работают Волосовский историко-краеведческий музей, Рёриха Н.К. музей-усадьба (дер. Извара), Вильде Бориса дом-музей (дер. Ястребино), выставочный зал «Калитино». В память о событиях ВОВ установлены многочисл. пам., в т. ч. мем. комплекс «Малая Хатынь» в дер. Большое Заречье, музей-диорама «Лужский рубеж» в дер. Большой Сабск. В В. р. функционируют 17 домов культуры, 9 клубов, 19 б-к (см. Волосовская библиотека центральная районная), 3 муз. школы, Волосовская школа искусств им. Н.К. Рёриха. Издается газ. «Сельская новь». Подготовку специалистов для села ведут Бегуницкий агролицей, Беседский техникум в пос. Беседа. С 2001 на базе конефермы в пос. Бегуницы (АО «Гомонтово») проводятся соревнования на Кубок губернатора Лен. обл. по конному спорту. В дер. Калитино, где находится Сев.-Зап. машинно-испытательная ст. (осн. в 1949), ежегодно проводятся обл. состязания механизаторов-пахарей. В наст. время действуют правосл. приходы в Волосово, Бегуницах, Большой Вруде, Волгово, Изваре, Ильешах (см.: Николая Чудотворца Святителя ц.), Кикерино, Курковицах, Хотнеже, Ястребино, Яблоницах. Ист.-культурное значение имеют и остающиеся невосстановленными пам. церковной арх.: цц. Николая Чудотворца Святителя (дер. Ястребино), Троицы Пресвятой (дер. Пятая Гора), Свв. Апп. Петра и Павла (дер. Клопицы), комплекс Пятогорского Богородицкого мон. Совр. приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии зарегистрированы в Волосове и Губаницах, где в 1991 восстановлена Лютеранская церковь Святого Иоанна Крестителя, ставшая одним из центров возрождения фин. ингерманландской культуры. Лит.: Волосово: История родного края / Гл. ред. и сост. Н.П. Михина. Волосово, 2002; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 42-43. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Гадло Александр Вильямович (1937-2002), ученый | |
Рубрики | |
ГАДЛО Александр Вильямович (1937–2002), этнограф, археолог. Д-р ист. наук (1985). Окончил ист. ф-т ЛГУ (1961), ученик акад. М.И. Артамонова. Автор работ по этнической истории Сев. Кавказа, проблеме кавказско-рус. связей в ср. века. С 1965 – сотрудник ЛГУ, проф. (1986), руководил работой Кавказской археол.-этногр. экспедиции ЛГУ. В 1990–2002 – зав. кафедрой этнографии и антропологии, на к-рой работал с момента ее создания в 1968. В 1990-е предложил программу иссл. на Северо-Западе России силами сотрудников кафедры. Экспедиционные отряды кафедры (под рук. С.Б. Егорова, А.Г. Новожилова, А.Ю. Чистякова) работали в Волосовском, Гатчинском, Кингисеппском, Кировском, Тихвинском, Бокситогорском р-нах Лен. обл.; собранные материалы хранятся в архиве кафедры. Организатор ежегодной конференции молодых исследователей «Этнографическое изучение Северо-Запада России» (1996–2003), преобразованной в 2004 в междунар. науч. конференцию «Полевая этнография» (на базе ист. ф-та СПб. ун-та). Ответственный ред. коллективной монографии «Историко-этнографические очерки Псковского края» (Псков, 1999); член авторского коллектива монографии «Этнография Северо-Запада России» (СПб., 2004; в соавторстве с И.И. Верняевым, С.Б. Егоровым, А.Ю. Чистяковым), в к-рой впервые дана комплексная ист.-этногр. характеристика отд. волостей Волосовского, Гатчинского и Кировского р-нов обл. Похоронен на Большеохтенском кладб. в СПб. Лит.: Дворниченко А.Ю., Верняев И.И., Карпов Ю.Ю., Козьмин В.А. Памяти А.В. Гадло (Вместо предисловия) // Историческая этнография. Вып. 2: Динамика этнической культуры народов России. СПб., 2004. С. 3-15; Дворниченко А.Ю. А.В. Гадло (1937–2002) – исследователь древностей Крыма и Кавказа // Гадло А.В. Предыстория Приазовской Руси: Очерки русского княжения на Северном Кавказе. СПб., 2004. С. 3-20. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Геральдика Ленинградской области | |
Рубрики | |
ГЕРАЛЬДИКА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, берет начало в XV в. и является одной из старейших в РФ. В ист.-геральдическом отношении терр. совр. Лен. обл. распадается на три региона: Карельский перешеек, Ингерманландия и вост. р-ны области. Первые два региона в XV–XVII вв. находились в составе Швеции и испытали сильное воздействие швед. геральдической традиции. Старейший из гербов в Лен. обл. – герб г. Выборг – возник около 1448 и служил как гор. символом, так и гербом прилежащих терр.: Выборгского лена, губернаторства Выборг и Савонлинна, Выборгских провинции, наместничества и губ. Ингерманландия получила свой герб в 1630-х (старейшее изображение – 1633). Герб неоднократно изменялся, сохраняя вплоть до наших дней осн. мотив – в синем поле две серебр. крепостные стены наискось (либо стена, а под ней серебр. волнистая линия). Из гор. гербов швед. Ингерманландии известен герб г. Ивангород. Он также неск. раз изменялся, сохраняя при этом преемственность с ингерманландским гербом, к-рая отдаленно прослеживается и в рус. гербе города (1730). В XVIII в., когда вся терр. совр. Лен. обл. вошла в состав России, развитие геральдики региона обуславливалось общерос. тенденциями, но имело и особые черты, связанные с пристоличным положением региона, а также с сознанием возвращения в состав России этих земель. При Петре I начинается централизованное и основанное на соблюдении правил геральдики развитие знаковой культуры всей России. От полковых эмблем петровского времени произошли гербы совр. гг. Шлиссельбург и Приозерск; эмблемы Ингерманландского, Невского, Ладожского и Карельского полков рассматривались в свое время как гербы соответственных терр. Наиб. часто встречающимся мотивом этих гербов было сочетание ключа и якоря (идея открытия России пути в моря). В 1770–80-х, в связи с реформой местного управления, каждый город Российской империи получил герб (в т. ч. Лодейное Поле, Луга, Новая Ладога, Ямбург (Кингисепп), Рождествено, Тихвин). С 1857 гербом уезда считался герб уездного города. На рубеже XVIII–XIX вв. особые гербы получили города-резиденции имп. фамилии в окрестностях (в частн., г. Гатчина). После рев-ции 1917 гербы вышли из употребления, хотя формально не были отменены законодательно и, т. о., представляют ныне едва ли не единственный