Адреса / Ленинградская обл/Кировский р-н/Кобона д
Бахтин Владимир Соломонович (1923-2001), ученый
Рубрики
БАХТИН Владимир Соломонович (1923–2001), ученый-фольклорист и литературовед, писатель. Окончил филол. фак-т ЛГУ (1950). В 1950-53 работал в газ. «Псковская правда». В 1953-56 преподавал в Карельском пед. ин-те и Петрозаводском гос. ун-те. В 1959-64 и 1969-1983 референт ЛО Союза писателей СССР, руководил работой с молодыми авторами. С 1946 начал собирать и публ. фольклорные материалы. Одним из первых обратился к изучению совр. фольклора сов. периода. Неоднократно выезжал в экспедиции Лен. обл., в т. ч. в дер. Кобона. Изучал также творчество литераторов Ленинграда, составитель биобиблиогр. справочников. Соч.: От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. Л., 1982; 1000 частушек Ленинградской области: Записи 1954–1968 гг. Л., 1969; Сказки Ленинградской области. Л., 1976; Песни Ленинградской области: Записи 1947–1977 гг. Л., 1978; Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области, записанные Владимиром Бахтиным в 1946–1981 гг. Л., 1982. Лит.: Головин В.В. Фольклорист Петербурга: О Владимире Соломоновиче Бахтине // Этнография Петербурга-Ленинграда: Тридцать лет изучения, 1974–2004. СПб., 2004. С. 198-204; Библиографический указатель трудов В.С. Бахтина / Сост. М.Я. Мельц, Е.Н. Соловей. СПб., 1998. – http://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/COLLEGS/BAHTIN_BIBL.html; Жили-были... Разговоры с В.С. Бахтиным / Сост. О.А. Комарова. СПб., 2006; В.С. Бахтин. – http://t3.deti.spb.ru/doc/107.html С.Б. Егоров
Авторы
  •  
подробнее…
«Дорога жизни», памятники
Рубрики
«ДОРОГА ЖИЗНИ», ПАМЯТНИКИ. Единственная воен.-стратегическая трансп. магистраль, проходившая через Ладожское оз. и связывавшая в сент. 1941 – марте 1943 блокадный Ленинград со страной (официальное назв. – Военно-транспортная дорога). Память о «Д. ж.» увековечена в памятниках и мем. ансамблях, входящих в «Зеленый пояс славы». Первые пам. появились в 1950-е: в 1958 на берегу Ладожского оз. возведен обелиск в память о 101-й батарее, защищавшей «Д. ж.». Наиболее известные мемориалы построены в 1960-х. Каждый километр автомоб. (45 км) и ж.-д. (56 км) трассы отмечены мем. километровыми столбами (1967-70, арх. М.Н. Мейсель, И.Г. Явейн). Первый мем. закладной камень установлен на 9-м км (1965, арх. М.Н. Мейсель). В память о ленингр. детях на 3-м км трассы возведен мемориал «Цветок жизни» (1968; арх. А.Д. Левенков, П.И. Мельников). Подвиг летчиков, защищавших Л., увековечен в мемориале «Балтийские крылья», расположенном на 5-м км трассы (1968, арх. А.Д. Левенков). На 10-м км находится пам. «Румболовская гора» (1967; арх. П.Ф. Козлов, В.Н. Полухин). На вершине горы расположено мем. братское захоронение защитников Л., погибших на «Д. ж.» в 1941-43 или умерших от ран. На 17-м км, где в 1941-43 находилась зенитная батарея, сооружен монумент «Катюша» (1965; арх. А.Д. Левенков, П.И. Мельников и Л.В. Чулкевич). На 40-м км возведен мемориал «Разорванное кольцо» (1966; авторы В.Г. Филиппов, К.М. Симун). На 45-м км – мемориал «Ладожский курган» (1969), символическое братское захоронение моряков, водителей, курсантов воен.-мор. училищ, погибших на Ладоге в 1941-43. В 1970-е открылись новые пам.: мемориал «Стальной путь» (1972; арх. И.Г. Явейн, худ. Г.Д. Гликман) на ст. Петрокрепость – в память о подвиге железнодорожников; в комплексе «Ладожский курган» – памятник «Броня» (1975; арх. И.И. Павлов, скульп. А.В. Аристов). 