Адреса / Ленинградская обл/Всеволожский р-н/Токсово гп
Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник
Рубрики
БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799–1852), художник. Окончил СПб. АХ (1821), учился у А.И. Иванова, А.Е. Егорова и В.К. Шебуева. В 1823-27 пенсионер Об-ва поощрения художеств в Италии, оставался за границей до 1836. В 1836-50 жил в СПб. С 1834 почетный вольный общник, в 1836-49 – проф. АХ. Мастер ист. полотен («Последний день Помпеи»,1830-33 и др.), портретист. Участвовал в росписи Исаакиевского и Казанского соборов (1843-47). В 1850 уехал в Италию, умер неподалеку от Рима. В кон. 1830-х вместе с М.И. Глинкой и В.П. Голицыным выезжал для отдыха в окрестности Парголова, бывал на даче Я.Ф. Яненко. Вместе с М.И. Глинкой побывал на оз. Хепоярви близ пос. Токсово. В нач. 1820-х и в 1830–40-х неоднократно посещал усадьбу Олениных Приютино, писал портрет хозяина дома, делал зарисовки, дружеские карикатуры. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С.323, 348; К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М., 1961; Корнилова А.В. Карл Брюллов в Петербурге. Л., 1976; Леонтьева Г.К. Карл Брюллов. Л., 1983. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Всеволожский район
Рубрики
ВСЕВОЛОЖСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2945,4 кв. км. Нас. – 215,2 тыс. чел. Адм. центр – г. Всеволожск. Включает г. Сертолово и шесть гор. пос. (Дубровка, им. Морозова, им. Свердлова, Кузьмоловский, Рахья, Токсово), 126 сел. населенных пунктов. Расположен в юж. и юго-вост. части Карельского перешейка. Граничит с СПб. и Приозерским р-ном. Юж. граница проходит по р. Нева, вост. – по побережью Ладожского оз. Образован в 1936 (выделен из состава Пригородного р-на Лен. обл.). Через р-н проходит автомоб. дорога СПб. – Мурманск, а также ж.-д. ветки, связывающие СПб. с Сортавалой и вост. р-нами Лен. обл. Сев. и юго-вост. части В. р. не имеют прямого трансп. сообщения (только через СПб.), т. к. проезд по Ржевскому полигону, находящемуся на терр. р-на, запрещен. Во В. р. расположены ст. метро «Девяткино» и аэропорт «Ржевка»; проходит часть вост. полукольца кольцевой автодороги вокруг СПб. В Новодевяткино и Кудрово планируется стр-во гор. поселений-спутников СПб. Ландшафт р-на разнообразен. Вост. и южн. часть занимают заболоченные равнины; к западу начинаются холмистые участки (Лемболовские высоты, Колтушская возвышенность), крайний северо-запад р-на представляет собой волнистую равнину, где начинаются рр. Охта, Сестра, Волчья. На терр. р-на созданы «Карельский перешеек», национальный парк и «Невский» лесопарк. Археол. находки во В. р. немногочисл. – это стоянки кам. века у оз. Лемболовского и Хепоярви, ср.-век. селище близ устья р. Морье. На рубеже I–II тыс. н. э. терр. района в осн. была заселена ижорами. В IX–XI вв. по этой терр. проходил «Путь из варяг в греки». В XVII в. р-н входил в состав Швеции. С 1708 – в С.-Петерб. губ. (с 1780 запад В. р. относился к С.-Петерб. у., восток – к Шлиссельбургскому у.). Значительную часть нас. составляли ингерманландские финны, наиболее компактно проживавшие в окрестностях Токсово и Колтушей. В XVIII–XIX вв. появляются многочисл. дворянские усадьбы (Вартемяки, Островки, Приютино, Пущина Горка, Рябово, Ириновка). С деятельностью физиолога акад. И.П. Павлова связаны Колтуши (см.: Павлова И.