остающийся в силе отдел права Российской империи. В 1960–70-х мн. города Лен. обл. создали знаки, утвержденные местными органами власти как «гербы». В осн. они не имели связи с ист. гербами и содержали многочисл. отступления от геральдических правил. С образованием РФ, принятием Конституции, закона о местном самоуправлении и провозглашением принципа проведения единой гос. политики в области геральдики Лен. обл. как субъект РФ получила право обладания гербом, флагом и др. символами (наградами, знаком губернатора). Объектом терр. геральдического права стали муниц. образования, к-рые, согласно федеральному законодательству, получили возможность иметь официальные символы – гербы, флаги, эмблемы и пр. Их создание и учреждение ведется местными силами при участии и поддержке Гос. герольдии при Президенте РФ (с 1999 – Геральдического совета при През. РФ), знаки утверждаются решениями законодательных органов своих владельцев и подлежат регистрации путем внесения в Гос. геральдический регистр РФ. Осн. принципами геральдического стр-ва в новых условиях являются предельное внимание к ист. традиции и соблюдение правил геральдики. На этом основании старинные гербы подлежат восстановлению в использовании в тех версиях, в к-рых они были утверждены до рев-ции. Так были восстановлены гербы гг. Гатчина, Ивангород, Шлиссельбург, Выборг, Кингисепп (в качестве герба Кингисеппского р-на), Лодейное Поле (в качестве герба Лодейнопольского р-на), Луга (в качестве герба Лужского р-на), Приозерск (в качестве герба Приозерского р-на), Тихвин (в качестве герба Тихвинского р-на). Для остальных муниц. образований гербы создавались заново, в нек-рых были использованы мотивы старинных гербов (герб Ломоносовского р-на с мотивом герба Ораниенбаума; герб Подпорожского р-на с мотивом герба г. Боровичи Новгородской обл.; герб г. Сосновый Бор с мотивом герба Ингерманландии) или гербов сов. времени (гербы г. Волхов и Киришского р-на). Совершенно новыми являются гербы гг. Коммунар, Пикалево, Светогорск, Сертолово и Бокситогорского, Волховского, Всеволожского, Гатчинского, Кировского, Сланцевского, Тосненского р-нов. Почти все новые гербы внесены в Гос. геральдический регистр РФ. Геральдические традиции ХХ в. вызвали к жизни появление флагов. В наст. время флаги имеют Лен. обл., Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Подпорожский, Тихвинский р-ны, гг. Коммунар и Сертолово. С началом муниц. реформы 2004 (срок окончания – 2008) структура муниц. образований Лен. обл. изменилась, а их кол-во многократно увеличилось. В этих условиях происходят нек-рые изменения принадлежности гербов (напр., герб Киришского р-на сохранен за р-ном, а в Киришском гор. поселении (г. Кириши) ведется работа по созданию собств. герба). Значительно расширился круг образований, имеющих право обладать гербом и др. знаками. Т. о., процесс стр-ва геральдики Лен. обл. продолжается, при этом его основу – символы самой области и осн. муниц. образований, входящих в ее состав, – следует признать вполне сложившейся, корректной с ист. и геральдической точек зрения и отвечающей практическим потребностям региона. Лит.: «Если ехать Вам случится…». Визитные карточки городов Ленинградской области: Справочник-путеводитель. СПб., 2000; Символика России. М., 2004. С. 68-69; Башкиров К.С., Штейнбах С.Ю. Справочная книга по истории и геральдике Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ч. 1. СПб., 2005; Борисов И.В., Козина Е.Н. Геральдика России. М., 2005. С. 170-177. А.А. Трипольская | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Городища | |
Рубрики | |
ГОРОДИЩА, остатки укрепленых поселений, защищенных естественными препятствиями, рвами и валами. На терр. Лен. обл. известно 30 Г., преим. мысового типа (из них 15 – в Лужском р-не). Возникновение Г. связано с расселением славян. Нек-рые Г. стали центрами небольших округов, древнерус. погостами, др. служили убежищами, святилищами. Находки характеризуют развитие пашенного земледелия, скотоводства, лесных промыслов, появление вооруженных дружин. В Лужском р-не проведены раскопки г. Городец, Надбелье, Тесов. Четыре Г. сохр. на р. Волхов. Любшанское г. (посл. треть VII в. – до 870) – самое раннее славянское укрепление в регионе. Поселения у дер. Новые Дубовики и у дер. Городище обслуживали торг. путь по р. Волхов. Земляное Г. Старой Ладоги расположено на месте раннего гор. поселения. Его дерево-земляные укрепления сооружены в 1585-86, реконструированы в 1701-03. В Тихвинском р-не известен укрепленный центр IX-Х вв. в ареале приладожских курганов на р. Сясь, в Бокситогорском р-не – г. на р. Чагода. По мере включения прибалтийско-финских племен в состав Новгородской земли возникали новые укрепл. поселения для защиты от нападений суми, еми, немцев, датчан, а также сбора дани. Несколько Г. (Волосовский, Ломоносовский, Кингисеппский р-ны) защищали Водскую землю со стороны Финского зал. При раскопках Кайболовского г. ХII–XIII вв. открыты остатки построек, установлена славянская принадлежность обитателей. В сев.-вост. Причудье (Сланцевский р-н) известны Г. у дер. Дретно и Коленец (не датир.). В земле карел остатки укрепленного поселения ХII–XIII вв. обнаружены на месте Выборгского замка. В кон. XIII – нач. ХV вв. существовал Тиверский городок на р. Вуокса. Лопская земля также имела укрепленный центр – г. ХI-ХII вв. на р. Лаве (Кировский р-н). В наши дни раскопки и обследования с 1970 проводили А.Н. Кирпичников, С.И. Кочкуркина, С.Л. Кузьмин, Г.С. Лебедев, Е.Н. Носов, В.П. Петренко, Н.И. Платонова, Е.А. Рябинин, А.А. Селин, В.А. Тюленев и др. Лит.: Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Кирпичников А.Н. Крепости бастионного типа в средневековой России // Памятники культуры. Новые открытия. 1978. Л., 1979. С. 471-499; Рябинин Е.А. Городища Водской земли // Краткие сообщения Института археологии. 1984. № 179. С. 45-53; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л. 1990–1995. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Детские школы искусств | |
Рубрики | |
ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ (ДШИ). В последние годы наметилась тенденция постепенного объединения дет. муз. школ (ДМШ) и дет. худож. школ (ДХШ) в ДШИ. К 2007 в Лен. обл. насчитывается 104 ДШИ, ДМШ и ДХШ, в к-рых учится около 19 тыс. детей и подростков. Их обучают ок. 2 тыс. педагогов. Десять школ работают по спец. программам фольклора и нар. творчества. Мин-вом культуры РФ и Комитетом по культуре Пр-ва Лен. обл. для поддержки наиболее одаренных уч-ся установлены ежегодные именные стипендии (50 стипендий). Совр. ДШИ берут на себя роль местных центров культуры и иск-ва. Одно из важнейших направлений их работы – культ.-просвет. и концертная деятельность. Уч-ся и преподаватели проводят концерты-лекции в общеобразовательных школах, устраивают худож. выставки, совм. с домами и дворцами культуры участвуют в общегор. и сел. праздниках. Воспитанники ДШИ с успехом принимают участие в многочисл. олимпиадах, смотрах и конкурсах, в т. ч. международных. Каждый четвертый выпускник ДШИ продолжает свое проф. образование в разл. спец. уч. заведениях. Мн. из них, став дипломированными специалистами, возвращаются в ДШИ Лен. обл. в качестве преподавателей. Образовательные учреждения дополнительного образования детей сферы культуры и искусства Ленинградской области: БОКСИТОГОРСКИЙ РАЙОН Бокситогорская ДШИ, г. Бокситогорск Бокситогорская ДХШ, г. Бокситогорск Ефимовская ДМШ, г. п. Ефимовский Пикалевская детская экспериментальная хоровая школа, г. Пикалёво Пикалевская детская музыкальная школа Пикалевская ДХШ, г. Пикалёво Пикалевская ДШИ, г. Пикалёво Пикалевский дом детского творчества, г. Пикалёво ВОЛОСОВСКИЙ РАЙОН Волосовская детская школа искусств им. Н.К. Рёриха Кикеринская ДМШ, г. п. Кикерино Бегуницкая ДШИ, дер. Бегуницы Большеврудская ДШИ, дер. Большая Вруда ВОЛХОВСКИЙ РАЙОН Волховская ДШИ, г. Волхов Волховская детская музыкальная школа им. Яна Сибелиуса Волховская ДХШ, г. Волхов Новоладожская ДМШ, г. Новая Ладога Новоладожская ДХШ, г. Новая Ладога Пашская ДШИ, с. Паша Сясьстройская ДМШ, г. Сясьстрой Сясьстройская ДХШ, г. Сясьстрой ВСЕВОЛОЖСКИЙ РАЙОН Всеволожская детская музыкальная школа им. М.И. Глинки Всеволожская ДХШ, г. Всеволожск Агалатовская ДМШ, пос. Агалатово Дубровская ДМШ, пос. Дубровка Колтушская ДМШ, дер. Колтуши Кузьмоловская ДМШ, пос. Кузьмоловский Морозовская ДМШ, пос. имени Морозова Невская ДМШ, пос. Лесколово Сертоловская ДШИ, г. Сертолово Щегловская ДМШ, пос. Щеглово ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН Выборгская детская музыкальная школа № 1 Выборгская ДМШ № 2, г. Выборг Выборгская ДХШ, г. Выборг Каменногорская ДМШ, г. Каменногорск Кирпиченская ДМШ, пос. Кирпичное Краснодолинская ДМШ, пос. Красная Долина Первомайская ДМШ, пос. Первомайское Приморская ДХШ, г. Приморск Рощинская ДШИ, г. п. Рощино Рощинская ДМШ, г. п. Рощино Светогорская ДМШ, г. Светогорск Светогорская ДХШ, г. Светогорск Советская ДМШ, г. п. Советский ГАТЧИНСКИЙ РАЙОН Гатчинская детская музыкальная школа им. М.М. Ипполитова-Иванова Гатчинская ДШИ, г. Гатчина Гатчинская ДХШ, г. Гатчина Веревская ДМШ, дер. Малое Верево Войсковицкая ДШИ, пос. Войсковицы Вырицкая ДМШ, пос. Вырица Вырицкая ДХШ, пос. Вырица Коммунарская ДШИ, г. Коммунар Новосветовская ДШИ, пос. Новый Свет Сиверская ДШИ, г. п. Сиверский Сяськелевская ДМШ, пос. Сяськелево Тайцкая ДМШ, пос. Тайцы КИНГИСЕППСКИЙ РАЙОН Кингисеппская ДМШ, г. Кингисепп Кингисеппская ДХШ, г. Кингисепп Ивангородская ДМШ, г. Ивангород Ивангородская ДХШ, г. Ивангород КИРИШСКИЙ РАЙОН Киришская ДШИ, г. Кириши Будогощская ДМШ, пос. Будогощь (филиал Киришской ДШИ) Глажевская ДМШ, пос. Глажево (филиал Киришской ДШИ) КИРОВСКИЙ РАЙОН Кировская ДМШ, г. Кировск Мгинская детская художественная школа Назийская ДМШ, г. п. Назия Отрадненская ДШИ, г. Отрадное Шлиссельбургская ДМШ, г. Шлиссельбург Шлиссельбургская ДХШ, г. Шлиссельбург ЛОДЕЙНОПОЛЬСКИЙ РАЙОН Лодейнопольский детский центр эстетического развития, г. Лодейное Поле Лодейнопольская ДХШ, г. Лодейное Поле Алёховщинская ДМШ, с. Алёховщина ЛОМОНОСОВСКИЙ РАЙОН Аннинская ДМШ, пос. Аннино Большеижорская ДМШ, г. п. Большая Ижора Горбунковская ДМШ, дер. Горбунки Гостилицкая ДМШ, дер. Гостилицы Кипенская ДМШ, дер. Кипень Копорская ДМШ, дер. Копорье Лебяженская ДМШ, г. п. Лебяжье Лопухинская ДМШ, дер. Лопухинка Русско-Высоцкая ДШИ, с. Русско-Высоцкое ЛУЖСКИЙ РАЙОН Лужская детская музыкальная школа им. Н.А.Римского-Корсакова Лужская ДХШ, г. Луга Лужская ДШИ, г. Луга Толмачевская ДМШ, г. п. Толмачево ПОДПОРОЖСКИЙ РАЙОН Подпорожская ДШИ, г. Подпорожье Подпорожская ДХШ, г. Подпорожье ПРИОЗЕРСКИЙ РАЙОН Приозерская ДМШ, г. Приозерск Приозерская ДХШ, г. Приозерск Центр детского творчества, г. Приозерск Кузнечненская ДШИ, г. п. Кузнечное Сосновская ДШИ, пос. Сосново Шумиловская ДМШ, пос. Сапёрное СЛАНЦЕВСКИЙ РАЙОН Сланцевская ДМШ, г. Сланцы Сланцевская ДХШ, г. Сланцы г. СОСНОВЫЙ БОР Сосновоборская детская музыкально-хоровая школа «Балтика» Сосновоборская ДМШ Сосновоборская ДХШ ТИХВИНСКИЙ РАЙОН Тихвинская детская школа искусств им Н.А. Римского-Корсакова Тихвинская ДМШ, г. Тихвин Тихвинская ДХШ, г. Тихвин ТОСНЕНСКИЙ РАЙОН Тосненская ДШИ, г. Тосно Любанская ДШИ, г. Любань Никольская ДМШ, г. Никольское Нурменская детская школа искусств Тельмановская ДШИ, пос. Тельмана Ульяновская ДМШ, г. п. Ульяновка Форносовская ДМШ, г. п. Форносово Лит.: Богуш В.Б. Культура Ленинградской земли. Итоговые размышления и оценки // Культура, образование, история Ленинградской области: Тезисы докладов науч.-практической конференции. СПб., 2002. С.20-25; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий / Сост. Т.В. Голованова, И.А. Базарова. СПб., 2003. Е.Е. Яковлева | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
"Донцо", урочище | |
Рубрики | |