12 сент. 1972 в пос. Осиновец открыт «Дорога жизни», музей. В 1980-е напротив крепости Орешек установлен обелиск «Дорога победы» (1983, арх. В.Н. Трофимов) – в память о первом поезде, отправленном в Л. после начала блокады. На 12-м км «Д. ж.» в 1983 восстановлен участок воен. трассы протяженностью 380 м с булыжным покрытием. Рядом – три мем. стелы. На одной из них указано официальное число эвакуированных из Л. по «Д. ж.»: 1,2 млн. чел. На ст. Ржевка установлена мем. стела «Регулировщица» (1986; скульп. Я.И. Имранов, Б.А. Изборский); в память об арт. обстреле 29 марта 1942 на здании ст. установлен барельеф (1990; арх. А.П. Чернов, скульп. А.А. Архипов). К 60-летию Победы большинство пам. отреставрировано. Идет стр-во новых мемориалов: в частности, 23 февр. 2006 в пос. Осиновец состоялось открытие закладной плиты пам. погибшим на Ладожском оз. Лит.: Достопримечательности Ленинградской области. Л., 1977; Лукьянов Ю.А. Рубежи стойкости и мужества. Л., 1985; Павлюченко В.Ф., Редькин П.Л. Музей «Дорога жизни». Л., 1988; Мелуа А. Блокада Ленинграда. М.; СПб., 1999; Семенова Т.М. «Каменная летопись» Великой Отечественной войны // Труды ГМИ СПб. Вып. 5. СПб., 2000. С. 324-343. Богданов Н. Мемориальный ансамбль «Дорога жизни». СПб., 2003. И.А. Карпенко
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Зеленый пояс Славы», комплекс мемориальных сооружений
Рубрики
«ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС СЛАВЫ», комплекс мем. сооружений на рубежах битвы за Ленинград 1941-44, созданный с целью увековечить память его героических защитников. Первое сооружение будущего комплекса появилось еще во время ВОВ – это стела между Лигово и Сосновой Поляной (1944; арх. К.Л. Иогансен, В.А. Петров); затем был поставлен обелиск на Петергофском ш. у развилки дорог на Красное Село и Петродворец (1946; те же авторы). В наст. время эти пам. входят в состав мемориала «Кировский вал» на терр. СПб. 23 июня 1956 опубликовано первое решение гор. пр-ва о стр-ве памятников героям обороны Ленинграда. В соответствии с ним были открыты: обелиск у Московского ш. (1957), ныне входящий в мемориал «Штурм» (арх. М.К. Меликова), гранитная стела на 32-м км Петергофского ш. (1961; арх. О.И. Соколова), позднее ставшая частью мемориала «Приморский». Идея о необходимости создания единого комплекса воен. мемориалов вокруг Ленинграда была высказана в 1965 и получила одобрение руководства города. Проект общей планировки мемориала разрабатывался в 1958-64 сотрудниками архит.-планировочного управления Ленгорисполкома и 1-й мастерской ин-та Ленпроект (в состав рабочей группы входили арх. Г.Н. Булдаков, В.Л. Гайкович, М.А. Сементовская). В основу планировки «З. п. с.» положен рубеж обороны, на к-ром в сент. 1941 были остановлены войска противника. Работу по уточнению линии фронта и мест дислокации войск провел Штаб ЛВО. Мемориал возводился «методом народной стройки», в его создании участвовали жители и крупнейшие орг-ции Ленинграда. Общая протяженность «З. п. с.» составила 200 км. Он подразделяется на неск. участков: 1) «Большое блокадное кольцо» (юж. берег Финского зал. в р-не Лигово – Пулковские высоты – севернее г. Пушкин – южнее г. Колпино – г. Кировск – правый берег Невы – зап. берег Ладожского оз. – дер. Верхние и Нижние Никулясы – пос. Васкелово – р. Сестра – сев. берег Финского зал.). На этой терр. расположены мемориалы «Кировский вал», «Пулковский рубеж», «Ополченцы», «Непокореные», «Штурм», «Ижорский таран», «Невский порог», «Невский пятачок», «Прорыв», «Безымянная высота», «Лемболовская твердыня», «Сад мира» и «Сестра». 