П. музей). В 1941-44 В. р. вместе с Ленинградом оказался в кольце блокады. Через район и г. Всеволожск проходила «Дорога жизни». В янв. 1943 с терр. В. р. началась операция войск Ленингр. фронта по прорыву блокады. О событиях воен. лет напоминают многочисл. монументы («Безымянная высота», «Разорванное кольцо» и др.), музеи «Дорога жизни», «Дорога Победы», «Невский пятачок». В р-не функционируют 13 домов культуры и др. объекты соц.-культ. сферы, учреждения среднего спец. образования: два проф.-техн. уч-ща и с.-х. колледж. Издается газ. «Всеволожские вести». В 1990-е началось восстановление правосл. храмов (см. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Мучениц ц. в дер. Вартемяки; Петра Афонского преподобного и Ольги Святой благоверной княгини ц. в дер. Морье). В 1997 построена дерев. ц. Свтт. Геннадия и Евфимия Новгородских на Ковалевском кладб. Центры приходов Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии находятся в Токсово и Колтушах (см. также: Лютеранская церковь Святой Екатерины в пос. Новосаратовка, Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии им. С.-Я. Лаурикалы). Лит.: Ивлев В.В. Всеволожский район Ленинградской области: Ист.-геогр. справочник. СПб., 1994; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 48-49; Всеволожск. Открытая книга. – http://www.vsev.net. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Глинка Михаил Иванович (1804-1857), музыкант
Рубрики
ГЛИНКА Михаил Иванович (1804–1857), композитор, родоначальник рус. музыкальной классики. В 1822 окончил Петерб. Благородный пансион при Гл. пед. ин-те. В 1834 совершил путешествие по Италии и Германии, где брал уроки у теоретика композиции З. Дена. По возвращении начал работу над оперой «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), премьера к-рой состоялась в 1836 в СПб. в Большом театре. В 1836-39 – рук. хора Придворной певческой капеллы. В 1842 завершил оперу «Руслан и Людмила». В 1844 совершил путешествие по Франции и Испании; результатом поездки стали симфонические пьесы «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». В 1848 создал фантазию «Камаринская». Скончался в Берлине. В мае 1857 прах Г. был перевезен в СПб. и захоронен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры. Летом 1828 Г. провел неск. дней в усадьбе Марьино, участвовал в любительском спектакле в качестве певца. В авг. того же года гостил в имении Олениных Приютино. В июне 1829 посетил Выборг, где останавливался в гостинице Мотти (Прогонная ул., 2; мем. доска), совершил поездки в усадьбу Монрепо и к водопаду Иматра. По пути записывал нар. фин. песни, одна из к-рых легла в основу «Финской фантазии», другая – баллады Финна из оперы «Руслан и Людмила». В 1838 по дороге в Новоспасское провел неск. дней в Гатчине и Луге. В кон. 1830-х вместе с К.П. Брюлловым побывал на оз. Хепоярви близ Токсово. Лит.: Орлова А.А. Летопись жизни и творчества М.И. Глинки. М., 1952; Она же. Глинка в Петербурге. Л., 1970; Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С.131, 133, 137, 145, 390, 393. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Дачники
Рубрики