ДОНЦО, урочище. Расположено в Волосовском р-не, на терр. регионального комплексного пам. природы «Истоки р. Оредеж в урочище Донцо» (организован в 1976). Пл. – 18 кв. км. Включает оз. Донцо (Кюрлевский карьер), ключи, дающие исток р. Оредеж. Особенностью Д. являются известковые почвы, это единственное место в Лен. обл., где имеются альвары (остепненные луга на известняке). Растительность исключительно богата (до 80 видов травянистых растений), в ее составе четыре вида, внесенных в Красную кн. России, и 38 видов, охраняемых в Лен. обл. Встречаются ельники, заболоченные березняки, сероольшаники. На терр. урочища водятся редкие виды птиц луговой фауны (перепел, коростель, серая куропатка, болотная сова, полевой лунь и др.), в верховьях Оредежа находятся нерестилища ручьевой формы форели. Лит.: Памятник природы «Истоки реки Оредеж в урочище Донцо». – http://www.paslo.ru/content.php?28 А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Жилище. Поселения (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Существует ряд работ, где сделана попытка выяснения общего соотношения региональных, локальных и этнических традиций в жилище русского и прибалтийско-финского населения Ленинградской области. Были проведены исследования жилищ ингерманландских финнов Кировский, Всеволожский, Тосненский, Гатчинский, Ломоносовский, Волосовский. Кингисеппский районов. Планировка финских деревень не имела этноспецифических черт. Чаще всего в центре крупных деревень располагались лютеранские церкви. Строились прогоны для скота с плотными изгородями по обеим сторонам. Двор для скота огораживался строениями с четырех сторон. Гумна и бани из пожароопасных соображений, как было предписано законом, строили подальше от жилых домов. Преобладали изгороди из косых жердей. Ставились мельницы, высотой до 10-12 метров. Круглые ветряные мельницы, сложенные из камня, ставились основательно. В основном бытовала однорядная связь дома и двора, реже – двухрядная. В Кингисеппском и Ломоносовском районах встречалась также Г-образная связь, в Кингисеппском и Кировском районах зафиксировано двухрядное расположение дома и двора: двор стоит рядом с домом, на некотором расстоянии от него. Были широко распространены двухчастные дома, дома с трехчастной связью и пятистенки с поперечной пятой стеной. Дома в основном ставили на низком, реже – на среднем подклете, преимущественно бытовала западно-русская планировка избы – дворы были одноэтажные, как крытые так и полузакрытые, продольные, поперечной и П-образной планировки. Двор состоял из собственно крытого двора и хлева. В полузакрытом дворе был внутренний закрытый дворик. Сено хранили в отдельно стоящих сенных сараях. В Кингисеппском районе в одноэтажном дворе выделялись сенники. Усадьба делилась на следующие составные части: дом и крытый двор, открытый двор рядом с ними (при П- образной связи дома и двора открытый двор был внутри последнего), позади огород. На усадьбе стояли амбар, баня и сенной сарай; рига с гумном находились вне её. Дома ставили как без фундамента (камни под углы), так и на фундаменте. В Кингисеппском районе широко бытовали каменные фундаменты, скрепленные гашеной известью. Бревна стен рубили в угол и «в чистый угол», между ними прокладывали мох или паклю. Полы делали одинарные, изредка двойные, их стлали на балках, врубленных в стены. Потолки делали на балках, расположенных параллельно, реже – перпендикулярно узкой стене дома; их утепляли глиной, мхом, землей. Крыши были двухскатные, стропильной конструкции; их крыли соломой с снопиках, реже – в натруску, а также дранкой. Жилище состояло из одного жилого помещения и холодных сеней. Долго сохранялись курные печи. Печи были духовые (по типу русской печи), но ставились на каменном опечье. Над шестком устраивался подвесной котел. С усовершенствованием печи и появлением дымохода стали характерными пирамидальные колпаки над шестком, в который встраивалась плита с подтопком. В избе делались неподвижные лавки вдоль стен, на них сидели и спали. Детская колыбель была подвесной. Встречались дома, где в центре располагались передняя, правая жилая часть дома была с печным отоплением, а левая была изба по-черному. В дальнейшем жилище развивалось в трехкамерную постройку. При постановке жилища торцом к улице передняя изба была зимней, а задняя служила летним жилищем. Библиография: 1. www/hrono.ru/etnosy/ingerman.html 2. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ 3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 4. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). – Из содерж.: Российские финны. Гл.1. Финны-ингерманландцы. – Хозяйственные занятия и материальная культура: с. 492- 508. 5. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл. 1. Финны-ингерманландцы. – Хозяйственные занятия и материальная культура. – Поселения. Жилище : с. 497-501. 6. Ушаков Н.В. Жилище Ленинградской, Архангельской и Вологодской областей // Русский север: к проблеме локальных групп / Ред.- сост. Т.А.Бернштам; РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). – СПб., 1995. – С. 177-207. 7. Ушаков Н.В. Жилище Санкт-Петербургской губернии начала XX века. – СПб.: МАЭ РАН, 2004. – 152 с.; ил. – Библиогр.: с. 141-144. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Изучение народного искусства (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Вопросами изучения народного искусства в Ленинградской области занимаются сотрудники Государственного Русского музея уже в течении 80 лет. Нельзя не отметить, что ученые уделяли внимание изучению народного искусства и этнографии как русских, так и финно-угорских групп, издавна живущих на территории Ленинградской области. В 20-30 годы прошлого века были исследованы этнические группы финского населения в современных Кингисеппском, Ломоносовском, Гатчинском, Волосовском районах. Собраны немалые коллекции одежды, утвари, орудий земледелия и рыболовства. Эту работу проводили в 1925-29 гг. Д. А. Золотарев и Н. Ф. Прыткова. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ингерманландия | |
Рубрики | |