2) «Малое блокадное кольцо» (г. Петродворец – Гостилицкое ш. – дер. Порожки – р. Воронка – дер. Керново). Он включает в себя мемориалы «Приморский», «Атака», «Якорь», «Январский гром», «Гостилицкий», «Дальний рубеж» и «Берег мужественных». 3) Зап. и вост. участки «Дороги жизни» (дер. Леднево – Кобона – Лаврово – Войкобало) с пам. «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Катюша», «Разорванное кольцо», «Переправа», «Стальной путь» и мемориал «Кронштадский» на о. Котлин. В комплекс воен. мемориалов вошли разнообразные архит. произв., сочетающие в единой композиции скульптуру, памятные знаки и сохраненные или восстановленные оборонит. сооружения. Связующим звеном между пам., находящимися на больших расстояниях друг от друга, являются парки, мем. аллеи и скверы. Стр-во первых пам. «З. п. с.» завершено в 1965, в 20-ю годовщину Победы. На местах будущих мемориалов были поставлены закладные камни, высажены первые деревья. В том же году проекты, разработанные ленингр. арх. и скульп., были выставлены в Исполкоме Ленгорсовета, а в начале 1966 – в Доме архитектора. Стр-во мемориалов велось в неск. этапов. Первые были построены к 9 мая 1967. В кон. 1960-х – нач. 1970-х работы продолжались, большинство объектов было завершено к маю 1975 (30-я годовщина Победы). К этому времени на быв. линии фронта находилось свыше 80 пам., обелисков и иных сооружений. В качестве самостоят. элементов в состав «З. п. с.» включены братские воинские кладб. и захоронения, образцы воен. техники, здания и сооружения, отмеченные мем. досками (напр., здание в пос. Борисова Грива, где в 1941-42 располагался эвакопункт). В 1974 «З. п. с.» получил статус пам. истории республ. значения и был принят под охрану гос-ва. Его символическим центром является Монумент героическим защитникам Ленинграда, открытый 9 мая 1975 на пл. Победы в СПб. Стр-во продолжалось во второй пол. 1970-х – первой пол. 1980-х. В этот период совершенствовались уже построенные и создавались новые мемориалы, благоустраивалась прилегающая терр., высаживались деревья. Лит.: Лукьянов Ю.А. Рубежи стойкости и мужества. Л., 1985. С. 65-171; Ганшин В., Сердобольский О. Кольцо памяти, кольцо славы. Л., 1988. С. 60-118; Семенова Т.М. «Каменная летопись» Великой Отечественной войны // Труды ГМИ СПб. Вып. 5. СПб., 2000. С. 324-343. И.А. Карпенко
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Кировский район
Рубрики
КИРОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2590,9 кв. км. Нас. – 97,0 тыс. чел. Расположен в центральной части Лен. обл., на севере ограничен побережьем Ладожского оз., на северо-западе и западе граничит с Всеволожским р-ном, на западе – с СПб., на юго-западе – юге с Тосненским, на юго-востоке – с Киришским, на востоке и северо-востоке – с Волховским р-нами. Образован 1 апр. 1977 из смежных частей Тосненского и Волховского р-нов. В состав К. р. входит 102 сел. населенных пункта, объединенных в 3 сел. поселения, а также 8 гор. поселений, в т. ч. гг. Отрадное и Шлиссельбург, гор. поселки Мга, Назия, Павлово, Приладожский, Синявино. Адм. центр – г. Кировск. По северу р-на проходит автомоб. трасса СПб. – Новая Ладога, сеть дорог местного значения более развита на западе и востоке. Через р-н пролегают ж.-д. линии, наиболее важными из к-рых являются пути из СПб. на Волховстрой и Кириши. По р. Неве и Новоладожскому кан. осуществляется водное сообщение. В археол. отношении терр. района мало исследована. Вероятно, ее заселение относится к эпохе неолита, хотя обнаружены лишь пам. ср.