ДАЧНИКИ, сезонное нас. населенных пунктов и садоводств коллективных. Первые дачи (летние загородные жилища) появились в окрестностях СПб. в XVIII в. Они были доступны петерб. знати и находились по преим. в границах совр. СПб. (Каменный остров, Царское Село/Пушкин). В XIX в. на съемные дачи стали выезжать в летний период представители др. слоев нас. Расширение дачной зоны началось во второй пол. XIX в. после стр-ва жел. дорог. Возникли такие кр. дачные поселения как Поповка (см. Красный Бор), Саблино (см. Ульяновка) по линии Московской ж. д., Сиверский – по Варшавской ж. д., Вырица – на ж.-д. ветке Павловск – Уторгош. Дачными местностями стали окрестности совр. г. Всеволожска на Ириновской ж. д. (ветка СПб. – Всеволожск – Ладожское озеро), юж. побережье Финского зал. (см. Большая Ижора, Лебяжье), р-ны Карельского перешейка, входившие в Выборгскую губ. (по Финляндской ж. д.). С кон. XIX в. дачи возникают в р-не Кавголовских и Лемболовских озер (см. Токсово). В дачных местностях (особенно в ближайших пригородах СПб.) появились театры (в нач. ХХ в. также кинотеатры), рестораны, клубы и кружки. Местные жители получали доход от сдачи помещений внаем, обслуживания дачников (перевозка вещей, приготовление пищи, продажа молока, овощей, грибов, ягод). Практика съема дач продолжилась и в сов. период. С 1960-х среди Д. увеличивается доля владельцев домов и участков на терр. населенных пунктов и садоводств коллективных. Эта категория нас. использует дачу не только как место отдыха, но также занимается огородничеством и садоводством. Среди совр. Д. – жители СПб., городов Лен. обл., а также сел. поселений, постоянно проживающие в типовых многоэтажных домах. Лит.: Деотто П. Петербургский дачный быт XIX века как факт массовой культуры // Europa Orientalis. 1997. № 1. С. 357-371; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 387-414; Конечный А. Петербургские дачи // Антропологический форум (СПб.). 2005. № 3. С. 444-452. А.Ю. Чистяков
Авторы
подробнее…
День Ивана Купалы (ингерманландские финны)
Рубрики
Одним из главных национальных праздников финнов-ингерманландцев является летний праздник Дня Ивана Купалы. Все обряды этого праздника направлены на победу сил плодородия и жизни. Иванов день сохранил свои языческие черты с древнейших времен до наших дней и широко отмечается и сейчас. Дата проведения праздника привязывается к ночи с 24 на 25 июня – к самой короткой ночи в северных широтах. Важным моментом праздника являлось зажигание священного костра «КОККО» - орла. В костре должны были сгореть старые бороны – суковатки, развалившиеся лодки и прочее. Все это специально привозилось издалека, даже если рядом было достаточно дров. Все отслужившие свое предметы складывались в кучу, вокруг них ставились длинные жерди, концы которых соединялись так, чтобы образовывался огромный конус. «Кокко» разжигали вскоре после захода солнца. Дети парни плясали вокруг костра, к ним присоединялся кое-кто из стариков. Старшие люди пели руны, а кто-то стрелял в воздух. В старину, как известно, в костер складывали старые луки и стрелы, а ныне кладут поломанные оружейные приклады. По представлениям финнов «кокко» - орел поднимается выше всех птиц. Накануне Иванова дня парни наряжались привидениями и пугали девушек. По воспоминаниям старожилов, в Токсово в Иванов день зажигали смоляные бочки на высоких шестах, которые устанавливали молодые парни. В деревне Коростовицы, приход Молосковицы Волосовского района жгут до сих пор старую автомобильную покрышку на огромной березе, в празднике участвуют с русские и финны. Библиография: 1. http://www.inkpulp.narod.ru 2. http://www.spbumag.nw/ru/2005/12/13.shtml 3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 4. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 41.