ИНГЕРМАНЛАНДИЯ (швед. – Ingermanland, рус. – Ижорская земля, Ингрия), ист.-культурный регион в зап. части Лен. обл. (Кингисеппский, Волосовский, Ломоносовский, Всеволожский, Гатчинский, Тосненский, зап. часть Кировского р-на). Зап. границей И. является р. Нарова, вост. – р. Лава, сев. – р. Сестра (далее соответствует границе с Финляндией, существовавшей до 1940, ныне – сев. границе Всеволожского р-на). Юж. рубеж четких природных ориентиров не имеет и совпадает с границей между Швецией и Россией, установленной Столбовским договором 1617. Топоним И. происходит от фин. Inkerinmaa (Inkeri – народ ижора или р. Ижора, maa – земля). И. входила во владения Вел. Новгорода (примерно с XII в.), с кон. XV в. – в составе Русского гос-ва. Пограничное положение региона обусловило стр-во кам. крепостей: Орешек, Копорье, Ям, Ивангород. С 1617 И. перешла к Швеции и была выделена в самостоятельное адм. образование, получив статус завоеванной провинции (provinserna) с центром в г. Нарва. В нач. XVIII в. в результате побед в Сев. войне Россия вернула терр. И., к-рая вошла в 1708 в состав Ингерманландской губ. (с 1710 – С.-Петерб. губ.). Культура нас. формировалась в результате длительных контактов прибалт.-фин. этнических общностей (води и ижоры; ингерманландских финнов – переселенцев XVII в. с Карельского перешейка и из Вост. Финляндии) и славян, проникавших в регион с VIII в. С сер. XVIII в. в И. селились немцы-колонисты, с XIX в. – эстонцы. В наст. время подавляющее большинство нас. – русские; этому способствовали приток рус. крестьян из др. регионов в XVIII–XX вв. и естественная ассимиляция финноязычных жит., а также депортации, к-рым подверглись в XX в. немцы и прибалт.-фин. народы (см. Депортации этнические). Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ в. СПб., 2004; Amburger E. Ingermanland. Koln; Wien, 1980; Inkeri. Historia, kanssa, kulttuuri. Helsinki, 1991. А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Календарные обряды (ижора) | |
Рубрики | |
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. Вербное воскресенье. У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли их на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). Пасха. У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). На Троицу водское население Кингисеппского района на кладбище ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Сведения, полученные от русского населения более противоречивы: В Кингисеппском районе на кладбище ходили не на саму Троицу, а накануне, в Родительскую субботу; в Волосовском районе в большинстве своем на кладбище русские ходили непосредственно в день Троицы. Радуница и Родительские субботы. Что касается этих праздников, то информация о них представляется более однородной: для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование этих праздников, а финнами эти праздники не отмечались. Таким образом, несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное своеобразие этих этнических общностей на примере поминальной стороны календарных праздников в значительной мере сохранилось. Были обряды, приуроченные к датам: Егорьев день – 23 апреля (6 мая). В этот день происходил первый выгон скота. Перед выгоном каждый хозяин совершал обход скота в своем дворе, взяв в зубы нож. Вечером жгли костры. К этому дню был приурочен так называемый "бабий праздник", в котором участвовали только замужние женщины. Женщины собирались в одном из домов деревни и в складчину устраивали трапезу, обязательным блюдом на которой была яичница. Иванов день – 24 июня (7 июля). В этот день в каждой деревне разжигали костры. В канун Иванова дня были широко распространены гадания девушек. Петров день – 29 июня (12 июля). В этот день посещали священные рощи, куда приносили еду и питье (это рассматривалось как жертвоприношение предкам). Ильин день – 20 июля (2 августа). В этот день происходили совместные общинные трапезы — "братчины". Для этой трапезы специально забивали быка, либо барана или свинью. Илью считали покровителем земледелия, поскольку, по народным представлениям, он посылал дождь на поля. День Флора и Лавра – 18 августа (31 августа). Этот день считали "конским праздником". В этот день пекли ржаной хлеб в форме креста, в середину которого вставляли яйцо. Яйцо получал тот человек, который ухаживал за лошадьми, а хлеб скармливали лошадям. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Календарные обряды (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. 1.Вербное воскресенье. У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). 2.Пасха. У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). 3.Троица. Водское население Кингисеппского района на кладбище на Троицу ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Сведения, полученные от русского населения более противоречивы: В Кингисеппском районе на кладбище ходили не на саму Троицу, а накануне в Родительскую субботу; в Волосовском районе в большинстве своем на кладбище русские ходили непосредственно в день Троицы. 4.Радуница и Родительские субботы. Что касается этих праздников, то информация о них представляется более однородной: для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование этих праздников, а финнами эти праздники не отмечались. Таким образом, несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное своеобразие этих этнических общностей на примере поминальной стороны календарных праздников в значительной мере сохранилось. В то же время, в обрядности рассмотренных праздников у этнических общностей Ингерманландии выявлен ряд отличий. Причиной этого, не в последнюю очередь, является конфессиональная принадлежность, так как у лютеран памятных дат, связанных с поминовением усопших, было меньше. Кроме того зафиксированы локальные различия у значительных по численности этнических общностей региона: финнов (относительно обрядности Вербного воскресенья) и русских (обрядность Пасхи, Троицы). Киселев С.Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Кикерино, г. п. | |
Рубрики | |