-век. периода. Топонимия прибалт.-фин. происхождения свидетельствует о дославянском нас. региона. С XIV в. начинается славянское освоение края, в истоке Невы в 1323 появляется крепость Орешек. В XVII в. регион находился в приграничной полосе между Швецией и Россией. В XVIII в. здесь строится Ладожский кан., возникают дворянские усадьбы, в XIX в. сооружается Новоладожский кан., в ХХ в. происходит интенсивное пром. развитие, возникают гор. поселения, формируются дачные массивы жит. Ленинграда. В период ВОВ в 1941-43 на терр. р-на велись кровопролитные бои. В К. р. имеется ряд архит. пам. Наиболее древним из них является крепость Орешек (см. Шлиссельбургская крепость). К XVIII в. относится здание почтовой ст. Пелла в г. Отрадное (см. Пелла, дворцовый ансамбль). Сохр. правосл. храмы XVIII–XIX в., в т. ч. Никольская ц. в дер. Верола и Николая Чудотворца Святителя церковь в дер. Кобона, ц. Тихвинской Божьей Матери в с. Путилово. Пам. гидротехники являются Ладожские каналы. В р-не 39 монументов, обелисков и братских захоронений, связанных с событиями ВОВ, в т. ч. «Невский пятачок», музей, обелиск в честь встречи воинов Волховского и Ленинградского фронтов во время прорыва блокады 18 янв. 1943. На терр. р-на действует «Прорыв блокады Ленинграда», музей-заповедник; в дер. Кобона находится Прокофьева А.А. музей. В К. р. работает 22 учреждения культуры, в т. ч. Кировская библиотека центральная межпоселенческая с 17 филиалами, 6 дет. муз. и худож. школ, имеется парк культуры и отдыха. Успешно развивается сфера туризма. См. также: Кировского района герб и флаг. Лит.: Аркадьев В. Кировск. Л, 1974; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 214-218; Кировск: Фотоальбом. Л., 1979; По Неве и Волхову. СПб., 1982; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 62-63; Информационный портал Кировского района. – http://www.kirovsk-online.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=28 С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Кобона: Дорога жизни», музей
Рубрики
«КОБОНА: ДОРОГА ЖИЗНИ», музей (дер. Кобона). Создан в 1990-е как филиал Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». После 22 нояб. 1941 Кобона стала кр. портом и ж.-д. узлом, отсюда начиналась ледовая трасса «Дороги жизни». Через Кобону было эвакуировано из Ленинграда более 500 тыс. чел. Музейная экспозиция включает док-ты, фотографии, предметы воен. быта. Расположен в довоен. здании быв. школы, здесь же находится Прокофьева А.А. музей. Лит.: Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Справочник / Авт.-сост. Ю.Б. Демиденко, Т.Н. Демиденко. СПб., 2002. С. 184. И.А. Карпенко
Авторы
подробнее…
Ладожские каналы
Рубрики
ЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ. Соединяют устье р. Волхов и исток Невы, проходят вдоль юж. побережья Ладожского оз. Существуют два канала – Староладожский и Новоладожский. Стр-во канала было вызвано необходимостью иметь надежный водный путь в обход труднопроходимой Ладоги, на к-рой гибло множество судов (до трети от общего кол-ва). Указ о начале стр-ва был издан Петром I 18 нояб. 1718. Для обеспечения сооружения канала был установлен особый общеимперский подворный налог. Из-за недостатка вольнонаемных рабочих в стр-ве активное участие принимали воинские подразделения. Первоначально работами руководил Г.Г. Скорняков-Писарев, в 1723 на его место назначен гр. Х.