Тематические группировки
подробнее…
Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии
Рубрики
ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ (ЕЛЦ Ингрии). Формирование началось после передачи Россией Швеции в 1617 по Столбовскому мирному договору южн. побережья Финского зал. и Карельского перешейка (Ингерманландия, Ижорская земля). В 1655 в Ингрии было 58 приходов, 36 ц. и 42 пастора. Приходы подчинялись Нарвской консистории. После возвращения в нач. XVIII в. земель России церк. управление с 1721 перешло к Св. Синоду. После того, как Финляндия вошла в состав России (1809), в СПб. консистории с 1820 была создана должность рук. ЕЛЦ Ингрии. Им стал еп. Сакари Сюгнеус. С 1870-х развитие получили фин. воскресные школы (в 1910-е – св. 570 школ, 16 тыс. учащихся); в губернии возникла сеть фин. б-к, частью при церквях (в кон. XIX в. – 22). В 1863–1919 в Малых Колпанах действовала Колпанская учительско-кистерская семинария. К 1914 в Ингрии существовало 29 сел. и 4 гор. прихода (крупнейшие: Св. Марии в СПб. – 16,5 тыс. прихожан, Славянка – 12 тыс., Токсово – 10,8 тыс. и Скворицы–Ропша – 9,7 тыс). В 1917 в 25 осн. приходах Ингрии числилось 141330 прихожан; здесь служили 30 пасторов и адъюнктов. В 1919 образован Комитет фин.-ингерманландских общин, в 1921 – Финская консистория (Высший Церк. Совет; предс. в 1923-37 С.-Я. Лауриккала). В 1929-30 начались закрытие церквей и репрессии священнослужителей. В 1935-39 закрыто 25 ц. (последняя – ц. прихода Хаапакангас близ пос. Юкки). В 1930-е репрессировано 40-60 тыс. ингерманландцев, в 1941-42 депортировано ок. 45 тыс. Вновь община финнов возникла в Петрозаводске в 1964, зарегистрирована в 1970; в 1975 нелегально создана община в Колтушах, в 1977 открыта ц. в г. Пушкине. В 1990 создано Ингерманландское пропство в юрисдикции Эстонского архиеп. В 1993 зарегистрирована ЕЛЦ Ингрии. Ее возглавляет епископ, при к-ром действуют Церк. совет и Церк. правление. В нач. 1990-х включала 16 приходов (в т. ч. в Лен. обл. – 11), в 2003 – 72. Число зарегистрированных членов– 15 тыс. Епископальная ц. (с 2002) – кирха Св. Марии в СПб. В дер. Колбино (Всеволожский р-н) находится Теологический институт. Лит.: Князева Е.Е., Соколова Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVIII–XX вв.: Ист. справочник. Ч. 1. СПб., 2001; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004; Haltsonen S. Inkerin suomalaisten historia. Helsinki, 1969; Luther G. Herdaminke for Ingermanland. Helsingfors, 2000. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Конкка Юхани (1904-1970), литератор
Рубрики
КОНККА (Konkka) Юхани (1904, Конккала близ пос. Токсово – 1970), писатель, переводчик. В 1915 поступил в нар. уч-ще в Импилахти, потом в семинарию в Сортавале. В 1919 семья К. уходит в Финляндию, и он добровольцем вступает в Североингерманландский полк Г.В. Элфвенгрена. В 1921-22 – участник гражд. войны в Карелии на стороне белых. В 1920-е семья К. жила в Рауту (ныне пос. Сосново). В 1927 К. окончил Журналистскую общественную высшую школу (Sanomalehtitutkinto Yhteiskunnallinen korkeakoulu). Уже в дет. годы начал писать стихи (с восьмилетнего возраста на фин., с двенадцатилетнего – также и на рус. яз.). В 1929 К. опубликовал под псевд. Урхо Торикка (Urho Torikka) первый роман «Мы герои» («Me sankarit»), рассказывающий о гражд. войне в Карелии. Наиболее известен его роман автобиографического характера «Огни Петрограда» («Pietarin valot», 1958) – о гражд. войне на Карельском перешейке. К. переводил на фин. яз. произв. рус. и сов. писателей: Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Шолохова, Б.Л. Пастернака и др. В 1937-44 и 1951-54 работал в изд-ве «WSOY» (г. Порвоо). В 1949-58 входил в правление Фин. писательского союза. В 1958 в составе делегации фин. писателей посетил СССР, приезжал в Токсово. Удостоен премии М. Агриколы (1961) и премии Фин. писательского союза (1962). На рус. языке произведения К. не изд. Соч.: Отрывок из романа Ю. Конка «Огни Петрограда» на рус. яз.. – http://www.toksovo.elci.ru/toks_konkka.htm Лит.: Konkka Juhani. – http://www.lappeenranta.fi/?deptid=12982 А.Ю. Чистяков