КИКЕРИНО, городской поселок в Волосовском р-не. Нас. – 2000 чел. Находится на шоссе Б. Колпаны – Волосово. Назв., вероятно, связано с прибалт.-фин. фам. Кекки (Кекке). Топоним К. упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500 (ныне близ К. существуют дер. Большое Кикерино и Малое Кикерино). Собственно пос. К. возник при одноим. ж.-д. станции ветки Гатчина – Ивангород (открыта в 1870). В 1906 П.К. Ваулин открыл в К. керамическую мастерскую «Гельдвейн-Ваулин» на базе кирпичного з-да, существовавшего в К. с 1878. Здесь изготавливали облицовочную плитку, к-рая широко использовалась при отделочных работах в СПб., а также печные и каминные изразцы, вазы, киоты, майоликовые иконы (см. Ваулина керамический завод). В К. находились дерев. церкви, принадлежавшие Пятогорскому Богородицкому мон.: Казанской Божией Матери (1902-03; сгорела в 1907), Преображения Господня (1907-09, арх. В.А. Воротилов; закрыта в 1939; не сохр.). В нач. ХХ в. в К. построена дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (возвращена общине в 1993). Работают дом культуры, б-ка. В 1997 в К. в рамках соглашения между Финляндией и Пр-вом Лен. обл. открыт интернат (дом престарелых) на 24 места для ингерманландских финнов. Лит.: Данилова Т.Е. П.К. Ваулин – основатель завода «Горн» // «Россия, Русь! Храни себя, храни». Сельская библиотека и краеведение. СПб., 2004. С. 82-85. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Клопицы, дер. | |
Рубрики | |
КЛОПИЦЫ, деревня в Волосовском р-не. Нас. – 1100 чел. Находится на Ижорской возвышенности, на автодороге из Кикерино на Таллинское ш. В XVIII в. в К. находилась дерев. ц. Благовещения Пресв. Богородицы (по др. данным – Покрова), сгоревшая, предположительно, в 1768. В 1784 на средства владельца дер. ген.-фельдмаршала В.П. Мусина-Пушкина построена кам. ц. Свв. Апп. Петра и Павла. В 1900 ц. передана правосл. эстонской общине, в 1930-е закрыта, ныне – руины. В 1883-93 построена еще одна кам. ц. (предположительно, арх. К.К. Циглер; не действовала с 1935, закрыта в 1940; не сохр.). На рубеже XIX–XX вв. в К. действовали две земские школы – одно- и двуклассная. Последняя, осн. в 1875, была старейшей из школ Петергофского и Ямбургского у. В К. находится ЗАО «Племенной завод “Ленинский путь”». Работают дом культуры, б-ка. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ленинградская область | |
Рубрики | |
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, субъект РФ. Терр. – 83,9 тыс. кв. км (максимальная протяженность с запада на восток 446 км, с севера на юг – 325 км). Нас. (на 2002) – 1669 тыс. чел. Граничит с Псковской и Новгородской обл. на юге, Вологодской обл. на востоке, Республикой Карелия на севере, а также с иностр. гос-вами: на западе с Эстонией, на сев.-зап. с Финляндией. Органы управления Л. о. размещаются в соседнем субъекте федерации – СПб. Свидетельствами ист. прошлого Л. о. являются многочисл. археол. памятники. На р. Волхов находится первая столица Руси – Старая Ладога. Население края всегда было полиэтничным. Формирование региональной культуры происходило в условиях контакта финно-угорских народов и славян. В средние века территория Л. о. входила в состав владений Вел. Новгорода. На рубеже XV–XVI вв. регион был разделен между четырьмя пятинами (адм.-терр. единицы Новгородских земель) – Шелонской (левобережье р. Луга), Водской (междуречье рр. Луга и Волхов), Обонежской (восточнее р. Волхов), Бежецкой (вост. часть совр. Бокситогорского р-на). С кон. XVIII в. по нач. XX в. терр. Л. о. была разделена между С.-Петерб., Выборгской, Новгородской, Олонецкой губ. На экон. развитие региона с XVIII в. первостепенное влияние оказывает СПб. (см. Дороги). Л. о. создана 1 авг. 1927. Ее пл. составляла 360,4 тыс. кв. км. Л. о. состояла из девяти округов – Ленинградский, Лужский, Лодейнопольский, Псковский, Великолукский (в 1929 передан Западной обл.), Новгородский, Боровичский, Череповецкий, Мурманский, – к-рые делились на районы и сел. советы. В 1930 округа как адм. подразделения в составе обл. упразднены, за исключением Мурманского (ввиду его отдаленности). В 1931 Ленинград стал городом республ. подчинения, были разделены обл. и гор. орг-ции, что положило начало существованию Л. о. как самостоятельного адм.-хоз. субъекта. В 1937 Череповец и прилежащие р-ны переданы вновь образованной Вологодской обл. В 1938 Мурманский округ преобразован в самостоятельную обл. В 1944 образованы Новгородская и Псковская обл. В 1940, после Сов.-финл. войны, Л. о. была передана отвоеванная у Финляндии юж. часть Карельского перешейка (Каннельярви, Койвисто-Приморск, Рауту-Сосново). 24 нояб. 1944 Указом Президиума Верховного Совета СССР в состав Лен. обл. включены Выборгский, Кексгольмский, Яскинский р-ны Карело-Финской ССР, а также терр. Эстонской ССР восточнее р. Нарова с г. Ивангород. С этого времени Л. о. приобрела совр. границы. Л. о. включает 17 муниц. р-нов: Бокситогорский, Волосовский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Киришский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Лужский, Подпорожский, Приозерский, Сланцевский, Тихвинский, Тосненский. На терр. Л. о. расположены 31 город, 34 гор. пос., 2907 сел. пос. (численность сел. поселений постоянно изменяется). В 1996-97 были сформированы муницип. образования, реформированные в 2004-05 (в наст. время насчитывается 222 МО разл. уровней). В Л. о. сохр. памятники дерев. зодчества, крепости (см. Крепостное и оборонительное строительство), усадьбы; работают ист.-краевед. и отраслевые музеи, театры, школы иск-в, худож. школы, муз. школы. Сеть учреждений культуры Л. о. включает в себя дома и дворцы культуры, клубы, фольклорные центры, кружки самодеятельности (см. Самодеятельность художественная), библиотеки. Частью культурной жизни являются многочисл. фестивали и праздники (см.: Праздничная культура Ленинградской области, Фестивали искусств). Лит.: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А, Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973; Ленинградская область: Ист. очерк. Л., 1986; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996; Ленинградская область – 70 лет: Альбом. СПб., 1997; Туристский путеводитель по Ленинградской области. М.; СПб., 2003. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Лопец, усадьба | |
Рубрики | |