А. Миних. Петр I лично инспектировал сооружение канала в 1723 и 1724. С 1724 кол-во рабочих на стр-ве было увеличено с 16 до 25 тыс. чел. В 1731 канал, названный им. Петра Великого был введен в эксплуатацию. Он стал частью Вышневолоцкой водной системы, сооруженной к 1709. Дл. канала составляла ок. 111 км, шир. – более 20 м, глубина – св. 2,4 м. Укрепления берегов были выполнены из фашин, дерева и дикого камня. Кан. отходил в 4 км от устья Волхова и соединялся с Невой в 1 км от истока. Между рр. Кобона и Волхов вдоль кан. были созданы спец. водохранилища, т. н. «резервы» для поддержания необходимого уровня воды. При них, а также на местах соединения кан. с Невой и Волховом были устроены шлюзы с водоспусками. В 1766–1802 к северо-востоку от Ладожского кан. до устья р. Сясь был прорыт Сясьский кан., а в 1802-10 он был продолжен до устья р. Свирь, став частью Мариинской водной системы. В 1820–1830-е прошла реконструкция нек-рых гидротехн. сооружений (шлюзов и водоспусков). В 1861-66 из-за обмеления старого канала ближе к береговой линии был прорыт новый безшлюзовый канал, получивший имя имп. Александра II. Его открыли 1 сент. 1866. Прежний канал стал называться Староладожским, а вновь сооруженный – Новоладожским. Новый кан. принял на себя осн. нагрузку по транспортировке грузов, а старый использовался как дополнительный путь. На концах Л. к. находятся гг. Новая Ладога и Шлиссельбург. Вдоль трассы расположен ряд сел. населенных пунктов, наиболее значительными и древними из к-рых являются дер. Дубно, Лигово, Черное, Леднево, Кобона, Лаврово. В наст. время Новоладожский кан. используется для местных перевозок, Староладожский постепенно разрушается. Лит.: Казнаков В.Г. Исторический очерк Ладожских каналов, старого и нового. СПб., 1866; Горелов В. Речные каналы в России. Л.; М., 1953; Евгеньев Г. По водным путям Северо-Запада. Л., 1958; Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 120-121. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Николая Чудотворца Святителя церковь (дер. Кобона. Кировский р-н)
Рубрики
НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ (дер. Кобона, Кировский р-н). В 1568 в Кобоне существовала ц. Свв. Мчч. Фрола и Лавра. Никольская ц. впервые упоминается в первой пол. XVII в. 21 апр. 1765 храм сгорел. По прошению помещика ген.-лейтенанта М.М. Измайлова и благословению митр. Гавриила (Петрова) в 1765 из дер. Дубно перевезена и переосвящена в честь свят. Николая дерев. церковь. 6 марта 1816 она сгорела. В 1820-21, при владельце кобонского имения гр. И.А. Мусине-Пушкине, священником Стефаном Алексеевым с прихожанами была сооружена новая кам. церковь на берегу Ладожского канала. В 1860-61 незначительную перестройку здания осуществил арх. М.А. Щурупов, придел во имя Свв. Петра и Павла упразднили. Ц. сохраняет древнерус. луковичное пятиглавие, по отделке фасадов соответствует традициям переходной эпохи от барокко к классицизму. У храма находилось кладб. (в наст. время сохр. несколько дорев. надгробий, в т. ч. священника Капитона Михайловского и новоладожских купцов Грибановых). Храм закрыт в 1936 (официально – в 1939), настоятель прот. Иаков Чулков расстрелян. В ВОВ в храме находился эвакопункт для жителей блокадного Ленинграда, затем склад. С 2000 ц. приписана к Зеленецкому Свято-Троицкому мон. В наст. время закончено восстановление наружного облика ц., совершаются регулярные богослужения. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. С. 92, 248. А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Октябрьская железная дорога
Рубрики
«ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА», федеральное гос. унитарное предприятие. Протяженность путей – более 10 тыс. км (в 2003 эксплуатационная дл. путей составила 10143 км, развернутая дл. – 13168,8 км). Проходит по терр. СПб., Ленингр., Новгородской, Псковской, Тверской, Московской, Вологодской, Мурманской обл. и терр. Республики Карелия. Связывает Петерб., Выборгский, Мурманский, Кандалакшский мор. порты, порты Сев.-Зап. речного пароходства. Крупнейший узел – СПб. В 2003 в состав О. ж. д. входили 750 ст., 25 локомотивных депо, 15 грузовых вагонных депо, 5 пасс. вагонных депо. Образована приказом НКПС №1313 от 27 февр. 1923, согласно к-рой Николаевская ж. д. (линия Петроград – Москва) была переименована в О. ж. д. Первым пред. Правления О. ж. д. (1923-28) стал П.Е. Безруких. Постепенно в состав О. ж. д. включались отдельные ж.-д. линии Северо-Запада России. В 1940-42 и 1947-53 функционировала самостоятельная Ленингр. ж. д. (линии Л. – Нарва, Л. – Пыталово, Л. – Сущево, Л. – Мга, Л. – Усть-Луга). В 1959, после включения в состав О. ж. д. Кировской ж. д. (включала линии Лен. обл. восточнее Мги, Карелии, Мурманской обл.), все ж.-д. пути Лен. обл. перешли в подчинение О. ж. д. Совр. терр. О. ж .д. сформировалась в 1961. На терр. Лен. обл. и СПб. ж.-д. стр-во началось в 1830-е. В 1837 открыта первая жел. дорога России, соединившая СПб. и Царское Село, в 1838 она продлена до Павловска. Далее последовало стр-во линии СПб. – Москва (построена в 1843-51); Варшавской ж. д. (1853, СПб. – Гатчина – Луга); Петергофской ж. д. (1857); Финляндской ж. д. (1870, СПб. – Выборг – Рихимяки); Балтийской ж. д. (1870, Гатчина – Нарва); Ириновской ж. д. (1892); Сестрорецкой ж. д. (1894), линии СПб. – Мга – Званка (Волхов) – Вологда (1906). В Выборгской губ. Вел. княжества Финляндского были построены ветки: Выборг – Антреа (Светогорск) – Иматра (1892), Антреа – Хиитола – Сортавала (1893), Тюрисевя (Ушково) – Койвисто (Приморск) (1916), Хиитола – Рауту (Сосново) (1917). В 1914 построен ж.-д. мост через Неву. В 1920–1930-е строились жел. дороги для обслуживания воен. объектов в приграничных р-нах: ветка Ораниенбаум – Котлы – Веймарн (1926), Котлы – Усть-Луга (1931; участок Усть-Луга – Кургальский п-ов не сохр.), Веймарн – Сланцы (1940), Веймарн – Чудово – Будогощь (не сохр.). Строились многочисл. узкоколейные жел. дороги для обслуживания торфоразработок. В 1933 был электрифицирован участок Ленинград – Лигово – Ораниенбаум, в 1935 – Лигово – Красное Село, в 1936 – Красное Село – Тайцы, в 1937 – Тайцы –Гатчина-Балтийская. Работы по электрификации продолжаются в наст. время. В 1996 электрифицирован участок Волховстрой – Лодейное Поле, в 2000 – Волховстрой – Тихвин, в 2001 – Тихвин – Бабаево. Неэлектифицированными остаются пути в зап. р-нах Лен. обл. (Гатчина – Ивангород, Веймарн – Сланцы – Гдов, Веймарн – Калище). В годы ВОВ работники О. ж. д. участвовали в снабжении блокадного Ленинграда. Зимой 1941-42 была построена ж.-д. ветка к порту в дер. Кобона (Войбокало – Кобона – Коса, действовала до 1943). После прорыва блокады в 1943 за 17 суток была построена ветка Поляны – Петрокрепость через Неву, получившая назв. «Дорога победы» (действовала до марта 1944). В 2003 в ведении О. ж. д. находился 41 объект соц.-культ. сферы в разных регионах России (в т. ч. санаторий-профилакторий «Мельничный ручей» во Всеволожском р-не). В СПб. расположен Центральный музей О. ж. д. (открыт в 1979), в Лен. обл. на ст. Петрокрепость – музей «Дорога победы», в дер. Кобона – музей «Кобона: Дорога жизни». С 1933 издается газ. «Октябрьская магистраль». Лит.: Магистраль имени Октября. М., 1990; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 351-361; От Царскосельской до Октябрьской: История. Развитие. Перспективы. СПб., 2003. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Прокофьев Александр Андреевич (1900-1971), литератор