Авторы
подробнее…
Мравинский Евгений Александрович (1903-1988), музыкант
Рубрики
МРАВИНСКИЙ Евгений Александрович (1903–1988), дирижер, педагог, нар. артист СССР (1954), Герой Соц. Труда (1973). Учился на физ.-матем. ф-те Петроградского ун-та. В 1925-31 обучался в Консерватории – по дирижированию у А.В. Гаука и Н.А. Малько, по композиции у В.В. Щербачева. Преподавал в Консерватории в 1936-37 и с 1961, проф. (с 1963). В 1932-38 дирижер оркестра в ГАТОБ (с 1935 – Театр оперы и балета им. С.М. Кирова). Гл. дирижер симф. оркестра Лен. филармонии (1938-88). С 1956 гастролировал за границей. Постоянно исполнял новые произв. современных сов. и заруб. композиторов, провел премьеры большинства симфоний Д.Д. Шостаковича. Лауреат Сталинской (1946) и Ленинской (1961) премий. Похоронен на Богословском кладб. в СПб. В 1930-40-х неоднократно посещал дер. Заозерье (Гатчинский р-н), Токсово, Мельничный Ручей (ныне – р-н г. Всеволожск). Соч.: Записки на память. СПб., 2004. Лит.: Фомин В.С. Евгений Александрович Мравинский. М., 1983. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905), художник
Рубрики
САВИЦКИЙ Константин Аполлонович (1844–1905), художник. Окончил СПб. АХ (1871). Совершенствовался в Париже до 1874. С 1872 состоял членом и одним из активных деятелей Т-ва передвижных худож. выставок. Лучшие работы С. – жанровые картины с изображением нар. быта: «Ремонтные работы на железной дороге» (1874), «Погорельцы», «Темные люди» (1882), «На войну» (1880-88), «Спор на меже» (1897). Д. ч. АХ (с 1895), акад. живописи (с 1897). В 1891 переехал в Москву, преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, зетем – в Пензенском худож. уч-ще (с 1897 – дир.). Среди учеников С. – его сын Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. С 1862 выезжал в пригороды СПб. для отдыха и работы – на Карельский перешеек, в Токсово. Неоднократно бывал в окрестностях Луги: в усадьбе Домкино, принадлежавшей астроному С.П. Глазенапу; в дер. Калагановка, близ ст. Серебрянка. Лето 1872 провел вместе с И.Н. Крамским и И.И. Шишкиным в усадьбе Ильжо. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 186; Левенфиш Е. Г. К.А. Савицкий. 1844–1905. Л.; М., 1959. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Соллертинский Иван Иванович (1902-1944), музыкальный критик, педагог
Рубрики
СОЛЛЕРТИНСКИЙ Иван Иванович (1902–1944), искусствовед, критик, педагог. В 1923 окончил Ин-т истории иск-в в Петрограде, в 1924 – романо-германское отделение ф-та общественных наук ЛГУ. С нач. 1920-х читал курс истории музыки и муз. театра в Хореогр. уч-ще, Театральном и Пед. ин-те, Ин-те истории иск-в. В 1930-31 и в 1935-41 – педагог Консерватории, с 1939 – проф. В 1929-44 – ред., лектор, зав. репертуарной частью и изд-вом Ленингр. филармонии, с 1940 – худож. рук. Автор статей по зап.-европ. муз. классике, хореографии, театральному иск-ву, литературе, а также по сов. и совр. заруб. музыке. С 1941 вместе с Филармонией находился в эвакуации в Новосибирске, где и умер. В кон. 1930-х проводил лето на даче в пос. Токсово. Соч.: Исторические этюды. Критические статьи: В 2 т. Л., 1963. Лит.: Памяти И. И. Соллертинского: Воспоминания, материалы, иссл. 2-е изд., доп. Л., 1978; Михеева Л. И.И. Соллертинский. Жизнь и наследие. Л., 1988. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Токсово, г.п.