ЛОПЕЦ, усадьба в Волосовском р-не. Дер. Лопец у слияния рр. Городенка и Лубенка была пожалована Павлом I надворному советнику Карлу Ильмеру. Был построен дерев. господский дом и поставлена мельница. В 1882 поместье в 14 десятин купил акад. архитектуры Б.Б. Гейденрейх. По его проектам здесь было сооружено ок. 30 построек. Центральное место занимал дерев. барский дом на кам. погребах, двор с прудом окружали дома для рабочих, жилые флигели. К югу от господской части была устроена обширная хоз. зона с тремя скотными дворами, молочнями с ледниками, конюшнями, птичником, гумном и ригами. На р. Городенка стали разводить форель. Усадьба имела по преим. хоз. значение и приносила постоянный доход. С 1898 имение перешло в др. руки, но заведенные Гейденрейхом с.-х. предприятия продолжали приносить прибыль. В наст. время усадебный парк почти непроходим, уцелели остовы нек-рых зданий и кирпичные своды подвала усадебного дома. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 173-176. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Луга, р. | |
Рубрики | |
ЛУГА, река. Протекает по терр. Новгородской обл. и Лужского, Волосовского, Кингисеппского р-нов Лен. обл. Дл. – 353 км (самая длинная из рек Лен. обл.). Пл. водосбора – 13,2 тыс. кв. км. Сток – 100 куб. м / сек. Шир. в среднем течении 50-100 м, у устья – до 500 м. Топоним прибалт.-фин. происхождения (эст. laugas – углубление, яма, отверстие). Вытекает из Тёсово-Нетыльских болот (Новгородская обл.), впадает в Финский зал. (Лужская губа). Гл. притоки Л. – рр. Оредеж, Ящера, Лемовжа, Саба, Вруда, Россонь (река, соединяющая Л. и Нарву, с переменным направлением течения). На Л. находятся гг. Луга, Кингисепп, г. п. Толмачёво. Судоходна на отд. участках, наиболее протяженный – от Толмачёво до дер. Хилок (Волосовский р-н). В ср. века – важный трансп. путь, соединявший новгородские земли с Балтийским морем. В XVIII–XIX вв. на берегах Л. (особенно в ниж. течении) находились многочисл. дворянские усадьбы (в т. ч. Новопятницкое, Мариенгоф, Сала, Преображенская). В июле–авг. 1941 по Л. проходил оборонительный рубеж, бои на к-ром задержали нем. войска, не позволив им выйти к Ленинграду в намеченные сроки. На Л. находится Кингисеппская ГЭС. В устье Л. и на берегах Лужской губы ведется стр-во портовых сооружений. Лит.: Евгеньев Г. По рекам и озерам Ленинградской области. Л., 1962. С. 123-150; Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 63-65. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Муниципальные образования | |
Рубрики | |
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ, городские или сельские (могут включать несколько объединенных сел. населенных пунктов – напр., в Лен. обл. волость) – поселение, муниц. район, гор. округ (а также внутригородская терр. города федерального значения), в к-рых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и/или через выборные и иные органы местн. самоуправления. Образование и деятельность М. о. регулируются федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 окт. 2003 (вступил в силу с 1 янв. 2006 после определения границ М. о. и проведения выборов в органы местн. самоуправления). М. о. имеют собственный бюджет, могут устанавливать местные налоги и сборы, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в муниц. собственности. В сфере культуры М. о. ведают созданием условий для орг-ции досуга и обеспечения нас. услугами орг-ций культуры и библиотечным обслуживанием, охраной и сохр. объектов культурного наследия местного (муницип.) значения. Система местн. самоуправления во всех субъектах РФ была сформирована в 1996-97 в соответствии с федеральным законом от 22 апр. 1996. В Лен. обл. были образованы 29 м. о. (существовали до 1 янв. 2006). В соответствии с новым законодательством внесены изменения в закон от 26 марта 1996 «О местном самоуправлении в Ленинградской области» и в 2005 образованы 222 м. о. Из них 204 гор. и сел. поселения – т. наз. М. о. «первого уровня»; 17 муниц. р-нов (Бокситогорский, Волосовский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Киришский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Лужский, Подпорожский, Приозерский, Сланцевский, Тихвинский, Тосненский) и один гор. округ (Сосновоборский, см. г. Сосновый Бор) – М. о. «второго уровня». 9 окт. 2005 в Лен. обл. прошли первые выборы деп. представительных органов М. о. (гор. и сел. поселения, гор. округ). Лит.: Информационная система TopPlan. – http://www.topplan.ru А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
подробнее… | |
Немцы | |
Рубрики | |
НЕМЦЫ (самоназвание – дойч), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Говорят на нем. яз. германской группы индоевропейской языковой семьи. Верующие – лютеране и католики. Осн. нас. Германии. В России (на 2002) – 597,2 тыс. чел., в т. ч. в Лен. обл. – 2,4 тыс. чел. Н. отмечены в Ингерманландии в XVII в. среди нас. Ниеншанца. Рост числ. Н. начался в XVIII в., в период реформ Петра I, к-рый приглашал специалистов из-за рубежа. Среди Н. были выходцы из Прибалтики и из Германии. Н. проживали в городах, значительная часть помещиков в зап. уездах СПб. губ. (совр. Кингисеппский, Волосовский р-ны) имела нем. происхождение (Корфы, Врангели, Веймарны и др.). Особую группу в составе Н. составили колонисты. В 1897 числ. Н. в СПб. губ. составляла 8,1 тыс. чел. Нем. лютеранские приходы (лютеране преобладали среди Н. Лен. обл.) находились в гг. Выборг (см. Лютеранская церковь Святых Апостолов Петра и Павла), Ямбурге (Кингисеппе), пос. Ковалево (колония Смольная), дер. Новосаратовка (см. Новосаратовская колония, Лютеранская церковь Святой Екатерины), Янино, Кипень. Н. составляли часть прихожан (наряду с финнами и эстонцами) церквей в г. Гатчина (см. Лютеранская церковь Святителя Николая), гор. пос. Дружная Горка, дер. Кобрино, с. Ручьи (Ломоносовский р-н). После 1917 происходило сокращение числ. Н. Из Ленинграда и окрестностей Н. были депортированы в марте 1942 (см. Депортации этнические). В 1980–90-е часть Н. репатриировалась на ист. родину. Лит.: Кёппен П.И. Об инородческом, преимущественно немецком населении Санкт-Петербургской губернии // Журнал Министерства внутренних дел. 1850. Ч. 32. Кн. 10. С. 181-209; Иванова Н.И. Немцы в Санкт-Петербурге и окрестностях. СПб., 1999. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Оредеж, р. | |
Рубрики | |