Рубрики
ПРОКОФЬЕВ Александр Андреевич (1900–1971), поэт, Герой Соц. Труда (1970). Родился в дер. Кобона С.-Петерб. губ. в семье ладожского крестьянина-рыбака. Систематического образования не получил. Участник обороны Петрограда в Гражд. войну, позднее заведовал гарнизонным клубом в Новой Ладоге. В 1922-30 служил в органах ВЧК–ОГПУ. Публиковался с 1919 в уездной газ. «Новоладожская коммуна», с 1930-х – проф. литератор. Работал в армейской печати, сотрудничал в ленингр. периодике, член лит. группы при журн. «Резец», др. объединений пролетарских писателей. В качестве армейского журналиста участвовал в Сов.-финл. войне 1939-40. В годы ВОВ состоял в группе писателей при Политуправлении Ленингр. фронта. В 1945-48 и 1955-65 возглавлял Ленингр. писательскую орг-цию. Сталинская премия (1946), Ленинская премия (1961). Похоронен на Богословском кладб. в Ленинграде. Архив П. находится в ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, где воссоздан его рабочий кабинет. На родине поэта в дер. Кобона (Кировский р-н) в здании сел. школы открыт Прокофьева А.А. музей и установлен пам. работы М.К. Аникушина. Соч.: Собр. соч.: В 4 т. Л., 1978-80; Избранное: Стихотворения и поэмы. Л., 1990. Лит.: Александр Прокофьев. Вспоминают друзья: Сб. М., 1977; Молдавский Д.М. Александр Прокофьев. Л., 1985. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Прокофьева А.А. музей
Рубрики
ПРОКОФЬЕВА А.А. МУЗЕЙ (дер. Кобона), филиал Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». Создан в 1980-е в родной дер. А.А. Прокофьева. Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве поэта, представлены док-ты, фотографии, сб. стихов. Музей расположен в здании быв. школы. Дом Прокофьевых не сохр., во время войны в нем находилась прачечная. Место, где стоял дом семьи Прокофьевых, отмечено памятной доской. Перед зданием музея установлен бюст поэта (1981; скульп. М.К. Аникушин). Лит.: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С. 192-193. И.А. Карпенко
Авторы
  •  
подробнее…
Щурупов Михаил Арефьевич (1815-1901), архитектор
Рубрики
ЩУРУПОВ Михаил Арефьевич (1815–1901), архитектор, скульптор, художник-прикладник, реставратор пам. древнерус. зодчества, педагог. Окончил СПб. АХ (1836). В 1837-55 жил и работал в Италии, создал надгробный пам. К.П. Брюллову в Риме (1854-55). Заведовал скульпт. и рисовальным классом при Имп. фарфоровом з-де (1855-61). Проф. АХ (с 1861). Автор церк. зданий в Киеве, Торжке, Рыбинске, Тамбовской, Архангельской и Новгородской губ., в Токио и на Афоне (Греция). В СПб. построил ц. Свв. Бориса и Глеба (1869-82, не сохр.) и др. храмы, неск. доходных домов. Среди произв. Щ. К.И. Бистрому памятник в г. Кингисепп (1839-41), ц. Николая Чудотворца Святителя в дер. Кобона (1860-61), ц. Успения Пресв. Богородицы и богадельня Алексеевского общества дел милосердия (1876-79; не сохр.), Рождества Пресвятой Богородицы собор (1876-77), часовня Св. Благ. князя Александра Невского (1888-91) и Городской дом (1888-89) в г. Новая Ладога. Похоронен в СПб. на Никольском кладб. Александро-Невской лавры. Лит.: Яковлев Н.А. Михаил Щурупов. СПб., 2001. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…