Рубрики
ТОКСОВО, городской посселок во Всеволожском р-не. Нас. – 5,9 тыс. чел. В 1920-49 – районный центр (до 1936 – адм. центр финского нац. р-на). Топоним «Токсово» (фин. – Toksova) – прибалт.-фин. происхождения, возможно, происходит от tuoksuva – «благоухающий». Впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500. Память о войнах со шведами сохр. в назв. Понтусова гора (она же – Лысая г.) и Понтусовы гати – в честь швед. военачальника Понтуса Делагарди, войско к-рого в 1581 прошло от Выборга к Орешку. В XVIII – XIX в. токсовские крестьяне (в осн. – ингерманландские финны) относились к особой категории гос. крестьян, находившихся в ведении Канцелярии коменданта Петропавловской крепости. Т. представляло в те годы дер. разбросанной планировки. С кон XVIII в. Т. называли «Петерб. Швейцарией» из-за живописного расположения среди озер (наиболее значимые оз. Кавголовское и Хепоярви) и холмов (Токсовских высот). В XIX в. в Т. бывали М.И. Глинка, К.П. Брюллов, А.И. Тургенев. Популярность Т. как дачного места возросла после открытия в 1917 жел. дороги. В 1920-е в Т. жили писатели А.Н. Толстой, А.С. Грин, поэт и переводчик М.Л. Лозинский, в 1930-е – акад. Д.С. Лихачев. В окрестностях Т. родился писатель Ю. Конкка. Лютеранский приход в Т. существует с 1625. Сохр. и действует (с 1995) кам. лютеранская ц. Свв. Апп. Петра и Павла (1887, арх. К.Т. Соловьев). Работает поселковая б-ка. В 1991 и 2002 в Т. проходил ингерманландский праздник «Юханнус». В 1995-96 построен Михаила Архангела собор. Со второй пол. ХХ в. Т. развивается как центр отдыха и спорта (первый лыжный трамплин появился в 1937). Сейчас в Т. проводятся соревнования разл. уровня по лыжному спорту. В 1974 создан вольер зубробизонов. В 2005 в парке «Березовая роща» установлен памятный знак «Токсову 500 лет» (автор В.В. Горин). Лит.: Сыров А. (Тиайнен Антти). Токсово: Исторический очерк. Путеводитель. СПб., 1998; Кудрявцев В.И. Поселок на Токсовских высотах. СПб., 2005; Виртуальный причал Токсово. – http://www.toksov.spb.ru А.Ю.Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Хозяйство (ингерманландские финны)
Рубрики
Хозяйственный уклад финских крестьян той или иной местности, в первую очередь, определялся не удаленностью от городских центров, а уровнем развития коммуникаций (железных и шоссейных дорог). На первый взгляд, все деревни Северной Ингерманландии (Карельского перешейка) находятся вблизи Петербурга, однако на практике отсутствие удобного сообщения с городом повлияло на развитие молочного промысла. Если жители окрестностей Токсова еще могли раз в неделю возить молоко на лошадях в город, то для крестьян из более северных деревень (например, из Никуляс) дорога оказывалась слишком долгой, что приводило к необходимости торговать продуктами переработки молока - сметаной и маслом. В тех же Никулясах, по утверждению информантов, широко практиковалось выращивание льна для изготовления домотканой одежды, которую давно уже не носили в большинстве местностей. Южная Ингерманландия, напротив, отличалась сетью железных дорог и наличием уездных городских центров. Регулярность связи с рынком обеспечила высокую активность местных финских хозяйств, в том числе и находящихся на удалении до 100 км от Петербурга. В свою очередь, это вело к распространению элементов городской культуры. Существенное воздействие на культуру ингерманландских финнов оказывало иноэтничное окружение. На Карельском перешейке и в ряде волостей Южной Ингерманландии (Дудергофская волость), где финны составляли до 90% населения, естественным последствием изолированности явилось слабое владение русским языком, необходимым для активного участия в отхожих промыслах. В Юго-Западной Ингерманландии финны расселялись чересполосно с православным населением. В результате постоянных межэтнических контактов развились явления культурного синкретизма (двуязычие, празднование престольных праздников по образцу русских, случаи наличия православных икон в лютеранских семьях). Чистяков А.Ю. Локальные особенности традиционно-бытовой культуры ингерманландских финнов в начале XX в. // Этнографическое изучение Северо-запада России (итоги полевых исследований 1996 и 1997 гг. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) I и II межведомственные научные конференции аспирантов и студентов. – СПб., 1998.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…