ОРЕДЕЖ, река, правый приток р. Луга. Дл. 192 км. Пл. водосбора – 3,2 тыс. кв. км. Объем водостока – 20 куб. м/с. Берет начало из ключей на юж. склоне Ижорской возвышенности в урочище «Донцо». Протекает по терр. Волосовского, Гатчинского, Лужского р-нов Лен. обл. В верх. течении берега О. по преимуществу крутые, поросшие хвойными и смешанными лесами. В ср. течении О. имеет широкие поймы с заливными лугами, в низовьях расширяется, образуя Антоново и Хвойлово оз. Осн. притоки – Орлинка, Суйда, Кременка. На берегах О. расположены пос. Торковичи, дер. Ям-Тесово, а также г. п. Сиверский, Вырица, дер. Выра, являющиеся популярными дачными местами. На О. были построены ГЭС: Даймищенская (1946), Сиверская (1954), Рождественская (1954), Белогорская (1951), Вырицкая (1959), Нижнеоредежская (1957). Ныне не действуют, плотины сохр. На О. находятся комплексный пам. природы урочище «Донцо» и ряд геол. пам. природы: обнажения девона на О. у пос. Белогорка (Гатчинский р-н) и у пос. Ям-Тесово (Лужский р-н). У дер. Борщово (Лужский р-н) на берегу Антонова оз. находятся Борщовские катакомбы – пещеры, образовавшиеся в результате добычи кварцевого песка. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 167-169; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Южное направление. Гатчина, 2003. С. 37-74; Река Оредеж и притоки. – http://ktmz.boom.ru/library/wwte/len47/south/oredej.htm А.А. Трипольская, А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Осьмино, пос. | |
Рубрики | |
ОСЬМИНО, поселок в Лужском р-не, адм. центр одноим. сельского поселения. Нас. – 1644 чел. Расположен на р. Саба. Находится на перекрестке автомоб. дорог, ведущих в Сланцевский р-н, в Псковскую обл., а также выходящих на Таллинское и Киевское ш. Существует топонимич. предание, связывающее наим. поселения с ремонтом лопнувшей оси повозки Петра I: «ось меняли» > Осьмино. В топонимике окрестностей пос. присутствуют как славянский, так и прибалт.-фин. пласт, что свидетельствует о взаимодействии представителей этих этнических элементов. В XVII – нач. XVIII вв. поселение являлось одним из стратегически важных пунктов на границе России с Швецией, находясь в пределах дворцовой Сомерской вол. В XIX – нач. XX вв. О. – село в Гдовском у. С.-Петерб. губ. С момента создания Лен. обл. 1 авг. 1927 до авг. 1961 О. являлось центром одноим. р-на, территория к-рого после ликвидации была распределена между Волосовским и Лужским р-нами. С июля 1941 по февр. 1944 О. находилось в оккупации. Р. Саба разделяет пос. на две части. Низменное правобережье носит назв. Осьмино-Лог, возвышенное левобережье – Осьмино-Гора. Наряду с постройками сел. типа, в О. имеются здания гор. типа, в т. ч. пятиэтажные панельные жил. дома. В О. работают дом культуры, б-ка. Сохр. дерев. ц. Георгия Победоносца Великомученика (1709). В поселке род. оперный певец П.З. Андреев. В окрестностях О. находится пам. природы – геол. обнажения девонских и ордовикских пород на р. Сабе. Лит.: Ленинградская область. Природа и хозяйство. Л., 1958. С. 275-276; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 274; Из истории Осьмино. – http://www.edu.luga.ru/files/catalog_40_vizitka.doc С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Памятники природы | |
Рубрики | |
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ, категория особо охраняемых природных территорий, в междунар. классификации соответствует статусу natural monument. Представляют собой небольшие по площади терр., включающие ценные в природном отношении объекты (урочища, рощи редких пород деревьев, озера, пещеры, водопады и т. п.). В Лен. обл. первые 19 объектов получили статус П. п. в соответствии с решением Ленгорисполкома № 145 от 29 марта 1976 «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области». В настоящее время в Лен. обл. имеются 25 П. п.: 1) Бабинское оз. с прилегающими суходолами на болотном массиве «Соколий мох» (комплексный П. п., Киришский р-н, пл. 700 га); 2) Болотный массив «Гладкий мох» и долина р. Шарья (комплексный П. п., Киришский р-н, 9600 га); 3) Геол. обнажения девонских и ордовикских пород на р. Саба (геол. П. п., Лужский р-н, 650 га); 4) Геол. обнажения девона на р. Оредеж и у пос. Ям-Тесово (геол. П. п., Лужский р-н, 225 га); 5) Геол. обнажения девона и штольни на р. Оредеж у дер. Борщово (геол. П. п., Лужский р-н, 270 га); 6) Гонтовое болото (комплексный П. п., Всеволожский р-н, 1508 га); 7) Истоки р. Оредеж в урочище «Донцо» (комплексный П. п., Волосовский р-н, 950 га); 8) Каньон р. Лава (комплексный П. п., Кировский р-н, 160 га); 9) Кокоревский (комплексный П. п., Всеволожский р-н, 1462 га); 10) Лазаревское болото (комплексный П. п., Всеволожский р-н, 1968 га); 11) Низинное болото к западу от дер. Березняк (комплексный П. п., Киришский р-н, 56 га); 12) Обнажения девона на р. Оредеж у пос. Белогорка (геол. П. п., Гатчинский р-н, 120 га); 13) Озеро Казьян (комплексный П. п., Киришский р-н, 150 га); 14) Оз. Красное (геол. и гидрологический П. п., Приозерский р-н, 1650 га, в т. ч. 750 га акватория); 15) Оз. Ястребиное (комплексный П. п., Приозерский р-н, 629,5 га); 16) О-в Густой (геол. П. п., Выборский р-н, 54 га); 17) Пожупинское оз. с прилегающими суходолами (комплексный П. п., Киришский р-н, 750 га); 18) Пугаревский (геол. П. п., Всеволожский р-н, 2 га); 19) Радоновые источники и озера в пос. Лопухинка (геол. и гидрологический П. п., Ломоносовский р-н, 270 га); 20) Река Рагуша (комплексный П. п., Бокситогорский р-н, 1034 га); 21) Саблинский (комплексный П. п., Тосненский р-н, 220 га); 22) Сосновые леса на камах в окрестностях г. п. Будогощь (комплексный П. п., Киришский р-н, 12,7 га); 23) Староладожский (комплексный П. п., Волховский р-н, 220 га); 24. Суходольные о-ва на болотном массиве «Лисий мох» (комплексный П. п., Киришский р-н, 550 га); 25. Щелейки (геол. П. п., Подпорожский р-н, 117,5 га). Лит.: Красная книга Ленинградской области. Т. 1: Особо охраняемые природные территории. СПб., 1999. С. 103-165. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Пасха (водь) | |
Рубрики | |
У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). Библиография: Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |
1
2